Простая мелодрама перестроечных времён, которая, тем не менее, задевает некие струны в душе, заставляя задумываться о вопросах вечных и не очень. В то время в России снимали не так много фильмов, и в основном - откровенная чернуха. Тем ценнее для тех, кто знаком с историей отечественного кинематографа, этот небольшой - пусть не бриллиант - но все таки полудрагоценный камень в куче песка и щебня, так сказать.
Юный спортсмен Женя (Александр Збруев) влюбляется в смешную и искреннюю Наташу (Марина Неёлова), которая переходит в их класс из другой школы. Наташа отвечает взаимностью... в советские времена, наверно, в каждом учебном заведении были вот такие свои Ромео и Джульетта, чья любовь казалась настолько чистой и настоящей, что даже учителя, невзирая на запрет сексуальных тем, приводили их отношения в пример другим школьникам. И есть девочка Аня Колыванова (Светлана Рябова), сестра Жениного друга, приблизительно тремя годами младше, тайно безысходно влюбленная в Женю. Готовая ради него на любые глупости, рыдающая по ночам в подушку. Наверняка тоже знакомо многим.
Годы идут, Женя и Наташа после окончания школы играют скромную свадьбу, Аня с разбитым сердцем уезжает вслед за братом-дипломатом в Америку. Тем временем в СССР перестройка, и у боксера Жени остается не так много перспектив - либо к бандитам охранником, либо прозябать на заводе с крохотной зарплатой инженера. Наш герой выбирает второе. Бесконечные серые дни, дождь и слякоть, днем работа в конструкторском бюро или что-то вроде, по ночам Евгений подрабатывает грузчиком, чтобы семья хоть как-то сводила концы с концами, чтобы не дойти до нищенства, как отец. Единственная светлая нота в жизни Жени - не угасшая с годами любовь к Наташе, по-прежнему смешной и искренней, всё ради неё и подрастающей дочки.
И тут в Ленинград возвращается Аня - вся такая блистательная бизнес-вумен, сделавшая карьеру в Америке (на самом деле, сейчас ее образ смотрится просто таки смешно - она скорее похожа на гостиничную шлюху, чем на деловую женщину, и в Америке даже восьмидесятых годов так не одевались). И, конечно же, прямиком на тот завод, где работает наш герой. Совместное предприятие организовывать (было модно такое в конце восьмидесятых-начале девяностых). 'Ты обязательно должен с ней встретиться, - настаивает Наташа, - она же сестра твоего брата, она должна тебе хоть как-то помочь с карьерой'.
Но истинные цели Ани далеки от тех, которые она позиционирует открыто. За двадцать лет в Штатах ее любовь к Жене не только не забылась, но и превратилась в некую манию, в идею-фикс. Возможно, всё, чего Анна добилась в жизни, было ради того, чтобы однажды появиться перед объектом своей любви в эдаком недоступном виде, пройти мимо, сверкнув, и исчезнуть (как ей кажется, оставив героя сожалеть о неверно сделанном в юности выборе). Но, как и в детстве, мадам Колыванова по-прежнему готова на всё, чтобы заполучить объект своей безумной страсти - вопреки любой логике.
Несмотря на столь простой (и даже местами наивный, чего стоит попытка Анны выброситься из окна) сюжет, фильм покоряет практически сразу - точным ностальгическим отображением времен минувших, великолепной игрой актеров, моральными дилеммами, достойными героев Шекспира. Наступает момент, когда Евгений встает перед серьезным выбором - купиться на уговоры Колывановой, одарившей его всевозможными подарками, и улететь с ней в Америку, предав свою любовь - или остаться в своем кооперативном шалаше, крохотном, нищем, неустроенном, заставленном ненужными вещами - но навсегда вместе с любовью всей своей жизни.
Есть в этой картине еще одна бесподобная актёрская работа - 'мент' Александр Лыков сыграл накрашенного проститутку-гея у отеля 'Астория', некрасивого, но уверенного в себе, манерного, в дорогущей шубке, 'хозяина жизни'. Роль небольшая, но запоминающаяся однозначно - именно этот тип в конечном итоге помогает Жене сделать тот самый непростой выбор.
Удивительно точно подобраны актеры на роли юных героев - если честно, после первого просмотра почему-то была уверена, что роль Наташи-школьницы играет загримированная под девочку Неёлова.
И, конечно же, заглавная песня, лейтмотив всего фильма.
Об этом фильме мне много рассказывали. Дескать, прекрасный фильм о настоящей любви. И вот я его посмотрела.
Первая реакция: разочарование. Что это такое, чёрт побери? Почему вся 'любовь' главного героя с женой опошлена? В 90е пропаганда 'в СССР секса нет' развеялась, как дым, и вот что мы имеем: секс есть, причем как-то навязано, как кусок грязи, размазанный по чистым полам. Я не ханжа, но впечатление от фильма это испортило. Особенно брачные игрища в одной комнате со спящим (как думается героям) ребёнком.
Но ладно, пусть будет, если режиссер так себе видит любовь.
Итак, что мы имеем в начале: бедный инженер из КБ, которое вот-вот расформируют, подрабатывающий грузчиком, живёт в крошечной хрущевкё с женой и дочерью. Дочь, как и полагается подростку, вечно чем-то недовольна; жена работает по какому-то шарлатанскому медицинскому направлению. И та, и другая, считают главного героя ничтожеством - это видно по всему отношению: дочь не стесняется это заявлять вслух, жена выражает это навязанной заботой в духе 'он без меня пропадёт'.
И тут появляется красивая женщина из заграницы: богатая, ухоженная, по уши влюблённая в главного героя. И как так счастливо совпадает, что именно она может спасти героя из нищеты! Тут бы порядочному мужчине подсуетиться, включить своё обаяние, пробудить в ней теплые чувства, но в меру, а не прыгать в постель. Дать ей нежность и заботу, которых, собственно, ей только и нужно было от него. Получить место в новом предприятии, вырваться из нищеты, обеспечить жену и дочку счастливой жизнью. Но...
Нет! Он принципиальный, и подачки ему не нужны. Он лучше будет дальше шабашить грузчиком (а став безработным, перейдёт на постоянку), терпеть скандалы от жены, презрение от дочери, но перед гадами-капиталистами (один только образчик гея у Астории чего стоит, это ж надо так показать капитализм) не прогнётся. А на самом деле он просто не хочет ничего менять в жизни - это ведь надо развиваться, стараться, совершать какие-то телодвижения; он лучше и дальше будет лежать на скрипучей тахте под ворчание жены; зато это можно оправдать 'любовью'.
Фильм насквозь пропитан отчаянием, серостью, бедностью. Прямолинейность Евгения, которую пытаются выставить геройством, на самом деле и есть та 'простота, которая хуже воровства'.
Положительные герои в фильме есть: это и сама Аня с её бесконечной любовью, пронесенной сквозь десятилетия (актриса прекрасно сыграла свою роль), и отец Евгения, который тяжёлое положение превратил в фарс, живёт и радуется жизни, и, что самое забавное, КГБшники, которые в этом фильме самые человечные.
Создали фильм-шедевр. Сюжет прост до гениальности. И опять, я не устаю это повторять, таланты опережают свое время. Особенность постперестроечного времени: все молодые девочки мечтали о заморском женихе. Неважно, кто он. Важно, чтобы он был иностранец. Иностранец-это круто, это богато и т.д. И вот улыбнулось счастье главному герою, появилось и у него шанс. И все близкие люди ему говорят: нагнись и бери! Но он не нагнулся, ибо надо было предавать себя. Продавать себя за доллары, продавать себя женщине, предавать свою любимую жену, семью, Россию. Но он устоял. Молодежь, берите пример с главного героя! Деньги - это еще не все, нужна еще духовность - Родина, семья, любовь.
Фильм из ранней юности. Навсегда оставил глубокий след - честностью и искренностью, правдивостью. Один из тех фильмов, которые оказали влияние на формирование личности.
Больше всего понравилось, как главный герой сумел пронести со школьной скамьи любовь к своей жене. А ведь перед ним неожиданно стал выбор... Как много нового, странного, непонятного появилось вдруг в жизни!
'Наташка, ты у меня одна!'... Этим всё сказано. Мы видим абсолютно счастливого человека. Пускай многого не хватает, зато есть самое главное - любимая семья!
Очень жалко Аню, маленькую девочку из прошлого. Какая она беззащитная (но и сильная)! В который раз соглашаешься с мыслью - не в деньгах счастье...
Фильм поднимает одну из вечных как в кино, так и в жизни: что важнее деньги или любовь.
Обычная семья начала 90-х годов: низкая зарплата, маленькая квартира, стареющая жена и глупышка-дочка – вот что окружает Женю Тимошина. И вдруг в его жизни появляется Аня - молодая, красивая, богатая. И герой становится перед выбором: сможет ли он оставить семью и уйти к другой. И поначалу его одурманивает вкус денег, американский лоск и заграничная жизнь. Очень символична сцена у гостиницы «голубого» и швейцара. Герой осознает, что он просто себя продает, за деньги, но не за любовь.
Второй кульминационной сценой можно назвать попытку самоубийства Ани. Считаю, что именно она самое трагическое лицо в этом фильме. Ее сила воли вызывает всякое восхищение и в то же время сострадание.
Фильм снят блестяще: ни единого лишнего слова, герои раскрываются здесь скорее через поступки, нежели слова, поэтому многое остается недосказанным.
Низкий уровень жизни всегда побуждает нас мечтать о лучшей жизни, но стремится к ней каждый по-своему.
Этот крик души мог бы быть отличным финалом. Например, для тех, кто любит недвусмысленные сюжетные развязки. Размышлять оставалось бы лишь о том, как же так, почему и т.д.
Однако Д. Астрахан пошел дальше. В результате финалом истинным (я полагаю, ни для кого уже не секрет, чем заканчивается кино?) являются (на мой взгляд, по крайней мере) являются те несколько секунд, что разделяют вышеприведенное эмоциональное утверждение Евгения Павловича Тимошина, казалось бы, определившегося с выбором, и заключительные титры. Перефразируя популярнейшую песню: «Сомнения, сомнения, сомнения…»
Я убежден, что эти несколько секунд переворачивают всё. Повторюсь, и без того было бы, над чем задуматься. Мотивы, причины принятого решения (а оно таки было принято, «это есть факт»), возможные последствия и, конечно же, «упущенная выгода» (только прошу не воспринимать сугубо в материальном смысле слова). Но эти кадры!.. Они не оставляют шансов на правильный ответ.
Мне думается, что «Ты у меня одна» – это логический парадокс, не имеющий решения. Этакая современная (что такое двадцать лет!) апория, заставляющая мозг буквально кипеть от напряжения в попытке объяснить необъяснимое. Напрасной попытке. Ибо кажется, что спорить об этом фильме – всё равно, что спорить о любви в целом. Что это такое, кому это дано, и можно ли это вообще понять? Вопросы без ответов? Возможно.
Тем не менее третий десяток лет зрители спорят, а главное – пытаются разобраться, кем же на самом деле является «дядя Женя»: «ничтожеством» и «дурачком» или «героем нашего времени»? Любящим мужем и отцом, ответственным человеком, готовым принести себя в жертву, или трусом, не решившимся «жизнь на карту бросить»? Виданное ли дело: я сам успел поменять свою точку зрения на прямо противоположную только для того, как выяснилось, чтобы теперь отказаться и от нее – в пользу совершенно, как мне кажется, иной – третьей по счету. Нонсенс!
Одно не меняется все эти годы: отношение к таланту режиссера, исполнительскому мастерству актеров, потрясающей музыке, идеально передавшей степень эмоционального напряжения. К фильму в целом как произведению искусства. Тут всё по-прежнему: это «Избранное» и это
Сюжет фильма близок мне. Я вместе с Аней смеялась, радовалась, плакала. Её судьба многим покажется очень знакомой.
Безответная любовь - это невыносимо больно. Только тот человек, который хоть раз в жизни слышал в свой адрес слова: 'Я не люблю тебя!', может прочувствовать все переживания героини и понять, что происходит в душе.
Спустя 20 лет её любовь к дяде Жене стала крепче и он, подарив ей кусочек счастья, дал надежду.
Сцена с попыткой суицида Ани настолько сильно передает её эмоциональное состояние. После фразы: 'Ну не люблю я тебя! Не люблю!' действительно хочется просто разбить себе голову, чтобы эти пронзающие до боли слова больше в ней не задерживались...
Считаю, что фильм достоин просмотра. Это классика - никогда не выйдет из моды.
Фильм, конечно, хороший, но разве он не депрессивен?
Однокомнатная квартира, разделенная шкафом на две половины. 32 инженера, моющих окна, и на работу возьмут только двоих. Дегенераты из квартиры сверху, с которыми разговаривать надо кулаками. Отец героя, развлекающийся тем, что играет в переходе и ходит по вагонам, нет, виртуоз, не спорю, но сам факт...
Мазуркевич в роли алкоголички - не ново, но как всегда страшно. Жена - попросила - не позвонил - ушла и напилась. И разговоры об Америке - просто рай какой-то, все туда хотят, все о ней мечтают, и ведь их понимаешь - жизнь, блин, собачья. На фоне оного счастья вдруг появляется блондинка в золоте и соболях с толстой пачкой купюр. А какой у Збруева был взгляд, когда она отсчитывала валюту, такой, знаете ли, жалкий. А трансвестит у гостиницы (дрался он презабавно)? `Бери, это доллар. Ты умножать умеешь? Ну что ты смотришь? Дурачок какой-то...`
И наравне со всем этим смрадом очаровательные воспоминания о любви и молодости, та же свадьба - просто супер. И ясно, что столько лет прошло, а все любят друг друга. Но Аня, солнышко, нечаянно да подгадила. А когда она попыталась выброситься из окна, мне кажется, дошло до него, как сильно он ей нужен. И мне также кажется, что он передумал и согласен был уже с ней уехать. А пришел домой - там все тот же бедлам. И отец под окном со стаей маргиналов... И вот окунулся туда - ааа, будь что будет. Опустится - сопьется или что-нибудь подобное.
Я советский инженер Евгений Тимошин, в перестройку мне приходится несладко. Никому не нужен сейчас честный и работящий человек, настоящий профессионал своего дела. Мне уже сорок лет, каждое утро я иду на некогда любимую работу, за которую уже давно не платят вовремя, а что платят - сущие копейки. По ночам мне приходится разгружать фуры, благо, спортивное прошлое позволяет. Не унижение ли это для меня? Унижение, а что делать? Надо кормить жену, дочку, капитализм настаёт. Ещё и это слияние с американцами, совместное предприятие, мать его. Возьмут двоих из всего коллектива, ещё и начальник придурок ёрничает. Отец совсем одурел, бродяжничает, пьянствует, поёт с пьянчужками в переходах, как будто никакой чести совсем не осталось.
День рождения на днях, а что со мной случилось? Мог ли я подумать я, двадцатилетний влюблённый, что такое будет со мной? Были же победы на соревнованиях, женился же на любви всей жизни. А где-то друг детства в Америке, сестра его младшая, помню, влюблена в меня была. И дочь моя вот собирается тоже в эту Америку. Дай бог бы все сложилось у неё, раз у нас не вышло.
А вот, пусть эта Аня, некогда влюблённая в меня девочка. Пусть она будет этим представителем из Америки. Молодая красивая успешная все ещё любит меня, обязательно возьмёт меня в совместное предприятие. Да, а, может, вообще возьмёт меня к себе да увезёт в эту Америку, страну счастливого капитализма, где живут как люди, а не выживают. Хотя разве это для меня? Вот так прогибаться, забыть про любимую семью и принципы...
Вот такой фильм-гипотетическая мечта в традициях Астрахана. Смешная и грустная, с великолепным сценарием, отличными актёрами и душещипательной музыкой Визбора. Смешная и грустная, такая как жизнь.
Что побудило меня посмотреть этот фильм? Да собственно ничего, кроме любопытства. Мне упорно твердили о душевности и жизненности этого кино. Но дело в том, что мне раньше уже приходилось видеть работы некого Дмитрия Ханановича Астрахана. А именно 'Все будет хорошо'. В связи с этим у меня уже шла некоторая неприязнь к данной картине еще до просмотра.
Я все понимаю. 1993 год. Снимать с каким то особым размахом не позволяет время. Следовательно нужно делать упор на сюжет и игру актёров. На правдоподобную игру... Люди, видевшие фильм сейчас подумают: 'Что?! Как он смеет так говорить?! Там актеры играют от всей души! Прямо как в жизни всё!'...Стоп. А так ли оно на самом деле? Вот за что я и не люблю отечественные фильмы, так это за излишнюю 'театрализованность'. Все эти ссоры и диалоги происходят с театральным размахом, вся эта мимика и жестикуляция, да собственно и содержание диалогов. Ну кто в жизни так ругается? Ни о какой реалистичности не может идти и речи. Собственно поэтому я не люблю театр как вид искусства. Всегда отдавал предпочтение кинематографу. Да мне кажется многие якобы восхищаются театром лишь для того чтобы выглядеть чуток интеллигентней. Да и сюжет. Сама идея неразделенной любви и сложности выбора безусловно привлекательна. Но вот в плане сценария реализована скудно как то. Хотя может это постановка виновата.
Хочу отдать должное актрисе Светлане Рябовой. Её персонаж Аня единственная кто вызвал у меня эмоции и заставлял сердце обливаться кровью. По её взгляду и выражению лица можно понять все что она чувствует и о чём думает. Это не Збруев, у которого весь фильм либо каменное лицо, либо улыбка до ушей.
Кое что о настроении в фильме и его моральной составляющей. Да, жанр-драма. Да, действие фильма примерно середина 90-х. Лично у меня возник вопрос. Зачем показывать отца-бомжа, его окружение-толпу алкашей дегенератов, всю эту атмосферу нищеты и безысходности? Вот тут то и самое интересное. Я так понял, всё это ради того, что бы обозначить виноватых. Т.е. наша родина толкает людей в бездну и от безысходности заставляет продаваться или опускаться. Ключевая фраза: 'прости меня, это жизнь такая'. Т.е. сбрасывание вины человеческого фактора на условия жизни. Таким образом, фильм так и говорит: 'либо продавайтесь либо спивайтесь, опускайтесь, ругайтесь, кричите друг на друга, тем более время такое, все равно сами ничего не исправите'.
Но ведь с другой то стороны...Родина начинается с тебя (если честно, не очень люблю это слово, ибо им стали разбрасываться направо и налево все кому не лень). Родина-это земля и люди. Земля вряд ли в чем то виновата. А люди-это мы. Мы во всём сами виноваты. И нечего катить бочку на жизнь. Конечно главный смысл фильма в том, что Евгений любит свою семью и ниначто их не променяет. Но все же вот этот подтекст слегка раздражает.
Хочу слегка позлорадствовать на одной сценой, которая пожалуй не имеет сильного значение для фильма, но мне особо запомнилась. В респектабельном магазине одежды Аня заплатила за покупку несколько сотен долларов. Ладно Аня богатая и может себе это позволить. Да, есть такие шмотки которые стоят тысячи долларов. Но только представьте себе. 1993 год (!). Магазин дорогой (!!) одежды в Петербурге. Цена которой составляет несколько сотен а то и больше тысячи долларов (!!!). Это все равно что салон мобильных телефонов Vertu появится где нибудь в Бобруйске. Думаю о реалистичности фильма можно сделать выводы. Создатели вообще жили в России в то время?
6 из 10
Не люблю застолья и другие атрибутики того, да и пожалуй сегодняшнего времени. Не люблю демонстрацию социальных проблем в избыточных количествах. Была бы любовная линия побольше в фильме, то поставил бы положительную рецензию, а так...