Бегущий по лезвию, конечно, классика научной фантастики, но на подобный лозунг большинству простых зрителей плевать, что, по сути, хорошо, поэтому описание его в положительном ключе я сформулирую иначе: бегущий по лезвию - умный, интересный и умеренно красивый фильм с душой.
Сегодня можно без проблем найти несколько версий фильма, включая отреставрированную картину 2007 года, несравнимо более приятную для современного неэстетского взгляда.
Суть фильма в ней как-то более внятно сводится к основной теме создаваемых репликантов. К финалу всё больше размывается грань между ними и людьми, что наталкивает на размышления над вполне понятными соответственными вопросами.
Роботы, не имеющие смысла своего сущестdования, не проявляют в большинстве случаев никаких эмоций - исключая моменты, в которых они узнают что-то о своей жизни. Уникальная финальная сцена предполагает несколько вариантов понимания, я предложу один из них: она в очередной раз показывает, что репликанты не имеют чувства ненависти и прямого желания причинения какого-либо вреда другим.
Источник их агрессии - невозможность жить вечно и осознание этого. Но в финальной сцене репликант, наконец, оказывается способным сделать что-то полезное, безусловное и неообоснованное в жизни - пусть даже для своего врага, - лишь смирившись с этим. Есть и немного отвлеченные от основной линии темы - для тех, кто особо заинтересуется. Они не 'забивают' фильм и не усложняют его восприятие. (На них останавливаться не будем.)
Образы специфичны, в меру безэмоциональны, но сыграны хорошо. Особенно выделю (не буду оригинальным) Рутгера Хауэра в образе робота, хотя и главный, исполняемый Фордом, герой мне вполне симпатичен.
Пока что моя оценка любимой отреставрированной и немного перемонтированной (final cut) версии фильма
«Блэйдраннер» - один из первых американских, настоящих голливудских, причем культовых фильмов, который был показан по ранне-российскому телевидению. Эти показы шли под маркой «Русское видео», глубоко за полночь крутили такое продвинутое кино, как «Взвод» Оливера Стоуна, «Страх» Роджера Кормана, «Казанова» Федерико Феллини. И даже черно-белый телевизор был способен дарить новые, сильные, ни с чем не сравнимые впечатления.
Экранизация Ридли Скоттом романом Филиппа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» стала классикой жанра умной и глубокой фантастики. Даже сейчас картина смотрится как интеллектуальный арт-хаус, с мрачноватой, чуть сумасшедшей эстетикой, великолепной актерской игрой, красивым кадром, впечатляющими декорациями. В начале 80-х 2019 год казался далеким будущим, но авторы фильма сумели передать в своей хайтековской антиутопии тревогу эсхатологического ожидания будущего. Будущего, в котором изобретения человека выйдут из-под его контроля и предъявят ему счет. Да и каким станет сам человек, еще больше утвердившийся в своем могуществе?
Эксперименты сотворения искусственной жизни, искусственного разума привели к созданию новых одушевленных существ, превосходящих человека в силе и интеллектуальных способностях, а главное, обретших душу в сражениях за человека. Репликанты не были роботами в механическом смысле, они были живыми синтетическими организмами, продуктами гениальной генной инженерии, которые вместе с осознанием своей мощи испытали и страх близкой смерти, и унижение от подавления себя человеком, и горечь от его неблагодарности.
Фильм ставит нравственные проблемы отношения твари и творца, власти и свободы, выбора и долга. Где драматически пролегла та грань, которая отделяет человека от робота? Каковы те вершины духа и высоты подвига, которые способны превратить полуфабрикат из плоти и крови в настоящую личность? Как рождается великодушие и происходит духовное очищение?
Несмотря на общую трагедийность, финал картины почти библейский.
Особое восхищение вызывает образ, созданный Шон Янг. Ее героиня – одна из самых чувственных, проникновенных, фантастически сексуальных женщин в кино всех времен и народов. Пожалуй, лучше роли у нее в дальнейшем и не было.
Фильм «Бегущий по лезвию» я знал с детства, но помнил его отрывочно, так как никогда не доводилось посмотреть его полностью. Несколько лет назад режиссёрская версия попалась мне на DVD и с тех пор «Bladerunner» стал одним из моих любимых картин. После первого просмотра, я нашёл и прочитал книгу «Снятся ли андроидам электроовцы?» и после этого Филипп Киндред Дик стал любимым писателем, я читал его залпом. В своём великолепном творчестве, Дик описывает миры будущего, общество, изменившееся после каких либо поворотных событий, психологию человека определённого социального пласта и его взаимодействие с другими. Дик очень метко рисует характеры и мотивации своих героев, их рассуждения не всегда бывают понятны сразу, но миры, они всегда живут в его романах и рассказах полной жизнью. Писатель смог предсказать некоторые научно-технические скачки в развитии связи, строительства и многого другого. Дика экранизировать сложно, но «Вспомнить всё», «Час расплаты», «Особое мнение», и ещё несколько картин получились очень удачными, и немного изменёнными для киноэкрана, так как сам Дик на бумаге динамичным действием не блещет.
В романе Дика можно проследить примерно две смысловые линии, это бегство репликантов, их уничтожение, и настоящие, искусственные животные. Тема вымерших животных и желание заботиться о настоящей овечке, как это делал герой книги, в фильме просто нет, как нет и жены полицейского Декарда, которая живёт с помощью модулятора настроения словно марионетка. Ридли Скотт намного упростил сюжет для фильма, оставив только основных героев, немного поменяв их роли в самой истории. На первый план вышла линия со сбежавшими с внеземных колоний репликантами, при этом Скотт превратил фильм в самостоятельное произведение научной фантастики, настолько объёмное по внутреннему и внешнему содержанию, что до сих пор остаётся культовым в своём жанре. В 1982 году картину не ждал успех, ибо многие просто не поняли про что фильм, большинству он показался очень странным. Со временем «Бегущий по лезвию» приобретал своё значимое место в кинематографе и фантазия Дика-Скотта, становилась более актуальна. У этого амбициозного и сложного по реализации проекта было около 7-ми или 8-ми сценариев, где роли и значимость персонажей менялись пропорционально. После долгих доработок, Ридли Скотт выдал блестящую картину, но по прошествии нескольких лет, он и её несколько раз резал и редактировал. В итоге мне пришлось просмотреть три версии фильма: театральную, режиссёрскую и финальную.
Все три варианта балансируют с разницей около пяти минут, и могут похвастаться теми небольшими сценами, которых нет в других версиях, но всё-таки самой отполированной и окончательной, как и дядя Ридли, я считаю финальную версию. Более созерцательная картина, наконец-то нашедшая баланс в самой себе, расскажет о новом поколении искусственных людей, созданных в помощь людям, которым для большей продуктивности работы внедрили…память, и как гласит корпорация «Тайрелл» - «более человек, чем сам человек», новые репликанты стали почти как люди. Только продолжительность жизни новых «нексус-6» сократилась до 4-х лет. Несколько репликантов-рабов, сбежавших из внешних колоний прибывают на Землю, чтобы получить ответы от самого Тайрелла, но по их стопам идёт Рик Декард - полицейский из отряда по уничтожению репликантов. Рик, уставший от работы, пьющий и одинокий, неохотно принимается за дело под наблюдением странного напарника Гаффа. Тяжело ли убивать искусственных людей просто за то, что они хотят жить дальше, или хотя бы дольше, ведь память усиливает эмоции, а эмоции - жажду к жизни. Любовь. Она в сердцах тех, кто сейчас где-то здесь, в гигантском мегаполисе, скрывается, пытаясь попасть на верхушку пирамиды-здания к человеку, создавшему их, давшему жизнь, но такую скоротечную. Тяжело ли нажимать на курок своего мощного револьвера, жестоких, но живых, когда влюблён в такого же репликанта, и понимать, что рано или поздно придётся потерять любовь? «Bladerunner» один из самых первых задаёт вопросы о создании искусственного разума и его борьбе за жизнь, наводит на мысль, что подобно девизу корпорации, андроиды могут быть более человечны и сильнее любить жизнь, нежели обычные люди в лице Декарда. Хотя фильм, настолько многогранен, что незримая война мнений о происхождении главного героя, оставляет за собой право выбора, но я придерживаюсь неутешительного мнения дяди Ридли, ведь в некоторых моментах картины он дал повод.
Пройдя через многочисленные трудности и разногласия, режиссёр и съёмочная группа внесли в мировой кинематограф очень важную, ходовую деталь, без которой фантастика не развивалась бы как сейчас. «Бегущий по лезвию» - это бесспорно поворотный фильм об искусственном интеллекте, тотальной урбанизации и упадка общества. Ридли Скотт уже тогда вдыхал жизнь в свои проекты, ибо фильм настолько завораживающий, реальный и сильный своей атмосферой, что ни в какие сравнения не попадает. Сюжетная линия «отправки в отставку» репликантов, любви Декарда к Рэйчел, любви Роя Батти к Прис, искусно переплетаются. Даже после многочисленных болезненных операций на фильме, он выглядит удивительно лаконично, а вся эта история оказалась укутана гигантским мегаполисом, в котором неимоверно высокие небоскрёбы и грозовые тучи закрывают солнце. Удивительный и реальный дождливый мир ночного города будущего, показанный очень красиво, и в то же время пугающе грязно, наглядно отображает испорченную Земную атмосферу и опустошение. На улицах тысячи людей различных национальностей и вероисповеданий, всюду неоновая реклама, магазины, рынки, бары, такси, автобусы, светофоры, подземные переходы и дождь… Это не хай-тековское будущее, это нечто иное, положившее начало целому направлению в кино. Пересмотрев финальную версию, я всматривался в каждую деталь уютной квартиры Декарда, в каждый костюм проходящего мимо статиста, и чёрт подери, дядя Ридли и знать не мог, что кусочки созданного им мира, будут пытаться тщетно скопировать. Я влюблён в этот созданный мир, именно его целостность ощущается после просмотра, невероятно осязаемый, чарующий и грустный плачущий мир.
«Бегущий по лезвию» - это нуар, ретро-фантастика, киберпанк, можно называть разными именами, но он просто неповторим, а забота режиссёра о нём сквозь многие годы, делает фильм ценнее и для самого себя. Один из самых сильных и оригинальных композиторов Вангелис, наполнил фильм душой и его Bladerunner Blues как и многие другие композиции своей футуристической красотой и электронным звучанием не сравнятся ни с чем. Актёры и их игра бесподобны, о них я могу говорить взахлёб, но не хватит места. Мир 2019 года мне страшен, но одновременно приводит в восторг и «Бегущий по лезвию» для меня не устареет никогда. Это шедевр.
'Бегущий по лезвию' - фильм, с которым я успел познакомиться уже давно. Если бы не компьютерная игра, вышедшая по мотивам фильма, я бы наверняка и не обратил на него особого внимания. Но игра у меня была и произвела сильное впечатление. Не слабее оказался и сам фильм.
При первом просмотре, в силу юного возраста, я не мог правильно оценить сюжет или взаимоотношения героев. Зато музыка (спасибо Вангелису) и картины киберпанкового мира пришлись мне по душе. Летающие машины, город с миллионом огней, простирающийся до горизонта, неоновые вывески, огромный дирижабль, зовущий в новый мир...
Атмосфера фильма сильно мне полюбилась и стала неким олицетворением 'романтики будущего'.
Следующим этапом познания этого шедевра стал очередной его просмотр несколько лет спустя. Тогда уже я обратил внимание на устройство сюжета, на линии взаимоотношений героев, которые, в принципе, не очень сложные, на игру актеров. Все это наложилось на старые впечатления и оставило глубокий отпечаток.
И вот лишь недавно, прочитав 'Мечтают ли андроиды об электроовцах' руки Филипа Дика, который является прообразом сюжета 'Бегущего по лезвию', я смог дофантазировать недостающие детали, глубже погрузиться в сюжет (хотя сюжеты книги и фильма местами существенно расходятся) и решить, что этот фильм достоин высшей оценки и еще долго, если не навсегда, будет одним из самых любимых.
К выходу сиквела Бегущего по лезвию мне захотелось освежить воспоминания об оригинале. И не смотря на весьма неспешный по нынешним меркам темп произведения, я погрузился в ленту практически сразу. Тактое ощущение, что эта лента пробыла все эти годы в каком то стазисе и время оказалось над ней не властно, ведь за устаревшей формой скрывается как никогда актуальное содержание. Всё таки мы уже живём в эпоху описанную традиционными авторами киберпанка, просто он не таков как они это предсказывали.
Бегущий по лезвию стал своеобразным воплощением этого жанра в рамках кинематографа. Точно так же когда мы говорим о киберпанке в анимации, то в первую очередь вспоминаем Призрака в доспехах, в играх - Deus ex, а в литературе творчество Уильяма Гибсона. И произведение это достаточно сильное, что бы соответствовать столь высокой чести.
По форме Бегущий по лезвию классический нуарный детектив, по сути же притча о том что делает нас людьми. В обоих качествах он далеко не идеален, всё же детективной истории не хватает неожиданных поворотов, а поучение можно было бы подать менее явно. Но в сочетании друг с другом, и особенно с визуальным стилем ленты, эти компоненты производят на зрителя невероятно сильный эффект.
Отличный фильм ставший классикой для многих людей, лента соблюдающая идеальный баланс между действием и смыслом.
Перед походом на вторую часть Blade Runner, решил посмотреть первую часть, ибо до сих пор ее ни разу не смотрел. Особо писать рецензию смысла нет, так думаю, многие ее уже видели. Поэтому обзор будет краткий.
Фильм я смотрел дома, потому, возможно впечатления чуть хуже. По сути минусов я не заметил, возможно, лишь один, это некоторая недосказанность сюжета. Может, так было задумано специально, а может, нужно было сделать больший хронометраж. Теперь к приятному.
Плюсы:
- Отличная атмосфера, этакая депрессивная картина с неоновым освещением. Все это дополняет великолепный визуальный ряд, при просмотре даже не верится, что смотришь фильм 82 года. Стилистика великолепна. Лос-Анджелес будущего показан невероятно интересно, город в фильме это одна из главных тем, на мой взгляд в плане картинки, «Blade Runner» ни чуть не слабее «Ghost in Shell». Также хорошее музыкальное сопровождение, оно не навязчиво, но все время в тему. Также отличные костюмы героев. В общем получился сильный неонуарный-киберпанк. Много интересных сцен, причем есть и вполне жесткие сцены.
- Интересная идея, фильм весьма глубокий, хотя на мой взгляд можно было сделать его дольше, и тем самым более философским. Но и с таким хронометражем, картина вышла весьма интересной, и подымающей сложные вопросы. В ленте очень много философских тем, правда не на все есть ответы, но это не портит фильм, а скорее придает ему изюминку. Много отсылок, вплоть до библейских, что также делает картину неповторимой.
- Отличный актерский состав, как и на главные роли, так и на второстепенные. Актеры играют отлично. Больше всех запомнился репликант Рой Батти (которого играет Рутгер Хауэр), антагонист из него получился великолепный. Харрисон Форд также на высоком уровне. Тут претензий нет.
В итоге для своего времени фильм получился превосходный. Да, фильм явно не для массового зрителя, и возможно многим он не понравится, но я рекомендую, тем кто его еще не видел, посмотреть.
8 из 10
Жду премьеры второй части, возможно там будет больше ответов, на поставленные вопросы в первой части.
Конечно, все эти ковидные события ударили по многим сферам жизни и направлениям в экономике, включая киноиндустрию. Уже не посчитать по пальцам то число наиболее ожидаемых кинопремьер, которые в силу обстоятельств были перенесены довольно на длительные сроки, не говоря уже о кинотеатрах, терпящих колоссальные убытки. Но на это можно найти и свои маленькие, но приятные плюсы, т. к. освободилось место для проката старых фильмов. Так, впервые до российских экранов добралась классика научной фантастики и настоящий образец жанра «киберпанк», экранизация культового романа Филиппа Дика «Бегущий по лезвию».
Синопсис Лос-Анджелес, ноябрь, 2019 год. С момента научного прорыва в биоинженерии общество поделено на классы: обычные люди и репликанты – выведенные в лабораториях могущественной корпорации «Тайрелл» биомеханические андроиды, внешне неотличимые от нормальных людей. Репликантов занимают рабское положение, и используют их либо для опасных и тяжелых производств во внеземных колониях, либо для проституции. Кроме того, их пребывание на планете Земля находится под строжайшим запретом, а всех нарушителей устраняют на месте. Отставному полицейскому-детективу и по совместительству «бегущему по лезвию» (как называют охотников за репликантами) Рику Декарду поручают поиск и ликвидацию опасной группы репликантов, сбежавших с внеземной колонии и тайно проникнувших на Землю с целью добраться до руководителя корпорации «Тайрелл» Эндола Тайрелла, который лично приложил руку к созданию репликантов.
Игра актёров Честно говоря, как-то оценивать актерскую игру в данном фильме довольно затруднительно, поскольку в большинстве своем задействованные в нем актеры воплотили довольно стандартные (я бы даже сказал «штампованные) образы. Так, Харрисон Форд воплотил типичный образ отставного полицейского Рика Декарда, который отошел от дел, потому что ему просто надоело заниматься тем, чем он занимался ранее, но вынужден вернуться к своим обязанностям, когда понимает, что этот случай не похож на предыдущие, и что он может перевернуть жизнь Декарда. Говоря об игра Шон Янг, можно сказать, что её героиня Рейчел получилась типичной нуаровской роковой женщиной с тем отличием, что здесь она оказалась действительно невинной жертвой обстоятельств. Если уж кого-то и выделять, то на ум приходит Рутгер Хауэр в роли репликанта Ройя Батти, лидеры группы репликантов-повстанцев, который вынужден был творить злодеяния просто потому, что хотел пожить жизнью настоящего человека.
Режиссура «Бегущий по лезвию» считается одной из первых работ Ридли Скотта, которые ныне приходится одним из самых маститых режиссеров. Отличительной особенностью картины является ее нетривиальность и глубокий философский и почти религиозный подтекст, который был изначально заложен в романе Филипа Дика, по мотивам которого был поставлен этот фильм. Конечно, Скотт мастерски воссоздал фабулу: мир «далёкого» будущего, познавший все азы глобализации и высоких технологий. Общество, народы, люди в целом настолько смешаны, что вынуждены ютиться в тесноте, разговаривать друг с другом на разных языках и цинично относится к вещам, которые для нашей современности считались бы признаком аморального поведения. Даже высокие технологии уже не ценятся с прежним трепетом. Более того, они создают новые проблемы, затрагивающие многие этические и метафизические вопросы.
Да, созданные в этом мире репликанты изначально были обречены на несправедливую для обычного человека участь. С другой стороны, какой был смысл наделять их чертами, что они внешне неотличимы от живых людей, настоящими органами, даже чувствами, эмоциями, разумом и даже ложными воспоминаниями? Мы видим сложную философскую проблему, когда создатель, возомнивший себя Богом, наделяет свое творение такими составляющими, за счет которых его творение начинает превосходить его по многим параметром, но при этом почему-то должно занимать подчиняемую позицию. Конечно, с учетом визуальной составляющей киноленты сложно уловить подобные смысловые нотки, но в этом уникальность режиссерской работы Ридли Скотта, который в «Бегущем по лезвию» сумел счесть не сочетаемое.
Сценарий Действие сюжета происходит в Лос-Анджелесе в 2019 году (да-да, забавно, но, видимо, Филипп Дик полагал, что к этому времени человечество достигнет невиданного размаха научных открытий). От солнечной Калифорнии не осталось и следа, поскольку из-за бесчисленных производств, перенаселения и отсутствия свободного пространства город накрыт либо смогом, либо густыми тучами, из которых без конца льется сильный ливень. Среди этой серости, безликости и тошнотворной давки живет отставной полицейский детектив Рик Декард, когда-то выполнявший работу так называемых охотников за репликантами – бегущих по лезвию. Однажды его бывший начальник поручает ему поиск и ликвидацию группы репликантов, сбежавших из внеземной колонии и проникнувших на Землю. Полиция полагает, что они пытают добраться до их создателя и главы корпорации «Тайрелл» Эндола Тайрелла, поскольку накануне один из беглецов притворился работником компании и напал на предыдущего «бегущего по лезвию». Декард начинает по крупицам собирать улики, потому что для него важно не только узнать местонахождение преступников, но и понять мотивы, которые движут ими. Возникают сложности, когда в жизни Декарда появляется секретарша Тайрелла Рейчелл, новое поколение репликантов, которая не знала о своем происхождении. Рик, который как бы должен испытывать презрение к этим созданиям, начинают сочувствовать девушке и вскоре даже влюбляется в нее. Проблема еще и заключается в том, что в генетическом коде репликантов скорая смерть прописана изначально, а следовательно, для Рика и Рейчел путь к совместному счастью останется неведомым.
Итог «Бегущий по лезвию» по праву можно считать классикой научной фантастики. При этом фильм несет не развлекательный характер, как, например, те же «Звёздные войны», а глубокий философский подтекст. Конечно, сейчас нам известна судьба героев с учетом сюжета не менее знакового продолжения, снятого Дени Вильнев. В любом случае, фильм приятно смотреть по многим причинам, а особенно он придется по вкусу визионерам, любящим видеть на экране потрясающие метафоричные образы. Поэтому рекомендую к просмотру.
Больше всего мне нравится создавать миры (с) Ридли Скотт
Пролог
Мне всегда было сложно собраться с мыслями и подготовить конструктивно-полноценный обзор по всем составляющим о которых хотелось бы написать, при этом постараться ничего не упустить или вовсе обойти стороной. Поэтому это будет своего рода признанием в любви к поистине монументальной работе которая по прежнему и с вдохновением приковывает к себе моё искреннее и вдумчивое внимание.
Не буду первооткрывателем в области восхваления и использования громоздких эпитетов и этот отзыв наверное затеряется в массе других рецензий и мнений, которые пестрят не только здесь. Феномен 'Бегущего по лезвию' действительно трудно переоценить или вовсе пытаться обойти стороной.
Значимость
Заинтересованность к проекту началась в глубоком детстве, по обрывкам памяти из которого и началось моё увлечение этим фильмом. Взрослея, я всё чаще его вспоминал и не раз к нему возвращался, сам не ведая почему. Вскоре и окружающая для меня действительность стала всё больше походить на мир, демонстрируемый там. Пересмотр картины раз в год своего рода традиция, но при каждом в неё погружении, я до сих пор нахожу для себя что-то новое. В каждом кадре красота, и это является своего рода квинтэссенцией моей любви к кинематографу. Весь персонал, работавший тогда над фильмом, проделал колоссальнейшую работу, а 3-х часовой документальный фильм тому дополнительное подтверждение.
Очень многое было сказано и продолжает иногда упоминаться, когда в той или иной степени затрагиваются аспекты лент которые навсегда меняют представление о мире кинематографа. Режиссёры и другие деятели не раз вспоминают те или иные работы, которые оказывают на них вдохновение и определённые размышления. «Бегущий по лезвию» является одним из таких примеров, но в тоже время находится где-то выше и в стороне, поскольку является ни чем не похожим олицетворением шедевра во всей своей красе и многообразии форм. Различные аллегории на этот фильм встречаются во множестве лент, а тесно связанные по жанру и вовсе берут пример.
Трудно себе представить, как все составляющие слились воедино – наверное в этом и кроется магия кино. Тернистый путь производственного процесса был очень специфичным, а для уже далёкого 1982 года некоторые идеи и их реализации вообще считаются новаторством и по сей день.
Здесь каждая деталь является частью неповторимой и уникальной чарующей красоты:
Режиссёр
Ридли Скотт - фигура мирового кинематографа, которая не нуждается в представлении. В то время он уже смог себя проявить с помощью гениальнейшего художника Ханса Рудольфа Гигера в 1979 году, выпустив из глубин необъятного космоса всем известного ксеноморфа.
Трагедия в семье нуждалась в проецировании создания похожей мрачной картины, а приписываемая тогда ему Дюна в этом ключе не подходила. В очередной раз пересматривая сценарий, он всё же взялся за перенос текста на экраны. И у него это получилось с филигранной точностью швейцарских часов. Всё чётко, к месту и под стать величайшему деятелю кинематографа.
Композитор
Вангелис, от одного упоминания которого уже идут мурашки по всему телу, проделал непревзойденную работу. Каждая присутствующая в фильме композиция наполняет кадр дополнительным источником вдохновения, помогая расширить демонстрируемые грани до невероятного наслаждения.
Трудно себе представить, какое было бы восприятие у фильма, если бы не он. Многое, если не всё, воспринималось по-другому.
Оператор
Джордан Кроненверт подарил чрезвычайно втягивающие ракурсы повествовательного процесса. Вглядываясь в каждую самую незначительную деталь, проскальзывающую перед камерой непревзойденного мастера своего дела - медленная и тягучая по своему наполнению работа помогала наслаждаться фильмом. Крупные планы, плавность и глубина работы не могут восхищать. Гениальнейшая работа.
Художники, декораторы, костюмеры и весь остальной персонал, который в той или иной степени был задействован в работе над этой картиной, выполнили свою работу на столь же непревзойдённом уровне. Выделить хочется только Сида Мида. Этот футуристический и индустриальный графический дизайнер чувствуется почти в каждом кадре.
Актёры
Хариссон Форд показал, по моему мнению, одну из лучших своих актёрских работ. В ней был продемонстрировал очень необычный образ, приковывающий к себе внимание с первых кадров своего появления.
Рутгер Хауэр - действительно идеальное воплощение ницшеанского сверхчеловека, в представлении писателя Филиппа Дика, подарившего книгу, на которой основан фильм. Рабочий материал фильма оставил писателя в восторге.
Лучшая его роль и один из сильнейших по проникновению в глубину души монологов произносимых в истории кино.
Шон Янг - ярчаший образ роковой спутницы под стать оригинальным лентам эпохи нуара. Очаровательное и прекрасное украшение фильма.
Остальные актёры справились со своей задачей на весьма достойном уровне и по своей игре не отставали от главных действующих лиц. Это способствовало ещё большей вовлечённости к каждому образу, мелькающему в фильме.
Заключительный аккорд
Любовь к этому полотну не угасает и продолжает жить вместе с теми образами которые оно мне подарило. Классика мирового кинематографа и один из самых красивых фильмов, когда-либо снимавшихся в истории кино.
Считаю лучшей работой Ридли Скотта, и с нетерпением жду продолжения, которое обещает быть не менее захватывающим, созерцательным и интригующим.
Единственный пока фильм, получивший от меня оценку
Будущее - мир непрекращающегося кислотного дождя, грязного индустриального пейзажа и победившего глобализма. В одной из колоний на некой планете несколько роботов-репликантов, практически не отличимых от людей, совершают мятеж, после чего объявляются вне закона. Рику Декарду, сотруднику специального отряда полиции, названому «Бегущие по лезвию», поручают ликвидировать группу проникших на Землю роботов.
Одним из основных слабых мест фильма многие «ценители» считают сценарий: медленное развитие сюжета, отсутствие головокружительного «экшена», обилие диалогов, мелкие неточности и кажущиеся неправдоподобными отдельные эпизоды. Но на фоне разыгрывающейся драмы, потрясающей образности и метафоричности происходящего все придирки кажутся, мягко говоря, недостойными внимания (к вашим услугам творчество Бэя или Мостоу, с бесконечным пафосом и рудиментарной сутью, но блистающих привлекательной обёрткой и мёртвым динамизмом). В остальном же к сценарию вольной экранизации романа Филипа Кендрика Дика - «Мечтают ли андроиды об электроовцах» претензии незначительные.
Атмосфера в фильме передана блестяще. Создатели фильма во главе с Ридли Скоттом оформили настоящую визуальную симфонию. Освещение, дизайн декораций и операторская работа выполнены безукоризненно. Эта сторона фильма вообще считается близкой к эталонной. Звуковое сопровождение от небезызвестного Vangelis-а (Папатанасиу - по батюшке) в совокупности с визуальным рядом радуют своим синергизмом.
Так говорил человек.
Рик Декард. Самый неоднозначный персонаж во всех возможных смыслах: начиная от генезиса самого героя, и заканчивая актёрской работой Харрисона Форда. Уставший, потрепанный существованием в радиоактивном мире павшей морали и давно почившего Бога, Декард представляется винтиком убогой вырождающейся цивилизации. Занимаясь одной из самых грязных и неблагодарных работ, какую только можно представить, всегда есть риск оступиться. А если оступишься, то назад дороги уже не будет: где она – грань между убийством человека и робота, если эти понятия перемешиваются настолько тесно? Заплутавший в пещерах бетонных небоскрёбов, без прошлого, держит путь он под небом, с которого ничего не светит.
Рой Батти и незабвенный Рутгер Хауэр, как точка пересечения всех медиан. Один из сбежавших андроидов, объявленных вне закона. Это искусственно созданный репликант, обладающий невероятными физическими и интеллектуальными способностями, но несущий в себе всё человеческое и осознающий себя вполне человеком. Пройдя через тернии кровопролитных сражений, раб человечества, он всё же не смог смириться с подобным существованием. Рой возвращается на Землю, чтобы хоть немного продлить свою скоротечную жизнь, ибо на генном уровне, для полного контроля, в нём была заложена скорая смерть. Но, не в силах предотвратить неизбежное, Рой отрицает и крушит всё, что встречается на пути. Скинув все оковы и оказавшись на самом краю, он открывает в себе новое начало: созидающее и дарящее. Таким образом, логически завершается путь сверхчеловека по Ницшеанской модели.
Остальные персонажи так же не являют собой серую массу, имея различные истории и судьбы, приведшие их на грань таких фундаментальных понятий как «я», «человек», «мораль» и многих других. Актёрская работа всей 'команды' достойна оценки - замечательно!
Да узрит вопиющий.
Что бы мы не говорили и не писали, игровое кино, в нынешней интерпретации всегда будет лишь суррогатом подлинной мысли. Ведь за картинкой стоят режиссёры, продюсеры и хитрый Голливуд, искажающие суть по своему разумению. Но, именно «Бегущий по лезвию» действительно радует, как «приемлемое» толкование идей первоисточников (от романа Филипа Дика, до цитат философских трактатов).
Квинтэссенция: качественный фантастический фильм-нуар с элементами триллера и боевика, несущий в себе интересный и глубокий посыл, поданный по всем канонам эстетики, без утомительного «экшена» и лишь незначительными «шороховатостями», заслуженно считающийся одним из лучших в истории мировой киноиндустрии.
2019-й год. Недалёкое будущее относительно нашего времени, зато достаточно далёкое относительно даты выхода фильма - 1982-го года. Режиссёр фильма - Ридли Скотт, в 1979-м году подаривший миру оригинального оскароносного 'Чужого'. Главную роль отыгрывает Харрисон Форд, хорошо всем знакомый по оригинальным 'Звёздным войнам'.
Итак, фильм из себя представляет научно-фантастический нуар-детектив. Действие картины разворачивается в Лос-Анджелесе. Действие разворачивается исключительно в ночное время суток практически в полном отсутствии света. Здесь постоянно темно и постоянно идёт дождь. Беспощадная, тяжёлая атмосфера нуара давит на протяжении всего просмотра фильма. Сам фильм представляет из себя типичный детектив. Рику Декарду, экс-бегущему по лезвию, дают задание разузнать причину возвращения на Землю группы киборгов и помешать их планам. Весь фильм мы пребываем в непонятном напряжении. Ридли Скотт умеет нужными кадрами, отвлечёнными какими-то панорамами заставлять людей думать. Причём думы эти могут быть о чём угодно, даже оторванными от сюжета картины. Этот же самый трюк он проделывает и в 'Бегущем по лезвию'.
'Бегущий по лезвию' - классика научно-фантастического кинематографа. Я думаю, любой уважающий себя любитель фантастики должен посмотреть этот фильм. Ну и любители игры Харрисона Форда тоже в накладе не останутся. Не стоит забывать и о том, что сама картина снята в нуар-стиле. Т. е. фильм может понравиться совершенно разной аудитории. Каждый найдёт в нём что-то своё.