К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'Гражданин' не оправдал возложенных ожиданий. Но заряженная идея была настолько бронебойна, что поставить мало баллов или ругаться на всех углах на этот фильм - ну просто не хочется. Да, режиссёр завалил картину отвратной реализацией. Но идея-то, идея!..

По идее - фильм о Марвине Химейере, конечно. Любая поделка на эту тему - это трибьют славному делу Химейера. Человек, которого загнали в угол, которому помощи ждать не от кого, а единственный защитник - государство, система - оказывается последней сволочью. И вот этот человек начинает мстить. Он заведомо обречён. Один против системы - не воин. Она переварит и попросит ещё. Но оставленный им след не исчезнет сразу. Его будут помнить.

Так вот. Два маньяка перебили семью инженера Батлера (кстати, неожиданно хорошо он смотрелся в этой роли, я и не ожидал). Улик недостаточно, и только один из маньяков умрёт от инъекции, второй отпущен через три то ли пять лет, не помню. И Батлера (ну Шелтон он был, подумаешь, батлер вообще лучше звучит) такое дело не устраивает. И подождав десять лет, он начинает мстить.

Когда неимоверно жестоко умерщвлены эти маньяки (причём кадры замечательные, страх перед мясорубкой, свершившейся на заброшенном складе, дикий), Батлера тут же берут. Но смерти не заканчиваются, гибнут почти все, кто связан с его давним делом. Подлый лысый адвокат, наглая судья, судебные чиновники - не выходя из тюрьмы, Батлер косит всех. И это чертовски круто. Его надо поймать - но он уже пойман! Он идеально убивает на расстоянии, составляя ловушки, видя которые традиционно поминают Пилу.

Перед тем, как Батлер начинает свою войну, происходит невероятно крутая сцена. После которой можно к чертям вырубать фильмец. Это момент на предварительном слушании.

Лицемерный чёрный адвокат требует отменить возможность залога для Батлера. Судья согласна - ибо то, что он убийца-психопат, герой не скрывает. Но тут он встаёт и закатывает замечательную оправдалку. Судья глупо хлопает глазами и разрешает залог. И вот тут - ах, великолепно, просто делишиз - лучшая речь, какую я слышал в последнее время. Побольше бы матюков туда. Потому что это то, что наболело, причём не только у америкосов, но и по эту сторону Атлантики. По все стороны всего. Чёртовы бюрократы. Долбанная система. Стоит нагородить кучу официальных слов и сослаться на несуществующие преценденты, как невыученные тупые чинуши готовы тебе пятки лизать, маньяка на свободу отпустить, только бы в лужу не сесть.

Это сильнейший момент, и если бы весь фильм был выдержан в стилистике этой обвинительной речи, этого приговора Батлера - это стал бы шедевр. Но нет, постепенно силы покидают режиссёра, он скатывается с высот в штампованные постные, полные дикого пафоса споры обывателей, невероятно тупые решения, непродуманное действие. Чёрт возьми, батлер перед тем, как сесть, прокопал тоннель в тюрьму?! Во все карцеры? А тоннель ведёт к складу с вооружением для Третьей мировой войны, годным для небольшой страны типа Лихтенштейна? Это такой изысканный бред, что диву даёшься, как в фильме по соседству уживаются такие вещи.

Кульминация размазана по последнему получасу. Сначала нас держат в напряжении по поводу взрыва мэрии, потом бравые сапёры обезвреживают бомбу путём перетаскивания в тюрьму, потом новый затянутый, полный театральных пауз диспут Батлера и Фокса, а потом растянутый минут на пять взрыв. Момент катарсиса теряется где-то в начале этого действа, между побегом батлера в костюме уборщика и моим могучим зевком.

И уж ладно, чёрт с ней, с кульминацией, с дебильным сюжетом (Бог с машины-Честер со своими списками складов - самый эпичный фэйл из мною виденных в последних фильмах). Но неужели надо было делать финал настолько беспросветным? Сначала мэр города, чёрная кстати, и лицемерный адвокат, тоже прикиньте чёрный, хором вопят о нарушении законов во имя справедливости - причём не с точки зрения собственно справедливости, а с точки зрения победы во что бы то ни стало и спасения своих высоких мест. Это вообще противоречит всему настрою фильма, поперёк главной мысли. Но это ж фильм, где здесь хоть проблеск надежды?

Только это бы и спасло фильм. Сначала позитивное начало. Револия, вива ля ризистанс, братья. Потом - час слива, смешение потоков пафоса и крови. А потом - хрясь - и мозги чёрной девочки летят в зал, и изумлённый чёрный адвокат понимает, что игра не окончена, а лицемерие будет наказано, ура, товарищи. Это было бы сильно.

А так...

Испортили прекрасную идею. Жаль.

Хотя мобильный-пистолет был крут. Я чуть не обделался.

7 из 10

10 ноября 2009 | 19:25
  • тип рецензии:

Ещё пару лет назад когда 'ЗГ' был ещё проектом я очень им интересовалась: добывала новую информацию, переводила для русских сайтов, искала кадры, что-то новое, а теперь он уже в кинотеатрах. Конечно, главный интерес для меня представляет мой любимый актёр Джерард Батлер, который наконец-то увидим в отрицательной роли, что очень необычно для него. Но и сам сюжет, где человек восстаёт против Системы сейчас довольно редко видим в кино.

'ЗГ' фильм действительно сложный, с первых кадров на зрителя обрушивается ужасная сцена расправы над семьёй Клайда Шелтона, несколько шокируя и настраивая на напряжённую 'волну' фильма.

Жила себе семья: мама, папа, дочка и вот по неосторожности их постигла страшная судьба. Благодаря несовершенству американской системы правосудия убийцы за ужаснейшее преступление отделались лёгкими сроками. И некогда порядочный семьянин мистер Шелтон, которому лучше бы не оставаться в живых вовсе, превращается в озлобленного мстителя, бросившего вызов целой машине правосудия.

Жёсткий, неоднозначный сюжет, из которого можно было бы сплести логичный и сложный как лабиринт фильм. К сожалению видна рука режиссёра -новичка, не работавшего ранее с таким жанром. Очень слабая режиссура, очень.

В глаза бросается пара-тройка клише-сцен, не раз использованные в других фильмах, и гораздо лучше воспроизведённые. Также возникает очень много непоняток по фильму: кто эти грабители, почему они выбрали именно дом Шелтонов, что им было нужно - это осталось висеть в воздухе. Режиссёр банально забил на детали которые б увеличили хронометраж, тогда бы фильм пошёл в несколько ином направлении, но у трагедии должны быть причинно-следственнные связи. и бегом перешёл к противостоянию главных героев сциопата-гения Шелтона и адвоката Райса. Однако полноценной картины какой-либо битвы или гонки на выживание между героями я не увидела: Шелтон полфильма 'дёргал' всех за ниточки как марионеток, он был выше них всех с самого начала, он -центр. Я больше увидела конфликт Шелтона с самим собой, отчаянный, одержимый, он в своей мести зашёл слишком далеко, лишь иногда в нём просыпалось, что-то говорившее : убивая других людей он не вернёт свою семью. Он не душевнобольной, он глубого несчастный человек, которму жестоко сломали судьбу, ему больше нечего терять в этой жизни, нечего искать, стимул нормльно жить пропал, а виноваты кто? Бездушные адвокаты- чиновники, бахвалящиеся процентами выигранных дел и думающих лишь о деньгах.

Джерард Батлер перетянул всё одеяло на себя в плане актёрской игры и вообще, он там -центр, актёр отлично справился с сложной, морально тяжёлой ролью. Люблю его и всегда любила.

Джейми Фокс - ни рыба, ни мясо, не вызывает ни желания болеть за него, ни полного какого-то неприятия. Очень плохо смотрел он в семейных сценах, наигранно, искуственно.

Насчёт финала. С одной стороны можно сказать, что он правильный и нам сказали: Америка в курсе несовершенства своей судебной системы и менять её не собирается, а кто пойдёт против - система проглотит, и плевать на какую бы-ни было человеческую трагедию.

Даже гоблина можно вспомнить: 'если ты плюнешь в общество -общество утрётся, а если общество плюнет в тебя - то ты утонешь.')

С другой стороны: концовка весьма слабая, обрубленная, учитывая такой неординарный сюжет, где можно так развернуться, такой лабиринт сюжетных ходов сотворить, что фильм запомнили бы надолго. (Жалко Клинт Иствуд не взялся за этот фильм). Если б Клайд торжествовал, это было бы сильно, это ж камень в нынешнюю систему правосудия, фильм вызвал бы множество нареканий, но режиссёр видимо не хотел фильма-скандала, чай не Майкл Мур, зачем воевать с кем-то чем- то, вот Грей и вспомнил о клише-концовках.

Но никак и хэппи-эндом фильм не заканчивается: Клайд зарвался в своих 'благих' намерениях настолько, что симпатизировать уже ему не хочется, слишком быстро успел транформироваться из положительного в отрицательного героя. А Фокс совсем не выглядит героем, спасителем города и даже примерным семьянином, он просто никакой.

Согласна с рецензией на одном сайте: «ЗГ» как локомотив поначалу на всех парах мчался к триумфу, но на пути завернул в глубокий тупик., и там и остался.

Должен был быть прорыв, но кто-то испугался и оного не случилось. жаль.

Лично, я бы назвала «ЗГ» фильм, в котором простому человеку взяли и сломали жизнь, как тростинку преломили, да ещё и морально надругались над ним. И главный виноватый здесь – режиссёр!

С чисто морально-нравственной точки зрения фильм очень жестокий.

9 из 10

09 ноября 2009 | 23:25
  • тип рецензии:

Уж сколько фильмов отсмотрели
Где прост герой, да лих на месть
И сколько слез пролить успели
Над его горем. Нам не счесть
Тех злодеяний, что герой
Творил осеннюю порой.

Не знаю, случайно или нет, но Law abiding citizеn вышел в то же самое осеннее время, что и прошлогодний невразумительный Max Payne — изначальный man has nothing to lose превращается не просто в man on fire, но и кое-кого пострашнее. И если герой Уолберга не ставили своей целью обрушение правопорядка и правосудия (он просто убивал отморозков в неприличных количествах), то Джерри Батлер прямо-таки с маниакальной одержимостью стремится всячески нагнуть юриспруденцию как символ так ненавистной ему Системы и заставить всю Филадельфию дрожать от страха. И это можно было бы понять, если бы в конце Клайд Шелтон не мутировал в отъявленного террориста, дикаря и такого же негодяя, позволяющего себе творить не просто беззаконие, а обычное невменяемое самоуправство.

Грей своим фильмом ставит в общем-то правильный вопрос (как далеко можно зайти в борьбе за справедливость?), пусть и не блещет сколь-нибудь оригинальной идеей, однако ему удается почти невероятное— фильм смотрится на ура, он местами по-хорошему боевикаст, немножко пахнет триллером, а порой и вовсе превращается в пьесу. Главный герой и абсолютно лучший в этой постановке— Батлер, демонически смотрящийся в своей последней сцене (самой шикарной, к слову). Фокс на его фоне меркнет— за него не тянет не то что болеть, ему и сопереживаешь с трудом, учитывая, что он сам эту кашу и заварил. Остальные как-то совсем бесцветные и амебные.

Писать больше о фильме и вовсе нечего: в своем жанре он очень хорош, а вот до уровня по-настоящему смысловой драмы ему не хватает. Не знаю чего: хронометража, проблематической освещенности, души. Демоническое кино в красивой обертке. Неплохое, правда, даже очень ничего.

09 ноября 2009 | 22:32
  • тип рецензии:

В творчестве режиссера Ф. Гэри Грея уже был фильм, в котором один «законопослушный гражданин» в лице Вина Дизеля расправлялся с бандитами за убийство близких ему людей. Фильм тот был не сказать что провальный, просто тривиальный боевик, снятый в традициях 90-х. Видимо осознав причины провала данной картины, режиссер решил снять фильм на схожую тему, усложнив структуру сюжета, подняв в фильме несколько актуальных вопросов на тему правоохранительный системы и смертной казни в Соединенных Штатах, а главному герою сценарист поставил цель не только наказать виновных по всей строгости, но и поставить под сомнение способности представителей закона в сдерживании порядка на улицах города пока персонаж Джерарда Батлера находится в заключении.

В итоге, герой Джерарда Батлера из убитого горем добропорядочного семьянина превращается в жестокого мстителя с изобретательностью Конструктора из сериала «Пила» и холодным расчетом своего грандиозного плана подобно того, что был у Джона Доу фильме «Семь». При этом фильм держит в напряжении добрую часть фильма, иногда ловишь себя на мысли, какой сюрприз Клайд Шелтон преподнесет, растерянному герою Джейми Фокса и его команде сослуживцев. Расправы с теми, кто виновен в сложившейся трагедии изощрены, неожиданны и жестоки, но одновременно они не так фантастичны, как в «Пиле» и смотрятся весьма правдоподобно. Одновременно режиссер отлично передает нарастающее с каждой минутой состояние угрозы, в котором приходится находиться помощнику окружного прокурора Нику Райсу.

Но все-таки до лучших представителей жанра (таких как Жажда Смерти с Чарльзом Бронсоном) фильм не дотягивает, чтобы не быть проходным зрелищем фильму не хватает самого малого, все портит шаблонный и притянутый за уши финал. В нем столько логических дыр и неувязок, что приводит к мысли, то, что режиссер передумал снимать остросоциальное кино о несовершенности правоохранительной системы и тех несчастных, кто пострадал от нее, а решил свести все к неубедительному сугубо 'правильному' финалу.

7 из 10

07 ноября 2009 | 18:39
  • тип рецензии:

Сколько раз мы видели в кино месть за убийство родных ? Правильно!

Сколько раз мы видели в кино попытку перестроить судебную систему? Правильно!

Этот фильм ничего нового не несет, если не считать концовку. Такое впечатление, что в сценариях заменяют только последние 30-50 листов. Да, соглашусь, в этом фильме довольно много экшена и смотреть его не скучно. Факт. Так же Джерард Баттлер отлично сыграл. НО! Такое впечатление, что он лет через 10-15 станет губернатором Калифорнии. Геймер, Голая правда, Законопослушный гражданин - все это в свое время вполне мог сыграть Шварцнеггер. Ну разве что у Баттлера лицо попроще...

А Джейми Фокс вообще плохо сыграл. Ну не похож он на адвоката. Не похож!

6 из 10

Ни о чем новом я не задумался...

06 ноября 2009 | 13:44
  • тип рецензии:

Давно я не видела такого многообещающего фильма с хорошей базой, просто напрочь разбитой нравоучительным подтекстом. Будто картина создана специально для недобросовестных товарищей чиновников, которых хлебом не корми - дай с наименьшим риском быстрее и прибыльнее выкрутиться из ситуации. Но тогда и надо было показывать 'Законопослушного гражданина' в принудительном порядке в соответствующих заведениях. На этом несуразности не заканчиваются - без счастливого конца обойтись никак нельзя было. А ведь нестандартный финал мог поднять данное творение на более высокий уровень! Особенно если учесть расстановку сил среди персонажей.

Ничего не имею против Джейми Фокса, но показать внутреннюю эволюцию его героя актеру не удалось. Каким Ник был изначально эгоистичным, самовлюбленным карьеристом-зазнайкой, таким и остался. Нет симпатии к персонажу. Жаль ли его за мучения из-за роковой ошибки в деле Клайда Шелтона? Нет. Потому что доигрался. Потому что должен был кто-то поставить его на место. От этого еще обиднее за испорченный конец. Ибо роль Батлера намного сильнее. Отчаявшийся простой гражданин, каких тысячи, ищущий защиты у своего правительства. И, что неудивительно, начинающий мстить, не получив должной поддержки. Все просто, все логично. И мстит он очень виртуозно. Вот на это приятно было посмотреть (не принимайте меня за любительницу изобильного кровопролития - я имею ввиду интеллектуальную сторону гениального плана). Впечатления как от 'Пункта назначения' - интересен не сюжет, а избранные эпизоды. К числу таковых относится и последняя сцена с участием Джерарда Батлера (подробностей раскрывать не буду, те, кто видел - поймут меня). Касательно его героя, отмечу еще два момента. Положительный: несколько забавных диалогов. В естественно-нахальной манере Джерарда получилось особенно смешно. Отрицательный: если уж Клайд такой сверхумный, что ж он не просчитал возможность провала его 'операции'? Не придумал пресловутого плана 'Б' на экстренный случай?

Поясню свой нелестный отзыв о сюжете. Мне восторгаться задумкой не пришлось, потому что подобную схему я уже видела в картине Грегори Хоблита 'Перелом'. Заносчивый молодой адвокат, расправляющийся с судебными делами на раз-два, встречает неожиданную преграду в лице хитроумного преступника. И преодолевает ее путем переосмысления и морального преображения. Аксессуары разные, но крой один. Приэтом 'Перелом' - хитроумный психологический триллер с неподражаемым Энтони Хопкинсом, талантливым Райаном Гослингом, минимумом крови и максимумом напряженности. Да, тут тоже одиозный финал. Но ведь как он исполнен!

Если вам дороже смысловая составляющая, реалистичность героев и качество их воплощения - выбирайте 'Перелом'. Если больше привлекает визуальная сторона - сойдет и 'Законопослушный гражданин'.

5 из 10

05 ноября 2009 | 22:14
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: