В Торонто в порту проверяют зерно для отправки в Африку, в котором находят стероиды. Санитарный врач Келли приказывает зерно сжечь, так как употреблять его в пищу опасно. Зерно сожгли, но без пропитания оказались полчища крыс, которые этим зерном питались, размножаясь и мутируя от анаболиков в агрессивных животных размером со среднюю собаку или большую кошку. Оставшись без привычного корма, злые и голодные крысы двинулись в город, быстро заполнили тоннели коммуникаций, подвалы и теплотрассы, стали нападать на одиноких прохожих и забредающих в эти подвалы несчастных. Мэр города не верит в будоражащие слухи о гигантских крысах, нападающих на людей. К тому же буквально на днях в городе открывается новая ветка метро, и паника ему совсем ни к чему. Крысы, в свою очередь, тоже оценили удобство новой магистрали в охоте за добычей, которая сама собиралась в вагонах и на станциях – налетай и обедай, хватит всем.
Режиссер Роберт Клауз известен любителям фильмов о восточных единоборствах. Он снял несколько лент с Брюсом Ли и о Брюсе Ли, а также «Драку в Бэттл Крик», открыв для американского зрителя актера Джеки Чана, для которого «Драка» стала первым англоязычным фильмом. Поэтому не стоит удивляться указанию Гонконга как страны-производителя «Крыс»: тамошние продюсеры просто вложили деньги в проект хорошо известного им режиссера наравне с Канадой.
Фильм получился вполне в духе своего времени, сейчас это кино называют олдскульным. Тут и незатейливый грим монстров-крыс, и раскрепощенные подростки, которых интересуют только секс, наркотики и рок-н-ролл, а для приобретаемых в школе знаний в головах места совсем не остается, последние его остатки забирает баскетбол. Главными героями выступают как раз тренер школьной баскетбольной команды Пол и принципиальная неподкупная Келли, работник санитарного отдела мэрии. В силу своей принципиальности она находится в конфронтации с мэром, который заботится больше о своем реноме и кресле, чем о городе. Поэтому все, что может ему навредить, он пытается замять, надавить авторитетом или угрозами на подчиненных, чтобы самому решать, что жители города могут знать, а что нет. То есть борьба двух отважных разнополых одиночек, пытающихся спасти город от смертельной опасности, против так называемой «системы» в лице мэра-самодура. Весьма распространенная сюжетная линия.
Эту героическую линию разбавляют взаимоотношения подростков, учеников Пола, что вносит в историю толику юмора и разнообразит сюжет. Первую скрипку здесь играет актриса Лиза Ланглуа, только что с успехом снявшаяся в фильме «Класс 1984». В «Крысах» ее героиня Труди – целеустремленная красотка, только и думающая о том, как переспать с понравившимся ей тренером. А поскольку она является чирлидершей у баскетбольной команды, то активно использует любую возможность обаять намеченную жертву. Девушка при этом весьма настойчива и изобретательна, ее роль глубоко прописана и старательно отыграна. Кроме того, через нее проявляются и раскрываются характеры других учеников, Поэтому к моменту нападения крыс персонажи воспринимаются как знакомые зрителю личности, а не обезличенные жертвы без малейших эмоциональных привязок.
Фильм снят по одноименному роману Джеймса Херберта, и хотя в качестве одного из жанров отмечена фантастика, из фантастического тут только крысы-мутанты огромных размеров. Все остальное вполне реалистично, включая и повадки крыс, их способность проникать везде, где им захочется, умение лазить по вертикальным стенам и трубам, а также грызть все без разбора.
По нынешним временам внешний вид крыс не очень впечатляет. Но в сценах, когда они идут сплошным живым потоком, от которого нельзя спрятаться, становится действительно страшно. Наверное, это подсознательное ощущение опасности, присущее людям. Даже если обычных мышей и крыс человек не боится, эти создания наверняка вызовут у него отвращение.
Человек и крысы живут бок о бок не одно столетие и при этом ведут постоянную войну друг с другом, так что отношение к крысам как к опасным и хитрым врагам присутствует уже на генетическом уровне. Это не какие-то доисторические или инопланетные кровожадные монстры, порожденные воображением писателей и режиссеров-фантастов. Крыс видели и знают все, и в их нападение поверить проще.
Может, сама наша генетическая память шепчет при просмотре «Крыс», что все это вполне может произойти на самом деле. Кто знает, чего эти всеядные твари могут нажраться, бродя возле химических заводов, складов и лабораторий, и какое потом дадут потомство. Пока людям удается побеждать в долгой войне с крысами. Но всегда ли так будет? На эту тему сняли уже несколько фильмов. И конец далеко не у всех оптимистичный. Вот и «Крысы» намекают, что не все так просто, а выигранное сражение еще не означает окончательной победы.
Роберт Клауз известен любому поклоннику фильмов с восточными единоборствами. Именно он снял два фильма с Брюсом Ли («Выход Дракона» и «Игра смерти»), а также хороший фильм с Джеки Чаном «Драка в Бэттл Крик», в котором было больше боевика, нежели трюковой комедии. Однако внёс он свою лепту и в хоррор, сняв два животных фильма ужасов – «Стая» и «Крысы».
«Крысы» были сняты на заре интереса кинематографистов к крысам как персонажам хоррора. После Бруно Маттеи и Клаудио Фрагассо выпустили свой постапокалиптический хоррор «Крысы: Ночь ужаса», Дэвид ДеКото снял «Крипозоиды», а уже в наше время вышли «Бессмертные души: Крысы-убийцы» и немецкая дилогия «Крысы».
Роберт Клауз снял в определённом смысле нетипичный для американца хоррор. В начале крысы с особым остервенением убивают младенца (в американских хоррорах дети обычно всегда выживают), а в финале сжирают всю верхушку города в метро (и это нетипично, так как американцы, будучи законопослушной нацией, остерегаются убивать в своих фильмах слишком высоких представителей власти). При этом основные убийства оставлены на последние 25 минут, а первые 55 минут фильма посвящены непростым характерам и судьбам персонажей (есть даже мелодраматический любовный треугольник). И Роберт Клауз отлично справляется с задачей постановщика, нагнетая напряжение постепенно, но по нарастающей, так что в финале царит почти апокалиптическая атмосфера. Неплохи спецэффекты и комбинированные съёмки настоящих крыс и их механических копий, а также маленьких собак, загримированных под крыс. Почти всё выглядит убедительно, всему веришь.
Отличается картина Роберта Клауза и вполне профессиональной актёрской игрой, что, впрочем, не так уж и удивительно, так как в фильме снимаются небезызвестные актёры. Главную героиню, сотрудницу департамента здравоохранения, играет Сара Ботсфорд, которой довелось сниматься у признанных американских режиссёров – Роберта Бентона («В ночной тиши»), Айвана Райтмана («Орлы юриспруденции») и Пенни Маршалл («Джек-попрыгунчик»). Ученицу колледжа, влюблённую в своего учителя, играет Лиза Ланглуа, постоянная актриса канадских фильмов Клода Шаброля («Кровные узы», «Виолетта Нозьер»), также снимавшаяся в культовых разножанровых работах «С днём рождения меня» и «Класс 1984». На вторых же ролях заняты Скатмен Крозес, друг Джека Николсона, снявшийся вместе с ним в 4 фильмах («Садовый король» Боба Райфелсона, «Состояние» Майка Николса, «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана и «Сияние» Стэнли Кубрика), и уже снимавшийся у Клауза в «Джонс – чёрный пояс», а также Сек Линдер, игравший во многих известных и даже классических фильмах («Лолита» Стэнли Кубрика, «Голдфингер» Гая Гамильтона, «Атлантик-Сити» Луи Маля). Тем более и сама история не так уж невероятна, и сообщения о крысах больших размеров, живущих в московском метро, время от времени появляются в СМИ. Поэтому неслучайно, что эта картина приобрела культовый статус в эпоху видеосалонов, хотя это и не самый лучший хоррор о крысах-убийцах («Крысы: Ночь ужаса» производит всё-таки куда более сильное впечатление). И зря Роберт Клауз не стал больше снимать хорроры, снова вернувшись в жанр боевиков с восточными единоборствами, где он преуспел, возможно, больше всех других своих соотечественников. Талант хоррормейкера у него безусловно был.
Старый, добротно сделанный ужастик. Никакой особенной фантастики, просто 'крысы обожрались зерна с анаболическими стероидами'. Никаких новомодных спецэффектов, но грим, чучела и комбинированные съёмки дают ничуть не худший по убедительности эффект: впечатлительным людям рекомендуется смотреть только в хорошо освещённом и спокойном месте. Сценарий незатейлив, но без несуразностей - чувствуется литературная основа. По совокупности,