После успеха первых двух частей Куотермасса никто и не сомневался, что студия Hammer переснимет последний мини-сериал «Куотермасс и колодец». Но шли годы и никаких новостей о фильме не было и вот, спустя почти 10 лет, перед зрителями предстает заключительная часть трилогии.
Благодаря десятилетней выдержке в ленте улучшилось практически все. Картина наконец заиграла цветными красками, улучшился сюжет, спецэффекты, декорации. Жаль только, что на роль главного героя поставили другого актера, я уже привык к Брайану Донлеви, но и Эндрю Кир отлично справился.
Сюжет в фильме завлекает с первых минут и до самого конца. При строительстве новой станции метро рабочие находят древние человеческие черепа. Прибывшая исследовательская группа продолжает раскопки и находи непонятный объект, предположительно невзорвавшаяся немецкая бомба. Но чем дальше проходят раскопки, тем яснее становится, это никакая не бомба, а объект внеземного происхождения. Все попытки вскрыть капсулу проваливаются, даже самые твердые эльборовые сверла не дают никаких результатов. Но вскоре, по непонятным причинам, корабль сам открывается и перед учеными появляются три мертвых, насекомоподобных тела. С этого и начинаются все несчастья. По структуре развития сюжета фильм очень схож с рассказами Г. Ф. Лавкрафт. Здесь так же присутствует древняя цивилизация, появляются вопросы появления разумной жизни на земле и даже немного затрагиваются темы религии. Из-за таких перемен в сценарии фильм больше не напоминает очередной ужастик про вторжение пришельцев на нашу планету. Картина вполне самобытна и оригинальна.
Если выбирать лучшую часть трилогии, то «Куотермасс и колодец» безусловно лучшая, которая должна понравиться всем любителям фантастики. Фильм тепло приняли как зрители, так и критики, а после хвалебных отзывов начались работы над сценарием четвертой части, но, по каким-то причинам, ее не стали снимать. Видимо, успех «Доктора кто» затмилтакую замечательную серию.
18 лет – примерно столько времени прошло от первого просмотра в детском возрасте до того, как я, наконец, узнала, как называется этот фильм и пересмотрела его. Ощущение было – наверно, всё равно, что встретить по прошествии многих лет первую любовь. Можно сказать, у меня какие-то мистические отношения с данной картиной, если все эти годы сюжет в общих чертах и эпизоды жили в памяти. Конечно, детские впечатления сейчас оцениваю как преувеличенные, но финал фильма многие годы я считала одной из наиболее жутких сцен в кино (видимо, потому что дьявол представлялся мне именно так, как изображено на этих кадрах).
Название «Куотермасс и колодец» в английском варианте (Quatermass and the Pit) более многозначно. «Pit» может переводиться и как «яма», «котлован», «шахта», а также «пропасть, бездна», и даже «преисподняя». (Пожалуй, последний вариант был бы более подходящим). Третья картина о профессоре Куотермассе замыкает классическую трилогии фильмов ужасов студии Hammer, хотя собственно ужасов там немного, в первую очередь это научная фантастика. Но – весьма странная её разновидность, умело смешанная с мистической и религиозной тематикой и неким «коллективным бессознательным».
Лондон 1960-х годов, отголоски Холодной войны в разговорах военных, альтернативная теория происхождения человека и разгадка скрытых способностей, чудо-приборы, способные дешифровать зрительные образы напрямую из мозга – всё это и многое другое есть в фильме.
Тела марсиан выглядят наивно и бутафорски, но не забываем, что фильм снят в 1967 году. Спецэффекты тоже простые, но от этого не менее пугающие. Наглядная демонстрация превращения материи в энергию выглядит несколько спорно с точки зрения физики, но довольно интригующе.
Сюжет динамичен, грамотно построен, исполнители главных ролей играют убедительно. Нагнетание жуткого происходит со второй половины фильма, и в финале приходим к главному: люди делятся на два неравных по численности вида: большинство обладает сверхъестественными способностями, но подвержено внушению «дьявола», меньшинство в силу какой-то мутации не подвластно влиянию бесовской силы (и, видимо, лишено скрытых способностей).
- Я хотел убить вас. И смог бы сделать это без движения…
- Почему? Вы знали, почему?
- Потому что вы – другой. Я чувствовал, что вас нужно уничтожить.
Единственное, что показалось нелогичным – почему ученый-эволюционист идентифицирует возникшую сущность как дьявольскую и предлагает победить её с помощью средневекового метода. С кем по-настоящему боролись – с марсианской «генетической памятью» или всё-таки с дьяволом? Или это одно и то же?
Самое важное, что я в детстве вынесла из этого фильма – дьявола можно победить только одним способом: соединить знание с самопожертвованием, и это понимание стало одной из основ моего христианского мировоззрения. Редкий фильм может похвастаться такой силой влияния на детскую психику. Пожалуй, поставлю
Перед нами – один из лучших научно-фантастических фильмов студии «Хаммер» и лучший из «хаммеровской» трилогии о профессоре Куотермассе. Смело скажу: картина за полсотни лет не растеряла ни зрелищность, ни актуальности.
В отличие от первой пары черно-белых фильмов, здесь появился цвет, а роль Куотермасса исполнил Эндрю Кир, который своей могучей фактурностью напоминает Орсона Уэллса. Но он ли главный герой истории? Столько же большое внимание уделено, на первый взгляд, скромного археологу Мэтью Руни (Джеймс Дональд). Не забудем про его очаровательную помощницу Барбару (звезда «Хаммер» всегда прекрасная Барбара Шелли) и солдафона Брина (Джулиан Гловер), которому всё проще объяснить происками германских военных. И это – тоже особенность картины.
История развивается неспешно: при строительстве новой станции метро обнаружились останки древних людей, возрастом в несколько миллионов лет. Затем, уже ученые, натыкаются на летательный аппарат из неизвестного сверхпрочного материала. На свет всплывают истории о призраках, гоблинах и иных потусторонних существах, которых видели в этих местах еще со времен Римской Империи. И чем больше раскручивается клубок, тем неумолимее надвигается катастрофа.
Мощный фильм, в котором переплелись космические корабли, древние суеверия, мистика и человеческое бессознательное. Пленных в таких боях не бывает.
Куотермасс, это что-то сродни Секретных материалов в 50-е. Целая серия британских фильмов с загадочными и пугающими сюжетами: то космическая ракета приземлиться без космонавтов, то какая-то субстанция лезет из земли и жрет британских солдат, то внезапно появится целая фабрика, особо охраняемая, где начинают пропадать люди. И расследованием этих странных штук занимался профессор Куотермасс. Вообщем довольно мрачные и загадочные фильмы, как правило сильно сдувающиеся к концовке.
В 1967 британцы решили франшизу оживить. Итак при копании новой ветки Лондонского метро находят несколько скелетов доисторических людей, в хорошем состоянии. Но это не все, при более детальных раскопках находят ракету из неизвестного материала в которой находится засушенная гигантская саранча.
Военные думают, что это немецкая ракета времен Второй Мировой, призванная запугать британцев, Но профессор Куотермасс уверен, что это происки не Гитлера а инопланетян. И он прав, скоро Лондону придет конец.
Что-то перемудрили с фильмом. Слишком много всего, Тут и инопланетяне и граждане загадочно исчезают и телепатические способности у некоторых открываются и жители Лондона превращаются в зомби. И как-то местами все очень наивно, хотя тревожная атмосфера предыдущих фильмов была сохранена. Вообщем любителям старой фантастики и ужастиков от студии Хаммер смотреть обязательно, всем остальным можно пройти мимо