К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Голливуд – мечта миллионов; на первый взгляд, источник незыблемой славы и богатства. Но на деле это жестокий беспощадный мир, в котором выживают только сильнейшие. Вообще темная сторона Голливуда и призраки забытых звезд является одной из самых интересных тем в художественном кино. Но лишь немногим режиссерам удалось подать её в правильном ключе, как это сумел Билли Уайлдер в своем культовом нуаре «Сансет бульвар».

Синопсис Сценарист Джо Гиллис переживает не самые лучшие времена. Он беден, ему нечем оплачивать счета, к тому же кредиторы твердо намерены в счет неуплаченных логов изъять у него машину, которую он пытается укрыть в гараже, как ему казалось, шикарного особняка на бульваре Сансет. Выясняется, что в этом доме, спрятавшись от мира, проживает в прошлом звезда немого кино Норма Десмонд. Джо принимает её предложение стать личным сценаристом, не предполагая, к каким последствиям приведет эта связь.

Конечно, фильм в первую очередь стоит отметить за превосходную игру актёров. Уильям Холден в роли Джо Гиллис сыграл отчаявшегося сценариста, переживающего глубокий творческий кризис и ищущего себя в этом мире, которому представился уникальный шанс воплотить свои мечты ценой своего заключения в «Золотую клетку». Также нельзя не сказать об игре Глории Суонсон в образе Нормы Десмонд, которая до такой степени одержима мечтой о возвращении былой славы, что перестает отличать границу между реальностью и вымыслом. Наконец, следует упомянуть Эриха фон Штрогейма в гениальной роли слуги Макса, который для Нормы оказывается больше чем простым дворецким.

У большинства зрителей имя Билли Уайлдера по большому счету ассоциируется с романтической комедией «В джазе только девушка», да и в целом с комедийным жанром. Поэтому мало кто догадывается, что этот режиссер также умел снимать пронзительные драмы. «Сансет бульвар» можно отнести к разряду глубоко психологического кино. На протяжении всего фильма он показывает, как слава может поднять человека до небес и в то же время сбросить вниз, превратив в подобие звезды, которую помнят лишь немногие. Чтобы зритель смог почувствовать иллюзорный мир и полное одиночество, в котором живет главная героиня, Билли Уайлдер напичкал фильм различными символами, вроде гостиной, обставленной портретами, или мертвого шимпанзе, похоронам которого главная героиня уделила столько внимания.

Сценарий фильма – это отдельная тема для разговора. Еще раз коротко о сюжете. Фильм открывается сценой, в которой полиция прибывает к дому Нормы Десмонд. В бассейне плавает бездыханное тело Джо Гиллиса, который за кадром начинает рассказывать историю, приведшую его к такому фатальному концу, и действие переносится в прошлое. Джо Гиллис, безработный сценарист, которому не удается продать свою последнюю работу ни одной из студий, не знает, куда ему податься. Во время погони от кредиторов лопнувшее колесо его автомобиля приводит к дому бывшей звезды Нормы Десмонд. Та просит у героя профессиональной помощи, чтобы он помог закончить ей сценарий. Нехотя, Джо соглашается. Однако героиня слишком сильно привязывается к нему, и из чувства жалости Джо становится её любовником. Но Норма буквально не оставляет Джо в покое, стараясь контролировать его жизнь. Такая безумная страсть вкупе с непреодолимым желанием вернуть былую славу создают опасное напряжение в доме, которое приведет к смертельному выстрелу.

Итог «Сансет бульвар» - действительно, один из лучших фильмов. Кроме того, что показывает нелицеприятную сторону «красивого» Голливуда, он просто изображает ту степень деградации человека, когда его одержимость славой и популярностью не знает никаких границ, а сам он готов предпочтет жить в фантазии, чем смириться с утраченным.

10 из 10

15 октября 2018 | 19:09
  • тип рецензии:

«Сансет бульвар» это не столько какая бы то ни было цельная история, сколько один из поздних столпов протеста Старого кинематографа. Первым об этом “заговорил” ещё чаплиновский «Великий диктатор» в далёком сороковом, Уайлдер же в данной картине продолжил гнуть планку протеста, являясь, по сути, одним из последних свидетелей немой кино-эпохи (за что, конечно, был изрядно полит грязью).

Что тут хорошо - зритель не видит конкретной позиции автора, которую невесть как там углядели представители MGM, а лишь метафорический рубеж-столкновение двух миров. И ведь никто не поспорит, что это не так: молодой и легкомысленный сценарист Джо, перебивающийся от текста к тексту, рискует потерять самое ценное, что у него есть - автомобиль. Некая коммерческая авантюра приводит его на территорию некогда известной, но уже изрядно забытой звёзды немого кино Нормы Десмонд. Норма безумно богата и ровно столько же безумна идеей вернуться на экраны, задать жару новой школе, если угодно. Гиллис же не скрывает того, что у старой актрисы уже «истёк срок годности», но соглашается помочь, ради некоторой выгоды.

И всё в постановке является конфликтом, начиная от присутствия настоящего таланта Эриха фон Штрогейма, в своё время выдавшего просто гениальную «Алчность» и игры главных актёров Холдена и Суонсон. Последние, кстати, ловко применяют характерные стилистики отображаемого в них времени - персонаж Холдена несколько дерзок, пренебрежителен и молод, а вот Норма миссис Суонсон совершенно умиротворённа и по-театральному пафосна. Не смотря на монотонность самого сюжета и заведомо открытый финал, наблюдать эти перепады настроений весьма увлекательно.

Вообще, Уайлдер прекрасный пример режиссерского таланта, который не завязан на каком-либо жанре (как обычно это бывает). Билл уже показал что умеет и в серьёзную драму («Потерянный уик-энд») и что так же грамотно может сочинять истории про любовь и ещё что по проще, без намёка на потерю качества. И вот тут Майеру нужно было бы призадуматься, только ли в деньгах всё дело и в кричащих лозунгах про «мать», которая «вскормила».

8 из 10

28 ноября 2019 | 12:32
  • тип рецензии:

Классический фильм-нуар от режиссера Билли Уайлдера, который лично для меня стал первым, и пока единственным, фильмом в этом жанре, что я удосужился посмотреть. Сам жанр меня заинтересовал давно, поэтому я решил начать знакомство с той ленты, которая стоит во главе списка из 50-ти лучших фильмов-нуар по версии сайта IMDB. И скажу, что ни жанр, ни кинолента меня не разочаровали.

Правда, слабовато как-то выражается интрига и детективная составляющая фильма, которые по определению должны быть основой фильма-нуар, однако сама история разворачивается в довольно интересном ключе. И та особенность, что параллельно ведется рассказ на экране и закадровым голосом от лица главного героя, который как бы проясняет некоторые детали, придает фильму свой привлекательный оттенок.

Примечательным моментом является еще и то, что режиссер картины, для того чтобы исторически сблизить картину и ее персонажей с временами немого кино, пригласил к участию в ней звезд этой эпохи для исполнения эпизодических ролей или же для игры на экране самих себя. Поэтому довольно приятно было видеть несколько знакомых по старым фильмам лиц.

В целом же хорошо и интересно, однако хочется отметить, что к концу фильма заметна перемена в игре актеров (которые словно зная, что фильм близится к концу, стали играть в расслабленном состоянии, допуская переигрывание) и в сюжете (который стал предсказуем почти в каждой сцене), отчего складывается впечатление о нехватке времени на доработку финальных сцен. А жаль, так хорошие впечатления были бы полнее, а оценка была бы выше.

8 из 10

28 марта 2010 | 12:12
  • тип рецензии:

Билли Уайлдер как режиссер,у меня ассоциируется чисто с комедией ('В джазе только девушки', например). Я и подумать не мог, что человек, снявший отличный, но простенький фильм, может снять такое серьезное и проникновенное кино. Данная картина представляет собой смесь двух жанров - нуара и драмы. Эксперимент по смешению жанров явно удался, потому то, что я увидел, мне придется пару дней переваривать.

Главное достоинство фильма - сюжет, невероятно закрученный, невероятно острый и в меру динамичный. Собственно, на сюжете весь фильм и держится. Конечно, прекрасная музыка также имеется и просто блестящая актриса, исполнившая роль бывшей звезды, причем она лицом играла действительно также, как в свое время актрисы немого кино. В этом образе она очень напоминает Марлен Дитрих, особенно под конец. Я не знаю имя актрисы, исполнившей главную роль, но низкий ей поклон, за то, что создала такой запоминающийся образ!

9 из 10

20 апреля 2010 | 12:05
  • тип рецензии:

Отличная картинка! Лица, интерьеры, построение кадра,... Отличный звук: голоса в первую очередь. Отличные характеры: сценарист, сценаристка, друзья сценариста, главная героиня, её дворецкий, режиссёр. Их судьбы, их поведение, их решения. Всё живо, психологично, нестереотипно, интересно. Совершенно изумительная сцена возвращения актрисы в студию: меня проняло чувство сказочности, которую навевает на личную жизнь звезды сцена, почувствовал её (похоже скрываемую) ностальгию по этой работе. Всем этим фильм просто шикует.

Но вот зачем фильм я понял. Его тема сводится к иллюстрации греха тщеславия. Потерявшая популярность (на волне революции звукового кино) актриса доживает век в своём поместье. Тщеславие доводит её до убийства и сумашествия. Но прямое изложение эволюции греха в конкретной душе тему никак по особенному не раскрывает. Тема то одна из сложнейших и интереснейших, а её раскрытие свелось к достаточно ожидаемому, простому концу - к простой эволюции безумия. Фильм просто не держит уровень темы за которую взялся автор. За примерами гораздо более серьёзного сверхреального душеведения ходить далеко не надо: Бергман, Тарковский, Кислевский. Но внешний шик и психологический креатив доставлял удовольствие весь хронометраж фильма!

И еще: любит Wilder выписывать умных (в смысле сообразительных), но почему-то недалёких мужиков (еще `Двойная страховка`).

22 ноября 2009 | 18:26
  • тип рецензии:

По-началу, казалось, что будет отвратительная скука, но меня удивило, что не смотря на год (черт подери, прошло 66 лет!), технически хорошо снято и не отвратительна работа со звуком. Запал в душу момент с органом, с музыкой подходящей сцене и переходом к её источнику. Равно как романтические моменты с девушкой-соавтором его сценария (девчачья слабость).

У фильма, не близкий мне, но занимательный сюжет. Не единожды смеявшись, я искренне сочувствую каждому из героев, особенно влюбленному в умирающую, тлеющую звезду, его самопожертвование удивительно для меня.

Я не особый ценитель кинематографа как такового, но бы посоветовала эту вещь к просмотру, как минимум просто из интереса.

23 июня 2016 | 17:45
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: