Наверно, именно так, а не 'Русский треугольник', следовало бы назвать сей фильм. Фильм с довольно известным актёром Артёмом Кравченко в главной роли и очень известным, Константином Хабенским, - в одной из главных. Фильм, претендующий на звание полумистического боевика... но и впрямь только претендующий, а не действительно удавшийся в этом ключе. Что ж, как и 'Меченосец' - фильм практически того же времени и с тем же Артёмом Кравченко в заглавной роли...
Фильм о России производства трёх стран, которые не заподозришь в каких-либо симпатиях к России: Украины, Грузии и Чехии. Не совсем понятно, почему именно о России повествует сей трёхсторонний проект. И почему именно так показали Россию: с зачуханными бедняками, слоняющимися по узким уличкам; с ветром, свистящим в грязных дворах с верёвками, на которых сушится на прищепках бельё. Не спорю, кое-где по-прежнему именно так всё и обстоит; а ведь речь идёт о 2006 годе и даже о более раннем времени. Но всё равно всякий зритель, кто хоть немного осведомлён, как вообще люди живут, мгновенно догадается, что его глаза пытаются обмануть, представив им недостоверное зрелище. Ну, не сушат у нас больше на каждом шагу бельё на верёвках; не лепят импровизированные базарчики где можно и где нельзя; дома у нас посолиднее, чем показанные тут пятиэтажки и башенки. Конечно, это не Россия. Это Грузия и (отчасти) Украина. При всём уважении, эти страны отстали в своём развитии и выглядят примерно так, как выглядела Россия в годах так 1990-95... Я считаю, что любой фильм способно здорово подпортить стремление создателей сэкономить на городских пейзажах: это как если ты хочешь вкусный торт, а кондитерское изделие во рту отдаёт дешёвой синтетической пропиткой. Точно так же когда-то я здорово разочаровался в одном из самых любимых своих фильмов детства - в 'Коротком замыкании - 2': пересмотрев его взрослым, я понял, что, хотя по сюжету действие происходит в Нью-Йорке, снято в Торонто. Торонто - едва ли не самый большой город Канады, всё понимаю. Но опять же, при всём уважении, по сравнению с Нью-Йорком, это довольно плюгавый город. А озеро Онтарио - всё ж далеко не Атлантический океан. В общем, если заявлен мегаполис Такой-то - то и надо стремиться снимать именно в мегаполисе Таком-то, а иначе, как бы хорош во всём остальном фильм ни был, картинка - уже не фонтан, не торт и не айс.
Больше ругать эту кинокартину не за что. Начнём хвалить. Возвращаясь к самому посылу фильма, отметим, что люди, которым не за что любить Россию (потому что сама Россия никогда в истории не любила их страны, а лишь рассматривала их как свою законную добычу и распоряжалась ими, как ей надо), не показали очередной пасквиль о России, а хотя бы попытались разобраться в проблемах России и снять более-менее честный фильм о них. Да, я так до конца и не понял, зачем киношники из стран с довольно посредственным кинематографом взялись за изображение не своих стран, не своих войн и не своих реалий. Хотя убийственно правдивый ответ приходит на ум сам собой: захотели выйти на международный прокат, а не просто снять очередной узколокальный фильм, вот и сняли боевик про русских ментов и гопников, к тому же с элементами нашумевшей чеченской бойни, а не пастораль про чешского пивовара Гонзу или про грузинского пастуха Зураба... Для пущего понту пригласили не самых последних русских актёров; взяли не самые морально устаревшие русские машины из не самого богом забытого 62-го региона (Рязанская обл.). И сняли не самое плохое кино. Большой славы, конечно, не снискали. Сборы ничтожные. Кое-какие награды получили от маститых критиков - хотя бы что-то.
Но надо отдать должное: вышел не ангажированный фильм про гэбеэшного монстра, поедающего на завтрак чистеньких деток, похищенных у европейских туристов прямо с Красной площади, а фильм про честного мента, готового рисковать своей жизнью в протекающих подвалах и стыдить своё разжиревшее и продажное руководство. И про 'чеченский узел', распутать который не удаётся на протяжении всей истории Современной России. Да-да, без преувеличения. Едва мы чуть-чуть оттолкнули наши 15 плотов от медленно уходящего вниз по течению Леты громоздкого парохода под названием 'СССР', тут же на самом большом плоту, на 'России', горячий горец, совсем как Козёл Отпущения в песне Володи Высоцкого, бороду завязал узлом и открыто назвал уруса сволочью. И как будто бы случайно по-медвежьи зарычал... но внимания тогда не обратили. Не до него было. Сами власть делили. Хотя и когда грянул 'Второй Красный Октябрь' (1993 г.), без Хасбулатова удалого, чеченца, отнюдь не обошлось! А уж с 94-го пошло-поехало... С тех пор, несмотря ни на что, всех 'замочить в сортире', увы, не удаётся. Навязло в зубах клише, что Чеченская война - хроническая язва на теле России: не смертельная для всё ещё самой большой страны, но до ужаса не приятная. Меня уж не один год терзают смутные предположения на этот счёт. Не язва это, а... скорее редкое кошмарное явление, когда неродившийся брат-близнец паразитирует на теле человека... И далеко не случайно, что это именно Чечня: точно у нас национальных республик мало, но война почему-то разразилась только в Чечне. Только время покажет, прав ли я в своей ужасной догадке. Получат ли эти события продолжение и насколько глобальным для всей России (а значит - и всего мира) будет это продолжение...
Да, меня, как всегда понесло. Но что поделаешь: этот мутноватый, аляповатый фильм заставляет задуматься о таких вещах, красноречиво показывая проникшемуся зрителю реалии нашего времени. Забываешь даже, что снято людьми, по большому счёту, чуждыми России. О чуждой для них России. Невольное уважение вызывает суровая правда, высказываемая заглавным героем. Мол, можно, конечно, жить на широкую ногу, не замечая дамоклова меча, нависшего над страной. Но я, мол, так не могу: у меня активная жизненная позиция, я - дитя своей страны, и я за неё бьюсь, а если получу бандитскую пулю, жена и родители не проклянут, что я их покинул из-за дурацкого геройства, а поймут меня, мужика, правильно... Ведь война уже идёт, канонада уже доносится с югов до самой до Белокаменной...
Для меня удивительно что грузины сняли такой фильм, фильм про Россию. В этом фильме нет 'наезда ' на Россию, как это бывает когда затрагивается тема войны в Чечне, и это удивительно учитывая сегодняшнюю антироссийскую позицию грузинских властей.
Все персонажи в фильме показаны 'нейтральными ', даже боевики, которых, кстати, сыграли в основном грузины, показаны не зверями и ублюдками, а обычными 'военными ' (правда, актеры далеко не похожи на тех боевиков, которых нам показывают по ТВ). Также в нормальном свете показаны наша милиция и военные (сцена в баре, где собираются бывшие военнослужащие, вроде бы все пьют, но поведение у всех нормальное и нет той грязи и пошлости, которыю иногда можно увидеть даже в наших фильмах).
Сюжет закручен на мести, которую развязала война, война принесшая горе всем. Учитель словесности, русский, мстит военным за то что, при обстреле погибла его беременная жена, 'слепой ' киллер мстит за своего брата которому в плену выкололи глаза (выколол именно этот 'учитель ' после того как стал воевать на стороне боевиков). И во всей этой истории пытается разобраться молодой человек, проходящий практику в МВД.
Сюжет неплохой, но портит фильм слабая игра актеров и отсутствие спецэффектов (бюджет соответствующий). В фильме есть два эпизода, которые показывают саму суть фильма. Это эпизоды, где военные ведут колонны призывников, этими эпизодами авторы хотели показать, что до тех пор пока система будет поддерживать вражду новыми молодыми бойцами такие истории мщения будут повторяться, и смерть не остановится.