К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильм «Бегущий по лезвию» я знал с детства, но помнил его отрывочно, так как никогда не доводилось посмотреть его полностью. Несколько лет назад режиссёрская версия попалась мне на DVD и с тех пор «Bladerunner» стал одним из моих любимых картин. После первого просмотра, я нашёл и прочитал книгу «Снятся ли андроидам электроовцы?» и после этого Филипп Киндред Дик стал любимым писателем, я читал его залпом. В своём великолепном творчестве, Дик описывает миры будущего, общество, изменившееся после каких либо поворотных событий, психологию человека определённого социального пласта и его взаимодействие с другими. Дик очень метко рисует характеры и мотивации своих героев, их рассуждения не всегда бывают понятны сразу, но миры, они всегда живут в его романах и рассказах полной жизнью. Писатель смог предсказать некоторые научно-технические скачки в развитии связи, строительства и многого другого. Дика экранизировать сложно, но «Вспомнить всё», «Час расплаты», «Особое мнение», и ещё несколько картин получились очень удачными, и немного изменёнными для киноэкрана, так как сам Дик на бумаге динамичным действием не блещет.

В романе Дика можно проследить примерно две смысловые линии, это бегство репликантов, их уничтожение, и настоящие, искусственные животные. Тема вымерших животных и желание заботиться о настоящей овечке, как это делал герой книги, в фильме просто нет, как нет и жены полицейского Декарда, которая живёт с помощью модулятора настроения словно марионетка. Ридли Скотт намного упростил сюжет для фильма, оставив только основных героев, немного поменяв их роли в самой истории. На первый план вышла линия со сбежавшими с внеземных колоний репликантами, при этом Скотт превратил фильм в самостоятельное произведение научной фантастики, настолько объёмное по внутреннему и внешнему содержанию, что до сих пор остаётся культовым в своём жанре. В 1982 году картину не ждал успех, ибо многие просто не поняли про что фильм, большинству он показался очень странным. Со временем «Бегущий по лезвию» приобретал своё значимое место в кинематографе и фантазия Дика-Скотта, становилась более актуальна. У этого амбициозного и сложного по реализации проекта было около 7-ми или 8-ми сценариев, где роли и значимость персонажей менялись пропорционально. После долгих доработок, Ридли Скотт выдал блестящую картину, но по прошествии нескольких лет, он и её несколько раз резал и редактировал. В итоге мне пришлось просмотреть три версии фильма: театральную, режиссёрскую и финальную.

Все три варианта балансируют с разницей около пяти минут, и могут похвастаться теми небольшими сценами, которых нет в других версиях, но всё-таки самой отполированной и окончательной, как и дядя Ридли, я считаю финальную версию. Более созерцательная картина, наконец-то нашедшая баланс в самой себе, расскажет о новом поколении искусственных людей, созданных в помощь людям, которым для большей продуктивности работы внедрили…память, и как гласит корпорация «Тайрелл» - «более человек, чем сам человек», новые репликанты стали почти как люди. Только продолжительность жизни новых «нексус-6» сократилась до 4-х лет. Несколько репликантов-рабов, сбежавших из внешних колоний прибывают на Землю, чтобы получить ответы от самого Тайрелла, но по их стопам идёт Рик Декард - полицейский из отряда по уничтожению репликантов. Рик, уставший от работы, пьющий и одинокий, неохотно принимается за дело под наблюдением странного напарника Гаффа. Тяжело ли убивать искусственных людей просто за то, что они хотят жить дальше, или хотя бы дольше, ведь память усиливает эмоции, а эмоции - жажду к жизни. Любовь. Она в сердцах тех, кто сейчас где-то здесь, в гигантском мегаполисе, скрывается, пытаясь попасть на верхушку пирамиды-здания к человеку, создавшему их, давшему жизнь, но такую скоротечную. Тяжело ли нажимать на курок своего мощного револьвера, жестоких, но живых, когда влюблён в такого же репликанта, и понимать, что рано или поздно придётся потерять любовь? «Bladerunner» один из самых первых задаёт вопросы о создании искусственного разума и его борьбе за жизнь, наводит на мысль, что подобно девизу корпорации, андроиды могут быть более человечны и сильнее любить жизнь, нежели обычные люди в лице Декарда. Хотя фильм, настолько многогранен, что незримая война мнений о происхождении главного героя, оставляет за собой право выбора, но я придерживаюсь неутешительного мнения дяди Ридли, ведь в некоторых моментах картины он дал повод.

Пройдя через многочисленные трудности и разногласия, режиссёр и съёмочная группа внесли в мировой кинематограф очень важную, ходовую деталь, без которой фантастика не развивалась бы как сейчас. «Бегущий по лезвию» - это бесспорно поворотный фильм об искусственном интеллекте, тотальной урбанизации и упадка общества. Ридли Скотт уже тогда вдыхал жизнь в свои проекты, ибо фильм настолько завораживающий, реальный и сильный своей атмосферой, что ни в какие сравнения не попадает. Сюжетная линия «отправки в отставку» репликантов, любви Декарда к Рэйчел, любви Роя Батти к Прис, искусно переплетаются. Даже после многочисленных болезненных операций на фильме, он выглядит удивительно лаконично, а вся эта история оказалась укутана гигантским мегаполисом, в котором неимоверно высокие небоскрёбы и грозовые тучи закрывают солнце. Удивительный и реальный дождливый мир ночного города будущего, показанный очень красиво, и в то же время пугающе грязно, наглядно отображает испорченную Земную атмосферу и опустошение. На улицах тысячи людей различных национальностей и вероисповеданий, всюду неоновая реклама, магазины, рынки, бары, такси, автобусы, светофоры, подземные переходы и дождь… Это не хай-тековское будущее, это нечто иное, положившее начало целому направлению в кино. Пересмотрев финальную версию, я всматривался в каждую деталь уютной квартиры Декарда, в каждый костюм проходящего мимо статиста, и чёрт подери, дядя Ридли и знать не мог, что кусочки созданного им мира, будут пытаться тщетно скопировать. Я влюблён в этот созданный мир, именно его целостность ощущается после просмотра, невероятно осязаемый, чарующий и грустный плачущий мир.

«Бегущий по лезвию» - это нуар, ретро-фантастика, киберпанк, можно называть разными именами, но он просто неповторим, а забота режиссёра о нём сквозь многие годы, делает фильм ценнее и для самого себя. Один из самых сильных и оригинальных композиторов Вангелис, наполнил фильм душой и его Bladerunner Blues как и многие другие композиции своей футуристической красотой и электронным звучанием не сравнятся ни с чем. Актёры и их игра бесподобны, о них я могу говорить взахлёб, но не хватит места. Мир 2019 года мне страшен, но одновременно приводит в восторг и «Бегущий по лезвию» для меня не устареет никогда. Это шедевр.

10 из 10

13 ноября 2011 | 23:15
  • тип рецензии:

Иногда мне нравятся старые фильмы со смыслом. В современных редко найдешь столько интересных мыслей и поводов для повторных просмотров. Но «Бегущего» я впервые посмотрела вовсе не из-за хороших отзывов в Интернете. Просто мой любимый писатель, С. Мартынчик, взяла цитату этого фильма своеобразным эпиграфом для каждой истории. «Все эти мгновения будут потеряны во времени». В общем, не особо согрешу против правды, если скажу, что просто хотела понять контекст этой фразы.

Футуристический нуар – декорации прошлого века

Готовьтесь увидеть необычное будущее. Мир, где современные технологии сочетаются с постоянными отсылками к прошлому. Стеклянные снаружи дома, искусственные совы, полуразрушенные особняки внутри многоэтажек, китайская лапша с малопонятными синтетическими червячками… Все это в темных тонах (фильму вообще присущи ночные пейзажи, приглушенные краски и сопутствующая всему этому загадочность).

Оказывается, это был осмысленный режиссерский ход – взять за основу будущего Штаты сороковых годов. Время, которое считается классическим «нуаром». Век круговой поруки, криминальной романтики, слегка подвипивших и небритых героев.

Люди и репликанты – в чем разница?

Весь конфликт в фильме происходит между человечеством и его детьми – репликантами. История малооригинальна: люди создали киборгов-репликантов, а потом усовершенствовали их до того уровня, что репликанты стали совершеннее своих создателей. Такая ситуация не устраивала ни тех ни других, так что репликантов отослали подальше в колонии, то есть на другие планеты, а в довесок встроили им генетически раннюю смерть. В определенный момент тело репликанта начинало отказывать и, наконец, просто замирало, после чего киборг играл в ящик.

Главный герой – Декард (аллюзия на Декарта) – полицейский, чья работа заключается в поиске и устранении беглых репликантов. Он и есть bladerunner, то есть дословно бегущий по лезвию. У названия своя история, если кому интересно – на русскоязычной вики все изложено очень доступно.

Так вот конфликт вообще говоря вполне себе классически начинается. С вопроса: «Можем ли мы считать себя людьми, если нас не родили, а создали?». Ну, зато заканчивается он куда интереснее: «Могут ли люди считать себя людьми?». Как-то так.

Плохие парни

Роль злодеев выполняет сразу много людей. Вообще, «хорошими» показаны только Декард и его подружка-репликантша. Все остальные сплошь мерзавцы и злодеи. Главный бяка – это репликант Рой. Своеобразный эталон репликантства. Режиссер Скотт хотел показать зрителям Сверхчеловека в ницшеанском понятии термина, взяв на роль Роя явного арийца и няшку Рутгера Хауэра. У Роя очень сложная роль, потому что во-первых он радикалист, а, во-вторых, философ. Очень тяжело совместить эти два понятия в одном человеке, но именно он и выдает в конце фильма ту самую фразу, которую взяла для Макса Фрая Мартынчик: «Я видел такое, чему вы, люди, никогда бы не поверили. Все эти моменты затеряются во времени. Как слезы под дождем.»

Вторым большим бякой является, ессно, создатель репликантов, то есть фактический папаша Роя – доктор Тирелл (или Тайрелл, кому как больше нравится). Финальная сцена Тирелла, где Рой убивает «создателя» должна войти в десятку самых напряжных сцен кинематографа. Тирелл не настолько колоритен, но по-своему обаятелен. Его образ в целом воплощает в себе черты ученых-фанатиков, так что лично меня почти не цепляет, но я допускаю мысль, что кому-то из зрителей хотелось лично выцарапать товарищу глаза, что сделал за них добрый Рой.

Остальные злодеи выступают скорее фоном для противостояния Роя, Тирелла и Декарда. Рой – это воплощение совершенства в нечеловеческом понимании. Тирелл – вершина развития человека в интеллектуальном смысле. Ну, а главный герой Декард – это человек, считающий себя человеком, возможно, вполне ошибочно. На вики писали, что Харрисон и Ридли спорили до посинения на съемочной площадке о том, является ли Декард сам репликантом. Вообще вопрос этот один из ключевых для фильма, но ответа на него в самом фильме нет.

Сверхчеловек и где его место

Развязка фильма (я смотрела версию с хэппи-эндом, так что звиняйте любители режиссерских версий) ставит больше вопросов, чем должна ставить развязка. Вообще-то до финала все понятно: Рой бяка, Декард няшка, Тирелл сволочь. В конце режиссер одним этим шикарным монологом про «воспоминания» и «слезы под дождем» путает все карты зрителю. Теперь уже кажется, что это Декард – деревня, а места таким как Рой под солнцем не хватает именно из-за засилья таких вот недальновидных оболдуев.

Впрочем, фильм не оставляет в голове желания немедленно пойти и утопиться, чтобы другие были счастливы. Наоборот, у меня после него осталась в голове приятная мысль: даже если человечество наворотит дел и создаст искусственный разум, скорее всего, он будет лучшим, что вообще когда-либо создавало человечество. Ну, а если так не выйдет, искусственный разум всегда можно уничтожить искусственной дубинкой.

17 октября 2011 | 15:28
  • тип рецензии:

В конце девяностых я недоуменно пожимала плечами, найдя эту картину слишком мрачной и маловразумительной. Была другой. Роман не читала. Мыслила проще. Многого не понимала. Прошло десять лет, и я нахожу ее гениальной. Чего же в ней больше — новаторской идейности великого безумца Филипа Дика или безупречного режиссерского таланта Ридли Скотта? Рассуждать о творчестве Дика можно бесконечно, а Ридли Скотт относится к категории тех режиссеров, чье творчество в моем восприятии эталонно и не подлежит сомнениям. Поэтому, наверное, всего вместе. Гениальный роман с легкой руки гениального режиссера обрел жизнь, пусть и в совершенно ином виде, и превратился в такой же гениальный фильм. Загадочный, тонкий, ранящий, глубинно философский.

Итак, за окном далекий 2019 год. Мир пережил очень многое — войну, упадок, исчезновение животных, но, преодолев все трудности, он на самом пике своего развития: путешествия к звездам, колонизации чужих миров, высокие технологии. Человек уподобился Богу: с помощью чудес генной инженерии создан искусственный разум — репликанты 'Нексус-6', превосходящие человеческие возможности как интеллектуально, так и физически. Но, несмотря на явное превосходство, роль этих созданий низведена до положения рабов — работа в шахтах, проституция, участие в самых опасных исследованиях и экспедициях. Их жизнь коротка — всего несколько лет. Такую недолгую генетическую программу вложили в них создатели. Но жить долго хочется даже этим не совсем людям и они поднимают бунты, идут на убийства, сбегают, скрываются. На Земле они объявлены вне закона и должны быть ликвидированы, или, выражаясь более эстетично, — отправлены в отставку. Эта суровая и справедливая миссия возложена на особое подразделение правоохранительных органов — чутких и бдительных «блейд-раннеров», «бегущих по лезвию». Таких как Рик Декард.

Картина по праву считается основополагающей стиля киберпанк. Странное и загадочное понятие, совмещающее в себе совершенно несовместимое. Антиутопический мир будущего, в котором высокие технологии сосуществуют с глубокой деградацией в социальном устройстве. Именно в таком виде предстает перед нами Лос-Анжелеса Ридли Скотта из 2019-го. Огромный футуристический мегаполис-лабиринт, от панорамных видов которого буквально захватывает дух. Кажется, вот оно, светлое будущее, манящее своими неоновыми огнями, высокотехнологичное, отточенное до совершенства и продуманное в каждой детали, созданное для счастливой и комфортной жизни. Но нет. В картине нет ни одного яркого, солнечного дня, каждый кадр буквально захлестывается дождем и излучает невероятную тоску. Улицы этого города будущего смрадны и полны грязи. Квартиры его внешне лоснящихся домов-небоскребов не знают уюта и утопают в пугающем мраке. Его люди живут в «секторах» и по ночам им снятся сюрреалистические кошмары. Его небо в вечном смоге, за котором совсем не видно звезд. Тех самых, к новой счастливой жизни на которых так настойчиво призывают неоновые всполохи гигантских рекламных щитов. В этом мире плохо…

В этом мире и вынужден жить блейд-раннер Рик Декард. Жить, охотиться, пьянствовать. Задуманный Скотом изначально как пресыщенный жизнью «почти бездушный человек, которому плевать, стреляет ли он в спину или в лицо» и становятся ли его жертвами мужчины или женщины, он таковым вышел только в самом начале. Появившись на экране с кривой ухмылкой, мол «репликанты — это машины, они либо благо, либо угроза, и, если благо, то меня это не касается», он и правда кажется как будто бы отгороженным от окружающей действительности непробиваемой стеной равнодушия и цинизма. Но эта стена с треском рушится, как только в его сердце врывается любовь. К одной из тех, кого он призван уничтожить, ликвидировать, отправить в отставку…Изысканно утонченная и строгая Рейчел в ярком исполнении Шон Янг более человек чем сам человек, как гласит девиз могущественной корпорации «Тайлор». И не менее чем люди достойна любви. Тандем Рейчел-Декард необычайно романтичен. Под прекрасную любовную тему великолепного Вангелиса сцена страсти человека и почти человека пробирает буквально до слез.

К Форду испытываю слабость, особенно в амплуа хладнокровного блейд-раннера. Роль категорически его и отыграна безупречно с максимальным надрывом, почти на грани. Минимум эмоций и улыбчивости, лишь глубоко запрятанная горечь и ожесточенная внутренняя борьба с самим собой, рвущая его душу на части. История Рика Декарда - это история безмерно уставшего от жизни и опустошенного человека, внезапно осознавшего весь ужас того, что он делал до той роковой минуты, пока не влюбился в Рейчел. И не услышал Роя Батти.

Его сакраментальную фразу. Зацитированная до дыр в течение десятилетий, она не оставила равнодушной и меня. Это одна из самых красивых и пронзительных мизансцен картины: Рой Батти, отпускающий в дождливое небо белоснежную голубку и дарящий жизнь человеку, который был послан его убить. Беглый репликант, истекающий кровью, потерявший всех своих друзей, умирающий и осознающий всю прелесть уходящей из него жизни, которая была такой короткой и такой прекрасной: «Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом. Лучи си, разрезающие мрак у ворот Тангейзера. Все эти мгновения затеряются во времени, как слёзы под дождём. Время умирать…». Рутгер Хауэр до сих пор считает роль голубоглазого Роя Батти самой значительной в своей актерской карьере.

Эта картина — нечто большее, чем просто футуристическая история о борьбе с нехорошими машинами, вышедшими из-под контроля хороших людей. Сколько угодно можно найти таких картин, и чаще будешь переживать за людей и держать кулачки за их победу. Но только не здесь. Здесь мои симпатии отнюдь не на стороне человечества. Взяв на себя функции Бога, люди оказались не способны быть им до конца и превратились в обыкновенных палачей. Миллион «зачем». Зачем создавать совершенные машины, равные себе по силе и интеллекту, чтобы низводить их до уровня рабов? Зачем превращать их жизнь в мучения и не давать им жить так же, как самим себе? Зачем создавать, а потом с такой жестокостью убивать то, что сами с таким энтузиазмом и самозабвением создавали? И, в конце концов, где та самая грань между человеком и нечеловеком? И неужели достаточно расфокусировки зрачка и непроизвольного расширения роговицы, чтобы отправить кого-то в отставку?..

Каждому дано додумывать ответы на эти вопросы самостоятельно. Так же, как на вопрос, чем закончится бегство Дакарда и Рейчел из этого безумного мира. Почему-то я уверена, что Ридли Скотту этим шагом очень хотелось дать им возможность маленького счастья. На несколько лет, на несколько месяцев, на несколько мгновений. Мгновений, которые как и все в этом мире, однажды затеряются во времени, как слезы под дождем.

Еще одна абсолютно моя история. От начала и до самого конца.

10 из 10

16 октября 2011 | 19:06
  • тип рецензии:

В 2019 году я возьму интервью у Харрисона Форда и Ридли Скотта. Как они представляли себе мир будущего спустя 37 лет. Одному из них будет 77 лет, другому 81. Я думаю, что я не один хочу взять такое интервью, но я постараюсь снять нечто особенное, что произведет сенсацию. Я думаю, что это уже говорит о моем отношении к фильму.

По поводу фильма. Я человек сдержанный, поэтому скажу вполне обдуманно - это ШЕДЕВР. У меня отличная коллекция фильмов (более 400), и Бегущий по лезвию занимает в ней первое место. Это мой любимый фильм, также как Харрисон Форд - мой любимый актер, а Ридли Скотт - любимый режиссер. Бегущего по лезвию я смотрел раз 20, знаю его наизусть и могу цитировать кусками.

Режиссура. Очень красиво и стильно. Все отшлифовано до мелочей. Мрачная эстетика полутьмы. Ридли Скотт - мастер игры света и тени, это можно увидеть и в Бегущем по лезвию, и в первом Чужом, и в Гладиаторе.

Актерская игра на высочайшем уровне. Все актеры прекрасно вжились в свои роли. Харизматичный Декард, высокомерная Рейчел, хищная Зора, застенчивый Джефф, жестокий и ранимый Рой Бетти со взглядом пятилетнего ребенка. Особенно можно выделить Харрисона Форда и Рутгера Хауэра, которые играют великолепно. Рик Декард герой гораздо глубже и интереснее любого Индианы Джонса. Репликант Бетти - лучшая роль Хауэра, выше всяких похвал. Я где-то читал, что эмоции нельзя сымитировать, и по-настоящему играет тот актер, который испытывает эти эмоции на самом деле перед камерой.

Музыка Вангелиса не требует комментариев. Саундтрек к Бегущему по лезвию - это классика электронной музыки, а Вангелис - Бетховен нашего времени. Это вам не современные диджеи типа Тиесто или Окенфольда, музыка Вангелиса самодостаточна. В ней настоящее величие.

Сценарий. Отлично написан, все отполировано, действие непредсказуемо и нет ни одного ляпа. Диалоги на высшем уровне.

- Если бы ты видел, что я видел твоими глазами...
- Я видел такое, что вы, люди не поверите... Я видел горящие корабли на мече Ориона... Я видел, как лучи Си сверкают во тьме близ ворот Таннхаусера. Все эти мгновения затеряются во времени, как слезы под дождем.

Этот фильм - настоящая поэзия, песнь о нашей жизни, короткой и яркой, как пламя свечи. Каждый раз, когда я смотрю Бегущего по лезвию, вспоминаю великие слова: в конечном итоге важно лишь то, что ты успел сделать, пока жил на этом свете.

Гениальный, великий фильм.

10 из 10

19 сентября 2011 | 16:08
  • тип рецензии:

Следы этого фильма мы видим в кинематографе на протяжении 29-ти лет. Этот фильм создал жанр артбастер. Этот фильм породил таких режиссёров как Дэвид Финчер, Кристофер Нолан, Зак Снайдер и т.д.. И именно из-за этого фильма изменилась вся киноиндустрия. Это 'Бегущий по лезвию' - кино, которое изменило всё.

Фильм, основанный на известном романе бессмертного Филлипа К. Дика ('Вспомнить всё', 'Особое мнение') 'Мечтают ли андроиды об электроовцах' и снятый многообещающим режиссёром Ридли Скоттом, рассказывает об угнетённом мире, в котором люди, достигнув пика технологического прогресса, деградируют, мутируют и т.п. В этом мире всё настолько ужасно, что даже животные практически вымерли от радиации. Однако в этом ужасном террариуме есть надежда - репликанты или дети homo sappiens. Но эта надежда отпугивает людей, потому что репликанты во многом превосходят своих создателей. И поэтому были созданы отряды Бегущих по Лезвию - полицейских отправляющих репов в отставку. Таким 'бегуном' в фильме является Рик Деккард.

В фильме вся красота и философия исходит от унылости антиутопии, которая гораздо правдоподобнее, чем светлые видения вроде миров Звёздного Пути или Звёздных Войн. Ридли Скотт задаёт вопрос: 'В чём разница между человеком и роботом'? И вот ответ: человек жесток и бесчувственен к миру и жизни, и доказательством может стать побитая мусором и отходами Земля и угнетенные репликанты, которые в отличие от своих создателей ценят, любят жизнь, мир и их красоты. Репликанты лучше людей не из-за интеллекта или силы, а из-за таких простых, но важных эмоциях как любовь и желание насладиться жизнью. Вот над чем должен задумываться зритель, а не о том, что 'Деккард репликант или человек'. Харрисон Форд отлично показывает всю параною, сочувствие и сомнение Деккарда, персонажа, которого избивают, который напивается и который очень одинок. Однако Деккард всё равно самый крутой детектив и герой экшэна. Также хочется отметить Рутгера Хауэра и Брайана Джеймса Олмоса. Репликант Рой Бэти (Хауэр) - истинное воплощение сверхчеловека, которого волнуют не деньги, не власть, а значения рабства, смерти и жизни. Потрясающе сыграно. А Олмос в роли 'бегуна' Гафа словно Всевидящее Око, которое знает всё и притягивает вас в мир 'Бегущего по лезвию', давая сделать нужный выбор. О других актёрах можно говорить точно также с восхищением и восторгом.

Оператор Джордан Кроненвет отлично передал атмосферу антиутопии через тяжёлый дождь (этот дождь можно увидеть во многих фильмах как 'Матрица', 'Семь', 'Начало' и т.д.), минимальное использование яркого света, заброшенных зданий... Музыка Вангелиса настоящая классика, которая создаёт философию бесконечного Космоса. Ну и конечно Ридли Скотт. Эта персона наделена такой фантазией в плане киберпанка, что даже никто и по сей день не наделён ею. Без это фантазии не было бы ни 'Матрицы', ни 'Тёмного Города' и других артбастеров и триллеров.

'Бегущий по лезвию' опередил своё время, что на самом деле очень хорошо. А то видать бы нам и по сей день нудные боевички про туповатых качков. Спасибо, Филип К. Дик! Спасибо, сэр Ридли!

'Все эти мгновения затеряются во времени, как слёзы... в дожде. Пришло время умирать'...

10 из 10

09 сентября 2011 | 18:41
  • тип рецензии:

Описать чувства от просмотра этого фильма очень трудно. На мой взгляд – это фильм близок к тому, чтобы называться шедевром. Отличия от романа Ф. К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах», безусловно, есть. Но в глаза бросается только два. Во – первых, охотники, стараются уничтожать андроидов в одиночку, потому, что за их головы (по степени опасности) платят большие деньги. Во – вторых, главный герой книги женат и вовсе не находится в состоянии депрессии. Этих отличий в фильме нет. Поэтому возникает ощущение, что герой ищет смерти специально. Заметьте интересный психологический приём, который использовал режиссёр: при съёмке внутри помещений, как правило, через окна врывается солнечный свет, а при съёмках на улице – вечная ночь. Это помогает лучше понять внутренний мир как самого охотника (Х. Форд) так и вечных рабов - андроидов.

Хочу поблагодарить и режиссёра и сценариста. Особенно сценариста, явно, читавшего много произведений Ф. К. Дика, который в дуэте с режиссёром сумел сделать мир достойный продолжения творчества этого неоднозначного писателя.

Очень сильное впечатление создаёт кульминационная сцена разговора с умирающим андроидом.

Актёры, на мой взгляд, сыграли достаточно сильно. Никаких пробелов (даже небольших) я не заметил. Особо хочется отметить коллектив актёров, сыгравших андроидов во главе с Р. Хауэром. Посмотришь – вроде человек, присмотришься, и сразу ощущение чего – то странного, неживого. Пожалуй, это и есть высший пилотаж для актёра кино.

Вывод: любителям авторского кино и «Фантастики» с большой буквы смотреть обязательно, но я думаю, что и остальных зрителей он не оставит равнодушным.

10 из 10

30 августа 2011 | 15:12
  • тип рецензии:

Посмотрев научно – фантастический фильм Ридли Скотта – «Бегущий по лезвию», я был приятно удивлен, так как фильм смотрелся на одном дыхании и выглядел весьма свежо. Актерская работа великолепна, Харрисон Форд как всегда на высоте, Шон Янг – красавица, но больше всего меня восхитила актерская работа Рутгера Хауэра, который идеально воплотил на экране весьма противоречивого персонажа – Роя Батти, злодея, с одной стороны, и несчастное существо, созданное людьми, для улучшения человеческой жизни, а затем, по решению людей принятое подвергнуться уничтожению, с другой. По ходу всего фильма, зритель выплескивает все свои эмоции относительно Роя Батти, начиная с ненависти и страха, заканчивая сожалением. Я считаю, что такую сложную роль, Рутгер Хауэр исполнил великолепно, поэтому, считаю Хауэра одним из величайших актеров кинематографа.

Также, очень понравилась атмосфера фильма, которая сразу дает понять нам, зрителям, что человечество покорилось технологиям, повсюду летают машины, огромны небоскребы поражают воображение, но в то же время, вся радость и тепло ушло из мира, люди стали более жестокими, повсюду процветает мародерство, взятничество, коррупция. Еще в начале фильма, нам дают понять, что люди глупы и жестоки, по сравнению со своим изобретением – репликантами, которые использовались вначале в виде рабочей силы, а затем, устроив бунт, были признаны на Земле вне закона, и всеобщим решением, будут подвергаться уничтожению, которое будут осуществлять специальные, обученные люди – киллеры. А тем временем, репликанты живут, любят, они ценят свою жизнь больше, чем сами люди и готовы на все, чтобы пожить еще немножко… «Более человечны, чем сам человек…»

Что касается операторской работы (которая кстати, была удостоена премии Британской киноакадемии), монтажа, спецэффектов, саундтрека, тут все на высшем уровне: напряженный саундтрек идеально вписывается в атмосферу темного и жестокого мира технологий, операторская работа служит фильму, своего рода «омолаживающей маской», а спецэффекты поражающие своей масштабностью, делают и без того восхитительный фильм еще более ярким.

Фильм «Бегущий по лезвию» - фантастический триллер, обрамленный детективным сюжетом, с наличием любовной линии и экшена, не оставит равнодушным любителей научной фантастики, и навсегда останется классикой мирового кинематографа!

10 из 10

22 августа 2011 | 01:28
  • тип рецензии:

«Бегущий по лезвию», является не просто классикой научной фантастики. Это фильм – произведение искусства. Вы можете себе представить фантастический боевик в стиле блюз? Этот фильм именно такой.

Конечно фильм не придётся по душе многим зрителям, привыкшим к динамичным фантастическим боевикам. Поэтому, если вы фанат экшна ярких и ошеломительных спецэффектов, то не начинайте смотреть, чтобы не разочароваться.

«Бегущий по лезвию» особенно сильно контрастирует с фильмами последних лет, которые становятся всё стремительнее, и увлекают зрителей в ошеломляющий круговорот событий. Неспешное, неторопливое, постепенное развитие сюжета оставляет зрителю возможность обдумать всё происходящее на экране и проникнуться фильмом.

Фильм обладает просто таки совершенной атмосферой мрачного будущего, созданной сотнями крупных и мелких деталей. За что отдельная благодарность создателям декораций, костюмерам и гримёрам. Просто восхитительно.

Может показаться, что в фильме мало летающих авто, а компьютеры из прошлого века, но это вполне в стиле кибер-панка. Спецэффектов в фильме и не должно быть много, потому как на первом плане детективная и психологическая составляющие, переживания и мысли героев.

И, конечно же, волшебная музыка Вангелиса, которая и делает фильм таким необычным. Смотреть его – всё равно, что сидеть пятничным вечером в блюз-баре и слушать музыкальную импровизацию виртуозов джазменов. Возможно, поэтому кто-то будет осмысливать фильм уже после его просмотра, а не во время.

Нужно сказать, что режиссёрская версия фильма выгодно отличается от первых версий монтажа, отсутствием закадрового текста, в плохом качестве которого упрекали Гарисона Форда. Сам же актёр сказал по этому поводу, что ни один из вариантов закадрового монолога у него не вышел хорошо, потому, что этот монолог в фильме вовсе не предполагался. Потому совет: найдите режиссёрскую версию, и желательно с дублированным переводом, не пожалеете.

Гарисон Форд всегда играл в кино рисковых и весёлых людей лихой удачи. В этот раз его герой очень серьёзен. Что не удивительно. Ему приходиться иметь дело с самой грязной работой, подчищать за создателями киборгов, которые не подумали о последствиях своих действий, создавая двойников людей. Можно только догадываться, каково человеку, который отыскивает в толпе существ ничем не отличающихся от людей, из плоти и крови, способных чувствовать и переживать эмоции. И ему нужно этих существ убить. Или, как это называют в мире будущего, «отправить в отставку». Забудьте шуточки в стиле Индиана Джонса. В этом фильме Форд – полицейский, охотник на киборгов, убийца. Хотя, под конец, возникает сомнение, под силу ли ему эта «работа», и не превратится ли он из охотника в жертву.

Тема искусственного интеллекта всегда плодотворна в кинематографе и актуальна по сей день. Когда робот перестаёт быть просто механизмом и становится истинной личностью, которая живёт, ощущает, чувствует?

Просматривая фильм, попытайтесь представить себе, что может чувствовать человек, который вдруг узнаёт, что он не человек, и что ему предстоит прожить ещё каких-то жалких пару лет и исчезнуть насовсем. Попытайтесь представить себе весь ужас и отчаяние Роя, когда он чувствует, что вот-вот умрёт и его досаду от несправедливости того, почему же ему отмеряно так мало.

Обратите внимание на финал сцены на крыше с Декардом и Роем. Когда срок Роя подходит к концу – голубь, которого он держал в руке, улетает. Насколько символично! Режиссёр почти прямо говорит, что же ускользает из репликанта вместе с жизнью. Что покидает его.

Это обращение к людям, поостеречься, создавая искусственный интеллект. Создавая существо с душой.

Замечательная фантастическая драма, заставляющая задуматься.

10 из 10

02 августа 2011 | 21:55
  • тип рецензии:

Я давно нахожусь в поисках чего-то такого. Чтобы своей мрачностью не отравляло мое существование, а наоборот - вдохновляло. И мне, как терпеливому сыщику, вчера повезло. Фильм Бегущий по лезвию я увидела лет в 8, но тогда, в силу возраста, не досмотрела и до половины. А вчера пересмотрела. Я терпеть не могу фантастику, исключение составляет разве что научная и постапокалиптическая. Про киберпанк вообще не зарекаюсь - не мое, ибо. Но Бегущий по лезвию - это что-то совершенно иное.

Так вот, о фильме, несмотря на мрачность, он заинтересовывает с первых минут. А музыка... это вообще такая тема. Вангелис создал саундтрек, который вызывает одновременно и страх, и восхищение. Мистическое пение и панорамы постапокалиптического мира очаровывают. На минуту даже хотелось, чтобы наш мир был таким же. В каком то смысле он уже: искусственный, жестокий, угнетающий.

В прошлом веке представление людей о будущем было совершенно верное, за исключением технологий. Если сейчас люди бы делились на блэйдраннеров и репликантов, то репликантов было бы значительно больше. И вполне понятно почему.

Сюжет фильма - это та сторона нашего мира, которую мы упорно игнорируем.

В этой рецензии нет ничего нового, здесь лишь мое восхищение.

10 из 10

17 июля 2011 | 14:44
  • тип рецензии:

Когда-то давно, когда Харрисон Форд был в расцвете лет, Шон Янг неимоверно красива, а Рутгер Хауэр также неимоверно брутален, Ридли Скотт, уже знаменитый по внедрению в мировой кинематограф образа Чужого, снял фильм, опередивший время. Этот фильм назывался Bladerunner, или Бегущий по лезвию.

Написано и сказано о нем с тех пор уже было очень много, сюжет проанализирован до кадра, но магия его осталась неизменной. Прошло уже 30 лет. Поколение, выращенное на этом фильме уже повзрослело, у многих есть внуки. Но парадокс-то заключается в том, что следующее поколение также полюбило героев и мир «Бегущего по лезвию». Фильм, предвосхитивший киберпанк, до сих пор не только является эталоном для всех научно-фантастических фильмов, но и смотрится свежо и задорно.

О чем мечтают андроиды? Чем они хуже или лучше людей? На эти вопросы нет четкого ответа, хотя чувство самореализации и собственного достоинства выражено в них гораздо больше. Уж точно больше, чем в Рике. Главный герой и «героем»-то не является, он обычный человек со своими слабостями, который просто хочет сделать свою работу и наконец уйти на заслуженный отдых.

Многие говорят, что им запомнилась финальная сцена. Не спорю, она очень сильна, но гораздо сильнее сцена, когда герой Хауэра приходит к своему создателю. Тут уж действительно можно пофилософствовать. Сразу вспоминается финальная сцена «Соляриса» и возвращение Криса домой. Если у Тарковского мы видим покаяние, то у Скотта – бунт, бунт открытый и беспощадный. После 70-х, когда эпоха бунтарей постепенно стала уходить с авансцены, это смотрится весьма впечатляюще.

В общем, фильм на все времена, фильм-классика, фильм, который и через еще 30 лет не потеряет своей популярности.

10 из 10

15 июля 2011 | 00:03
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: