В одном французском городе P жила-была девушка. О матери, которая оставила этот бренный мир раньше, чем помогла ребенку превратиться в женщину, у Амели остались лишь детские воспоминания, а прежде малообщительный отец совсем замкнулся в себе, храня память о любимой супруге. И главной героине фильма пришлось довольствоваться в жизни маленькими радостями воображаемого мира, который становился мертвым без ее фантазий. Картины в спальне и крокодил-ночник обрели тогда одушевленные формы, превращаясь в сказочных персонажей и даже гном - несчастное существо с детскими чертами «отправился» путешествовать по свету, словно символизировал этим переход в более осознанную жизнь семейства Пулен…
Настроение юной чудачки было подвержено яркому солнышку, летнему косому дождю, новостям о пропавшей экспедиции и о гибели принцессы Дианы – водовороту приятных случайностей, житейских горестей и бед. Поэтому девушка приняла потерю коробки воспоминаний мальчика (жившего сорок лет тому назад в ее квартире) с фотографиями, фантиками, игрушками и запахами прошлого как свою личную катастрофу. И Амели решила, если отыщет этого человека, а результат заденет ее за живое, она начнет вмешиваться в жизни других людей.
…Жизнь - странная штука. Для ребенка время всегда еле ползет, и вот тебе уже 50 лет, и все, что осталось от детства, помещается в маленькую железную коробку. Раздвижение художественного пространства в картине проносится ретро-снимками перед глазами зрителя в нескольких ярких моментах счастья мужчины, который на мгновение ощущает себя мальчиком на школьном дворе, играющим в стеклянные шарики и кажется, даже вспоминает первые впечатления о женской красоте в колыхании шелковой сорочки на теле его обожаемой тети.
Жан-Пьер Жёне рассматривает добрые дела не только с точки зрения попытки обретения близости и понимания с людьми, а в конечном итоге примирения с самим собой и обретения гармонии с окружающим миром, но и обратную сторону добра. Девушка «делает» зрячим не зрячего: проводит по улочке Монмартра, где «все знают всех и общаются со всеми» пожилого старичка, становясь его глазами. Возвращает веру соседки в любовь со стороны ее мужа. Помогает художнику справиться с одиночеством, хотя и он придает девушке уверенности в себе, произнося глубокую фразу: «Столкновение с жизнью не опасно. И если вы этот шанс упустите, тогда со временем ваше сердце станет сухим, действуйте!».
А иногда добрые дела оборачиваются неудачей. Амели, чувствуя себя опорой всех униженных и оскорбленных, сражалась с неутомимой мельницей человеческого горя, решила осчастливить двух людей, искусственно соединив мужчину и женщину. То, что вышло из этого можно выразить высказыванием: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо» - фраза из комедии римского писателя Теренция, которая означает: «В чужое дело входишь! Да тебя оно совсем и не касается».
Прогуливаясь по этому фильму-настроению, зрителю может стать чуточку грустно, а едва уловимая безмолвная, беспричинная меланхолия в душе, может обернуться улыбкой. Могут возникнуть сентиментальные мысли о своей возможной копии, которая где-то бродит в поисках тебя. Об огромном женском мире фантазий. О вере в чудо и о жизни, которая дается лишь один раз. О мечтах, рождающих новые идеи… И о том, что добиться исполнения мечты — в этом величайший смысл жизни любого человека!
Это похоже на сказку. На сказу про такую милую фею Амели, которая помогает всем, а себе помочь не может, потому что боится стать счастливой, боится перестать быть одинокой.
Фильм изначально поражает деталями безумства, свойственному только человеку с фантазией. Это потому, что это и есть мир Амели. Не тот, каким его видит обычный человек, где Амели выглядела бы очеь странно, а тот, которым живет Амели, где она спряталась от жизни, чтобы не разбиваться об нее. Ее жизнь закрыта от людей, но это еще не значит для Амели, что она не может вмешиваться в чужую жизнь и помогать посторонним людям. Она как будто творит чудеса. Это волшебная жизнь. Но одинокая. И вот она встречает того единственного. Он, как и она, немного странноват, ну и что? Он собирает разорванные фотографии из-под специальных автоматов в альбом. Он проводит часы, склеивая обрывки чужих лиц. И при этом он работает в сексшопе. Но как ей, Амели, которая никогда не с кем сильно не общалась познакомиться в ним? И это очень долгое путешествие. Путешествие к любви. Очень трогательной и упрямой. Путешествие, где на пути встречаются проблемы других людей, которые можно обойти. Но Амели не из таких. Она помогает на своем пути всем, кто в этом нуждается.
Почему-то мне кажется, что лучше Одри на эту роль никого не найти. На мой взгляд, у нее чисто французская внешность. И эта улыбка, полная детского озорства, глаза, которые горят мечтой... Кроме того, от фильма остается очень хорошее впечатление. На ночь его смотреть нальзя, потому что захочется прыгать и смеяться.
Страшно ругать фильмы наподобие 'Амели'. Фильм очень популярен, у него куча почитателей, и попробуй только отозваться о нём плохо - так на тебя самого полетит шквал критики. Но я скажу честно - столь любимый многими 'Амели' мне нисколько не понравился. До просмотра я думал, что увижу оригинальный, искренний и оставляющий после себя хорошее послевкусие фильм. Но ничего подобного.
Больше всего меня по ходу фильма раздражала, как ни странно, главная героиня. Да, Одри Тоту в роли Амели мила, но сам персонаж вызывал у меня отвращение. Скажем, вам понравится, если в вашу жизнь начнёт кто-то лезть ? Думаю, нет. А вот Амели ни на минуты не задумывается - хорошо это или нет. Да, она хочет как лучше, но, чёрт побери, многим ли стало хорошо, после её вмешательства ?! Да и сама она натура несколько... эм-м... односторонняя. Всем персонажам в этом фильме присуща эта односторонность. Вы не увидите никакого развития в характерах персонажей, так как каждый из них представляет ровно ОДИН типаж. Были бы ещё эти типажи симпатичны, так нет, гротеск бьёт через край.
После просмотра хотелось поинтересоваться у Жана-Пьер Жёне (одновременно и режиссёр, и сценарист), - всё ли у него в порядке с юмором. Просто я увидел в графе жанр 'комедия', но смеяться как-то не тянуло. Или считается, что издевательство над лавочником - это смешно ? Ладно, он мерзок по характеру, но не настолько же доводить человека. Тоже мне добродушная натура... А конец фильма так и вообще оставил с мыслями, что найди Амели любовника, тронутого умом, как и она сама, раньше, не лезла бы ни к кому.
Этот фильм меня не рассмешил, не растрогал (а меня так-то легко растрогать, человек я сентиментальный), но зато оставил после себя неприятное послевкусие. К плюсам могу отнести красивую картинку, музыку, атмосферу сюрреализма, но это лишь внешняя сторона, а внутри фильма - гниль, которую никакой милой улыбкой не выведешь.
Интерес к фильму 'Амели' у меня возник по причине его высокой цитируемости в современной медиа-культуре. 'Чем же он заслужил такую популярность?' - подумал я.
Сложно описать весь спектр чувств и эмоций, что я испытал при просмотре фильма. Мне выдалось наблюдать невменяемых персонажей и их неадекватные поступки, глупый и пошлый юмор, нудное и растянутое повествование... 'Чем же он заслужил такую популярность?' - недоумевал я, обнаруживая очередную его высокую оценку.
Увы, но после просмотра фильма я стал с неприязнью относиться к самой Одри Тоту: клеймом в моей памяти осталось ухмыляющееся лицо Амели, её вульгарность и почти патологическая наивность.
Единственное, что мне понравилось - это история про таинственного человека на фотографиях, сделанных в фотокабинках. Да что уж тут говорить, человек, игравший эту роль, является самым вразумительным персонажем фильма.
Поэтому 2 из 10
P.S. Недавно узнал, что в игре 'Half-Life 2: Episode Two' есть достижение, получить которое можно, протащив найденного в начале игры садового гнома почти до финала и *обойдёмся без спойлеров*. К воспоминаниям о любимой игре прибавилось ещё одно, с раздражающей ухмылкой...
Только что посмотрел французскую комедию 'Амели', которая, на самом деле, называется 'Невероятная Жизнь Амели Пулэн' ('Le Fabuleux Destin d'Amelie Poulain').
Отзывы о фильме слышал с двух фронтов: с одной стороны, молодые девушки восхищённо описывали саму героиню и историю любви, описанную в фильме, а с другой - взрослые дяди говорили о небывалой работе оператора. В общем-то, как раз оператор на пару с композитором порадовали больше всех. Очень красивая фортепьянная музыка плюс уйма завидных кадров и сцен.
Что до сюжета, то тут, конечно, вопрос специфический. В центре фильма - девушка, работающая официанткой. В кофейне. Очевидно, недальновидная и не очень-то интеллектуальная, так как вопросы карьеры и высшего образования её не заботят - она больше увлечена миром своих мечт и фантазий. Аналогичной персоной является объект её интимных чувств: молодой, очень симпатичный парень, который работает продавцом в порномагазине, а в свободное время собирает разорванные фотографии, собирает их как паззлы, склеивает и помещает в фотоальбом. Оба, как я уже сказал, чрезвычайно озабочены своими фантазиями, а окружающий мир их интересует только до той поры, пока он за пределы этих фантазий не выходит. В общем, утончённой молодёжи такое очень нравится.
Как комедия фильм прекрасен: множество раз смеялся в голос. Ну и, как я уже упомянул, музыка и операторская работа тоже очень-очень недурственны. Во французском кино такое мощное сочетание вообще редко встречается: обычно просто про любовь, без хитрого подхода к съёмкам.
Фильм важный и важный вот почему. Дело в том, что классические древнегреческие интеллектуалы (Платон, софисты) не чувствовали таких понятий как стыд, совесть, мораль, сердечность, считая их производными интеллекта, т.е. полагая что о них достаточно «узнать» и все станет на свои места, а, вернее, мы от них избавимся как избавляются от ненужных аффектов. И главенствовали в понимании человека два таланта: стало быть интеллект и физическая сила. А стыд, совесть, мораль, сердечность – классики не испытывали этих чувств, они их «знали», вернее стремились решить с помощью размышления эти, так сказать, «гуманитарные проблемы». Но знать об этих чувствах не значит любить, ценить их – у них были каменные сердца, напрочь отсутствовало сострадание так что считалось, что если вы не интеллектуал или хороший вояка то вы второстепенный, незначительный человечишко способный заниматься разве что ремеслами и быть плебеем. О, этот взгляд классиков на людей был очень жесток!
Банальное, не делающее сенсации соображение, состоит в том, что большинство людей (да практически, кроме единиц, все) в классическом смысле обычны – они обычны по состоянию своего здоровья и умственным способностям. Но дело в том, что банальный вывод из этого соображения обычно приводит людей к тому, чтобы комплексовать и консервировать, что называется, свою жизнь, сделать ее стабильной и приятной, просто насладиться средней жизнью, далекой от жизни терзающей людей ничтожных и людей гениальных, интеллектуалов. Понятно, что люди слабые (хуже нормы) терзаются жизнью, но на самом деле это свойственно и гениям-интеллектуалам. А люди обычные … ведут обычный, приятный буржуазный образ жизни. У них нет что называется истории – развития, кульминаций, триумфа – они смакуют кофе и круассаны по утрам ни о чем особенно не задумываясь, ни на что особенно не претендуя кроме «мещанского» комфорта. И у них, людей среднего класса, «средних способностей» есть эти комфорт, благополучие.
Но не такова Амели! Средний по своим способностям человек, она не довольствуется прелестями мещанской жизни, в сущности жизни во всех отношениях хорошей. Не будучи в состоянии быть гениальной она становится своего рода святой – мещаночка, она почти закладывает себя в жертву Больших Человеческих Страстей, людей с большими возможностями.
Но это только на поверхностный взгляд. Повторю, что, на мой взгляд, на поверхностный взгляд философов и теоретиков личности начиная с Платона, она действительно не умна, но … в действительности она умна, только не таким умом как у Сократа, не таким умом как у Платона, не таким как у всех гениев… Она ищет самовыражения в порывах своеобразной святости и находит-таки свое отражение в порывах сердец «обычных» французов! Она умна по-своему и, блаженное существо, она завоевывает большой успех у французской, да и не только французской, публики. Она – другая, она не «гречанка-философиня», не Мария Кюри, например, она француженка, у нее французский ум, во всяком случае французское сердце отсылающее к черту внешне эффектных и вполне успешных в своем литераторствовании «греческих» философов.
Познакомьтесь с другим разумом, не столь прославленным как разум Сократа, скромным…
Знакомьтесь с неподражаемым интеллектом Амели, с ее … одиночеством, с ее … гениальностью единственно уместной в религиозном мире людей наделенных сердечным (да, им!) а не каким-то иным интеллектом. «Человек обычный» способен-таки прийти в некое высшее состояние, способен-таки к саморазвитию как «человек сердечный». «Сердечность» -- вот особый талант, наряду с гениальным интеллектом и физическим здоровьем и только искусству по силу передать нам его шарм.
Надо быть свободным от умственных или физических упражнений, чтобы почувствовать актуальность и красоту порывов своего сердца. Только «обычное» в дипломатическом и военном отношении государство способно явить миру красоту своей религиозности.
Фильм о колоссальном потенциале «Человека обычного»…
Она была Той, для которой любовь не «гуманитарная проблема» (как для нытиков-ботаников), а прекрасная игра!
Играйте с женщинами и не морочьте себе и нам головы, господа гуманитарии – женщины это любят!
Настолько страшного и отвратного фильма в принципе не существует. Потому что на данный момент, по исследованиям cinema-специалистов, нигде нет фильмов подобных 'Амели' где показаны судьбы несчастных морально и физически людей, тяжелая жизнь которых полностью уничтожена вмешательством 'ангела' по имени Амели.
Показать слепому инвалиду глазами самой Амели - утвердить его в абсолютной невозможности видеть в большей мере прекрасный и живой мир.
Отправить одинокой женщине письмо от имени ее умершего мужа - мерзкое скотство, за которое сжечь на костре Амели как ведьму - самое меньшее, что можно сделать.
Свести с ума грубого бакалейщика - одно дело проучить. Другое СВЕСТИ С УМА! Надеюсь эти выделенные слова реально помогут фанатам Амели задуматься, каково это, когда человеку угрожает смирительная рубашка и мягкие белые стены по милости больной стервы, вообразившей себя богом, имеющим право так издеваться над людьми, что не идет в сравнение с хамством, которое было свойственно этому бакалейщику.
Свести двух абсолютно непохожих друг на друга людей, страдающих нервными расстройствами, очевидно скорый разрыв отношений которых вгонит их обоих в еще большую депрессию - мерзко, антиморально, жестоко, гадко и цинично.
Вывести собственного отца из его собственной норы - единственное, что было справедливым вмешательством в ход вещей такой твари как Амели, которая уничтожила судьбы выше отмеченных личностей своим 'благородным' вмешательством и даже факт ее 'тяжелого детства' не делает каких-либо скидок на ее бесчеловечные поступки, нежели выписки справки в психиатрический диспансер.
«Она изменит вашу жизнь» - никто не сказал, в какую сторону.
Это красивая романтическая история о том, как один человек делает счастливыми других. Амели Пулен - милая, скромная, загадочная девушка, ищущая своё счастье. Однако, своё счастье она решила устроить предварительно осчастливив окружающих её людей, причём делает она это незаметно для них самих, сюрпризы возникают на их пути словно от волшебника. Этим людям было нужно чудо, только тогда они были готовы изменить свою судьбу, им нужна была поддержка невидимой руки ангела. В образе ангела как раз и воплотила себя юная Амели.
Сюжет фильма развивается быстро, он захватывает и интригует, вопрос: «что же сделает Амели дальше?» - не покидает на протяжении всего просмотра. От этого фильм сильно выигрывает, ибо мало сейчас фильмов, которые могут настолько заинтересовать зрителя. Именно приятных несущих добро картин мало зато сколько боевиков развелось, которые не учат думать.
Очень впечатлили отношения Амели с отцом, особенно тот факт, что её отец не обращает никакого внимания на её жизнь. Печалит, когда осознаешь, что родители настолько измотаны жизнью, что не слышат своё дитя. Удивительно, что Амели удалось вытащить отца на свет – она хитростью помогла ему увидеть мир. «Всё же лучше заботиться о других, чем о гноме» - простая истина вложенная авторами фильма в его концепцию.
Амели не только делает добро другим, но и помогает себе стать более раскрепощённой и уверенной. Она натура необщительная и замкнутая, однако, она преодолела страх и стала общаться с незнакомыми людьми, также она добивается встречи с Нино, тем самым показывая смелость. «Вы уже точно не фрукт, потому что даже у яблока есть сердцевина» - этой фразой Амели демонстрирует своё освобождение от страха.
Подводя итог, можно отметить, что Амели изобретательна, расчётлива, умна, любит поиграть, умеет держать интригу. Браво Одри Тату, она изобразила этот прекрасный нежный образ отлично! Жан-Пьер Женё молодец, как следует потрудился над этой красивой работой. Матьё Кассовиц идеально подошёл на роль странного парня с коллекцией не менее странных фотографий. Жамель Деббуз хорошо сыграл скромного продавца фруктов. И без игры Сержа Мерлена в роли стеклянного человека фильм бы потерял свою изюминку.
Ломать себе жизнь — неотъемлемое право человека. И все мы это упорно делаем, тонем в ежедневной серой дряни, занимаемся саможалением и самокопанием, соглашаемся с тем, что мы - это всего лишь сахарный песок, рассыпанный по столику в кафе, и в ближайшем времени нас вытрут мокрой тряпкой. Но Амели Пулен с этим никогда не смирится, потому что ещё с самого детства она верила в совершенно другой мир (в нем и жила), оттого простоватая реальность даже такого сказочно-мечтательного города как Париж показалась ей вопиюще-неправильной. Всего в паре лаконичных фраз становление личности Амели было обрисовано так трогательно и нежно, с легким налетом тоски и нестерпимой грусти, что каждый зритель заглянул в себя, поспешно раскидал всяческий хлам в своей голове и выделил местечко для этой сумасшедшей девушки. Я поступилась площадью на чердаке дорогой сердцу белиберды после фразы: Единственного друга Амели зовут Кашалот. К несчастью, нервозная атмосфера сделала рыбку истеричной, склонной к самоубийству. Уже с самых первых кадров было ясно, что эта картина многое перевернет за какие-то там два часа, а сама хрупко-молочная Амели схватила кисточку и принялась красить мирок по ту сторону экрана сочной акварелью прямо поверх грубого серого карандаша. Будем становиться счастливыми.
Разобьем сахарную корочку чайной ложкой. Le Fabuleux destin d'Amélie Poulain - это сияющая сказка, похожая на те, что я читала в детстве. Знаете, такой толстый и большой томик кремового цвета, а на каждой специально состаренной странице дивные картинки - изумруды, граненые рубины, гномы в смешных колпачках, хрустальные шары и принцессы в невероятных платьях, расшитых серебряными нитями. Зрителю дают возможность насладиться потрясающим зрелищем - калейдоскопом, опять же отсылка к детским годам, калейдоскопом маленьких, но восхитительных деталей, которые метко подмечает Амели. Мэри Поппинс воспитывала детей и дарила им любовь к этой жизни и веру во что-то большее, а Амели Пулен стала такой 'няней' для всего человечества, в особенности для взрослых черствых тюфяков, которые и позабыли, что такое исполнять свои мечты, иметь сокровенные желания и наслаждаться каждой секундой в жизни. А вы для начала просто спросите у человека, что он любит, а что нет - и вам все сразу же станет понятно. Знайте, что люди, которые обожают аккуратно раскладывать предметы в своей сумочке или в чемоданчике с инструментами, очень ответственны и исполнительны, но гораздо хуже тех, кому нравится просто запустить руку в мешочек с фасолью или смотреть на коктейльные трубочки в прозрачном длинном стакане.
Пустим 'блинчики' по каналу Сен-Мартен Конечно, свою роль здесь сыграла и чарующая атмосфера Франции, разбавленная музыкой Яна Тиерсена. Это похоже на тот чудный момент, когда к теплому и без того пьянящему летнему воздуху примешивается аромат шоколада, корицы или пастилы, исходящий из ближайшей кофейни. Так и вальсирующие изысканные мелодии сплелись с этим грязноватым, но бесконечно милым городком, пожалуй, слишком искренним, распущенным и временами жестоким. Все местные улочки, слегка косые и опутанные вьющимися растениями, все людные площади и старинные здания, причудливо украшенные лепниной, постепенно начинают притягивать, потому что Амели придает всему особый цвет, цвет, которому и названия-то с ходу не поберешь, просто он искрящийся и теплый, меняющий твое представление о вполне простых вещах. Да, Франция и Амели абсолютно неразлучны, как те самые вьющиеся растения желтовато-салатного цвета и потрескавшиеся стены будто бы кукольных домиков Парижа.
Насладимся красотой небосклона Одри Тоту - весьма специфичная личность, как и актриса, но эта роль буквально расцвела шикарной махровой розой между её ребер, ведь девушка 'вела' практически всю картину, будучи единственным центральным солнцем, призванным согревать всех остальных и заражать их такой же удивительной энергией. Амели стремится помочь всем и каждому, постепенно выдумывая для себя занимательную миссию, столь великую, что по воображаемому телевидению о госпоже Пулен говорят с неподдельным восторгом, создавая едва ли не культ личности. Впрочем, никакой высшей цели в этих действиях нет, Амели несчастна и одинока сама по себе, а потому лишь пытается заполнить пробелы в прекрасной и утонченной душе, помогая другим. Правда, однажды эта маленькая принцесса займется сама собой, и вот тогда её собственная жизнь превратится в сумасшедшую карусель из событий и впечатлений. Будь она обычным человеком, все сложилось бы гораздо быстрее и проще, но эта странная личность по определению не способна решать свои проблемы, как это делают все остальные люди, так что, столкнувшись с влюбленностью, Амели придумала долгую и странную игру, в правилах которой запуталась сама. И здесь вспоминается прекрасная строчка из песни о 'людях, попавших в шторм' - 'а ведь каждый из нас нормальным мог быть человеком, хорошо, что не вышло так, и мы такие, как есть'.
Напишем прекрасную картину, вложив в неё свою душу Чем действительно хороша эта история? Она помогает расставить приоритеты в своей жизни, отвечает на вопрос, почему главное - это все-таки любовь (да-да, отвечает, пускай несмело и шепотом, но ответ совершенно четко слышен), но самое главное рождает особое сияние, словно из ниоткуда появились волшебные светлячки и отбросили сказочные сочные блики на твою жизнь. В этом сумасшедшем сером дрянном мире так мало по-настоящему искренних, теплых и добрых сказок вроде этой, так мало нравоучительных легенд для взрослых. Так мало таких настоящих людей, как Амели Пулен.
А злость разрушает, хоть и топливо на свой лад. Низкопробное топливо, правда. Любви хочется. (c)
'Необыкновенная судьба Амели Пулен' погружена в атмосферу сказки, которая, так хотелось бы, чтобы никогда не заканчивалась. Именно здесь обитает Амели Пулен. Одри Тоту внесла в этот фильм дюжину шарма, пуд обаяния и капельку загадочности. Вместе этот микс превратился в романтическо-драматический коктейль с легким привкусом инфантилизма.
В детстве единственным другом маленькой Амели была рыбка Кашалот, хотя господствующая нервозность сделала рыбку истеричной, склонной к убийству. Сейчас же, наблюдая за посетителями 'Двух мельниц', ей легче придумать дружбу с кем-то, кого нет, чем налаживать отношения с окружающими.
Но время идёт, а Амели по прежнему одинока. Во всем вокруг главная героиня видит чудо, она живет мечтами. Подобно Дон Кихоту, она сражалась с неутомимой мельницей человеческого горя. Эта безнадёжная битва безвозвратно поглотила её жизнь. Хотя окружающий мир для всех остальных кажется абсолютно статичным и даже мертвым.
Девушка настолько пытается устроить судьбу других, что сама того не замечая была за это вознаграждена. Она находит частицу себя в слегка странноватом коллекционере человеческих эмоций, произвольно выброшенных владельцами в мусорную урну вблизи фотовагона.
Ведь нельзя навечно оставаться одиноким, ведь где-то рядом есть такой же человек.