'Смешные птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их речи!'
Я, конечно, ожидал подвоха заранее. Но потом под всеобщим влиянием (чего, как сегодня показала практика, делать ни в коем случае нельзя) я всё-таки захотел с большим рвением посмотреть это «шедевральное» и «эпохальное» произведение.
Одним словом, ни за что нельзя ожидать многого от фильма, который понравился слишком большим народным массам. Увы, я разочарован. Разочарован по многим причинам.
Во-первых, слишком много Натали Портман. Я так устал от её возвышенного лика, что не скоро решусь посмотреть другие фильмы с её участием, хотя упрекнуть её в качестве исполнения своей роли не имею права и не собираюсь этого делать. Такая самоотверженность (изнуряющие тренировки по 5 часов ежедневно в течение 10 месяцев) заслуживает исключительно похвалы и искреннего восхищения.
Во-вторых, всеобъемлющая припадочность. Я поясню: камера трясется так, что глаза болят; разумеется, припадочное поведение главной героини и её припадочной мамы; да и вообще, припадочность всего повествования, которое порой настолько зациклено на раскрытии переживаний и изменений внутреннего мира Нины, что даже скучно становится.
В-третьих, как таковое отсутствие сюжета. Я считаю, что даже психологический триллер должен его иметь. А что происходит в этом фильме? Женщина пытается получить главную роль, изводит себя физически и морально. А заключительная реплика главной героини просто удручает, поскольку пресекает все возможные философские измышления и делает все страдания бедной главной героини незаслуженно мелкими.
В-четвертых, очевидность используемых образов. С момента появления в кадре матери Нины меня уже не оставляло чувство довольно откровенно проглядывающего сходства с «Пианисткой» Ханеке. Акценты у Аронофски, конечно, расставлены по-другому, но в художественных средствах он явно проигрывает. От тонкости чувств ничего не осталось: раз превращение в Черную Лебедь такое болезненное, так пусть у Портман по всему телу черные перья лезут в момент триумфа её темного «Я», и глаза красным горят, чтобы уж совсем всё было понятно.
Кроме этого, хотелось бы отметить слишком большую неприязнь, которую вызывают акты самобичевания главной героини в бессознательном бреду. Элементы хорора, саспенс — это всё прекрасно, но с какими-то деталями режиссер всё-таки переборщил, что, в целом, создало отталкивающее впечатление. По этой и по другим вышеперечисленным причинам я не смог проникнуться духом фильма и остался холодной глыбой.
К Аронофски я отношусь предвзято-негативно - сложно воспринимать его иначе после его самой большой удачи с точки зрения различных масс и полного провала с точки зрения здравого смысла - 'Реквиема по мечте'. Кто-то может считать Аронофски отблеском арт-хауса, кто-то несколько извратно мыслящим философом от Голливуда, по моему субъективному мнению - он просто шут королевы в отставке. Попытка создания своеобразной эстетики при помощи неких авторских ходов, например бросающееся в глаза использование цвета ни к тому ни к сему, и применения классических избитых приемов там, где их нельзя ожидать плюс заинтересованность в далекой большинству людей теме различных недугов психики, поиска и потери своего 'я' - вот и весь Аронофски. Но несчастье здесь в том, что авторские приемы слишком крикливы, использование опыта поколений, вроде бегающей камеры, как в документалистике, неуместо подчастую, а те сдвиги в человеческом самоосознани, которые так манят Аронофски - слишком неясны и скучны. Он констатирует, но не анализирует.
'Черный лебедь', темой которого выбран балет, должен ассоциироваться с Одилией, что естественно, но даже у меня, большой любительницы балета, микс слов черный лебедь-балет-аронофски вызывает совершенно мутные ассоциации.
Оскар за женскую роль не добавляет самому произведению никакой ценности, это заслуга только одной актрисы - Натали Портман, чьи наморщенные детские брови не смогут не вызвать сочувствия и умиления.
Первая половина фильма слишком занудна, вторая слишком претенциозна. Все это мельтешение, крики, дрожание камеры больше утомляют, чем создают хоть какое-нибудь напряжение.
Если бы до этого я не смотрела 'Кармен' Карлоса Сауры, или 'Танец дороже жизни' или 'Прерванную жизнь', где тоже отметилась Вайнона Райдер, то все эти эпизоды, которые должны быть шокирующими, и вправду шокировали бы, но увы, мозг мой испорчен полотнами, лоскуты которых использованы в этой балетной пачке (вовсе не обвиняю аранофски в плагиате - скорее в отсутствии цельности оригинальности ). Апплодисментов заслуживает только сцена оперения черного лебедя, но опять же, - только на фоне бездарности всего фильма.
Раздвоение личности главной героини остается невылеченным - ее первостепенная задача, которую поставил ей хореограф в исполнении Венсана Касселя, который чем дальше - тем становится меннее привлекательным и играет совершенно непонятные роли, - это раскрыть в себе низкоэротичные черты, которые заложены в каждой женщине, чтобы сыграть своего порочного черного двойника. Но Нина не находит в себе темные стороны, а искусственно их создает, причем здесь использованы все те способы, которые заставляют волосы на головах приличных домохозяек зашевелиться, но для современной молодежи в большинстве своем являются обычной частью жизни - лесбиянство, наркотики. случайный секс, романы с преподавателями, еще включено воровство и убийство - практически все заповеди нарушила бедная Нина, в результате чего получается полный внутренний диссонанс, искажается действительность, реальность существует вообще отдельно от героини, и в итоге мы видим совершенно избитое решение этого конфликта - побег. У Аронофски никогда не хватало мудрости, смелости и таланта, чтобы показать другое решение, не так затертое в современном искусстве - гармонизацию внутреннего. Увы, расколов характер, он не смог склеить его снова.
Слишком много крови и перьев, а в итоге ноль - ни сочувствия, ни резонанса, ничего нового. Только перья, перья, перья, пусть даже и черные. Никакого любопытного решения или откровения мы не получили. Просто еще один Аронофски.
Хотелось бы написать нейтральную рецензию на этот фильм из-за Натали Портман и Венсана Касселя, но увы, фильм мне совсем не понравился.
К режиссеру Даррену Аронофски можно относиться по-разному. Я люблю его фильм 'Реквием по мечте', очень атмосферный, заставляющий плакать и оставляющий тяжелый осадок в душе. Но 'Черный лебедь' у Даррена просто не получился. Почему? Все-таки замысел фильма достоин внимания, и идеи, которые предлагает автор, интересны, но…Дальше следует большое но. Все дело в том, что этих идей слишком много, и Даррен лепит их одну на другую таким образом, что получается нечто неудобоваримое. Как я понимаю, центральной темой фильма является вечная борьба противоположностей, светлая и темная стороны души человека, это Фрейд с его бессознательным и тезисом о сексуальной природе человека. Замечательная тема, на основе которой можно написать замечательную историю, но Даррен воплощает ее через тему сумасшествия и раздвоения личности. Ох уж это раздвоение личности! Ну хорошо, пусть так. Но Даррен идет еще дальше и накладывает все это на тему балета! Зачем? Это переворачивает всю картину с ног на голову, и получается черт знает что. В итоге перед нами предстают три совершенно отдельные и самостоятельные темы, которые начинают конфликтовать друг с другом в рамках одного фильма. Если бы было либо сексуальность и сумасшествие, либо сумасшествие и балет, тогда это смотрелось бы гармонично, но только не все три темы вместе! И самый очевидный конфликт - это сексуальность и балет. Ведь балет - это высшее искусство! Это поэзия, воплощенная в танце. Когда смотришь настоящий балет, испытываешь катарсис. Здесь все это опошляется темой поисков своей сексуальности, я отнюдь не ханжа, но в данной картине именно опошляется. Если Даррен так хотел поиграть в дедушку Фрейда, то мог бы взять совершенно других героев, и другую сферу их деятельности, фильм бы от этого лишь выиграл. В общем, в данном случае перед нами наглядный пример того, что не всегда стоит усложнять идейную составляющую фильма, иногда простота - залог успеха.
Идем дальше. Атмосфера и символизм. Режиссер попытался создать атмосферу тяжелую, напряженную, безысходную. В уже упомянутом 'Реквиеме...' у него это отлично получилось, но здесь какое-то подобие оной появляется лишь в конце. В итоге фильм смотрится скучно и нудно, а послевкусие оставляет очень неприятное. И пересмотреть этот фильм желание уж точно не возникает.
В фильмах Даррена всегда все гиперболизировано, идея раскрывается настолько наглядно, насколько это вообще возможно. И это не хорошо и не плохо. Просто где-то это уместно, а где-то нет. И снова сравнение с 'Реквиемом...'. Там гиперболизация была не просто уместна, она была необходима. Это своего рода социальная драма, которая показывает как в большинстве случаев заканчивают наркоманы, гиперболизация лишь подчеркивает правду жизни, как бы говорит: вот смотри, так делать не стоит! В 'Черном лебеде' данный прием неуместен, я считаю. Ведь это история о скрытых, потаенных желаниях, страхах, о сложной природе человеческого бытия. Опять же тема сумасшествия. И все это надо подать очень тонко: намеками, символами, но не открытым текстом! Иначе смысл фильма теряется. Получается, автор хотел сказать: мол, не ходите в балет, а то с ума сойдете.
Главная героиня. Еще одна большая ошибка Даррена. Он решил показать нам человека закомплексованного, забитого, не имеющего связи с собой и окружающим миром, не знающим как жить. Но таким человеком не может быть ведущая артистка балета, просто не может! Та, что танцует главную партию, должна быть прежде всего личностью, яркой, сильной. И больше, чем просто актрисой, ведь у нее нет слов, все чувства она выражает мимикой, поворотом руки, наклоном головы и так далее. Честно скажу, но в Натали Портман я балерины не увидела. Балет в ее исполнении - это очень забавно.
Далее перейдем к сюжету. Главная героиня настолько зажата, что все так и норовят ее раскрыть. Да в жизни так не бывает! И не понятна логика главного балетмейстера. Зачем он взял ее на главную роль, если она вся такая никакая? Чтобы пару раз потрогать ее за грудь? Это неправдоподобно ни разу. История падения такого рода человека мне не интересна. Не потому что героиня не интересна, напротив! Но в чем здесь смысл? Что слабые люди сходят с ума? Это и так понятно. Я бы лучше посмотрела, как слабый человек учится жить и становится сильным.
Актеры. Натали Портман. Оскар за эту роль? Серьезно? Нет, я люблю Натали, она прекрасная актриса, но она не показала здесь чего-то сверхъестественного, у нее есть фильмы и роли гораздо лучше. Я читала ее интервью, где она рассказывала, как усердно и мучительно трудилась у станка ради этой роли. Только вопрос: зачем?
Венсан Кассель. Сыграл то, что от него требовалось. С возрастом не утратил свое обаяние, что не может не радовать. Мила Кунис. Она здесь очень привлекательна и сыграла хорошо, ей очень идет образ искусительницы.
Почему люди так восхищаются этим фильмом? Мне не понятно.
Я почему-то верил в этот фильм. Я был уверен, что Даррен Аранофски не подкачает, как это делают в последнее время почти все режиссеры, которые буквально несколько лет назад поставляли нам шедевры. Что-то происходит в мире. Ни кино, ни музыка в последнее время, уже не имеют той глубины, что была не так давно.
Но, вернемся к фильму. Итак, основная тема, как ни крути, балет. Так? Вы помните «Рестлер»? вы помните, как нам изящно преподнесли правду о рестлинге. Я имею в виду кухню рестлинга. Чтобы хорошо понимать Рестлера, нам нужно было хоть как проникнуться самим рестлингом. То же самое здесь... Вот только балет у режиссера не получилось показать так же полно. В этом фильме балет не трогает… недостаточно фундамента для всех этих глубинных переживаний главной героини. Балет не показан как нечто глубочайше великое. Иной раз у меня было ощущение, что весь этот шум больше похож на «утренник» в американской школе.. В общем, обидно, что балет показан так мелко. Я был единожды на настоящем балете. Это был балет в Кремле, не самый великий, но даже его единожды мне хватило, чтобы понять насколько это великое искусство.
Второе — это основное настроение фильма. Тревога, двойственность состояния героини, напряжение. В общем, это согласно сценарию. А далее задача режиссера нам это показать. Показать изящно. Но вот именно с этим в последнее время у всех проблемы. Так и в этом фильме, для достижения этого напряжения используются дешевые трюки из триллеров — вроде резкого звука и страшной картинки, вроде вида порезанных пальцев, треснувших до крови ногтей и прочих мерзостей каждые 5 минут. Мне уже приходилось закрывать глаза и уши, чтобы не видеть это издевательство над ногтями. И даже любимая мною Натали была плохо реализована — через 40 минут фильма даже мне захотелось сказать ей «да убери же это несчастное потерянное лицо! такого не может быть у солистки!». Ну и главное… Насколько я понял, основной идеей фильма было показать до чего довела себя девушка, пытавшаяся целиком отдаться своей великой роли в великой постановке своей мечты. Так вот — этого не вышло. Слишком примитивно всё выглядело с этими спецэффектами из триллера про оборотней.
Я бы не смотрел этот фильм, если бы знал это всё о нем. У меня не осталось чувства удовлетворенности киноискусством, остались только неприятные ощущения от триллерной составляющей с ее страшными гримасами, и женщиной втыкающей себе ножницы в лицо.
Иногда я искренне не понимаю, зачем снимаются некоторые фильмы. Я не беру во внимание однозначно бездарные картины, с ними все понятно, фокусник был пьян и фокус не удался. Бывает. Я о тех фильмах, когда видишь, что получилось. И получилось весьма хорошо. Но вот что получилось?. И итоговое - для чего?
По-моему мнению, в любом творчестве должен прослеживаться посыл, импульс устремления.
Картина 'Черный лебедь'.
Ну да, Натали Портман за лучшую женскую роль дали 'Оскара'. В общем-то, есть за что. Да, вот так выглядит шизофрения 'изнутри'. Причина болезни тоже понятна: с такой мамой еще не до таких чертей дожить можно. Да и сама атмосфера фильма создает такое послевкусие, что хочется побыстрее от него избавиться.
Я это к тому, о чем упомянул в самом начале: для чего все затевалось-то? Ради этого послевкусия? Для ознакомления с клиническими симптомами психических расстройств? Куда направлен посыл?
Одно из моих простых правил жизни гласит: никогда не пытайся понять то, что не хочешь получить в качестве личного опыта, потому что либо не поймешь, либо получишь.
Очень хотела посмотреть фильм, но он стал для меня сильным разочарованием... По порядку.
1) Я люблю балет.
И сама занималась им в детстве, и постоянно ходила на спектакли в Мариинку (Питер). И, глядя на то, что происходит на экране, я всю дорогу думала - 'Это что?... Это балет? Я в это должна верить?' Если хотели показать, как трудно идти к вершинам балетной карьеры, то лучше 'Танцующих призраков' на эту тему я пока еще ничего не видела.
2) Мне нравится фильм Даррена Аронофски 'Фонтан'. То есть, я немного представляю, в каком ключе он снимает. Типа, сложные ситуации, сложные личности.
Но 'Фонтан' и 'Черный лебедь' - просто небо и земля. В 'Фонтане' ты видишь конфликт любящего мужа, который мечется между призрачным шансом найти лекарство для своей умирающей жены и реальной возможностью сделать счастливыми ее последние дни. И ты веришь в этот конфликт.
Что мы видим в фильме 'Черный лебедь'? Я не поняла. Многие герои в фильме, как заведенные, повторяют, что героиня находится под сильным давлением, но я вообще не разглядела это давление. Может, у меня что-то со зрением, в отличие от 85% зрителей, которым это понравилось? Я всё время пыталась поверить тому, что происходило на экране, но никак не могла избавиться от чувства неловкости за актеров, которые играют как в плохо отрепетированном любительском спектакле по сомнительному сценарию.
3) Мне нравится, как обычно играет Натали Портман, я полюбила ее еще с фильма 'Леон', где одна маленькая девочка делает весь фильм. Потом были 'Близость' и 'Париж, я люблю тебя'. И каждый раз она была интересная, сложная, завораживающая.
Но в 'Черном лебеде'... Какая-то истеричка со слабым характером, которая вообще непонятно как пробилась в большой балет. Ни хрупкости, ни нежности, ни чистоты, то есть, того самого пресловутого 'белого лебедя', я в ней не разглядела. Постоянно хотелось ее стукнуть тяжелым тупым предметом и оттащить подальше, чтобы не мешала другим танцевать.
4) Мне нравятся хорошо снятые сексуальные сцены, в той же 'Близости', например.
Но то, что происходило в 'Черном лебеде' вызывало отвращение. Это, типа, реальная жизнь без прикрас? Такая пошлая и незамысловатая? У Аранофски, имхо, проблемы в этой области, если он именно так себе представляет 'соблазнение' - взял, потёр причинные места, и девочка завелась. И это человек искусства, ага... В одной сцене, когда она пришла к дяденьке накрашенная, а в результате укусила его, гораздо больше секса, чем во всех 'сексуальных' сценах этого фильма, вместе взятых. После этой сцены такого можно было разного наворотить, но, увы, она оказалась кульминацией, и все оставшееся время фильм катился под откос...
Резюме: этот тщательно подготовленный фильм оказался полным пшиком.
А зрители, которым он понравился, явно смотрели что-то свое, личное, а не то, что реально происходило на экране. Либо, как это часто бывает, фразы типа 'Единственный, кто стоит на твоем пути, - это ты' кому-то явились полным откровением.
3 из 10
по одному баллу за Портман, Касселя и кусочки 'Лебединого озера'
Этот фильм я ждала буквально с замиранием сердца. Не скажу, что я прямо такая дикая фанатка творчества Арронофски. Из всех его фильмов видела только 'Фонтан', который буквально душу порвал в клочья. Само собой разумеется, что от новой его работы ожидала некоего откровения. Ведь всё настолько круто выглядит: мир классического балета, классные актёры и актрисы, твёрдая рука режиссёра. По всем показателям должно было выйти нечто фундаментальное и завораживающее. И что же в итоге? Сплошное разочарование.
Вопреки своей привычке сразу начну с того, что повергло в недоумение и шок.
1. Главная героиня: это что вообще за размазня? В мире жесточайшего соперничества характер закаляется с младых ногтей, человек учится отстаивать своё место под солнцем, своё право быть не просто лучшим, а быть прежде всего лидером. Наша же главная героиня вообще никак не вписывается в мир конкурентной борьбы. Также мне совершенно непонятны её мотивации, её жизненные приоритеты. Ясно одно: она стремится явно не к славе и не к поклонению публики. В общем, инфантильность нашей Нины просто зашкаливает. И это очень удачно подчёркивает совершенно жуткий писклявый голос актрисы дубляжа. Ну ей богу, перед нами точно школьница класса восьмого-девятого!
2. Хронометраж картины: в ходе развития сюжета становится очевидным, что сценарист затронул вопрос о соотношении множества категорий: добра и зла, невинности и порочности, вечного и сиюминутного, детского и взрослого, блаженства и боли, молодости и старости. Чтобы должным образом раскрыть все эти аспекты, нужно много экранного времени, минимум часа два. А скорее всего больше. У нас же в наличии есть всего 100 минут, и большинство вопросов не то чтобы остались открытыми, они просто не проработаны толком. Авторы истории попытались объять необъятное за столь малое время, что приводит к тому, что по всем проблемам просто 'прошлись по верхам'. Тому доказательством служат и совершенно банальные диалоги, которые часто не несут вообще никакой ценной информации. А уж диалог девушек в клубе-это просто уровень15-16-летних девчонок.
3. Развитие истории: фильм позиционирует себя ещё и как картина о становлении личности, о её взрослении. Ну допустим что так. Но объясните мне, как это можно уместить в те пару недель жизни главной героини, что показаны в фильме. Я думаю, что ни для кого не секрет, что взросление - процесс длительный и постепенный, занимающий годы. И изменения в поведении Нины за эти несколько недель-это не взросление, это невроз в чистом виде. И этот фильм является лишь иллюстрацией к тому, как происходит процесс нервного срыва. И только! И приставания к Нине со стороны балетмейстера, и тусовка в клубе, и секс с Лили-никакие не проявления взрослости главной героини. Это просто те приёмы, смысл и назначение которых вообще непонятны.
4. Актёрская игра Натали Портман: я обожаю эту актрису, пристально слежу за её творчеством уже как минимум лет восемь, но я не могу понять, что такого все нашли в этой её роли. Виноватое и плаксивое выражение лица откровенно бесит уже через 20 минут фильма. Балетная подготовка это конечно хорошо, но можно было нанять дублёршу, а самой актрисе дать время и силы найти в этой роли нечто более интересное, нежели образ не в меру инфантильной плаксы. И кстати, в активе Натали есть работы и посильнее.
Так что же в итоге? 'Чёрный лебедь' - это фильм, которому сделали отличную рекламу имена режиссёра и актёров. Содержание же уровню амбиций не соответствует никак. Ни до одного из заявленных жанров этот фильм не дотягивает. Хотите увидеть историю становления Балерины? Посмотрите 'Анну Павлову' Эмиля Лотяну. Хотите увидеть стандартный триллер о раздвоении личности? Посмотрите 'Отражение' (там где Лена Хиди в главной роли)-художественные приёмы, используемые в 'Чёрном лебеде' и 'Отражении' совпадают практически зеркально. А уж если хотите историю о борьбе за место под солнцем, посмотрите 'Шоугёлз'. Там хоть эротические сцены красивые.
Нет, вы конечно что хотите со мной делайте, но Аронофски сильно перехвален. Собственно Лебедь еще раз это мне показал. Нина-балерина это конечно очень забавно, как и её коллега балерина с татуировкой в пол спины (!) но собственно где в этом фильме параллели с творческим гением оригинала? где история любви? где настоящий психологизм? Есть только декорации, дежурные спецэффекты а-ля мистический триллер, чутка штатной обнаженки ну и конечно классическая музыка. А что на счёт сюжета? ну да, артист который должен вжиться в роль, стать с ней одним целым и последующий за этим традиционный сдвиг по фазе, мать трясущаяся над талантом своего дитя, зависть коллег и 'вся грязь закулисья', притягательный наставник к которому всех по умолчанию тянет, и причем ничего не показано, чему именно этот наставник научил Нину из профессии, вся его работа с ней сводилась к тому чтобы её 'раскрепостить', причем довольно-таки прямыми методами. Другие сюжетные развороты в общем-то тоже не блещут особой оригинальностью, взять хотя бы эпизод когда Нина с подругой идет в ночной клуб... 'Приличная девочка' первый раз в жизни решила 'оторваться по полной' и потеряла над собой контроль. Я даже не знаю, можно ли вообще найти клише еще более типичное и подержанное. Ну а самого балета в фильме по-большому счёту кот наплакал, если бы постановщик не толдычел Нине несколько раз что его вариант 'лебедя' как бы более страстный, то зритель это вообще никоим образом не понял бы и не увидел. Да и где там эта страсть? Что именно раскрепостило Нину - вживание в роль или окружение в лице того мужика и её завистниц? В фильме 'Адаптация' была фраза которую говорил Роберт МакКи на семинаре для начинающих режиссеров: и упаси вас боже использовать 'голос за кадром', таким образом сможет снять кто угодно. Может быть Аронофски какой-то подобный семинар в своей жизни пропустил? Ибо как такового голоса за кадром хоть и нет, но сами актеры буквально пересказывают пол фильма.
Конечно осмысление предмета обсуждения в кино штука достаточно неоднозначная, тот же Гринуэй со своими последними углублениями в живопись не обязательно должен быть понятен всем и каждому. Но для примера, Херцог в 1982 году умудрился в джунглях Амазонки снять фильм именно про классическую музыку, а Аронофски не вылезая из театра всё равно всё свел к сугубо мелодраме, причем мелодраме весьма сомнительной, отталкивающей своей неумеренной помпезностью и претенциозностью. Мне так вообще показалось что этот самый Черный Лебедь это какая-то глянцевая и очень собирательная пародия на то что происходило в кинематографе в последнее десятилетие.
Великая игра Портман? Может быть, хотя мне так не показалось. Разве что режиссер просто нещадно навязывает её зрителю, и уже к середине фильма от Натали и её непроницаемого выражения лица я просто устал.
Вывод в принципе понятен: оценка низкая, царь ненастоящий.
Объясните мне кто-нибудь - что все нашли в этом фильме? Сколько положительных отзывов, сколько номинаций на Оскар! а в итоге остается разочарование и непонимание.
Сама идея далеко не новая. Противостояние в человеке двух начал. Желание актрисы (здесь - балерины) вжиться в свою роль, добиться совершенства. Желание кому-то что-то доказать. Желание быть лучшей.
С темой определиться легко. Гораздо сложнее понять, что хотел сказать режиссер. В чем мысль? Для чего этот фильм был вообще снят? Я не нашла ответ на этот вопрос.
Очень серьезные претензии и к сценаристу. Зачем здесь лесбийские сцены? какая в них смысловая нагрузка? Я совершенно спокойно отношусь к подобному в кино, если это как-то оправданно. Но к чему это было в 'Черном лебеде', совершенно неясно.
Вообще сложилось впечатление какой-то кучи непонятно из чего состоящей. Все нагромождено. Фильм смотреть откровенно скучно. Нет единой мысли, связывающей все воедино.
Наконец, Натали Портман. Она очень красива здесь, но ее испуганное виноватое выражение лица начинает серьезно раздражать уже минут через 15 после начала фильма. Сложно сказать, как она сама трактует свой персонаж.
В общем,
5 из 10 - и только за то, что это был балет и Чайковский.
Человек, желающий посмотреть кино о балете и насладиться эстетикой высокого искусства, рискует сильно разочароваться, как в самом фильме 'Черный лебедь', так и в балете, показанном в нем. Не совсем понятно, зачем режиссер с упорством идиота каждую минуту пытается уверить зрителя в том, что сила эмоциональной убедительности балерины, как артистки, прямо пропорциональна высоте шкалы её либидо. Действительно, ведь можно было бы снять фильм про уличные танцы, бальные или любые другие, и с такой же авторской смелостью показать то, как главная героиня пытается справиться со своими сексуальными переживаниями и внутренними противоречиями, чтобы помочь себе раскрыться в танце. Но если не переносить сюжет этого фильма на другой, то возникает вопрос: а при чем здесь, собственно, балет? Режиссер старательно пытается скрыть либо сам ответ на этот вопрос, либо его незнание, представив свою картину, как череду пошлостей, где одна затмевает другую. Причем пошло и нелепо показана не столько стремительно сходящая с ума Портман, сколько собирательный образ балета и балерин в целом. Если кинематограф, как литература и искусство - отражение эпохи и ее нравов в данный момент, то что же может узнать зритель о современном балете, посмотрев фильм? Он увидит, что директор театра - развратник, который, откровенно говоря, насилует танцовщиц труппы своего театра, а балерина - обязательно женщина с неуравновешенной психикой (достаточно вспомнить характер каждой из героинь). Почему от шизофрении этих женщин должен страдать зритель - еще один открытый вопрос.
Вряд ли в этом фильме можно увидеть перерождение белого лебедя в черного, показанного, как путь к обнаружению в себе спектра новых чувств и эмоционального роста личности главной героини.
Напротив, будучи ничем не оправдано, на глазах любого адекватного человека рушится чистый и неприкосновенный образ балерины. Последние её слова о том, что идеал-таки достигнут, ничего кроме усмешки не вызывают. Что ж, если все выше описанное и есть тот самый идеал в понимании автора картины, то, возможно, эта фраза имеет хоть и сомнительный, но смысл.
В общем, подойдя к завершению отзыва, на ум пришла излюбленная цитата про искусство, требующее жертв, которая могла бы стать вполне себе оправданием киноленты. Но не станет, потому что в данном случае - искусство и есть жертва.