Каждый раз в подобных случаях приходит на ум эта фраза. Какое было начало! Не просто начало – добрых три четверти фильма откровенно радовали. Я даже успел начать расстраиваться, что конец так близок, так хотелось продлить удовольствие. Не вышло. Жирная клякса безжалостно испортила целую страницу образцово написанного текста. Это же надо так испортить кино!
Так здорово всё завертелось. Уж, казалось бы, что нового можно снять в этом жанре – придумали! Первая смерть – неожиданно, но пока еще не слишком понятно. Особенно с точки зрения количества прошедшего времени. Вторая – просто песня! Пособие для начинающих, не иначе. До сих пор (а прошло уже какое-то количество дней с момента просмотра) не могу четко ответить на вопрос: перебор это, или же всё было «в рамках приличия». Не знаю.
Дальше события начали разворачиваться еще стремительнее. Тут вспомнились разом и «Пила», и «Семь», и «Адвокат дьявола». Но это, что порадовало, не было слепым бездумным копированием. Интрига закручивалась, в голове начали роиться мысли о том, чем же всё кончится, возникали самые невообразимые версии, как вдруг…
«Какая гадость этот Ваш финал!» – захотелось воскликнуть, когда мчащийся на полном ходу состав врезался в бетонную стену реальности и здравого смысла.
Я категорически не согласен с такой развязкой. Элементарно даже по идеологическим соображениям. На мой взгляд, главный герой заслуживал куда большего. Большего успеха. Чертовски жаль, что не всё задуманное удалось воплотить в жизнь. Еще больше, что, как это часто бывает, причиной тому оказалась исключительно воля авторов картины. В том плане, что объективно, исходя из общей логики развития событий в фильме, ничто не предвещало беды. Это прямо как в боевике с Ж. К. Ван Даммом, героя которого долго бьют, и уже кажется, что всё, приплыли, как вдруг у него откуда-то появляются силы и умение всех победить. И ладно бы только это. Так еще и (для верности, по ходу) у противника вдруг всё куда-то разом исчезает. Разве ж так интересно?!
Вот так и здесь. Всю дорогу парень успешно пудрил всем мозги, а потом вдруг раз! И всё. Сапёр ошибается только один раз. Глупость какая-то.
И второй недостаток этого фильма мне тоже хотелось бы отметить. Возможно, это одна из причин первого. Чрезмерное величие главного героя. Оно понятно, что «за деньги я могу сделать всё», но ведь нам, простым смертным, иной раз тоже хочется хоть немного этого «всего». А выходит так, что «не велено!». Разве это честно? Я так не думаю.
И последнее. Совсем уже нюанс. Зачем было вводить в сюжет девушку (помощника прокурора)? Вопрос без ответа. А ведь у меня были «планы» на нее. Не судьба. Плохо.
В общем, опять приходится констатировать: какое могло бы получиться кино, не сведи авторы всё к парочке банальных пафосных фраз. «Обидно же!».
Первая треть фильма превосходна, как все заметили. Я бы даже отметила, именно превосходна в плане игры актёров. А дальше авторы сильно увлеклись головоломкой и забыли про героев. Шелтон, вызывал бурю разных эмоций на протяжении всего фильма, только в конце сдал. Райс был как робот и в личной жизни, и на работе (это касается и игры актёра, и самого персонажа), человек который ни разу не вызвал у меня симпатий. Все остальные персонажи плоские: идеальная жена, примерная дочь, отличная сотрудница, ответственная чиновница…
Вторая треть тоже хороша, так как держит в напряжении всё время.
Но просто смешны попытки Райса призвать к совести Шелтона. Он что, психолог или думает образумить, переубедить человека, который десять лет продумывал свой план и задавал себе те же вопросы, что и Райс ему?
Долго группа «специалистов» пытается что-то расследовать, нам долго показывают бурную офисную деятельность, а в конце фильма ты пытаешься вспомнить, а чем они вообще занимались? Потом начинаются чудеса - ответы как на блюдечке с голубой каёмочкой приходят по эмэйлу готовенькие, только остаётся сделать чисто механическую работу.
Секрет Шелтона оказался настолько банальным и простым в исполнении, что все эти невероятные и восхищающие своей изобретательностью убийства показались элементарными.
И ещё. Я не понимаю действия полицейского. Зачем было переносить чемодан и как главгерой скатываться к самосуду. Во-вторых, я вообще не понимаю законность этих действий, и почему для Райса не было никаких последствий, ведь это просто-напросто убийство.
И самое главное, идею - борьба против системы не раскрыли. Систему и не разрушили, и, в общем-то, не поставили жирную точку, что «против неё не попрёшь», просто банально всё закончилось выяснением отношений между главными героями.
Но фильм неплохой. Просто вначале он настраивает на нечто большее - оригинальное и запутанное, а в конце не оправдывает ожиданий.
Картину Гэри Грея легко продавать как инвесторам, так и зрителям. С одной стороны, это типичное кино о мести, только мститель не бродит по темным и грязным переулкам бандитских районов, а сидит за решеткой, что ему нисколько не мешает регулярно отправлять на тот свет неугодных людей. С другой стороны, перед нами кино о маньяке наоборот: его уже поймали, он не отрицает свою вину, но убийства не прекращаются, а становятся еще более дерзкими и изобретательными. Главный персонаж одновременно герой и антигерой, как посмотреть.
Но это лишь первые тридцать минут: жестокие, непредсказуемые и интригующие. Парень заперт в тюрьме, но продолжает убивать. Как это он делает? Всё просто: десять лет продажи патентов, работы на Министерство обороны, скупки никому ненужной недвижимости и тщательного планирования. Джерард Батлер из случайной жертвы превращается в умелого, холоднокровного, расчетливого стратега, у которого вся партия расписана на десятки ходов вперед; которому не нужна свобода, чтобы воплотить свой план в действие; и которого невозможно остановить. Если это всего лишь завязка, то что, чёрт возьми, последует дальше?!
А дальше фильм всё меньше и меньше будет напоминать по качеству свою первую четверть. Локальный конфликт в несовпадении взглядов на систему правосудия раздуется до немыслимых масштабов, где на карту будет поставлена безопасность чуть ли не всей страны. Батлер из умного badass-hero превратится в мега-злодея, которому подчинено всё и вся, и у которого, разумеется, прошлое покрыто мраком. В картине не останется героя, за которого хотелось бы переживать. Батлер зашел слишком далеко в своей борьбе с системой, чтобы его можно было причислить к положительным персонажам, а Фокс инертен и одинаков в каждой сцене, чтобы проникнуться к нему симпатией. Сама система правосудия с неизбежным наказанием и справедливостью, из-за которой разгорелся весь сыр-бор, останется где-то за кадром, а авторы в гоняющем в сон финале не придумают ничего лучше, как еще раз констатировать факт, что против системы не попрешь.
'Гражданин' не оправдал возложенных ожиданий. Но заряженная идея была настолько бронебойна, что поставить мало баллов или ругаться на всех углах на этот фильм - ну просто не хочется. Да, режиссёр завалил картину отвратной реализацией. Но идея-то, идея!..
По идее - фильм о Марвине Химейере, конечно. Любая поделка на эту тему - это трибьют славному делу Химейера. Человек, которого загнали в угол, которому помощи ждать не от кого, а единственный защитник - государство, система - оказывается последней сволочью. И вот этот человек начинает мстить. Он заведомо обречён. Один против системы - не воин. Она переварит и попросит ещё. Но оставленный им след не исчезнет сразу. Его будут помнить.
Так вот. Два маньяка перебили семью инженера Батлера (кстати, неожиданно хорошо он смотрелся в этой роли, я и не ожидал). Улик недостаточно, и только один из маньяков умрёт от инъекции, второй отпущен через три то ли пять лет, не помню. И Батлера (ну Шелтон он был, подумаешь, батлер вообще лучше звучит) такое дело не устраивает. И подождав десять лет, он начинает мстить.
Когда неимоверно жестоко умерщвлены эти маньяки (причём кадры замечательные, страх перед мясорубкой, свершившейся на заброшенном складе, дикий), Батлера тут же берут. Но смерти не заканчиваются, гибнут почти все, кто связан с его давним делом. Подлый лысый адвокат, наглая судья, судебные чиновники - не выходя из тюрьмы, Батлер косит всех. И это чертовски круто. Его надо поймать - но он уже пойман! Он идеально убивает на расстоянии, составляя ловушки, видя которые традиционно поминают Пилу.
Перед тем, как Батлер начинает свою войну, происходит невероятно крутая сцена. После которой можно к чертям вырубать фильмец. Это момент на предварительном слушании.
Лицемерный чёрный адвокат требует отменить возможность залога для Батлера. Судья согласна - ибо то, что он убийца-психопат, герой не скрывает. Но тут он встаёт и закатывает замечательную оправдалку. Судья глупо хлопает глазами и разрешает залог. И вот тут - ах, великолепно, просто делишиз - лучшая речь, какую я слышал в последнее время. Побольше бы матюков туда. Потому что это то, что наболело, причём не только у америкосов, но и по эту сторону Атлантики. По все стороны всего. Чёртовы бюрократы. Долбанная система. Стоит нагородить кучу официальных слов и сослаться на несуществующие преценденты, как невыученные тупые чинуши готовы тебе пятки лизать, маньяка на свободу отпустить, только бы в лужу не сесть.
Это сильнейший момент, и если бы весь фильм был выдержан в стилистике этой обвинительной речи, этого приговора Батлера - это стал бы шедевр. Но нет, постепенно силы покидают режиссёра, он скатывается с высот в штампованные постные, полные дикого пафоса споры обывателей, невероятно тупые решения, непродуманное действие. Чёрт возьми, батлер перед тем, как сесть, прокопал тоннель в тюрьму?! Во все карцеры? А тоннель ведёт к складу с вооружением для Третьей мировой войны, годным для небольшой страны типа Лихтенштейна? Это такой изысканный бред, что диву даёшься, как в фильме по соседству уживаются такие вещи.
Кульминация размазана по последнему получасу. Сначала нас держат в напряжении по поводу взрыва мэрии, потом бравые сапёры обезвреживают бомбу путём перетаскивания в тюрьму, потом новый затянутый, полный театральных пауз диспут Батлера и Фокса, а потом растянутый минут на пять взрыв. Момент катарсиса теряется где-то в начале этого действа, между побегом батлера в костюме уборщика и моим могучим зевком.
И уж ладно, чёрт с ней, с кульминацией, с дебильным сюжетом (Бог с машины-Честер со своими списками складов - самый эпичный фэйл из мною виденных в последних фильмах). Но неужели надо было делать финал настолько беспросветным? Сначала мэр города, чёрная кстати, и лицемерный адвокат, тоже прикиньте чёрный, хором вопят о нарушении законов во имя справедливости - причём не с точки зрения собственно справедливости, а с точки зрения победы во что бы то ни стало и спасения своих высоких мест. Это вообще противоречит всему настрою фильма, поперёк главной мысли. Но это ж фильм, где здесь хоть проблеск надежды?
Только это бы и спасло фильм. Сначала позитивное начало. Револия, вива ля ризистанс, братья. Потом - час слива, смешение потоков пафоса и крови. А потом - хрясь - и мозги чёрной девочки летят в зал, и изумлённый чёрный адвокат понимает, что игра не окончена, а лицемерие будет наказано, ура, товарищи. Это было бы сильно.
А так...
Испортили прекрасную идею. Жаль.
Хотя мобильный-пистолет был крут. Я чуть не обделался.
Перед главным героем фильма Клайдом Шелданом встает нелегкий вопрос(хотя на самом деле это вопрос должен встать скорее перед зрителем смотрящим этот фильм): какая справедливость важнее? Установленная государственной системой, при создании этой 'чужой' справедливости мнения отдельно взятого человека и не учитывалось. Или же правосудие 'мирским', которое в свою очередь определяется в большей степени отдельно взятым человеком. И что в общем-то значит эта самая справедливость?
У Клайда случилось горе, хотя нет... трагедия. У него отобрали смысл его жизни и главную радость... его семью. Шайка подонков жестоко расправилась с его женой и маленькой дочкой, а его избила. Убийцы пойманы и 'наказаны по всей строгости закона', за групповое убийство женщины и несовершеннолетней девочки одного приговаривают к 'вышке'(к смертной казни), а другого, на недоумение Клайда, к 10ти годам. План действия приходит главному герою как бы сам собой... Он с неимоверной жестокостью расправляется с убийцами, пусть и не сразу. Попав же за решётку требует своего освобождения, показывая свое всемогущество даже невольным.
Дерзкий, самоуверенный, подчас невыносимый Клайд, при всей своей не лишенной логики, но лишенной милосердия 'правде', которая образовалась у индивида вследствие взаимодействия с обществе, он вызывает искрению симпатию. Хитроумные злодеяния, не предугадываемые и вызывающие восхищение. Клайд стал для меня одним из самых притягательных 'башковитых' злодеев. Ни Ганнибал Лектор(думаю, объяснять кто это такой не имеет смысла), ни Ник Хьюм(это герой фильма 'Смертный приговор'), ни Пол Керси(этот из 'Жажды смерти') не могут сравниться с харизмой и 'бруталином' героя Джерарда Батлера.
Джерард Батлер - один из самых заметных мужчин на 'голубом экране', который пользуется широкой популярностью как у себя на родине, так и Штатах. Если перефразировать коронное выражение одного из героев ТНТшного сериала, то Джерард Батлер - актер актеров (хотя если уж честно, то это будет явным преувеличением, но это ничего… раз уж речь идет о фильме с его участием). Его образ мужчины именно такой какой и должен быть, так сказать в идеале, в нетронутой красоте. Небритый, сильный, он нравится дамам и его боятся мужчины. Что дальше говорить... им я восхищен.
А вот с остальными актерами 'напряг'. На их фоне Батлер выглядит еще более выгодно. Пусть Джейми Фокс как обычно играет хорошо, но в его ролях не чувствуется... проникновения в характер того персонажа, которого он играет.
Итог я сделаю маленьким, но надеюсь что достойным. Фильм стоящий: триллер, драма, социальный протест и даже толика комедии... в нем хорошо все, но увы, не идеально.
«Отчаянный человек совершает отчаянные поступки» — Джейк Грин (Револьвер).
Зная в каком контексте и кем произнесена эта фраза, можно смело утверждать, что эти слова не иначе как девиз «Законопослушного гражданина», несмотря на то, что последний не имеет никакого отношения к упомянутому выше «Револьверу».
Клайд Шелтон(Джерард Батлер) по всей видимости бывший агент спецслужб, хотя прямо об этом в фильме не говорят. Он уже давно отошёл от дел и счастливо живёт со своей семьёй, когда одним ужасным вечером по злому року на его глазах погибает его жена и дочь. Государство отказывается его защищать и убийце дают смехотворный срок от 3 до 5 лет лишения свободы.
С тех пор проходит 10 лет и о Шелтоне ничего не слышно, пока в зверских мучениях не погибают оба преступника. Именно с этого момента начинается история законопослушного гражданина Клайда Шелтона. После такого сильного и объёмного вступления следовало ожидать ещё более напряжённого и сильного триллера в стиле «Семь» или же стремительного и зубодробительного экшна в стиле «Заложницы». На деле же получился некий микс, где на стремительном сюжете пытается удержаться тема о несовершенстве судебной системы, некомпетентности чиновников и беспомощности простых обывателей. Но смотреть на «Законопослушного гражданина» с такой призмы взглядов крайне невыгодно, потому что получается самая настоящая мешанина, где толком не реализована ни одно из идей.
Поэтому «Законопослушного гражданина» правильнее считать первоклассным триллером с отличным сценарием. В отличии от большинства фильмов последнего десятилетия, «Законопослушный гражданин» весьма качественное зрелище, в котором у каждого из героев есть вполне вменяемая мотивация для поступков, диалоги изящно отточены и доставляют неподдельное наслаждения даже для самых капризных ушей, а драматическая составляющая подкреплена феноменальной игрой Батлера и мощным саундтреком.
О Батлере вообще стоит сказать отдельно. Честно говоря, я — позорник, считал его просто красивым и обаятельным мужиком, но никак не талантливым актёром. Был он неплох во второй части Лары Крофт, в «Я люблю тебя», неплохо позировал в «300», но как-то совершенно не цепляло. В «Законопослушном гражданине» роль Клайда Шелтона исполнена на фантастическом уровне, рядом только бриллианты, вроде Роберта Де Ниро, Клинта Иствуда и Рассела Кроу. А в наши дни это большая редкость, когда персонаж приковывает к себе всё внимание, при этом оставаясь по сюжету второстепенным(привет Фоксу, завалившему роль) и не имеющим на лице ведро краски(привет Джокеру). И при всём при этом этого персонажа играет не Джонни Дэпп. Что уж говорить, Батлер феноменален.
Раз уж заговорил об актёрской игре и передал привет Фоксу, то о нём тоже пару слов. Повторюсь, роль завалил. Не нужно обладать запредельным IQ, чтобы понять, что фильм в первую очередь о Нике Райзе, а не о Шелтоне. Шелтон всего лишь злой рок, обрушившийся на голову продажного Райза. И по логике всё внимание должен был сосредотачивать на себе Джейми Фокс, но так уж получилось, что на него мы практически не обращаем внимания, и, по-честному, глубоко наплевать на его семейные проблемы, из-за чего финальная сцена с виолончелью не оставляет никаких эмоций, разве что лёгкого желания начистить тарец подлому афроамериканцу. А ведь подготовься Фокс основательнее могло получиться очень сильное и захватывающее противостояние, не как в «Схватке», до которой может дотянуться только сам Майкл Манн, но всё равно весьма захватывающе.
На деле получилось, что Батлер весь фильм держит на себе, а остальные актёры выступают не более, чем статистами, от которых очень хочется избавиться.
В заключении скажу, что «Законопослушный гражданин» очень редкий фильм, в нём есть всё, чтобы получить удовольствие: интересный сюжет, феноменальный персонаж Батлера, сильные диалоги, зрелищные убийства и, конечно же, очень редкий в наши дни рейтинг «R». Сейчас такое снимают крайне редко.
8 из 10.
P.S. Не ищите в фильме глубокого смысла, как не ищите его в «Во имя справедливости» со Стивеном Сигалом или «Разрешителе» с Сильвестром Сталлоне, эти фильмы тоже не просты, но это в первую очередь первоклассные экшн/триллеры, как и «Law Abiding Citizen».
Фильм врывается в сознание как ураган, а потом методично разрушает и мозг и представление о том, что такое хорошо, а что такое плохо.
С самого начала зрителю показывается полное отсутствие справедливости и система правосудия, осуждающая не виноватых, а слабых.
Негласный закон многих исторических деятелей, говорящий о том, что изначально, чтобы построить стабильную, могущественную систему, нужно дружить с сильными, с плохишами, а не со слабыми. Со слабых ничего не возьмешь, потому что они ничего из себя не представляют, а сильные могут вывести тебя на нужный курс. Сильные – это всегда твоя поддержка.
В начале как нельзя лучше режиссер показал, насколько точно действует этот закон. Системе правосудия проще пойти на сделку, забыв о простых человеческих добродетелях и осудить слабых, потому как настоящие преступники им не по зубам. А кусок тухлого мяса, брошенный голодному безграмотному народу, чтобы утолить чувство голода – это те же самые вердикты, выносимые системой правосудия, чтобы показать, что она якобы работает и всегда находится на страже порядка.
Отдельное спасибо хочется сказать за талантливую операторскую работу, часто и точно проводящую аналогии – некоторым проще смотреть на приятный пейзаж и отвернуться от чужого горя, повернуться к нему спиной и сделать вид: раз не видишь, значит этого просто нет.
В общем-то нормальное желание каждого человека спасти душу, не подвергать свою стабильную, тщательно спланированную жизнь разным передрягам выливается в полное отсутствие милосердия. Это всегда было и будет. Мы можем сколько угодно осуждать то, что не соответствует нашим добродетелям, принципам, мыслям, смотря на это со стороны. Но как только что-то мешает и угрожает нашей жизни, мы сами теряем всякое милосердие и готовы разорвать это что-то (или кого-то) на части, чтобы оно только исчезло из нашей жизни. Чтобы установился привычный порядок вещей, чтобы все наши внутренние принципы, установки, мысли, голос совести, все наши приоритеты не подвергались нападению и вмешиванию инакомыслей, чтобы не задумываться, не рушить привычные рассуждения и взгляды и спокойно жить дальше.
Фильм показывает, до чего глухая лживая система может довести человека.
Десятилетняя жизнь главного героя, после убийства его жены и дочери, притаившегося, живущего на грани сумасшествия ввергает в состояние оцепенения: а что же будет дальше? И не сойти с ума, остаться у самой черты позволяет только чувство нереализованной мести.
У зрителей, готовых пощекотать себе нервы, возникает вопрос: а у меня хватит смелости пустить свою жизнь под откос ради мести?
Человек остается один на один со своей бедой, а потом ненавидит и пытается уничтожить всех, кого не было рядом, тех, кто не удосужил скорбящим взглядом, тех кто обманул. Эти люди перестают быть для него людьми, это уже расходный материал для удовлетворения нужд, для игры. Крайне жестокой игры, единственному варианту и возможности показать другим, что системе на тебя плевать.
Что так же любого неугодного она может прожевать и выплюнуть. Здесь расклад один: либо ты ее пешка и смиряешься со всеми ее выкидонами, либо она сживает тебя.
Но вот в чем парадокс: главный затейник и ведущий игрок вовсе не главный герой, как может показаться на первый взгляд. Он только один из игроков, в роли плохиша, в той роли, которую он сам себе не выбирал. А вот настоящий главный игрок, распределитель ролей и управляющий марионетками – это все та же пресловутая система.
Ключевой момент фильма и начало запуска игры, когда установились роли и сценарий полностью прописался, был в диалоге, где герой Джейми Фокса спросил пострадавшего перед тем, как выпустить из зала суда преступника:
- Вы верите мне?
- Да
И ведь потом столько раз складывалась ситуация, где герой Батлера все той же фразой просил поверить ему, а не системе. Просил задуматься и расставить приоритеты человеческие, а не диктованные, не следовать шаблонному поведению. Поверить для того, что бы показать, что никто не играет по правилам своей совести. И понимая, что одними просьбами ничего не добьешься, в изощренной манере он стал требовать о доверии и человечности.
Еще один парадокс в самом словосочетании: «требовать человечности». Попробуйте его на вкус. Правда странно? Но мы так далеко спрятали свою человечность, приноровившись к установившимся ценностям, что не готовы даже сами себе признаваться в ней. Не то, что показывать другим.
- А вы верите мне?
- …….
После чего шли жестокие убийства как возможность показать, что система, в которой вы живете убивает вам подобных. Стоит ли верить ей, как однажды поверил главный герой?
Он играл в ту же жестокую игру, в которую сначала сыграли с ним. Только теперь роли распределились иначе.
Ему сказали: «Я все понимаю». Но для того, чтобы действительно поняли, сказавшим пришлось оказаться в его шкуре.
На какой то момент может показаться, что система, с которой борется главный герой подавилась. Но это миф, мираж, то, чего никогда не может быть. Она всего лишь позволила главному герою наиграться вдоволь, поверить, что он на коне. С его помощью она развлекалась, приоткрыла завесу, показывая свое несовершенство, отражение того, какой мы сами ее построили, чтобы в дальнейшем она нас имела.
Она руками героя Батлера дала каждому попробовать горькую таблетку от лицемерия.
А в то же время главный герой предпринимает самый отчаянный шаг, шаг к терроризму – попытке доказать, что ты имеешь право жить. Или терроризм – это всего лишь публичное сведение счетов?
Ну, а финальная часть игры вторит известной и любимое заповеди систему – кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.
Ты живешь в установившемся порядке пока у тебя все хорошо. Но начинаешь бороться, если что-то пошло не так. Тебе кажется, что ты сможешь всех перехитрить, но ты просто мышь, которая принимает правила игры кошки, не зная, что будет дальше. Ты герой, идущий против системы, которая сама тебя создала, которая постоянно тебя подкармливает, пока ты ей угоден.
Совершенство это смысл всего сущего. Вечное самосовершенстование и стремление к идеалу - ради этого живут все люди. Но его невозможно достичь. Но это не умаляет того факта, что надо стараться до конца.
Правосудие явление довольно противоречивое. Созданное для установления справедливости, осуществления честного и беспристрастного возмездия правосудие олицетворяет собой всю многогранность и противоречивость самих понятий справедливость и возмездие. Потому что одно и то же деяние с разных сторон будет выглядеть по-разному. Надо учитывать множество факторов: смягчающие и отягчающие обстоятельства, мотивы, пситическое состояние, возраст и т.д. Но суть не в этом. Человек убивший педофила, который на его глазах изнасиловал дочь, человек который спьяну задавил соседа и человек, убивший прохожего ради золотых часов будут носить клеймо 'убийца' до конца своей жизни. Потому что закон различает убийц, но не различает жертв. Какая разница - педофил, добропорядочный сосед или заурядный клерк? Они все равно мертвы и правоохранительные органы обязаны усадить убийц за решетку.
Другая проблема закона это не всегда объективное наказание. Отсутствие нужных улик, покровительство высокодолжностных лиц и другие причины приводят к тому, что множеству преступников удается или совсем избежать наказания или оно будет сверхмягким.
Однако большинство людей, не знакомых с изнанкой правосудия, не задумываются о таких вещах пока не столкнутся с этим самолично как Шелтон в данном фильме. И тогда святая вера в безукоризненность закона и надежда на воцарение справедливости сменится глухим разражением и ненавистью к системе.
Фильм начинает интриговать сразу. С первых же сцен. Пружина фильма постепенно накаляется и лопается в тот момент, когда правосудие дает слабину, обнажая всю хрупкость и несовершенство системы. Шелтон в недоумении - вместо возмездия он получает звонкую оплеуху от закона. Тогда он придумывает план...
К этому фрагменту кинофильма у меня нет претензий. Все показано правдоподобно и без лишнего драматизма. Амбициозный адвокат, для которого справедливость это неоправданный риск и готовый совершить осознанный и безнравственный поступок лишь для того, чтобы его карьера не запятналась, олицетворяет собой всю бездушность и педантичность закона. Порядок есть порядок, осторожность превыше риска. Неважно что адвокат испытывает неприязнь к убийцам, не важно что отец лишен права на справедливость - важно что очередное дело выиграно, а система не дала сбоев.
Шелтон же напротив воплощает собой хаос, некую анархичность. Гораздо более эмоцианальный, откровенный и главное ставящий личность выше системы, Шелтон противопоставляется Райсу.
И уверен, что большинство зрителей симпатизировало Шелтону.
Так задумывалось авторами и пока все идет по плану.
План претворяется в жизнь и у Шелтона. Его действия это сплав мести, ненависти, бунтарства, одержимости. Преступник должен быть наказан - его кредо. И те кто помогал им уйти от возмездия должны тоже понести наказание. Его борьба с системой это заранее обдуманный, хитроумный, грамотно выстроенный план.
Один человек восставший против системы. Система, которая предназначена для его интересов и интересов таких же как он. Система, которая перемалывает судьбы людей. 'Я не мщу. Я объявил войну этой гнилой системе.'
Это еще больше заинтересовывает. И пусть такое не вполне реально, все равно интригует.
Постепенно Шелтон уходит на второй план и на сцену выходит Райс. Он пытается разгадать мотивацию бунтаря, хотя что тут разгадывать?
В это время создатели решили видимо немного сменить акценты и заставить зрителя проникнуться симпатией к адвокату. Показывают его трепетные отношения с семьей, его коллег и друзей. Но нет. Меня он ни сколько не тронул. Наоборот я был лишь больше обозлен на этого законника. Он даже нисколько не сочувствует Шелтону, т. к тот попрал святую святых - закон.
И вот теперь настала череда сплошного разочарования.
Шелтон вдруг резко начинает тупеть. Он перестал просчитывать ходы наперед. Напротив, Райс и его сподвижники начинают выигрывать в игре, затеянной Шелтоном. Это очень слабое место в сюжете, полностью портящее впечатление от фильма. Мне не понятно чем руководствовались сценаристы, делая Шелтона вдруг вполне безобидным. Качество фильма резко падает. В конце концов, Райс одерживает победу и тут главное разочарование: я не увидел, чтобы адвокат пересмотрел свои принципы и ориентиры.
Итог.
Авторы фильма скорее всего задумывали снять фильм, который покажет, что несмотря на всю несовершенность судебной системы человек не может существовать без нее и победить ее. Творение людей поработило своих создателей. Однако сделано это неумело. Пытаясь заставить зрителей сопереживать сначала бунтарю, потом законнику, фильм превращается в симбиоз бреда и софизма. Я так и не увидел особой надобности в законе. Я так и не стал сочувствующим к Райсу и его погибшим друзьям. Я лишь убедился, что порядок и закон противоречат сущности человеческой натуры.
5 из 10
p.s Цвет моего отзыва - красненький. Однако фильм не настолько плох и отнюдь не является безобразным. Просто нейтральная рецензия не может обозначить мое отношение к фильму. Серый цвет не подходящ. Фильм не способен вызвать пресные эмоции. Диапазон моих чувств во время просмотра был широк. От восторга до горького разочарования. Однако негативные впечатления перевесили положительные. Поэтому этот фильм для меня скорее '-' чем '+'.
Посмотрев трейлер, понадеялся что все-таки там собраны не самые лучшие и яркие моменты и что нам дадут на что посмотреть, чего мы не видели в 3ёх минутном ролике. Мои надежды оправдались.
Начало фильма обескураживающее, как говорится с места в карьер. Прочитав вчера отзывы, думал что будет не хватать динамики и будут некие моменты затянутости. Но все оказалось очень живо! В одном месте даже вздрогнул от неожиданности (сцена с окружным прокурором). Команда актеров подобрана то что надо: Джейми Фокс, Джерард Батлер и Брюс МакГилл. Хотя и все напряжение держится вокруг двух героев. Герой Джерарда (Клайд) – это человек, который потерял всё. Жену, дочь, доверие к людям и правосудию. У него ушло 10 лет подготовки на то, чтобы всем отомстить, но это не слепая месть, а интеллектуальная и четко продуманная. Клайд объявляет войну испорченной реальности. Он очень умен, у него спланированы все дальнейшие действия на несколько шагов вперед. Лучший из лучших в своем амплуа. Если он взялся за какое-то дело, то при любых обстоятельствах доводит его до конца, не меняя своих решений и сдерживая свое слово. За эти 10 лет Клайд, проштудировав множество книг по юриспруденции, может загнать в неловкое положение даже окружного прокурора, не говоря уж об адвокатах. Он поставит весь город на уши, перебьет всех коррумпированных чиновников и будет до конца издеваться над системой правосудия, держа всех в страхе и непонимании. Клайд непобедим.
Но всегда есть противоборствующая сторона, на которой расположился Оскароносец Джейми Фокс, без которой не было бы так интересно и захватывающе.
В итоге получился насыщенный событиями и эмоциями триллер. Разочарован оказался только концовкой. Она показалась мне предсказуемой. Но это не сильно испортило впечатление о фильме. Батлер сейчас находится на пике популярности, как недавно был в таком же положении Хью Джекман, снявшись в подряд вышедших на экраны Австралии и в Людях Икс. И это очень радует, т.к. Джерард старается раскрыться нам в разных жанрах. Но как бы там ни было лучшей его ролью за всю карьеру, считаю замечательную драматическую роль в фильме «Дорогой Фрэнки».