Кажется, вы используете блокировщик рекламы. Вместе с рекламой
он может отключать постеры, папки с фильмами и другие важные
элементы. Добавьте Кинопоиск в исключения, и всё будет
в порядке.
Пересмешник. Североамериканский певчий пересмешник. «Mimus polyglottus» или «Orpheus polyglottus» - называется наш герой по-латыни. Орфей и полиглот - это понятно, «mimus» по-латыни - актер. «Mocking bird» птица-насмешник - по-английски. «Pajaro burlon» птица-обмащик - по-испански.
Знаете ли вы, что пересмешник своим пением частенько имитирует не только пение других птиц, но и звуки, которые слышит возле своего жилья, — кудахтанье курицы, лай собаки, скрип телеги или звук свистка почтальона? И это ему удается с блеском! Но не только это вызывает у людей любовь к пересмешнику. Птичка общительна и доверчива по натуре, и людям кажется, что ей хочется жить рядом с человеком. Иногда пересмешник устраивает гнезда в зарослях кустарника прямо возле входа в дом.
В общем, пересмешник - птичка безобидная и совсем безвредная. Она сродни маленькому доброму клоуну, над которым потешаются все, а за глаза называют дурачком. Примерно так.
- Я бы предпочел, чтобы ты стрелял на огороде по жестянкам, но знаю, ты начнешь бить птиц. Если сумеешь попасть в сойку, стреляй их сколько угодно, но помни: убить пересмешника большой грех.
Я впервые слышала, чтоб Аттикус про что-нибудь сказал - грех, и спросила мисс Моди, почему грех.
- Твой отец прав, - сказала мисс Моди. - Пересмешник - самая безобидная птица, он только поет нам на радость. Пересмешники не клюют ягод в саду, не гнездятся в овинах, они только и делают, что поют для нас свои песни. Вот поэтому убить пересмешника - грех.
Строки из романа Харпер Ли 'Убить пересмешника '
Если вас смутило название и столь долгое вступление, то смею Вас заверить – о жизни птиц с точки зрения орнитологии вы здесь больше не встретите ни слова. Фильм, как и первоисточник – роман Харпер Ли - рассказывает о людях, о взрослых и детях… А причем здесь эта птичка вы поймете немного позже…
Итак, приступим…
В начале фильма женский голос приглашает нас послушать свою историю. Взрослая женщина вспоминает свое детство, свою семью, отца, братика и делится с нами своими воспоминаниями о событиях, которые в те далекие годы оказали огромное влияние на становление ее личности.
И вот мы видим девчонку. Шустрая, худенькая, с тоненькими ножками, просто маленький бодливый козленок. Глазастик. Так ее зовут близкие люди. И это наша с вами главная героиня, от лица которой идет рассказ.
Ее брат Джим – парнишка постарше, чуток посерьезнее, но тоже не прочь поноситься по улицам, сломя голову, подраться с мальчишками, залезть на дерево, вляпаться в какую-нибудь историю, благо - приключений хватает, а вокруг столько интересного!
Кстати, интересный факт: мальчишка, сыгравший Джима, - Филипп Элфорд, сперва очень долго не хотел идти пробоваться на эту роль. И лишь после того, как мама ему сказала, что он таким образом на законных основаниях сможет прогуливать школу, он согласился пойти на пробы… Вот вам самый убедительный мотив полюбить кинематограф!
А теперь представим себе их отца. Актера Грегори Пека знают, пожалуй, все, поэтому внешне героя описывать не стоит. Зовут его Аттикус. Аттикус Финч, адвокат. И он один растит двух детей. Произошла трагедия, которой никто не ожидал. Их любимая мама умерла, когда дочке исполнилось два года. Отец остался с шестилетним сыном и крошкой – Глазастиком. И все заботы, хлопоты по воспитанию детей легли на его плечи.
Сразу надо сказать, что другого такого отца я не видела ни в одном фильме! Аттикус - настоящий образец Отца, идеал Мужчины с большой буквы!
Я думаю, многие из вас слышали, что именно Аттикус Финч в исполнении Грегори Пека признан самым положительным героем кинематографа. Когда я об этом услышала еще до просмотра фильма, меня это, скажу честно, слегка смутило. Потому как слова «самый положительный герой» вызывают желание взять рамочку, вырезать из картонки этого самого героя и повесить на стенку. Это звание почему-то ассоциируется с плоским однообразным лекалом, по которому изготавливают серийных положительных героев. Предполагалась мной и однобокость с уходом в непременный запредельный плюс, и та самая картонность образа. Но, скажу сразу, этого нет! И не пытайтесь найти!
Несмотря на то, что после просмотра фильма в процессе обдумывания я пыталась найти хоть какие-то отрицательные черты в характере Финча (Ну а как? Ведь не бывает же у нас в жизни полностью положительных людей? Ведь должно быть в человеке обязательно какое-то темное место, какая-то скрытая червоточинка, какой-то хотя бы скромный недостаток?), ан нет. Не нашла. Ну нет недостатков у этого человека! На самом деле – он абсолютно положительный герой: благородный, справедливый, ответственный, мудрый, смелый, мужественный, как никто другой. Но при этом зритель не чувствует оскомины от слишком большого количества положительных качеств. Удивительно, но это так. Смотришь на Аттикуса и веришь ему абсолютно, и понимаешь, что по-другому просто быть не может! Потому что он такой. Живой, настоящий, яркий, убедительный… И при этом абсолютно светлый человек!
Меня, как зрителя и как женщину, просто потрясло его отношение к детям! Ведь за всё время он ни разу не повысил даже голоса на них, а уж о том, чтобы повоспитывать ремнем, даже речи быть не могло! При том, что и сын, и дочь - шалуны, драчуны, непоседы и забияки еще те! И при всем при этом дети его безумно уважают, слушаются, обожают и подражают ему.
В чем его секрет? А секрета по большому счету и нет. Отец воспитывает детей своим собственным примером, свой собственной жизнью.
И если он говорит, что нельзя унижать слабого, то дети видят, что отец никогда не позволит себе говорить в пренебрежительном тоне с человеком, ниже его по социальной лестнице.
Если отец объясняет, почему плохо врать, то дети абсолютно уверены, что их отец никогда не солжет.
Если отец доказывает, что нужно уметь отстаивать свою позицию, если ты искренне веришь в свою правоту, то сын и дочь видят, как ежедневно Аттикус делает это на работе, не обращая внимания на злобные крики толпы и не боясь угроз.
Если наступают трудные времена, отец берет на себя ответственность за жизнь другого человека, собственной грудью защищает несправедливо обвиненного негра, своего подзащитного. И дети стоят рядом с ним ночью перед толпой разъяренных пьяных мужиков с винтовками в руках, готовых смести всех на своем пути. И даже эта толпа отступает перед Аттикусом и ребятишками. Потому что Он уверен в своей правоте, спокоен и поэтому внутренне намного сильнее всех тех, кто пришел вершить суд Линча.
Поэтому дети верят в его правоту, доверяют ему и искренне гордятся своим отцом! И он относится к ним как к равным, без сладкого сюсюкания или унизительного снисхождения. Дети для Аттикуса – точно такие же люди. И он уважает их мир, их чувства и их взгляды. Он умеет так подсказать нужное направление, что ребенок сам чувствует, кто прав, а кто виноват, и сам может найти верный в нравственном отношении вывод. Без давления и морализаторства, без тягомотных никому не нужных воспитательных бесед. При этом максимально эффективно и достойно!
Мужчины, берите пример с Аттикуса! Я не давлю на вас, лишь направляю в нужное русло!
История страны, рассказанная от лица Глазастика на примере собственной жизни – правдива от начала и до конца! Несовершенство судебной системы, позволяющей несправедливо осудить невинного человека, расовые проблемы, попытки ку-клукс-клановских вылазок мы видим глазами ребятишек, идущих в большую жизнь, впитывающих и анализирующих всю информацию...
Дети живут своей жизнью, у них свои мечты и фантазии, свои переживания и страхи… И вот именно эти самые страхи позволяют Джиму и Глазастику увидеть мир с другой стороны. Детские страхи показаны, как в романе, так и в фильме очень ярко и психологически точно! Наверняка, у многих из вас в детстве были страшные фантазии на тему выдуманного соседа-маньяка или ночного ужастика – какой-нибудь ведьмы? Здесь таким пугающим фактором становится таинственный злодей Страшила, живущий в темном мрачном доме по соседству, которого никто никогда не видел, но про которого уже сложены ужасные легенды… Природа детских страхов здесь точно такая же, как и в возникновении детского фольклора про «Гроб на семи колесиках», «Кровавое пятно на потолке» или «Зеленые пятки». На эту тему можно также вспомнить бородатого старика с лопатой, сгребающего снег, в фильме «Один дома». Помните? Откуда столько ужаса было у главного героя при одной встрече с ним? Природа детского страха – в неосознанном желании, грубо говоря, хапнуть адреналина. Это бодрит, это ужасает, от этого бешено стучит сердце и расширяются зрачки… Это встряска для организма. И дети интуитивно ищут и находят такой адреналин.
В этом фильме детская попытка найти свой ужастик приводит к весьма серьезным и важным для них последствиям. Кто он, этот самый Страшила, за домом которого весь фильм по-шпионски следят наши брат с сестрой и их друг, приезжий мальчишка? Так ли он ужасен и опасен для общества, как об этом твердят вокруг? Конечно нет. Откуда, если не от него, в их тайнике появляются то перочинный ножичек, то медалька, то вырезанные из дерева фигурки мальчика и девочки? Страшила дает понять детям, что он им не враг. Таким образом он идет на контакт, тянется к ним, присматривает за ними, а в тот момент, когда брату с сестрой грозит реальная опасность, он кидается на обидчика и спасает детские жизни!
Образ Страшилы – пронзителен до слез. И хотя он появляется в кадре в самом конце фильма, мы видим его ссутулившуюся фигуру, безвольные руки и робкий взгляд загнанного в угол зверька, и понимаем, что этот человек не совсем от мира сего. Может быть, он немного задержался в развитии, но, тем не менее, он понимает, что такое добро, а что такое зло, и он спасает детей!
Фильм, как и роман-первоисточник, дает ответы на вопросы, появляющиеся в голове у каждого ребенка! И дает ненавязчивые советы любому взрослому, ставшему родителем. Этот фильм, на мой взгляд, обязателен для совместного семейного просмотра!
Это великолепная экранизация мудрого глубокого доброго романа таинственной писательницы Харпер Ли, полностью закрытой для общения и ни разу за всю свою жизнь не давшей ни одного интервью журналистам. Это единственное произведение, вышедшее из-под пера этого автора. Больше Харпер не написала ни одной строчки. Но ее единственный роман «Убить пересмешника» был удостоен Пулитцеровской премии и вошел в число лучших литературных произведений Америки, обессмертив имя автора.
А фильм-экранизация, снятый режиссером Робертом Маллиганом, взял три «Оскара», «Глобус» и кучу других всевозможных наград и премий.
Актерская работа Грегори Пека и ребятишек выше всяких похвал! На мой взгляд, это лучшая роль Пека из всех, сыгранных им когда-либо!
Музыка же создала непередаваемую атмосферу, точную по эмоциям и переживаниям, где нужно нагнетая ужаса по-Хичкоковски, где нужно –подчеркивая настоящий драматизм ситуации.
Режиссеру и оператору удалось в черно-белом цвете передать всю глубину и мудрость романа.
Читайте книгу. Смотрите фильм. Поверьте мне, они заслуживают вашего внимания как читательского, так и зрительского!
Надеюсь, что простенькая, похожая на воробья, птичка «Orpheus polyglottus» - многоголосая певичка, совьет теплое гнездышко в вашем сердце. А вы передадите «Пересмешника» из рук в руки своим детям. Потому что это просто и гениально, а значит вечно!
О вопросе нетерпимости, расовых предрассудках и о роде птиц семейства пересмешниковых…
'Убить пересмешника' - эта экранизация знаменитого романа американской писательницы Харпер Ли о суде над чернокожим мужчиной, обвиненным в изнасиловании и жестоком избиении молодой белой девушки. Картина очень четко освещает тематику того, что несмотря на то, что еще при Линкольне на закате 1862 года была подписана 'Прокламация об освобождении' рабов, а позднее, уже после его убийства, в конце 1865 года запрещение рабства было закреплено 13-й поправкой к Конституции США, расовые недопонимания не исчезали, а только обострялись. И по сути они до сих пор являются неразрешенной проблемой, в первую очередь из-за законов о 'преступлениях на расовой почве', существование которых делает невозможным поставить жирную точку в этой кровопролитной истории.
Картина по своему изящна, поскольку помимо самого процесса, описание которого зритель увидит лишь в конце картины, существует вторая сюжетная линия - о детях Аттикуса Финча, которые никак не могут выкинуть из головы некого Страшилу, живущего в доме неподалеку, и которого все жители города считают опасным психопатом. Нужно отметить, что наблюдение за игрой детей доставляет неописуемое удовольствие - такая непринужденность, естественность, что на многие современные, особенно детские картины, остается лишь скептически смотреть. Так Мэри Бэдхэм, исполнившая роль младшей дочери адвоката является просто украшением картины. Забавно что ее прозвище 'Scout' в отечественной адаптации перевели как 'глазастик', вместо должного 'разведчик', но первое в любом случае звучит как то лучше. Так же порадовал Филлип Элфорд, сыгравший старшего сына. И очень жаль, что оба молодых таланта в будущем не стали известными актерами, а на их счету оказалось еще лишь несколько фильмов.
Ну и конечно великолепен сам Грегори Пек, исполнивший главную роль. Причем он сам полагает, что эта роль лучшая в его карьере. Примечательно что его герой - Аттикус Финч - был признан самым положительным героем кинематографа 20-го века, и ведь по сути он заслуживает титул. Конечно немного смущает наличие Индианы Джонса и Джеймса Бонда на последующих местах - все таки это персонажи совершенно разного уровня. И быть может не стоит ставить борца за справедливость, человека который говорил то что другие не хотели, а главное не желали слушать, на ряду с развлекательными несерьезными персонажами. Впрочем это уже совсем другая история.
Немаловажно представлять, для лучшего усвоения картины, что такое собственно пересмешник. А это на деле очень красивая, а главное уникальная птица, которая может в точности повторять ею услышанные звуки. Это просто неповторимое зрелище, и даже самые говорливые попугаи не способны доставлять такое неописуемое удовольствие. Поэтому не удивительно, что убийство пересмешника считалось грехом. Ведь это всего лишь птица, которая создана чтобы развлекать нас и приносить в нашу жизнь немножко счастья. В картине проводятся аналогии действующих персонажей с этой птицей. А именно - обвиняемого Тома Робинсона, который лишь пожалел белую девочку. Причем интересно как зал воспринимает этот факт - 'То есть вы, черный мужчина!... и вам стало жалко белую даму?!'
Второй же птицей оказался Страшила, которого люди воспринимали тоже не тем кем он являлся на самом деле. И тут встречается еще одна аналогия - между двумя пересмешниками - между черным мужчиной и человеком, который почитается как безжалостный убийца и психопат. У обоих не было бы шансов в суде того времени, ведь какую бы правду не говорил Аттикус Финч, то общество не было готово его слушать. И разница между ними лишь в том, что одну птицу убили. А другую отпустили на свободу...
В итоге пред нами отличный пример умного, неторопливого кино с блестящий актерской игрой, какая в наше время встречается все реже и реже. Браво!
«Убить пересмешника» практически входит во все престижные и авторитетные топы лучших фильмов, составляемые различными киноинстанциями критиков, киноведов и прочих деятелей в мире кино. И знаете, что – этот фильм действительно заслужил всех своих регалий. Возможно это не лучший фильм на земле, но, по крайней мере, один из них. И если случится, что при вселенской катастрофе надо будет спасать лучшие фильмы, что бы потомкам хоть что-то осталось, то «Убить пересмешника» надо будет однозначно спасти.
Фильм, показывающий мир глазами ребенка настолько трогателен. При этом, не смотря на всю правильность и некою нравоучительность, здесь нет присущей подобно аналогичным фильмам догматики, что именно так и не иначе надо поступать. Подобно главной героине, шестилетней девочке, от чьего имени ведется повествование и чьими глазами мы видим рассказанную историю, мы понимаем смысл таких человеческих ценностей как – справедливость, доброта, любовь, дружба и прочее. Именно такие фильмы не дают зачерстветь душе и почувствовать, что в этом мире помимо невзгод возможны и светлые стороны.
Хочется многое написать о том, что увидел в фильме, но к чему это? Если вы уже смотрели фильм, то большинство поймут, о чем это я. Если не смотрели, то обязательно его посмотрите, и я надеюсь, он вас не разочарует.
Ну, конечно же, фильм возможно бы не состоялся в том виде, как он предстал зрителям, если бы не замечательные исполнители. Говорят, что самые лучшие актеры – это дети и животные, они либо играют превосходно, либо ужасно. В данном случае, детский ансамбль воплощает первый вариант, недаром Мери Бэдхем, исполнившая роль Глазастика, девочку, от имени которой ведется рассказ, была номинирована даже на Оскар за лучшую роль второго плана.
Грегори Пек. Легенда Голливуда. Здесь он сыграл одну из лучших своих ролей, которая была отмечена статуэткой киноакадемии. Вроде бы, на первый взгляд, простая роль, не требующая каких-то физических трансформаций, без особых эмоциональных перепадов настроения героя, при этом ужасно положительная без каких либо изъянов. Но поверте, когда вы смотрите на героя Пека перед вами не он, а именно Атикус Финч. Простой и скромный адвокат из Алабамы, вдовец, у которого на воспитании двое детей – непосед. В стране экономический кризис. Но Аттикус является авторитетом в глазах окружающих и в первую очередь своих детей. Вот он идеальный отец, который может все объяснить, понять и одарить детей любовью, а так же привить им простые человеческие ценности и моральные устои. Он воплощение добра и справедливости. А ведь эти понятия очень зыбки, и переборщив с ними можно просто скатиться в «белую и пушистую сахарную вату», настолько приторную, что становится не по себе. Пек же играет так, что от показанных его героем идеалов не становится все сладким и липким, а наоборот, он показывает необходимую принципиальность и стойкость. Актер играет так, что ему, веришь и не только веришь, сыгранному им герою хочется подражать и быть похожим.
1926-й: рождается Харпер Ли. 1960-й: появляется ее пулитцероносный роман. 1962-й: на экраны выходит одноименный фильм. Впоследствии: книга считается одной из лучших в двадцатом столетии, фильм признается великолепной экранизацией, а его центральный герой – прямым конкурентом Иисуса.
Если вы читали одну книгу Харпер Ли, вы читали их все. Вписавшаяся в анналы мировой литературы Ли пережила в детские годы определенный опыт, повлиявший на выбор студенческой специальности и послуживший мотивационным катализатором для ее первого и последнего романа. Вместо самой Харпер – шестилетняя героиня Скаут, она же – Глазастик; вместо ее отца-юриста – Аттикус Финч, тоже адвокат, тоже с детьми; вместо друга детства, того самого Трумена Капоте, - смешной мальчишка-приятель Дилл; вместо судебного процесса по случаю группового насилия над белыми девушками со стороны черных мужчин – суд над негром, изнасиловавшим фермерскую дочку. Разумеется, что-то лежало и в основе рассказа о нелюдимом соседе, которого боялась детвора, как умеют бояться только в их возрасте. Пишут, что подобный человек был в воспоминаниях Капоте. Так или иначе, Скаут, ее брат Джим, их одинокий родитель Аттикус, темнокожий работяга Том Робинсон, бедняк, а заодно мерзавец Роберт Юэлл и Артур «Страшила» Рэдли – вот и все ключевые фигуранты этой истории. Если вдруг кто не знает или подзабыл.
Окаймляемое закадровым нарративом взрослой женщины детское приключение, каких не доводится пережить иным людям и за всю их долгую жизнь, условно можно поделить на две части, каждая из которых, казалось бы, существует в своей параллельной плоскости событий. В финале произойдет пересечение этих сюжетов, и будет неотвратимая, пронзительная, теребящая струны душ человеческих мораль. Круг замкнется, юные герои получат свой незабываемый опыт.
Дело происходит на юге США в 1930-е годы. Расовая сегрегация в ходу, недолинчеванных негров проформы ради предают суду. Отец двоих живчиков-детей, мистер Финч, берется защищать одного из таких бедолаг. Очевидно оклеветанный, в суде присяжных, где белым-бело, чернокожий Том не имеет шансов на что-либо кроме обвинительного вердикта. Аттикус Финч представляет суду доказательства, взывает к рацио в проникновенной заключительной речи, но логика логикой, а предрассудки так быстро не лечатся. Свидетелями процесса, а также других весьма неприятных по своей природе инцидентов, предваряющих суд и последовавших за ним, становятся Скаут и Джим. Они в одночасье взрослеют, и вместе с пережитым к ним приходит осознание всей сложности, с его лишениями и несправедливостями, окружающего мира.
Судебный процесс – ядро истории, но не единственная ее часть и, возможно, даже не главная. Пулитцера с Оскарами роману и его экранизации просто так, понятно, не отдали бы. Линия детских злоключений на заднем дворе соседей Рэдли и дальнейшие находки Джимом таинственных безделушек в древесном дупле – все это переплетается с эпизодами, типичными для жанра судебной драмы, приводя к кульминации, носящей неожиданно-закономерный характер.
Детские роли в фильме ярки: эпизодов с ними много, они вполне естественны, их герои не скучны. Рассказ ведется от имени Скаут, и поначалу, что справедливо и для книги, все воспринимается не слишком серьезно: девчачье-мальчиковые шалости, наивное любопытство дочери, небольшая отчужденность сына – юношеское чтиво, кино про детей. Но вот Аттикус Финч убивает бешеного пса, вот общество хочет убить безобидного негра, вот разозленный фермер покушается на святое. Фокус смещается в сторону героя Пека, сыгравшего тут на все кинопремии планеты, дети становятся свидетелями безграничного человеколюбия их отца, незамутненности его моральных принципов. В финале же из тени выступает, как это до него делал Уэллс в «Третьем человеке», а после него Брандо в «Апокалипсисе сегодня», Роберт Дювалл в образе Артура Рэдли, одного из пересмешников нашего общества.
Мир глазами ребенка. Распахнутыми от удивления, возмущения, страха и… бесконечной гордости за отца. Какими бы ни были ваш пол, раса и социальный статус, живите как Аттикус Финч, воспитывайте своих детей как он, и тогда гармония с самим собой вам обеспечена. А остальное приложится.
Закон - одно, судебная практика - совсем другое. Сейчас подобный иск моментально кончился бы полным оправданием и встречным иском о клевете и ложных показаниях, а тогда негр на скамье подсудимых мог рассчитывать только на божественное вмешательство. Я не говорю, что сейчас лучше... сейчас другая судебная практика. Несправедливость заложена в природе, несправедливость - злое лицо случая, и в людях она заложена тоже.
Не в силах человеческих систему победить... но в силах - противостоять. Адвокат Финч с редким именем Аттикус руководствуется прекрасным правилом 'делай что должен - и будь что будет'. Достойный человек, хороший отец... в книге, он, кстати, еще привлекательней... в книге он очень тонок, сердцевинно человеколюбив, есть в нем какая-то почти детская искренность. Пек немного спокойнее книжного Аттикуса, образ чуть приглушен, не столь пронзителен.
Фильм вообще снят точно по книге, с сокращениями, но без изменений. После книги его смотреть - только сравнивать, и не всегда в пользу фильма. Сам по себе он хорош, но все хорошие слова по 'Убить пересмешника' в первую очередь предназначены книге Ли.
Разве что удачный кастинг - явно не заслуга книги.
Люди склонны находить для своей ненависти некую группу людей и ненавидеть их всех скопом. Не очень понимаю, как можно ненавидеть так, но как-то многим удается, и это весьма дурно. Чем менее развит человек, тем отвратительней и неисправимей его тупая злоба к его 'канализационному объекту', как называет это психология. А самое печальное, что не только Юэла-старшего нельзя уже переделать, но даже молодую Майеллу... а таких немало и сейчас, и они продолжают ненавидеть огромное количество людей о которых они ничего даже не знают, кроме нелепых вымыслов. А самое ужасное, когда их в этом поддерживает государство, даже неофициально. Увы, эта проблема злободневна и сейчас.
Аттикусов мало, и с этим ничего не поделаешь. Попробуем хотя бы не становиться Юэлами.
Думаю, из названия вы уже догадались, что самое сильное впечатление в этом фильме на меня произвёл своей блестящей игрой Грегори Пек. В далёком 1963 году, выдержав сложнейшую конкуренцию с другими кандидатами, этот замечательный актёр завоевал своего единственного Оскара за главную мужскую роль, оставив без награды таких звёзд, как Джек Леммон, Берт Ланкастер, Питер О’Тул и Марчелло Мастроянни.
Повествование в фильме ведётся от лица маленькой девочки, точнее женщины, вспоминающей о своём детстве. В фильме великолепно показан мир глазами детей с многочисленными играми, страхами, разговорами, интересами и так далее. Это время когда всё вокруг удивляет, воспринимается впервые, а папа кажется чем-то огромным, всесильным и абсолютно идеальным. Фильм носит характер семейного кино и очень легко смотрится.
Аттикус Финч (герой Грегори Пека) показан нам как, в общем-то, идеальный отец для своих детей, которому к тому же пришлось взять на себя ещё и функции матери. Он разумен, логичен, последователен и верен в своём поведении по отношению к детям. Любовь и забота, которую он даёт им помогает детям чувствовать себя защищёнными в любую минуту. Очень приятно смотреть на столь занятого человека, настолько адекватно ведущего себя в семье. Он – настоящий пример для всех отцов!
Аттикус ведёт себя как настоящий мужчина, не обращая внимания на неодобрение в свой адрес со стороны общества. То, как он держится в сцене, когда горожане собираются линчевать подсудимого негра, вызывает восхищение к герою. Он принимает решения решительно и никогда не отступает от своих принципов, от Аттикуса прямо таки веет мужеством.
Особняком в этой картине стоит сцена процесса суда. Семейный фильм здесь превращается в напряжённую драму и детектив одновременно. В кульминации эпизода герой Грегори Пека предстаёт нам ещё и в виде настоящего профессионала своего дела. Закрывая глаза на то, что почти весь город против него, он показывает высший класс. Аттикус сделал всё, что мог, но он всего лишь адвокат, а не судья или присяжный.
Игра рабочего негра в исполнении Брока Питерса очень впечатляет. В его глазах читается одновременно и страх, и доброта, и покорность судьбе – очень достойная работа актёра. Его персонажа (Тома Робинсона) по-человечески жалко. Во многом герой Пека и решился защищать его из простой человеческой жалости и в силу большого чувства несправедливости к бедняге со стороны буквально всех, даже тех, кто понятия не имеет о деталях судебного разбирательства. Они просто нашли повод выплеснуть свою агрессию, создав в своей голове желаемый образ произошедшего в тот день. Безусловно, эти люди слабы и вызывают неприязнь и отвращение. Общество порой бывает очень жестоко.
Очень приятно смотреть на роль юной Мэри Бэдхэм, которая уже в одиннадцатилетнем возрасте получила номинацию на Оскар за роль дочери Аттикуса в категории Лучшая актриса второго плана, которая так и осталась для неё единственной в карьере. Такое ощущение, что маленькая девочка просто была ребёнком в кадре – то есть просто жила в нём, но на самом деле это всё же актёрская игра, причём вполне достойная. Запомнился ещё персонаж Роберта Дювалла – весьма необычная для него роль.
Аттикус говорил: “Нельзя узнать человека, пока не влезешь в его шкуру”. Как печально, что на это способны единицы, остальным же легче просто “убить пересмешника”.
Данный фильм режиссёра Роберта Маллигана получил восемь номинаций на премию Оскар в 1963 году, включая главные номинации, три из них фильму удалось заполучить. Помимо Грегори Пека награды отошли сценаристам и художникам картины. Убить пересмешника один из самых трогательных и проникновенных фильмов старой эпохи, фильм, который заставляет вспоминать, переживать, думать, чувствовать и просто радоваться жизни. Роберт Маллиган создал поистине жизненное кино, кино вне времени. Грегори Пеку аплодирую стоя!
Добро не всегда побеждает зло, но важнее, чтобы добро было внутри самого себя.
«Убить пересмешника”— это экранизация единственного (но какого!) романа американской писательницы Харпер Ли. Интересно, но находясь в эйфории после блестящего дебюта, выхода своей первой книги, Харпер Ли начала работу над следующим романом, но он так и не увидел свет…Может быть, она поняла, что уже не сможет создать ничего лучшего? Не знаю. Но одно известно хорошо: экранизация ее единственной книги стала одной из лучших экранизаций в истории кино.
Фильм прекрасный. Он довольно глубоко затрагивает самые важные аспекты человеческой жизни: добро и зло, честь и достоинство, мужество, сострадание, справедливость, наконец. В картине нет нравоучений, вычурности, пафоса, морализаторства. И вот почему.
Юрист по имени Аттикус Финч один воспитывает двух детей, мальчика и девочку. Повествование ведется от лица его дочери Джин Луизы по прозвищу Глазастик. Она рассказывает о своем детстве, о том чему и как учил ее с братом их отец. Аттикус был замечательным отцом (всем бы таких пап, мир точно стал бы лучше), он не вбивал в головы детям 'это хорошо, а это плохо' (без объяснения 'почему'?), но старался рассказать, поделиться своим опытом, показать все на конкретных примерах. А еще Аттикус умел слушать и слышать. Как своих детей, так и окружающих его людей вообще. Аттикус Финч хорошо понимал, что 'детям нужно говорить правду', а не обманывать и не одевать на них с младых ногтей розовые очки. И все слова он подтверждал своими делами, поступками. А ведь именно они, банально, но являются теми самыми 'примерами для детей', которые формируют миропонимание маленького человека.
Мужество, сила и решимость. Сила — это умение, которое нужно применять с умом и тогда, когда то на самом деле требуется. Аттикус убивает метким выстрелом бешеную собаку. Другого выхода у него не было, собака угрожала жизни людей. Только тогда дети и узнают, что их отец был лучшим стрелком штата.
Совесть, сострадание, справедливость. Аттикус берется за беспроигрышное дело: темнокожего мужчину по имени Робинсон обвиняют в изнасиловании белой женщины. Робинсон кажется окружающим виновным не в последнюю очередь из-за того, что он негр… Трезвомыслящий Финч понимает: выиграть в Алабаме дело Робинсона невозможно. Но все равно берется за него, ведь иначе поступить не может, так диктует ему совесть.
Честная и, не побоюсь этого сочетания, правильная философия Аттикуса дает свои результаты. Они в поступках и решениях его детей.
Кино-пример. Фильм, из которого можно и нужно что-то для себя вынести.
“To Kill a Mockingbird” – экранизация одноименного романа американской писательницы Харпер Ли, ставшего признанным шедевром не только американской, но и общемировой литературы. Роман во многом автобиографичен, и повествование в нем ведется от лица главной героини, вспоминающей свое детство, проведенное в небольшом городке Мейкомбе, штат Алабама. Книга вскрывала целый ряд проблем американского (и не только американского) общества, освещая эти проблемы одновременно и с позиции ребенка, и с позиции взрослой женщины, вспоминающей под другим углом увиденное в детстве.
Но рецензия моя все-таки не о книге, а о фильме, а между ними нельзя ставить знак равенства. Надо признать, однако, что режиссеру фильма, Роберту Маллигану, удалось сохранить атмосферу книги и основные сюжетные ходы остались неизменными. Безусловно, пришлось вырезать несколько сцен, но их потеря практически не чувствуется. Немаловажно то, что в фильме есть сцены с закадровым голосом героини, вспоминающей свое детство, этот голос открывает фильм, и он же звучит в финале фильма, как бы подводя итог. За счет этого фильм не теряет атмосферы рассказа от первого лица, что было присуще роману Харпер Ли. Вообще, создатели фильма уделили большое внимание различным деталям, позволяющим фильму приблизиться к литературному первоисточнику. Например, интерьер здания суда был точной копией описанного в романе Харпер Ли суда ее родного городка.
Фильм Роберта Маллигана, так же, как и книга Харпер Ли поднимает ряд острых социальных и нравственных проблем, которые, несмотря на кажущуюся локальность, есть в каждом обществе, в каждой стране, в любое время. Это проблемы терпимости, терпимости к другим людям, не таким, как мы сами. Причем неважно, к кому – к “цветным”, к людям другой национальности, вероисповедания, к представителям другой социальной группы, - в любом случае эти проблемы необычайно остры и актуальны. В данном конкретном случае они отражены через историю суда над темнокожим Томом Робинсоном, ложно обвиненном в изнасиловании белой девушки. Это дело поручено Аттикусу Финчу, который, несмотря на сложность и неоднозначность дела, соглашается защищать Тома. И защищает его до последнего.
Безусловно, одной из важнейших составляющих успеха фильма является его актерский состав. Непревзойденный Грегори Пек в роли Аттикуса Финча ярко раскрывает этот сложный образ, его игра вызывает восхищение и уважение, недаром сам Пек считает эту роль лучшей в своей карьере. Аттикус Финч, отец главной героини, конечно, образ во многом идеализированный, но в то же время невероятно сильный и яркий. Аттикус – человек совести, не способный терпеть несправедливость и стремящийся защитить невиновного человека, отстоять правду и поступить согласно своим идеалам. Аттикус – любящий отец, вынужденный в одиночку, с помощью разве что только темнокожей кухарки Кэлпурнии, воспитывать сына и дочь. Он с уважением относится к своим детям, не повышая на них голос, спокойно и доступно объясняя им сложные и непонятные явления окружающего мира, подбадривая в нужный момент, успокаивая их, если те огорчены чем-то. Да и дети, в свою очередь, уважают и любят отца, считая его непререкаемым авторитетом. Главная героиня, Джин Луиза Финч, с любовью вспоминает счастливую пору детства и своего отца, ставшего для нее на всю жизнь настоящим примером для подражания.
Очень органично и естественно играют свои роли юные актеры и актрисы. Неразлучная троица – Джим (брат главной героини), Дилл (прототипом которого стал детский друг Харпер Ли, будущий классик американской литературы Трумен Капоте) и собственно сама рассказчица – “Глазастик”, Джин Луиза Финч. Их дружба удивительно трогательна, но в то же время мир их неразлучной, крепкой детской дружбы словно противостоит миру взрослых, в котором царят неведомые детям глупые предрассудки и ложные истины. Еще одним важным персонажем, о котором стоит упомянуть, является Страшила Рэдли (Роберт Дюваль), который, несмотря на появление в самом конце фильма, раскрывает смысл его названия и ставит точку в его повествовании. Быть может, он и есть тот самый пересмешник, не причинивший никому вреда, чужой в мире людей затворник с добрым чутким сердцем, и понять его может только такая же добрая и светлая детская душа?
Фильм “Убить пересмешника” – очень удачная экранизация одноименного романа Харпер Ли, не уступающая ему в силе воздействия на сердце человека и раскрывающая основные проблемы, поднятые в книге, с не меньшей остротой.
Он всегда их настолько грамотно поучал, что для них не было лучше оратора на всем белом свете. Грамотное изложение мыслей, которые следуют из самого сердца, исходя из жизненного опыта – это всегда будет очень важной способностью. Лучшим родителем является именно тот, кто без лишней экспрессии, эмоциональности доходчиво способен объяснять все расклады, нацеливая, готовя своих отпрысков к будущему. Да, конечно же, они еще не доросли до того, чтобы понимать многое, но в голове все равно что-то да и отложится. Он говорил, а они вникали, подключив все свое внимание, принимая все суровые правды в особенной форме. И не было рассказов для Глазастика и Джема интереснее, чем речи Аттикуса.
Однажды Аттикус, будучи успешным юристом, адвокатом, получает необычное и щепетильное по состоянию на 30-е годы дело. Этому мужчине предстоит защищать чернокожего парня, которого обвиняют в изнасиловании белой женщины. Это невиданно и неслыханно для тогдашней Америки, в которой даже туалеты для цветных были отдельными, им чуть ли не запрещается ходить по тем тропинкам, что предназначаются белым людям, а тут еще и такое. Теперь весь город способен взбунтоваться, люди готовы взять ружья и вилы и отправиться вершить собственную казнь над этим негром. Но не все так просто, Аттикусу Финчу предстоит во многом разобраться, благо он грамотный представитель своей профессии.
Финчу сейчас нелегко, ведь жена давно умерла, а ему нужно воспитывать своих детей, на это времени едва хватает, потому что нужно еще и чем-то кормиться, зарабатывать на жизнь. Посему практически круглые сутки старшенький Джем и маленькая девочка Глазастик предоставлены сами себе. Они далеко не золотые дети, их любимое занятие, это поддаться хулиганской страсти, драться в школе, носиться по улице, устраивать для себя разнообразные развлечения. И, не обращая на это все внимания, Аттикус имеет свои собственные способы воспитания, в основы которых не входит использование жестоких способов – он ни разу даже пальцем до них не дотронулся, не говоря уже о повышении голоса, здесь все основано на доверии и морали. Образ Грегори Пека является образцовым для всего кинематографа, не зря же его признали одним из самых выдающихся.
И не только в самом образе здесь дело, Пек отдал картине всего себя, все силы, душу, поэтому он так полюбился зрителям, которые и по сей день видят в Аттикусе Финче самый эпицентр действия доброты, понимания и искренней любви, этими же составляющими полнится и весь фильм режиссера Роберта Маллигана “Убить пересмешника”. История, просматриваемая глазами детей, рассказанная от лица той самой маленькой девочки, изображает суровые реалии взрослого мира, который полон дискриминации и повсеместного бандитизма. Аттикус прекрасно понимает, что его дети переживают за него и боятся шатаний, происходящих вокруг. Вся обстановка только с виду кажется такой тихой, а на самом деле многое в себе скрывает, поэтому отец прикладывает все силы ради своих ребят.
Как видится, основная задача картины “Убить пересмешника”, это подарить зрителю веру в доброту и спокойствие, привить ему надежду на завтра. И все это с успехом удается, ведь после просмотра остается чувство, как будто ты побывал в месте, где чувствуешь себя именно в своей тарелке, где ты защищен, чувствуя игру дифференциаций, где город показан сначала в одном облике, а затем резко в другом. И помимо этого лента дарит множество интересных вещей, например, криминальные перипетии, увлекательный судебный процесс, затрагивание несправедливости, драмы жизни. Из фильма Роберта Маллигана можно очень многое для себя почерпнуть, а Глазастик и Джем помогут с этим.
К фильмам, которые сняты по книгам, всегда обычно отношусь с некоторым предубеждением. Конечно, это очень интересно - увидеть, как написанное оживет перед глазами. Но очень часто во время просмотра ты ловишь себя на мысли, что эта сцена была не так, а в другой сцене были другие герои...
Но как ни странно, фильм 'Убить пересмешника', снятый по одноименному роману, оказался действительно блестящей экранизацией книги. Я даже не ожидала, что мне понравится.
В минуты знакомства с героями сначала испытываешь удивление, но после пары реплик понимаешь, что именно такими всегда их и представлял, когда читал.
Аттикус такой мудрый, терпеливый, благородный. Грегори не зря получил Оскар, в его игру веришь! Такой отец сможет научить своих детей жизни, и они никогда его не подведут, потому что правильно воспитаны, на примерах.
Очень понравилось, как сыграли дети. Джин-Луиза, Джим, Дилл... Они просто стали живыми персонажами книги. Не было ничего лишнего (одежда, прически). И так они передавали эмоции... Вроде, по-детски, но уже по-взрослому. Еще когда читала книгу, восторгалась Джимом. Не удивительно, что в таком возрасте он уже очень многое понимает, ведет себя как взрослый. Это все заслуга Аттикуса.
В фильме меня особенно впечатлила сцена в суде. В книге, по-моему, был не так ярко показан момент, когда зал опустел, Атиикус собирал свои вещи, а на балконах все чернокожие встали. Как еще можно было без каких-либо слов показать свою благодарность защитнику Тома Робинсона? Как еще можно было выразить свое уважение? У меня даже слезы подступили.
Но заплакала я в тот момент, на котором прослезилась и при прочтении в книге. Момент, когда Глазастик, наконец, увидела Страшилу Рэдли. А как в фильме это показали... Проникновенная музыка, едва заметная улыбка у обоих на лицах, взгляд глаза в глаза... Как будто вживаешься в этого ребенка и понимаешь, что это такое - увидеть того, кого практически выдумали, как персонажа страшной сказки для детей. Очень яркий, даже сказала бы, кульминационный момент.
Актеры, которые исполнили отрицательных героев (Боб Юэл, Мэйела) тоже справились с задачей - к ним и правда испытываешь презрение, жалость, чувство омерзения, что ли.
Незатейливая музыка, которая всегда к месту, служит подходящим фоном, не отвлекает, а дополняет смысла, эмоциональности.
Итог такой: нужно читать эту книгу, потому что произведение действительно стоящее. Роман полон глубоких мыслей, морали, цитат, которые в своих простых словах несут смысл, по которому нужно жить каждому. Все мы равны! И нужно уважать желания, образ жизни и понимать тех людей, которые кажутся странными на первый взгляд.
И еще, нужно обязательно после прочтения посмотреть фильм. Превосходная экранизация, которая, наверное, и без прочтения будет ясна, но со знанием сюжета делает восприятие более эмоциональным. Браво режиссеру и актерам за то, что так мало и незаметно что-то изменили, но в целом просто сделали книгу живой. Не всегда это удается, но в данном случае - получилось.