К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Очень напряжённый, тяжёлый фильм, о любви и сломанных судьбах... Действие происходит жарким летним днём на даче, когда, казалось бы в тихой и размеренной жизни её обитателей появляется Митя, вернувшийся погостить спустя много лет... 1936 год, канун сталинских репрессий, время затишья перед бурей, когда только начинаются доносится отголоски начавшегося вскоре самого страшного периода нашей страны. Сюжет повествует о судьбе отдельно взятой 'семьи', а точнее о любовном треугольнике, неминуемо ведущем к гибели.. Как точно сняты переживания героев, неразрешимость их ситуации, и как мощно воздействует контраст веселья и ужаса, мучительно продолжающегося на протяжении двух с половиной часов...

17 января 2012 | 03:18
  • тип рецензии:

«Утомлённые солнцем» — историческая драма середины девяностых, которая в первую очередь берет зрителя своей жизненностью и правдоподобностью. На фоне следующих двух частей, которые были сняты аж через семнадцать лет, эта картина выглядит довольно бедно и совсем непривлекательно, но это лишь на первый взгляд. На самом-то деле, встроенная Михалковым в этот фильм лирическая мелодрама выглядела весьма очаровательно, придавая общей картинке фильма больше жизненных красок. Очень понравился сюжет, понравились актеры, отдельно хочу похвалить Надежду Михалкову и Ингеборгу Дапкунайте. Фильм своей атмосферой полностью переносит зрителя в тот солнечный летний день 1936 года. Смотря это кино, можно увидеть и ощутить, с какой любовью Никита Михалков отнесся к своей картине, как сильно он любит актерское ремесло и как сильно он любит свою дочь. Первая часть «Утомлённых солнцем» оказалась самой лучшей и самой интересной из всей трилогии. Хотя я и не разделяю коммунистических взглядов комдива Котова, но я очень зауважал этого персонажа, так как в нем ощущалась верность, благородность, отвага и уверенность в завтрашнем дне.

Я видел много фильмов поставленных Михалковым, и наверно соглашусь со многими, что это самая лучшая режиссерская работа Никиты Сергеевича, Оскар ему был адресован по справедливости, этот фильм заслуживает самой высокой награды. Этой картине прекрасно подошел бы слоган «Затишье перед бурей». Период массовых репрессий и политических преследований в СССР, я называю маразмом товарища Сталина, по другому никак. Иосиф Виссарионови был непредсказуемым человеком, и этот его указ, — тому подтверждения. Вот так взять и сделать из всех предателей родины — это же полный абсурд. Хотя с другой стороны, Сталин может и делал все правильно, так как ликвидировал любого товарища, в котором видел даже малейшую опасность, таким образом, он не давал осуществить против него сговора. Ситуация с Котовым — это отдельная тема, ведь Котов был хорошим другом Сталину, а он при первой возможности записал его в список врагов страны. Никита Михалков прекрасно выступил здесь не только как режиссер, но и как актер. Я всегда считал и буду считать Никиту Михалкова одним из лучших актеров периода СРСР и нынешней современной России.

Сюжет настолько был интересен, события настолько понятно и увлекательно развивались, что полтора часа пролетели за пару минут. Сергей Котов - это образец настоящего, истинного коммуниста, Никита Михалков замечательно сыграл своего героя. На первый взгляд эта историческая драма покажется Вам слегка невнятной в плане сюжетной подачи, то есть за двадцать минут нам предстоит увидеть много разнообразных поворотов, с которыми тяжело будет предугадать то, что же на самом деле ждет главных героев впереди, и чем собственно насыщен сам фильм. Я считаю это очень хорошим свойством в кино, намного интереснее смотреть картину, совершенно не представляя, что тебя будет ждать через пару минут. Практически весь фильм целиком заслуживает громких аплодисментов, ибо куда не глянь - везде все изысканно и великолепно. Любимец Сталина комдив Котов, отдыхает на загородной даче со своими родственниками. Жизнь удалась! В стране все тихо и спокойно, Котов радуется жизнью вместе со своей любимой женой и дочкой, и только совсем нежданный приезд дальнего знакомого Мити, заставляет Котова серьезно подумать не только о собственном будущем, но и о будущем целой страны.

9 из 10

06 января 2013 | 17:07
  • тип рецензии:

Комдив Котов, легендарный военачальник и любимец товарища Сталина, отдыхает с семьей на загородной даче. Летнюю идиллию нарушает приезд Мити, бывшего друга жены Котова, Маруси. В далёкой юности Митя вместе с Марусей строили планы на будущее. Но Маруся вышла замуж за офицера Красной Армии и родила ему дочь. И вот теперь молодой сотрудник НКВД приехал, чтобы взять реванш...

История, случившаяся в прекрасный летний день 1936 года на затерянной в подмосковных лесах командирской даче, произрастает как из рассказов Чехова, так и из 'Голубой чашки' Гайдара, набирая, в конечном счёте, эпическое дыхание 'Унесённых ветром' (связь с которыми не очень скромно обозначена в названии). Михалков почти что злоупотребляет повторением мизансцен из своей 'Неоконченной пьесы для механического пианино': всё, от пейзажных и интерьерных композиций до застольных ритуалов, напоминает о так любимых режиссёром старорусских 'лишних людях'.

Едва ли не каждый из персонажей несёт тут на своих плечах груз героя-архетипа, и в то же время под присмотром режиссёра расцветает бесчисленным количеством индивидуальных артистических черт, которыми Михалков любит наряжать свои фильмы, аки новогоднюю ёлку. Благодаря этой, одной из самых сильных сторон своего дарования, он на какое-то время дедраматизирует трагическую тему, казалось бы, обреченную звучать надрывно, и доносит до зрителя конца столетия прерывистое дыхание полувековой давности.

Нехитрую философию советского счастья комдив Котов запросто рисует на круглых маленьких пятках дочурки, в то время как инквизиторское бремя буквально давит на исходящих потом энкэвэдэшников, которые в ожидании очередной жертвы смачно закусывают солёными огурчиками в 'заряженном воронке'. Кульминационная сцена расправы над Котовым, которого совсем не случайно играет сам режиссёр, обретает смысл не столько физического насилия над личностью, сколько попрания веры в непогрешимость самых преданных.

Михалков применяет излюбленный приём 'отражённого луча', когда показывает избиение Котова глазами случайно оказавшегося рядом шофера грузовика. Узнавший комдива водитель переживает за пару секунд полную гамму возможных эмоций - от нечаянной радости до дикого ужаса, чувствами «узаконивая» приход нового времени – великой сталинской инквизиции. Одной только этой сценой Михалков показал, что хорошо помнит свои главные выразительные средства и по-прежнему ими пользуется.

Как и в 'Урге' ему вновь удаётся раздвинуть границы реальности и «протиснуться в щель» иносказательности. Но если в предыдущей картине для этого использовался образ виртуальной реальности (там монгольский пастух покупал телевизор и через его экран смотрел на окружающую степь), то здесь метафорой инфернального зла становится шаровая молния.

Контраст между неуправляемостью этого природного явления и противоестественной обыденностью насилия, когда даже красного комдива позволительно скрутить в бараний рог и заставить завыть от отчаяния, как раз и высвобождает те сложные чувства, когда страх и бессилие, сопереживание и протест рождаются у зрителя одновременно.

02 сентября 2012 | 21:58
  • тип рецензии:

Никита Михалков ныне - персона неоднозначная. В свете последних неудач сложно представить, что когда-то этот кинорежиссер мог снимать действительно хорошее кино. И даже получить за него 'Оскар'.

'Мы знакомы. Это было давно. Еще в прошлой жизни'

'Утомленные солнцем' - это история страны, показанная сквозь призму одной семьи и дома. Середина 30-х годов, легендарный комдив, герой Гражданской войны, ярый коммунист. Его семья, довольно-таки странная, словно из былых времен, где время остановилось в начале ХХ века. Жена благородного происхождения, её многочисленные родственники, разговаривающие о минувшем, поющие отрывки из опер перед завтраком, прислуга и маленькая дочь, которая очень хочет стать пионеркой. Внезапно во всю эту семейную летне-дачную идиллию врывается человек из прошлого - Митя.

'Я думал, что если для меня жизни нет, то ни для кого её нет. А вы есть, и все у вас как прежде. А меня что, вычеркнули? Ластиком стерли'

Митя приехал отомстить. За себя, свою разломанную войнами и революциями жизнь, своё собственное унижение и свою несостоявшуюся взаимную любовь с женой комдива, Марусей. У него нет родины, нет семьи, нет дома. У него есть только злость, отчасти на этот дом, отчасти на Котова, отчасти на самого себя. Он оказался выкинутым из жизни. У него отняли все, даже родину. Хотя он сам прекрасно понимает, что он - предатель.

'Ему было 27 лет. И ему очень хотелось жить'

Гражданская война в начале века минувшего перевернула нашу страну с ног до головы. 70 лет коммунизма не прошли для нас даром, мы все еще расхлебываем последствия событий 1917-1922 годов. В этой войне не было победивших. Проиграли все. Только одни (белое движение) сразу, а другие после, когда началась чистка рядов партии и армии 1936-1938 годов, вызванная психозом товарища Сталина. Герои революции и Гражданской войны были стерты с лица земли и объявлены врагами народа, им были приписаны обвинения в шпионаже и всякие разности, которых в природе не могло существовать. Их семьи были сосланы в многочисленные лагеря, где многие из них и погибли, так и не дождавшись реабилитации времен оттепели Хрущева. История, показанная в фильме тем и трагична, что в одинаковом положении оказались и те, кто гнал белых с красных земель и те, кого гнали. И в фильме абсурдность и трагизм переплетены весьма удачным образом.

'А вот интересно, если их попросить, они громче смогут?'

Борьба старого и нового очень хорошо удалась режиссеру. Горны, пионеры, танки переплетаются здесь со староукладными обычаями в виде горничных, плетеных кресел, игры на фортепиано. Два разных мира. В одном лишний Митя, в другом лишний Котов. Враги народа они оба, каждый по-своему. Будущего ни у кого из действующих персонажей быть не может. Здесь все предельно ясно.

Очень хорошая работа Михалкова-режиссера. Очень удачно выравнены и показаны интонации интеллигенции и коммунизма, их идеологическое столкновение, их взаимные проблемы и перипетии. Это одна из лучших ролей Олега Меньшикова. Он здесь просто великолепен. Браво! Ингеборга Дапкунайте очень здорово вписалась в роль Маруси, Надя Михалкова тоже очень органично смотрится в своей лучшей, по-видимому, роли. Что касается Никиты Сергеевича-актера, то он, как всегда переигрывает и слишком похож сам на себя, а оттого и слегка утомителен. Стоит отметить, что во многом фильм спасает музыка Эдуарда Артемьева. Это одна из лучших его работ.

'Как обидно. Как глупо'...

Весьма жаль, что у фильма есть продолжение, потому как, чем больше раз его смотрю, тем больше убеждаюсь в том, что оно портит и первый фильм тоже. Некоторые вещи просто смешат, потому как всплывает невероятное 'Предстояние'. 'Цитадель', к счастью, я не видела. Я очень сожалею по этому поводу, потому что мне всегда очень нравился первый фильм, но сейчас я стала хуже относиться к нему. Хотя по-прежнему считаю его очень качественным и хорошим. И, безусловно, достойным вашего внимания.

8 из 10

Спасибо за внимание!

09 июля 2011 | 00:24
  • тип рецензии:

'Утомленное солнце
Hежно с морем прощалось,
В этот час ты призналась,
Что нет любви.'


Критиковать и бранить, мысленно закидывая помидорами и прочим съестным второй свежести, можно сколько душе угодно, но что поделать, если Никита Михалков действительно гениальный режиссер? Да, пожалуй, что после успеха 'Утомленных солнцем' противникам только и остается, что осуждать барские замашки и неуемные амбиции режиссера. Через несколько лет после оглушительного успеха Михалков опять садится в режиссерское кресло и перед зрителем предстает прекрасный 'Сибирский цирюльник', затем выходит успешная драма 'Двенадцать'. Но вот следующий творческий период был не слишком удачным для режиссера, он решил взяться за продолжение 'Утомленных солнцем', за продолжение фильма, сюжет которого был приведен к логическому завершению и продолжения не допускал. Может, что это и было главной ошибкой? Я не могу судить, потому что фильм не видела, но все мои знакомые считают его превосходным и даже не подозревали, что он оказался провальным. В любом случае, после всех переживаний и чувств, которые оставила после просмотра первая часть, я, вероятно, и не смогу заставить себя посмотреть продолжение, но я уверена, что как отдельные фильмы, как отдельная история, 'Цитадель' и 'Противостояние' смотрелись бы более органично.

'Утомленные солнцем' - это драма, снятая Никитой Михалковым в 1994 году. Главные роли в ней исполнили Олег Меньшиков, Никита Михалков, Ингеборга Дапкунайте, Надежда Михалкова и, что было для меня приятной неожиданностью, Вячеслав Тихонов. Причем, что одну из ролей играет Тихонов я поняла только к концу фильма и очень удивилась, как это я могла не узнать своего любимого актера. Сама картина мне понравилась от первой минуты до последней, каждая мелочь. А одну деталь я приметила только после второго просмотра: кто-нибудь обращал внимание на диалоги героев? Нет, это не те пустые разговоры большинства голливудских творений, здесь каждая фраза имеет смысл и помогает лучше понять характер каждого из членов семьи. Послушать, хотя бы, все воспоминания Дмитрия: все забавные, на первый взгляд, истории из детство и молодости. А ведь как тяжело ему все это вспоминать. А в самом начале, когда герой Тихонова упоминает о презумпции невиновности и римском праве? Какой наивной и смешной покажется фраза, высказанная в первых минутах фильма, когда в конце мы видим портрет Сталина, взлетающий над полями.

Все действие происходит на даче, где отдыхает большая и шумная семья: легендарный комдив Сергей Котов, его жена Маруся и дочь Надя, бабушки, соседи, домработница, родители Маруси. Но тут на дачу приезжает старый друг семьи Дмитрий, который привносит в счастливую семью еще больше задора и радости. Вообще, весь фильм - это сплошное веселье и радость. Все герои шутят, танцуют, поют, играют на фортепиано, купаются на речке. И все, как один, уверены, что счастливая пора никогда не кончится. Ведь все они под солнцем справедливой советской власти.

Актерская игра здесь на высшем уровне, а гвоздь программы - это Олег Меньшиков. У него нет ни одной плохой роли, а эта, я думаю, лучшая из них. И ведь не знаешь, как следует относиться к его персонажу. Нельзя однозначно сказать, что он антагонист, но он ведь и не положительный герой. Мне его было просто жалко, хотя, если анализировать его поступки, то Дмитрий и сам очень жалкий, но что-то человеческое в нем все же есть, и это прослеживается через мелочи. Никита Михалков также хороший актер, ведь режиссура - это не единственный его талант. Как он вжился в роль Котова и правильно передал характер. Получается, что перед зрителем предстает не суровый комдив, а любящий муж и отец, а это самое важной. Очень понравились и Надежда Михалкова с Ингеборгой Дапкунайте.

В общем, смотреть, смотреть и еще раз смотреть! 'Утомленные солнцем' - это фильм о тяжелом времени, когда счастье каждой семьи могло оборваться в один миг, это фильм о нашей истории. Я сама совсем недавно поняла, что в выборе между русским и зарубежным фильмом стоит отдавать предпочтение нашему, но качественному кино.

21 июня 2014 | 16:02
  • тип рецензии:

Если мне не изменяет память, то «Утомленные солнцем» это последний из советско-российских фильмов удостоенный Оскара и, пожалуй, первый, на мой скромный взгляд, кто был снят именно под эту премию и под другие мировые призы. Сразу скажу, что фильм мне очень нравится, я считаю его вершиной в творчестве Михалкова. Стоило остановиться на этом, но…увы. Однако поговорим сейчас именно об «Утомленные солнцем».

Так почему у меня ощущение, что данную ленту снимали с прицелом на россыпь призов, причем западных? Очень просто. Михалков, кроме всего того, что он является талантливым режиссером и неплохим актером ещё и очень хитрый и находчивый. Не будь он таким, я бы удивилась. Что я имею ввиду. Как заинтересовать западного зрителя, как вышибить из него слезу, как заставить признать свое творение, снятое, причем, на тему далекую от европейского и американского зрителя? Нужно сделать следующее.

1.Снять фильм, обличающий «жуткий тоталитарный строй и чудовищную атмосферу сталинской эпохи» - за рубежом это обожают. Причем строй этот желательно показать в максимально карикатурном виде…но при этом не перегибать палку реальности.

2.Снять фильм в понятном западному зрителю ключе. Вряд ли, сними Михалков продразверстки, Днепрогэс, коллективизацию, колхозы и коммуналки, на западе бы разобрались, что к чему. Для этого есть хитрый и действенный ход. Показать крушение великой империи на примере интеллигенции. Творческой, научной, неважно какой. Интеллигенция, что у нас, что в Африке одна и та же. Практически в каждой творческой семье есть жена-вдова, парочка выживающих из ума тетушек-бабушек, вечно бормочущий о высоком похотливый дедушка, юное поколение – восторженное, но со шрамами в душе и на теле от изменившейся жизни, а также куча непонятно откуда берущихся людей, имеющих с данной семьей давние и не очень связи. А если в этот коктейль ввести знаковое лицо из «новой жизни», эдакий айсберг – большой, мощный, разрубающий и ставящий все с ног на голову, но искренне верящий в торжество справедливости – то цены нет такой находке.

3. Ну и последнее – актерский состав. Надо взять выдающихся актеров, сказать им, что главное в фильме постоянно что-то бормотать, ходить туда-сюда, делать умильно-удивленные лица, короче быть фоном, но гениальным фоном, на котором и разворачиваются основные трагичные события. Их воплощают в жизнь тоже не последние актеры, причем надо сказать, воплощают блестяще.

Получается, что если соблюсти все эти условия, то можно рассчитывать на признание не только внутри родной страны, но и за её пределами, что для Никиты Сергеевича, думаю, было очень желанным.

Конечно, Михалков был бы не Михалков, не отведи он себе в картине роль знаковую, вроде даже вызывающую сочувствие у зрителей, особенно мировых. Ну как же, такой убежденный человек, сражающийся за идеалы мировой справедливости, не жалеющий себя и готовый прийти на помощь по первому зову, даже вопреки установленным порядкам и так жестоко обманутый носителями этих самых идеалов. Сыграно восхитительно, нет никаких претензий. Достойно так, по барски, но восхитительно.

Меньшиков! Ну, тут просто одно восхищение. Помню, как-то корреспондент задал ему вопрос, были ли пробы? На что Олег ответил удивленно, мол, какие пробы, сценарий под меня писался. И это правда, это видно. Актер в фильме, как рыба в воде. Лишь ещё роль Костика из «Покровских ворот» также села на него как влитая. Меньшиков гениален в этой картине, даже его недоброжелатели признают это. Он искрометен, весел, зажигателен, привлекателен и невероятно трагичен и несчастен, а его реакция на баннер (как бы сказали сейчас) Сталина – это просто сногсшибательно!

Дапкунайте – актриса отличная, с трагичностью и смешинкой одновременно. Её прибалтийская натура прекрасно пришлась под чуть восторженно-истерично-флегматичный характер героини.

Вот это трио и рассказало нам историю одного дня из жизни семейства комдива Котова, ухитрившись втиснуть в эти рамки трагедию России, надежду России, трагедию людей, надежду людей, которая смотрится на одном дыхании, не отпуская от себя ни на миг. За что и получила заслуженные награды и почитание зрителей.

Плохо одно, отсутствие меры у режиссера. Стоило остановиться на этом фильме, потому что финал его получился правдивым и реалистичным, без внезапностей и недоразумений. И сейчас, когда уже известно продолжение этой истории, просмотр омрачается. Мой совет - смотреть эту ленту, как законченное произведение, в конце которого жирная точка, а не запятая, многоточие или тире. В таком случае получите истинное удовольствие от просмотра.

20 февраля 2009 | 11:26
  • тип рецензии:

Одни из самых напряженных и эмоциональных фильмов. Сколько там тяжелых сцен, сколько показано за 2,5 часа! И в каждом кадре соперничество между двумz сильными людьми. И начало фильма со сцены, которую я честно говорю не сразу поняла, когда Миша берет трубку и говорит в неё 'согласен'. А финальная сцена в ванной... Настоящая находка фильма - шаровая молния, которая сопутствует событиям фильма. 'Отлично' всем и актерам, и режиссеру, и сценаристу.

24 апреля 2007 | 20:33
  • тип рецензии:

Сначала о недостатках. Первое - неясность некоторых сюжетных мотивировок, которые так и бросаются в глаза соображающему зрителю. Второе - мы просто никогда не сможем тягаться с западным кинематографом, пока в 2010-ом (!!) не научимся выпускать очищенные и нормальные DVD релизы не таких уж и старых фильмов.

- Товарищ комдив, какая связь?
- Половая!


Не такую уж и антисоветскую ленту снял Никита Михалков. Его герой - человек, который прошел революцию, любит дочь, крепче, чем жену и, главное, гордится советской властью, презирая буржуинов. И главное осуждение в ленте приходится не на солнечную пору, подаренную радостно настроенными коммунистами, а на псов режима с предателями и преддверие чудовищных сталинских репрессий. Нельзя сказать - стоит ли пересматривать такой тяжелый фильм, но один раз его точно стоит видеть, так как не зря, безусловно, авторитетная Американская Киноакадемия решила отдать золотую статуэтку именно этой картине. Утомленные солнцем, пожалуй, лучшая работа лучшего российского режиссера.

После того, как ты будешь валяться в собственном дерьме, и не подпишешь признание, то мы тебе напомним про жену и дочку.

А стоит ли говорить о сочетании актер/режиссер? Как правило, ДеНиро/Скорсезе и Мастрянни/Феллини нас всегда впечатляли и нам есть, что предоставить в ответ. Это сочетание под названием Меньшиков/Михалков. Не перестану нахваливать их, они смогут спокойно соперничать с вышеописанными мастерами, будь у них шире бюджет. Просто невозможно упрекнуть кого-то в этом фильме в плохой игре, поскольку наш самый талантливый актер современности Олег Меньшиков просто затмевает собой остальных, корме, безумно маститого Вячеслава Тихонова. И Евгений Миронов очень кстати, в своей малюсенькой, однако, очень показательной роли. Именно этот же эпизод четко показывает капризному зрителю, что на декорации и на авиацию с бронетехникой Никита Сергеевич не поскупился.

- Дядя Митяй, хочу быть пионеркой!
- Да? Будешь по горну вставать... и тебя похоронят под музыку...


Олег воплотил образ не самого приятного и вероломного 'пса режима' с первых кадров подумывающего о суициде. Это очень сложный образ интеллигентного и добродушно-скрытного мерзавца, совсем не подходящего Меньшикову, но очень интересно и живо смотрящегося на его, до последней морщинки, голубокровном лице. Никита Михалков же - провел сложнейшую работу роли второго плана и режиссера. Кстати, тема о споре старика профессора-интеллигента с комдивом о революции очень и очень кстати, под шумок, в другой комнате, по левой тыловой колонке, хоть и вскользь, но очень едко затронута и прекрасно обыграна голосами Михалкова и Тихонова.

Почему вы, белые, проиграли? А вам предложить было нечего!

Как правило, любое великое художественное произведение должно нести в себе скрытый философский смыл, но Михалков - не каждый, так как он берет эмоциями и весьма грамотной и уникальной, пестро-достоверной атмосферой. И все же, скрытый смысл (водитель, ищущий свой маршрут и невинно убиенный по роковым обстоятельствам, став свидетелем бесчинства 'псов режима') имеется. Но как я уже говорил, неясно зачем все это понадобилось Мите? В рецензии понять трудно, но во время просмотра возникнет подобный вопрос у каждого: 'Неужели все это не имело смысла, даже, из-за любви?'. Единственный вразумительный ответ - разрушить чужое счастье, банальная мечта любого низкого человека, поскольку, свое он просто проморгал.

Ваша роскошная жизнь рухнет по щелчку, вот так, в одночасье.

02 мая 2010 | 11:04
  • тип рецензии:

Что для вас означает фраза: «Отличная игра актеров?». Для меня это максимально приближенная игра к действиям в жизни. Это когда актер может улыбнуться как мой знакомый, взять чью-то руку, как мой папа, сказать, что-то такое, от чего бы в моей голове возникли всякие добрые воспоминания.

Это все по максимуму выполнил Михалков в своей работе. Нет. Я не плакала навзрыд, но я чувствовала. Чувствовала все то, что герои хотели мне сказать. Выращенная, на голливудских фильмах, с Михалковым, я поняла, что такое русская душа. Что такое русская история. Поняла, что такое русская семья. Отечественная семья.

Честно признаться, я не сильна в истории, и мне было сложновато смотреть фильм. Но одно я поняла точно: Здесь нет правых и виноватых. Нет хороших и плохих. Нельзя судить ни Котова, ни Митю. Каждый делал свою работу. Котов выполнял свою задачу, а Митя свою. Дело-то всего в работе. Схватка Котова и Мити, сравни схватке Гектора и Ахиллеса. Один защищает и поддерживает страну, а второй мстит за потерю близких людей.

Но, честно говоря, я надеялась до последнего, что Митя, пойдет на должностное преступление, поймет, что нельзя вот так разрывать успешную, удачную семью. Сделает какую-нибудь уловку и оставит Котова. И конечно же, меня просто убила концовка…Ну не мог! Ну не мог Митя такого сделать! Не мог оказаться таким человеком…

Так же, одной из главных героинь, которую я просто не могу оставить в стороне, безусловно, была Надежда Михална… Я редко вижу в фильмах талантливых детей, которые говорят фразу именно так, как нужно, смотрят, так, как должны бы были, но эта девочка такое вытворяла в кадре! Я была восхищена!

Я была восхищена всеми героями! И улыбчивой и милой Марусей, и бабушками, и смешной, полноватой Моховой и весельчаком Митей, который умеет выделывать столько разных штук, и, безусловно, Котовым, который так безмерно любил свою семью.

Я брала этот фильм и сожалела, что не взяла другой. Но пересилила себя, почти заставила взять классику российского кинематографа. Имя Михалкова, меня ни сколько не подкупало, потому что я не смотрела ни один из его фильмов. И, знаете, я ни на секунду не жалела. Я ожидала увидеть, скучный, тягомотный фильм, но увидела столько красоты и динамики, что сейчас с трудом могу связно говорить.

10 из 10

09 сентября 2008 | 17:51
  • тип рецензии:

Нет, все-таки Михалков очень хороший режиссер. При всей одиозности - ну умеет он снимать фильмы. И хотя как актер он тут уже начал 'врастать в амплуа' Настоящего Русского Офицера (эх, где ты, милый трогательный Генри Баскервиль, или хотя бы несчастный циник Трилецкий...) - играет он тоже на уровне.

Режиссерско-актерский дуэт с Меньшиковым - стопроцентный 'резонанс душ'. Меньшиков тут красавчик, просто русский Джонни Депп. Девочка тоже сыграла хорошо, папина дочка, ну а почему бы нет? Совершенная операторская и монтажная работа: белые одежды, пересвет почти в каждом кадре, придающий происходящему оттенок чего-то потустороннего - не воспоминания ли все происходящее самого Мити, последние мысли о разрушенном рае?

Единственное что - все персонажи в фильме чем-то да неприятны. Ну, кроме девочки. Я такое не очень люблю, хотя тут, видимо, задумка такая. Особенно раздражает карикатурная семейка - вроде как интеллигенция старого времени, но ведь явное же мещанство весь их быт. Постоянная суета и глупое веселье, плюс явная оторванность от реальности. Горничную по-французски говорить выучили, но круглыми днями бестактно подшучивать над ее девственностью, хлопать по заду - в порядке вещей. Комдив вроде и 'от сохи', а ведет себя куда приличнее, ну, кроме тех моментов, когда упивается своим высоким положением, но, с другой стороны, он упивается деятельно и с пользой для людей - спасает урожай от безалаберности военных, проводящих учения. Что жена его, что ее первая любовь Митя - просто истерики какие-то и, вообще, мелковаты душой. Она в анамнезе от несчастной любви резала вены, а по фильму старательно закрывает глаза на происходящее, а этот... ну, знаете ли, в желании отомстить за то, в чем сам по большому счету виноват, устраивать из мести цирк, не щадя невинных людей как 'побочный ущерб' - не пример достойного поведения.

Любовный треугольник, впрочем, сыгран прекрасно. Всякие мелкие мелочи... эпизод с креслом-качалкой, в котором за отца вступилась только непосредственная дочка... дикая ревность Котова, которую он безупречно держит в узде, говоря дочке, что, мол, маме с другом хочется поговорить, давай не будем мешать... темные-темные, переполненные жуткой смесью чувств глаза Мити. Хорошо.

Упрекают фильм в затянутости - но затянутости тут, на мой взгляд, нет, напряжение нарастает постепенно, очень ровно, до самого финала. Фильм довольно тяжелый, описанные события трагичны, и ему вменять в вину отсутствие драйва нельзя.

И, хотя вряд ли это было задумано как основная идея, очень хорошо получилась иллюстрация старой истины 'с высоты больнее падать'. 'Опасно быть в сиянии власти' - сегодня ты фаворит, а завтра в опале, если будет такова прихоть всевластного правителя. Прямолинейный Котов был искренне наивен, осознав правдивость этого афоризма только в самом конце. Митя понимал это с первых же кадров фильма, но не боялся низвергнутся - будучи в аду, он желал только ввергнуть в него и обидчика, а там уж гори огнем.

8 из 10

01 марта 2014 | 00:10
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: