В одном французском городе P жила-была девушка. О матери, которая оставила этот бренный мир раньше, чем помогла ребенку превратиться в женщину, у Амели остались лишь детские воспоминания, а прежде малообщительный отец совсем замкнулся в себе, храня память о любимой супруге. И главной героине фильма пришлось довольствоваться в жизни маленькими радостями воображаемого мира, который становился мертвым без ее фантазий. Картины в спальне и крокодил-ночник обрели тогда одушевленные формы, превращаясь в сказочных персонажей и даже гном - несчастное существо с детскими чертами «отправился» путешествовать по свету, словно символизировал этим переход в более осознанную жизнь семейства Пулен…
Настроение юной чудачки было подвержено яркому солнышку, летнему косому дождю, новостям о пропавшей экспедиции и о гибели принцессы Дианы – водовороту приятных случайностей, житейских горестей и бед. Поэтому девушка приняла потерю коробки воспоминаний мальчика (жившего сорок лет тому назад в ее квартире) с фотографиями, фантиками, игрушками и запахами прошлого как свою личную катастрофу. И Амели решила, если отыщет этого человека, а результат заденет ее за живое, она начнет вмешиваться в жизни других людей.
…Жизнь - странная штука. Для ребенка время всегда еле ползет, и вот тебе уже 50 лет, и все, что осталось от детства, помещается в маленькую железную коробку. Раздвижение художественного пространства в картине проносится ретро-снимками перед глазами зрителя в нескольких ярких моментах счастья мужчины, который на мгновение ощущает себя мальчиком на школьном дворе, играющим в стеклянные шарики и кажется, даже вспоминает первые впечатления о женской красоте в колыхании шелковой сорочки на теле его обожаемой тети.
Жан-Пьер Жёне рассматривает добрые дела не только с точки зрения попытки обретения близости и понимания с людьми, а в конечном итоге примирения с самим собой и обретения гармонии с окружающим миром, но и обратную сторону добра. Девушка «делает» зрячим не зрячего: проводит по улочке Монмартра, где «все знают всех и общаются со всеми» пожилого старичка, становясь его глазами. Возвращает веру соседки в любовь со стороны ее мужа. Помогает художнику справиться с одиночеством, хотя и он придает девушке уверенности в себе, произнося глубокую фразу: «Столкновение с жизнью не опасно. И если вы этот шанс упустите, тогда со временем ваше сердце станет сухим, действуйте!».
А иногда добрые дела оборачиваются неудачей. Амели, чувствуя себя опорой всех униженных и оскорбленных, сражалась с неутомимой мельницей человеческого горя, решила осчастливить двух людей, искусственно соединив мужчину и женщину. То, что вышло из этого можно выразить высказыванием: «Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо» - фраза из комедии римского писателя Теренция, которая означает: «В чужое дело входишь! Да тебя оно совсем и не касается».
Прогуливаясь по этому фильму-настроению, зрителю может стать чуточку грустно, а едва уловимая безмолвная, беспричинная меланхолия в душе, может обернуться улыбкой. Могут возникнуть сентиментальные мысли о своей возможной копии, которая где-то бродит в поисках тебя. Об огромном женском мире фантазий. О вере в чудо и о жизни, которая дается лишь один раз. О мечтах, рождающих новые идеи… И о том, что добиться исполнения мечты — в этом величайший смысл жизни любого человека!
25 апреля 2001 года на экраны мира выходит лиричная комедия Жан-Пьер Жёне 'Амели'. Спустя четыре с половиной месяца арабские террористы совершают авиаатаку, направив пассажирские лайнеры на Всемирный торговый центр в южной части Манхэттена... Какая тут связь? А ровно такая же, как в серии событий в этой французской картине про милую чудачку - мадемуазель Пулен. Всё есть огромная цепь, состоящая из жизненных деталей, ничего ни с чем не связано, но всё есть единое целое. Парадоксально, но факт.
'Приёмная дочь малевской Зази и сводная младшая сестра брессоновской Мушетт' растворяется в чреве глянцевито-глазуревого Парижа, вечной киностолицы кибер-панка, становясь олицетворением 'новой Марианны' третьего тысячелетия. Аутичная героиня Тоту - абсолютный женский аналог Форреста Гампа (да-да!), а сам фильм несколько копирует аллюзии андерсоновской 'Магнолии'. При этом 'Амели', несомненно, 'национальный продукт', несущими конструкциями уходящий в немое кино начала 20-го века и, конечно же, комедии Жака Тати (возможно, господин Юло был её двоюродным дедушкой).
Породив десятки субкультов (одна гномомания чего стоит!), лента Жене вошла в негласный пантеон 'фильмы, которые нравятся всем'. На самом деле, кино и правда лёгкое и душевное, словно вкуснейшее пирожное со взбитыми сливками, или, возможно, лучше будет сказать, свежий круассан с нежнейшим ягодным конфитюром. И пусть душа юной Амели - это, по сути, мир ребёнка, и пусть она страдает 'синдромом Питера Пэна', вне зависимости от возраста, почти в каждом человеке сидит малое дитя. А каждый чудик ищет родственную чудаковатую душу, так как индивидуальность - это всегда одиночество.
Что до Одри Тоту, то новой Хепберн она, конечно, не стала, застряв, как и её героиня, в образе вечно юной 'феи Монмартра'. Зато обессмертила себя в истории кино метким типажом, мы говорим Амели - подразумеваем Тоту. А её кокетливая полуулыбка так и вовсе составила конкуренцию загадочной улыбке самой Джоконды!
На сегодняшний день жанр мелодрам затертый до дыр, а вся сентиментальность и высосанные из пальца любовные интриги кажутся заурядными и скучными. То же я и подумал о фильме 'Амели' перед просмотром, но уже с первых секунд становится ясным, что это не типичная мелодрама. Не характерный для этого жанра акцент на деталях не имеющих отношения к происходящему. Но это вовсе не отвлекает зрителя от сюжета картины, напротив добавляет некой изюминки и гармоничности, сценарий фильма хоть и не замысловатый но весьма интересный.
К изображению были прибавлены специальные фильтры, что немного искажает обычные цветовые диапазоны и подчеркивает всю сказочность происходящего, ведь Амели это сказка, любовная сказка. Не зря и место действия фильма Париж — город влюбленных.
Главная героиня — Амели, не совсем обычная девушка, социофобка, со своими тараканами в голове. По этому время проведения ее досуга обычному человеку покажется детским и если угодно наивным. Возможно благодаря этому ребячеству и застенчивости, Амели (Одри Тоту) так привлекает внимания зрителя и вызывает исключительно умиление.
Отдельным абзацем хотелось бы отметить музыку, написанную специально для фильма французским композитором Яном Тьерсеном. Музыка наполнена, я бы сказал 'парижским колоритом'. Даже если рассматривать ее независимо от фильма, сразу понятно, что она именно французская, особенно подчеркивает это аккордеон, его ненавязчивые мотивы найдут одобрения пожалуй у любого слушателя.
К слову, фильм выгодно отличается от других мелодрам, в силу своей уникальности. Действительно, трудно найти что-то, хоть немного напоминающее Амели. Уже то, что он не имеет других аналогов в кинематографе располагает на его просмотр, и не зря, ибо фильм его достоин.
Je veux revenir a hier soir…Взглянуть правде в глаза не входит в планы Амели
Да, Амели выдумщица, но она не глупа, хотя ей нравится задавать нелогичные вопросы и думать о чем-то совершенно несуразном, о том, о чем 'серый' человек и думать не подумает. Иногда приходиться специально создавать выдуманный мир, чтобы скрыться от обид и бед. Мир, где тебя окружают, понимающие люди, люди, которым ты нужен. Зачем нам знать черствую и безжалостную планету неудач и страха? Не зачем…
Нет, Амели ты не странна, ты просто не такая как все. Мечтательница...Дон Кихот, мечтающий помочь всем обделенным в чем-то: в любви, в деньгах, в авторитете, в справедливости. И главное ты веришь в чудеса, правда, у них есть особенность редко случаться и часто обманывать. И порой вера утрачивается...утрачивается во все. К счастью тебя это не коснулось. А знаешь почему? Потому что ты светла, жива и вера твоя никогда не погибнет...
И пусть ты выражала благодетельность не самыми верными путями, может в какой-то степени ложными, но получала нужный результат.
— Она влюблена в него?
— Да.
— Мне думается, это тот момент, когда стоит пойти на риск.
— Об этом она и думает. Она придумала одну хитрую комбинацию.
— О, это по её части — хитрые комбинации…
— Ну да…
— А может, она просто трусиха?! Думаю, поэтому мне так трудно уловить её взгляд.
Может, но Амели не труслива, она нерешительна, а ведь и вправду зачем решаться на такой шаг как любовь-неотъемлемую часть 'колючего' мира, зачем пытаться травмировать себя? Для того, чтобы взглянуть правде в глаза, что не входит в твои планы, Амели…
«Окружающий мир кажется мёртвым, и Амели живёт мечтами…»
«Амели» - это такое кино, которое никого не оставит равнодушным. Это такой фильм, который наполнен добротой, мечтами и жизнью. После просмотра хочется снова и снова чувствовать, что такое Жизнь. Хочется ощутить это необъяснимое чувство полной грудью, будто вдохнуть свежий воздух после летней грозы и понять, что всё возможно. Фильм «Амели» стоит того, чтобы его посмотреть и не раз, и не два. Ведь каждый раз после его просмотра зритель может найти ответы на интересующие вопросы, и каждый раз вопросы и ответы могут быть разными.
Каждый зритель может увидеть самого себя в главных героях. Поскольку каждый хоть раз мечтал в своей жизни. А в этом произведении поступки главных героев заставляют нас вспомнить незабываемые моменты нашего прошлого, заставляют под другим углом взглянуть на настоящее и надеяться на счастливое будущее. Этот кинофильм дает понять, что никогда не поздно что-то предпринять, что-то изменить или что-то исправить. Главное не бояться мечтать и действовать!
«Можете считать, будто я мечтатель или глупец, но я верю: в этом мире всё возможно» (c)
В эти слова можем поверить не только мы, но и Амели. Она яркий пример людей, которые несут в себе солнце и освещают всё вокруг. Добрая, наивная и нерешительная девушка, живет мечтами. Они скрашивают одиночество и дают надежду на будущее. Но иногда, приходит тот самый момент, когда стоит начать действовать. Стоит начать действовать ради своей мечты и собственного счастья. Неожиданно, здесь каждый зритель может задуматься о том, сколько раз мы в своей жизни мечтали и сколько мы сделали ради дорогой нашему сердцу мечты, или мы можем просто вдохновиться историей об Амели, чтобы снова начать мечтать и надеяться.
«Никогда нельзя отказываться от мечты! Мечты питают нашу душу, так же как пища питает тело» (c)
Необычные 'примочки' кинематографа в трогательной истории Амели Пулен.
В который раз пересматривая замечательный фильм 'Амели', не перестаешь удивляться интересным и необычным художественным ходам французского режиссера Жана-Пьера Жене. Сделав великолепную карьеру в кинематографе, он достиг пика мастерства и популярности, создав не только одну из самых прибыльных, но и совершенно своеобразных картин мирового кинематографа. Приятно наблюдать, как режиссер пронес и усовершенствовал свои авторские ходы с самого начального творчества. Первое, что бросается в глаза при просмотре фильма, это использование темы одной из первых короткометражек Жене - 'Пустяки'. Кстати, оттуда и перешел в 'Амели' талантливый и харизматичный актер Доминик Пинон.
В фильме повествуется о романтичной девушке Амели Пулен, имя которой стало нарицательным во всем мире. Она, словно человек искусства, может тонко прочувствовать и, самое главное, понять других людей. Она умеет точно угадать самые чистые и искренние желания и исполнить их, будто сказочная фея, не требуя взамен никаких наград и предпочитая оставаться в тени. Амели не может не заставить пробудиться даже самую спящую и покрытую паутиной душу. Неважно, будь то ее пожилой отец или подружка-официантка. Жизнь каждого из них будет в корни изменена и заставит их пробудиться и хорошенько встряхнуться. Однако, помогая окружающим, светлая Амели Пулен не может устроить свою личную жизнь, ведь такой яркой и нестандартной девушке, как она, не подойдет что-то простое и серое. Ей нужен такой человек, который способен подарить счастье, о котором мечтает любая женщина. Он должен быть чудным и со странностями, но при этом способным любить и отдавать свою душу второй половине. И такого она находит лишь в том, который дотошно складывает в свой нелепый старый альбом неудачные снимки недовольных зевак, сделанные в кабинках быстрого фото.
Кино стало настолько популярным и коммерчески успешным, что прославило на весь мир Жана-Пьера Жене, и, конечно, восхитительную француженку Одри Тату, которая вжилась в роль настолько точно, что уже сейчас и представить невозможно, что на ее месте могла бы быть Эмили Уотсон (под которую изначально и писался сценарий). Главной особенностью фильма становится, пожалуй, вовсе не затейливый сюжет, а скорее великолепнейшее раскрытие образов героев. Невозможно не сопереживать каждому моменту картины, ведь все они пронизаны легкой романтикой, милой сентиментальностью, аллегоричной наивностью и качественной комичностью. Кстати, об этом. Несмотря на присутствие некоторой доли черного юмора, фильм заставляет улыбнуться при виде обычных житейских эпизодов, преподнесенных с простой и остроумием.
История Амели - трогательной, чудаковатой, самоотверженной, доброй и кроткой девушки - запала в души миллионов зрителей и стала хитом 2001 года. Пройдя по множествам фестивалей, 'Амели' несправедливо осталась не награжденной ни 'Золотым Глобусом', ни 'Оскаром', но это не так важно как то, что этот фильм не может оставить равнодушным и придаст любому настроению самые теплые и радостные тона.
Понимаешь. Любая сказка - она всегда о любви, даже если кажется, что о смерти. (Анна Долгарева)
На свете неисчислимо много фильмов – о жизни и смерти, о детях и взрослых, о мире вокруг и внутри нас. И почти все они о любви. «Амели» не исключение. Впрочем, это даже не совсем фильм, скорее случайно запечатленная кем-то нереальным, возможно даже воображаемым крокодилом из детства Амели, сказочная история, случившаяся в совершенно реальной жизни.
На первый взгляд кажется, что все происходящее на экране, тонет в теплых карамельных тонах надуманной и слегка сумасшедшей комедии. Девочка с несуществующим порогом сердца, рыбка-самоубийца, послание Богородицы на голову матери и помешавшийся на содовых гномах отец – все это показано гротескно и прямо, как мы предпочитаем не видеть вокруг себя. На деле же, стоит только задуматься над собственными странностями или причудами знакомых, понимаешь отчетливо, что лента «Амели» - это не выдумка и вовсе не гиперболический сюрреализм, а просто наша жизнь, преломленная в чуть непривычном, наивном и по-детски чистом свете.
Эта история, однако, затягивает не только своей чистотой и искренностью, но и совершенно непередаваемой по мастерству подачей.
Одри Тоту не играет – она живет душой Амели, ее непосредственностью и донкихотской жаждой помочь всем и каждому. В ее улыбке и карих глазах словно бы живет все солнце Парижа, смех его детей, ностальгические слезы стариков, легкая утренняя болтовня лавочников. Матьё Кассовиц справляется с ролью рассеянного, увлекающегося и немного сбитого с толку молодого человека ничуть не хуже. Жамель Деббуз с забавными ужимками пополняет свою копилку комедийных ролей.
Музыка в фильме – очень важная составляющая. Вместе с заботливо очищенными от граффити стенами домов, она создает волшебную атмосферу эдакого микромира, в котором обитают персонажи.
«Амели» - картина для любого настроения, она развеивает мрачные мысли, вселяя твердую уверенность, что вокруг всегда найдется то, ради чего стоит жить. В нее погружаешься, впитывая французские ароматы и необычайную легкость бескорыстной любви. Здесь будут наказаны не добрые (потому что даже «злом» не поворачивается язык назвать брюзжащего лавочника), и не провидением, которое сбрасывает на головы почтенным, пусть и несколько нервным, особам самоубийц. Нет, таким же человеком, девушкой, которая верит в справедливость и желает ее другим.
Этот фильм входит в число тех, которые должен посмотреть каждый человек, не важно, женщина или мужчина. И не потому даже, что несет в себе «доброе и вечное». А для того хотя бы, чтобы оглядеться вдруг и понять – вот они, люди рядом, такие же, как и я, со своими странностями, причудами, идеями и фетишами. На них не стоит обижаться, если каждое утро, ровно в семь часов, они проходят под вашим балконом и тихо свистят. Может, это на счастье?
И все же, невозможно прочесть об «Амели», «Амели» нужно смотреть. «…не читайте аннотации, читайте книги», как говорил Юрий Никитин.
Это похоже на сказку. На сказу про такую милую фею Амели, которая помогает всем, а себе помочь не может, потому что боится стать счастливой, боится перестать быть одинокой.
Фильм изначально поражает деталями безумства, свойственному только человеку с фантазией. Это потому, что это и есть мир Амели. Не тот, каким его видит обычный человек, где Амели выглядела бы очеь странно, а тот, которым живет Амели, где она спряталась от жизни, чтобы не разбиваться об нее. Ее жизнь закрыта от людей, но это еще не значит для Амели, что она не может вмешиваться в чужую жизнь и помогать посторонним людям. Она как будто творит чудеса. Это волшебная жизнь. Но одинокая. И вот она встречает того единственного. Он, как и она, немного странноват, ну и что? Он собирает разорванные фотографии из-под специальных автоматов в альбом. Он проводит часы, склеивая обрывки чужих лиц. И при этом он работает в сексшопе. Но как ей, Амели, которая никогда не с кем сильно не общалась познакомиться в ним? И это очень долгое путешествие. Путешествие к любви. Очень трогательной и упрямой. Путешествие, где на пути встречаются проблемы других людей, которые можно обойти. Но Амели не из таких. Она помогает на своем пути всем, кто в этом нуждается.
Почему-то мне кажется, что лучше Одри на эту роль никого не найти. На мой взгляд, у нее чисто французская внешность. И эта улыбка, полная детского озорства, глаза, которые горят мечтой... Кроме того, от фильма остается очень хорошее впечатление. На ночь его смотреть нальзя, потому что захочется прыгать и смеяться.
Мы любим французское кино за стиль, за вкус, за юмор, за кокетливость и за невыносимую легкость бытия. Все это, безусловно, есть в АМЕЛИ. А еще есть умиление — не слащавая сентиментальность — а именно умиление!
Современное искусство в большинстве своем культивирует нечувствие. А у Жене чувством проникнуто абсолютно все, даже форма. И, может быть, прежде всего — она… Открываешь его чудесную коробочку — а там столько забавных мелочей — на поверку удивительно пронзительных историй… И диву даешься — ну как такие мелочи могли так философски укрупниться в чьей-то голове!? Как изодранные фотографии в альбоме могли перевоплотиться из чьего-то интеллектуального перфоманса в обобщенный портрет человечества, в трогательную недотепистость наших с вами судеб!?
А еще… этот фильм — «таинственное нравоучение»… о том, что нужно (и можно) в жизни брать, а что (ей, им, всем) отдавать (или дарить, если хотите)…
Но это уже русский вывод из французской недоговоренности.
Самое прекрасное - не ожидать ничего сверхъестественного, а получить кучу эмоций! Да, фильм мне посоветовала подруга, за что я ей премного благодарен, однако ТАКОГО мне никто не обещал!
Поэтому, фильм я запустил ради интереса. Сначала всё выглядело странно, но чем ближе фильм подходил к кульминации - тем больше он мне нравился. Красочный юмор, прекрасная съемка и отличная игра актеров!
Одри Тоту - превосходная актриса и девушка, которая, однако, совершенно случайно получила эту роль. Роль Амели предназначалась актрисе Эмили Уотсон, но ее подвело то, что она не знала французского. Гораздо больше повезло юной Одри, которую этот фильм прославил на весь мир.
Фильм показывает как важны в нашей жизни мелочи, и действительно, сейчас уже не узнать, что было бы, если бы Амели играла не Тоту, и какие эмоции фильм оставил. Незначительные факты, что Жан-Пьер Жёне случайно заметил Одри на плакате к другому фильму, а также то, что прекрасную музыку Яна Тирсена он услышал абсолютно случайно - доказывают, что создатели фильма абсолютно правы.
Фильм оставил бурю эмоций и положительный заряд на весь день. Подобного я не ощущал от просмотра очень давно! Я пересмотрю этот фильм еще не раз, чтобы, как и Амели, заметить каждую мелочь этого шедевра!