Вообще первоначально было бы не лишним чуточку коснуться персоны автора картины – Умберто Ленци (Umberto Lenzi). Режиссёр он весьма узнаваемый благодаря умению всегда быть на волне успеха. Нет, не в смысле, что его творчество достигало особых высот заслуженных наград, а из-за находчивости подстраиваться и держаться кинематографической моды своей родной Италии. Посему перечень работ по-хорошему удивляет разнообразием всех или почти всех жанров, задающих ориентиры творцам шестидесятых-восьмидесятых годов. Многие зрители его часто ругают или просто пренебрежительно настроены за мультижанровость, порой всё же грешащую подражанием более умелым ремесленникам, но не отдать должное подобному дару будет сложно.
Следовательно, немало отработав в постановке костюмированных исторических приключений, конец 60-х Ленци, традиционно для себя, встретил нога в ногу с самым пиком целлулоидной моды, пробивающей крепкие ростки остросюжетного эротического триллера. А, как известно, если экранный мир заперт в «жёлтых» детективных рамках, где даже начальные титры окрашены в подобный цвет, то будут оргазмы и спазмы, в том плане, что эротика имеет полноправное место быть наряду с остросюжетными мотивами. Правда, образно выражаясь, эти самые оргазмы представлены многократными, а всякие предсмертные спазмы заметно уступают. Что поделать, ведь год выхода задаёт особые ориентиры, когда пока ещё не наречённый «Висконти насилия» не ознаменовал себя, и джалло не стало неделимо ассоциироваться с фамилией Ардженто при настоящем искусстве художественно проливать акварельную яркую кровь. Да и не джалло это пока никакое, а просто эротический детектив, замешанный на пагубной страсти из которого могли выйти отличные предпосылки к симбиозу из жертвы женского пола и маньяка в чёрных перчатках. Но тут тоже хищников о двух ногах хватает…
Двигаясь при оглядке на чувственный триллер, режиссёр прописывает специфический костяк истории, касающийся невероятно богатой вдовы, повстречавшей загадочного «бунтаря без причины», чтоб на фоне вспыхнувших плотских и эмоциональных страстей, где-то по кустам таился потенциальный враг, окутанный ореолом тайны, а в кадре мелькал заготовленным будущим выстрелом револьвер. Приглашённая на главную роль и ставшая остовом для пары будущих бессвязных сиквелов американка Кэррол Бейкер (Carroll Bake), как и положено, изображает характерного ключевого персонажа постановки, имея в изобильном наличии эротические сцены с демонстрацией красавицы модельной внешности, угодившей в опасную почти параноидальную ситуацию, расшатывающую нервы. С середины же она несколько меняет амплуа, преподнося постепенное сумасшествие и эмоциональное угнетение. Прописанный роковым оппонентом и соблазнителем по совместительству – Лу Кастель (Lou Castel) удачно подыгрывает, сгущая краски с нависшим подвохом, что доверять незнакомцам, как известно, опасно, тем паче для героев остросюжетного жанра. В дело вмешивается третий участник событий, и круг замыкается на благоприятном поле любовного треугольника с авантюрно-криминальной начинкой.
В воплощении сюжета Ленци заново велосипед не изобретает, заигрывая с «обязательными» жанровыми аспектами, чуточку внедряя красивые пейзажи итальянской виллы, полной цветов и жаркого солнца, по ночам же устрашающей дверными скрипами с молнией за окнами, не забывая малые лесбийские намёки и вообще общую пикантность, сопутствующую духу витающей сексуальной свободы шестидесятников, ищущих в творчестве исследование человеческих страстных желаний. Это всё движется вокруг главного остова, как украшение-усложнение основополагающей темы поиска искренних чувств меж чужими людьми, нахождению взаимопонимания, основанного на душевной и физической близости. В противовес выступают разрушительные силы магнетизма страсти: ложь, недоверие, манипуляция, шантаж… Чем дальше продвигается хронометраж, тем острее звучит конфликт характеров и психологического давления, а апогей по-хорошему удивляет, неожиданными сюжетными поворотами, расставляющими всё на свои места в, казалось бы, предсказуемом ходе дел.
В целом фильм получился достаточно красочным на избранный фон проведения съёмок, куда вложили проблематику психологии межличностных отношений троицы людей: двое манипулятивных хищников и одна жертва. Хотя как знать?.. Понравится он или нет, окажется делом сугубо личным, ведь сама соль истории припасена ближе к развязке, однако в любом случае триллер получился полный страсти, коварных козней, и авантюрного завершающего аккорда, что всегда украшает остросюжетные картины данного плана.
Наверное после 'Основного инстинкта' Верхувена большинство европейских эротических триллеров 70-х показались слишком простыми. Верхувен будто довершил их, рискнул и добавил в сложившийся за десятилетие шаблон настоящих специй. Увы, но 'Оргазмо', так и не стал для меня чем-то интересным. Ленци умело расслабляет зрителя препровождая его интерес на виллу, где время течет совсем иначе - медленнее, ведь никто не стремится зарабатывать хлеб насущный. Мы можем позволить себе окунуться вместе со скучающими аристократами в бассейн и разделить с ними их проблемы.
На этом месте я остановлюсь. Ленци очень умело, практически незаметно, сделал переход от развлекательного фильма 'ни о чем' к жесткому триллеру. В конечном итоге, уже не так и важно, что финал оказался очень шаблонным, а начальная закрутка сюжета могла завершиться куда более ярко. Важно другое - Ленци сделал смотрибельное кино. Пускай постоянные пощечины, которые получала героиня Кэрролл Бэйкер свидетельствовали для меня в большей мере о кризисе сценаристов (тут ведь, чем меньше самих фактов насилия, тем более жутким оно будет казаться). И ничего страшного, что ближе к концу ленты, сюжет просто остановился. Все это с лихвой окупалось легким стилем изложения и участием стареющей (и вероятно списанной в тираж в Голливуде) американской звездой. Бэйкер и вправду добавляла картине лоска.
Впрочем, Ленци ведь никогда не был революционером или интеллектуалом. Он снимал интересное жанровое кино. А 'Оргазмо', даже учитывая практически полное отсутствие эротики, вполне отвечал всем критериям. Любовь втроем, криминальная интрига, афера, доведение до самоубийства, участие голливудской кинозвезды. В итоге, все вышло вполне неплохо. Если допустимо привести такую метафору, фильм напомнил мне то как поет Гуф. Картавит, иногда не попадает в ноты, бывает дышит в микрофон, но все равно - его слушают, а исполнитель органичен и обаятелен. Точно таким же, органичным и обаятельным показался мне и этот, простоватый и шаблонный, триллер.
Вызывающее название триллера Умберто Ленци. При просмотре однако чувство стыда не возникает. И начинка не становится откровенно эротической. Фильм больше перекликается с «Фотоувеличением» Антониони.
Полумистический жанр фильма «Фотоувеличение», соединяющий в себе триллер, мистику и социальную философию, снятый знаменитым режиссером был подхвачен другими. Фильм «Довольно сложная девушка» Дамиани из той же серии, или «Тихое место за городом». Полумистические, полузагадочные истории с налетом эстетского эротизма быстро сошли на нет, возможно даже из-за этого произведения Ленци.
Если «Фотоувеличение» и «Довольно сложная девушка» ближе к шедеврам, имеют социальный, психологический и мистический подтексты, то фильм Ленци — это старательное их копирование. Сюжет постоянно держит в напряжении, есть противостояние двух социальных групп — богатых и бедных. Внутренняя борьба и терзания главной героини — богатой разведенной актрисы показана как параноидальная жизнь в поисках виски и развлечений.
Каждый следующий эпизод повергает нас все глубже на дно психологических переживаний.
Концовка в стиле дешевого джалло от Сильвио Амадио, где все объясняется банальными причинами просто разрушает всю магию фильма и делает Умберто Ленци убийцей жанра психологическо-мистической драмы.
Через год после «Оргазмо» расцвел буйным цветом джалло, где психологизм сменили на эротизм, фабулу свели к банальной беготне в черных перчатках, а «Тихое место за городом» превратилось в «Хорошее местечко для убийства». А борьба человека с дьяволом в себе была заменена борьбой за наследство умершего дедушки между родственниками. И Ленци тоже перешел и в тот жанр, и там тоже не преуспел, хотя снял пару старательных копий. Потом он занялся тематикой зомби и прочих ужасов, ловил коньюнктуру до последнего и в памяти российского зрителя остался все же мастером ужасов из Италии. Ну просто так получилось.
А вот этот фильм мог позволить ему встать в ряд с Дамиано Дамиани или хотя бы Ардженто, но не произошло. Встал в ряд с Лючио Фульчи и Микеле Соави, что тоже неплохо.
Поскольку фильм является таки не тем, что предлагает его обертка (читай 'название') и несет фигу в кармане, а то и две, рецензия пусть будет положительная.