К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Изначально была скептически настроена по отношению к данному фильму, ожидала от него типичной новогодне-рождественской сказочки для маленьких детишек. Поэтому посмотрела его по ТВ только 1 января 2013 года и была приятно удивлена. Сказка была, но мрачная.

Понравился Крысиный Король и его собирательный образ крысы, Адольфа Гитлера и Энди Уорхола. Его агрессивные танцы, его мимолетный показ своего истинного лица, его коллекция фотографий плачущих детей. Понравился весь этот милитаризм, ощущение угрозы, повисшее в фильме как черный дым из фабрик по сжиганию игрушек и костров на площади города. Не могла оторваться от происходящего на экране.

Кончаловский все правильно сделал. Он добавил в типичную новогодне-рождественскую сказочку... сюжет, показал противостояние детей с Крысиным Королем и друг с другом. В фильме были не только елки и гирлянды, но и конфликт.

9 из 10

21 ноября 2018 | 07:11
  • тип рецензии:

Просматривая список киноработ Кончаловского, вдруг увидела кино с рейтингом 2,94. Такая оценка творчества Кончаловского поразила меня. Я поняла, что нужно обязательно посмотреть.

Для чистоты эксперимента я посмотрела его с моей 5-ти летней дочкой. А она гораздо более критичный человечек, чем я. Если фильм скучный, то она так и скажет и смотреть не станет.

В рецензиях на это кино преобладает мотив разочарования, который авторы рецензий объясняют тем, что ожидали волшебной рождественской сказки, а получили трэш, плевались и уходили из зала, недосмотрев.

Всматриваясь в это кино, я честно старалась искать трэш, скукоту, серость и т.д. То есть понимая свое восприятие, склонное к восторгу, я намеренно старалась фокусироваться на отрицательных сторонах. У меня это плохо получилось.

Вот все минусы, которые мне удалось уловить:

1. Что-то не так с вокальными партиями. Они сделаны в стиле мюзикла, от них ждешь большей мелодичности, ритмичности, выразительности. Иногда кажется, что слышишь распевку, а не отрепетированную законченную реплику. Это не касается песен, это касается именно музыкально-вокальных реплик, причем всех персонажей.

2. Юлия Высоцкая в роли феи для меня тоже не очень сложилась. Она мне очень понравилась в роли мамы, в этом же фильме, гораздо более эффектно сыграно и интересно наблюдать за этим персонажем (мамой), а вот фея, на мой взгляд, не совсем удалась. Какая-то уж слишком «земная», обыденная что-ли получилась. И речь… от феи ожидаешь магнетизма, певучей воркующей речи. В общем, учитывая дарование Юлии Высоцкой, думаю, что можно было бы доработать этот персонаж.

3. Затянуты некоторые сцены с крысиным царством, вот на них на какие-то мгновения начинаешь скучать.

Вот, пожалуй, и все недостатки, которые я увидела и услышала. В целом, мне кино очень понравилось. Я смотрела его обычную версию (не 3-D) в русском дублированном переводе.

Моя дочь за время просмотра испытала практически все доступные человеку эмоции, она плакала, пряталась под одеяло от страха, потом высовывала один глаз и радовалась, потом смеялась, пела и барабанила вместе с куклами, разговаривала с персонажами. Я думаю, что это и есть высшая оценка режиссеру, который снял такое кино, что ребенок смотрел, не отрываясь и был полностью погружен в тот сказочный мир, который ему показали.

И еще все-таки добавлю своих личных восторгов:

1. Блестящая озвучка персонажей Киркоровым и Пугачевой. Не знаю, как они решились на таких мерзеньких персонажей, но свою работу сделали просто великолепно. Как раз того магнетизма, которого мне так не хватало в фее, Киркоров дал с лихвой.

2. Дядя Альберт, отсылки к Фрейду и крысы в форме фашистов – настоящие бонусы для взрослых зрителей.

3. Сама идея «она поверила, что я настоящий» трогательна до слез. Потому что из самой реальной жизни.

4. Крысы очень реалистичны, настолько, что даже забываешь, что их играют люди. Повадки, ухмылки… а оскал крысиного короля просто неподражаем. Вызывает такое отвращение, что внутри все сжимается от этой мерзости и от страха. Действует прямо на физиологию.

5. И еще хочется отметить, что это очень эмоциональное кино. В целом все сильно воздействует на эмоциональное состояние, вовлекает в эту историю.

Исходя из всего вышеописанного, на остывшую голову я бы поставила 9 из 10. Но не хочу остывать… К тому же дочка взахлеб рассказывала папе о том, что мы с ней посмотрели. Поэтому – высший балл и браво Кончаловскому.

10 из 10

04 июля 2018 | 19:28
  • тип рецензии:

Для себя я не могу определиться с основным жанром – это не совсем детский фильм, если бы он был выдержан в той сказочной атмосфере, что была в самом начале, мое внутреннее я (любитель сказок и фэнтези) было бы очаровано. Насколько удачен этот рождественский европейский городок, эти красивые костюмы, это ощущение праздника, ни одной лишней детали в изображении города, домашней обстановки или диалога – это невероятная работа костюмеров и декораторов – идеальная картинка.

Это чудесная музыка Чайковского – я люблю классического «Щелкунчика» – я думаю, мне надо посмотреть этот фильм на английской – тогда я смогла бы оценить песни, но на русском мне не понравилось, от слова совсем – все песенные номера я бы пропустила, оставив лишь музыку. Вот честно минус к общей оценке. Так что это не мюзикл.

Элементы стимпанка (все-таки я отнесу техническое оснащение крыс именно к этому жанру фантастики) переходили в ужасающие картины оскаленных крысиных морд, слишком разительные от праздничного настроения фильма в начале.

Идея о крысах-захватчиках, аллегории и символичные сцены с сожжением детских игрушек, с всеобщей «крысализацией», с созданием «механических монстров и машин» - наполнена смыслом и некой печалью. Я бы хотела, чтобы этот фильм смотрели и поэтому тоже – не хочу, чтобы забывалось, что значит «война» на самом деле даже в «сказке».

Актеры.

Вот честно, я всегда представляла крестного Мэри по-другому – в данном случае дядюшку Альберта играет Натан Лейн. Образ мне кажется неудачным.

Юную Мэри играет Эль Фэннинг – да я ее видела уже в фильмах «Мелифисента», «Мы купили зоопарк» и пр. пр., но нигде она не была настолько юной, искренней, правдоподобной. Ее игра подкупает той самой верой в свои слова и эмоции, которую не всегда видишь у более именитых актеров. Когда актриса в кадре, взгляд падает только на нее.

Юные герои Макс, Николас Чарльз и Мэри настолько завораживают - такими и бывают дети – не всегда идеальные, но настоящие. Порывистые, отчаянно-смелые, смеющиеся и плачущие, может потому что дети умеют верить и слушают сказки, а в сказках нельзя падать духом и сдаваться?))).

Король крыс и королева крыс – сумасшедшие образы, гламурные и удачно прописанные роли. Во всяком случае забыть запоминающиеся и смешные образы Джона Туртурро и Фрэнсис де ла Тур просто невозможно. Движения актеров, изображающих рядовых крыс очень любопытны в плане пластики и хореографии. Да и сам грим – я вот ни на минуту не задумалась, что это люди переодетые в карнавальные костюмы. Это крысы и точка!

Юлия Высоцкая. Если в роли мамы она актриса играла хорошо, и одежда того времени на ней смотрелись изумительно, то в роли Снежной феи – никак не впечатлила.

Спецэффекты. Елка, игрушки, переходы от одного мира в другой – все происходит незаметно.

Многие сравнивают этот фильм с «Алисой в стране чудес», но я не вижу сходства между ними. Только год выпуска. Я сама бы в свое время поставила первой «Алисе» Тима Бёртона выше оценку, если бы в этой его экранизации было больше глубины, больше той самой «кэролловской» Алисы, а не типичной диснеевской «отсебятины».

Очень много именно взрослого впечатления от просмотра, детям не понравится. Он не попадает ни в детскую, ни во взрослую категорию. Такой вот завис между жанрами.

Единственный большой минус – не удалось сохранить гармоничное объединение классической сказки о Щелкунчике, философской части, новогодним ожиданием чуда и музыкальной темой.

Но при этом, я не могу не оценить масштаб проведенных работ – костюмеров, гримеров, декораторов, актеров – и этот труд сложно не заметить!

P.S. Исчезли солдатики и куклы, зато появились люди, что символично и правильно. В целом два мира на самом деле связаны намного сильнее между собой, чем может показаться на первый взгляд.

7 из 10

21 февраля 2017 | 16:34
  • тип рецензии:

Фильм 'Щелкунчик и Крысиный король', судя даже по рецензиям на этом сайте, ругают все, кому не лень. А между тем, это интересный фильм. Безусловно, он не подходит для маленьких детей, потому что их попросту напугает, но граждане в возрасте лет 10 и выше смотреть его вполне могут и, заметьте, смотреть с интересом.

Я вполне понимаю претензии вроде того, что это не милая детская сказка, а кино с элементами боевика и даже триллера, что оно не похоже на старые, всеми любимые фильмы для подрастающего поколения. Но могу вам с уверенностью сказать одну простую истину. Времена меняются и вместе с ними меняется и искусство. Как сказал известный художник Оноре Домье: 'Надо принадлежать своему времени', что, на мой взгляд, неплохо получилось у Андрея Кончаловского.

Фильм снят блестяще. Особенно красиво получилась и, соответственно очень понравилась, сцена с гигантской ёлкой, полётом Мэри и Щелкунчика к её вершине и танец снежных принцесс. Непередаваемое ощущение сказки и волшебства снов!

Также интересен глубокий подтекст фильма, который делает его примечательным не только для детей, но и для взрослых. Доктор Фрейд, фашизм, игра слов 'ратификация-крысификация', теория Альберта Эйнштейна - всё это талантливо скомпановано и не мешает основной сюжетной линии фильма.

Единственное, что не понравилось и даже наоборот, раздражало на всём протяжении полутора часов - это речь. Грубо говоря, если бы герои молчали, фильм был бы прекрасен. Я правда надеюсь, что это 'изыски' нашего дубляжа, в результате которого диалоги в корне меняются, и оригинальный фильм этим не страдает. Но как знать...

7 из 10

Считаю данное современное кино недооценённым.

01 марта 2012 | 16:04
  • тип рецензии:

Я удивлен сразу двумя вещами. Первое, что меня удивило это то, что я ожидал от этого фильма полнейшего провала. Конечно, ничего гениального в этом фильме нет, но и провалом полным его назвать, мне кажется, нельзя. Далее, меня удивляет то, что, собственно, многие считают эту картину как раз таки полнейшим провалом. Повторюсь, что конечно у этого фильма множество недостатков, но не все так плохо.

Хочется отметить графику. Я прекрасно понимаю, что кино к нам имеет отношение лишь в образе Кончаловского, Юли Высоцкой и музыкой Чайковского. Но, тем не менее, кажется, что кино почти «свое». И графика, надо сказать, мне очень понравилась! Сделано действительно здорово. Выполнено все качественно и реалистично.

Также, в сотый раз убедился в огромном таланте Фаннинг – она все-таки прекрасная актриса с огромным будущем. Просто огромным!

Конечно же, на фильм потрачено огромное количество денег. И, смотря эту картину, думаешь, а стоило ли вообще так тратиться. Это сложный вопрос. Но, плюсом считаю то, что хотя бы Кончаловский, пусть даже с зарубежными компаниями, возрождает детское кино, которое сейчас переживает глубочайший кризис.

29 января 2012 | 16:56
  • тип рецензии:

Я думаю, Кончаловский один из немногих режиссеров, который верит в сказки. Иначе не объяснишь появление обновленного «Щелкунчика». Более того, Кончаловскому удалась роль сказочника. Хотя это в первую очередь, конечно, Гофман, а во вторую – Кончаловский. А может быть, и наоборот. Тут не берусь судить.

Сказка очень яркая и очень оригинальная вышла. Поэтому и споры, и ругань в ее адрес. Но я эту картину уважаю как большую и очень продуманную. Подготовительная работа длинною в тридцать лет, о которой говорил режиссер в интервью, очевидна. Кончаловский полностью переосмыслил, актуализировал и даже модернизировал сюжет. Это уже не просто линейная история о том, как влюбленное и чистое сердце развеяло злое заклятие. Магическим образом максимально удалось приблизить сказку к реальности. Ощущение чуда и ощущение сказки не исчезло, но появилось новое незнакомое чувство невымышленности происходящего. Не скрою, мне понравилось. С одной стороны все сказочные каноны соблюдены, а с другой, нет, не попраны, а скорее выстроены новые.

Поэтому можно населить этот волшебный мир вполне реальными героями вроде Энштейна, украсить дом полотнами Климта, говорить о теории относительности и упоминать о толковании сновидений Фрейдом. И нет в этом противоречия, скорее, странная и пока еще непривычная гармония.

В целом, пожалуй, можно говорить, что это трогательная и душевная история с хорошими, очаровательными, пусть даже злыми персонажами, прекрасно поставленная, прекрасно сыгранная. Повторюсь, мне понравилось.

24 января 2012 | 22:55
  • тип рецензии:

«Нам твердят, что арт-хаус – это небо, а мейнстрим – земля, мы верим»

Эта аксиома как нельзя точно характеризует среднестатистического зрителя, который под давлением масс, светло веря в их бесспорную правоту, вынужден смаковать каждый кадр фильмов Алехандро Иньярриту, абсолютно не улавливая посыл оных картин, и получать неподкупное удовольствие от просмотра, чего греха таить, вторичной «Живой Стали». Собственно, неискушенный зритель, заглянувший в кинотеатр, в большинстве случаев, занимает ту сторону, на которой находится больше человек. К сожалению, данная система, прочно укрепившаяся в нашем обществе, из года в год губит прокатную судьбу ни одного десятка фильмов.

Как американская пресса поспешила назвать «Щелкунчика» худшим фильмом ограниченного проката, так российский зритель забраковал картину в ответ. На режиссера, как это принято в нашей стране, был обрушен шквал не всегда объективной критики. К тому же, в мгновение ока было забыто все: награды, международное признание, фильм «Поезд-беглец». Но стоит только закрыть глаза на чуждое мнение, как пред тобой предстанет приятная семейная лента, которой по силам удовлетворить публику самых различных вкусов и предпочтений.

Если рождественскую сказку наполнить многочисленными аллюзиями и метафорами, размочить действие неплохими спецэффектами и, наконец, привить эксцентричного Джона Туртурро, то, как результат, выйдет обновленный «Щелкунчик». Ведь фильм, по сути, представляет собой натурализованную версию хорошо известного, правда, морально устаревшего книжного оригинала, другими словами, это стремление осовременить знакомую всем историю актуальными реалиям нашего времени. Так и получилось, что мышей заменили крысы, мышиный король перевоплотился в высокомерного тоталитариста, имя Щелкунчик сократилось до незатейливого NC.

«Все относительно»

Альберт Эйнштейн.

После просмотра картины возникнет вполне справедливый вопрос о принадлежности двух великих ученых, на которых, без сомнений, был сделан упор, но у которых экранного времени «раз, два и обчелся» – Эйнштейна и Фрейда. Немудрено совсем забыть о них, однако лента, как и теория Альберта Эйнштейна, относительна. Андрей Кончаловский, используя образы великих ученых, напропалую наполнил сюжетную канву двумя возрастными видами метафор: детской и взрослой.

Когда молодое поколение, наблюдавшее за злоключениями нелицеприятного Крысиного Короля и установленным им режимом, столкнется с вопросом о том, что собой представляла фашистская Германия, то четкий образ, сформированный по средствам фильма, поможет им в этом. Ассоциация с грызунами возникнет машинально. Ввиду того, что мыши, в последнее время, утвердились как обычные домашние животные, следовательно, дети могли не поверить в то, что добрые мышки способны на зло – была произведена своеобразная рокировка: главными антагонистами стали крысы, большие популяции которых обычно приносят с собой болезни и мор, чего не скажешь о мышах. Их предводитель – Крысиный Король, на первый взгляд жестокий, но придурковатый, всего-навсего неокрепший детский ум, до конца не отошедший от материнской опеки. Персонаж Джона Туртурро, поймав волну вседозволенности и затаив обиду на людской род, лишает жителей зазеркального государства милосердия, сострадания и любви – чувств олицетворяющих настоящего человека. Потому он, путем принуждения и запугивания, уничтожает игрушки детей, а после лишает людей солнечного света. Стоит принять во внимание, что игрушка в контексте фильма имеет два значения, оба справедливы:

1. Игрушка – неотъемлемая часть детской жизни, наполняющие душу ребенка. Порой, простая кукла становится лучшим другом.

2. Игрушка как аллюзия на что-то сугубо личное, но от этого более ценное сердцу.

Так или иначе, Крысиный Король старался подчинить людей своей воли, превратив их в бесчувственных и беспомощных крыс. Это зовется «крысификацией».

Вообще, философия Крысиного Короля напоминает философию главного героя фильма «Бронсон» - преступник и убийца проявляет недюжинный интерес к искусству, да и вообще грезит о сцене. Крысиный Король, как и Чарли «Бронсон», считает себя состоявшейся художественной натурой, фотографируя детей в момент сжигания игрушек. Запечатление людских страданий доставляют ему удовольствие, что свидетельствует о душевном состоянии.

Но каков стимул, ведь каждое действие имеет предпосылку? Чтобы ответить на поставленный вопрос, обратим внимание, непосредственно, на фильм. Одна «говорящая» сцена расставляет все точки над i: Крысиная Королева кусает за шею своего потомка. Его детство, по-видимому, прошедшее в атмосфере уныния и жестокости, оставило заметный след на душевном здоровье ребенка – невроз, психологическую травму, которая, по прошествии определенного отрезка времени, дала о себе знать в полную силу. Повзрослев, ему было тяжко наблюдать за тем, как счастливы люди, поэтому Крысиный Король отвечает жестокостью на жестокость, ломает души каждого, как сломали душу ему. Вот и получается: жертва, кажущаяся охотником, нуждалась в друзьях, которыми, обычно, становятся родители. Отец, ушедший из семьи, и жестокая мать по определению друзьями стать не могли, отрешившись от своего сына.

Переходя от состояния внутреннего к образу чисто внешнему, хочется сказать, что Крысиный Король схож с тем Адольфом Гитлером, который изображался в культовой картине Чарльза Чаплина «Великий Диктатор», вдоволь посмеявшейся над ним. Утверждать, послужил ли немец прообразом Короля, нет смысла, ибо особого внешнего сходства нет, хотя импульсивная манера поведения все же присутствует. Однако в одеяниях приспешников и в окружении проскакивают нотки нацистов.

«Детское сновидение является реакцией на переживание дня, которое оставило сожаление, тоску, неисполненное желание. Сновидение дает прямое, неприкрытое исполнение этого желания…»

Зигмунд Фрейд.

Во имя того, чтобы родитель смог точнее распутать клубок аллюзий и подчерпнуть идею, режиссер перенес действие в Австрию, а точнее в Вену, где, в свое время, успешно работал Зигмунд Фрейд. Как известно, профессор детально изучал науку снов, в том числе науку детских снов. Поэтому Вена как индикатор того, на что стоит обратить внимание.

Сюжетной завязкой, по факту, и предпосылкой встречи со Щелкунчиком стало сильное переживание, неисполненное желание: родители, не внимая просьбам Мэри, в канун нового года предпочли светский раут празднику в теплом семейном кругу. Увлекшись укреплением отношений в обществе, им пришлось забыть про самое главное – погоду в доме, чем расстроили ребенка. Как, к слову и Крысиный Король, не имея фундаментальной поддержки в родном доме, Мэри нуждалась в друге – встречи с дядей Альбертом она ждала с особым трепетом – найти его удалось лишь во сне. Потому, в мире секретов и фантазий, Мэри получает удовольствие от общения с новыми друзьями, влюбляется и постепенно теряет связь с реальностью. Мир грез, по-моему, не что иное, как аллюзия на мир виртуальный: «френды», общение, развлечения – все это хорошо, конечно, но иллюзия жизни – пусть очень хорошая – не в силах заменить жизнь естественную.

Персонажи, встречающиеся Мэри во сне, являют собой прообразов окружающих ее людей и констатацией действительного отношения к ним: любящая мать превратилась в Снежную Королеву, безответственная няня в Крысиную Королеву, а брат-вредитель стал подручным Крысиного Короля.

«Все хорошее подходит к концу»

При насилии и разврате таких фильмов мало, а что есть –не ценим.

22 января 2012 | 14:53
  • тип рецензии:

« - Это все реально?
–Если ты в это веришь, значит реально!»

(Щелкунчик)

Дни новогодних праздников – время для заветных мечтаний и надежд… Надежд на исполнение в наступившем новом году мечты, ожидания доброй сказки и чудес.

К тому же Новый год – всегда самый радостный и семейный праздник. Именно поэтому, в преддверии праздника многие собираются всей семьей или в компании своих друзей … и ждут свершения чего-то особенного, необычного. Немало молодых людей именно с таким чувством идут в кинотеатр на какую-нибудь новогоднюю премьеру или дома включают телевизор, чтобы поднять настроение, приготовиться к чуду, которое исправит нас, или покажет как нас стать лучше.

Итак, в кинозале темнеет, на экране появляются первые титры, и зритель фильма «Щелкунчик и крысиный король» погружается в атмосферу сказки и ожиданий. Причём почти каждый, кто сидит в зале, уж наверняка посмотрел замечательный мультфильм «Щелкунчик» и уж точно слышал удивительную музыку П. И. Чайковского, ставшую главной музыкальной темой этого произведения. Ведь и музыка, и мультфильм так волшебны!

Первые минут пятнадцать на экране и вправду царит сказка: старая Вена в предрождественском убранстве, шикарная елка, оркестр в трамвайчике, исполняющий Штрауса, сюрпризы и милая улыбка дядюшки Альберта. А дальше…

Дальше ожившая игрушка – Щелкунчик, как оказывается, не так уж добр и благороден: его невежливость к другим персонажам неприятно поражает. Сцены с кукольным домиком несколько скучны и затянуты, а его герои непонятны и необоснованно туповаты. Правда, Снежная фея – исключение. Именно с ее появлением, в фильм возвращаются волшебство и доброта. Ее улыбка, озорной прищур поселяют в сердцах спокойствие. Сцены с ее участием, к тому же и мастерски скомпонованы режиссером: чудесная феерия снега, танец снежинок – смотря на это, зритель получает истинное удовольствие!

«Не могу поверить! Ты поверила в это!»
(Принц)

Крысы - это, конечно, зло. Появление на экране крыс - это резкий контраст тому волшебству, которое царило на экране до сих пор. Наверное, именно хищные, беспощадные крысы, а не забавные юркие мышки, больше всего согласуются с образом фашизма. Все атрибуты фашизма присутствуют здесь, ужасают своей реальностью. Особенно потрясает гора цинично сжигаемых кукол и чудовищный оскал Крысиного Короля. Весь крысиный мир, конечно, внушает отвращение.

Однако, это чувство отвращения не рождает страх, а заставляет оглядеться вокруг и постараться не допускать элементов зла рядом с собой и в самом себе. Ведь риск быть затянутым в Крысиное царство (как это чуть не случилось с маленьким глупым Максом) очень велик у каждого из нас и в реальной жизни.

«У вас был шанс, но люди так сглупили. Мир свой сами взяли и сгубили…»
(Крысиный Король)

И лишь добро и любовь, умение радоваться жизни, как это умеют дети, побеждает серость, зло, тьму, не только в сказках, но и в реальности. Поэтому крысы убегают, а дети остаются и радуются такому счастью!

Добавлю, что невозможно представить этот фильм без таких исполнителей ролей, как Эль Фэннинг, Натана Лейна, Джона Туртурро. Именно эти актеры и их персонажи произвели на меня огромное впечатление. Так же порадовал удачный подбор голосов для «озвучки» русской версии фильма.

«Все вовсе не относительно»
(Дядя Альберт)

Пожалуй, это не все, что можно сказать об этом фильме, но остальное, просто нужно смотреть. Об этом фильме нельзя говорить однозначно. Его можно пересматривать, с каждым разом отмечая все новые детали, плюсы и минусы.

Этот фильм оставил у меня глубокое впечатление. Но я не стану своим друзьям и родным советовать смотреть его в Новый год. Этот фильм не оставляет в душе праздника, он не рождает тех эмоций, того душевного настроя, которой возникает от музыки Чайковского, от старого мультфильма.

Этот фильм надо смотреть тем, кто сейчас пытается заигрывать с фашистскими идеями прошлого ХХ века, тем, кто считает, что все относительно – даже Победа наших прадедов в Великой Отечественной войне. Фильм надо показать всем, кто хочет пересмотреть итоги той войны.

Добро всегда будет побеждать зло! Всегда! И это не просто «мораль» русских сказок, это - закон!Это четко должны усвоить те, кто сомневается в том, что Добро абсолютно. И фильм А. Кончаловского «Щелкунчик и Крысиный Король» отличное «наглядное пособие» как для детей, так и для взрослых.

19 января 2012 | 22:47
  • тип рецензии:

Действие фильма разворачивается в Вене 20-х годов. Вена — важный центр мировой науки и культуры, особенно музыкальной. Эпоха красоты, изысканности насыщенная яркими красками, стилями и направлениями во всех сферах жизни. Можно провести параллель с реальными событиями того времени-Вена столица Австро-венгерской империи, убийство принца и начинало первой мировой воины, крушение империй и становление тоталитарной империи фашизма и «Истории Третьего рейха».

В первом же эпизоде мы знакомимся с доктором Зигмундом Фрейдом, реально жившим в Вене в те годы, который в сопровождении двух близняшек вводит нас в суть фильма, -зеркальной похожести реальности и вымышленного мира сновидений. Переходя из реальности в мир воображения мы видим тех же героев фильма. Теория сновидений Зигмунда Фрейда способ представить в явном сновидении элементы скрытого через символы тесно соприкасающиеся с такими категориями как художественный образ, аллегория и сравнение. Крыса по Фрейду -это знак, изображение животного для значения качества предмета, условный знак понятий, идей, явлений изображенных в фильме. Крыса как своеобразная повелительница царства разрушения и распада. Символ крысы уводит нас в область психологии. Общеизвестно, что эти животные, кроме отвращения, вызывают страх, который люди часто пытаются перебороть с помощью смеха и шуток. Другой персонаж. с которым мы знакомимся, это дядя Альберт. Образ взятый с великого Альберта Эйнштейна и его знаменитой теории относительности. Дядя Альберт дарит детям игрушки и Щелкунчика, в песне объясняет, что всё в мире относительно смотря с какой точки посмотреть. Если вникнуть в суть то можно весь мир к верху дном повернуть. Показывает как на нас льется поток различного рода завуалированных метафор и аллюзий, причем завуалированных мастерски где реальность, а где искаженная реальность и фантазия, ведь весь фильм мы видим глазами девочки главной героини.

Особо хотелось бы отметить работу декораторов операторскую работу в этом фильме, костюмеров, гримёров — в кадр не попало ничего лишнего и все смотрится очень гармонично и соответствующе той исторической эпохе, каждый крупный план или сцена насыщена историческими деталями, красками и является великолепной оправой действию происходящему на их фоне. Великолепные и яркие декорации и реквизит, в этом фильме они, конечно, не затмевают актеров, но делают все попытки к этому, если можно так выразиться. Красивый, красочные, яркие, превосходные. И это еще не все эпитеты, которые можно подобрать к ним. Я был уверен что сцены в городе были сняты в реальном городе настолько они реалистичны и насыщены деталями.

Конечно же отдельного упоминания заслуживает компьютерная графика. Она настолько детально и органично вплетена в реальность. Насколько грандиозно и красиво во всём своём блеске предстаёт перед нами ель в комнате, уходящая вершиной в звёздное небо населенная живыми игрушками. Именно так и воспринимается праздничная ель в детстве когда все предметы вокруг большие, блеске в сказки и чудеса. Танец Фей драже просто за гранью возможного, где угадываются танцующие балерины и одновременно снежный зимний вихрь, кажется ощущаешь запах мороза и зимы. Чего стоит полёт крыс над развернувшейся перед нами панорамой города. И это только некоторые моменты того сказочного действа компьютерной графики.

В мире сновидений Мэри встречает героев из реальной жизни это её мама в образе Снежной Феи. В жизни Мери лишена внимания матери, родитель оставляют Мери и брата в рождественскую ночь, она тоскует по общению с друзьями и приключениям, и детская фантазия переносит образ матери на фею наделяя её теми качествами которых так не хватает Мэри в маме. Другим персонажем из реальной жизни Мери становится Фрау Эва она же Крысиная королева, неравнодушная к выпивке, властная женщина. Ну конечно же брат Мэри ломающий игрушки непоседливый как все мальчишки занимает своё место во сне Мэри.

Режиссер фильма заменил мышей, которые фигурировали в сказке Гофмана, на крыс. Крыса – это символ мерзости, разрухи, агрессивно наступающего распада. Крысой называют мелкого, ничтожного, приниженного службой чиновника или солдата (канцелярская или гарнизонная крыса). В романе нобелевского лауреата 1957 года Альберта Камю – Чума, город тоже заполняют крысы. Это произведение аллегорично повествует о борьбе Европы против фашизма. Крыса – символ агрессивности, гниения, распада, разрушения, бедствия, вызывающая целую гамму эмоций и переживаний.

В фильме звучит призыв к «крысификации». Это символ извращения, деградации человеческой природы: в людях проявляется звериное и скотское.. Крысы – олицетворение наваждения, кошмара, агрессии низшего мира почти чертей потому и боятся они солнечного света. Крысификация символ идеологии нового страшного режима фашизма и нацизма, убивающего все живое и естественное в человеческой душе.

И, конечно, незабываемый Крысиный король. Он считает себя художественной натурой. С его стилем и образом, седыми волосами и острой мордочкой, напоминает Энди Уорхола. В своей музыкальной сцене он убивает электрическим током огромную акулу в аквариуме и превращает ее в инсталляцию, которая является точной копией легендарной инсталляции Дэмиена Херста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Крысиный король, жизнью которого полностью завладело его мрачное королевство — кривое зеркало настоящего мира, в котором в гротескном виде отражаются все темные стороны человеческой жизни. Есть в нем что-то зловещее и темное, хоть он улыбается и выглядит благодушно, но показывает свои крысиные клыки.

Музыкальные и танцевальные номера в этом фильме непосредственно соотносятся с основным действием, поясняют тот или иной поворот в сюжете или событии. С самых первых титров волшебная музыка Чайковского погружает нас в мир сказки, эмоций героев передаёт их настроение переживания, характеризует их. Очень мастерски подобрана музыка передающая атмосферу восторга и нереальности происходящего. Апофеозом всей музыки является фрагмент концерта для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор. Это один из самых известных фортепианных концертов в мировой музыкальной литературе. Песня в исполнении принца под эту музыку звучит жизнеутверждающим гимном победы добра над злом прихода весны и перемен для радостных детей бегущих с букетами цветов. Ведь дети наше будущее. После просмотра фильма музыка еще долго звучит в голове, в памяти всплывают мотивы песен. Продлевая то незабываемое впечатление которое осталось после просмотра фильма.

Не только прослеживаются события связанные с историей начала 20 века. И в 21 веке как объяснить ребёнку ужасы фашизма и нацизма. Именно через такие истории и это станет прививкой и иммунитетом от повторения этих событий. А взрослым напоминание как легко скатиться от национализма к фашизму, подобное не имеет срока давности и нельзя переосмысливать и оправдывать современными реалиями историю. Арабская весна наступившая на смену зиме диктаторов тому подтверждение.

18 января 2012 | 22:51
  • тип рецензии:

Говорят, что книги и фильмы для детей всегда больше чем просто развлечение. Речь конечно о настоящих книгах и настоящем кино. Ведь именно фильмы из детства мы пересматриваем с особым удовольствием десятки раз. Ради чего, спросите? Ради откровений истины. В непосредственности и открытости сознания вся прелесть искусства для детей.

Поэтому в тысячи раз сложно создать настоящее произведение искусства о детях и для детей. Не оступиться, не заиграться – вот задача автора. Для зрителя же становится необъяснимо волнительным ожидание премьеры экранизации известных сказочных сюжетов. Ведь масштабная визуализация мира, уже созданного в воображении годами раньше, - всегда необычный опыт. Ждешь классики и новизны, спецэффектов и настоящих эмоций. Боишься, что родное и знакомое будет подано в неуместной попсовой обертке и разочарует. С другой стороны не допускаешь канонического повторения сюжета, которое навевает скуку.

Так размышляла я, узнав, что на Первом ожидается премьера «Щелкунчика и крысиного короля». Образ Щелкунчика запечатлен в сознании каждого ребенка, этот персонаж узнаваем и любим. Но в каком ракурсе сюжет Гофмана предстаёт нам в этот раз?

Первое ощущение – Андрей Кончаловский выбрал классический подход. Знаменитая тема из балета «Щелкунчик» Чайковского, открывает фильм и настраивает на особое восприятие. Но с каждой сценой Кончаловский подбрасывает аллюзию за аллюзией. Фильм полон отсылок к самым разнообразным фактам, порой абсолютно не связанным с фабулой гофманской сказки.

Так первым откровением стало для меня открытие в дяде Альберте ярких черт, свойственных другом Альберту, исторически достоверному. «Эйнштейн, ну точно Эйнштейн!» – подумала я, увидев в кадре взъерошенного чумного старика. После того как он завел с Мари и Максом песенку «Всё относительно» сомнения в идентификации образа отпали, хотя изначально такое восприятие дяди Альберта я посчитала заблуждением. Этот мужчина с пушистой копной волос определенно непростой персонаж. Он первый заводит разговор о докторе Фрейде, тем самым усложняет смысловую парадигму и ещё крепче вплетает действие фильма с исторический контекст. А он, могу сказать, преинтересный. Зрители обнаруживают маленьких героев Мари и Макса в Вене 20-х годов прошлого века. Это десятилетие, как мы помним, стало решающим в истории существования империи Габсбургов. Слом мышления, социальных стереотипов, ущемленные имперские амбиции. Сложные годы, когда человечество переживало последствия Первой мировой войны, поправшей гуманность и веру. Война абсурдная, в смысле отторжения всех существующих на тот момент общечеловеческих норм. Как результат: люди, не верящие больше в чудо, в прекрасное, светлое. Люди, видевшие массовые убийства, пережившие химические атаки и бомбардировки, чувствующие, что столетиями утверждающиеся принципы совместного существования, религия и наука обнаружились на разрушенном фундаменте. В эти годы родилось поколение, которому суждено было пройти через ужасы Второй мировой войны, ещё более суровой беспощадной. Что уж говорить – сложное десятилетие, определившее ментальность всего XX века.

В фильме мы видим действие, погруженное в эти годы. И что же: мы оказываемся в мире шикарных нарядов, роскошных дам и мужественных мужчин - атмосфера последних искрящихся лет великой империи. Показной блеск, за котором скрыто равнодушие и девальвация духовного.

В то же время Австрия в эти годы становится истоком тенденций, определивших специфику культуры всего века. Как минимум на ум приходят фамилии Рильке, Фрейда, явление новой венской школы в музыке. Австрия, находящаяся на стыке неоднородных европейских культур особенным образом их синтезировала. История мировой культуры немыслима без великих немцев и австрийцев в частности, а XX век им более чем обязан.

Кончаловский умело использует колорит той поры, помещая в него персонажей выдуманных и исторически реальных. Тесно сплетенные вместе они создают новые смысловые пласты в восприятии кинокартины. Вернемся хотя бы к Зигмунду Фрейду, появляющемуся в первые кадры на катке и затем несколько раз упоминаемому разными персонажами. О великом психоаналитике говорить можно много, но мне показалось наиболее символичным то, что уникальная в своем роде «Теория сновидений» была создана именно Фрейдом и стала одним из наиболее важных его трудов. Там он сновидениям придаёт роль хранителя сна, концентрирующего всё невыраженное скрытое и замалчиваемое. При том детские сновидения по Фрейду приобретают особый статус. А в экранизации сны Мари занимают по сути больше половины фильма и содержат в себе ключевые моменты. Эта «неслучайность» для меня стала поводом отдельных размышлений.

Следующим историческим «откровением» для меня стала встреча с крысиной армией. В глаза бросилось сходство их военной формы с формой немецких фашистов. Здесь все параллели лежат на поверхности: нашествие на мирный город, фабрики, сжигающие игрушки, дым, боязнь света, абсурдная идеология, наконец, неадекватный король. Все эти факты более чем символичны и, объединенные общим термином «крысификация», предоставляют прямую отсылку к событиям Второй мировой войны. Что вообще есть «крысификация»? Повсеместное, целенаправленное насаждением единого крысиного мышления. То есть очевидна отсылка к тоталитарным системам управления.

Так детская сказка «Щелкунчик», становится путеводителем по ключевым событиям и персонам, имевшим место на немецких землях в начале века. Конспектом явлений, ставших роковыми для всего мира и повлекших необратимые изменения в сознании всего человечества. Но от серьёзности этого смыслового пласта фильм «Щелкунчик и крысиный король» не теряет своей легкости, красочности. Он остаётся сказкой, с проницательными детьми, чересчур прагматичными взрослыми, необыкновенными путешествиями и неожиданными волшебными персонажами.

16 января 2012 | 23:10
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: