К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

«The Road» - десятая и последняя книга Кормака МакКарти – величайшего из ныне живущих прозаиков, которая была задумана им как философская дилогия вместе с великолепным романом «Старикам тут не место». Один роман должен был символизировать Смерть в мире живых и единственную силу в мире, способную противостоять смерти – «Безупречность», другой - Жизнь в мире мертвых и единственную силу, способную дать новую Жизнь – «Любовь». Любовь к сыну, любовь к растаявшей в вечности жене, любовь к утраченной человечности.

Когда я три года назад прочитал «The Road», то подумал, что этот роман никто не решится экранизировать - слишком уж сложный и метафоричный текст, слишком много угнетающих психику подробностей, слишком мало событий. Но, посмотрев этот фильм, я убедился, что Джон Хиллкоут смог адаптировать роман к его восприятию на экране. Смог убедить продюсеров, решившихся на этот рискованный, независимый, малобюджетный инди-проект для истинных эстетов кино, с очень темными тонами, мрачной андерграудной музыкой Ника Кейва и полным отсутствием спецэффектов. Смог снять фильм, в котором безупречно соединил такие несочетаемые элементы романа МакКарти, как: безысходность и надежда, отвращение и жалость, отчаянье и всепоглощающая жажда жизни.

В фильме ЭТО случилось в 1.17 ночи, когда Он и его беременная жена наслаждались жизнью в своем уютном сельском доме. Мира просто не стало. За одну секунду он превратился в пепел и не важно, по какой причине - в контексте фильма это не имеет никакого значения.

Через десять лет, в постапокалиптическом хаосе, противостоя резкой погоде, недоеданию, постоянной угрозе от мародеров и каннибалов, медленно бредут мальчик и его отец, бесконечно потерянные и одинокие, двигая перед собой хрупкую повозку со своим убогим имуществом. Их последняя защита - пистолет с двумя патронами. Их последняя надежда – дойти с севера на юг, чтобы достичь берега океана, полагая, что там теплее и там сохранились остатки человечества.

Как и в романе, весь фильм построен на гениальном дуэте Отца (Вигго Мортенсен) и его десятилетнего Сына (Коди Смит-Макфи), которого Он иногда называет «ангел». Диалог в фильме редок, как и в тексте МакКарти, но он и не нужен – актеры играют эмоциями так, что слова становятся просто не нужны. Сын рожден вскоре после Апокалипсиса в мертвом мире и никогда не видел свою мать, так и не познав ее любовь. Отец - словно призрак Освенцима: испуганный, изможденный, безнадежно больной, голодный, кашляющий кровью, но полный надежды на то, что сможет дать человечеству шанс, спасая своего ангела. Он - единственный человек, который в фильме не поддается хаосу и всеобщему отчаянью, используя каждый шанс, чтобы дать сыну, все, что есть в его душе, воспитывая его каждым своим поступком, потому что десять лет назад дал обещание опустошенной жене, что сможет поддержать в их сыне «огонь веры и человечности» и «спасти его, чего бы это ему не стоило».

Окружающая среда, в которой пытаются выжить Отец и Сын, является полноправным третьим героем фильма. Никогда еще мертвый мир не смотрелся на экране таким мертвым, как в «Дороге», почти целиком снятой на знаменитом заброшенном шоссе около Питсбурга. Цивилизация уничтожена - во всем мире не осталось ни растений, ни животных, только пепел медленно падает на мертвую землю, смешиваясь с дождем. Великие города превратились в горы щебня. Редкие уцелевшие здания пусты. Многие, из оставшихся в живых людей, покончили с собой и их труппы разбросаны повсюду. Другие превратились в людоедов, с которыми Отец и Сын сталкиваются в самом начале фильма, когда герой Мортенсена, чтобы спасти сына, вынужден использовать один из двух патронов, которые берег годами.

Операторская работа в «Дороге» заслуживает особого восхищения - ведь это лучшая за последние годы работа самого Хавьера Агирресаробе, входящего, наряду с Мауро Фиоре и сэром Кристофером Дойлом, в тройку лучших операторов мира. Каждый образ в фильме, будь то безжизненные туманные холмы, заплесневелая Викторианская обстановка в оставленном особняке, темный туннель шоссе – безупречны в своей законченности и безжалостной опустошенности. Особенно это чувствуется на контрасте, с великолепно снятыми сценами из памяти Мортенсена о погибшем мире, когда еще живая Шерлиз играла для него на фортепьяно, одним прекрасным летним днем.

Итог.

Гениальная экранизация прекрасной книги Кормака МакКарти, в которой режиссеру удивительным образом удалось донести до зрителей все тонкие эмоциональные моменты в отношениях между отцом и сыном на фоне опустошенной, мертвой окружающей среды, без любви, состраданья и надежды. Вслед за МакКарти, Хиллкоут показывает нам, что есть только одна сила в этом мире, которая может создать человека, вдохнув в него жизнь – безусловная любовь. Пока есть любовь - есть жизнь и последняя надежда для всего человечества, когда любовь уходит – люди превращаются в каннибалов, пожирающих друг друга, во всех смыслах этого слова.

28 июня 2018 | 17:26
  • тип рецензии:

Очень понравился...

Тяжелый эмоционально и психологически фильм. Интересный фильм. Честный фильм. О нем не нужно говорить, его нужно смотреть. Атмосфера воссоздана идеально. Лично от меня максимальная оценка. Если вы ждете взрывного экшена (Безумный Макс, Судный день, Я легенда, Дитя Человеческое), то можете даже не садиться смотреть. Фильм больше похож на 'Носители', 'Книга Илая' (т. е. медленное сонное повествование, много диалогов). А в остальном... любителям пост-апокалиптики маст си.

Фильм снят по роману Cormac'a McCarthy 'The Road', который в 2007 году получил Пулитцеровскую премию. И это именно тот случай, когда после просмотра экранизации хочется ознакомиться с первоисточником. Но, как это обычно бывает, те, кто прочел книгу, а затем посмотрели фильм, начинают всячески измываться и лажать кинофильм. Но мы ведь знаем, что идеальных экранизаций не бывает, правда?..

29 марта 2010 | 23:27
  • тип рецензии:

В отличие от вышедших немногим ранее в мировой прокат «Носителей», картина Джона Хиллкоута заставляет обратить на себя внимание, прежде всего, актёрским составом. Вигго Мортенсен, Шарлиз Терон и Гай Пирс вряд ли бы дали согласие на съёмки в менее претенциозной картине. И если в тех же «Носителях», где сюжет по большому счёту идентичен «Дороге» - группа людей пытается спастись от последствий апокалипсиса, добравшись до мест, где, по их мнению, жизнь бьёт ключом, - самой знакомой личностью была Пайпер Перабо и недавно появившийся на больших экранах Крис Пайн, то «Дорога» явно привлекает благозвучием своих имён. Но имена всё же способствуют лишь начальному интересу.

Естественно, Пулитцеровскую премию за литературные произведения просто так не дают: роман Кормак Маккарти получился изысканным и тонким, драматичным и ярким, равно как и трагичным. Тенденция мирового книжного рынка ведёт к популярности либо сугубо развлекательной либо сугубо трагической литературы. К последнему виду как раз и относится «Дорога».

Вяло текущая, размытая и неровная «Дорога» - ярко выраженный представитель трагической литературы, где всё начинается и заканчивается одинаково плохо, но с надеждой на лучшее: в конце проблеск и намёк на светлое будущее, а там уж чёрт его знает, как всё получится…

Киноверсия романа-обладателя самой престижной премии в области литературы получилась не менее яркой, но, в отличие от книги, более неровной. Флэшбеки, пересекающиеся со скачками основного сюжета, временами дают лишь частичное представление о прошлом героев, которых влечёт инстинкт самосохранения в надежде очутиться в лучшем месте и в лучшее время.

Путешествие отца (Вигго Мортенсен) и сына (Коди Смит-МакФи) показано наилучшим образом: фильм полностью оправдывает своё название, ибо более красочное и яркое путешествие в кинематографе найти будет сложно, несмотря на абсурдность употребления слов «красочный» и «яркий» в постапокалиптическом мире, где единственным цветом остаётся серый.

На самом деле, зрителя поражает и приятно удивляет масштаб передвижения: если герои идут через мост, то это будет огромный, полуразрушенный участок некогда крупной магистрали, опустевшей в свете последних событий. Если герои идут вдоль жилых кварталов, то выжженные массивы не останутся в стороне, а будут показаны, равно как и мелкие детали вроде зелёного жука, который несёт в себе надежду на спасение мира, где уже лет десять ничего не растёт и не живёт кроме человека, который способен приспособиться ко многому из того, что сотворил своими руками.

Отец и сын - это не просто члены группы спасения, миссия которых продолжить человеческий род благодаря собственному спасению. Отец и сын – это великолепный психологический портрет ежесекундно обречённого на гибель человека, лишившегося всего, терпящего самые невероятные удары судьбы и самые грубые лишения.

Главное отличие «Дороги» от любого (абсолютно любого) другого фильма жанра, связанного так или иначе с апокалипсисом, в том, что здесь эпицентром конфликта становится не желание и способ спастись от страшной напасти, а психология человека, который попал в столь непростое и безвыходное положение.

В своё время первым писателем, затронувшим проблемы человеческой психологии и поставившим их в центр художественного произведения, стал Фёдор Михайлович Достоевский и его «Преступление и наказание». Конечно, кино, снятое по мотивам книги, нельзя назвать первым в своём роде психологическим шедевром, но именно этот психологический портрет, создаваемый на протяжении 111 минут Джоном Хиллкоутом при помощи сценаристов, актёров, операторов и многих других, является основой интереса, который возникает при просмотре картины. Особенно он велик в том случае, если для зрителя «Дорога» является исключительно кинофильмом, а не преимущественно литературным произведением.

«Дорога» - это даже не повествование о жизни двух спасающихся жесточайшими путями от смерти людей. Это картина психологической истощённости, истошно кричащий парад человеческой загнанности: когда исхода нет, а ты всё равно перебираешь раненными ногами с кровоточащими ранами ради спасения. Если не своего, так своего отпрыска.

«Дорога» - это психологический портрет душевной скорби, интересный скорее своим неспешным действом, а не концовкой истории.

«Дорога» - это очень качественное и красивое своим безобразием разрушенного мира кино, очень тяжёлое и трагичное, заставляющее закрывать глаза от боли. Ведь если на секунду представить, что такой конец света возможен, то, скорее всего, люди будут вести себя именно так, как эти герои, которые остались просто персонажами, абстрактными личностями, не носящими имён и статусов.

9 из 10

10 января 2010 | 03:47
  • тип рецензии:

Чувствую, повезло тем, кто посмотрел или посмотрит фильм до 21.12.12.

22 декабря 2012 многие будут развлекаться, тайно похоронив свои страхи, которых как бы и не было. А вот случись, да хоть бы и во сне, подобная история - придётся переживать и выбирать, примеряя на себя роли героев этого фильма.

Трудно на теплом диване и в белых носках понять, что такое отсутствие не только ванной, но и просто воды. Икнув после сытного обеда, не поймешь роль последнего сухарика в цивилизации людей. Думаю, что даже плохой человек (он же - зритель) сегодня поразмышляет о том, записаться ему в партию каннибалов или решать свои проблемы иначе.

Авторы ведут нас не только по выженной земле, но и по грани добра и зла. Даже ещё точнее - по лезвию бритвы желаемого и возможного. Бытовой наив сына в условиях такого постапокалипсиса - во сто крат мудрее умного прагматизма отца. Чистая душа в неумытом теле без всяких философских словоблудий понимает, что старика надо просто накормить, а потерянного афро-американца не обрекать на смерть, даже после его наименьшего в этом фильме зла. Но, как тут разберёшься, кто прав, если испуганы обе стороны?

У каждого из родителей - свой крест, свое оружие и своя арифметика выживания. Кино-семья режиссёра Джона Хиллкоута выбрала свой путь: Потерянность матери - Стойкость отца - Человечность сына. Это и есть долгая Дорога к Жизни. Полная семья с собакой на берегу моря - лучшее, что может произойти с каждой одинокой душой на разрушенной планете. У зрителя есть Надежда.

10 из 10

живому кино!

04 декабря 2012 | 05:57
  • тип рецензии:

Начну, пожалуй, с того, что непопулярность фильма Дорога не оправдана абсолютно ничем. По какой причине он не окупился, для меня – загадка. Сегодня стала модна пост-апокалиптическая тематика в кино. Фильмов становится об этом все больше – Книга Илая, Обитель зла 3,4, Я – легенда, 28 дней спустя, 28 недель спустя. Но все перечисленное выше – фантастика, хорроры и прочее. Теперь же нам предлагают посмотреть триллер-драму Дорога.

Он – один из немногих выживших после конца света. Природные катаклизмы и бедствия привели к абсолютной гибели планеты. Пожары все еще уничтожают поля и леса. Небо закрыто от людских глаз пеленой дыма и тучами. Вблизи сгоревших лесов приходится идти по пеплу, словно по снегу. Все, ради чего он теперь живет – это его маленький сын, родившийся в это мрачное время. Цель лишь одна – двигаться в южном направлении в поиске теплых земель (теперь повсюду холод). Но это совсем не просто сделать. Практически нигде не осталось еды и всего необходимого для выживания. В следствии этого многие объединились в банды, спасающие свои жизни каннибализмом. Главный герой – вовсе не воин, он просто отец, изо всех сил старающийся защитить своего ребенка. Самое ценное, что у него осталось – это револьвер и пара патронов, которые помогут им избавиться от мук, если станет совсем худо.

Фильм наполнен атмосферой неминуемой гибели. Безнадега, отчаяние, попытки выжить, голод… В этой картине все это изображено максимально реалистично. Человек не способен приспособиться к таким условиям. Теперь человек – это уже не биологический вид. Теперь это просто один-единственный человек, «карабкающийся по краям ванны и все время срывающийся вниз».

Помимо прочего в фильме присутствует еще одна сюжетная ветвь. Герой Вигго Мортенсена постоянно вспоминает свою бывшую жизнь, семью, работу. Его игра в эти момента потрясает – горечь воспоминаний не дает ему сосредоточиться на главном. Он пытается вычеркнуть из своей памяти все то, что было ему любимо. Ради сына. Все ради него. Сохранить его жизнь. Вас затрагивает до глубины души то, какие муки приходится претерпевать главному герою. Кажется, человек не способен совладать с подобными переживаниями и душевными терзаниями. Зритель всем сердцем сопереживает с ним. Все, что ему можно пожелать – это легкого конца. Но будет ли так? Теперь мир слишком суров для подобной роскоши. Некоторые, подобные герою Мортенсена, так же пытались выжить, идя куда-то. Пытались. Теперь их тела гниют на дороге. И это все же лучше, чем попасться в лапы каннибалам.

На что можно уповать, когда все так плохо..? Стоит ли просить у Господа сил идти дальше…? Все, на что уповает, во что верит наш герой – это то, что у него осталось.

Дорога – настоящий фонтан эмоций. Увы, не радостных.

Советую всем.

8 из 10

27 февраля 2011 | 23:59
  • тип рецензии:

Драматическая составляющая фильма - накатывает постепенно. Вначале, как-то вяло реагируешь на некоторые вещи: про 2 пули, например, или как правильно вставлять пистолет в рот и прочее – «а кому сейчас легко», обычный постапокалиптический быт. Почти рутина. Сопереживание приходит в течение просмотра, когда показанная мрачная картина, обрастает подробностями, эмоциями, предпосылками и туманным будущим (уже сам не веришь, что оно будет светлым – хоть каким-нибудь). Как в музее, когда серая, мрачная, безрадостная картина, с рассказом экскурсовода – наполняется серыми, мрачными, безрадостными эмоциями.

Для меня, кульминацией картины и ее смыслом – стала фраза мальчика: «…Потому что мы – хорошие люди. И в нас горит огонь». Воодушевляешься историей этой маленькой семьи из отца, сына и сильного человеческого духа. В мире, где, казалось – умерла даже надежда – эти люди остаются людьми, сохраняя все самое светлое, что присуще Человеку. Кажется, что даже Всевышний погиб от ядерной войны, или что там еще произошло. Бог сохранился только в душах оставшихся. В совсем немногих, душах. В большинстве – поселился голодный дьявол.

Большую часть картины смотришь с тоскливо сжатым сердцем и впитываешь преподносимые азы человечности – то, что должно остаться в сухом остатке человеческой сущности – за вычетом всего материального и наживного. «Человеку хорошему» здесь противопоставляется «человек плохой» - настолько плохой, что особо впечатлительным лучше не смотреть. Этот фактор - вносит в фильм элемент трэша.

Мысли вслух о некоторых эпизодах: «если ты, собака, так опустился, то и мочись прямо под себя – нечего стыдливо отходить к овражку», «несмотря на то, что Мортенсен усиленно выставляет ребра – не особо они худые здесь, малой – так вообще упитанный ангелочек», «Гай Пирс – выглядит как обдолбанный маньяк-педофил. Но вроде - положительный», «найдено новое применение для степлера – на заметку офисным работникам».

Несмотря ни на что, фильм можно охарактеризовать, как «хороший». В самой чистой, почти детской формулировке. Получаешь даже какой-то киношный катарсис, при просмотре. Душа подвергается встряске и на поверхность всплывает пласт или крупицы внутреннего добра - что-то из серии «позвоните родителям».

10 из 10

21 декабря 2011 | 15:46
  • тип рецензии:

Когда мы говорим о постапокалипсисе мы сразу вспоминаем Фолаут, Книгу Илая, Безумного Макса и прочие истории с фантастическими одиночками, которые нашли себя в этом выжженном катастрофами мире, у которых есть священная миссия и которые настолько круты и немногословны, что круче них только горы.

Мы ассоциируем себя с ними, нам импонирует идея того, что в один момент на мир может обрушиться катастрофа и именно мы, будем теми одинокими скитальцами, к которым все хотят присоединиться но мы будем гордо воротить нос, потому что будем преследовать очень благородные цели. Мы гоним прочь те мысли, что окажись мы в данных обстоятельствах, имей на руках пистолет, мы будем каждый день не по разу примерять данный пистолет к виску, потому что безысходность происходящего будет давить на нас неподъемным грузом. Мы не задумываемся, что все наше дальнейшее существование будет зависеть от того, насколько удачно мы поймаем какую-нибудь тварь на обед. Мы даже не предполагаем, что помимо нас в мире будут ходить еще тысячи таких как мы, и эти тысячи будут преследовать такие же мотивы как и мы в надежде прожить очередной день. Мы знаем, что какие бы грани перед нами не стояли, мы сможем через них пройти, ведь мы крутые одиночки, так нас подготовил к этому Голливуд, так нас научила масс медия, так, и никак иначе.

И запуская данный фильм, я надеялся, что мне введут очередную дозу крутости, которая заставит меня поверить, что когда все полетит в трубу, я то смогу выжить, точно так же как этот крутой мужик, в фильме, со столь крутым названием 'Дорога'.

Но вот прошла 10 минута фильма.

И что я вижу?

Здесь нет крутого героя, это обычный отец, обычный парень, который оказался в столь суровых обстоятельствах.

Может быть он будет класть рейдеров пачками? Нет. Первая же стычка, и они с сыном прячутся в кустах, у них всего два патрона а и те папа хочет потратить на себя и сына, а не на отстрел врагов.

Что происходит?

Фильм продолжается.

Они натыкаются на убежище каннибалов. Ты ждешь, что сейчас они найдут воинственных чумазых рабов, освободят их и возглавят восстание. Но что ты видишь? Все рабы отвратительно тощие, они свихнулись от своего рабства, и все что их волнует, это как бы выбраться, плевать куда, главное отсюда. Но ГГ не помогает им, он бежит, при этом, на каком-то этапе, он проявляет слабость и готов застрелиться, и лишь то, что он не закрыл погреб с рабами, дает ему несколько мгновений на то, чтобы сбежать.

Они находят убежище. Но и тут главное не то, что это небольшая передышка, перед убойными приключениями. Они стараются вести себя как мыши. Они экономно расходуют припасы. ТЫ прямо чувствуешь как это действительно необходимо. И это только первая половина фильма.

После просмотра данной картины, ты уже не жаждешь апокалипсиса, ты понимаешь, что ты просто не выживешь. Что сила ГГ не в том, что он одинокий крутан пустошей, а в том, что у него просто хватает сил не выпустить себе пулю в лоб. Ты понимаешь, что он такой же как ты, такая же жертва обстоятельств, Это очень сильная картина, это апокалипсис, в котором не хочется жить, но это апокалипсис, в котором придется жить, если он наступит.

10 из 10

05 апреля 2020 | 05:27
  • тип рецензии:

Зачастую в постапокалиптические картины примешивают дополнительную фантастику, мутантов и т.п. Другое дело, посмотреть на более реалистичные последние ноты апокалипсиса, как в фильме 'Дорога'. После многочисленных природных катаклизмов, планета начала увядать и умирать, выжили лишь немногие, и то, большая часть из них стали каннибалами. Подобное уже было в 'Книге Илая', но этот фильм куда серьезнее. Отец с сыном идут на юг, в поисках места, где можно выжить.

Что касается фильма в целом, то он слишком растянут и безмятежен. Конечно это не какой-нибудь экшен, но слишком уж затянуто, даже для драмы. Хотя, с другой стороны, эти безмолвные сцены хорошо передают гнетущую атмосферу и печальный пейзаж не оптимистичного будущего. Но, при этом, опять же возникают мысли о завышенном самомнении человечества. Все животные и растения вымерли, а люди остались, хотя вероятнее обратный эффект. А факт того, что в этих непереносимых условиях человеком движет только одно - желание выживать, ставит его (человечество) на одну ступень с животными. Неоднозначное, но очень сильное кино.

9 из 10

20 мая 2010 | 19:00
  • тип рецензии:

Дорога была соткана из ужаса. Страх, страдания и борьба разрушали разум. В их сердцах горел огонь, голод указывал на остатки души - только это и грело холодной ночью - все это могло стать типичной сюжетной линией, но обыграно слишком хорошо.

Казалось, все решит пуля в висок, казалось - так будет лучше. Но дорога вела мимо трупов людей, мимо жертв в темных подвалах, мимо тех, кто был обречен, но не был потерян - каннибальство показано идеально для такого рода фильмов. Сцена с 'запасом' еды в жилище каннибалов в подполье оказалась подходящей; а момент с негром стал одним из самых понравившихся моментов в фильме. На протяжении 111 минут фильм держал в напряжении...

С каждым шагом путь становился легче, кровавые картины появлялись реже, но он должен был быть к этому готов...

Ну, а теперь немного критики:

во-первых: Местами недотянула философия в фильме. Намеки были, но довольно слабые.

во-вторых: Персонаж Вигго Мортенсена был не доработан. В его характере должна была присутствовать хоть одна основная черта.

в-третьих: предсказуемость.

Пожалуй, все остальное просто идеально!

8,8 из 10

15 февраля 2010 | 23:33
  • тип рецензии:

Этот фильм я посмотрел буквально пять минут назад. Все два часа у меня болело сердце. И до сих пор болит. Это тоска, это ожидание опасности, это осознание того, что по-любому кто-то из них умрет в конце, эта безнадежность, этот страх за героев, за свое будущее и просто так. Что бы я сделал на их месте? Как бы я жил? Смог бы я жить, если бы я потерял свою семью? Эти вопросы и без этого фильма слишком тяжелые, но когда смотришь это все, понимаешь, что да, так может быть. И если так реально будет, то мы все в дерьме. Я уж точно в дерьме. И лучше сразу стреляться. Очень натуральный фильм. Это пугает и это заставляет полюбить. Этот отец, который борется до конца, чтобы сохранить на планете то, ради чего люди и живут - любовь. И этот мальчик, он такой грязный, как оборванец, но все-таки чертовски красивый. И смотришь на все эти развалины, на серое небо, а он на фоне всего этого сверкает, как прожектор. И если бы даже взяли сто тысяч суперзагримированных актрис, они бы не смогли остаться прекрасными на таком фоне и в таком виде. А он смог. В общем, это стоило посмотреть.

23 ноября 2010 | 00:59
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: