Если задаться целью составить список самых культовых ужастиков всех времен, 'Челюсти' наверняка займут в нем достойное место. Благодаря таланту еще молодого, но уже подающего большие надежды Стивена Спилберга, фильм собрал огромную кассу и, как бы громко это ни звучало, стал настоящей легендой. Даже сейчас, спустя почти 35 лет, образ зловещей и кровожадной акулы у многих неизменно ассоциируется именно с этой картиной.
Спилберг сумел снять фильм, который с равной долей успеха мог понравиться и любителям ужасов, и тем, кто отдает предпочтение держащим в напряжении триллерам. Не обошлось и без оттенка приключений, и драматизм в картине тоже присутствует. Кроме того, 'Челюстям' удалось получить рейтинг PG, что еще больше увеличивало шансы на успех.
'Челюсти' сняты профессионально. Большего тут говорить и не требуется: актеры подобраны великолепно, сценарий интересен, операторская работа выше всяких похвал, спецэффекты для своего времени просто шикарные. Ну, а уж саундтрек... От тревожной музыки, всякий раз предвещающей неумолимое появление акулы, невольно становится не по себе, и по спине пробегают мурашки.
Существуют фильмы, которым можно делать различные комплименты без устали. Потому что, они того заслуживают. Данная лента как раз таки является одной из таковых. Ведь Стивен Спилберг снял безусловно культовую ленту, которая создала понятие летнего блокбастера. При минимальном бюджете собрала неприлично огромные кассовые сборы. Обеспечила себя положительными отзывами как зрителей, так и критиков. Что в момент превратило фильм в настоящую классику, которой является фильм по сей день. На тот момент никто и не знал, кто такой Стивен Спилберг и могу сказать, что такого Стивена Спилберга я не увидел и позже. Потому что, в отличии от своего нынешнего и фирменного стиля развлечения, тут Стивен избрал абсолютно иной подход.
Современные фильмы ужасов и триллеры впечатляют исключительно зрелищем, на которое и делается главная ставка. Тут же, Стивен сделал максимальный упор на атмосферу ленты, которая буквально цитировала стиль Альфреда Хичкока во всех положениях. Просматривая фильм ты ощущаешь настолько сильное напряжение, страх и саспенс, что кровь стынет в жилах и мурашки пробегают по коже. Даже в тех моментах, где акулы нет и вовсе. Хотя стоит заиграть культовой музыке Джона Уильямса или появится подводным съемкам от лица акулы, так ты уже начинаешь готовится к настоящему зрелищу. Подобные визуальными приёмами Стивен минимизировал количество сцен с наглядными демонстрациями акул. Но это никак не повлияло отрицательным образом на качество ленты. Скорее наоборот. Сделало фильм более острым и сильным.
Взять хотя бы оригинальную идею с буйками, которые имитировали передвижения акулы. В этом плане, Стивену стоит отдать должное. Потому что, имея порядочное количество проблем при съемках ленты, он всегда находил как выкрутится. А на экране, всё это создавало неимоверно высокое впечатление. Собственно как и все сцены с механической акулой, которые даже по нынешним меркам получились очень жестокими, зрелищными и кровавыми. Взять хотя бы сцену, в которой акула выныривает и начинает биться с Квинтом. Подобных сцен можно перечислять до бесконечности. Но факт остаётся фактом. Ведь это тот самый случай, когда режиссер выдал не только порядочное количество зрелищных сцен. Но и способен напугать неописуемой атмосферой ленты.
В связи с чем, посмотрев фильм впервые еще в малом возрасте, я еще долгое время не могу купаться даже в искусственных водоёмах. Так как, в голове сразу же начинали всплывать воспоминания сцен жестоких смертей из данной ленты. Всё это выполнено не только благодаря механической акуле Брюсу. Но и благодаря съемкам реальной акулы и великолепному операторскому приёму Билла Батлера. Когда камера снимает из под глубины то, как купаются люди и как бы показывает это от лица самой акулы. Действительно жутко. Да и после увиденного на экране, я будучи ребенком не на шутку увлекся литературой об акулах. В связи с чем, я до сих пор считаю их идеальными божьими созданиями.
У меня не так много любимых писателей, за творчеством которых я всегда слежу. Питер Бэнчли был и остается одним из самых любимых мною авторов даже после своей смерти. А его роман, который стал основой данной ленты, я как положено перечитываю хотя бы раз в два месяца. Создатели не стали тупо переносить содержимое романа на экран и развили сюжет практически самостоятельным образом. В связи с чем, отличий между сюжетом ленты и романом порядочное количество. Взять хотя бы то, что роман рассказывался в большей степени от лица большой белой акулы. А финал заканчивался на открытой ноте. Где акула вырвалась на свободу и порядочное количество героев осталось в живых.
Хотя тут, создатели поставили жирную точку как на судьбе акулы, так и на судьбе некоторых героев ленты. В связи с чем, происходящее на экране наблюдается с особым интересом, очень захватывающе и остро. Даже не смотря на то, что фильм уже пересматриваешь в десяток или сотый раз. Сюжет подкупает тем, как снова и снова погружает в состояние противостояния героев с акулой. Что сводится ко второй половине ленты из банальной кормежки в настоящую рыбалку. А финал получился поистине великолепный.
Трио Роя Шайдера, Роберта Шоу и Ричарда Дрейфуса получилось просто великолепным. Все три актера сыграли одновременно хорошо и предоставили три абсолютно разных персонажа ленты. В связи с чем, выделять кого либо больше другого, я не вижу смысла. Потому что, это тот редкий случай, когда впечатление от игры настолько высоко, что создаётся впечатление того, что персонажами ленты являются настоящие люди. Ну и стоит отметить механического Брюса, который и стал главным агрессором данной ленты и чьё появление пугало меня до чертиков.
В одном из интервью Стивен Спилберг смеясь спросил у композитора ленты Джона Уильямса “Интересно, о чём ты думал Джон, когда создавал музыку к фильму ?”. Вот и мне интересно. Потому что, стоит признать, что если бы в картине была другая музыка, то эффект был бы абсолютно другим. Имея при себе всего лишь две ноты, Джон создал действительно завораживающую, напряженную, пугающую и страшную до чертиков музыку. Стоит ей заиграть, как ты сразу чувствуешь, что акула рядом. В реальной жизни, начинаешь нервно плыть в сторону берега даже зная о том, что акул в месте где ты плаваешь, нет в помине. В связи с чем, я могу смело назвать это одним из самых сильных саундтреков, что я когда либо слышал и с этим пожалуй многие согласятся.
10 из 10
Напряженный, завораживающий, динамичный, пугающий и действительно очень страшный фильм ужасов. По правде говоря, один из самых страшных фильмов, что я когда либо видел и именно тот шедевр, который каждый должен посмотреть за свою жизнь хотя бы раз. Что я и советую вам сделать и продолжать дальше нет смысла. Так как, это тот редкий случай, когда сам фильм говорит за себя и успех которого, никто не способен превзойти даже сейчас.
Я считаю, что этот фильм если не лучший, то явно один из лучших фильмов об акулах. Мне этот фильм очень понравился. Но вам, наверное, интересно, почему?Ответ ниже.
Сюжет. Здесь он присутствует, что весьма знаменательно для фильма ужасов. Он таков:на пляже рядом с городом Эмити происходит нападение акулы на девушку. Шеф полиции собирается закрыть пляжи, но мэр города ему такой возможности не даёт, ссылаясь на то, что им нужны 'летние доллары'.А между тем, количество жертв акулы увеличивается. Вот, собственно, сюжет. Мне он показался, как минимум, не плохим. Да и диалоги между героями сего творения вовсе не сводятся к одной теме. Это тоже важно. Плюс 3 балла.
Акула. Она прорисована вполне неплохо. Я не увидел ошибок в её строении. Плюс 1 балл.
Персонажи. Они здесь, конечно же не для массовки. У каждого из них свой характер, свой темперамент, свои вкусы и увлечения. К примеру, Мэтт Хупер, океанограф, обожает акул. Мартин Броуди ответственен за свои поступки. Рыбак Куинт груб и заносчив. Все они разные. Плюс 4 балла.
Спецэффекты и атмосфера. Я решил их соединить, так как без спецэффектов не будет вообще никакой атмосферы. И то, и то в фильме присутствует. Атмосфера в фильме что надо. Она действительно создаёт ощущение тревоги и страха. И спецэффекты тут тоже неплохие для тех годов. Также, нагнетает обстановку ещё и музыка. Единственное, крови маловато. В других фильмах ужасов её побольше будет. Ну ладно, для тех годов это ещё нормально. Плюс 2 балла.
Итог. В-общем, этот фильм получил свои три Оскара заслуженно. Он выделяется своей атмосферой, игрой актёров, сюжетом и конечно же, музыкой. Моя оценка:
Как молодой человек из Цинциннати изменил кинематограф.
В 1975 году случился непросто выход в прокат фильма Стивена Спилберга 'Челюсти'. Произошло эпохальное событие, значимое для всей киноиндустрии, отменить последствия которого и в теории не представлялось возможным. Да, именно этот невзрачный молодой человек в кепке, не вступающий в диалоги об искусстве с Фрэнсисом Фордом Копполой и Мартином Скорсезе на специальной вечеринке в Калифорнии в начале 1970-х, про себя задумал совершить переворот. Раньше Лукаса и наперекор Новому Голливуду, которому осталось существовать 8 лет, Спилберг сам по себе не придумал совершенно ничего инновационного. Голливуд и со времён первых шедевров являлся фабрикой фильмов для привлечения массовой аудитории. Сейчас бы их назвали блокбастерами. Как и 'Челюсти' - первый блокбастер по всем признакам, взорвавший кассу и привлёкший потоки зрителей по всему миру, вмиг сделавший вечно проблемную Universal Pictures обладателем 470 миллионов долларов при бюджете в 7! Хотя, предыдущий рекорд был установлен в 1973 году хоррором 'Изгоняющий дьявола', взявшему в уик-энд немногим меньше - 413 миллионов, да и 'Белоснежка и семь гномов' в пересчёте несильно уступает. Но почему-то история блокбастера разделена на 'до 'Челюстей'' и 'после'.
Сам режиссёр, входя в киноискусство, принял позицию творения ради денег. И он никогда её не чурался. Спилбергу было важно снимать для аудитории, чтобы его фильмы видело как можно большее число человек. Ему не был важен какой-то запредельный смысл в работах, в минусе - ставка на любой элемент кино, который отторгнет людей. Именно поэтому он старался снимать максимально просто со стороны зрителя. Фильмы режиссёра могли кому-то нравиться, кому-то нет, но стопроцентно завлекали аудиторию. В случае с 'Челюстями' принцип оправдался впервые. Радует то, что это не сделанная наотмашь вещь. При простейшем, не имеющим никаких подводных камней, сюжете режиссёр постарался продемонстрировать высочайшее качество, доселе просто невиданное, пытающееся утереть нос Кубрику с его полётами в космосе под венский вальс.
История, рассказанная в фильме, вряд ли у кого-то вызовет вопросы. Пляжный город находится в состоянии страха от нападения акулы-людоеда. Власти не действуют, а люди продолжают гибнуть. Местный шериф Мартин Броуди, сыгранный Роем Шайдером, пытается противодействовать, остальные неравнодушные ему помогают. Вот и вся завязка, больше и не требуется. Не требуется и её масштабного развития. История следует так, как и должна следовать по логике - она абсолютно лаконична. Не в ней цель. Логично, что в дальнейшем не последует никакого глубокого развития. Бюрократичный мэр Воун не закрывает пляжи, поскольку не хочет терять доход в только что начатый сезон, а шериф не лезет в воду, потому что с детства её боится. И даже биография приехавшего океанолога Мэтта Хупера, не пойми почему приехавшему на остров Эмити, никак не развивается. Зрителю не показывают трагедию матери растерзанного ребёнка, хотя её успевает стать по-настоящему жалко. Родственников первой жертвы не видать вовсе. Ноль экзистенциального.
Охотнику Квинту режиссёр уделяет больше внимания, который среди всех выделяется полусумасшедшим характером и буйным нравом. Он циничен: готов убить акулу только за большой гонорар, а когда попадает в кадр, ведёт себя вульгарно общему настроению ленты - рассказывает смешные истории, поёт песни и ржёт. Через него Спилберг ещё раз детализирует простоту, но добавляет и ещё одну важную функцию. Среди большого числа героев именно Квинт имеет самую внятную и подробную историю. Выясняется, что он служил на крейсере 'Индианаполис' и оказался одним из немногих выживших после потопления судна. На глазах тогда простого американского солдата от нападения акул погибло свыше 800 человек, что отразилось на судьбе матёрого моряка. После того, как Квинт расскажет про то событие, начинаешь волноваться ещё больше...
Казалось бы, куда больше бояться. Увиденные до этого эпизоды поражают сильнее любого ужастика. Но на то и делалась ставка. Страх - главное чувство 'Челюстей'. Когда его хватает на стандартный хоррор, Спилберг подкидывает ещё. А затем ещё и ещё, и конца страху нет! Этот фильм основан на беспредельном ужасе, тогда как даже не является по жанру таковым. Человек здесь воссоединяется с природой, а не с вселенной с нереальным чудовищем. Белая акула - инструмент, вызывающий у людей первобытный страх, где вновь в приоритете естественный отбор, где человек выступает в роли добычи для сильного и бесстрашного хищника, который пустыми, как пуговицы, глазами смотрит на тебя и парализует, а затем этот бутафорский, очень трудный с точки зрения производства, механизм начинает жрать жертву, двигая челюстями вверх-вниз без прикладывания малейших усилий. О да, безумный Спилберг придумал акулу и всеми силами завершил производство, каждый день оказывавшееся на грани остановки, чтобы любой увидел его обнажённые страхи. Этот маньяк пугает действительностью, заставляет вспомнить о незащищённости и о том, что никто не застрахован от смерти. Он делает смерть как можно более жестокой. Его акула равнодушно грызет человека, причиняя ему адскую боль, а затем с намотанными на зубы кишками уплывает прочь, оставляя после себя литры крови и последствия в виде разорванных трупов, матрасов, лодок. Она кажется неуязвимой, атакует неожиданно - лучшего монстра невозможно придумать.
Но Спилберг непросто доводит своим кино зрителя до шока. Он всецело следует стратегии создания настоящего художественного блокбастера, с уважением к жанру триллера и с грамотным вложением искусства. Фильм под мастерскую музыку Джона Уильямса лавирует по красивому, оторванному от цивилизации острову, его морю. Когда надо, оркестр играет лёгкие мелодии, а в самый ответственный момент разразит динамики тревожным саундтреком - тоже появляющемся порой негаданно. Спилберг грамотно показывает акулу: она не появляется повсеместно, отчего возникает желание увидеть её из нервного любопытства. А позже так и светит мордой, когда отпускать страх некуда. Режиссёр осознанно совершенствует каноны жанра. Ведь почти с самого начала понимаешь, чем закончится этот фильм, к чему в кадре мелькают баллоны с сжатым кислородом и так далее. Прекрасно понимаешь и принимаешь то, что гораздо проще расстрелять тварь из автоматов, нежели играть с ней в кошки-мышки. Но досмотреть-то действительно хочется. И просмотр стоит того.
Единственное, с чем прокололись создатели - это последствия восприятия фильма. Роман, по которому сняты 'Челюсти', не наделал столько шума, а вот само кино знатно резонировало общество. Коротко говоря, представление акулы здесь является искажением действительности, где морской хищник крайне редко нападает на человека. То же крушение 'Индианаполиса' унесло, по оценкам, около 80 человек от нападения акул, но не 800. И то случилось в открытом море, а не у берега людного пляжа. Но факт остаётся фактом: Стивен Спилберг напугал общество, последствия художественного допущения остаются до сих пор. На что только не пойдёшь ради зрительских симпатий и громадных перемен в искусстве.
После этого фильма вы никогда в жизни не окунетесь в воду.
Мне очень нравятся фильмы ужасов на тему монстров, жрущих ни в чем не повинных людей. 'Челюсти' - самый первый и самый яркий представитель этого жанра. Честно говоря, еще до просмотра фильма для было неким шоком узнать, что режиссером этого фильма был сам Стивен Спилберг. Ведь в основном он работал да и работает в жанре фантастики и драмы, а фильм ужасов от него - это редкость. По крайней мере, для меня это было очень приятное удивление. После этого фильма я понял, что Стивен Спилберг даже как начинающий режиссер был гениален.
Сюжет фильма следующий. Вблизи небольшого курортного городка, расположенного на одиноком, но красивом острове, происходит ряд нападений акулы на людей. Местный шериф, который недавно переехал в этот город, просит помощи у института океанологии, откуда приезжает эксцентричный ученый, который делает вывод, что главным виновником этих несчастий является большая белая акула. Администрация городка нанимает охотника поймать этого идеального подводного хищника.
Сюжет фильма построен на самом деле просто идеально. Не зря фильм был номинирован на Оскар. Сам фильм начинается с обычной вечеринки молодых людей, что намекает на обычный молодежный фильм про глупых подростков. Потом акула съедает мальчика - сюжет становится напряженнее и страшнее. А ближе к концу происходит монолог, из которого зритель узнает, что же такое на самом деле оказаться жертвой акулы.
Спецэффекты в фильме были очень реалистичные. Механическая акула себя не выдала и выглядела по-настоящему, как натуральная. Вообще фильм был на самом деле страшным, и неожиданные сцены с нападением акулы заставляли напрячься, так как было не по себе. А вдруг ты окажешься жертвой акулы, и от тебя останется либо верхняя, либо нижняя часть туловища, или акула тебя заглотит, и ты будешь чувствовать, как перевариваешься в ее желудке.
Игра актеров была отличной. Особенно понравилась игра Ричарда Дрейфуса, сыгравшего необычного ученого, который на самом деле очень хороший человек, и игра Роберта Шоу, сыгравшего грозного рыбака, который на самом деле пережил жуткую трагедию во время войны.
В фильме прекрасная операторская работа. Создатели провели безумно красивые подводные да и обычные съемки, создав определенную атмосферу в фильме. Отдельное слово стоит сказать о музыке, так как она была также красива и, главное, страшная.
В целом 'Челюсти' - один из лучших фильмов ужасов всех времен, который навсегда останется классикой мирового кинематографа. В нем построен и отличный интересный сюжет, и страшная атмосфера, и изумительное музыкальное сопровождение, и многое другое, от чего останется приятный осадок на душе.
Летом 1975-го года, вышла картина, которая открыла понятие слова летний блокбастер. И называлась эта картина - 'Челюсти'. Режиссер Стивен Спилберг снял до селе невиданное зрелище, имея при себе не очень убедительный реквизит в видел резиновой акулы сделанной в Китае. Кстати, я не просто так вспомнил о происхождении этого резинового монстра - поговаривают, что в одной из сцен фильма, если нажать на паузу, то можно увидеть на акуле надпись - сделано в Китае. Если честно, мне обнаружить это так и не удалось. А еще, говорили, что можно заметить, как при поедании людей, у нашего легендарного монстра гнутся резиновые зубы - тоже мне заметить не удалось, а может просто я всегда при просмотре этого шедевра, полностью ухожу в водоворот действия, не замечая мелкие детали. Что бы ни говорили, а акула у Стивена вышла просто потрясающе устрашающей. И я думаю секрет ее превосходства состоит именно в подаче - режиссер не часто нас балует ее появлением на экране, но когда это происходит - выглядит очень натуралистично и эффектно.
Вернусь к открытию летнего сезона блокбастеров картиной 'Челюстей' - это абсолютная правда, до появление этой картины, не было такого понятие - сезон летних блокбастеров. Результаты 'Челюстей' были столь ошеломляющими, что 1975 года стал точкой отсчета ежегодных блокбастерных проектов знаменитых и не очень режиссеров. После 'Челюстей' в Голливуде каждое лето стартовали картины, снятые в зрелищном и развлекательном ключе, бюджеты которых вырастали с каждым разом все больше, в надежде собрать у своих экранах и взрослых, и отдыхающих на каникулах детей. И очень много картин стартовавших в летних сезонах и по сей день, блещут великолепными кассовыми результатами, некоторые становятся культовыми в своих жанрах, а некоторые забываются на следующий же день - но факт остается фактом - начало всего этого лежало именно в картине 'Челюсти', которая может похвастаться и великолепным визуальным рядом, и потрясающей атмосферой, и даже во многом глубоким сюжетом - и это, представьте в жанре фильма ужасов!
Но как говорится, талантливому мастеру все ни почем. Да, я считаю Спилберга одним из лучших режиссеров Голливуда. Не каждый может снять фильм ужасов с резиновой акулой, имеющий в своем активе и натурализм происходящего, и четкий психологический фактор, и, в конце концов глубокий философский смысл. Кстати, концовку картины 'Челюсти', по увлекательности я бы сравнил с рассказом замечательного писателя Хемингуэйя - 'Старик и море'. Я давно читал этот рассказ, но до сих пор помню, с какой страстью пытался поймать старик большую рыбу, которая до конца боролась за свою жизнь. Проведя много внутренних анализов в собственной душе и не отступая от намеченного, старик все таки приволок рыбку к берегам своих душевных и физических владений, но что осталось от рыбы? Рассказ буквально приковал меня к креслу и не отпустил пока я его не дочитал. Тоже и в 'Челюстях', правда немного в другом ключе, финальные сцены в лодке, наглядно показывают нам не просто очередную заварушку по поимке акулы-людоеда, а настоящую битву за выживание живых существ. В первом случае это люди, пытающиеся поймать акулу ради спокойствия местных жителей, нарушенное ее нападением на людей. А во-втором случае - это акула, нападающая на людей, чтобы выжить. Да, она акула-людоед огромных размеров, но зато она ужасно умная и расчетливая, она идеальная убийца заставляющая себя бояться, ненавидеть и как ни странно уважать. Отсюда и поимка ее будет не простой, каждая мелочь важна и любой просчет, может стоить жизни.
Стоит ли рассказывать детально о потрясающем действии в данной картине? Безусловно, да! С минимум эффектов, декораций и финансовых возможностях - Спилберг снял еще и просто потрясающей динамики фильм. Во-первых эта динамика проглядывается и в нападениях акулы, и и взятых с ней ракурсов, и абсолютно грамотное ее появление в нужных местах, я уже и не говорю о реалистичном проглатывании данным монстром человека. Это тот случай, когда самое ужасное, выглядит на экране просто превосходно и прекрасно - я смакую абсолютно каждую сцену этой картины. Что уже говорить о натуралистично обглоданных частей тел и огромные фонтаны крови - опять таки, хочу предупредить тех, кто картину еще не видел - в фильме не так уж и много акульих нападений, он в основном держит в неведении монстра, но когда все таки монстр выходит на арену - это бывает настоящее пиршество всех прелестей данного жанра! Но самый апогей картины приходится на ее финал. Да, я уже о нем немного писал выше, но хочу заметить, что финальная поимка по-динамике и проработанности сценарных деталей, вплоть до опреаторской съемки - высше всяких похвал - это одно из самых впечатляющих зрелищ в кинематографе!
Ну и немного об актерах. Тут я хотел бы выделить главный дуэт картины - это Роба Шнайдера и Ричарда Дрейфуса. Забудьте о нынешних 'звезд' в жанре фильм ужасов, где их профессиональное мастерство ограничивается лишь звонкими криками, сиськами, остроумными и зачастую тупыми шутками и общей тупостью и бездарностью. Забудьте о том, что существует ныне модный формат 3D, который выглядит отчаянной попыткой завлечь побольше зрителей в кинотеатр, и который с каждым разом все больше преобладает над сюжетом, актерами и всеми другими аспектами - главное, чтобы с экрана что нибудь выскакивало - забудьте! В картине 'Челюсти' проживают - заметьте, я не написал играют - проживают свои роли очень талантливые и интересные актеры. У них не накачены тела, не покрашены волосы, да и сиськи у жены главного героя как то не рвутся вылезти из купальника - они по-настоящему раскрывают свои образы, показывая все нужные фильму оттенки - боль, страх, переживание за своих близких, борьба с самим собой и в конце концов борьба с тем, кто угрожает, страшит, кто не дает тебе покоя. Кстати, о сиськах я немного слукавил - вначале картины нам таки показывают голую девушку идущую купаться в ночном море - но представлено это ни как самоцель, а как необходимый элемент для сюжета, и замечательно, что этот элемент может выглядеть сексуально, но тут все к месту и имеет логику, чего не скажешь о нынешних фильмов в подобном жанре...
P,S. Великий, не побоюсь этого слова фильм 'Челюсти', великого режиссера всех времен и народов Стивена Спилберга. Который доказал, что ему подвластен любой жанр. Который снял превосходную картину, с минимум бюджета и с резиновой акулой сделанной в Китае! Шедевр, который в своем жанре и по сей день никто не может превзойти - превосходно!
Еще в 70-е (не говоря уже о 50-х и ранее) спецэффекты на экране мало впечатляли. Монстры были сделаны вручную, каркасы разукрашены, управлялись незатейливыми механизмами, а кое-где и вовсе люди бегали туда-сюда в хэллоуиновских костюмах. Это бросалось в глаза, в зависимости от бюджета, в больше или меньшей степени, но одомашненной была такая редкая, неуловимая и непонятная для нынешних киношников вещь, как саспенс. А саспенс в обнимку с типичными для 20 века незамысловатыми сюжетами и тревожной музычкой компоузеров, которые теперь уже не сочиняют из-за Паркинсона и Альцгеймера, под мудрым руководством, например, Бороды, порой давал такой такой эффект, что было и впрямь жутковато. Если фильм был особо хорош, то жутковато даже за себя, а так - за героев, которые нравились. К этому располагал и сценарий, и актеры, и щедрые куски эфира на каждого перса - темп повествований был значительно ниже, за что такие тугодумы, как я, до сих пор благодарны. Поскольку ныне - сплошь видеоклипы. А я брюзжу и сокрушаюсь, как мой дедушка, вспоминая брежневские времена, потому что, во-первых, люблю побрюзжать, а во-вторых, минуты две назад закончила смотреть один из лучших фильмов Бороды - 'Челюсти' 75-ого.
В детстве я его, конечно же, смотрела, но в память врезался лишь общий инстинктивный страх перед водой и мощный вид акульей морды с женщиной в зубах, которая в оригинальной части вообще не мелькала. А мелькали типичные гуд-гаи - шериф, океанолог и пират-охотник на акул vs. продажный мэр в окружении скулящей от страха толпищи пляжников-туристов. Акулу во всей ее красе 2/3 фильма мне сулили исключительно намеками, но намеками настолько мрачными-зловещими, что стоило ребенку или старичку войти в водичку по колено, как я уже во всю была в испарине. Вот она, сила саспенса, который параллельно с трепыхавшимися ножками плавцов (грамотно снятыми снизу), успешно нагнетался подборкой иллюстраций из учебников про тигровых и белых, а также очень эмоциональными историями из уст пострадавших. Особенно запомнился душевный, будоражащий рассказ охотника про 'Индианаполис'. Я его слышала раньше по Дискавери, но тут, в полутьме, на воде, в ожидании 3-тонной хищницы он прозвучал куда внушительней, а ведь рассказан был сугубо на словах - ни рисунка, ни флэшбека, ни порванной сцены.
Фильм Бороды нетороплив. Для сегодняшнего зрителя - медлителен и нуден, но ровно для того, чтоб мы успели надышаться прибрежным воздухом, проникнуться истерикой и паникой, а я - попутно насмотреться на забавные одежки и прически тех времен. Финал шикарен, особенно клетка и участь охотника. Судьба пирата, безусловно, по законам жанра и клише, была заранее известна, еще раз отослав меня к сердечной драме с Элли Глинном; а Шайдер на дрейфующих обломках - к ехидному сравнению с недавней 'Заклинательницей' Холли Берри. Про 'Пираний' Ажа я вообще промолчу. Борода - молодец. В свое время, как я понимаю, разорил немало курортных поселков, перепугал охочих до загара и волны отпускников, которые после его 'Челюстей' и в ванне-то боялись мыться, а меня сегодня вечером заставил отказаться от соли и всякой прочей хрени, создающей пену на поверхности воды. Поскольку видеть донышко всегда приятнее. Хотя я вру - от соли меня когда-то отучил еще Уэс Крейвен - пресловутой сценой в ванне, когда пальцы Крюгера всплывали у коленок Нэнси Томпсон. Всем удачного заплыва.
Кино – забавная штука. Ни что так не изменяет, наши взгляды и не сеет страхи и фобии, как этот вид самовыражения и искусства. Боязнь плавать в открытом море, только из-за того, что однажды там можно повстречаться с много килограммовой зубастой бестии – главный комплекс середины семидесятых прошлого века, надолго засевший в головах потрясенных зрителей.
Подобный эффект само собой не может взяться неоткуда, он прямо пропорционален качеству фильма, а оно надо заметить находиться на вполне заоблачном уровне. Казалось бы банальное столкновения человеческих взглядов – одного против всех – во имя спасения и здравого смысла, других во имя корысти и лживости.
Одинокий герой, который борется с глупостью и непониманием обыкновенных и логичных вещей в глазах других, это достаточно старая закваска для многих отличных фильмов. Обыкновенное окончание всему этому – трагедия, все, что надо было сделать, прислушаться раньше, и умных всегда ценят, после того как гром уже грянул. С акулами тоже особо не пошутишь и в прятки с ними не поиграешь, неравная первобытная битва двух значительных представителей своего вида очень занимательна. Тягаться с такой живностью должны профессионалы, а не энтузиасты, но даже первые зачастую проигрывают, так как противник достаточно серьезен.
Музыка здесь все – пример того, как звук олицетворяет собой твой страх в полной мере и уже трудно себе вообразить «Челюсти» без этой знаменитой музыкальное темы. Стивен Спилберг - это один из величайших «столбов», из ряда тех, на ком держится и базируется весь кинематограф и вообще вполне неразумно не знать, тех триллеров, на которых собственно и базируются киноленты последних десятилетий, столь полюбившиеся многим, но начало берущее от «Jaws» в том числе.
В 1975 году в широкий прокат вышло много запоминающихся картин, и в том числе захватывающий триллер Стивена Спилберга ' Челюсти ', который впоследствии дал толчок к созданию нескольких продолжений, которые пытались повторить или превзойти популярность оригинального фильма.
Из авторов мне больше других, как и большинству почитателей этого фильма, знаком Стивен Спилберг. Он в дальнейшем выступит продюсером знаменитой трилогии ' Назад в будущее. ' Здесь Спилберг выступил как режиссер и выступил, надо заметить, весьма недурно. Во всяком случае лично мной фильм ' Челюсти ' на данный момент времени пересмотрен бесчисленное количество раз. Это как мне кажется, забегая немного вперед, лучшая оценка сему творению кинематографа.
Картина ' Челюсти ' рассказывает зрителям о драматических событиях, происходящих в курортном американском городке, который расположен вблизи океана и в водах которого неизвестным образом завелась акула-убийца, наводящая ужас на обитателей близлежащих пляжей.
Основная мысль фильма заключена в том, что в мире нельзя быть застрахованным от того или иного происшествия, даже там, где казалось бы ничто не предвещает беды. И, что нужно быть готовым к любого рода неожиданностям и уметь с достоинством воспринимать удары судьбы.
Действие, как было замечено выше, происходит в небольшом американском городе, на берегу океана, в период отпусков и каникул у большей части населения близлежащих населенных пунктов. Местный шериф, Мартин Броуди (в исполнении Роя Шайдера) становится свидетелем жестокого убийства, совершенного вблизи купальной зоны. После оргвыводов с участием другого сотрудника местных правоохранительных органов, Мартин берет расследование этого убийства в свои руки, прибегая в частности к помощи местного опытного рыболова (в исполнении Роберта Шоу), и эксперта-океанолога - Мэтта Хупера (в исполнении Ричарда Дрейфуса). В расследовании убийств, совершаемых акулой им всячески помогает мэр городка, Лэрри Воун (в исполнении Мюррея Хамильтона) и его приближенные.
Наиболее сильное впечатление на меня произвел сам Тихий Океан, воды которого, по сути и послужили декорациями к фильму. Бескрайние просторы океана впечатляют и одновременно пугают. Запомнились сцены с нападением акулы на отдыхающих туристов. Работа оператора фильма заслуживает самых лестных слов.
Есть в фильме необычный момент, приблизительно в середине фильма, когда Броуди, Квинт и Хупер стоят на палубе океанического судна и в этот момент в небе словно что-то пролетает. Это мое личное наблюдение.
Также стоит отметить блестящее музыкальное сопровождение, воссозданное композитором Джоном Уильямсом. Съемки охоты за акулой очень захватывающие и реалистичные.
Нельзя не отметить прекрасную игру актеров в фильме. Мартин Броуди, которого великолепно сыграл Рой Шайдер, запомнился своей любовью к жителям городка и стремлением максимально качественно исполнять свой служебный долг. Роберт Шоу бесподобно смотрится в роли рыболова Квинта. Ричард Дрейфус в роли эксперта-океанолога Хупера также неотразим. Его фразы в фильме очень к месту и по делу. Также очень хорошо исполнили свои роли Лоррейн Гэрри (Эллен Броуди, жена Мартина Броуди) и Мюррей Хэмилтон в роли мэра городка (Ларри Воуна).
Безусловно основная роль здесь отведена Рою Шайдеру (Мартин Броуди). Его стремление в поиске акулы, переживания, отцовские заботы. Но и остальные актеры тоже ' на высоте '.
Подводя итоги, стоит отметить очень удачное воплощение режиссерского замысла всей съемочной группой и актерским составом. Результат чего - любовь к фильму кинозрителями по всему миру.
Впервые я посмотрел этот фильм еще в эпоху видеосалонов. На противостояние людей и акулы приходило посмотреть народу, не меньше чем на Фредди Крюггера или Сильвестра Сталлоне в роли Рэмбо. Я бы не сказал, что это ужастик в том виде, в котором мы привыкли их видеть. Тут срабатывает скорее больше страх перед дикой природой, нежели страх перед всякой нечистью. А иногда дикая природа бывает куда опасней…
Небольшой курортный остров Амити издавна пользуется популярностью у туристов. Но в этот раз открытие сезона под угрозой. Побережье терроризирует огромная акула-людоед. Шеф полиции Броуди, океанолог Хупер и охотник на акул Куинт вызываются покончить с кровожадным хищником…
Долго разбирать не хочется, да разбирать особо нечего. Вряд ли найдется человек, который не видел этого фильма. Так что просто отмечу плюсы и минусы.
Плюсы
Сюжет. К 2021 году снято уже столько фильмов про морских хищников, подавляющее большинство которых про акул, что глаза разбегаются от выбора. Однако в 1974 году «Челюсти» были достаточно оригинальны. В основном благодаря интересному, хоть и простенькому сюжету. Вроде бы ничего нового не придумано, однако сама история, и то как она подана, не дает заскучать.
Саундтрек. Один из пяти Оскаров, полученных композитором Джоном Уильмсом, как раз за создание музыки к «Челюстям». И Оскар получен вполне заслуженно. Музыка также здесь играет очень важную роль. Чтобы избежать частого появления акулы в кадре, дабы не примелькалась и не разрушила нужный эффект, в качестве обозначения ее появления была использована заглавная тема фильма. Некий саспенс, знакомый зрителям еще со временен Хичкока.
Актерский состав. Понятно, что я отношусь к поколению, которое толком не застало большинство лучших актерских работ основного актерского состава. Однако с некоторыми знаком, и есть с чем сравнивать. Все отлично вписались в свои роли, но основная троица стоит на голову выше остальных. Лучше всего со своей ролью справился Рой Шайдер. Он же впоследствии перекочевал в сиквел, но сиквел дался ему с некоторой ленцой. Тут же отлично отыгранные эмоции и переживания.
Минусы
К минусам можно отнести некоторую затянутость. Ничего плохого в мелких деталях и подробностях нет, особенно если значительны для общего сюжета, однако долгие нудные диалоги затянули фильм больше чем на половину. Чуть меньше деталей, чуть больше экшена – и было бы идеально.
В остальном фильм шикарен и заслуживает как минимум одного просмотра. Даже несмотря на то, что прошло почти 50 лет он сих пор смотрится с интересом и на одном дыхании. Одна из лучших режиссерских работ Стивена Спилберга. К просмотру рекомендуется. А вот с сиквелами лучше не знакомиться, чтобы не портить впечатление от оригинала.