Фильм про сербские лихие 90-е. По сути, от наших они отличались только более масштабной гражданской войной. Если у нас большая Россия приводила к общему знаменателю маленькую, но дерзкую Чечню, и затронуло это, по большому счету, весьма небольшую долю населения, то в Югославии полыхало в полный рост и война вошла в каждый дом. А так все то же - полная потеря политический и моральных ориентиров, нищета на тотальном уровне, бесстыжее аморальное телевидение, где целая передача посвящена ток-шоу с участием криминальных авторитетов. Там они красуются и понтуются, а молодняк смотрит на них, разинув рот, и мечтает так же нарядиться в пудовые годы и заняться бандитизмом.
Мелкий бандос Куре берет под свое крылышко племянника Швабу и его приятеля Пинки. И пацаны широкой поступью идут к успеху. Ну и, разумеется, приходят. Дополнительный штрих - очень перспективный актер, Душан Пекич, сыгравший главного героя, Пинки, умер в 19 лет, в 2000-м, через два года послы выхода фильма, так и не сыграв больше ни одной роли. Причину смерти я на просторах интернета так найти и не смог.
Была бы это классическая криминальная драма с хорошим, хоть и неновым, сюжетом. Но сугубо балканский способ подачи материала меня несколько напрягал, а жена так вообще с первой трети фильма ушла. Гротеск, кривляние, дуракаваляние под скрипки и пляски только ближе к финалу выкипают, как вода в зирваке, оставляя настоящее масло. Но дотянуть до этого момента смогут далеко не все. Оценка снижена исключительно из-за способа подачи. Возможно, для кого-то это придает особый колорит, но мне только мешало смотреть крепкую драму, да еще сильно сдобренную исторической составляющей.
Распад Югославии во многом похож на распад СССР. Только ещё более кровавый. Но в фильме Раны показана не война. Там показан тот социальный кошмар, что творился в Белграде в период с 1991 по 1996 год. И, надо сказать, узнаёшь в Сербии Россию-матушку. У нас было то же самое. Такое же массовое обнищание народа, такой же дикий бандитизм, такая же инфляция, когда коммуналка становилась всё дороже и непосильнее для простого человека, и такой же крах идеалов и устоев. В центре фильма два друга-подростка. Их взросление пришлось на переломный период, когда старые идеалы рухнули, а новые не появились. В итоге идеалом для малолетних балбесов стал сосед-гангстер на крутой иномарке, в модных шмотках, при дефицитной электронике и пышногрудой женщине. В фильме показан эволюционный путь двух друзей от мелких дворовых хулиганов до хладнокровных головорезов. Отдельная тема - телевидение, где самой популярной передачей стало ток-шоу про мафиозных авторитетов. И для многих из молодёжи эти авторитеты стали образцом для подражания. В то время, как папа одного из друзей-гопничков не может заплатить за коммуналку, сынуля делает жертвам 'красные перчатки' в кастрюле с кипятком. Финал закономерен. Жизнь бандита пусть и богата, денежна, но коротка. И ведь на место одних придут другие. И так будет продолжаться все 90-ые, пока страна не начнёт худо-бедно оправляться от удара. Ох, как это похоже на Россию! Ох, как сочувствуешь братушкам-сербам! Но не гопарям из подворотни, а многострадальному народу, который так же мучился, как и наш. История-то во многом похожа, и потому прочувствуешь этот фильм так, как будто сам это пережил. Советую.
Подростки Пинки и Швабэ почти ничем не отличаются от своих сверстников из Европы. Если бы, не дядя Курэ - бандит который становится идолом для ребят, своим примером показывая 'как можно жить', а не существовать. Отец Пинки вешает на стену фотографию Слободана Милошевича, когда сын помогает Курэ разгружать машины с дефицитом. И вот вместо конфет и шпаргалок в карманах за поясом красуются пистолеты, а в нагрудном кармане рубашки есть деньги на несколько грамм героина. Пинки и Швабэ оказываются способными учениками, беспощадными убийцами 90-х, со всеми вытекающими.
Режиссер Срджан Драгоевич непритязательно, иронично и жутко показал, что бывает с молодым поколением, ступившим на путь бандитизма. Точный слепок 90-х, жестокий и беспощадный.
Дети, превратившиеся в убийц, или Достаточно лишь встать на неправильный путь один раз, чтобы поломать всю дальнейшую жизнь
Вы никогда не задумывались, почему всякие кассовые фильмы народ съедает (что бы им ни подсовывали, кто бы им ни пихал), а мимо таких вот замечательных авторских, как 'Раны', обычно проходят мимо? Несправедливо.
Мне очень понравилась драма, она действительно хорошо снята, 'вкусно' снята. Здесь отличный сценарий, вкраплённый рассказ от первого лица, неповторимая игра никому не известных актёров, прекрасная операторская работа и выдержанная достоверность. Видно, что режиссёру было не всё равно. От начала до конца нет никаких особых сюжетных провисов, всё держится на уровне каждую минуту хронометража. Ровно, чётко, правдиво.
Фильм рассказывает о судьбе молодого парня и его друга, ступивших на путь криминала по воле наставника, который являлся для них кумиром и был местным бандитом, отошедшим от дел. Параллельно показывается жизнь маленького района, не совсем бедного, вовсе не богатого. Жизнь обычных людей, практически не выходящих из дома и не выезжающих за пределы собственного города. Параллельно показывается политическая ситуация в Сербии в период девяностых годов прошлого века, вызывавшая беспорядки и митинги. Эти три ингредиента смешиваются в одну увлекательную и трагичную картину, составляя необычное действо, за которым следишь затаив дыхание.
'Раны' буквально не за что поругать. Местами иронично, местами доводя до горького сожаления, криминальная сторона в истории одерживает верх над людскими судьбами. Это не выглядит пафосно, как могло быть - с кровью, желтозубыми усмешками и кучей морализаторства. В том то и дело, что фильм поражает простым, незавуалированным подходом к предлагаемой теме, слегка высмеивая некоторые её моменты. Персонажи великолепно прописаны, их поступки и мнения очень точно выражают особенности характеров. В большинстве своём режиссёр умело 'разбавляет' эпизоды, которые могут шокировать неподготовленного зрителя: в них кто-то из героев смеётся или подшучивает, отчего создаётся непонятное впечатление, что сам не знаешь, как реагировать на увиденное. Смех сквозь слёзы или что-то вроде того.
Срджан Драгоевич обогнал всяких 'верзил' кинематографа, снимающих кино о пагубности криминала. Он непритязательно, красиво и жутко показал, что бывает с молодым поколением, ступившим на путь бандитизма. С юнцами, не видевшими жизни и мира, но успевшими познать вкус грязи, смешанной с кровью и женским потом. С теми, кто был вынужден выбрать чёрное вместо белого, ибо не было альтернативы в стране, перегруженной бойней и потасовками.
Пусть никого не постигнет такая участь.
Великолепное кино, не завоевавшее премий, но ничего не потерявшее. Я восхищён...
9 из 10
(посвящается памяти актёра, сыгравшего главного героя и так рано ушедшего из жизни)
Странно, что на странице этой замечательной криминальной драмы я не увидела ни одного отзыва. Всякий коммерческий ширпотреб удостаивают рецензиями, да и просто комментариями, а меж тем такое кино остаётся без заслуженного внимания.
Фильм 'Раны' рассказывает о крахе ценностей и приоритетов в обществе Югославии 1990-х годов на примере судьбы двух друзей из белградского двора, которые вошли в это нелёгкое для всего мира (а уж тем более - для стран т.н. 'социалистического лагеря') десятилетие ещё несостоявшимися как личности подростками. Они как никто другой (в силу своего возраста) нуждались в авторитете, сильном авторитете. И они получают его в лице местного гангстера, который с их колокольни кажется им неимоверно крутым и достойным. С его помощью начинают строить свою 'карьеру'. Стоит ли их винить в неправильном выборе? Но бандитское крыло над головой предпочли не только они, несмышлёные тинейджеры, но и всё общество (другое дело, что не всякий и не сразу это признал). Вам это ничего не напоминает?.. Россия девяностых. Эти ребята могли жить и в Москве, и в любых других городах стран СНГ.
Герои фильма выбрали свой путь - они осознали свои действия и их последствия, но не остановились, пошли дальше. Случилось то, что должно было случиться... По-другому быть и не могло. В тех кругах всё именно так, и никак иначе. Но общество продолжает жить дальше. Какой выбор сделает оно?.. И будет ли он правильным?..