К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Этот фильм, первое поверхностное знакомство с которым у меня состоялось несколько лет тому назад, затерялся где-то на задворках памяти. Но, как известно, в памяти такая скрыта мощь, что умножает образы и множит и воскрешает из небытия даже то, что, казалось бы, безвозвратно кануло в Лету, не говоря уже о всём прочем, тем более относительно недавнем и с кинематографической точки зрения стилистически безупречном.

Киноповествование начинается с некой иллюзорной картинки:панорамный осколок приплюснутой гребёнки придорожных столбов, чуть заметно 'поёживающихся' сквозь призму раскалённого степного марева, как будто посылающих небесам какие-то тайные знаки, — вид которой вкупе с психоделическими мотивами Гия Канчели подводит тебя к предчувствию неизбежного появления на экране чего-то алогичного, почти мистического, выходящего за рамки обычного понимания.

Поначалу больше обращаешь внимание на антураж происходящего на экране, чем на всполохи любовных страстей главных действующих лиц и развитие между ними отношений по принципу: 'люби — не люби, но почаще взглядывай'. По своему примечательными кажутся забавные зарисовки из жизни аборигенов приазовской деревушки:это и сцена женского мордобоя на свежем воздухе во время праздничного застолья;и показ задом наперёд в силу несовершенства техники кинохроники, воспевающей передовиков производства;и колоритное выступление себе на уме депутата Верховной Рады перед русскоязычным электоратом.

Несомненным украшением картины является целая галерея блистательных образов персонажей второго плана:это и так называемый блюститель правопорядка Аркадий — мутный тип с вихляющей походкой и испитым лицом отвергнутого толпой богемного художника(А. Баширов);и хозяйка дома с скрипучими дверями тётя Валя, в своём рыбачьем облачении чем-то напоминающая безвременно овдовевшую атаманшу из разбойничьей шайки, впрочем, склонную, если подвернётся повод, и к сантиментам, к тому же, что называется, добрую внутри(Н.Eгорова);и Степан-морячок, с звериным просверком в глазах, подвизающийся иногда на чисто добровольных началах на ниве воспитания подрастающего поколения и использующий при этом методы, отнюдь не требующие фундаментальной педагогической подготовки(И. Лифанов).Я уже не говорю о главном герое, московском бонвиване Коське-Моське(Д. Исаев),c двумя 'макушками-призраками' на голове и вполне реальными разновозрастными пассиями в придачу, — словом, весь актёрский ансамбль подобран безукоризненно и на 'отлично' справился со своими задачами.

Представляющееся на первый взгляд чем-то пунктирным, несущественным, как бы случайно прорывающимся сквозь стихию экранного действа, реально оказывается его важной эстетической составляющей. Чего стоит хотя бы сцена у купальных мостков, основанная на контрасте возвышенного и земного: некий 'соглядатай горизонта',отягощённый изнуряющей его мечтой совершить подвиг во имя торжества идеи сближения народов, читает гениальные в своей простоте философские стихи Мандельштама юному сорванцу, решительно уплетающему какую-то полужидкую консистенцию из стеклянной банки. Складывается впечатление, что бессмертная поэтическая классика, идеально ложащаяся в ткань киноповествования, является для чудаковатого героя некой 'палочкой-выручалочкой', подпитывающей его фанатичную одержимость следовать намеченной цели и так или иначе помогающей ему примириться с абсурдом и несовершенством человеческой жизни.

В финальном 'вращении' сюжета этой трагикомедии, в органичной сцепке главного и второстепенного, случайного и закономерного, когда смысловые акценты окончательно измочалятся и померкнут, — случится нечто: его величество художественное безумие выйдет, так сказать, на авансцену и начнёт диктовать общий тон всему происходящему, невольно порождающему у тебя чувство какой-то экзистенциальной истомы, которое, если честно признаться, и сравнить-то не с чем, и словами не описать.

Мне сдаётся, что картину по достоинству оценят прежде всего натуры утончённые, огорошенные красотой и непредсказуемостью окружающего мира, у которых даже мимолётное виденье нескладно погромыхивающих пустых консервных банок, гонимых морским бризом по выжженным солнцем колдобинам, найдёт в душе живой отклик, а кому-то — даже может дать пищу для фантазий на вольную тему.

11 августа 2015 | 14:52
  • тип рецензии:

Фильм примечателен в первую очередь блестящей работой оператора. Столько потрясающе красивых планов моря, неба, пролетающих птиц увидишь в редкой картине.

Несмотря на драматизм развития ситуации, после просмотра Полного дыхания появляется устойчивое желание отправиться к морю едва ли не тут же, причём не в мегаполис типа Большой Ялты, а именно к такому, полудикому и чарующе манящему.

Любовный четырёхугольник также разыгран интересно и с изюминкой. Лютаева достойно справилась с ролью дамы бальзаковского возраста, пытающейся догнать безвозвратно уходящую молодость и переживающей переспевшие чувства в стиле Аксиньи из Тихого Дона. За это, вероятно, Татьяна и получила награду лучшей актрисе на фестивале в Каире.

Ну а однозначным минусом, как по мне, является неудачная попытка спародировать кандидата в депутаты Верховной Рады. Даже правые в Крыму на собраниях обращаются к народу на русском языке, а не каком-то полусуржике, столь же походящем на украинский язык, как и выступления Джамшута на русский.

И всё же в первую очередь за отличный видеоряд ставлю

8 из 10

26 июня 2012 | 12:30
  • тип рецензии:

Очень понравился этот фильм. Иногда случается и так, что я могу это сказать после мелодрамы. Я вообще не поклонник этого жанра. А так как нашим кинемотографистам не часто удаётся удивить меня хорошей мелодрамой, я хочу отметить 'Полное дыхание'.

Эта картина действительно сделана очень тонко, глубоко, и правдоподобно. Радует что получила 2 награды, которые безусловно заслуживает. Также были неплохие актёрские работы, с участием неутомимой Кати Вилковой. Звучала хорошая музыка, и царила гармония что всё должно именно так и быть как на экране. Большое спасибо режиссёру В.Пендраковскому.

Единственный пункт к которому можно придраться, так это глупые диалоги. Наверное эта претензия к сценаристам. Разговоры и правда часто звучали, как будто персонажи сами не понимали что они говорили. Дело в том, что герои не были какими-то психически больными, или не совсем адекватными. Это были обычные взрослые люди. Так что когда они повторяли одно и тоже, или вообще отвечали не в тему, этот процесс выглядел крайне странно.

Обидно конечно, что очередной достойный российский фильм провалился в кинопрокате. Но я уверен что эта лента нашла своего зрителя.

7 из 10

25 сентября 2011 | 00:56
  • тип рецензии:

Если при оценке фильма говорить о жанре, то, конечно, я сразу скажу, что картина не вполне соответствует своему определению. На мой взгляд, драматической была только концовка; в остальных эпизодах присутствовали либо комические (но не слишком смешные), либо вообще не вызывающие никаких эмоций моменты.

Сюжет достаточно интересный, но, пожалуй, многовато здесь отрицательных героев - то есть, идет слишком сильный перевес на сторону зла. Единственным разумным героем мне показалась Ирина в исполнении Т. Лютаевой. Она - противопоставление глупой девочке Кате, ее немолодому поклоннику и своему любовнику - лжецу Костику.

В 'Полном дыхании' нет определенной идеи, фильм не заставляет задуматься нас о чем-то большом и великом. Он ничему на не учит, скорее, это просто хорошо рассказанная история.

Но есть у этого кино и однозначные плюсы. Во-первых, достоверное отображение сельской бедноты, пьяного общества, 'правоохранительных' органов, которые ничего не делают. Во-вторых, очень красивые морские пейзажи и звуки будут приятно радовать вас на протяжении всего фильма. Хорошими актерами здесь я, бесспорно, назову Татьяну Лютаеву и Игоря Лифанова.

Я не буду давать рекомендаций для просмотра этого фильма. Если хотите увидеть историю о трагической любви - посмотрите. Не посмотрите - много не потеряете.

6 из 10.

08 февраля 2011 | 18:25
  • тип рецензии:

Это кино про другую жизнь, совсем не такую, как в навороченной Москве. Мне понравились гуси-лебеди, что летают над морем туда-сюда. Потому что это красиво и тревожно. Не понравилась фальшивая карикатура на украинского депутата. Потому что говорит он на выдуманном языке. Уж при бюджете $2млн можно было бы найти носителя.

А вот актеры хороши, но особенно Лютаева и Лифанов. Жаль, что не дают ему главных ролей. Буду, пожалуй, еще раз смотреть этот фильм.

8 из 10

10 января 2008 | 00:18
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: