Маркус Кох, или Коч, как вам удобнее, с детства был одержим ужасами, и естественно в более зрелом возрасте нашёл себя на ниве изготовления специальных эффектов. Все бы ничего, да только Маркус очень особенный парень, хотя какой парень, ему за сорок сейчас, и все свое видение он проецирует в рамках кинематографического панка. Хулигански, грязно, и с максимальным размахом по части gore fx. Маркус очень любит свою работу, и подходит к ней крайне самоотверженно. Помимо творческой деятельности Маркус, внезапно, имеет ряд собственных фильмов. И это само собой ужастики. Один из них маячил у меня с разной периодичностью, речь об изображении жирного клоуна с топором.
Сто слёз лег в долгий ящик, и до этого я только раз видел трейлер, а недавно, изучая инстаграм Маркуса, обнаружил, что этот самый фильм о клоуне-маньяке снял именно господин Кох. Имея опыт знакомства с различными gore-kreator's я в принципе понимал что меня ждёт. Олаф Иттенбах, Брайан Поллин, Джулио ДэСанти, Вито Тарабуко, все они свято почитают жанр horror снимая одноразовые поделки скорее для себя любимых и в дань уважения жанру, не думая о качественном визуале, и просто эксплуатируя жанр в угоду своей фантазии.
Так что же приготовил нам доморощенный кудесник? История о клоуне по имени Герди, это не просто клоун а своего рода поехавший головой оперный великан с гигантским топором наперевес. Занимается Герди тем что увлеченно гасит различных нелицеприятных ему граждан. Благо выбор его практически всегда выпадает на людей третьего сорта: наркоманов или пьяных студентов. Уже с первых минут добродушный здоровяк в гриме множит на ноль человек восемь, при этом, а тут заслуга Коха с его gore пристрастием, ошмётки, рубленные конечности, реки крови, и членовредительства сменяют друг друга занимая собой все пространство. Маркус Кох, такой Маркус Кох. Бросается в глаза маргинальный оттенок происходящего, в фильме нет ни одного положительного действующего лица, а все локации это либо грязные трейлеры, либо квартиры не первой свежести. По старой доброй традиции, и в целях экономии средств Кох снимал, видимо, у друзей, что как бы намекает на особенности круга общения режиссера. Ну в принципе и ладно, Маркус старательно выписал своего Герди, но вот сюжет у него провисает. Остаётся только наблюдать как молчаливый клоун в компании подруги убивает людей, омывая грязные локации морями бутафорской крови.
Очевидно Маркус Кох жаждал иметь в своем послужном списке авторского клоуна убийцу коего можно поставить в один ряд с Джейсоном Вурхизом или Майклом Майерсом, одна проблема, Маркус Кох хорош как автор грима и эффектов, он талантливый скульптор, но совершенно никакой по части реализации себя как режиссёра. Слишком усердно играя на крови да искусственных внутренностях он напрочь не следит за сюжетом своего же кино, да и не интересует его особо такой зверь как 'саспенс', жанр не тот, да и тропа у Коха проверенная, больше алого да гротеска, благо почитатель на такой вид b-movie всегда найдется.
Время от времени в мире кино таки появляется какой-нибудь амбициозный неадекват, берущий в руки видеокамеру и мнящий себя режиссёром. Не имея ни материальных средств, ни таланта, такие 'кадры' обычно выстреливают в океан бессмысленного киномусора своими трэш-шедеврами. Маркус Кох известен в очень узких кругах любителей пободного жанра. Каждая новая его работа - это взрыв мозга.
'Сотня слёз' в плане построения сценария и сюжетных ходов новаторским фильмом не является. Всё благополучно построено на устоявшихся шаблонах и клише. Другой вопрос - как это действие преподнесено зрителю. А преподнесено оно довольно забавно - куча летающих резиновых бошек, фонтаны крови, тесаки и вилы и, конечно же, главный злодей - клоун Гёрди. Персонаж довольно противоречивый и туманно обработанный. Всё это способствует тому, что воспринимать данную картину всерьёз не имеет никакого смысла, учитывая также и то, что какой-то разумной идеи этот фильм под собой не имеет. Просто трэш, главная задача которого - воздействовать на потенциальную аудиторию визуально, напугав (или рассмешив) зрителя кучей кровавого мяса и метровыми кишками, похожими на цепочку ливерной колбасы. Убийств в фильме настолько много, что на 10-м я уже просто сбилась со счёта.
Актёры тоже довольно рассмешили своим 'профессионализмом'. Наверное людей на роли в эту картину отбирали по принципу: 'Поднимите руки те, кто хочет принять участие в кинопроекте'. И многие довольно быстро соглашались, ведь поваляться в крови и повизжать от ужаса труда не составит, а 100 евро (или сколько там) на дороге не валяется, да и время занять-то чем-нибудь надо. Девушки, больше походящие на героинь другого немецкого жанра (это который для взрослых), по ходу фильма откровенно раздражали своей наигранностью и стремлением к натуральной мимике и жестам. Клоун Гёрди - весьма тучный и неуклюжий, что не могло ни вызвать на лице толику улыбки, наблюдая, как эта 'тушка' бешено несётся за очередно жертвой с тесаком в руке.
Чтобы уж совсем не засуживать этот фильм, скажу о некоторых плюсах данной ленты. Ну, во-первых, порадовала минимизация, а точнее сказать, полное отсутствие компьютерщины. Все спецэффекты в фильме выполнены из подручных средств и кое-где даже выглядели натуральными, благодаря удачно подобранному ракурсу съёмки. Всё-таки в духе старой школы, действительно, олдскульно. Вторым положительным моментом является музыкальное сопровождение. Саунд сменялся часто и представлен во многих жанрах и видах - начиная от традиционных немецких песенок, которые обычно звучат на национальных фестивалях пива в Германии, заканчивая забористым роком и новомодным шранцем. Ну и последний положительный момент - это беспощадность убийств, режиссёр нарочито не прикрывает эти самые моменты, а наоборот даже - делает на них достаточно весомый акцент. Ну, трэш же.
Шайзе! Вот как надо было назвать это кино. Фильм я смотрела в оригинале - на немецком языке. Слово 'шайзе' повторялось с такой частотой, что прочно прицепилось на язык. Да и словечко-то это по сути полностью отражает всю сущность самой работы Маркуса Коха.
Хотелось бы сравнить Коха с Олафом Иттенбахом или Йоргом Буттгерайтом, но нет. Хоть и работают эти немецкие режиссёры в довольно похожих жанрах, но Коху до последних ещё далеко-далеко. Хотя, в принципе, и не надо пускаться за ними в погоню и пытаться прыгнуть выше головы. И на такой продукт, как 'Сотня слёз' найдётся свой покупатель и любитель. Мир полон фриков. Ну а что до меня - то я просто полтора часа просидела у экрана, не получив ровным счётом никаких впечатлений. Повторно уж точно смотреть не буду. Спецефическое 'шайзе'!
В общем и целом сойдёт, но весь фильм перед глазами маячит одно увесистое «но», которое серьёзно портит всю малину. Суть в том, что этот самый Гёрди ну никак не тянет на клоуна. То есть формально-то (по трудовой книжке, хе-хе) он им является, и мэйк-ап с одёжкой у него правильные, но помимо этого не видать в нём ничего клоунского. И это, мягко говоря, удручает, потому как вся подразумевающаяся темой цирковая экспрессия и сопутствующие ей артистические шутки/выкрутасы оказываются срезанными на корню в угоду суровости персонажа. В итоге главный герой превращается в полный аналог Винни Джонса из «Полуночного экспресса» - могучий такой амбал-молчун, который просто шатается по округе с вооот таким тесаком (для разделки китов наверное) и шинкует им всех подряд. В образ мясника тут стопроцентное попадание, без вопросов, но относительно поджанра клаун-слэшака общий настрой совершенно не тот.
Однако похвалить автора есть за что. Маркус Батькович Кох выбился в режиссёры из мастеров по спецэффектам, и вот они-то действительно шикарны, особо учитывая факт, что уровень кровавости в фильме куда выше среднего. Жесть Гёрди с первых минут отрабатывает на ура, при том никакой убогой компьютерщины: всё рубилово от и до выполнено натурально и настолько олд-скульно, что просто загляденье. Очевидно, что для фэнов сплэттера фильм станет приятной находкой. Желаете красочную расчленёнку с отрубанием голов/ног/рук? Получите и распишитесь - тут навалом такого добра во всех подробностях. Местами конечно смотрится трэшевато, ну дык бюджет-то махонький совсем. Зато всё равно зрелищно и не возникает сомнений, куда пошли деньги - всё до последнего цента Кох конечно же вбухал в мясо.
Между тем заметно, что история, весьма кавайно начавшись, в дальнейшем усилиями сценариста и проходных персонажей медленно но верно ползёт вниз. Искомое репортёрское расследование имеет абсолютный ноль интересности, а всякой говорильни для слэшера многовато, так что ближе к середине динамика начинает хромать, и действо становится преступно монотонным. При этом странно, что ключевой придурковатой героине достаточного экранного времени не уделено, из-за чего Рэйн Браун, будучи в принципе уважаемой бэшной актриской, успевает чуток зацепить только своим жутким прикидом (костюмер на ней явно оторвался). Финал с плутанием героев по полутёмным складским помещениям также довольно стандартен (читай - скучноват) и не производит впечатления должной и сильной кульминации. Ну и собственно упомянутый юмор… юмора-то кот наплакал. Хотя есть исключение в виде сценки, когда журналисты бегают по лесу и пытаются поймать улепётывающего от них карлика - конкретно этот эпизод был невероятно крут, я плакал.
Так что никаких особых откровений «Сотня слёз» в себе не несёт (кто бы сомневался, впрочем). Однако ахтунг: достаточно припомнить, какую страшную ересь обычно снимают про злых клоунов, чтоб эта не халтурно и даже с некоторым энтузиазмом сделанная работа автоматически переехала в разряд «нормально». Да, и в саундтреке кстати имеется пара очень неплохих песенок.