Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости. Это уж аксиома. Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся.
Сказки. И те светлые, почти никогда и не уходящие из памяти воспоминания, что остаются в сердце всякого человека, наверное, до самого конца. Наивные, порой глупые или морализаторские притчи… Именно они всегда идут по жизни вместе с нами, занимая уютный уголок на оборотной стороне фантазии и воображения. Возможно ли исказить подобный мир с его глупыми историями, благородными героями и беспощадными злодеями? Погрузить его с головой в омут реальности и с интересом посмотреть, что из всего этого в конечном итоге выйдет. Конечно можно, и сегодня я расскажу вам об исходе подобного эксперимента.
Якоб и Мари. Брошенные дети и только начало большого приключения. Зима. Жуткий лес и адрес дяди, который живет в Испании и возможно примет под теплое крыло несчастных родственников. Холод и первые зевки старины голода, заставившего их съесть сторожевую собаку фермера. Последствия. Маленький, комфортный домик и сам фермер, который под прицелом старого ружья заставляет Якоба трахать свою толстую жену. После такого эпизода сразу передаешь мысленный привет Алексу ван Вармердаму, сумевшему в очередной раз удивить, шокировать и очаровать зрителя, уже приготовившегося к искромётным мыслям режиссера, чьи фильмы будут пересматривать и через сто лет. Осталось лишь досмотреть фильм до прихода титров… Все будет хорошо. Или нет?
Привычное для Вармердама представление, единение абсурда и иронии над обществом и его отдельными представителями заканчивается примерно через полчаса, когда мрачные леса и города Голландии уходят прочь, освобождая место для солнечной Испании. Современная, сдобренная жестокостью повесть о детях, которые изо всех сил пытаются выжить, рассыпается в руках, становится песком, пьяным собратом неореализма и попросту топчется на месте в ожидании крайне предсказуемого финала. Сказки закончились, а теперь, пожалуйста, взгляните на реальность. Этот фильм… Отнюдь нельзя сказать, что это абсолютный провал, впустую потраченное время и разбитые надежды, но это и не та история, к коей пожелаешь вновь возвратиться через несколько лет, ожидая получить от повторного просмотра хоть что- то важное.
«Новые сказки братьев Гримм» - это простое, понятное кино, которое конечно можно посмотреть, попутно отмечая удачливые моменты проплывающие на экране как тень талантливого человека, сумевшего снять такие фильмы как «Северяне» или «Официант», но в то же время этот фильм не вызывает никакого отзвука в душе и мыслях. Застряв посередине между роуд- муви, сказкой и очередным гротескным, маленьким мирком своего известного творца, это кино в конечном итоге не преподносит ничего особенного. Обыденный продукт жизнедеятельности гения, решившегося на небольшой творческий отдых. Такие вот дела.
forest oh forest protect me
in your giving arms
lure me into majesty
with your humbling charm
Вармердам до судорог в зубах презирает миры, где действуют хоть какие-нибудь законы логики. Его, Вармердамовская, Вселенная склеена из кое-как скляпанных эскизов, обрывков иных галактик, где видишь жизнь совсем с другой стороны, вверх тормашками. И если у вас достаточно фантазии, чтобы представить зеленого кита, танцующего джигу-дрыгу в обнимку с рогатой русалкой, то вы вполне в состоянии осознать всю неординарность сказок от маэстро. Правильнее будет сказать даже не 'неординарность', а сферически наивная идиотичность. Милейшей тупорылости сказочка, изобличающая совсем не пороки общества и уж точно не поющая реквием морали и сопереживанию ближнему своему, но скорее дающая почву для размышления: что за перестройки происходят в мире, отчего человеки не могут сосуществовать нормально и извращаются всеми невозможными способами, погружаясь с головой в грязь бытия.
На этот раз детки Вармердама, Якоб и Мария, не представляют для зрителя загадку, их характеры просты, а черепные коробки девственно пусты, хотя дитятки давно уж порядочно вымахали и, по идее, должны отличать хорошее от плохого. Но им придется всему учиться методом проб и ошибок, наталкиваясь исключительно на не очень хороших представителей собственного вида. Каждый новый шаг брата и сестры во взрослую жизнь - аллюзия на какую-нибудь сказку (а на какую, вы вполне можете придумать сами, ничего при том не потеряв). Только в этих сказках нет привычной и понятной с детства схемы: есть коварный злодей, злобный в меру, дабы не напугать ребенка до чертиков, есть главные герои, чьи отвага и достоинство вполне заслуживают восхищения, есть начало, завязка, основное действие, кульминация и хэппи-энд с последующей мастерски выведенной моралью, элементарной для восприятия. Есть ли в Вармердамовской ленте сюжет? Нет, это просто бесконечная одиссея двух неразумных котяток по большой картонной коробке под названием Мир. Большинство их приключений можно безболезненно переставить местами, и ничего не изменится, ибо хронологический порядок не так уж важен. Познают ли они вначале сексуальное насилие, а потом уж человеческие двуличность и жестокость или наоборот - создателю все равно. Ему важно, чтобы его дети пришли к финальной черте сколько-нибудь мудрыми и сделали вывод, что ныкались по миру не зря.
Моя трагедия комедий балаганных смешней - старается донести Вармердам, примешивая к общей нелепости нездоровую долю абсурда. Занятно, что в этой атомосфере абсурда в итоге чувствуешь себя вполне комфортно, доходя мыслями до того, что, наверное, теперь сможешь и в Кафку врубиться с его обрывочными воспоминаниями и стенаниями. В конце концов, главное, что следует помнить - воспринимать подобные картины необходимо в состоянии максимальной расслабленности, будучи похожим на переваренный овощ; в противном случае такое вот кино напрочь угробит ваши логику и фантазию, оставив в тотальном замешательстве.
'Новые сказки братьев Гримм' похожи на колыбельную человечеству и изобретенным им же моралям, его гниющей системе и давно уж сломавшемуся механизму принципов и убеждений. Колыбельную, сдобренную светлыми, размывчатами, едва ли не акварельными пейзажами и тихим, наивным лепетом главных героев, которые проходят месте с зрителем через основной сгусток грязи Вселенной. Вместо пряничного домика и коварной голодной ведьмы - похотливая до секса жирная и страшная барышня, которой давно и необратимо за сорок, вместо отзывчивых, добрых покровителей - маньяки, подыскивающие органы для своей родственницы. Нет ни любви, ни волшебства, ни искренности, ни понимания. Нет сюрпризов и нет той феи, которая в самый ответственный момент протянет палочку-выручалочку. Впрочем, нет и морали. Попробуйте сделать вывод и он выйдет не менее абсурдным и нелепым, чем вся лента. Ощущение недосказанности, непродуманности так и будет преследовать зрителя, никуда не денется, нигде не исчезнет, а история в итоге погаснет едва слышимым зву...