'Зубы обезьяны' - экспериментальный мультфильм авангардиста Рене Лалу. В основу фильма легли типажи, сюжетные линии и рисунки пациентов психиатрической клиники, находящейся в замке Лаборде недалеко от местечка Cour-Cheverny во Франции.
Во вступлении автор предупреждает, что в данном фильме неуместно искать явные и скрытые мотивации выбора черт героев, места действия и т.п. Оно и понятно - данный фильм стоит отдать на трактовку психоаналитикам, а не кинокритикам или зрителям.
Тем не менее, на экране мы видим вполне понятную историю о дантисте, который крал зубы у бедных, чтоб отдавать их богатым и о том, как обезьяна, ездящая на велосипеде по городу помогла очередную. Мультфильм нарисован в достаточно простой технике, образы и фоны создают ощущение одиночества, постоянной угрозы. Но атмосфера не гнетет, как, например, в другой короткометражке Лалу 'Время смерти'. Любопытно, что практически все герои мультфильма имеют альтер эго - с осторожностью предположу, что так отзеркалилась шизофрения авторов.
Неверно ожидать от этого мультфильма чего-то шокирующего или абсурдного, так же как и неверно думать, что действие выверено логически. Это и не реализм, и не сюрреализм. Однако что удивляет в этой истории - что при всей своей болезненности она в итоге разрешается хэппи эндом.
Сама же идея создания мультфильма психически больными людьми была интересным экспериментом для кинематографа: только вдумайтесь, не только непрофессионал может сделать фильм, но и тот, кого содержат за закрытыми дверями, лишь бы с ним не контактировать! Кроме того, она возможно повлияла и на сообщество психиатров, которое в ту пору пребывало в кризисе, связанным с полемикой вокруг темы лечить психически больных без изоляции от общества или оставить все по-старому. На фоне таких споров мультфильм, созданный в Лаборде, очевидно смотрелся весьма вызывающе. Кстати, премьера 'Пролетая над гнездом кукушки' Милоша Формана тоже прошла на фоне этого кризиса, который к 70-м годам разросся уже в огромную проблему на практике, а не только в теории. Но это уже совсем другая история.
Рене Лалу был первым, кто пошел на такой эксперимент - так уж получилось, что он работал в то время в этой клинике и потому первую свою работу сделал вместе с пациентами. Да, с художественной точки зрения она не сильна. Но это ведь и не важно. А важно, что уже в первой работе автор утвердил свои авангардистские намерения.