К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Когда-то Леонид Андреев сказал Максиму Горькому: «Люблю бесстыдство, в нем я ощущаю печать, печаль человека, не способного не быть животным». Схожие мысли возникают и при просмотре ленты Феллини «Город женщин» - быть может, самой разнузданной и даже пошлой в плане гиперболизированных и гротескных образов из его картин. Фильм-сон о мечтах мужчины-самца и при этом среднего буржуа, которые сталкиваются с мощным отпором женской эмансипированности. То, как Феллини изображает феминизм в этом фильме, со всеми модными формулировками, концептами и лозунгами, не может не восхищать своей точностью. Здесь видна жестокая ирония, даже сарказм режиссера при изображении «женской идеологии», однако, он не идеализирует и мужчин. Главный герой картины Снапораз – инфантильный и трусливый самец, эгоистичный и похотливый, видящий в женщине лишь секс-объект.

Однако, и женские типажи в «Городе женщин» представляют собой коллективный шарж, карикатуру на феминистскую эмансипированность, когда же герой Мастроянни попадает в дом доктора Гроссфаллоса, то фильм Феллини приобретает отчетливо черты сатиры и даже «черной комедии». Один из зрителей картины Владимир Сорокин подчеркнул, что перед нами фантазмы и мечты среднего буржуа в большей степени, чем портрет общества после мая 1968-го года. И это, конечно, так, ведь в фильме есть отчетливые черты именно сна как пространства без запретов и табу, в котором пребывает Снапораз. Безусловно, феминистки увидели в «Городе женщин» прежде всего сатиру на самих себя и были в гневе, когда фильм вышел на экраны, однако, портрет стареющего инфантильного ловеласа, ищущего идеальную женщину, здесь едва ли не важнее, чем сатира на феминизм.

Здесь есть место и пошлым шуткам на сексуальные темы, и озабоченной толстухе, и чисто привлекательной, пустой женщине-мечте (ее играет Донателла Дамиани – еще один образец аттрактивности и манкости, ставший в ряд с Анитой Экберг и Сандрой Мило), и чрезмерности эротических образов. «Город женщин» - это прежде всего именно эротический фильм, пошлый и гротескный, в котором достается и мужчинам, и женщинам. Секс показан Феллини, как вечная гонка полов за превосходство, обладание, власть, это манящая игра, в которой и мужчины, и женщины выглядят нелепо: одни из-за своего инфантилизма и эгоизма, другие – из-за абсурдного стремления полностью освободиться от власти другого пола. Сейчас в эру секс-скандалов лента Феллини как никогда актуальна, а сценки, например, с замученной домохозяйкой, которой в конечном счете овладевает чудовище Франкенштейна, – уже классика феминистской терминологии.

Как бы не обижались на него феминистки, Феллини своим фильмом, его диалогами и монологами очень хорошо показал, что отлично разбирается в идеологии женской эмансипации. Важно другое, что он не предложил выхода из той ловушки, которой стали отношения полов после сексуальной революции. Заводить ли женщинам гаремы, как показывает одна из сцен? Заявлять ли им о том, что все возраста привлекательны и их надо любить такими, какие они есть, как изображает другая? Наказать ли Снапороза или Гроссфаллоса за их фаллоцентризм, а также других мужчин, полностью отказавшись от них и перейти к однополым отношениям? Фильм не дает ответов, он достаточно раскованно, вольно (порой чересчур, на мой взгляд) опустошает и истощает сексуальную тематику в фильмах Феллини. «Город женщин» - уже откровенный тупик в сравнении даже с «Казановой», в котором еще есть нравственные выводы, здесь же только проблематизация и вопросы, вопросы…

По сути дела уже «Репетиция оркестра» обозначает переход Феллини от тем зрелого творчества к проблемам позднего, а «Город женщин» же – отчетливый шаг назад, к «Казанове» и «Амаркорду». Именно показывая секс, отношения между мужчиной и женщиной как фарс, Феллини заходит в тупик, ибо если виновны все, отпадает необходимость в этических акцентах. «Город женщин» - это кризис творчества великого мастера (здесь даже воспоминания детства главного героя не становятся для него спасением, хотя обычно дял персонажей Феллини – это глоток свежего воздуха), из которого он, правда, все же нашел выход, о чем свидетельствуют его последние четыре картины.

06 октября 2022 | 17:41
  • тип рецензии:

Немолодой уже человек, герой Марчелло Мастрояни, сходит с поезда вслед за понравившейся ему женщиной и попадает в странное место, этакую феминистическую коммуну, где мужчине места нет.

Что же такое 'Город женщин '? Сложно сказать. Это не уличение общества, которое всколыхнуло в то время волна феминистических идей, не глубинное исследование женской природы или взаимоотношений в семье. Скорее всего, это поиск, поиск идеальной женщины. Женщины, котрую невожможно не полюбить.

В целом, работу Феллини можно назвать даже уникальной. Потому что никто до него в простой и доступной форме не рассказал женщинам, какими они НЕ должны быть.

И пусть это мужской взгляд на женщину, но все было подмечено очень точно.

05 марта 2008 | 09:07
  • тип рецензии:

Безумство, но какое откровенное и наполненное личными переживаниями, ощущениями, образами и метафорами. То что и в фильме 'восем с половиной', про великую женскую общину, но в этом с опаской и реальным представлением если бы действительно. Конечно фантастика, конечно с примесью своих каких-то отношений и случаев с женщинами, но с такой свободой, с такой отдачей себя всего. Тема серьезна, а снято так легко, с иронией.

14 мая 2007 | 00:41
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: