Был некогда у Роберта Родригеза замечательный фильм под названием 'Гонщики', в котором герой Джона Хоукса недвусмысленно восхищался лентой 1956-ого года 'Вторжение похитителей тел'. Пришельцы захватывают людей, и ты уже не знаешь - твой ли это старый друг, или 'тварь дрожащая'.
В итоге, сценарист 'Крик 1-3' и прочих кинокаламбуров Кевин Уильямсон написал 'Факультет' (или 'Преподаватели'), где смешал воедино вышеупомянутых 'Похитителей тел', 'Паразитов-убийц' Кроненберга, 'Нечто' Карпентера с собственным уже к тому времени отснятым 'Я знаю что вы сделали прошлым летом'.
Родригез, при всё уважении, не Тарантино. У него нет шедевров. Его произведениям всегда чего-то не хватает. Таланта? Чутья? Стиля? Черт его знает...
Некоторым нравится сильнее первая половина ленты (диалоговая, комедийная, 'разогревающая'). Некоторым - вторая (горе-экшн, дурацкая калька с карпентеровского 'нечто'-чудовища, беготня 'от' и 'за', бесконечные крики 'Стоукли! Ты жива??'). О чем это говорит? Наверно, о композиционном несовершенстве ленты. И, как легко можно догадаться, первая часть мне понравилась куда больше второй.
Джентльменский набор - симпатичный глазастый лузер, роковая красотка-стерва-дура-зараза, предводитель футбольной команды (Шон Хэтоси = спортсмен-плейбой?? держите меня семеро...), страшилка-готичка псевдо-лесбиянка, и новенькая студентка-блондинка где-то на периферии. Подобные штампы не раздражают где-то первые полчаса. Да и в дальнейшем тоже не раздражают. Просто скучно становится.
Вроде бы играя с клише, Родригез тем не менее делает фильм настолько предсказуемым (ибо с 'фильмами-вдохновителями' я довольно неплохо знаком) что остаётся лишь ждать кульминации... которая не наступает. Финальные минут 40 - смертельно утомительны. Инопланетянин 'позаимствован' из шедевра Карпентера 'Нечто', но смоделирован не загадочно и не страшно. Ни драмы ни психологизма Родригез конечно же не даёт. Но и развлечения тут - ноль. Во 'Вторжении похитителей тел' 1956-ого года концовка была столь эмоционально сильна, что все былые клише и 'издержки тех лет' моментально прощались и забывались. А Родригез, после топорной и анти-изобретательной беготни-убийства инопланетного чудища, выдаёт 'на гора' сладкий хэппи-энд, который я бы рад воспринять эдакой кино-издевкой, да вот не получается...
Более того, кроме беспомощной второй половины фильма, у меня вызвал вопрос сама 'мораль'. И так: детки борются со злым-ужасным-нехорошим-негуманным инопланетным паразитом, несущий им... муки и смерть? порабощение?... нет, счастье и познание самих себя. Но Родригез, выбравший наркотики в качестве 'противоядия' от инопланетян, принесших на эту жестокую и озлобленную планету покой и радость, подводит странную мысль о том что 'Лучше быть несчастным, но гомосапиенсом, и периодически ширятся от безысходности... чем быть счастливым, но инопланетянином'. Подобное киношное 'Зло', как уже бывало не раз ('Флинт', 'Бегство Логона') не только не отвратительно, но ещё и вызывает симпатию!
Почему бы, раз уж это вроде как 'стёб', не дать зеркальный хэппи-энд - инопланетяне-таки победили нас (как и во всех предыдущих фильмах-вдохновителях), но вместо опустошающей финальной депрессухи 'Вторжения похитителей тел' и 'Нечто', в мире и людях воцаряется былинная гармония?? А ведь в середине ленты, когда 'паразиты' захватили большую часть школы, действительно имела место подобная шутливо-идеалистическая картина. Так кто же мешал Родригезу? Братья Вайнштайны? Кассовые соображения? Почему он пустил фильм под откос? Он ему надоел? Он по ходу съёмок разочаровался в сценарии Уильямсона? Это не смешно. Это не грустно. Это по-академически скучно и не интересно.
В 2007-ом году (через 9 лет после 'Факультета') талантливый, но тоже не гениальный, датский режиссер Уле Борнедаль снял ленту 'Замена', базировавшуюся на схожем сюжете - учитель оказывается инопланетянином, детки дают ему отпор. Но у Борнедаля на удивление оказалось куда больше и стиля, и иронии и даже мысли(!!), чем у Родригеза и Уильямсона вместе взятых. Вот как бывает.
5 из 10
(первая половина фильма мне в основном понравилась)
Каким должен быть фильм об инопланетном вторжении? Масштабным, эпическим, со спецэффектами на грани фантастики. А каким должен быть фильм Роберта Родригеса? Чтобы кровь лилась рекой, патроны летели в разные стороны, а справедливость была восстановлена! А что получится, если Роберт Родригес снимет фильм о захвате Земли инопланетянами? На мой взгляд, вышло не очень.
Сюжет - как у банального ужастика средней паршивости. Инопланетные паразиты стали вселяться в тела школьников и учителей в школе какого-то американского захолустья, превращая их в бездушных зомби. Как их убить? Застрелить? Зарезать? Взорвать? Всё гораздо проще: дать понюхать им наркотиков!!! Такое бывает только у Родригеса! Да и всех заражённых мочить не надо, надо всего лишь вколоть самопальную дурь королеве этих пришельцев. Если первая половина фильма довольно интригующая, то вторая, и особенно финал, совсем уж сумбурными вышли. Впрочем, этим недочётам есть железное объяснение: за 15 миллионов долларов 'День независимости' или фильм такого уровня не снимешь...
И кто же может спасти Землю от инопланетного порабощения? Правильно, кучка подростков разномастных типажей: скромный 'ботаник', роковая красотка, стервозная лесбиянка, крутой качок и мелкий наркоторговец. Банальные персонажи и не самая выразительная игра актёров, исполнивших эти роли (за исключением Элайджи Вуда и Клер Дювалл). Среди учителей запомнился, разве что, Роберт Патрик, и то наверно потому, что его персонаж мне напомнил Терминатора в его же исполнении.
Компьютерной графики в фильме мало, смотрится она неплохо для такого бюджета. А вот музыка к фильму отличная. И на том спасибо.
Но я вот лично так и не поняла, почему 'Факультет' возвели в разряд едва ли не культовых фильмов. На мой взгляд, кино на один раз без особых претензий. Ни заряда адреналина, как в 'Музыканте', ни особой интриги, как в 'Крике', ни юмора (пусть даже 'черного') я в этом фильме не нашла. Скажете, что в моём возрасте трудно оценить такие фильмы? Возможно, но и моему сыну (21 год) 'Факультет' тоже не понравился.
По моему мнению, не самый лучший фильм Роберта Родригеса.
Читая многочисленные восторженные отзывы, я (хотя и очень старался) не смог не написать свой.
Не знаю, чего от Факультета все так тащатся? Я смог досмотреть его только до середины. Инопланетяне, умирающие от воткнутой в физиономию пластиковой трубочки с наркотой - это просто глупо и неправдоподобно. Нет, я готов поверить, что такое возможно, но смотрится, к сожалению, всё равно плохо.
Шуточки в фильме мне не понравились. Даже не знаю, почему. Может, от них веет пошлыми комедиями, а мне таковые неприятны.
Ну а смотреть про робкого обиженного подростка, который вдруг всех спасает и вырастает в глазах зрителя просто противно. Есть фильмы, где такое происходит. Иногда героя в задницу кусает радиоактивный паук или нечто в этом роде... но беда в том, что превращение героя в смельчака похоже на сказку: цап за зад - и ты уже герой. Не верится. Не бывает. Здесь самый робкий всех спасает безо всякого супергеройства. Вроде бы хорошо... Но он так и не стал смелым, хотя наверное, симпатию самой красивой школьницы всё же завоевал (неужто без этого?). Публика в восторге. Мол, не парьтесь, трусишки, и вы на что-нибудь сгодитесь. Мир спасти, например...