«Ты сейчас будешь смеяться: я вчера вечерочком список написала в тетрадку. Кого нужно простить. И по единственному предложению против каждого имени. Ну, например, так: Светлана – ведь она не виновата в том, что я переоценила её деловые и личностные качества. В этом виновата я сама. Нужно учиться быть объективной».
Кажется шутка, а неплохо, по-моему. Чем не рецепт, как можно умело договариваться с прошлым, не пресекая, не отрезая его, не откладывая его на выброс, а мягко направляя в свое будущее? Думаю, прошлое наше ждет от нас только одного – прощения. Кто знает, может, для этого оно и существует… В любом случае, все, что мы можем, должны, хотим или не хотим простить, – там.
Потому так страшно утратить память.
Непрощенное – нарыв. Забытое – нарыв спрятанный, самый опасный.
Мне не нравится, когда в кино память орошают слезами и слишком откровенно сентиментальничают с ее помощью. У Бабенко нарыв памяти и зреет, и выглядит, и вскрывается страшно, в стиле «смерть сантиментам». А зарастает красиво, мгновенно, ласково. Прямо как в «Я вас любил…» Пушкина.
В фильме льет дождь, а не слезы. Долго. В глубину. В дым. Дождь есть ритм памяти и ее вполне адекватная аллегория. Как у Кар Вая. Нет шанса укрыться. Как и засохнуть, превратившись в выпотрошенное чучело без воспоминаний.
Фильм об отношениях. И при этом не стремится быть честным и общим (как «Мужчина и женщина» или «Анатомия любви»). Честность не нуждается в нагромождении гипербол, сгущении красок, шатающихся недомолвках непонятного и недовоплощенного, в безответных смыслах и откровенной бессмыслице.
Все главное в «Прошлом» укрыто, спрятано. Начнешь копать и угадывать -достанешь только свое, самое острое, больное, стыдом и виной кипящее.
Коктейль этот придется выпить. Обожжет пламя гнева, остудит раздраженное смирение, но потом простым человеческим теплом успокоит и убедит красота смысла: значит, так надо.
Расстается молодая супружеская пара. Двенадцать лет вместе. Ни дня в разлуке. Счастливы и красивы так, что «хочется изуродовать» (как говорит в шутку их подруга). Водонеразливаемы… Бабенко обходит причины. И, может быть, каких-то существенных, страшных и нет. И все объяснимо простым и очевидным: «Меня бросили, но я знаю почему. Я сама перестала любить». Высушивание эмоций. Возможно…
Но откуда тогда дальше почти детективная история, в которой так часто повторяются слова «преступник», «предатель» («Вы преступники, вы не имели права расставаться»)? Да и не почти вовсе. Крови и злодеяний в ней достаточно на пять детективов и еще на триллер останется.
Кокаин дорожками на фотолице когда-то любимой. Предательство. Месть. Измены. Подстроенное самоубийство соперницы. Похищение ребенка. Самоуничтожение. Унижение. Молчание. Анонимные звонки. Маниакальное преследование. Слежка. Ложь. Провалы в памяти (это, к слову, в фильме самое тяжкое злодеяние).
И выходит все время, что ведьма и чертовка – она. Он (Гаэль Гарсиа Берналь)– жертва.
И проще всего сказать: какая же дрянь упертая. Он ищет свободы. Он строит новую жизнь. А она не отпускает. Режет крылья. Болтается, как гирька (если не номерочек), на ноге.
Это не так!
Он и впрямь совершил пре-ступ-ле-ние. Отказался (или забыл, или побрезговал) взять фотографии из их некогда общего дома, которые она дружески разделила на две стопки. Чушь! – скажете вы. Что за преступление – не хранить старые карточки? За это ТАК наказывать?
Нет, не чушь...
Все «злодеяния» Софии – не отрыжка слезодрамы: «мой, никому не отдам, самой такой нужен», а вполне альтруистический (при определенном наклоне) жест – вернуть прошлое беспамятному. Причем так, чтобы он сам этого захотел, сам нашел и взял его, бесхозное и забытое, оживил своих мертвецов (София: «Фотографии – мертвецы, с которыми я живу по твоей милости»).
Первый ее шаг по возвращению Римини самого себя – его детская фотокарточка, подброшенная ею под дверь его нового дома. На ней славный ребенок со шпагой, а на обороте послание:
«Не хочу говорить с преступником, который путает жизнь с бегством! Обращаюсь к невинному мальчику. Если он жив, пусть постучит трижды по этой фотографии, и я открою дверь…».
Но зачем ему дверь в прошлое, когда новые мечты маячат на горизонте и кричат: «не обманем, ты наш»?
Грустно стало, когда прочла сегодня у Вени Ерофеева вот это: «Мечты – презрение к воспоминаниям». Разве не так?
А о прошлом тоже можно мечтать, оказывается. И добиваться его обновления, признания, честного возвращения.
С помощью самых болезненных действий Софии – этой виртуозке памяти –
удается вернуть память Римини. А с ней и уважение к их общему прошлому. Признание, что оно тоже его жизнь. Самая настоящая.
Их чувства, конечно, не воскресит финальная постельная сцена. Любовь не повторится. Но останется в их прошлом навсегда. И в знак примирения с «было» Римини берет горку причитающихся ему фотографий и уходит в свое будущее. На этот раз весь. Целиком. С принятым, необходимым, важным прошлым. Прощенный за него и ею, и собой.
Бабенко несколько раз вспоминает Густава Климта. Никто не видел любовь вечную, как климтовский «Поцелуй». Лишь память долговечна. Ведь там все поцелуи и признанья, как на картине этой (или на фотографии), живые, родные, правдивые, честные... Без срока годности и давности. Без шанса выбросить и забыть. До конца.
Некрасивое кино про некрасивые поступки некрасивых людей
Это кино мне не нравилось все время, пока я его смотрел.
Во-первых, было обидно, что Берналь показан некрасивым, во-вторых, эти женщины с небритыми 'кустами' на весь экран, в-третьих, абсурдность развивающихся событий.
Интересно стало, когда история первой девушки гл героя после жены вдруг резко обрывается, и мы больше не узнаем о ней ничего - она в прошлом. Но бывшая жена все возвращается и возвращается в сюжет со своим некрасивым лицом и телом.
Было понятно, что налаженная жизнь гл героя с коллегой, рождение ребенка и видимое счастье не обернется ничем хорошим, но что это будет так предсказуемо глупо...
Концовка радует тем, что она все-таки двояка.
Я рекомендую смотреть это кино любителям размерного течения событий, трагизма, семейных разборок.
Для себя я не увидел какого-то посыла, философских выводов, символизма. Прочие атрибуты, которые могут 'выделить фильм из толпы' - музыка, актеры, диалоги, операторская работа и т.п. - не присутствуют, поэтому фильм не понравился.
ОДНАКО, две вещи, за которые 'Прошлое' можно приобрести в домашнюю коллекцию:
- игра Гаэля Гарсия Берналя (надеюсь, это проходной фильм для него)
- двухчасовая мысль о том, как же жалок мужчина, когда он не умеет решать за двоих!
Если описывать главного героя, то можно уместить весь его личностный набор в эти три характеристики.
Всё что случается с Римини абсолютно корректно, так как он не принимает абсолютно никаких решений и пускает всё на самотёк. Так же смелая и неоднозначная мысль от автора рецензии - болезнь главного героя, она как нельзя великолепно, подходит ему, в психологическом плане (если, конечно, можно так выразиться). Она позволяет ему безнаказанно, в первую очередь для самого себя, убегать от реальности и забывать без зазрения совести всё происходящее(на примере действий других его отношений), неосознанно утопая в чувстве изнеженности к себе и эгоизме. Я думаю фильм учит тому, что мужчинам надо больше брать на себя ответственность за свои действия, а так же стоять горой за своими решениями, но никак не поддаваться искушениям легких путей. Так же в фильме явными огромными и чёрными тонами окрашивается негативное влияние прошлого, с которым волей-не волей, а надо уметь расставаться. В данном случае разрывать, исчезать и не вспоминать больше никогда.
Женская психология уникальна и абсолютно отлична от мужской. Любя, большинство женщин могут причинить максимум вреда и вообще быть абсолютно непредсказуемыми в своих действиях, даже для себя самих же. Уж такими они созданы. Не понимать же всего этого в таких экстремальных ситуациях - значит огребать так как это делает Римини. И только зрителю решать для себя - жалеть ли главного героя, или стараться учиться на его ошибках и не допускать в своих судьбах схожих сценариев.
Не смотря на то что в психологическом плане концовка фильма вышла очень криповая, сама лента своей неординарностью заслуживает, как минимум, не негативного отзыва. Фильм поучительный, но неординарность финала и большинства действий были предельно невнятными.
Давно хотела посмотреть этот фильм и вот наконец это произошло. Пишу сразу после просмотра. Этот фильм, безусловно, не для всех, не для широкой аудитории и не для кассовых сборов в кинотеатрах. Многих это оттолкнет, но только не меня. Я без ума от таких фильмов: спокойных, плавных, никаких спецэффектов, никакой наигранности, а только внутренне наполнение, душевная драма и безупречная игра актеров.
Изначально смотрела этот фильм из-за Берналя. Он давно уже стал одним из моих любимых актеров. Каждая его роль цепляет за душу и роль Ремини в этом фильме не исключение.
На протяжении всей ленты он пытается уйти, убежать от своего прошлого, которое представляет собой девушку Софию, с которой он прожил вместе 12 лет. Он меняет женщин, образ жизни, профессии, скатывается на самое дно и вновь поднимается... но всегда с ним рядом, как-будто следит за ним издалека и оберегает его Прошлое - София.
Смысл фильма вроде бы лежит на поверхности... Прошлое нельзя стереть - это часть тебя самого. Правильную фразу сказала героиня фильма: `Мужчины уходят от нас, когда забывают как им было хорошо с нами.`
Фильм для тех, кто любит интеллектуальное кино, для тех, кто после финальных титров хочет задуматься и осмыслить то, что увидел.
После просмотра фильма прочитала рецензии и удивилась. Многие нашли в этом фильме какие-то романтические и философские вещи. Я же нашла примитив, так скажем старую песню о главном. Женщины-зло, мужчины-заплутавшие барашки, к какой женщине попадёт такова и будет его судьба. Банально, пресно, женоненавистничество порядком поднадоело. Тема замусоленная.
Главный герой фильма «потеряшка» и каноническая жертва абьюзера. Кстати, провалы в память и его депрессия- типичная реакция психики на абъюз. Он мечется от одной женщины к другой, пытаясь по сути спастись от бывшей, преследующей его и обрести в конце концов себя. Но от созависимости не уйти. Актрису подобрали удачно- хищное лицо идеально вписывается в образ. В целом вся эта история банальный пример треугольника Карпмана, если бы не сцены со сходкой «женской взаимопомощи», где женщины буквально готовы на всё лишь бы затащить мужика в свои сети. Фильм банален, но отчасти правдив.
Я не читала книгу, так что могу оценивать фильм только сам по себе. Чувствуется, что некоторые элементы выпущены, наверняка они присутствуют в бумажном произведении, но тем не менее фильм выглядит цельным.
В этом фильме сталкиваются два представления о прошлом: Римини, который с легкостью вычеркивает 12 лет из своей жизни и София, которая прилипла к ним, как скотч. Из его жизни люди и воспоминания исчезают резко и бесследно. И это подчеркивается монтажом фильма, некоторой его обрывочностью. Неудивительно, что именно Ремини испытывает проблемы с памятью (словно его психическая установка воплощается физическим недугом).
София, словно злая ведьма, постоянно появляется в жизни Ремини, не принося ему ничего, кроме неприятностей, иногда нарочно, а иногда, кажется, тоже нарочно. Она будто злой рок преследует его напоминанием о неразобранных фотографиях, которые напоминают ей 'трупов', что довольно странно, ведь воспоминания для нее живее, чем сама жизнь. В итоге живым трупом становятся вовсе не фотографии, а сам Ремини, который будто уже ничего не чувствует и почти ничего не осознает. Конечно, последняя сцена оставляет перед нами открытый финал, но что-то мне плохо верится, что это вообще возможно - выбраться из цепких лап Софии.
Хорошо проработана не только идейная сторона фильма, но и художественное воплощение. Здорово подчеркнуто восприятие жизни главным героем, которое останавливает сцены на самом интересном, но при этом довольно предсказуемом моменте. Мистичность темного рока, нависшего над Ремини передается темными цветами, в которых выполнен фильм. Хорошо сыграны все роли, как главные - Гаэль Гарсиа Берналь замечательно передает характер бегущего от прошлого и потерявшегося в настоящем героя, Аналиа Косейро прекрасно сыграла мучимую навязчивой идеей, а может и правда настолько сильной любовью, героиню. Превосходно воплощены и все женщины, встречающиеся Ремини на жизненном пути - каждая со своим особым гордым характером.
В общем, это довольно вдумчивое неспешное и несколько мрачное кино.
Я обратила внимание на этот фильм после прочтения книги Алана Паулса 'Прошлое'. Сказать, что фильм меня разочаровал - не сказать ничего.
Я понимаю, что в большинстве случаев кино проигрывает книге, но чтобы настолько!
Сюжет книги слишком насыщен, поэтому в полтора часа фильма постарались втиснуть самое главное, от чего на протяжении фильма не покидает ощущение, что чего-то не хватает, не чувствуешь действительно сильной связи Римини и Софии, не проникаешься симпатией или антипатией к женщинам Римини, потому что тебе просто не дают их узнать. Вырваны по настоящему важные этапы жизни Римини и Софии, которые характеризуют их поступки и поведение.
Мне больше нечего сказать об этом фильме. Это просто слабая тень действительно потрясающе интересной книги!
Я считаю, что если снимать кино по чьему-то произведению, то либо снимать его максимально приближенным к книге, либо не снимать вовсе, потому что тогда получается посредственное и одноразовое кино, состоящее из несвязанных роликов.
Фильм бразильского кинорежиссера с какляцкой фамилией Бабенко заявлен, как мелодрама. Однако, я советую его к просмотру чисто женской аудитории в качестве учебного пособия о том, как вернуть возлюбленного. Не секрет, что время от времени спутнику жизни становится душно в объятьях семейных уз, и он стремится покинуть гнездо, так любовно свитое вами, в поисках, как ему наивно кажется, потерянных возможностей, реализации нереализованного и удовлетворения своего либидо. И если уж такая ситуация возникла, то самое лучшее, что можно придумать, это… Правильно! Отпустить! Тихо, спокойно, не устраивая сопливых истерик с битьем лица и посуды, разделом имущества и прочими, прилагающимися к разводу, прелестями. Но при этом просто необходимо выполнить одно условие: придумать повод, при котором так рвущийся на свободу самец обязательно должен будет возвращаться к прошлому. Ну, этакое незаконченное дело, которое необходимо завершить, и при удобном случае, не возбраняется даже в ночное время суток, напоминать ему об этом.
София (главная героиня) придумала такое дело. Она с завидной регулярностью напоминала Римини (бывшему мужу) о фотографиях, которые он опрометчиво согласился разобрать по датам и событиям именно в тот момент, когда вожделенная и манящая свобода опьянила его. Самое главное, дорогие мои подруги, не нужно торопить события. Наберитесь терпения и постарайтесь не сойти с ума. В жизни вашего возлюбленного могут происходить различные события. К примеру, он может жениться, и не раз, у него могут родиться дети, он может потерять память, как наш герой, но так и не обрести смысла своего существования. В любые моменты его жизни, наполненные либо счастьем, либо трагедией будьте неподалеку, а небольшая хитрость с незаконченным делом всегда поможет напомнить о себе. «Потерянную любовь всегда можно вернуть. Мы теряем мужчин, когда они нас забывают. Когда забывают, как счастливы они были с нами». В этих словах главной героини и кроется основной смысл фильма.
Теперь немного о самом фильме. Конечно, для женщин, коим я этот фильм и адресую, будет интересна игра Гаэля Гарсия Берналя. Этот латиноамериканский секс-символ, чьи глаза меняют цвет от голубого до карего в зависимости от освещения и цвета одежды, благодаря своему живому обаянию, давно покорил сердца женской аудитории (мое не исключение). Думаю, что одно его появление на экране, способно спасти самый провальный из фильмов.
Особое внимание на сопутствующие факторы, как то: музыка, постановка света, костюмы, декорации я не обратила. Видимо ничего выходящего за пределы допустимого и восприимчивого, но и поразившего воображения не было. Сценарий хоть и не изобилует особыми поворотами событий, но, тем не менее, держит в тонусе, возможно благодаря хорошей актерской игре. В диалогах присутствуют неожиданные, пикантные, не лишенные сарказма и юмора обороты. Мужской же взгляд может отдохнуть на прекрасном обнаженном теле очередной из жен главного героя, практикующей кун-фу. Пускаться в пространные рассуждения о преимуществах и недостатках латиноамериканского кино, равно как и проводить сравнительный анализ подобных фильмов не буду, поскольку моя целевая аудитория - женщины. А для них главное эмоции, а не умозаключения.
А потому обращаюсь к вам, дорогие девушки ресурса, смотрите фильм и учитесь, как правильно вернуть любимого, но прежде советую подумать: а нужно ли вам это?!