Долго не решался смотреть этот фильм, но все же посмотрел, так как в кинокартине снялись достойные актеры.
Сюжет фильма далеко не оригинален. Похожую историю можно увидеть в фильме 'Бойцовский клуб', который по мне незаслуженно высоко занимает место в лучших фильмах. На протяжение всего просмотра от начала до конца я испытывал напряжение и волнение, а так же менял свое отношение к героям.
Нина, роль которой исполнила Натали Портман это наивная, пугливая, скромная девушка с большой мечтой, которая живет с мамой и все время ее слушалась. В один прекрасный момент когда героиня уже близка к своей мечте она срывается и не может справиться своими демонами и более того не хочет принимать помощи от других. Натали сыграла великолепно и заслужено получила свою статуэтку.
Лили. К героине Милы Кунис долгое время тоже неоднозначное отношение вплоть до конца фильма. Ее героиня просто получается удовольствие от жизни и она легко может отключиться от балета в свободное время. Мила очень удивила ибо отношение к ней было как актрисе легких фильмов.
Бет. Очень приятно было видеть в этом фильме Вайнону Райдер к ее героине испытываешь сочувствие, ибо у всего есть конец, а в данном случае закончилась ее карьера и она не смогла с этим спокойно смириться.
Лерой. Человек знающий свое дело и безусловно талантливый, пойдет на многое чтобы все было идеально и наверное не зря. Можно испытывать разные чувства к этому герою, но равнодушным он не отставит никого.
Мама Нины. Женщина которая не добилась высоких высот в балете и хочет чтобы ее дочь добилась большего, но при этом не дает ей никакой личной жизни. Однако когда она понимает что у дочери проблемы, она хочет ей помочь, но уже поздно.
Не смотря на замечательную актерскую игру фильм пересматривать не стану. После его просмотра остался осадок даже правильней сказать - 'вынос мозга'. Концовка фильма не вызвала совершенно никаких эмоций. Из фильма лично я ничего не вынес, кроме того что если твой знакомый или знакомая окажется в такой же ситуации как Нина ему надо помочь.
6 из 10
P.S. Очередная история про человека с нарушение психики скрашенная балетом.
Ах, какое блаженство знать, что ты - совершенство... (с)
Жесткая история закомплексованной солистки-балерины, юной примы знаменитой, по всей видимости, балетной труппы.
Хрупкая девочка была так несчастна в своей внутренней несвободе, что это привело к трагическим последствиям.
После просмотра первое, что я сделала - прочитала либретто 'Лебедиого озера'. Безумно красивая история. Грустная сказка, которая по непонятным причинам активировала буйное помешательство.
Любите режиссуру Аронофски? Вам сюда. Фильм очень знаковый для него. Если не знать, кто снял 'Лебедя', догадаешься, если видел другие фильмы этого режиссера.
Любите Натали Портман? Опять же получите удовольствие. Ее в фильме много.
Любите балет? Не знаю, понравится ли Вам взгляд на него съемочной группы, но полюбопытствовать Вам тоже стоит. Танца в картине ровно столько, сколько нужно. Так что тем, кому балет и классическая музыка чужды, будет вполне комфортно.
Чего картине не хватает? На мой скромный взгляд все линии взаимоотошений героини с окружающими раскрыты не на 100%. Напряжение нарастает лишь до определенного градуса, затем сразу наступает развязка. Хочется сросить: как, и все?
Персонаж Кунис должна представать такой суперсексуальной хищницей, но сексуальной энергетики в ней не доставало. Вообще секса в фильме мало, хотя именно им многое объясняется в поведении действующих лиц.
Концовка логичная, лучшая для этого сюжета.
Приятно посмотреть качественный фильм. Не шедевр, но сильный представитель жанра.
Против любого зла есть круче зло, против любого добра есть круче добро
Шедевр не получился... Натали Портман действительно хороша и как она смогла в течении всего фильма сохранить глупое выражение лица. Это не её конек. Во всех своих фильмах она берет своим обаянием и харизматичностью, а тут личность сугубо живущая чужой жизнью.
Конечно хорош актер который вживается в роль, но не да абсурда.
По большому счету, среди всех тех уникальных по своей жанровой категории фильмов, снятых Дарреном Аронофски, этот просто выбивается из калии и оставляет желать лучшего. У остальных его фильмов есть четкое понятие поставленной и рассматриваемой темы. В 'Черном лебеде' же все так смутно, непонятно и закручено.
Героиня фильма даже не умеет по-настоящему ненавидеть, хотя это абсолютно нормальное состояние души. Гениальное исполнение танца в конце фильма покрыло многие изъяны всей картины. И все же не исправило ситуацию.
Как бы там ни было, хорошо что сейчас снимают такие фильмы. Не то чтобы в современном кинематографе 'кризис жанра' и кроме приключений супер-героев, очень смешных пародий, компьютерных мультиков и комиксов ничего другого нет, но всё же ленты для широкого круга зрителей апеллирующие к искусству, пропагандирующие культуру, встретишь сейчас не так уж и часто. В истории Даррена Аронофски 'Черный Лебедь' красной нитью проходит тема балета и конкретно 'Лебединого Озера', но сам фильм пожалуй не столько о балете, сколько о жизни. О жизни несчастной и замкнутой в себе девушки Нины (героиня Натали Портман), которая полностью отдает себя искусству балета жертвуя при этом нормальной личной жизнью, а самый главный её 'друг' это собственная мать - бывшая балерина, которая не смогла сделать своей карьеры и теперь делает всё для того чтобы её дочь добилась большего. Сложно судить о том насколько это доходящие в своей усердности до фанатизма влияние матери на дочь полезно, тем более что психическое здоровье самой матери сразу стоит поставить под большое сомнение. Но тут в жизни Нины происходит знаменательное событие, которое лежит в основе сюжета фильма - знаменитый хореограф собирается поставить 'Лебединое Озеро', но на несколько новый лад, в более 'страстном' ключе и на главные роли Белого и Черного лебедей он после некоторых раздумий собирается взять Нину, но с тем лишь условием что она 'раскрепостится' и более органично впишется в роль, не только танцевально-технически, но еще и эмоционально. Адаптация главной героини для своей роли по ходу фильма проходит с параллельным изменением всей её жизни, её привычного уклада забитой тихони, и здесь нас ждут довольно неожиданные события и сомнительные приключения, которые постепенно помогают Нине найти себя, стать тем кем она всегда являлась, но только в глубине себя. На самом деле показанная здесь постановка 'Лебединого Озера' никакой особой 'страстностью' не отличается, об этом только постоянно говорят, а видно лишь то, что сама Нина вроде бы хорошо танцует, но в 'театральном' плане у неё совсем 'нет лица' и в конце фильма это 'лицо' действительно появляется - на сцене она выглядит уже совсем иначе и тут игра Натали Портман если не великолепна, то просто очень и очень хороша.
А что касается Лебединого Озера, к которому идет явная отсылка в фильме (собственно почему именно Черный Лебедь?) то тут все несколько запутаннее, ибо история любви в ленте отсутствует, мы скорее видим какую-то странную непонятную страсть к хореографу-постановщику и сексуальную озабоченность других персонажей. Да собственно не в истории любви и дело, а просто в чем-то таком что смотрелось бы достойно на фоне великого произведения классика, что могло бы быть прочувствовано настолько же глубоко. То, чего этому фильму преступно не хватает. А так, история жизни Нины, не смотря на всё её несчастья, и тем более истории других персонажей, всё-таки не создают сравнимую с оригиналом трагичность и поэтому возникает ощущение какого-то несоответствия, несуразности, будто бы в Макдональдсе вдруг заиграл живой оркестр, а в Икее стали продавать мебель ручной работы.
Красивый, крайне пафосный и претензионный фильм, но к сожалению такой же неровный, сбивчивый и где-то даже вычурный. Всё-таки при всем старании у Аранофски не получилось в полной мере раскрыть то, на что он замахивался. Наверное, при всем уважении, слишком грандиозно, слишком для него масштабно. Но, тем не менее, молодец, и конечно Натали Портман просто умница, прямо чувствуется то, сколько она вложила в эту роль таланта и жизненных сил. И этот фильм стоит посмотреть хотя бы из-за неё.
Когда собираешься посмотреть оскароносную картину, всегда ожидаешь увидеть что-то выдающееся, или хотя бы то, за что американские киноакадемики выделили фильм среди прочих. Художественный фильм «Черный лебедь» отметили премией в номинации «Лучшая актриса» и четырьмя номинациями, среди которых лучшие фильм, режиссер, оператор и монтаж. Это уже настраивало на то, что кино будет в первую очередь красивым и интересным.
Для начала о Натали Портман. Многие говорили о том, что она проделала гигантскую работу, учась танцевать, добилась приличных успехов, на экране выглядела не хуже реальных балерин, и сей факт называли причиной получения Оскара. Соглашусь с тем, что танцует Портман просто блестяще (хотя это мнение обывателя, а не профессионала), но, по моему мнению, кроме танцев, Натали сумела показать весьма мощную актерскую игру. Остальные актеры также были на высоте, несмотря на то, что их характеры были словно «недописаны» (это уже режиссерская недоработка, но об этом ниже).
Теперь собственно о красивом. Красота в этом фильме очень продумана. Графика органично вписывается в кадр и на фоне музыки дает нужный эффект. Также понравились интерьеры: создают и поддерживают общее настроение (одна гримерка балетной примы с неокрашенными стенами чего стоит). Ну и конечно, что может быть красивее Лебединого озера П. И. Чайковского?
Спускаемся ниже и поговорим о недостатках. В общем-то, их два, и они в итоге к несчастью перекрывают все достоинства.
Первый – это как уже упоминалось выше, некая «недописанность» характеров и сюжета. В первую очередь это касается В. Касселя. Мне показалось, недоработки в сценарии не дали ему «развернуться». Ну а сюжет – кажется выдернут из контекста: начало размыто, складывается впечатление, что смотришь продолжение чего-то; а последние кадры предлагает зрителю самому додумать конец истории, что для фильма такого жанра не совсем подходит.
И наконец, подходим к главному: смысл. Банальный вопрос: «Что хотел сказать / показать создатель картины?» для меня остался без ответа… Что было продемонстрировано в фильме: внутренняя борьба человека с больной психикой или метафорично – страдания и тернистый путь к успеху личности, чья единственная цель – быть лучшей?... От непонимания сути – в конце остается чувство пустоты, а от финальной фразы героя В. Касселя – горечь…
Каковы бы не были вкусы конкретного зрителя – время от времени и в списке его просмотров появляются фильмы, которые упорно не хотят вписываться в список личных кино-приоритетов, но при всём этом, прежде всего жанровом отличии, упрямо проявляют объективную стойкость в оценке основных своих элементов. Для меня примером таких творений являются фильмы небезызвестного Даррена Аронофски, а если быть уже совсем конкретным, то и его последнее творение под названием «Чёрный лебедь» (Black Swan, 2010).
И первым в списке неоспоримого качества, пожалуй, стоит актерская игра, в которой конечно можно утверждать, что Вайнону Райдер поставили больше для имени, чем для пара-минутного второстепенного персонажа, что Венсан Кассель смотрелся убедительно, но опять же в свойственной ему манере. Зато не поспоришь, что Мила Кунис, участвовавшая редко, но как говориться метко. Ну и собственно Оскароносная Натали Портман, которая к слову никогда мне особо не нравилась, но здешняя передача забитой девочки стремящейся к вершинам балета удалась ей как никакой другой предыдущий фильм – её героини хочется посочувствовать, её незащищенности и метаниям искренне веришь, её лебединая раскраска пугает…
Вторым в списке достоинств стоит поставить общие перипетии истории, в которой на грани не то реальности, не то мистики, не то диагноза, а может и еще чего (интрига, к сожалению больше навеяна трейлером, нежели самим просмотром) балансирует главная героиня. Вот только если финальный отрезок сюжета (кстати, напомнивший мне другую небезызвестную драму – здесь, пожалуй, без имен) в плане … (пишу так чтобы не раскрывать самый интригующий момент и тайну вышестоящего перечисления) действительно дает зрителю такой необходимый накал страстей и вопросов, то начало получилось просто человечно-балетное - бытовая история про то, как балерина живет балетом под строгим надзором матери, но из-за чувств вызываемых героиней Портман и просто благодаря набору событий смотреть совсем не скучно и даже приятно, пусть и по большей части экранного времени сюжет оказался целиком жизненным (разве что разбавленным расчесанной до крови лопаткой центрального персонажа), но как ни странно впечатления это не испортило, а если вы изначально настраивались на драму, а не на мистику, то и того лучше.
Напоследок в фильме про балет остановлюсь на балете. Слышал я рассказы про то, как все они в труппе друг друга ненавидят, подножки ставят и в туфли стекло насыпают – всё лишь бы протиснуться к главной роли: здесь такого кровопролитного соперничества нет, хотя без конкуренции Нины и Лили естественно не обошлось, но как-то по-особенному это не проявилось или если уж быть совсем точным: очень долго не проявлялось. Про сами танцы мне судить сложно – на балете я ни разу не был, но если, скажем, всякие там танцевальные фильмы вроде «Шаг вперед» вызывали у меня восторг своими движениями, то здешние па ничем подобным для меня не откликнулись – разве что боевая раскраска черного лебедя поразила.
Итог: не такая, а может просто не настолько, мистическая как ожидалось, но достойная и прежде всего драматичная картина порадовавшая как своим звездным ансамблем, еще больше их трогательными персонажами и конечно же рассказанной ими историей с бытовым началом, не менее жизненной серединой и интригующем вопросом в финале.
Фильм неоднозначный. О нем тяжело отзываться восторженно, но и назвать откровенно плохим язык не поворачивается. Фильм вышел бы хорошим, не попытайся Аронофски погнаться сразу за 3-4 зайцами: вводя одновременно вокруг главной героини столько персонажей(мать, учитель, конкурентка, образец для подражания) он бросает их всех, толком никого не раскрыв. Кроме того, пытался вызвать у зрителя чувство страха, подействовав на психику музыкой и «эффектом пьяного оператора»(дергание камеры). Неверное, не учел, что этого может хватить не для всех.
Вина лишь матери в том, что с ее дочерью произошло психическое расстройство: после тренировки сразу домой, дома тренироваться, а если что-то праздновать, то только с мамой и тортом. Она пыталась скрыть от дочери внешний мир со всей его неидеальностью, «запирая» ее в розовом мире. И, конечно, она не выдержит и бросится в крайности: наркотики, лесбиянство и это не конец.
Сама Нина тоже хороша: танец, в первую очередь, это полет души фантазия, а она сама себя заковала в рамки правильности. Она не танцует, она имитирует. В отличии, от самой Портман, которой, подошла такая сахарная героиня и, наверное, сыграла свою лучшую роль. Прекрасно выглядела ее партнерша Мила Кунис. Иногда я поражаюсь как ей легко удаются что дрянные, что пай девочки.
Наибольшими достижениями фильма стали визуализация и танец черного лебедя. Просто снимаю шляпу. Правда остается одно «но»:за счет чего она это сделала: чистая, чистая, чистая, зачерпнула малость грязи и але-ап. Снова же камень в огород Аронофски.
Задумка, сценарий и актеры хороши, но это все уходит на второй план благодаря коверканью режиссерской руки.
Как же хорошо, что наконец вышел фильм, посвященный балету. Смотреть на неповторимую работу Портман, слышать Чайковского и видеть мир глубины человеческого искусства - разве это не чудесно?
Но на этом все чудеса картины для меня закончились. Мне было приятно смотреть фильм - но не больше. Чего не сделаешь ради совершенства, ради искусства? - этот посыл фильма Аронофски я понял. Большего я не нашел.
Теперь о том, что я не понял. Не понял почему много людей кричали о том, что картина заслужила Оскара. Не понял откуда столько наигранной шумихи вокруг этой работы. Кто эту шумиху поднял? Считаю, что картина, выигравшая Оскар, должна нестыдно стоять в одном ряду с 'Унесенными ветром', 'Списком Шиндлера', 'Титаником', 'Амадеем'… Хотя сейчас в американской киноакадемии, на мой взгляд, наступил весьма субъективный период, где главные статуэтки выдаются за что угодно, кроме гениальности и незабываемости фильма. Но я смотрю на прошлые года, когда награду давали действительно заслуженно по всем параметрам. И именно по этим параметрам я бы не дал 'Черному лебедю' главной премии года.
Но как же хорошо, что не я решаю кому и за что давать статуэтки. Поэтому я могу смело высказывать свое мнение, которое остальные могут осудить… но с этим я готов спокойно примириться.
Понравилась полудокументальная операторская работа со свободно двигающейся камерой. Качественная режиссура. Кто поспорит, что Аронофски уже сделал себе имя наполовину артхаусного, а на другую половину неподражаемого мастера работы с человеческим сознанием? Думаю, что никто… Ну, и самое главное - игра Портман. Ради этой игры стоит смотреть этот фильм(также, как 'Чтеца' за игру Кейт Уинслет, 'Светлую сторону' за игру Баллок).
Еще раз повторюсь. Во-первых, в фильме замечательная игра. Во-вторых, это полноценная и качественная работа о мире балета. Больше эта картина для меня ничем не примечательна.
Если вы посмотрели Черного лебедя как историю о губительной тяге к совершенству и саморазрушительном стремлении во что бы то ни стало добиться успеха, и вам не понравилось, то вы абсолютно правы, в этом ключе фильм абсолютно не удался.
И все же, как мне показалось, фильм совершенно не об этом. В самом начале фильма Тома говорит ей, что 'Perfection is not just about control. It's also about letting go'. И тут Нина, которая по сути является марципановой куклой, мир которой замыкается лишь на том, чтобы добиться весьма и весьма ограниченной цели, начинает бунт. И да, она давно должна была ограничить влияние матери, да, она давно должна была дать отпор людям, стоящим у нее на пути, да, она давно должна была показать свое увлечение своим балетмейстером, но характеризует Нину именно то, что все это она делает именно ради роли. Она не выкладывает свою собственную дорогу, она выгрызает землю из под ног окружающих ее людей. И выкладывает из этой земли свой щупленький путь. Именно поэтому она и озирается по сторонам. Жалко и воровато.
Танцевать Черного лебедя для нее - это даже не вызов. Это всего лишь неотъемлемая часть того, что Нине абсолютно не по силам. Что так и осталось не по силам. Потому что она Одетта. А Одилия то представляется ей фантомным врагом в лицах и действиях окружающих, то и вовсе в момент окончательного внутреннего распада овладевает ею. Одилия фактически лишает ее невинности, шаг за шагом, эмоция за эмоцией, именно поэтому Нине постоянно кажется, что она кровоточит. И она так и остается неспособной понять тот факт, что Одилию не нужно побеждать, ее нужно найти в себе и принять как часть себя. Ведь в оригинальном Лебедином озере принц выбирает именно Черного лебедя, и одна только неспособность отличить добро от зла губительна по своей сути. И, если бы у меня была возможность сказать что-то Нине, я, пожалуй, сказала бы, что 'being a queen is about controlling the dark side and letting go of the bright side'. А не наоборот.
Что касается меня, то я осталась равнодушной. Вообще-то, как мне кажется, Аронофски перестарался и сам забыл о letting go. Он так увлекся процессом полировки, что протер духовную суть до костей. Он, конечно, потом накинул на эти кости нечто внешне симпатичненькое, из разряда модных вещиц, которые всем по вкусу, но лично мне весь фильм так и виделись эти кости. Меня никак не тронули внутренние терзания и внешние победы главной героини истории, основополагающая суть которой все же, как ни крути, сводится к тому, что Падме все-таки обращается к Темной стороне силы.
Черный лебедь - фильм серьезный. Он не столько о балете, сколько о человеке, который, хоть и является 'самым-самым' на планете Земля, но все же очень неприспособленный к жизни.
Пересказывать содержание фильма не имеет смысла (если вы его смотрели разумеется), но казалось бы, фильм в жанре 'психилогический триллер' затрагивает очень много вопросов, задавать себе которые, как мне кажется, надо.
Влияние родителей на своих детей, проблема идеальности, нравственности, свободы, жестокого мира искусства и взаимооношения человека с окружающим его миром...
Так много в фильме 'про балет'!
И, к слову, балет в фильме получился великолепный - за что Натали Портман и ее учителям, костюмерам и постановщикам большое спасибо. 'Лебединое озеро', из-за которого страдает героиня на протяжении всего фильма, смотрится на одном дыхании.
Игра всех актеров хороша - каждого я увидела в той роли, какую и предполагала увидеть.
Главный вывод из фильма: не пытайтесь уйти от своей темной стороны, она все будет с вами (или когда-нибудь даст о себе знать).