К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Нет, я вспоминаю о блокаде Ленинграда не только 18-го и 27-го января. Вспоминаю, когда вижу кем-то выброшенный в мусорное ведро недоеденный хлеб, когда натыкаюсь на свастики, оскверняющие стены домов моего родного Ленинграда-Петербурга, когда читаю сообщение о том, что на одной из центральных улиц города бритоголовые убили молодого антифашиста.

Вспоминаю не только потому, что знаю о блокаде из рассказов моих родственников, переживших ее, воевавших на Ленинградском фронте; не только потому, что тела многих из них истлели здесь в братских могилах. Потому что если хоть один раз вам правдиво расскажут о том аде, что пережил Ленинград, вы об этом никогда не забудете. Так что остается только полагать (не учитывая возможность существования бездушных монстров), что и 'недоедающим' соотечественникам, и тем кто увлекается нацистской символикой, в своё время просто плохо объяснили, что же на самом деле произошло в этом городе.

А вот что пишет некая госпожа Кухарева из Федерального агентства новостей: 'По приблизительным данным за 872 дня блокады погибло 1,5 миллиона человек, в том числе от голода и авиаударов'. Что значит 'в том числе'!? В основном умирали от гриппа?? Кухарева никогда не слышала о том, что из всех ленинградских жертв 97% погибло от голода? ГОЛОДА. Что это - незнание или холодная небрежность? Откуда идет это невежество? Из семьи? Школы? Фильмов? Подозреваю, последние играют здесь немалую роль.

Да, на тему блокады теперь снимают не только зрелищные блокбастеры; более чем посредственный режиссер Красовский, желая прославиться любыми средствами, не постеснялся снять комедию, действия которой происходят в блокадном городе. Но это всё же мусор, не достойный обсуждения; в силу его очевидной социальной вредности заслуживающий лишь порицания (и желательно уничтожения).

Другое дело уважаемый, талантливый режиссер Лозница. Вроде бы правильное начинание: взять архивную кинохронику, хорошо ее изучить, выбрать самое важное, удачно смонтировать, лишить трагично-пафосной музыки (конечно без нее сильнее действует) и сказать зрителю - иди и смотри! И ведь Лозница действительно скрупулезно работал над фильмом. Однако как бы страшно не казалось невинному зрителю то, что смонтировал режиссер, это и в десятой доле не приближает нас к тому ужасу, что пережили ленинградцы. Конечно нельзя, никакими средствами невозможно в искусстве передать ужас блокады так, как пережили его жертвы этой трагедии. Но пренебрегать фактами ради предпочтения незаурядной работе операторов и создания в первую очередь художественного полотна применительно к теме блокады недопустимо. Спорным остается и вопрос об отсутствии комментариев к документальному фильму.

Как в немой хронике передать то, что люди, мелькающие на кадрах, месяцами не мылись, месяцами жили в одной комнате с трупами; что кипяток, налитый в стакан на их кухне, через час превращался в лед? Как показать темноту, в которой люди проводили большую часть зимних суток, передвигаясь на ощупь в полном смысле этого слова (не только отсутствие электричества и скудные самодельные горелки с вечным дефицитом горючего для них, но и забитые матрасами, коврами, фанерой окна)? Как показать что такое 125 грамм влажного хлеба с целлюлозой - 'смертельная' пайка, не оставлявшая шанса выжить, но лишь продлевавшая голодную агонию? Как показать тяжесть кувшинчика с водой и невыносимую трудность пешего пути для человека с опухшими от голода суставами и атрофированными мышцами, умирающего от дистрофии? Как показать отчаяние потерявшего хлебную карточку, что означало неминуемую смерть? Как показать грудных детей, обреченных на мучительную гибель из-за отсутствия у матерей молока или какого-нибудь приемлемого заменителя?

Ответ ясен - никак. Об этом можно лишь сказать за кадром. Об этом нужно сказать, если фильм называется 'Блокада'. В конце концов, написать крупными буквами.

Но даже без закадрового текста фильм Лозницы вызывает массу вопросов.

Зачем из весьма скромного хронометража фильма около пяти минут отдано кадрам с пленными немцами, которых ведут по улицам города в начале войны? Это так важно для понимания того, что случится здесь чуть позже? Нужно было показать сдержанное в своей массе отношение ленинградцев к пленным немцам в июле-августе 41-го? Для этого достаточно одной минуты. А ненависть крепла, страшная ненависть! Когда ленинградцы отправляли свои библиотеки в топки буржуек, даже интеллигенты в первую очередь сжигали немецких классиков.

Почему Лозница не показал детей, трудившихся в промерзших цехах с разбитыми окнами, под постоянной угрозой бомбежки (заводы бомбили сильнее всего), стоявших у станков на ящиках? Детей, приносивших на работу за пазухой своих пальто любимые игрушки. Не играть; чтобы сохранить: каждый знал, что вернувшись домой, собственно дома может уже не увидеть.

Где кадры с передовой, которая находилась у ворот города?

Почему не показана Дорога Жизни, последняя надежда осажденных? Путь, на котором массово гибли не только защитники Ленинграда, но и эвакуируемые.

Где один из главных символов города - Эрмитаж - искалеченный снарядами, обожженный, пустой?

Праздник прорыва блокады. Спросите любого блокадника: какие эмоции он испытывал в тот день? И каждый ответит: радовались, улыбались, смеялись, и - плакали. Почему Лозница не показал этих слез в заключительных сценах?

Все перечисленные эпизоды остались в кадрах кинохроники: местами обрывочные, местами испорченные временем и ненадлежащими условиями хранения пленки, зачастую снятые непрофессиональными операторами, но они есть. Есть и фотографии, сделанные в блокадном Ленинграде: жуткие фотографии.

Фильм Лозницы не должен называться 'Блокада'. Правильное его название 'Несколько зарисовок из жизни блокадного города'. Люди, прочтите 'Блокадную книгу', собранную Граниным и Адамовичем!

Но даже в таком виде фильм представляет немалую ценность. К сожалению, в первую очередь для тех, кто знает, что такое блокада. Но сейчас уже необходимо ориентироваться на тех, кто не знает. Какое представление о блокаде вынесет из фильма Лозницы современный школьник, родители которого не интересуются историческим воспитанием своего чада, а учительницей истории является какая-нибудь Кухарева? Ну, поставили зенитки на Марсовом поле, ну танк проехал по Троицкому (тогда Кировскому) мосту и свернул на Дворцовую, ну тушили пожары, ну не торопясь демонтировали скульптуры Клодта с Аничкова, ну трупы были на улицах (так это же война, а сейчас в кино столько трупов показывают...), а потом мы победили и радовались салюту...

Дети, родители, и родители родителей! Изучите детали этой трагедии, не останавливайтесь только на статистике и безмолвных картинках! Не нужно бояться того, что подробности блокады страшнее самого страшного фильма ужасов, которые вы видели. Режиссеры, сценаристы, журналисты! Принесите в жертву правде свои честолюбивые или корыстолюбивые помыслы! Покажите, расскажите, опишите ад блокады дословно! Задумайтесь о том, что это - ваш долг перед замученными в Ленинграде; это - ваш долг перед вашими детьми и внуками, которые не должны стать жертвами очередного геноцида или их палачами.

29 января 2019 | 16:31
  • тип рецензии:

'Блокада' относится к редкой в современное время категории работ. Фильм включает в себя исключительно кадры хроники, об одной из страшнейших страниц 2 Мировой Войны, постигших Ленинград. Лично для меня было очень непривычно смотреть такое кино. Оно далеко даже от чистой документалистики. Известный в кинематографических кругах режиссёр Лозница, отказался при этом и от музыки. Оставив живую хронику без различных вставок или эффектов. Возможно это одна из причин, почему картина меня сильно не задела. Всё таки смотря в основном игровое кино, привыкаешь к присутствию саундтрека.

Режиссёр не избежал и жестоких сцен. Их не особо много, но они есть. Так что местами может быть жутковато. Конечно, такое кино не для души. Его нельзя и невозможно полюбить. Но время от времени стоит смотреть, и не забывать о чудовищном времени и условиях выпавших на наш народ. особенно кому не безразлична эта тема.

Вечная память всем жертвам и участникам Ленинградской Блокады!

18 ноября 2015 | 01:04
  • тип рецензии:

Все мы видели множество страшных кадров блокады Ленинграда в музеях, по телевизору, в кино. Но, оказывается, её можно показать так, как никто ранее этого сделать не решался.

Сядьте перед экраном,выключите свет,сделайте звук погромче...

Одни документальные кадры, нет комментариев, нет музыки...

Вот вы слышите звон трамвая на Невском летом 41-го, город в ожидании беды, люди готовятся к обороне, жуткие месяцы блокады, пленных фашистов, ведомых по городу, победу. Вы увидите и услышите(!) жизнь великого города, его героических жителей так, как ранее это вряд ли удавалось.

Показал фильм бабушке, все эти страшные годы жившую в Ленинграде, она плакала...

Оценивать фильм не считаю возможным, та жизнь не поддаётся оценкам...

Поклон Сергею Лознице.

Низкий поклон тем, кто сохранил для нас этот город!

15 января 2009 | 23:47
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: