Если не можешь доверять своим друзьям, то что же тогда остаётся?
'Неглубокая могила' - великолепный дебют Дэнни Бойла, режиссёра фильмов 'Миллионер из трущоб' и 'На игле', по праву удостоенный премии 'Золотой Хичкок'. Остро закрученный, надрывистый триллер с резкими поворотами сюжета и элементами чёрного юмора, пугающ и местами жесток. Бойл впервые примеряет на себя роль патологоанатома человеческого духа, и надо сказать, вскрытие человеческих пороков у него получается делать отменно - скрупулёзно и залихватски одновременно.
И трое молодых людей у нас на глазах превращаются в чудовищ. У них, конечно, с самого начала есть определённые задатки - этих ребят не назовёшь невинными шалопаями, в них есть и цинизм, и сумасбродство, и преднамеренная жестокость, но для них существует пока и этический минимум - понятие грани и недозволенного. И вот когда алчность корёжит их души и заставляет перешагнуть то, что даже для бессовестных отморозков является табу - начинается крушение сначала дружбы, оказавшейся на деле колоссом на глиняных ногах, затем ломка психики, а вслед за ней - уничтожение духа. Достоевский (его влияние тут сквозит то и дело) задумчиво чешет затылок.
Саундтрек - лиричный, с ностальгическими нотами, диссонирует происходящему, придавая ему гротескность и выпуклость.
Главные роли блестяще исполнили актёры: Юэн МакГрегор (его персонаж самый разбитной и разнузданный), Кристофер Экклстон (самый правильный из троицы, вначале даже кажется, что попал он в эту компанию по ошибке, но уже к середине фильма степень разложения его души выглядит самой катастрофической, он даже напоминает Горлума из 'Властелина колец', настолько перестаёт походить на человека) и Керри Фокс (её героиня дольше всех старается сохранить в себе человеческое, но жажда золотого тельца приводит к тому, что и с ней случается чудовищная метаморфоза).
Стоит ли смотреть? Да, обязательно. Но следует учитывать, что фильм производит сильное впечатление.
В случае моей смерти, я хочу, чтобы стали известны следующие факты…
«Неглубокая могила» - это первый фильм режиссера Дэнни Бойла для большого экрана, и первая его известная работа. Но после такого фильма сразу захотелось посмотреть все его остальные работы, ибо фильм действительно бомба! Это больше, чем просто кино. Это восхитительная картина, от которой только хочется осмотреться вокруг, переосмыслить свою жизнь. Превосходно выверенная от первого кадра до последнего структура. Восхитительная глубина актерской игры. Невероятная музыка. И при этом настоящий шок в финале, который только после титров начинает казаться хоть сколько-нибудь предсказуемым. Черная комедия. Очень черная. Такая черная, что местами не верится, что это вообще комедия. Несмотря на то, что в очень многих сценах просто нельзя сдержать смех.
Это фильм о дружбе. Что очень хорошо – не о «мужской дружбе», не о «женской дружбе», а о человеческой, разнополой. Секса между друзьями быть не может, говорите? Вам будет приятно узнать – между друзьями не может быть, в первую очередь, денег. А секс – он сейчас везде. А уж в 90-е и подавно. А вот деньги не всегда сваливаются с неба. Между друзьями не может быть лжи. Между друзьями не может быть секретов. Вот подумайте, сколько в мире настоящих друзей? И более того, друзья должны поддерживать друг друга. Если же вы начинаете бояться своих друзей, стоит задуматься – а друзья ли они вам? Поэтому-то дружба и начинает разлагаться от появления денег, от появления секретов, разлагаться вместе с трупом. Расчленив попавший труп, герои расчленили свою дружбу, которая в начале фильма кажется верхом нерушимости.
Юэн Макгрегор и его персонаж… Так и хочется спросить, почему у Юэна нет до сих пор ни одного Оскара? Он достоин его уже за этот фильм. А персонаж его, Алекс Лоу, должен был стать культовым. Жизнь несправедлива, это точно. Алекс более загадочная и глубокая фигура, чем может показаться. Крича больше всех за то, что деньги надо оставить, он разрушил дружбу. Сам. По идее, именно его нужно винить в этом. А с другой стороны – не рухнула ли бы дружба, если бы герои поступили по-честному и законно? Могла рухнуть – жизнь такова… Поистине шикарная улыбка Макгрегора в конце той самой сцены – вот то, ради чего уже можно отсмотреть весь фильм. Алекс – единственный из трех друзей, у кого поистине есть фантазия в жизни. И это выделяет его из тройки. Та сцена, в которой мы видим его в женском платье – в ней дружба уже рушится, но он получает удовольствие. Уж не ключевой ли это момент во всей картине? Или сцены, в которых он смотрит шоу «Проиграй миллион» и фильм «Плетеный человек»? Причем насколько разное его состояние во время просмотра первого и второго – настолько разное его состояние душевное.
Нельзя не похвалить и Кристофера Экклстона. Не знаете такого актера? Посмотрите фильм – узнаете и полюбите. «Если вам надо поговорить с моей девушкой, то сначала спросите у меня. А уж если намерились танцевать, то подайте письменную заявку за три недели вперед, не то окажетесь в мусорном баке!» - этому можно аплодировать вне всяких сомнений. Так сложно сыграть – это надо прожить. Или еще «Я раньше не видел мертвых. Нет, конечно, я видел свою бабушку – но ведь это не считается?» (вроде в оригинале еще было дополнение к фразе – «тем более, что она была жива»). Вообще такие диалоги написать можно только в припадке гениальности или будучи от природы гением. Джону Ходжу – браво!
Ну и, конечно – третий приятель, Джульетт. Ее очень хорошо сыграла не очень известная актриса Керри Фокс. Она может показаться тихой и пассивной – это обман. У нее на деньги тоже свои планы. Своих внутренних демонов она хранит на черный день – ей они понадобятся. Но для денег нужен холодный расчет, нужна идея. Она может оказаться донельзя простой. Вечно какая-нибудь существенная мелочь все испортит.
Не раз в фильме мелькает кукла, в которую Алекс (будучи в женском образе) запускает игрушечную стрелу в голову. Символичный момент. В самом деле, зачем резать живых людей, когда можно выплеснуть всю свою аморальную сущность на куклу, которая ничего плохого тебе не сделает? Кроме того, что явится в страшном сне, смеясь.
Музыка в фильме – волшебная, предрекающая беду. Может ли в комедии быть такая музыка? Может – если комедия настолько черная.
Нет дружбы там, где есть жадность. Нет дружбы там, где есть обман. Нет, и не может быть дружбы там, где каждый считает себя умнее своего друга. «Неглубокая могила» Дэнни Бойла – замечательный фильм на тему дружбы и того, что ее может разрушить.
Деньги, друзья, три трупа — что еще для счастья нужно?
Обычно дебютные работы любого режиссера, даже великих мастодонтов мирового кинематографа, являются средними, банальными проектами. Для фанатов, так бы я их охарактеризовал. И когда я вчера садился смотреть фильм Shallow Grave я ожидал что-то в этом духе. Но, как известно, в любом правиле есть исключения и в данном случае это очень здорово.
Первое что бросается в глаза - музыкальное сопровождение и я сразу поймал себя на мысли, что у Денни с этим никогда не бывает проблем, вспомните Миллионер из трущоб или последний его фильм - 127 часов. Уже за это я готов Бойлу пожать руку, очень уж я ценю данный фактор.
Почему же у меня были сомнения по поводу этого фильма? Все дело в завязке, которая не блещет оригинальностью и я сам лично видел минимум 5 похожих картин, а я уверен, что таковых в разы больше. Но как же в течении хронометража меняется направление сюжета! Просто диву даешься. Хотя должен признать, что первые минут 30 не предвещали ничего хорошего и я откровенно скучал. Смотреть как 3 оборванца издеваются над претендентами на соседство в их квартире - не самое захватывающее зрелище.
Все меняется, когда их новоиспеченный сосед непонятным образом умирает, а вместе с тем, оставляет им чемодан денег. А как известно деньги до добра не доводят! Но несмотря на все штампы, Бойлу удается посмотреть на эту ситуацию одновременно с серьезной и кривляющейся миной. Поскольку ситуация начинает накаляться с каждой минутой, персонаж по имени Девид превращается в помешанного психа и вскоре лучшие друзья превращаются в охотников, но концовка... Если бы не финал, то эта рецензия была бы окрашена в красный цвет!
Что такого в концовке - спросите вы? Ну чтобы обойтись без спойлеров я скажу только следующее - эта лента получила награду под названием Золотой Хичкок! Я думаю ценители после таких слов просто обязаны посмотреть этот фильм. И если за весь фильм сколько-нибудь стоящих шуток не было, то вот концовка - это одна большая 'черная' хохма.
В фильме есть один огромный жирный минус - это одноразовое кино, которое вряд ли кому-то захочется пересмотреть. Скажете жанр такой? Пожалуй соглашусь, но все-таки некоторые триллеры можно пересматривать хотя бы из-за актерской игры, а здесь она на уровне, но до эталона не дотягивает.
7.5 из 10
P.s. Из саундтрека выделю композицию, которая играет в начальных титрах - Leftfield - Shallow grave, у Бойла просто невероятный талант завлечь зрителя в самом начале заводной композицией!
'Неглубокая могила', пожалуй, лучший фильм о дружеских отношениях (пока не буду ставить кавычек), который я видела. Сюжет незамысловат - новый жилец, только заселившийся в квартиру, принадлежащую трём друзьям, накладывает на себя руки, оставляя чемодан с деньгами. И дружная компания решает избавиться от трупа, а деньги оставить себе. Казалось бы, дальше должна последовать криминальная история с погонями, взаимопомощью перед лицом опасности и прочими афёрами, но именно этого и нет.
Кажется, что угроза, нависшая над дружбой Алекса, Дэвида и Джульетт, пришла извне. Но на самом деле чемодан с деньгами всего лишь вытащил наружу то, что уже было в них. Достаточно вспомнить эпизод с приемом жильцов и откровенное издевательство, которому они подвергают их. Чем ближе к концу, тем больше звериного проявляется в этих людях. Это демонстрируется и видеорядом. Паучьими движениями Дэвида, передвигающегося по чердаку, скользящего между лучей света, похожих на паутинки. И звериной злостью Джульетт, вцепившейся зубами в руку одного из ''друзей'' в драке.
Для меня самым интересным оказался персонаж Кристофера Экклстона, несуразный, тихий, ''правильный'' клерк. Мне показалось, что изначально его нежелание расставаться с деньгами обусловлено его работой в бухгалтерии. Дэвид привык к ним, к цифрам и суммам, привык считать, но не думал, что они достанутся ему. Его поведение было бы другим, если бы ему не пришлось лишать труп опознавательных знаков, т. е отрезать ступни и превращать лицо в кровавое месиво.
Дэвид - страж денег, но думаю, что поначалу он считает себя жертвой. Жертвой собственных друзей, которые стояли в стороне, когда он выполнял грязную работу. И помешательство на чемодане, постоянная его охрана, уединение - это обязанность, которую он сам взвалил на себя. Он чувствует не любовь к деньгам, но необходимость показать ''друзьям'', кто их по настоящему достоин. Молчаливый укор. Он привык делать грязную работу, привык делать ее хорошо. Раньше она заключалась в подсчитывании цифр, а теперь в убийстве - он легко расправляется с двумя гангстерами, пришедшими за деньгами. Уверена, что он считает себя недооцененным, собственными друзьями, работодателями.
Тихоня не превратился в убийцу. Тихоня всегда качественно делал свою работу. И никогда не останавливался на полпути.
От Алекса, которого играет Эван Макгрегор, ждешь опрометчивых поступков, предательство, наконец, соперничества за не только за деньги, но и за Джульетт. Пожалуй, ошибка этой троицы в том, что каждый считают себя умнее двух других. И в итоге каждый проигрывает.
Персонажу Джульетт (Керри Фокс) можно только поаплодировать, не сочувствовать, но аплодировать. Весь фильм мы считаем ее довольно тихой, следующей за мужскими персонажами, но в конце она предстает абсолютно другой.
Этот фильм прекрасно иллюстрирует высказывание о том, что большинству требуется не дружеская помощь, но уверенность в том, что эту помощь окажут. Стоит только добавить к этой фразе то, что большинство предпочло бы никогда не узнать, способны ли их друзья прийти на помощь. И способны ли на это они сами. Гораздо проще думать, что все хорошо, чем разглядывать червоточины и гнильцу в отношениях. А потому все убийства, деньги и элементы боевика второстепенны. В 'Неглубокой могиле' виртуозно показаны отношения.
Высок, высок конечно рейтинг на IMDB, просто неоправданно высок. Фильм самый что ни на есть середнячковый. Все перечисленные жанры присутствуют, но чего-то сверхъестественного я там не заметил. Первая треть фильма вообще скучная. Потом небольшое оживление пошло. Но не сюжет, не игра актеров, ни какие-то комедийные моменты абсолютно не зацепили. После часа просмотра я с нетерпением поглядывал на часы, когда же он наконец закончится. Один раз посмотреть и забыть. Описание тут гораздо интереснее самого фильма. В принципе, из такого сценария можно было сделать конфетку, но режиссеру не хватило опыта или же денег и получился обычный проходной середнячок
«О да, я верил своим друзьям. Верил. Но что делать, когда перестаёшь им верить?» (с)
«Неглубокая могила» - режиссерский дебют Дэнни Бойла. Это очень удачный дебют несмотря ни на что. До просмотра я не знала, что это вообще фильм Бойла, и тем более, его первая картина. Но связь между его фильмами прослеживается и поневоле начинаешь ощущать руку одного человека, проникаешься его желаниями и мыслями, тем, что он хотел донести до зрителя, показать, дать обдумать. Особенно видна связь с последующим « Transporting» - друзья, деньги, вопросы жизни и смерти, только контекст в 'Неглубокой могиле' другой. Видимо для Бойла одно время, на заре его карьеры, было интересно исследовать насколько человек подвержен закону самосохранения, несмотря на такие человеческие ценности как дружба, семья, любовь, доверие, честь. Все-таки человек по природе своей жаден и эгоистичен и та маска, которую мы надеваем каждый день – не всегда наше истинное лицо.
В своей первой картине Бойл демонстрирует нам трех друзей: журналист, бухгалтер и врач. И по началу их можно было объединить общим словом 'друг'. По виду Алекс, Дэвид и Жюльет – самодостаточные, вполне довольные жизнью люди, проживающие не в самом плохом районе Лондона и не в самой плохой квартире. Им нужен четвертый съемщик, так как одна комната пустует. В меру своей циничности они отвергают кандидата за кандидатом, объясняя свой выбор тем, что «компания» нуждается в достойном пополнении. На горизонте появляется достойный кандидат, который неожиданно оставляет после себя свой хладный труп и занятный чемоданчик. Чемоданчик – это приятный бонус, но вот с телом надо что-то делать. Друзья оказались изобретательны в этом вопросе. Но как бы ни храбрились, пытались вскоре забыть о случившемся, но произошедшее событие оставило свой след в каждом и для каждого свой. Сохраняя подобие прежней дружбы и теплых соседских отношений, каждый из них разрабатывает свой план и ведет подпольные работы. Каждый из них верит в свой успех – ведь впереди ждет достойное вознаграждение.
Бойл как будто тычет нас носом в то, что лежит на поверхности. У каждого из нас лежит. Как бы мы все не следовали своим правилам, либо правилам общепринятым, незримым и неписаным законам общества - мы все по натуре своей жалки и очень предсказуемы, а ещё очень просты. Как животные мы поддаемся нашим незримым рефлексам – покажи кость и собака бросится за ней, так в фильме все соблазняются чемоданчиком, списывая на полученную выгоду все свои грехи. А смог бы хоть кто-нибудь устоять? Вот если честно ответить и не кривить душой? Устоять и жить дальше, вместо того, чтобы получить долгожданный ключ к своим мечтам и желаниям. Бойл начал это, оказывается, ещё с первого своего фильма. И если в «Transporting» все остается безнаказанным, то в «Неглубокой могиле» финал четок, но до конца не определен в деталях.
Все таки человек далеко не так прост как кажется на первый взгляд. Неожиданное завершение фильма – явное тому подтверждение.
Эта картина, посвященная власти денег и переменчивости человеческой природы и ещё тому, что каждый человек трактует по-своему понятие 'дружба'. Ведь по сути - в этой жизни каждый сам за себя.
Несмотря на общую идею фильма и происходящие в некоторых моментах события, картина смотрится легко и непринужденно. Развязка поражает и не заставляет разочароваться. Совершенно непредсказуемый сюжет, игра актеров и постановка – в итоге не зря потраченный 90 минут фильма. Ещё поражает музыкальный ряд – здесь веселье очень удачно сочетается с драматизмом ситуации. Да и для грусти, собственно, нет особых причин – здесь главное понять.
Отличный фильм, сразу чувствуется английское производство и культовый в то время стиль Бойла. Отличная игра МакГрегора. Хороший хронометраж, ничего не 'затянуто', нет нудных сцен.
Что же касается сюжета и смысловой нагрузки, то здесь Бойл как всегда заставляет сделать зрителю вывод самомстоятельно, применяя фирменные приемы относительно моральных норм в дружбе да и вообще в жизни рядовых людей, которые оказываются в нетрадиционных ситуациях.
Одна из ранних работ Дэнни Бойла, любящего поиграть с человеческими характерами в своих фильмах, рассказывает о том, до чего может довести человека алчность и какие скрытые и тайные уголки его личности могут всплыть, если для того появится серьезный психологический импульс.
Бойл переплел в «Неглубокой могиле» массу жанров, начав с черной комедии и закончив триллером, по пути зацепив и драму, и детектив. Разве может зритель предсказать, что после вполне безобидного выбора соседа тремя приятелями Алексом (Юэн Макгрегор), Дэвидом (Кристофер Экклстон) и Джульет (Кэрри Фокс), начнут разворачиваться по-настоящему леденящие кровь события, по ходу которых один труп – это еще хорошо.
Насколько может измениться человек, если вдруг он становится обладателем баснословной суммы денег? Изменит ли и насколько изменится его отношение к окружающим людям? Способен ли он совершить роковой шаг, отделяющий человеческие принципы морали от жажды легкой наживы? Сможет ли он совладать с собственными пороками и, один раз перейдя черту, не преступить ее вновь? Удастся ли ему не оказаться поглощенным жадностью настолько, что некогда друзья превратятся во врагов, которые посягают на сокровище, «по праву» принадлежащее только одному? Вот на эти вопросы и старается ответить Дэнни Бойл своим фильмом «Неглубокая могила».
Эта кинолента прельщает тем, что здесь во вполне домашней обстановке разворачивается настоящий триллер и за, казалось бы, обычной дверью в одном из домов Глазго разворачиваются мрачные и страшные события. Про таких ребят как Алекс, Дэвид и Джульет обычно говорят: «они были такими спокойными и тихими, никогда не шумели после 11 часов, кто бы знал, что до такого дело дойдет».
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Так уж случилось, что сначала я познакомился с самыми поздними работами безусловно выдающегося режиссера Дэнни Бойла. Это были «28 дней спустя» и «Пекло». Благодаря этим фильмам я заинтересовался творчеством Бойла и нашел почти все его ранние картины. Начал просмотр, разумеется, с его первой работы – Неглубокая могила.
Фильм открывается забавной сценой «собеседования» новых квартирантов хозяевами. Начальные сцены призваны показать главных героев со стороны, т.е. как они себя ведут в обыденное время, без всяких приключений и неурядиц. В них отчетливо видна жизнерадостность, неимоверный позитив и… некоторая самодовольность. Ну и конечно, дружба. Но, как говорится, друзья познаются в беде. И беда не приходит одна. Сначала уже было освоившийся новый квартирант умирает от передозировки наркотиков прямо у них в квартире, затем они находят деньги этого самого квартиранта. И немало денег. Поразмышляв на досуге о перспективах дальнейшего плана, они решают отрубить парню все руки, ноги и голову и закопать где-нибудь в лесу. А деньги, разумеется, припрятать себе. Однако, у таких больших денег не могло быть одного хозяина, и вскоре за ними начинают охоту. И тут-то и начинается самое интересное…
Поначалу кажущаяся предсказуемой сюжетная линия под конец увиливает в совсем непредсказуемые стороны, а концовка очень сильно удивляет. Сценарий очень четкий, а повествование динамичное. Для дебюта это действительно шикарно.
Но какой уж хороший триллер без хорошей музыки. Обычно для триллеров пишут очень подходящую для событий в фильме, но совершенно не запоминающуюся музыку. В этом фильме все иначе. Кажется, будто сам саундтрек создает дальнейшее изображение, переходит из кадра в кадр, наполняя его ощутимой энергией, из-за чего оторваться от экрана просто невозможно. А центральный музыкальный трек я уже скачал и сейчас периодически слушаю, ибо очень люблю такие атмосферные мелодии. Именно благодаря таким мелодиям фильм еще больше запоминается.
Персонажей в фильме не так уж и много, но играют они просто шикарно. Больше всех, как здесь уже неоднократно говорилось, выделяется Эван Макгрегор, но и про остальных я не умолчу. Кристофер Экклстоун наравне с Эваном отлично держится в кадре, а иногда от его физиономии реально становилось жутко.
Фильм очень страшный. Страшный не в плане разорванных кишков и расчлененки, а именно в плане атмосферы. Очень жуткая и крайне реалистичная история по-настоящему пугает своим хладнокровием и жестокостью. Ведь в нашем мире многие бы, я думаю, так поступили. Пусть не так жестоко, но деньги бы точно никто в полицию не отнес.
Дэнни Бойл в своих фильмах всегда ставит персонажей перед сложными дилеммами, которые те должны решать в довольно сжатые сроки. Этот фильм не исключение, наоборот, он отличное начало его фильмографии, его стиля. Неглубокая могила – один из самых запоминающихся триллеров 90-х. Отличное начало отличной карьеры.
Жили, не тужили трое друзей. Несмотря на то, что они обладали разными характерами, они прекрасно ладили между собой и в искренности дружбы сомневаться не приходилось. Понимая друг друга без слов, их можно было считать родственными душами. Но судьба готовила им испытание: сосед по квартире умер, оставив в 'наследство' свой труп и чемодан, напичканный деньгами. Деньги они решили оставить себе, а от трупа избавиться. Далее события приобретают непредсказуемый вид.
К какому жанру причислить данный фильм?! Определиться все-таки довольно трудно: черная комедия, криминальная драма, триллер?! События сменяют друг друга, герои претерпевают значительные психические изменения. Кажущийся на первый взгляд черной комедией фильм постепенно начинает превращаться в психологическую драму, развзязка вполне в духе добротного триллера, а финал вновь драматичен. К чему это я? Данный фильм словно участок земли: копая глубже, находишь все новое и новое, всплывает потаенное.
Фильм меня удивил. Возможно уместнее употребить словосочетание 'превзошел ожидания', но я склоняюсь именно к первому варианту. История, показанная в фильме, можно произойти с кем угодно, когда угодно и где угодно (кстати цитата из фильма). Фильм вовсе не является пустой циничной комедией с элементами драмы. Скорее это драма, приправленная черным юмором.
'Неглубокую могилу' можно рассматривать как притчу об разрушающей силе алчности или хрупкости доверия. А можно и как конкретный пример поведения и взаимоотношений людей столкнувшихся с непредсказуемыми обстоятельствами.
Шальной успех бьет в голову. Ведь свалившиеся на голову деньги является тем самым пресловутым шальным успехом. Возможно удача и общая тайна должна была сплотить героев, но все пошло наперекосяк...Тайны, скелеты в шкафу должны принадлежать лишь одному человеку. Никто не должен быть посвящен, никто не должен иметь доступ к укромным уголкам души. Но что делать если грех общий? Будто полностью обезумев от алчности, герои начинаются бороться за единоличное владение тайной. Они начинаю плести паутину, рыть яму, но, как и в пословице, проигравшим окажется инициатор. Возможно стоило рыть яму глубже? Возможно стоило больше заняться самокопанием? Но сделанного не воротишь и все, что останется - лишь кровь на купюрах.
Кроме сюжета, фильм обладает еще несколькими достоинствами, а именно: блестящей актерской игрой и интересным, цепляющим саундтреком. Музыка и эмоции героев точно соответствовали настроению фильма.
'Неглубокая могила' является дебютной картиной прославленного Дэнни Бойла. И несмотря на то, что фильм получился удачным и интересным, вызвал положительную реакцию у критиков и собрал несколько кинопремий, я никак не могу занести его в актив режиссера. Бойл, на мой взгляд, является самым слабым звеном в фильме. Возможно это от нехватки опыта, но фильм не обладает должной атмосферой. Мельком она проскальзывает, но удержать ее на протяжении всего фильма у шотландца не получилось.
Друзья - это конечно хорошо. Они необходимы. Но что делать если утеряно доверие?