Моя былая свежесть в них жива, в них оправданье старости моей
Генуя. Странный город для того, чтобы начинать жить заново. Промерзшая дорога с перевернутым автомобилем, разбитое стекло, черная кровь в заиндевевших волосах матери - позади. И надрывный рев младшей дочери, Мэри вывернет весь мир наизнанку, но не вернет к жизни того призрака, что каждую ночь целует ее в лоб и затем растворяется в тени. Мэри, Мэри. Что ж ты, не боишься поднять головы и признать, как тебе ее не хватает, не стесняешься быть слабой, быть плаксой, в каком-то монастыре зажечь свечку в ее память, рисовать ее, светловолосую и горячо любимую - черным грифелем. Кто-то должен это делать за всех. Вот папа должен быть сильным, должен подавать пример. Он молодец; уходя читать лекции в университет, он надевает белую рубашку и как-то моложаво щурится, расслабленно ведя разговоры с местными студентками - искрящейся сущностью чужой культуры, упругой и поджаренной на солнце авантюрой. Или же столкнется с подругой колледжской поры, что сладостно напомнит о былых увлечениях и наполнит воодушевлением поблекшее лицо отца и вдовца. Быть может, что встрепенулся он и от взгляда на вдруг расцветшую Келли, старшую дочь, которая без оглядки бросается в распростертые сильные руки красивых итальянских молодцов, кокетничает с ними, а жульничает с нами, пока жизнь, сигналя, но не задевая, быстро мчится мимо - на Веспе, на яхте, на пригородном поезде до моря и обратно.
Переживание потери - чувство глубоко личное, бурлящее где-то в седьмом подземелье души и не дающее остыть внутри, хотя снаружи все спокойной, равнодушно, чуточку растерянно. И если этим вдохновлялся Майкл Уинтерботтом, то показать мрак и холод под самым пеклом у него весьма сносно получилось. Генуя - не Рим и не Бали, чтоб предаваться там безудержному поглощению еды, молитв, мужчин и открыточных видов. Генуя - лимб, по темным и опасным улочкам которого бродят персонажи, стремятся вырваться на солнечную сторону улицы или взлететь в узкий просвет между крышами, но камера их не пускает - тут же опускает в подворотню, в тень, в помещения квартир или кафе. Не могут они найти душевного покоя для себя, хотя руки уже давно заняты ненужными гаммами для пианино, а ноги всего лишь для разминки несут на пляж или в историческое место. Но их глаза не видят город, не видят горизонта, к которому стремиться нужно, а вместе с ними слепы и мы, наматывая заколдованные круги по их обыденности, скучая от неопределенности событий, не чувствуя ни унции облегчения. И вроде цифровая камера по заветам Догмы дает нам насладиться дрожащими переливами эмоций на очаровательном личике юной актрисы, и как бы хочется тоже раствориться в утешительных объятьях Колина Ферта заместо его лапочек-дочек. Но Уинтерботтом водит нас за нос по тем же скучным переулкам, не позволяя уклониться ни в мелодраматическую, ни в мистическую сюжетную заготовку, которые вполне принято ожидать от подобного рода фильмов. Не в этот раз и не в этом месте: как бы ни хотелось расползтись на атомы и стать частью истории, вплести себя в ДНК старого европейского города, как это романтично провернул Мураками в магическом реализме 'Моего любимого sputnika', здесь мы вынуждены вернуться снова в колею скупой нормальности и воссоединиться с вдруг подорожавшей семьей, чтобы больше никогда не терять друг друга. Возможно, это не то, что хотелось уяснить искушенному зрителю, но именно то, что пожелал рассказать сам Майкл, чья жена так же недавно исчезла из его жизни, оставив его наедине разбираться с самим собой и с этим нечувствительным миром.
Режиссерский замысел определенно заслуживает внимания. Цифровая камера, отсюда низкий бюджет и дрожание, неожиданные наезды (прямо как в 'Догме'). Приглашенная звезда в лице Колина Фёрта. Четкое брэндирование не слишком раскрученного в киноискусстве города (припомню лишь 'У стен Малапаги' и 'День Кобры'). Атмосферный фильм, в большей мере показывающий настроение городских улиц, нежели стремящийся насытить зрителя информацией. Приоритет чувствам перед логикой. Двусмысленная мистическая оговорка. Вот и все секреты.
И все эти элементы показались мне куда более интересными, нежели сюжет. Сама по себе история примирения с трагедией в семье для кинематографа совсем не нова. Уверен, что берясь за создание этого фильма Уинтерботтом учитывал и 'Комнату сына' Нанни Моретти, и 'Ускользающую красоту' Бертолуччи. Именно поэтому, визуальный ряд фильма так непохож на другие. Видно, что ставка была на оригинальный постановочный стиль. Специфическое освещение и фильтры давали необычный цвет, иногда дающий основания предположить, что мы смотрим кино о каком-то сумрачном мире. И вот эта визуальная составляющая и представляется мне тут наиболее значимой.
Мне показалось, что взаимоотношения овдовевшего отца и двух взрослеющих дочерей можно было раскрыть куда интереснее. Уинтерботтом будто слабый управленец выделил штампы - одна эмоциональная и возвышенная, другая ищет плотских утех, а папа - не может себя найти. Но вот именно в раскрытии этих людей, прорисовке деталей их поступков, противоречивости и разных ценностных установках и можно было сконструировать очень и очень мощную структуру. Между тем, раз за разом я слышал пространные псевдо-интеллектуальные разговоры, проходки героев по городу и однообразного Фёрта. Фёрт был совершенно однообразным, и несмотря на очевидный актерский потенциал его игра скорее настораживала, нежели радовала.
Так что, достаточно высокую оценку для этого фильма я ставлю по большей мере за замысел и смелость воплощения, нежели за кинематографические заслуги. Конечно концовка получилась очень гармоничной. Так и хотелось провести параллели с 'А теперь не смотри', однако сгущающиеся тучи просто сменились катарсисом семейного единения. При этом, скучно ведь все вышло.
После гибели супруги герой Колина Фёрта с дочерьми отправляется в Геную, чтобы на осколках семейной жизни построить что-то новое. Зрителю не навязывается идея безоговорочной идиллии, царившей в этой американской семье до произошедшей трагедии. В фильме понравилось именно то, что режиссер не заключил сюжет в жесткие рамки, не расставил коэффициенты. Это позволяет увидеть судьбы живых людей, находящихся по ту сторону экрана.
В человеческой жизни нельзя с легкостью определить, где плюс, а где минус. Ведь все, что представляется нашему взору, можно рассмотреть с нескольких ракурсов. Так и здесь: что было, то было. Что будет, то будет. А где-то в настоящем времени отец с двумя дочерьми блуждают по улочкам незнакомого города, и каждый фактически предоставлен только самому себе.
Картина выполнена в достаточно приглушенных тонах, что нисколько не мешает восприятию. Майкл Уинтерботтом не открыл Америку, но это не помешало ему снять достаточно качественное кино, в котором на первый план выступает не красивый портовый город, а человеческие взаимоотношения.
'Геную' стоит посмотреть. Быть может, фильм не производит эффекта разорвавшейся бомбы, но ведь и жизнь не каждый день напоминает полигон.
Всего 94 минуты. Бывают сильные фильмы, которые захватывают тебя с первой секунды, бывают фильмы с яркой концовкой, а бывают.... Плавное движение камеры, неспешное перелистование кадров. Начало ничем не привлекает, затем нет резкого действия, а лишь переход от одного дня к другому. Картина меняется только когда через экран начинают блестеть солнечные лучи, они не приносят радости, но раскрывают глаза для тонкого восприятия окружающего.
Если посмотреть на актерский состав, то можно подумать, что этот фильм одного актера - Колина Ферта. И действительно, из кричащих имен он единственный. И насчет него ничего говорить не нужно, он играет 'Ферта.' Но его роль скорее параллельна остальным персонажам и никак не главная. Я бы сказала, что в данном фильме самую большую роль играет съемка, окружение.
Уилла Холлэнд. Довольно известная молодая актриса, безусловно, придала фильму контрастную изюминку. Современная американская школа игры, очень отработанная и очень заметная. В кадре с чисто английским Фертом, который является одним из эталонов английской школы они смотрелись чрезвычайно интересно.
Перла Хэйни-Джардин. Такие сложные роли редко дают маленьким детям, но она справилась. Хотя, конечно, иногда были моменты выпадающие из фильма, то есть иногда она переигрывала. Но это просительно в силу возраста, в целом ее было не много и поэтому не сильно заметно.
Атмосфера фильма завораживает. И нет, она не оптимистично-сказочно-итальянская, в ней реалистичность сочетается с широкими, блестящими солнцем пейзажами, темными домами. Чувства передаются как через героев, так и через воздух окружающий их. Его практически можно ощутить, пропустить этот влажный ветер между пальцами и очнуться лишь от звуков тихого саундтрека. Кстати, музыка к этому фильму обладает особой силой, Милисса Парментер смогла не только передать дух фильма в нотах, но и сделать эти ноты частью фильма.
Как ни странно, все это было снято Майклом Уинтерботтом, картины которого обычно бывают немного депрессивно-приземленными. Но этот фильм - нечто иное. Он не похож ни на его работы, ни на работы других режиссеров в похожем стиле. Думаю, данное творение заслуживает высокого места в английском кинематографе. Его нужно посмотреть и невозможно не почувствовать.
Отдаленное эхо моря, тяжелое давление чувств, запах утреннего ветра и свет, ослепляющий сердце.
Генуя - местами шумный (на пляже), местами тихий город, избавленный от бесформенного нагромождения домов (по контурам напоминает скелет животного).
Здесь перемешаны различные эпохи и стили от романского до готического, от барокко до модерна. Думаю, именно в таком месте больше вероятность встретить призрака, чем в новомодном мегаполисе. В Генуе можно полюбоваться на точную копию корабля Колумба, на кафедральный собор Сан-Лоренцо, чья колокольня высится над прочими зданиями, на дворец Сан-Джорджо, бывший некогда древнейшим банком Европы. Наконец, надо упомянуть эстакаду вдоль побережья, которая решила проблему с транспортом на прочих улицах. В фильме 'Генуя' все эти красоты есть.
Также есть Колин Ферт, герой которого, как и положено вдовцу, не видит особых радостей в жизни. Но общая угрюмость плавно сменяется на грусть с оттенками других эмоций (Ферт отлично их выражает). Его заботе о дочерях, безусловно, веришь. Собственно, сложно в таком фильме ждать от актёров средней игры, хотя бы потому, что без неё картину посмотрят исключительно фестивальные критики. А она заслуживает боле широкой аудитории.
Уилла Холлэнд сыграла старшую из сестёр, Келли, которая решает семейную трагедию - смерть матери в автокатастрофе - через увеселения. Ей по душе дружить с мотоциклистами, проводить время в плохих компаниях и постепенное отдаление от отца и сестры (не без скандала). Роль сестры-тихони, сильнее страдающей по маме блестяще исполнена Перли Хэйни Джардин. Она предпочитает хранить свои переживания при себе, не скоро снисходя на задушевный разговор. В итоге ей является призрак матери (Хоуп Дэвис), и так и не удаётся понять - был ли это лишь плод её воображения или подразумевается реальность жизни после смерти. Это каждый зритель должен решить сам.
Фильм с началом, но без чёткого завершения. В нём чередуется фрагменты, когда 'всё хорошо и все счастливы' с эпизодами странными, едва ли не вгоняющими в депрессию. Отлично удаётся передать это за счёт музыки (трещотки в самый волнительный момент, а потом вдруг слышится равномерное звучание пианино). Для большей реалистичности использована ручная съёмка. И ещё Майкл Уинтерботтом постепенно раскрывает нам, что город не такой уж безопасный, а призрак не такой уж и добрый. Правда, логического завершения, преодоления трагедии не видно. Надо полагать, отдельные вещи, как в жизни, так и в кинематографической жизни, не забываются.
Прочитав аннотацию к фильму, не стоит думать, что 'Генуя' похожа на страшилки, вроде 'Проклятья' или 'Фантомов'. Ни в коем случае. Однако и до позитивного 'Привидения' фильму далеко. Скорее, эта лента для ценителей тонкого искусства, которые как гурманы, из всех вин предпочитающие одну марку из винограда с одного конкретного склона одной из французских провинций. Яснее говоря, 'Генуя' - продукт не для массового потребления.
Мне всегда интересуют фильмы, в заголовок, которых выносится название города, когда участником разворачивающихся событий, драмы, трагедии или даже комедии становится место действия.
После смерти мамы папа привозит двух дочерей в Геную, надеясь что на новом месте горечь утраты утихнет в сердцах девочек. Однако каждый переживает по-своему: младшая Мэри винит себя в смерти матери, видит галлюцинации, из-за которых чуть было не случилось несчастного случая, старшая Келли находит себе парня и компанию, хоть и видно по ней что это её не особо радует. Сам папа общается с коллегами по работе, со старой подругой, он похоже чувствует себя нормально. В треугольнике дочь-отец-дочь отсутствует взаимопонимание, чувство семьи, взаимопомощи, каждый живёт в себе и по себе.
Город Генуя старинный, красивый, с длинными узкими улочками, гле можно легко заблудится, где жители живут размеренной жизнью, где климат иначе как пеклом не назвать, наводит скуку, даже сонливость. Я бы не смогла там жить, каникулы да, это подходит, но я отлично понимаю стремления Келли, старшей дочери вернуться в Америку, в Чикаго.
За кадром звучит фортепианная музыка, кажется что вот-вот с кем-то что-то произойдёт, случится наконец кульминация, развязка... Проблема в том, что и завязки как таковой в фильме нет, интрига отсутствует, нету атмосферы напряжённости, ничего нет.
Чтобы охарактеризовать диалоги в фильме , кроме как словом 'куцые' больше ничего не подходит. Нет, правда, герои ведут односложные, примитивные разговоры, общаются между собой парой предложений и всё.
Наверно таким образом кино приблизили к жизни и дают зрителю намёк,что додумывать должен сам. А я вот так не люблю, я предпочитаю,чтобы хоть кто-то высказался понятным монологом, расставляющим точки над i в этой истории, чтоб была та 'скрепка', объединяющая листы вместе.
Такое кино придётся по душе любящим поразмышлять над бытием жизни нашей только киноэстетам, ибо обычному зрителю вроде меня будет неимоверно скучно.
Уехать на край света, чтобы найти спасение в тех, кто всегда был рядом
Каждый новый фильм проказника Уинтерботтома – это определенно деликатес для любителей нешаблонного кино. Как какие-нибудь привычные блюда в странном сочетании – необычно, странно, но послевкусие изумительное. Просто нужно ценить эксперименты. Одним из бонусов его фильмов всегда были лица зрителей, выходящих из кинозала: мол, что это было? «Генуя» в этом плане, наверное, отличится больше других, ведь если в '9 песнях' и 'Тристраме Шенди' с самого начала было примерно понятно, к чему все идет, то тут жанр подразумевает несколько другое наполнение.
Драматическая, трагическая завязка готовит нервы и сердца зрителя к сопереживанию и включает режим скупых слез за упокой; затем появляются двусмысленные элементы паранормального, а в решающий момент отец и вовсе теряет маленькую дочь где-то в лесу. И весь этот саспенс должен как-то разрешиться, во что-то вылиться, чем-то удивить... Так привык современный зритель, это логично, а иначе «в чем прикол?»
Но Уинтерботтому наплевать. Он не нас удивлять сюда пришел, а показать что-то настоящее, истинное, именно такое, как бывает в обычной жизни. Он созерцает, изучает душевные переживания, изменения, поиски утраченного равновесия, мира и веры.
Наблюдает за отцом, потерявшим любимую жену и уехавшим на другой край света в попытках забыться и начать новую жизнь. Наблюдает за девочкой-подростком, у которой свои, в меру экстремальные способы самореабилитации: травка, компания загорелых итальянцев и секс втихомолку. И с особой любовью изучает младшую дочь – она кажется единственным персонажем, который всерьез переживает смерть матери, не стыдится этого, не пытается заглушить чувство утраты, не обманывает себя. Это одновременно и самый травмированный, и самый сильный участник всего происходящего.
Что случается с ребенком, который невольно стал причиной смерти матери, ненависти старшей сестры, отстраненности отца? Как быть, когда тебе всего 7 лет и все вокруг чужое?
Как вообще быть? «Просто в таких случаях обычно не знаешь, что сказать».
Маленькая Перла – профессиональная рёва и крикунья и образ духовно развитого, но покалеченного ребенка создает идеально. Уилла Холланд оттачивает образ Мариссы Купер-джуниор из «Одиноких сердец» с фирменной стервозностью и болезненным максимализмом. Взрослые женщины тоже вполне прелестны, правда Хоуп Дэвис местами чересчур ‘creepy’ даже для призрака, а Кэтрин Кинер воплощает настолько канонический образ хорошей мачехи, что от нее даже ребенок в конце концов сбегает. Колин Ферт в окружении таких разных женщин скромно блистает, как и всегда: интеллигентное, сдержанное, истинно британское достоинство. Вещь-в-себе.
Но...