Обида, засевшая в глубине человеческой души, будет находиться в недрах головы обиженного человека очень долгое время, если вообще не на всю жизнь. Самые сильные отрицательные эмоции, возможно, человек может получить только в отрочестве или даже в детстве, вследствие чего и возникают психические заболевания или неутомимая жажда отомстить обидчику, даже не обидчику, потому что в некоторых случаях слово обида, неуместно.
Когда творят и выполняют приказы безжалостных и злых людей, многих убивают, калечат и унижают таким способом, что даже не веришь своим ушам когда об этих случаях нам рассказывают, чувство возникающее вследствие таких вот пыток и отвратительных унижений, не обида, а скорее злость.
В фильме «Однажды на Диком Западе», герой попадает практически в такую ситуацию, его подлым образом, а точнее его родного брата убивают. Самое отвратительное и бесчеловечное было то, что неопытный мальчик, принужден сам был исполнить приговор своему брату.
В поисках человека свершившего эти злодеяния, наш герой отправляется на Дикий Запад и попадает в город, который с большим желанием и страстью даже, пытается купить одна железнодорожная компания, естественно в довольно личных и корыстных целях.
Объединившиеся банды и «сильные» жители города, дают серьезный отпор компании и постепенно сами завлекаются идеей построить на пустынном и практически нежилом, безводном месте, но очень многообещающем, новый город и открыть свою станцию.
Смотря фильм, можно сразу заметить, что каждая сцена, каждый разговор и общение героев затянуто и продолжается значительно больше, по времени, в отличие от сцен в других фильмах. Но благодаря таланту съемочной группы, безграничным знаниям в кино Сержио Леоне и сценаристам, кстати режиссер фильма тоже выступил в качестве одного из сценаристов фильма, нам дали на «дегустацию» и для просмотра такое замечательное кино. Именно «затянутость» многих сцен, придает фильмам Сержио Леоне глубокий интерес, позволяет более лучше понять характер и психологию многих героев.
Несмотря на то, что фильм вышел в очень далеком 1969 году, смотрится он довольно живо и даже некоторые сцены вызывают приятное, а иногда и презрительное удивление (постельные сцены, убийства и жестокости, особенно по отношению к ребенку, которого хладнокровно убили наемники).
Однажды на Диком Западе – нестареющий фильм, останется он в коллекциях фильмов многих любителей качественных и добротных фильмов очень надолго.
Классика, она остается бессмертной, если эти слова можно конечно отнести к такому молодому искусству как кино, но даже несмотря что этому фильму пошел уже шестой десяток лет, с даты премьеры, и его большой популярности не только в Америке, так как это классика именно американского кино, но и в России и многих других странах, можно сказать, что Сержио Леоно, действительно снял интересное, интригующее до самого конца и просто эффектное кино.
Режиссёр Серджио Леоне, снявший за два года до этого фильм 'Хороший, плохой, злой', который в настоящее время многие называют величайшим вестерном за всю историю мирового кино, вновь предоставил зрителям возможность взглянуть на Америку позапрошлого века его глазами в своей картине 'Однажды на Диком Западе'. Как и в фильмах 'долларовой трилогии' здесь мы видим жестокий мир Дикого Запада, полный негодяев, проходимцев, харизматичных злодеев и брутальных хладнокровных убийц. Но не смотря на их многие сходства, стоит заметить, что 'Однажды на Диком Западе' имеет также многие различия с предыдущими работами Леоне в данном жанре. Во-первых в фильме на много меньше динамичности, затяжные паузы, присутствовавшие и в 'долларовой трилогии' здесь стали ещё продолжительнее. Во-вторых в фильме заметно больше драматизма и внимания к человеческим чувствам.
Сюжет фильма крутится вокруг строительства железной дороги на просторах Дикого Запада и людей, готовых пойти на что угодно, чтобы эту дорогу построить и тем самым получить от этого личную выгоду, а также вокруг небольшой группы осмелившихся бросить вызов этой жестокой жадной до денег системе. Главную роль в фильме исполнил Чарльз Бронсон. Компанию ему составили Клаудия Кардинале, Генри Фонда и Джейсон Робардс. Сыграли они безусловно отлично. Особенно выделился Генри Фонда, представ перед зрителем в образе злодея, жестокого циничного бандита и убийцы.
Атмосфера в фильме, как и в предыдущих вестернах Серджио Леоне, передана просто отлично. Вообще видение Дикого Запада и стиль фильмов Серджио Леоне, невозможно на мой взгляд спутать ни с чьим другим. Дополняла атмосферу великолепная музыка композитора Эннио Морриконе.
Фильм, безусловно заслуженно, считается одним из самых лучших вестернов за всю историю кино. Актёрская игра, сценарий, атмосфера, саундтрек - всё на высочайшем уровне. Для всех ценителей вестернов и творчества Серджио Леоне, к просмотру обязателен.
«Вместо того, чтобы говорить, он играет. А когда ему следовало бы играть, он говорит.» (с)
Думаю, многие согласятся с тем, что вестерн – удивительный жанр, обладающий особым шармом и богатой историей. И если речь заходит о вестерне нельзя не вспомнить режиссера, внесшего неоценимый вклад в развитие жанра и подарившего нам одну из лучших трилогий в истории кино – «Долларовую трилогию». 85 лет исполняется со дня рождения отца спагетти-вестерна и одного из моих любимых режисеров Серджио Леоне. Именно поэтому я хочу поделиться впечатлениями о фильме не так давно отметившем 45-и летний юбилей.
Джил Макбейн выходит замуж за фермера-вдовца и через месяц прибывает на его ферму, где узнает о том, что ее супруг и его дети были зверски убиты. Жизнь Джил оказывается в опасности, но на ее защиту встают ложно обвиненный в убийстве Шайенн и загадочный бандит по прозвищу «Гармоника», имеющий свои счеты с настоящим убийцей. «Однажды на Диком Западе» можно смело назвать последователем «Долларовой трилогии». Пусть это не прямое продолжение, но этот фильм максимально близок к ней по духу, а также является началом новой неофициальной трилогии, также включающей в себя фильмы «За пригоршню динамита» и «Однажды в Америке». Фильм идеально сочетает спагетти-вестерн и человеческую драму, что в сочетании со стилем Леоне дает сильную, напряженную и эмоциональную картину. Режиссер рассказывает нам, казалось бы, простую историю, уделяя внимание каждой детали и каждому персонажу.
«Однажды на Диком Западе» не только увлекателен, он в каком-то смысле актуален благодаря своему конфликту. Лоне создает образы жестоких, корыстных людей, ставящих выгоду превыше человеческих жизней и чести, но на первый план ставит благородство и героизм, с которым главные герои защищают малознакомого человека. Но Гармоника и Шайенн не смотря на то, что являются протагонистами фильма, имеют определенные моральные стандарты и защищают героиню Клаудии Кардинале, продолжают преследовать собственные цели. Мы ничего не знаем о Гармонике и его прошлом, за исключением того, что он жаждет отомстить лидеру банды Фрэнку. Звезда «Великолепной семерки» Чарльз Бронсон сыграл превосходно. Его герой был спокоен, молчалив, за него говорили его поступки. Он во многом напоминал Человека без имени. Самая первая сцена с его участием задает идеальный тон для всего фильма. Сцена представления героя была сильна, но сцена представления главного злодея была не менее эмоциональна. Один за другим члены семьи Макбэйн теряют свои жизни, пока не остается младший сын. Бандиты покидают укрытия, освобождая дорогу главарю. После этого камера позволяет нам увидеть холодный, лишенный сожаления взгляд Генри Фонды, готового нанести последний удар. Фонда идеально передал всю суть Фрэнка. Не смотря на то, что Фрэнк работал на дельца по имени Мортон, именно он был главным антагонистом фильма. Одновременно харизматичный и беспощадный, Фрэнк является полной противоположностью Гармоники.
Самым напряженным моментом «Однажды на Диком Западе» стало их финальное противостояние, напоминающее последнюю перестрелку героев фильма «Хороший, плохой, злой». Только в этот момент мы узнаем правду о Гармонике в сцене, идущей параллельно. В этой сцене нет диалогов, она держится на музыке, актерской игре и потрясающей операторской работе. Серджио Леоне смог превосходно воссоздать Дикий Запад. Перестрелки также великолепны, что было бы не возможно без длительных пауз перед ними.
И вся эта атмосфера дополняется музыкой Эннио Марриконе. Впервые я услышал главную композицию до просмотра фильма, и она вызвала ассоциации с утратой, смертью и противостоянием. «Однажды на Диком Западе» имеет все это. С тем драматическим сопровождением, которое получают звуки гармоники, мы получаем одно из самых сильных произведений Марриконе. Стоит этому произведению прозвучать в подобном фильме, мы получаем классику.
Итог:
«Однажды на Диком Западе» - один из лучших вестерн-фильмов и мой второй любимый фильм режиссера после «Хорошего, плохого, злого». Серджио Леоне проделал выдающуюся работу. Актеры создали запоминающиеся и сильные образы, движущие историю, идеально дополняемую атмосферой и музыкой Эннио Марриконе. Если вы просто любите кино, но ранее не были знакомы с жанром, я рекомендую этот к просмотру, вы не будите разачарованы. Однако, если вы являетесь поклонником вестерна, вы просто должны увидеть фильм «Однажды на Диком Западе».
Меня всегда удивлял тот факт, что лучшие вестерны – по факту американская история – снимал итальянец. И хоть Серджио снял всего 5 вестернов, «Однажды на Диком Западе» вышел сразу после «долларовой трилогии», которая является культовой и по сей день. Поэтому на волне общего ажиотажа данная картина красиво представила героев – тех же самых Хорошего, Плохого и Злого – но уже в рамках другой истории. Красиво, приятно, динамично и брутально.
Лента начинается с классической перестрелки, представляя нам шайку бандитов, которые грязным и грубым видом дают понять, что они главные на железнодорожной станции. Экспозиция смело звучит звуками губной гармошки, которая станет своего рода предвестницей, предупреждением о великолепном Чарльзе Бронсоне.
Далее картина сменяет тон и показывает дружную семью, которая готовится к приезду гостьи. Постепенное перекидывание трёх нитей сюжета позволяет оценить общий ажиотаж, а заодно и раскрывает мотивы персонажей. Драма и жестокость врываются в сюжет, представляя нам и Злодея Генри Фонду, и влияние магнатов, которые заинтересованы в продолжении путей железной дороги, ради развития железнодорожного транспорта.
На самом деле такие сюжетные ходы довольно интересны. Сам сюжет тебе рассказывает о необходимости транспортной инфраструктуры именно в том месте, где есть частные владения. Где есть владения, там есть и водоснабжение. Где есть водоснабжение, там должны проходит паровозы, так как они употребляют огромное количество воды, пока поровой котёл преобразует паровую энергию в механическую, которая, в свою очередь, приводит в движение поршни.
Вторая линия знакомит нас с женщиной, которая была связана с драматическими события, поэтому последствия не заставляют себя долго ждать. В картине есть отъявленный негодяй, за чью голову назначена солидная награда, в тоже время есть абсолютный злодей со своей бандой, который также выступает марионеткой в руках более влиятельных граждан. Картина завлекает своими перемещениями персонажей, первичные ожидания и ярлыки добра и зла преобразуются в некий ритуал, в традиции Дикого Запада. Если нужно кого-то поймать, то все антагонисты и протагонисты следуют кодексу: вот только могут путать честь с трусостью.
Фильм за два с половиной часа демонстрирует драму потери и жажду мести. Прекрасный Генри Фонда остаётся в тени, он всего лишь миф, призрак, потому что зрителям вполне хватает его банды и негодяя Джейсона Робардса, но в середине хронометража ключевые герои отходят в сторону, демонстрируя во всей красе злодея. Это не безумный бандит, расправляющийся со всеми направо и налево, это точный, опасный и уверенный в своём револьвере охотник. Охотник за наградой.
Основная нить сюжета как раз затрагивает прогресс, расширение станции и удлинение железнодорожных путей, но как каждый из героев проходит свой путь – стоит отельного мини-фильма. Чарльз Бронсон словно белый рыцарь среди всего этого пыльного действа. Человек с неизвестным прошлым, звуком гармошки извещая о себе. Джейсон Робардс, скрывающий одиночество за маской негодяя, рвущийся в бой, пугающий обычных людей, но не переходящий черту. Клаудия Кардинале – роскошная женщина, пытающаяся противостоять системе и злодействам, используя и хитрости, и дары природы, чтобы показать, на что способна сильная женщина. И Генри Фонда – тихий, но опасный, расчётливый и хладнокровный.
Повествование сменяет некоторые ярлыки, но битва за территорию несёт в себе потери, шантажи, попытки выкупа и радикальные меры. В картине ковбойских перестрелок немного, но сюжет затягивает именно противостоянием владельцев недвижимости и магнатам. Это мужское кино. Можно чувствовать по поведению героев, когда наступает переломный момент. Интересны все герои, а после всех приключений ты уже не знаешь, кто за какой маской (добра или зла) скрывается. Но Бронсон всё такой же скрытый!
Кульминация выводит главное противостояние, которое постоянно ускользало от нас. Режиссёр раскрывает и историю губной гармошки, и показывает параллель между сильными и слабыми, как Робин Гуд, отнимает у богатых и отдаёт всё бедным. Поражает, что персонажи могут объединяться между собой ради общего спасения, при этом имея друг с другом счёты. Мелкие сошки, крысы, стреляющие из засады – все находят свои пули, а ключевые герои решают проблемы по-мужски, даря прекрасное исполнение ролей, красивый экшен, вьетнамские флэшбэки скрытых фигур.
В итоге, Серджио Леоне подарил исторический кусочек Дикого Запада, когда насильственными и опасными путями прокладывалось будущее. Будущее, имеющее паровой двигатель и тонны воды для охлаждения.
Великолепное продолжение серии легендарных спагетти-вестернов от выдающегося итальянского режиссера Серджо Леоне.
Очень стильный, медитативный, скрупулезный фильм. Фильм наслаждение каждого кадра и каждого эпизода. Тщательно выверенная режиссура с характерным и отчетливым подчерком Серджо Леоне. По настоящему эпический фильм. По утверждению самого режиссера «Однажды на Диком Западе» является его лучшей работой.
На экране создается убедительные образы настоящих американских мужчин с Дикого запада. И опять тема отмщения/мести является одной из главных в фильме. Месть ярая, абсолютная и всепоглощающая, которая не знает срока давности.
Отличный сюжет, блистательно расписаны события и диалоги, смотреть одно удовольствие. Перипетии фильма очень грамотно разбросаны по сценарию, одно взаимосвязано с другим, и внимательный зритель не теряет ни одной линии сюжета.
Мастерская работа постоянного оператора Леоне - Тонино Делли Колли. Превосходный выверенный кадр. Отличные съемки, великолепная постановка.
Чудесный актерский ансамбль. Великолепны все, даже не хочется кого-то выделять, все отыграли свои роли безупречно. Прекрасный Чарльз Бронсон, пылкая красотка Клаудия Кардинале, волшебный Генри Фонда, интересный Джейсон Робардс (немного похож на Хамфри Богарта) и другие актеры второго плана тоже прекрасны. Отличные актерские работы, создающие настоящую кинореальность.
Чудеснейший маэстроЭннио Морриконе. Высший класс, музыка ставшая классикой, которая и цитируется до сих пор и будет цитироваться всю жизнь. Это и есть настоящее признание и успех.
Отличный, выверенный до мелочей спагетти-вестерн от короля оных Серджо Леоне.
Всем поклонникам вестернов/спагетти-вестернов к просмотру обязательно, остальным может показаться затянутым, скучным, неинтересным.
Молодая женщина Джилл МакБэйн прибывает из Нового Орлеана в небольшой городок на юге США к своему мужу, с которым они обвенчались месяц назад. Здесь она узнает, что кто-то убил ее мужа и троих его детей. Все улики указывают на Шайена, местного бандита. Однако Шайен – человек принципа, который никогда не пойдет на убийство ребенка. Недовольный тем, что ему пытаются приписать циничные преступления, которых он не совершал, Шайен начинает защищать Джилл. Очень скоро выясняется, что за убийством стоит местный железнодорожный магнат Мортон. МакБэйн отказался продавать свой крайне ценный земельный участок Мортону, и тот нанял одного из лучших стрелков Америки по имени Фрэнк запугать фермера. Однако Фрэнк предпочитает действовать жестоко и радикально – не оставлять в живых никого, кто встает на пути. Тем временем в городе объявляется неизвестный, у которого есть свои счеты с Фрэнком. Очень скоро они сойдутся в смертельной решающей схватке, живым из которой выйдет только один. Это случилось давным-давно… Однажды на Диком Западе
«Однажды на Диком Западе» - четвертый по счету вестерн Серджио Леоне. Новаторская концепция вестернов, опробованная в «За пригоршню долларов», практически в полной мере реализованная в «На несколько долларов больше» была доведена до совершенства в фильме «Хороший, плохой, злой». И трудно себе представить, что возможно сделать вестерн лучше, чем это было сделано в последнем фильме «долларовой трилогии». Тем не менее, Леоне смог вновь поразить зрителей и критиков, сняв еще один вестерн абсолютно на одном уровне с предыдущим шедевром и абсолютно другой по манере преподносить себя, по восприятию. Некоторые указывают на то, что с фильма «Однажды на Диком Западе» начинается «трилогия трагедий» Серджио Леоне, фильмов не связанных одним сюжетом, но объединенных глубокой трагичностью героев и их судеб. Если «долларовая трилогия» была скорее трагикомедией, в которой драматичные элементы были важной, но не ведущей составляющей, а тяжелой судьбе некоторых героев уделялось не слишком много времени, то в четвертом вестерне Леоне все оборачивается с точностью наоборот. Теперь в центре повествования стоят чудовищные испытания, выпавшие на долю героев: одинокая женщина, потерявшая в один миг недавно обретенную семью, неизвестный странник, играющий на губной гармошке, жизнь которого однажды направила на путь жестокой мести, наконец, железнодорожник Мортон, страдающий от тяжелой болезни, который обрел богатство, но лишился всего остального, в конечном счете, становится марионеткой беспощадного Фрэнка, которого нанял с целью легко и быстро решить свои проблемы. Если в «Хороший, плохой, злой» зрителю позволили испытывать неприязнь к каждому из главных героев, ибо все они были мерзавцами, готовыми на все ради денег, то в «Однажды на Диком Западе» авторы заставляют испытывать сочувствие практически к каждому из героев. Судьба каждого из них, даже самого гнусного мерзавца, оказывается глубоким внутренним потрясением, ибо каждый из них борется за свою справедливость и свою правду. Если в начале зритель может выделить положительных и отрицательных героев, то очень скоро ему предстоит увидеть, что ни один из них не является таким простым. Безымянный странник, представляющийся разными именами, отнюдь не веселый парень и отнюдь не авантюрист, Джилл отнюдь не верная и целомудренная женщина, бандит Шайен оказывается совсем не таким жестоким и беспощадным головорезом, каким его представляют жители города, магнат Мортон является жертвой собственного богатства, а беспощадный Фрэнк не может избавиться от своей сущности убийцы и стать обычным дельцом, чтобы он ни делал, конечным методом решения любой проблемы оказывается насилие.
Именно в этом фильме Серджио Леоне в полной мере демонстрирует не только свое умение снимать красивую, трогающую до глубины души ленту, он показывает свой талант в создании глубоких, удивительно живых и трогательных персонажей, создавать неразрешимые конфликты между героями. Сравнивать этот фильм с тем же «Хороший плохой, злой» совершенно бессмысленно. В обоих случаях Серджио Леоне раскрывает вестерн с разных сторон, при этом придерживаясь выбранной им стилистики для этого жанра. История, рассказанная Леоне, способна тронуть до глубины души: она уносит зрителя в другую эпоху, другое время, другую страну, заставляет через себя пережить все чувства героев: любовь, ненависть, отчаяние, жажду мести и жажду справедливости. Здесь не найти картонных персонажей: каждый из них – личность, жизнь, история. И каждого из них есть за что любить, уважать и за что ненавидеть. И в полной мере оценить все эти достоинства, пережить эти чувства, несомненно, позволяет великолепный визуальный ряд в сочетании с композициями Морриконе. Именно поэтому невозможно забыть смертоносный «хоровод», в котором в финале фильма сходятся главные герои. И здесь существенную роль играет внимание режиссера к мелочам, который делают картинку безупречной: белое и черное одеяние героев Чарльза Бронсона и Генри Фонды, крупные планы лиц героев, их пронзительных взглядов, эффектные движения, которыми герои скидывают на пыльную дорогу пиджаки и приводят револьверы в боевую готовность. В каждом кадре существенно все: от взгляда героев до окружающего их пейзажа. И подобие пустынной арены на фоне гор и голубого неба, на которой сойдутся в дуэли является лучшей тому иллюстрацией, после произнесенных героем Фонды слов: «Будущее нас не касается. Сейчас ничего не имеет значения: ни земля, ни деньги, ни женщины. Я приехал, чтобы встретиться с тобой. Потому знаю, что сейчас ты мне расскажешь, кто же ты такой!».
Блестящая режиссура, сценарий, блестящая игра выверенное до мелочей построение кадра в сочетании с бесподобной музыкой Эннио Морриконе превращают и без того внушительное творение в подлинный шедевр.
Не могу сказать, что вестерн мой жанр. Но, я конечно же, снимаю шляпу перед прекрасным Серджио Леоне, которого, если не все, то очень многие, называют гением этого жанра. Я смотрел две его картины, которые предшествовали этому фильму, и получил большое удовольствие от этих просмотров.
Кино это получилось красивым, масштабным, длинным. И, в отличие от например «Хороший, плохой, злой», эта картина мне показалась более скучной. Фильм будто бы разделился на две половины. И вторая половина намного круче, интересней и лучше. А первая какая-то затянутая.
Актеры играют прекрасно (эти испепеляющие взгляды!), история отличная, снято все очень здорово и красиво. Но, все-таки, этот вестерн Леоне понравился мне чуть меньше, чем другие его работы, которые я смотрел.
- А с ним, что будем делать Фрэнк? – Ну, раз ты назвал меня по имени…
Как интересно устроен паровоз. Ну не может он без воды. Если человек обладатель колодца на 100 миль в округе, то он попросту водяной магнат. Тем более что в округе вода считается чистой отравой. Люди пьют либо виски, либо джин.
Раз есть вода, значит, рядом будет и станция. А вокруг станции вырастет город. И назовут этот город по названию земли того человека которому она принадлежит. И жизнь потихоньку станет налаживаться. Вот она традиционная мечта американского фермера. Земля, вода, дом, жена, дети. Тихое семейное счастье.
Отличный от других вестерн. Визуально получился достаточно созерцательным и в тоже время интересным. На слух законченное классическое музыкальное произведение с темами для каждого главного персонажа.
На месте фермы красивой вдовы Джил (Клаудия Кардинале) хотят построить железную дорогу, но она отказывается продать свою ферму. Из-за этого начинается заварушка.
Сержио Леоне является очень известным и в каком-то смысле уникальным режиссёром, который смог будучи итальянцем прославиться за счёт картин чисто американского жанра вестерн и придать самому жанру свежее дыхание. Во многих работах Леоне главную роль исполнял Клинт Иствуд, что сделало ему имя как актёру, однако в фильме «Однажды на Диком Западе» итальянский постановщик предпочёл звезду американского кинематографа Генри Фонду, для, которого, кстати сказать, не впервой было сниматься в вестернах.
Сама картина является в каком-то смысле этапной для жанра вестерн и не только. Здесь заложены основные художественные каноны для создания также последующих боевиков и чёрных комедий, что можно проследить в экшн-сценах и в отлично написанных разговоров героев. Что любопытно, в работе над сценарием помимо самого режиссёра фильма принимали участие два его соотечественника: Бернардо Бертолуччи и Дарио Ардженто, ставшие в последствии очень известными режиссёрами.
Фильм совершенен не только режиссёрски (всё-таки можно простить Леоне хронометраж и несколько затянутых моментов), где продумана и великолепно поставлена каждая сцена, но и визуально. Великолепно снято с точки зрения построения кадра, плавные переходы камеры и цветовая гамма в тёплых тонах, где превалируют оттенки оранжевого и коричневого. Всё это приправлено отличной музыкой Эннио Морриконе, регулярно сотрудничавшего с Леоне.
В своё время картина не была задарена наградами, как и другие фильмы Сержио Леоне, но сейчас этот фильм считается настоящей классикой мирового кино и имеет высокий зрительский рейтинг на IMDB 8,8/10 и занимает 23е место в списке лучших фильмов всех времён и народов по версии этого сайта.
Как только вспоминаешь о нетленном шедевре Серджио Леоне, сразу появляется чувство, подобное тому, когда говоришь о чем-то сакральном, вечном, монументальном. Именно таким видится этот фильм с более чем 40-летнего расстояния. 1968-ой вообще знаковый год для всего мирового кинематографа. Ведь в то время когда за океаном Стэнли Кубрик на пару с Артуром Кларком творили будущее всей кинофантастики, а Ромеро навсегда изменял жанр хоррора, Леоне снимал один из последних (будем честны, сейчас вестерн явно не в почете у современных кинематографистов) шедевров столь любимого в народе жанра.
Казалось бы, после «долларовой трилогии» сделать что-то эдакое в жанре практически невозможно. Правда, сам Леоне на пару со своими не менее знаменитыми сценаристами Бернардо Бертолуччи и Дарио Ардженто посчитали иначе, вместе написав сценарий к одному из лучших и, в то же время, самых нетипичных представителей жанра.
Занятный факт, но, начиная с первого фильма трилогии, хронометраж его картин только рос, достигнув своего максимума именно в «Западе». Такое ощущение, будто самый знаменитый одноклассник Эннио Морриконе только входил во вкус и с каждой картиной наслаждался своей работой все больше и больше.
Попробуйте пересказать события первого часа фильма зрителю, не знакомому с этой картиной, и собеседник посмотрит на вас, недоуменно взметнув кверху брови. Зато смотреть (а уж тем более пересматривать) этот час - незабываемое удовольствие. Минимум действия, максимум крупных планов и пейзажей (хотел сказать «Дикого Запада», но он там только по сценарию). Квинтэссенцией этого часа является вступительный эпизод с тремя «встречающими» на вокзале, а особенно сцена с мухой, ползающей по лицу у чересчур ленивого ковбоя. Как она была снята - для меня до сих пор является одной из самых больших загадок кинематографа. Поговаривают, в этой сцене по изначальной задумке должна была сыграть троица из «Хорошего, плохого, злого», что должно было быть приветом себе любимому. Впрочем, не сложилось, да и троица, уверен, не желала столь скоропостижной печальной участи. И хоть три часа экранного действия при желании можно пересказать одним небольшим абзацем, скучно и нудно не становится ни разу. И тому есть несколько причин.
Солирует здесь Чарльз Бронсон, герой которого неоднозначен настолько же, насколько героичен и неуязвим. Неоднозначность и легендарность его столь велика, что в свое время всплыла версия о том, что он никто другой, как некий Ангел Смерти в светлом одеянии, встреча с которым не заканчивается ничем хорошим, притом он всегда появляется в нужное время в нужном месте. Сложно подозревать Серджио Леоне в мистических пластах своих картин, но где-то тень сомнения (ввиду участия в написании сюжета Дарио Ардженто) закрадывается. В любом случае, Бронсон просто блистает в своей роли, и понимаешь это лучше всего в самом финале, когда становится ясна сила, им движущая. Другим столпом, на котором держится весь фильм, является Генри Фонда. Ради участия и сверкающего не по-дикозападному голубого взгляда которого Леоне приложил немало усилий, и который ближе к финалу разыграл отличное противостояние с Гармошкой - героем Бронсона.
Джейсон Робардс, играющей бандита Шайяна, то и дело источающего настоящую житейскую мудрость, создал очень живой и симпатичный персонаж, к которому, несмотря на его титульную деятельность, вовсе не питаешь плохих чувств. Бандит-весельчак с грустным взглядом - настоящее олицетворение духа этого произведения.
И если за возможную мистическую составляющую отвечал Ардженто, то никаких сомнений нет в том, что за «женскую» часть отвечал Бернардо Бертолуччи. В то время, когда вестерн являлся классически мужским жанром, и где даже по сюжету роль женщин сводилась, максимум, к роли прислуги, «Однажды на Диком Западе» представляет собой нетипичный именно в том плане фильм. Ведь женщина здесь не просто одно из действующих лиц, но и ключевой персонаж, объединяющий вокруг себя брутальные мужские характеры. Просто восхитительная роль Клаудии Кардинале, поражающая своей неоднозначностью. Ведь определенно положительной, равно как и отрицательной, характеристики привести невозможно, описывая ее героиню. «Запад» делает, казалось бы, невозможное - с одной стороны поет оду женщине, а с другой - так же жестоко и безоглядно ее растаптывает. И когда, с точки зрения мужчины, все заканчивается благополучно, любая женщина скажет вам, что чуть ли не самую большую свою потерю героиня несет именно в этот как бы счастливый момент.
Говорить о фильме и не восхититься музыкой Эннио Морриконе - правило дурного тона. В кинематографе с появлением звука, музыке в фильме всегда отводилось особое место. Так остается и по сей день. Саундтреки бывают хорошие, бывают и не очень, но такое органичное единение картинки, замысла режиссера и актерской игры с музыкальным сопровождением можно пересчитать на пальцах обеих рук. Один из лучших режиссерско-композиторских и просто дружеских дуэтов не дал осечки ни разу, а в этом случае попадание было и вовсе стопроцентное, разбившее яблочко вдребезги.
И хоть здесь есть все атрибуты, присущие вестерну, вроде лихих дуэлей, черного юмора, суровых мужских персонажей и интерьеров классических салунов, тонкие моменты картины делают ее очень близкой практически любому зрителю, тем самым, превращая фильм с эпическим названием «Однажды на Диком Западе» в практически эталонный образец жанра. Еще одно свидетельство народной любви - очень стойкое закрепление фильма в первой двадцатке небезызвестного топа на IMDB, а главное -занятое место в зрительских сердцах.