Очередное жизнеописание одного из самых популярных британских монархов - Генриха VIII. По учебникам, портретам и прошлым кино-лентам мы помним этого дядьку солидным, упитанным и усатым, в 'Тюдорах' же это молодая и полная жизни версия любимого исторического персонажа. Создатели решили рассмотреть вопрос чуть ли не по Фрейду: толкование сновидений, тайных страхов и желание перещеголять своего отца. Весь сюжет построен вокруг личных отношений Генриха: с женами, любовницами, друзьями и детьми.
Для правителя во все времена было очень важно оставить наследника. И Генрих мечтал о сыне. Мечтал страстно, но не тут-то было. Екатерина Арагонская, доставшаяся 'в наследство' от покойного брата, никак не могла выносить здорового сына, и, охладевая к жене, Генрих постепенно стал винить во всем 'греховную' природу их брака и окончательно самоустранился из покоев супруги.
Первый сын оказывается внебрачным, что окончательно опечаливает нашего короля (и, видимо, чтобы отвлечься, он решает немного повоевать с Францией). Но, так или иначе, со страстной натурой не поспоришь, и вот в череде бесконечных любовниц появляется одна из главных соблазнительниц мировой истории - Анна Болейн. Их взгляды встречаются, снопы искр летят во все стороны, и пошло-поехало. Инстинкт охотника и собирателя вкупе с деспотичным характером против расчетливого и искусного соблазнения - и выходит такая взрывоопасная смесь, что все вокруг начинает ходить ходуном. Параллельно, конечно же, плетутся заговоры, интриги и прочие распутства той эпохи.
Обычным костюмным байопиком уже никого не удивишь, и вместо эпических батальных сцен и спецэффектов создатели (автор и сценарист Майкл Хирст писал сценарии для обеих 'Елизавет') решают сделать акцент на экспрессии характеров, чувственности и откровенном эротизме. И это, кажется, срабатывает. Возможно кое-где с откровенностью вышел перебор (не думаю, что жизнь сильнейших того времени состояла сплошь из плотских радостей), но эти сцены так изящны, красивы и завораживающи, что, признаться, хочется отмотать и пересмотреть еще разок.)
Та же история с музыкой и костюмами: они говорящи, их так и хочется взять из кадра и отправить на подиум. Гипертрофированно роскошны, с налетом чисто голливудского, театрального блеска. Музыка Тревора Морриса очень органично вписывается в общий план и подчеркивает интимность происходящего.
Но все эти 'изюминки', чтобы получилось что-то серьезное, должна была перевесить актерская игра.
Джонатан Рис-Майерс (Генрих VIII) за последние годы переиграл всех возможных королей: от короля Франции Филиппа до Девида Боуи, Элвиса Пресли и, наконец, короля Англии. За его карьерным и профессиональным ростом ужасно интересно наблюдать. Очень своеобразный темперамент, мимика и экспрессия с годами 'полируется', видоизменяется и углубляется, превращаясь в нечто более обузданное, но по-настоящему сердитое. Его Генрих - это ярость и самодурство в чистом виде: 'Папа может делать в Риме что ему угодно, а я буду делать что мне угодно здесь.' Желание прибрать к рукам все, что движется, сметая все преграды. И в то же время полная беззащитность перед собственными демонами и страхами.
Мария Дойл Кеннеди (Екатерина Арагонская) - воплощение женской скорби. Брошенная за ненадобностью и не пригодностью любимым мужчиной, но пытающаяся еще хоть как-то сохранить остатки достоинства. На нее откликаются какие-то потаенные струны души...
Сэм Нил (кардинал Вулси) - самый загадочный и чисто Шекспировский персонаж. Генри Кэвилл (Чарлз Брэндон) просто неприлично хорош собой. А Натали Дормер (Анна Болейн) раскрывается только к концу первого сезона, вступая в свои права. И на протяжении просмотра вызывает всю гамму эмоций от презрения до интереса, и, наконец, одно удовольствие наблюдать за этой грациозной кошечкой, цепкими лапками держащей свою добычу.
'Тюдоров' можно обвинить в некоторой поверхности, несдержанности, перекосе ценностей, но в общем складывается очень приятное впечатление. Фактурность, выпуклость, очень яркие детали. Он весь какой-то раноцветный, интригующий, и никогда не знаешь, что же еще припасено в рукаве.
Так можно определить жанр этого многосерийного фильма (назвать его сериалом язык не поворачивается, ибо слово это вызывает у меня определенные, преимущественно негативные ассоциации). Втянулась я в него не сразу, сначала он мне казался каким-то несерьезным, но финал первого сезона заставил пересмотреть первоначальное мнение. А затем пошло по нарастающей. Создатели исторического кино часто делают одну ошибку - они увлекаются внешними деталями в ущерб глубине содержания, забывая, что история - это не столько турниры, поединки, балы и красивые костюмы, а прежде всего судьбы людей. И эти судьбы бывают настолько драматическими, что наши современные проблемы на их фоне кажутся мелкими и ничтожными. Так что материала для хорошей драмы, а не просто костюмированной клюквы история любой страны дает предостаточно, стоит лишь руку протянуть. Я не хочу сказать, что 'Тюдоры' - это шедевр всех времен и народов, но этот фильм определенно поднимается над общим уровнем.
Что меня привлекло как зрителя - не сюжет, который я хорошо знаю (замечу в скобках, что авторы фильма зачастую соблюдали точность в деталях, например, цитировали реальные высказывания персонажей, отрывки из писем), а интересные характеры и замечательная актерская игра. И как в любом хорошем произведении здесь нет однозначно положительных или отрицательных героев, каждый демонстрирует разные грани своей личности.
Король Генрих (Джонатан Рис-Майерс). Самый популярный английский монарх у кинематографистов, что нового о нем можно сказать? Однако выбранный авторами жанр позволяет показать этот персонаж в развитии. Вначале это любящий жизнь и все ее удовольствия молодой человек, не особо обременный заботами о государстве, которые он успешно перекладывает на чужие плечи. Затем - монарх, осознавший свое призвание и поставивший перед собой большую политическую цель. Еще позднее - тиран, страдающий от реальных и воображаемых опасностей и в финале - моральный и политический банкрот. Его главная черта - отнюдь не жестокость (в истории бывали деспоты и пострашнее), а эгоизм и потакание собственным прихотям. Уважать его сложно и как мужчину, и как короля.
Екатерина Арагонская (Мария Дойл Кеннеди). Полностью отвечает представлениям о настоящей королеве. Гордая, величественная, благородная. Но и упрямая, из тех, что 'не могут поступиться принципами'. С Генрихом образует странную пару, так что развод для них - идеальное решение.
Анна Болейн (Натали Дормер). Великолепный образ, держит на себе все 2 сезона. Это не безвинная жертва, как героиня Бонэм Картер ('Генрих VIII'), и не карикатурная стерва, как у Натали Портман ('Еще одна из рода Болейн'), а живой человек. Раскрывает разные грани своей натуры: коварная интриганка-соблазнительница, страдающая женщина, любящая мать, а в финале - величественная королева, с достоинством принимающая свой жребий.
Джейн Сеймур (Анабелла Уоллис). Чересчур идеальна для того, чтобы казаться реальной. У ней нет не то что недостатков, но даже слабостей. Такие люди на земле не живут. Так что ее смерть представляется вполне закономерной, даже если и не знать истории.
Анна Клевская (Джос Стоун). Одно можно сказать - упущенные возможности. Очень интересный образ, мало экранного времени.
Екатерина Говард (Тамзин Мерчант). История о девочке-школьнице из разряда не особо одаренных, которая неожиданно вознеслась на самую высоту, и что из этого вышло. Принесла в фильм комическую струю, которую ему так не хватало.
Мария Тюдор (Сара Болджер). Истинная дочь своей матери, красивая, гордая, упрямая. Под милой внешностью и благовоспитанными манерами прячутся жестокость и нетерпимость, которые позднее прорастут пышным цветом.
Чарльз Брендон (Генри Кавилл). Сноб и интриган, которому успешно удается казаться добрым малым. Под стать своему другу-королю, только без власти и ее ответственности. Своим влиянием на Генриха пользуется для того, чтобы устранить тех, кто имел несчастье ему не понравиться. Извиняюсь перед поклонницами Кавилла, мне его персонаж показался наименее убедительным из всех.
И, наконец - три министра Генриха. Единственные из всех, кто показан за работой, что уже вызывает к ним интерес.
Кардинал Вулси (Сэм Нил) - настоящий правитель королевства, умудренный и не особо разборчивый в средствах политик. Как часто бывает, пал жертвой посредственностей. Мое отношение к нему изменилось от неприятия в начале к симпатии и уважению в конце.
Томас Мор (Джереми Нортэм) - знаменитый гуманист и фанатичный католик (оказывается, такое сочетание возможно). В отличие от Вулси, мое отношение к нему менялось в противоположном направлении. Он мне нравился весь первый сезон и частично второй, но по мере того как его история подходила к концу, мне начинало казаться, что в его стойкости и принципиальности есть большая доза самолюбования. Этакий утонченный эгоизм.
Томас Кромвель (Джеймс Фрейн). Настоящий преемник Вулси, но в отличие от него, реформатор, изменивший лицо страны. Сочетание элегантности, невозмутимости и интеллекта. Полная противоположность королю, несмотря на сходство целей. Один из немногих персонажей (пожалуй, даже единственный!), кто способен посочувствовать своим противникам. Оказался моим самым любимым героем.
Так что, общий вывод: всем, кому интересно историческое кино в целом и данная эпоха в частности, смотрите, не пожалеете.
Все могут короли. Мерило им - лишь Бог и голос совести, находящиеся в прямой зависимости друг от друга. Пока ты с Богом, твоя совесть судит тебя. Пока совесть судит, ты с Богом. Генрих VIII был наделен огромной властью, которая с годами все росла и росла в ширь. Но даже если представить себе, что власть резиновая, то рано или поздно то, что становится слишком протяженным или широким, становится еще и слишком тонким, готовым порваться в один момент. И это непременно отразится на стране, если речь идет о монархии.
Генрих, как и любой правитель, был одержим двумя идеями:
1. стать бессмертным в истории
2. родить наследника.
Ради этого он миллион раз переигрывал мирные договоры с Францией и Испанией. Разочаровывался в одних приближенных, казнил, миловал, очаровывался новыми, и опять разочаровывался. Он открыто выступил против главы римской католической церкви. Он добился развода с законной королевой Екатериной. Он допустил лютеран до власти и ввел реформы, затрагивающие все аспекты социальной жизни. Он женился на своей любовнице Анне Болейн. С которой все и началось... И смертью которой все закончилось. Правда, не для Англии.
В истории, Генрих - король, порвавший свою страну на части ради любви. Которая, кстати, оказалась весьма недолговечной, к прискорбию моему. Король был тщеславен и горд, а потому переменчив и несдержан. И слишком легко находил себе оправдание. Благо, что рядом с ним всегда оказывались 'мудрые' советчики, движимые своими интересами, но обставляющими свои действия, как дань любви к королю и Англии...
Я далеко не историк, но мне нравится видеть закономерности. История ведь и правда циклична. Люди одинаковы во все времена. Они движимы страстями, под воздействием которых совершают поступки. И наблюдают за тем, как они отзовутся в вечности... Чаще всего получается по принципу 'Хотел, как лучше, а получилось, как всегда'. Однако историю обратно не перепишешь. И она каждый раз доказывает, что совесть - главный двигатель человечности.
Все эти люди: Король - молодой, красивый, самолюбивый и неутомимый самодур, Королева - рыцарь печального образа в женском обличьи, страдающая и отверженная любимым мужчиной, Анна Болейн - яркая, целеустремленная, хоть и ставшая королевой, но не переставшая быть пешкой, Томас Мор - мудрейший человек, не наделенный церковными санкциями, но благороднее и честнее большинства священников, кардинал Вулзи - преданный своим интересам не меньше, чем Королю, ..., - они, казавшиеся такими далекими во временном смысле и не имеющими лично ко мне никакого отношения, стали очень понятными и близкими. Десятки моих книксенов таланту сыгравших в фильме актеров.
В общем, я положительно потрясена 'Тюдорами'. Уверена, в будущем захочу пересмотреть сериал. Потому что просмотр полюбившихся фильмов - это тоже цикличный процесс.
Ведь каждый, кто на свете жил,
Любимых убивал,
Один - жестокостью, другой -
Отравою похвал,
Коварным поцелуем - трус,
А смелый - наповал.
Один убил на склоне лет,
В расцвете сил - другой.
Кто властью золота душил,
Кто похотью слепой,
А милосердный пожалел:
Сразил своей рукой.
О. Уайльд. 'Баллада о Рэдингской тюрьме'
Сериал смотрела 2 раза. Конечно, много неточностей, отступлений и даже ошибок. Но в каком историческом фильме показывали всё именно так, как было? Некоторые сюжетные линии неумело свёрнуты, некоторые персонажи внезапно появлялись и внезапно исчезали. Но это всё мелочи, т. к. основная сюжетная линия постоянно держала в напряжении, а первостепенные персонажи были интересны и многогранны.
Генрих VIII – самый известный английский монарх. Генрих так беспокоился о том, чтобы память о нём жила. Только потомкам он запомнился не грандиозными свершениями, которые ему так хотелось осуществить, а своей бурной личной жизнью. Кажется, количеством жён его перегнал только Иван Грозный. Итак, 38 серий мы следим за жизнью Генриха. В начале это молодой король, которого интересует только турниры, охота и женщины. Конечно, о «высоком» тоже забывать нельзя: король ведёт глубокомысленные беседы с Томасом Мором, играет в гуманиста и пишет трактат в защиту католической веры. Плюс самое большое беспокойство – у короля нет наследника. Тут, как на беду, Генриху попадается на глаза Анна Болейн… и понеслось. Генрих затевает Реформацию, головы несогласных летят с плеч. Он превращается в кровавого тирана, который готов на всё, чтобы показать, кто в Англии – властелин. И, в первую очередь, пострадают самые близкие, т.е. жёны, дети и прочие родственники. Генрих не скоро остановит эту жестокую машину власти. Только когда устанет от всего, т.е. попросту постареет. Причём, у короля была одна особенность: периодически просыпалась совесть и, чтобы успокоить её, надо было свалить свою вину на кого-то другого (например, на Анну Болейн).
Кардинал Уолси. По-моему, самый лучший советник Генриха, тонкий политик и дипломат. Долгое время хорошо удерживавший баланс сил в Европе и способствующий просвещению в Англии. Ну, конечно, завёл семью несмотря на целибат и часть денег в свой карман положил… Но кто без греха? В общем, кардинала было жалко.
Томас Мор – блестящий учёный, гуманист и, в то же время, глубоко верующий человек. Он не умел заглушать голос своей совести и открыто выражал свои взгляды. В правление Генриха VIII это был прямой путь на эшафот.
Томас Кромвель – неоднозначная личность. Если кардинал Уолси разрабатывал политику Англии, а потом убеждал Генриха в том, что это его собственные идеи, то Кромвель – послушный исполнитель приказов Генриха. Только с масштабами выполнения приказов Томас несколько ошибся, за что и отправился к двум предыдущим советникам.
Герцог Саффолк – ближайший друг Генриха. Реальный Саффолк был человеком жестоким, беспринципным, не страдающим от угрызений совести. Сценаристы герцога обелили, и в итоге мы видим перед собой человека сомневающегося, человека, которому всё время приходится делать выбор между собственной совестью и волей короля. А, поскольку Чарльз Брэндон был человеком своего времени, то всегда делал выбор в пользу последнего.
Екатерина Арагонская – королевская дочь, жена короля и мать королевы. Женщина, для которой главным в жизни был долг. Поэтому она и убеждает себя (и Генриха), что любит своего мужа, несмотря на все страдания, которые ей причинил. Ведь так долг велит. Она умеет быть сильной. Её поддерживает её твердыня – её религия. Королева всегда оглядывается на Рим. И, если Папа признал её брак законным, значит, так и есть. Она – хорошая мать, интересы Мэри – прежде всего. Екатерина думает о правах своей дочери на престол и никогда не согласится признать незаконность своего брака. В общем, Екатерина – почти святая женщина. Почти. «Святые по земле ногами не ходят» (с) Королеве не чужды человеческие переживания: она умеет ненавидеть. Например, кардинала Уолси. Но ещё больше – Анну Болейн. Была бы её воля, «святая» королева отправила бы соперницу на костёр с лёгким сердцем. Но её жаль. В сущности, она – жертва Генриха, как и многие. Изгнанная королева, мать, разлучённая с любимой дочерью….
Анна Болейн – самая яркая личность в череде жён Генриха VIII. Умная, гордая, властолюбивая. Она верит в свою счастливую звезду: она сумеет стать королевой. Венец украсит её гордую голову. Но ненадолго. Королева рожает дочь. И что в итоге? Вчера она – возлюбленная жена, сегодня – ведьма, околдовавшая короля. Анна забыла, что с Генрихом нужно быть осторожной. Слишком уж она смелая, надменная, импульсивная, взбалмошная. Анна перечит королю и истерически смеётся, предчувствуя свою судьбу. «Королевой жила, королевой и умру» (Анна Болейн). Почему этой фразы, ставшей афоризмом, не было в сериале?! Как бы она подошла той Анне, которую нам показала Натали Дормер.
Томас Болейн – амбициозный и хитрый приспособленец. Он готов на всё, чтобы добиться высокого положения и удержать его. Даже собственных детей отправить на смерть. Джордж Болейн. Не понравилось, как его показали. Реальный брат Анны Болейн был очень умным и образованным человеком, а в сериале мы видим дурачка, который дорвался до власти и привилегий.
Джейн Сеймур. Сложность в том, что её играли две актрисы и показали свою героиню совершенно по-разному. В итоге, что мы видим? Джейн Сеймур второго сезона – хитрая и амбициозная девица, которую её семья старательно подсовывает Генриху. Перед Джейн есть пример Анны Болейн. И чем она хуже? Она тоже может стать королевой. Поэтому для короля Джейн разыгрывает невинную, влюблённую и гордую деву, ожидая, когда звезда Анны окончательно закатится. Но наступает третий сезон сериала – Джейн Сеймур играет другая актриса. Джейн становится умной и благородной женщиной, прекрасно знающей цену своему супругу. Она стремится помочь людям вокруг себя, мирит Генриха с детьми от предыдущих браков. Словом, ангел во плоти. Только что-то не верится, что такое бывает. Я скорей поверю в Джейн в исполнении Аниты Брием.
Анна Клевская - принцесса, которую не пожалел родной брат и отдал в жёны Синей Бороде. Но Анна оказалась женщиной умной, с мягким характером, и, как результат, счастливо освободилась от опасного мужа.
Кэтрин Говард – глупая юная девочка, забывшая за кого она вышла замуж. Итог – повторение судьбы своей кузины.
Катерина Парр – единственная, которой повезло пережить своего мужа. Умная, с твёрдыми взглядами, порой забывающая об осторожности. Ей повезло, что Генрих устал от постоянного кровопролития.
Мэри Тюдор – дочь своей матери, преисполненная достоинства принцесса, ревностная католичка. Зрители видят в этой милой несчастной девушки черты, которые в будущем заработают ей прозвище Кровавой.
Генрих 8, пожалуй, является одним из интереснейших монархов в истории Англии, да и на протяжении всей истории в целом. Как и любой монарх, он был одержим идеей вписать своё имя золотыми буквами в Историю, и желанием обзавестись наследником. Он был горд, честолюбив, вспыльчив и жесток. Он имел всё, и, одновременно никогда не знал, чего хочет. Он пожертвовал своей истинной Верой, ради Власти и Честолюбия. Он не гнушался ничем ради достижения целей. Он переступал через друзей, казнил самых верных своих приближенный, но он достиг, чего хотел.
И всё же, лично для меня, Генрих остаётся человеком. Ну, кто из нас не хочет быть великим? Любить? Оставить после себя хоть что-то? Просто Генрих был монархом, имел право делать абсолютно всё. Именно поэтому его честолюбие, его цели и его средства достигали порой невиданных масштабов, во всём виновато понимание того, что ты самый могущественный человек в королевстве и желание стать таковым для всего мира. Но одновременно он боялся. Боялся восстаний, непокорных, что служили при дворе, боялся потерять близких, боялся болезней. Ну, чем не самый обыкновенный человек?
Генрих был влюбчив, но любил, я думаю, лишь однажды.
Екатерина Арагонская был истинной королевой. Она умела любить, прощать, понимала что лучше, а что хуже для королевства. Как истинная дочь своей матери (а её мать была великой женщиной), она долгое время умело и незаметно для самого Короля влияла на его политический курс. Да, в сериале этот отрезок времени не показан, но грех не упомянуть. Ко всему прочему народ любил Кэтрин, и она любила свой народ. Пожалуй, единственным ёе недостатком была неспособность дать королю здорового наследника. Но это не уменьшает её достоинств, ибо её всю осознанную жизнь учили быть Королевой с большой буквы, и, о да, она ею была. ~ В Тюдорах её замечательно сыграла Мария Дойл Кеннеди. У неё получилась поистине великая королева
Анна Болейн была другой. Страстную и импульсивную, её едва ли можно было представить в роли Королевы. И виной было не столько её происхождение, сколько тёмное «французское» прошлое, роман с Уайетом и многое-многое другое. Но Генрих на то и Король (хоть это и было глупо и неразумно), чтобы пренебрегать общественным мнением. Анна была истеричной, никогда не понимала, что, выйдя за короля, она должна будет терпеть измены и больше не сможет так влиять на него, как в то время, когда она была его любовницей. И, может быть, она бы выжила, выполни она то единственное, что он от неё теперь хотел. Роди она наследника, может, Фортуна и улыбнулась бы ей, но, увы, умница и красавица Анна Болейн быстро лишилась головы. ~ В Тюдорах искренне сопереживаешь во время её падения, ведь она искренне его любила, а он так жестоко её отверг. Натали Дормер обворожительно в роли Анны. И даже когда она ведёт себя как настоящая стерва ты всей душой болеешь за неё.
Генрих всегда искал в следующей своей женщине то, чего не хватало предыдущей. Кэтрин была чиста духом и умела держать себя в руках, зато Анна была сама импульсивность и страстность. Но одновременно она не знала что такое повиновение и смирение, зато Джейн была чиста как ангел, покладиста и нежна.
Да, Джейн Сеймур была, на мой взгляд, самой горячо любимой женой Генриха, и, может, отняв её,провидение решило его таким образом наказать. Она желала всем лишь добра, но была разумна в своём великодушии. Она вернула Леди Мэри и Элизабет расположение Короля и сумела сделать то, что ни одна из его предыдущих жён не сделала–родила ему сына.
Рис-Майерс показывает нам прекрасную игру, на его лице одновременно мелькают сотни эмоций, сменяя друг-друга. Его глаза поистине бездонны, в них видны страсть, желание, любовь, милосердие, вина, страх. Его игра заслуживает уважение.
Но в жизни Генриха были не только его женщины.
Был, скажем, Кардинал Вулзи–очень сильный и умный человек, который был истинно верен своим целям, не меньше, чем Королю. Он был умён и проницателен, знал, что делает и как достичь нужных ему целей. Людей ему обязанных, при дворе было ровно столько, сколько людей его ненавидевших. Они его и сгубили, точнее, сгубила его алчность, при виде которой Король, раньше на него полностью полагавшийся низверг его, до самых низов. Но он продолжать его любить до самого конца.
Был Милорд Саффолк,самый преданный друг и соратник короля. Чарльз Брендон не был голубых кровей, но король даровал ему титул, ибо он этого заслуживал. Саффолк всегда выполнял любые приказы короля, даже если они шли в разрез с его мнением. Он ненавидел Вулзи и сверг его, он понял глупость брака с Анной и подтолкнул её к краю, он не жаловал Кромвеля и тот лишился головы. Да, Саффолк играл не решающую роль в принятии подобных решений, но умел тонко и незаметно влиять на Короля.
Ещё был Томас Кромвель–сердце и душа Английской реформации. Человек, являвший Богом в Англии на протяжении довольно долгого времени. Человек, который сравнял короля с Богом и освободил его от власти Папы. Человек, который так незаслуженно лишился головы, ведь он был ходячей властью и харизмой. Его я никогда Генриху не прощу. ~ Джеймс Фрейн замечательный. Не знаю, как объяснить это, но он и вправду излучает силу, власть, уверенность, даже некую опасность. Очень запомнилась сцена, когда Саффолк учит сына стрелять из лука, а Кромвель передаёт ему что-то от Короля, после чего Саффолк интересуется-«А Вы стреляете?» «Немного»-а потом берёт лук и попадает точно с яблочко. Эта сцена полностью раскрывает Кромвеля как персонажа.
И ещё,конечно, был Томас Морр.Гуманист и идеалист. Истинно верующий и истинно преданный Королю. Король любил его, настолько сильно, насколько это вообще возможно для Короля, но цели, стремления, честолюбие заставили переступить через Мора, отбросить его со своего пути в назидание людям.
Второстепенные персонажи в Тюдорах не обделены экранным временем. Тут и посол Шакуи, очень, кстати интересный и «стильный» персонаж, и жена Чарльза, леди Саффолк, умная, чуткая и верная женщина, и Эдвард Сеймур, умный и расчетливый, и даже, до определённого момента, поэт Уаййет и придворные музыканты.
Интересно, как мы порой начинаем смотреть тот или иной фильм или сериал.
Мое знакомство с сериалом 'Тюдоры' начался с интереса к актеру Генри Кавиллу (я прочитала, что он был первым претендентом на роль Эдварда в 'Сумерках'). Так как я никогда ранее ничего не слышала о нем и не видела никаких его работ, то решила поискать в сети какие-нибудь фильмы с его участием, одним из них и оказался сериал 'Тюдоры'. Сериал мне сразу же понравился, он поразил меня своими красивыми декорациями, костюмами, интересным сюжетом и, конечно же, актерами.
Безусловно, главную скрипку здесь играет Джонатан Рис-Майерс. Его лицо мне сразу показалось знакомым и, действительно, я уже видела его в 'Матче Поинте' Вуди Аллена, где он также был великолепен.
Что касается самого сюжета, то надо признать, что он очень захватывающий, изобилует интригами, дворцовыми пиршествами и рыцарскими турнирами, а также большим количеством постельных сцен (в некоторых сериях даже слишком большим!). Если не обращать внимания на огромное количество исторических неточностей, а очевидно, что это и не было основной задачей создателей, то сериал просто потрясающий, особенно радует то, что авторы стараются уделить внимание всем основным персонажам фильма и раскрывают характер каждого из них, а не зацикливаются только лишь на короле Генрихе и его бесконечных женах-любовницах.
Вообще, это лучший и, пожалуй, единственный по-настоящему качественный и интересный исторический сериал, который я когда-либо видела, всем советую его посмотреть!
На троне Генрих, друг наук большой, но раб страстей и нрав имеет злой (Эджертон)
Анна Болейн — вторая жена Генриха VIII, свергнувшая с престола Англии любимую народом королеву Катерину, расколовшая страну на два лагеря, отправившая на эшафот с десяток великих деятелей того времени и сама отправившаяся за ними следом после обвинения в государственной измене и прелюбодеянии - один из моих любимейших исторических персонажей. Какой была Анна на самом деле, остаётся только гадать, но актрисы, игравшие её роль во многочисленных кинопостановках, изображали женщину по-разному.
У Натали Портман Анна получилась амбициозной стервой, которая умело манипулировала королём, предала собственную сестру и осознала свои ошибки слишком поздно, чтобы что-то изменить. Хелена Бонэм Картер представила Анну как беззащитную жертву жестокого короля, которая, по сути, ни в чём не была виновата и лишь иногда делала слабые попытки защититься. Но, по моему личному мнению, правда где-то посередине: Анна не была ни демоном, ни ангелом. И эту золотую середину великолепно показала Натали Дормер — одно из моих открытий этого сериала.
Другим, не менее важным открытием стал Джонатан Рис-Майерс. Он играл Генриха VIII — главного персонажа, ярчайшую историческую личность Англии. Каким был Генрих — деспотом, готовым ради ночи с одной единственной женщиной ввергнуть во мрак целую страну, или глубоко несчастным человеком, мечтавшим о сыне, - сказать тоже сложно. Джонатан показал его разным. Его Генрих любил и ненавидел, казнил и миловал, страдал и торжествовал... И умер несчастным...
Упор в сериале, конечно, сделан на отношения Генриха с его многочисленными жёнами, но не обделены экранным временем и легендарные исторические личности того времени (кардинал Томас Уолси, Томас Кромвель, Томас Кранмер, великий мыслитель и гуманист Томас Мор, злосчастный герцог Норфолк, лучший друг Генриха Чарльз Брэндон, дочери Генриха - Мария, будущая печально известная своей нетерпимостью к протестантам Мэри Кровавая; и не менее легендарная Елизавета I, чьи годы правления названы Золотым Веком Англии; и умерший в 16 лет Эдуард VI, и многие, многие другие), и важные события - войны, договоры, религиозный переворот.
«Тюдоры» - потрясающий сериал: отличная работа актёров и съёмочной группы, костюмы, декорации, музыка. Но особенно радует почти абсолютная историческая точность.
Я буду до последних дней
Любить веселый круг друзей —
Завидуй, но мешать не смей
Мне бога радовать своей
Игрой: стрелять,
Петь, танцевать —
Вот жизнь моя,
Иль множить ряд
Таких услад не волен я?
В прошлой своей рецензии я рассказала об относительно «молодых» годах Генриха 8, сейчас же я попытаюсь донести до моего читателя, кем же стал Генри.
Цветы жизни он уже собрал, насладился всем, чем только мог, и, казалось бы, был всем доволен.
Но даже теперь, после смерти столь любимой женщины, Генриху, как королю Англии надо было искать жену. И вот тогда и начинается очередной переломный момент в жизни Генриха и его двора. Тут и падение Кромвеля, и окончательное усиление позиций Эдварда Сеймура, и смена религиозного курса на более католический, да и масса других не менее важных событий.
Вот тогда-то и появляется столь в будущем нелюбимая Генрихом Анна Клевская. Об Анне мало, что можно написать, ведь в сериале ей уделено катастрофически мало экранного времени. О её деятельности и поступках можно судить больше по обрывкам разговоров и неким намёкам, однако, я не перестаю считать её довольно милым и разумным персонажем – как исторически, так и в сериале. Она сделала всё что могла, что бы понравиться Королю, однако он как настоящий эгоист и самодур свои собственные ошибки записывал на её счёт, и всё же, как это не парадоксально, в качестве «Любимой сестры Короля» Анна вполне устраивала Генриха. Да и если верить сериалу уже не казалась ему отвратительной в «том» смысле.
Следующей женщиной Короля становится Кэтрин Говард. Мне искренне жаль, что не такую уж и глупую и беззаботную Кэтрин, так «испортили» в сериале. Согласно историческим данным Кэтрин Говард хоть и была глупа, молода и неопытна, однако вместе с этим она была добродетельна и мила. К тому же в сериале показан наиболее унизительный вариант смерти Кэтрин, тогда, как из более точных источников известно, что Кэтрин умерла, признав свою вину, с просьбой помолиться вместе с ней за Короля. В общем, я считаю, что Кэтрин является наиболее слабым образом из всех Королев Генриха.
Наконец, после Кэтрин Говард, Генриху захотелось хоть какого-то спокойствия, и он выбирает себе в жену дважды вдову Кэтрин Парр. Думаю, она казалась Генриху островком спокойствия в этом мире, но Кэтрин не была простушкой без собственного мнения. Она проявляла недюжинную активность в религиозных вопросах, вплоть до того, что её чуть ли не обвинили в том, что она еретичка. Линия Томас/Кэтрин выглядит мило и придаёт этой, для Генриха, простой истории некий оттенок лиризма.
Пожалуй, именно в этом отрезке времени, когда Генриху было за пятьдесят, мы видим, как по-настоящему плетутся интриги при дворе, как знатные люди берегут свою веру, как жёны ненавидящие своих мужей могут пойти на всё ради их же положения, и как они же рожают детей от их братьев. Король уже не так властен, он скорее эгоистичен и распущен и это даёт волю двору плести интриги более открыто. Пожалуй, именно в 3-4 сезонах перед нами по-настоящему раскрывается королевский двор. Раньше все интриги мы видели в свете интересов Короля – заговор против Вулзи, против Анны, против Кромвеля – теперь же двор чувствует опасность словно собака, чувствующая смерть хозяина, теперь двору безразличен Король и его прихоти, теперь главная цель каждого обеспечить будущее. Кто-то поддерживает Леди Мэри, а кто-то стремится захватить власть над Принцем Эдуардом. И абсолютно никто не ставил на Елизавету. И, как оказалось зря.
Характеры персонажей меняются и из тени выходят такие персоны, как скажем братья покойной Королевы Джейн – Эдвард и Томас, Мэри Тюдор, Елизавета и многие жены влиятельных протестантов.
Эдвард Сеймур – умный и расчётливый, всегда получающий чего хочет, но совершенно не заботящийся о своей жене.
Его брат, Томас – тоже далеко не глупый, но всё же умеющий любить человек. Позже он станет мужем Катерины Парр, и, по слухам, даже заведёт интрижку с молоденькой Елизаветой.
Ещё мы видим Леди Мэри, будущую Королеву Англии, правление которой обагрено кровью в истории Англии. В первых двух сезонах она ещё очень молода, но мы уже можем видеть всю её бескомпромиссность и упрямство, и даже жестокость. Она, истинная дочь своей матери – ярая католичка готовая держать курс на Испанию. Лучшим её советчиком при дворе является посол Шакуи. Но есть оборотная сторона. В душе, она всё ещё чуткая маленькая девочка неуверенная в отцовской любви, и, в какой-то момент переступающая через себя, ради возвращения к отцу. Теперь Мэри Тюдор окончательно смирилась с тем, что ей не познать радость отцовской любви, и мы видим окончательно ужесточившуюся женщину, отчаянно несчастную, даже не надеющуюся выйти замуж и обрести счастье.
Елизавета пока что слишком мала, что бы что-то говорить о ней, но мы уже видим, что она не нуждается в отце так, как в нём нуждается Мэри, но она и не принимает абсолютное мужское превосходство и не собирается когда-либо выходить замуж. Уже знает латынь и отличается необыкновенным умом.
Меняется и друг самый верный друг Короля, Герцог Саффолк. Теперь он далёк от дворцовых интриг (не считая Кромвеля), нашёл новое счастье и в какой-то мере стал «прежним Чарльзом». Тем не менее, он всё ещё интересуется делами Короля, располагает его доверием и всё так же предан. Вплоть до того, что на смертном одре он является к Генриху, что вы выслушать самую бредовую тираду, какую я только слышала. Вот ведь что бывает, если возомнить себя Богом на Земле.
Что касается Генриха, то с каждым годом он становился лишь более самовлюблённым, раздувшим себя донельзя человека, растратившим себя на мелочи. Так и не осознавшим, чего хотел и чего добился. Своим самоуправством и самовлюблённостью он даже довёл страну до полного финансового краха.
Тюдоры являются поистине уникальным произведением, ибо в них всё можно понять на уровне визуального ряда – шут на троне, тот самый конь с всадником на нём, крестик на шее Леди Мэри, убранство комнат и даже необычайно шикарные наряды братьев Сеймур в 4-ом сезоне.
Наткнулась на этот сериал случайно, но тут же заинтересовалась, т.к. всегда была неравнодушна к истории Великобритании, а к периоду правления Тюдоров тем более.
Сериал получился превосходный, очень красочный, временами забавный, но чаще грустный и напряженный. Особенно удачными мне кажутся заключительные серии 1-ого и 2-ого сезонов. Замечательная режиссерская находка - совмещение исповеди Уолси и театральной карикатуры на него при дворе. Столь резкое противопоставление невольно заставляет сочувствовать кардиналу, который перед лицом смерти кается во всех своих многочисленных грехах.
Хотела бы остановиться на некоторых актерах поподробнее:
Джонатан Рис-Майерс в роли Генриха просто бесподобен. Изначально я не воспринимала его в этой роли из-за отсутствия хоть какого-нибудь сходства с реальной исторической фигурой. Но своей игрой Джонатан меня просто приворожил. Характер передан им очень точно: самодур, который творит все, что ему вздумается.
Натали Дормер в роли Анны Болейн прекрасна. На мой взгляд, лучшая Анна Болейн из всех, когда-либо представленных в кино. Она тоже мало похожа внешне на прототип, но она подходит под описание, которое давали Анне современники: она не была красавицей, но было в ней что-то столь притягательное, что заставляло оборачиваться в след. Характер изображен без прикрас - в некоторых эпизодах она вызывает ненависть своим отношением к Екатерине Арагонской. Верх своего мастерства Натали продемонстрировала в заключительных эпизодах 2-ого сезона. Ей нельзя не сочувствовать, когда она, стоя на коленях, с маленькой Елизаветой на руках, просит Генриха смилостивиться; когда она идет к эшафоту, а ее трогают все, кто собрался наблюдать за небывалым событием - казнью королевы.
Джереми Нортэм в роли Томаса Мора. Сыграть образ положительного, искренне верующего католика, который в значительной мере повлиял на самого Генриха и на религиозную обстановку, - задача сложная, но Джереми справился с ней на 100%. Меня порадовало уже то, что он сильно похож на Мора. То, как им был сыгран эпизод с казнью, вышибло у меня слезу и оставило осадок горечи.
Сэм Нил в роли кардинала Уолси бесподобен. Кардинал - фигура противоречивая, и Нилу в полной мере удалось передать характер этой загадочной личности. Иногда трудно понять, почему он поступает так, а не иначе. Исповедь Уолси - один из самых запоминающихся моментов сериала. Браво!
Впечатлили пейжази, интерьеры и костюмы. Просто завораживают взгляд - настолько они великолепны. Понравился и музыкальный ряд, в особенности тема Анны и Генриха - мятежная, страстная, неописуемо красивая.
Авторы кое-где погрешили против истины. Самые крупные ляпы связаны с сестрой Генриха, которой в сериале даже имя изменили. Нам показывают историю Марии, а называют ее Маргарет. У Генриха было 2 сестры – Мария и Маргарет, последнюю не показывают вовсе, но присваивают ее имя сестре. Слишком очевидная ошибка, авторам даже не надо было глубоко копать, чтобы достоверность была соблюдена. Очень странно, особенно если учесть, какие мелочи они иногда отображали, например, корабль с бриллиантом, подаренный Генриху Анной. Дату смерти многострадальной Марии тоже передвинули: на самом деле она умерла в день венчания Генриха и Анны, в сериале смерть наступает за год или даже больше до этого события.
Еще одним минусом для меня явилось обилие постельных сцен. Можно было показать интимную сторону жизни короля и его приближенных не так откровенно. К тому же, и так очевидно, чем занимался Генрих со своими многочисленными женами и любовницами.
Только из-за этих, по моему мнению, недостатков, моя оценка не 10, а
Сериал «Тюдоры» - лучшее из того, что я посмотрела за последнее время. Его герои выглядят живыми людьми, а не воплощением неких добродетелей или пороков и не портретами, сошедшими с учебников истории. О некоторых из них и хочу написать.
Итак, главный герой. Создатели сериала пошли на очень смелый шаг, пригласив на эту роль актера, даже отдаленно не напоминающего хрестоматийный портрет Генриха. И если первоначально это несходство вызывало недоумение, то постепенно все стало на свои места. Достоинством этого образа считаю то, что он показан в развитии, за 4 сезона проходит путь от беспечного юноши с определенными задатками до тирана, сломавшего жизнь всем близким ему людям.
Самым известным деянием Генриха является разрыв с католической церковью, не дававшей ему развод. И хотя в общественном сознании прочно укоренился стереотип, что он пошел на этот шаг ради своей великой любви, в сериале акценты расставлены по-другому. Страсть безусловно присутствует, но постепенно она уступает место более важным вещам. Генрих действует так потому, что он впервые в жизни натолкнулся на серьезное сопротивление своей воле, задумался о пределах своей власти, о своем призвании как правителя. Многие поступки короля при ближайшем рассмотрении оправданы. Нужен ли был ему наследник? Необходимо ли было ему устранять тех, кто покушался на его престол? Или добиваться повиновения от подданных? Но получив в свои руки абсолютную власть, он не сумел толком ею распорядиться. Разрыв с Римом был его политической кульминацией, дальше все пошло под уклон: бесконечные разводы, казни, метания от одной церковной доктрины к другой, фантастические прожекты вроде завоевания Франции. В финале он вообще утратил чувство реальности. С начала до конца его политика носила чисто личностный характер, и ни разу он не поднялся до осознания своей ответственности перед возглавляемым им государством. Единственным серьезным достижением правления Генриха было то, что он, не будучи протестантом, дал жизнь Реформации.
Чарльз Брэндон, близкий друг и зять Генриха, кому, в отличие от многих, посчастливилось мирно умереть в своей постели. Исторический герцог Саффолк ничем особенным себя не проявил, однако в сериале ему отведено место по сути наравне с главным героем. Объясняется это предназначенной ему ролью покорителя женских сердец. Это типичный придворный того времени со стандартной биографией: развлечения в юности, интриги в зрелом возрасте. Особого интереса он у меня не вызвал, хотя привлекательные моменты в его образе присутствуют, например, искреннее раскаяние после смерти первой жены и довольно трогательная любовь ко второй. В целом же самоуверенный нахал - не самый привлекательный мужской типаж. Но хуже всего в Брэндоне – его снобизм и высокомерие. Действуя так же, как и прочие интриганы (Болейны, Сеймуры), он почему-то считает себя выше их. На протяжении трех сезонов он последовательно убирает тех, кто по какой-то, довольно непонятной причине, вызывает его неприязнь, хотя никакой опасности ему и его положению при дворе они не представляют.
Томас Мор. Еще один персонаж, кому, как и Брэндону, в сериале отведено довольно много места. В данном случае это более оправдано, как-никак перед нами знаменитый гуманист, автор «Утопии» и вдобавок католический святой. В первом сезоне он однозначно был моим самым любимым героем. Особенно привлекательным в Томасе Море было его безразличие к власти и карьере. Он не заискивал перед Генрихом, довольно верно его оценивал, а при случае мог вправить ему мозги. Однако когда дело дошло до его противостояния королю, положение изменилось. Казалось бы, надо восхищаться его мужеством, несгибаемостью, верностью принципам. Но я была согласна с его женой, сказавшей, что он думает только о себе. В сложившейся ситуации Мор просто обязан был принести присягу королю, чтобы спасти свою семью, которую, по его словам, он любил. Но он пожертвовал благополучием своих детей ради того, чтобы в глазах современников и потомков остаться несгибаемым борцом за идею. Кто-то может считать это героизмом, я называю это эгоизмом.
Анна Болейн, Самая известная и самая загадочная из жен Генриха. Такой же интригующей она является и в сериале. Вызывает целую гамму эмоций – восхищение, неприязнь, сочувствие, но никогда скуку. Без этого образа сериал утратил бы значительную долю своего очарования, не случайно финал второго сезона является, не побоюсь этого слова, шедевром. Единственное, что так и осталось для меня загадкой в этой Анне – любила ли она Генриха или искусно притворялась. Посмотрев всю ее историю до конца, я так и не нашла ответа на этот вопрос, что лишь усилило мой интерес к этой фигуре.
Два великих министра Генриха – кардинал Вулси и Томас Кромвель, составившие славу его царствования. Оба персонажа меня не разочаровали. Вулси, правда, не вызвал большой симпатии, уж слишком явно он цеплялся за власть, готов был пойти на все ради ее удержания, даже на предательство национальных интересов. Но пользоваться этой властью он умел и уж точно был на голову выше своих противников, вознамерившихся занять его место. В финальной сцене он вызывает уважение.
А вот Кромвель в «Тюдорах» явился для меня открытием. Все его деловые качества и способности налицо, и вообще, если разобраться, Кромвель был самым удачным выбором на роль советника короля, лояльным, трудолюбивым и одаренным. Но в этом сериале он мне еще понравился и как человек. Он вызвал мою симпатию после сцены казни повара во втором сезоне и с тех пор ее не потерял. В сериале есть две сильные сцены с его участием – одна в часовне во время казни Анны, другая – в совете во время чтения догматов новой церкви. В обоих случаях у него нет текста и в то же время ясно видно, что этот человек переживает настоящую трагедию. По большому счету, это самый глубокий образ в сериале, но чтобы понять это, нужно внимательно следить за игрой актера. А чего стоит фраза Кромвеля: «нам нужны не мученики, а живые люди». Самое разумное и достойное, что было сказано по поводу религии в этом фильме. Финал третьего сезона стал для меня самым печальным.
В сериале много других интересных личностей: скорбная, но гордая Екатерина Арагонская, такая же царственная, но лишенная материнской теплоты ее дочь Мэри, милая и разумная принцесса Клевская, легкомысленная до глупости Кэт Говард, умная и зрелая Екатерина Парр, фанатичный епископ Гардинер, полностью ему противоположный архиепископ Кранмер и целая куча придворных карьеристов. Всех не перечислишь, но одно ясно – «Тюдоры» высоко подняли планку исторических сериалов, создав целую галерею ярких, запоминающихся характеров.