Мне вдруг интересно стало, что бы сделали вы, попав на место главной героини. Я бы паниковать начал и искать выход. Одно НО - выхода. Ты умер, но еще не до конца, так что просто нужно любить жизнь и пристегивать ремень безопасности.
В фильме описано состояние человека с момента смерти до момента упокоения души. Это 'между' самое сложное из местоположения людей. Здесь ты уже не человек, но уже не мертвец. Героиня пытается выбраться и не верит странному человеку. Она дышит, значит живет. Это ее рассуждения, поэтому она хочет выбраться наружу и вновь зажить.
Сюжет, быть может, не самый оригинальный и экранизировался уже не раз. Но если выбирать между другими фильмами похожего сценария, то я остановлюсь именно на этом. Здесь нет любовной линии, как в Привидении, поиска, как в Невидимом. Здесь есть лишь констатация факта и лишение пути назад.
Видел немало фильмов с Лиамом Нисоном в главной роли. Очень понравилась его роль в Списке Шиндлера. Там он наиграл и на Оскар, и на другие награды. Здесь его роль достаточна спорна. Отчасти его персонаж злой, отчасти он просто учит людей ценить жизнь...после смерти. Сыграл он довольно неплохо. Фильмов же с Кристиной Риччи видел мало. Но ее роль в этом фильме мне очень понравилась. Довольно хорошо она вжилась в образ девушки, который уже нечего терять, но шанс все еще есть.
Сам по себе фильм отдает философией. После себя Жизнь за гранью оставляет много вопросов. Но оттого фильм более глубокий. И даже немного арт-хаусный. Безусловно, кино не для всех. Но если вы любите подобные картины и кино во общем, то обязательно посмотрите этот фильм. Ах да, режиссер то новичок. Новичкам везет! Отличный дебют!
Так уж вышло, что я не видела ни одного плохого фильма с участием Кристины Риччи. Возможно, они есть, но мне не попадались. Джастина Лонга полюбила со времен «Нас приняли!», а потом было «Обещать – не значит жениться». Поэтому, когда в главных ролях фильма «Жизнь за гранью» я увидела имена этих актеров, я естественно захотела его посмотреть.
Скажу сразу, смотреть фильм было трудно. И дело не только в том, что события развиваются слишком размеренно и плавно. Все дело в той идее, которую стремиться донести до зрителя режиссер: наше отношение к жизни. Чего мы ждем от жизни, что делаем для того, чтобы достичь желаемого, что для нас счастье? Это далеко не все вопросы, которые поднимает фильм. И ответы на них каждый найдет для себя сам.
Не знаю, будет ли иметь данный фильм успех в прокате. Потому что трейлер позиционирует его как триллер и большинство зрителей придут именно на него. А эта картина в первую очередь – драма, причем довольно философская. Ее нужно не только смотреть, но и очень внимательно, вдумчиво слушать, так как основную ценность (лично для меня) составили диалоги.
Все говорят, что боятся смерти. На самом деле, вы больше боитесь жизни.
В своей жизни мы часто откладываем что-то на потом - на завтра, ведь еще столько времени! Но завтра может не прийти. Так случилось с героиней Кристины Риччи. Сюжет фильма рассказывать не буду: это надо видеть. Скажу лишь, что самым нераскрытым персонажем оказался герой Лиама Нисона - мистер Элиот Дикон. Он выступает в роли этакого вершителя человеческих судеб, но его мотивы остались для меня загадкой. Может, стоило вставить в фильм парочку флешбэков, которые рассказали бы нам, как Элиот Дикон пришел к тому, кем является теперь? Но это чисто мое мнение. Именно монологи Лиама Нисона несут основную смысловую нагрузку фильма. Его реплики так и хочется разобрать на цитаты.
Это могила для госпожи Тейлор, потому что она умерла?
Нет. Потому что в ней не осталось жизни…
В общем, «Жизнь за гранью» является полуторачасовым размышлением на тему смысла жизни и оставит после просмотра большое поле для ваших собственных умозаключений и выводов. Так что поудобнее устраивайтесь в кресле, но не ждите, что фильм вас сильно развлечет, а вот заставит подумать – сколько угодно!
Представьте себе ситуацию: вы ехали на машине и попали в аварию. Последнее, что помните – как врезались во впереди идущий грузовик. А после вы пришли в себя в похоронном бюро на столе для покойников. Вы видите, слышите, говорите, но ничего не чувствуете и не можете пошевелиться. А стоящий перед столом респектабельный мужчина сообщает вам: «Поздравляю, вы умерли!» Вы, естественно, возражаете: «Ну, как же, я же в сознании, слышу, вижу, всю понимаю и разговариваю! Я не мертв!» Ну а мужик невозмутимо отвечает: «Все так говорят! «Да и вообще, откуда ты знаешь, что ты жив? Ты что, раньше когда-нибудь умирал?» Вы в панике пытается что-то еще возражать, а мужик говорит: «Да ладно тебе, успокойся, скоро все закончится. Я вот тебя подготовлю к погребению, близкие попрощаются с тобой на похоронах, а дальше тебя закопают в гробу…и все, сознание выключится! Ну а пока, лежи себе спокойно, и не действуй мне на нервы!»
Все вышеописанное случилось с главной героиней Анной (Кристина Риччи). Владелец похоронно бюро Элиот (Лиам Нисон) готовит «тело» к похоронам, попутно болтая с «усопшей» и объясняя сей факт тем, что он - обладатель уникального дара общения с мертвыми. А Анна судорожно пытается придумать, как же ей выбраться отсюда, пока ее не усыпили и не положили в гроб? Она, конечно, не верит, что мертва, ибо как происходящее вообще возможно?
В начале просмотра, первое, что приходит в голову – это самая простая трактовка сюжета. Анна, естественно, не погибла, а просто была обездвижена и введена в состояние глубоко сна, при помощи медицинских препаратов. Врач, не обнаружив признаков жизни, констатировал смерть, и «труп» отправили в похоронное бюро, где Анна очнулась от глубоко наркоза. Ну а хозяин бюро Элиот Дикон – изощренный маньяк, который таким образом измывается над своими жертвами, убеждая их в том, что они умерли, и в итоге – убивает по-настоящему.
Если бы лента пошла по подобной «проторенной дорожке», то стала бы очередным неплохим «маньячным» триллером, но не более того. Но режиссер Агнешка Войтович-Восло поставил перед собой куда более сложную художественную задачу. Постановщик сделал практически арт-хаусное кино в форме жуткой философской притче о смысле жизни и смерти. Причем, при желании, ленту можно воспринимать именно как прямолинейный психотриллер, но это слишком поверхностное и банальное понимание данной картины. На самом деле рассказываемая история имеет множество вариантов трактовок, и является метафизической хоррор-драмой, которую непросто понять и проанализировать с позиции логики. Причем сложность восприятия заключается не только в многослойном сценарии, но и в экстравагантной режиссуре. Причудливое построение композиций мизансцен еще сильнее заставляет работать мозг зрителя, чтобы правильно понять стиль картины. Кроме того, постановщик ничего не боится и не стесняется. Если Войтович-Восло хочет показать отталкивающе-отвратительное насилие над живым/мертвым телом или продемонстрировать обнаженное тело главной героини во всех ракурсах, то она так и делает, плюнув на цензуру и правила приличия. Причем «обнаженка» и препарирование – это не самоцель ради банального шока у зрителя, а частичка общего замысла и неотъемлемый атрибут авторского стиля.
«Жизнь за гранью» - фильм для определенного круга зрителей, любящего в первую очередь «жесткое» авторское кино, а не глянцевые блокбастеры. Как раз основная зрительская масса, для которой кино – это только развлечение, «разгрузка мозгов», не примет этот фильм, посчитав его бессмысленной жестью. А вот готические эстеты наверняка оценят ленту по достоинству и найдут в ней множество смыслов. Лично для меня «Жизнь за гранью» - мощный самобытный интеллектуальный триллер, который воспринимаешь на подсознательном уровне, так как с точки зрения логики и реализма лента остается за гранью адекватного понимания. В моем субъективном восприятии единственный минус картины в том, что она не оставила у меня впечатление не понятого до конца шедевра, а охарактеризовалась, как смелый и впечатляющий киноэксперимент, не доведенный до жирной смысловой точки.
Никогда не знаешь, с какой стороны на тебя свалится повод для философского размышления. Так бывает: идешь на триллер про маньяка, а выходишь с гудящей от мыслей головой и с единственным отзывом, укладывающимся во фразу 'Ух ты!'. А впрочем теперь, после двух прецедентов, надеюсь, наклевывается закономерность: если в фильме есть морг, подумать будет над чем.
Если честно, на 'Жизнь за гранью' я пошла просто от безнадеги, чтобы самым жестоким образом убить время. Такого страшного фильма я увидеть не ожидала. Причем страшного не в том смысле, что здесь маньяк с топором гоняется за плачущей жертвой по пустому дому (хотя почти аналогичный момент в фильме есть), а в том, что над темой фильма стоит задуматься.
Есть такие люди, которые умерли задолго до своей смерти. Может быть, даже еще до своего рождения - мрачные и усталые, они шатаются по нашему миру, дожидаясь того момента, когда можно будет облегченно вздохнуть: 'Ну все, закончилось наконец, можно умирать'. И что толку в такой жизни? И нет ли такого пути, который может облегчить страдания и таких 'полуживых' и нормальных, полнокровных людей.
Ах, как отчаянно хочется проспойлерить какую-нибудь мелочь в процессе восхищения этим фильмом! Чтобы избежать соблазна, лучше пройдусь по участникам действа.
Нет, я правда не знаю, как в фильме польской женщины-режиссера-дебютанта оказались сразу три знаменитых голливудских актера. Кристина Риччи со своими большими глазами и впалыми щеками, признаться, даже в нормальном своем виде непохожа на слишком живого человека. Здесь она первую половину фильма демонстрирует 'женскую логику' и истерию в действии, вторую - свое прекрасное бледное голое тело и обреченный взгляд исподлобья. Джастин Лонг много плачет и переживает и в целом молодец, и сказать о нем особо нечего.
Но даже если бы две эти роли играли какие-нибудь совершенно неизвестные актеры, фильм, хотя бы ради Лиама Нисон, посмотреть стоило бы. Еще чуть-чуть - и это был бы настоящий Ганнибал Лектер! Стоит взглянуть в его вечно невозмутимое, истинно джедайское лицо, освещенное пониманием его Миссии; стоит увидеть, как четким привычным движением он снимает пиджак и вешает его на свое место - туда, куда положено; стоит послушать его убедительные доводы и тот маленький срыв, которому он позволяет вылиться в гневной жалобе: 'Каждый раз одно и то же! Вы так упорно цепляетесь за свою жизнь, а потом начинаете винить во всем меня. Но я же не виноват, что вы умерли!'.
Полтора часа создатели фильма водят нас за нос. И, судя по рецензиям, водят настолько успешно, что многие так и считают финал фильма открытым. Может быть, я смотрела какую-то другую 'Жизнь за гранью', но у меня фильм получился весьма суровым, философским, реалистичным, с некоторой долей черного юмора и ну совершенно однозначным финалом. Это же не Дэвид Линч, гоняться за подсказками по всему фильму нет необходимости, нас буквально тыкают в них носом! В конце концов, любой видевший сериал 'Клиент всегда мертв' и за пять сезонов изучивший процесс подготовки трупа к церемонии прощания сразу же заподозрит что-то неладное в стройных теориях обаятельного гробокопателя. Наконец, учитывая самый последний кадр (который, надо сказать, выбивается из общего концепта и немного смазывает впечатление), финал и вовсе не оставляет простора для фантазии. Но, впрочем, все-все, молчу. Spoilers!
Собственно говоря, вся философская суть фильма укладывается в одну фразу: 'Мы умираем, чтобы больше ценить жизнь'. Когда герой Нисона спрашивает героиню Риччи, чего она хотела бы от жизни, она отвечает: 'Не знаю... я хотела быть счастливой...'. Никто из нас толком не знает, чего хочет. И жизнь - штука трудная, и иногда она становится невыносимо нудной и сложной. И жить - именно жить! - приходится 'через нехочу', 'немогу' и 'неумею'. Но только после каждого тяжелого дня, падая головой на стол и произнося коронную фразу 'Я хочу умереть', подумайте дважды и оглянитесь на всякий случай: вдруг за вашей спиной стоит человек, готовый удовлетворить ваше желание?
Эта история про то, как кончается жизнь молодой женщины. Героиня погибает в автокатастрофе и просыпается в морге. Она не жива, но мертва ли она? Теперь её дальнейшая судьба зависит от владельца похоронного бюро.
Этот мужчина обладает особым даром - видеть жизнь за гранью. Он подготавливает души погибших к смерти. А может быть он забирает жизни у людей, которые, по его мнению, не живут, а существуют.
В начале смерти главная героиня пытается цепляться за жизнь. Владелец похоронного бюро, является её наставником, он помогает ей понять, что в её пустой жизни было то единственное светлое, ради чего стоило жить. У неё была любовь. Но уже поздно. Героиня не просто мертва, она выбирает смерть. 'Хорошо, что я умерла. Хорошо, что всё закончилось.'
Всё произошедшее случайность? Скорее закономерность. Владелец бюро сам решает кому быть его жертвами: 'Я могу видеть как все эти трупы бессмысленно шатаются по городу. Они могут только гадить, а мы задыхаемся от их смрада. Они ничего не делают. Только воздух отбирают у тех кто хочет жить. Их всех надо хоронить. У меня нет выбора.'
Серьёзный фильм, заставляет задуматься о собственной жизни.
P.S. И ведь неспроста, маленький мальчик, хоронит живого цыплёнка.
Фильм очень неоднозначный и на него можно взглянуть по-разному. Кто-то сочтёт его скучным и затянутым, кто-то увидит в нём триллер в стиле «Пилы», а кто-то до самого финала будет находиться в абсолютном непонимании «жива героиня или нет?'
Могу сказать одно — фильм заставляет нас задуматься. Даже больше. Этот фильм — есть сама мысль.
Просыпаешься каждое утро… Идёшь в душ… Едешь по одной и той же дороге на работу… Возвращаешься домой… Идёшь спать… Снова просыпаешься… Каждый день одно и то же…
Не узнаёте себя? Очень многие люди так живут. Их настолько поглощает серость жизни, что они просто привыкают к ней.
- Что вы действительно хотели от жизни?
- Я хотела быть счастлива…
- Счастлива… Вы все говорите, что хотели быть счастливы. Что это значит?
- Как вы не понимаете… В этом то всё и дело — я не знаю.
Скажите те из нас, кто глубоко погружён в обыденность и не видит ничего вокруг — вы хотите быть счастливы? Правда хотите?
Вы все говорите, что боитесь смерти. Но правда в том, что вы боитесь жизни.
Мудрее этой фразы, произнесённой героем Лиама Нисона, я не слышала.
Правда… Так много людей настолько замучены повседневными заботами и проблемами, что просто не могут смотреть на свою жизнь с другой стороны, не могут разглядеть в ней ценное и важное! Это очень страшно. Они замыкаются в себе, и когда жизнь предоставляет им шанс быть счастливыми, они просто отталкивают его… Не специально… Они просто его не видят.
Так и проходит жизнь… Вернее — существование. И если мы просто представим на секунду, что после смерти человек может обдумать и переосмыслить свою жизнь, то многие из таких людей просто скажут:
Я рада, что умерла…
Я рада, что всё кончено…
Этот фильм нельзя воспринимать буквально. Нужно понять саму мысль, заложенную в нём.
Второго шанса нам никто не даст. После смерти нельзя переосмыслить свою жизнь и начать заново. Просто — поздно. Нужно помнить об этом, когда мы в очередной раз жалуемся на судьбу или отталкиваем от себя любой шанс быть счастливыми, думая, что нам этого просто не дано.
Нужно менять своё отношение к жизни! Стараться всеми силами не упускать радостных и счастливых моментов, иначе мы утонем в серой обыденности, как в болоте, и просто не заметим, как однажды… умрём.
С первых кадров фильма мы видим Анну (Кристину Риччи), которая очень уж безрадостно, если не безжизненно, смотрит прямо в камеру. Сюжет заворачивается очень быстро: душ, работа, похороны, ресторан, немного слов недопонимания и в следующую секунду уже тело на столе у гробовщика.
Весь фильм зрителю приходится гадать, что за фигня вообще происходит. Мистика ли это или просто очередной ужастик. Напряжение как турбина самолета набирает обороты с каждой секундой фильма, затягивая смотрящего внутрь ужасной безжизненной каши. А потом, в самый кульминационный момент, когда нервы готовы лопнуть, совершается еще один непредсказуемый поворот. И все, вместо головы огромная пробоина.
Кастинг удивительно порадовал. Кристина Риччи в роли депрессивной девушки замечательна. Джастин Лонг, в нескольких кадрах пускающий слезу, настолько симпатичен и мил, что его герои действительно сопереживаешь. Лиам Нисон чертовски очарователен в своей садо-умиротворяющей манере пастора-проповедника, призывающего людей верить в жизнь.
Фильм странный, запутанный, интригующий и оставляющий сильное впечатление. Он невероятно пугающий, но не только картинами морга, но и простой истиной, которую несет в себе.
Я крайне редко смотрю малобюджетные и независимые ленты. Потому что, за частую они оказываются низкого качества и мне становится жаль о потраченном времени. Но особенно приятно, когда в эти редкие случаи удаётся открыть для себя отличное кино. Пожалуй этот фильм мне и удалось открыть для себя. Не скажи, что фильм великолепен, но у Агнешки Войтович Восло получился действительно не плохой триллер. Главное достоинство картины в визуальных приёмах. Многочисленные длинные сцены, стоп кадры с великолепной картинкой и некие сюрреалистические картины полные жестокости и становятся главной действующей силой ленты. От чего, весь фильм держится на том, что есть реальность, а что нет. Многие режиссеры сбавляют обороты по ходу развития ленты на экране. Но Агнешка достойно удержала настроение картины и попутно усиливала атмосферу картины. Особенно кровавых сцен в картине не много. Но фильм действительно давит на мозг и психику. Во многом, неописуемой атмосферой тяжести, страха и пустоты. При том, что картина не может похвастаться обилием страшных сцен и декораций. Подкупающая сторона картины в красоте кадра, которая отлично передаёт весь замысел режиссера и погружает зрителя на 100 минут в мысли, “Что реально, а что нет ?”.
Что происходит с человеком после его смерти ? Если жизнь после смерти ? Многие режиссеры и сценаристы задавались этому вопросу. Тем самым, подарив зрителям такие ленты как “Потустороннее”, “21 Грамм”, “Приведение”, “Невидимый” и многое другое. Вечно философский вопрос всегда приковывает внимание зрителей и кинематографистов. Ведь это раскрывает понятия бытия. Создатели этой ленты подошли к этому вопросу с другого конца. Фильм не о жизни после смерти. А о смерти во время жизни. Когда человек будучи живым (физически), не живёт вовсе (духовно). Ничего не в радость, нет цели в жизни, нет любви или каких либо эмоций и так далее. А это, по мне гораздо страшнее чем сама смерть. Тем самым, главным позывом картины является то, что не надо боятся жить и радоваться жизни. Этому дару, которым одарил нас Господь Бог и наши родители. Но эта казалось бы философская и не глупая тема, не помешала создателям написать настоящий психологический триллер. Весь фильм держится на вопросе, жива ли Анна или же она действительно умерла ? Тем самым, каждая последующая сцена и каждое следующее действие подталкивает к ответу. Но при этом, пропорционально отталкивает. Тем самым, давая возможность зрителю сделать ставку и наблюдать за тем, не солгала ли ему интуиция. Сам сюжет при своей монотонности и отсутствии адреналинового действия, смотрится очень напряженно, динамично и таинственно. Тем самым, фильм действительно затягивает и по ходу усиливает желание узнать правду. То бишь, досмотреть фильм до самого конца. Финал же, получился очень даже впечатляющим. В принципе, я так и думал, что на этом кончится фильм. Так как, к этому всё и шло. Но именно такой финал и подстёгивает главную мораль ленты. На фоне чего, фразы “Такое может произойти с каждым” и “Пора бы научится у картины” становятся невероятно актуальными.
Кристина Риччи – одна из самых любимых мною актрис. Во многом, именно её участие в ленте и подтолкнуло меня к просмотру этой картины. Она не только симпатичная девушка с не менее “симпатичными” формами. Но и очень талантливая актриса. Что она доказывает уже долгие годы. Вот и тут, образ Анны как будто был создан для неё. Она полностью растворилась в этом персонаже и выдавила очень естественную и убедительную игру. В итоге, Анна становится действительно живой, и грань между актёрской игрой и реальностью просто стирается. Да и посмотреть на снова голую Риччи было приятно. Хоть и это осуществляется почти в каждой картине с её участием. Лайам Ниссон просто великолепен. Этот актёр в очередной раз удивил меня невероятно качественной игрой. Как и в случае с Риччи, персонаж буквально был создан для него. От чего, его игра кажется невероятно убедительной. А благородная и харизматичная внешность самого Ниссона, подкупает и идёт его персонажу лишь на пользу. Приятно удивил Джастин Лонг. Давно я не видел его в триллерах и с выражением лица полного страха. Сыграл очень даже не плохо. Но на фоне великолепного актёрского дуэта Риччи – Ниссона он просто теряется. Собственно как и остальные актеры, которым тут отведена роль мебели.
Музыка Пола Хаслингера отлично передаёт настроение картины и усиливает её атмосферу в разы. Виртуозная игра на пианино, скрипке и духовых инструментах выдавила очень опустошающую и прекрасную музыку, которая попутно делает фильм еще более таинственным и жестким. Музыка подобрана под фильм идеально. А Main Title вовсе чем то напомнило главную тему Джерри Голдсмита из фильма “Невидимка”.
Моя оценка картине
7 из 10
Достаточно не плохой старт для дебютантки Агнешки Войтович-Восло. Визуально очень стильная и впечатляющая работа. В целом же, очень таинственный, интригующий и действительно запутанный психологический триллер о понятиях бытия. Кино для тех, кто предпочитает анализировать увиденное во время и после просмотра. Если вы не из той категории, то браться за просмотр не стоит. Зря будете плеваться ртутью и писать отрицательный отзыв.
Сюжет картины весьма загадочен и необычен. Анна находится в депрессивном состоянии: она бежит от своей работы от учеников, на ее лице нет улыбки и радости, она боится сблизиться со своим парнем. У нее нет близких друзей, единственные ее друзья это таблетки она просто бежит от жизни. Но настает момент, когда она попадает в аварию, оказываясь на грани… чего? Сможет ли она убежать теперь от смерти или примет ее как лучшее? В этом и есть загадка фильма.
Фильм на крайне редкую тему, тему – смерти. Интрига фильма заключается в том, жив ты или нет на самом деле. Данную тему можно понимать буквально или же не буквально, т.е. по-философски. Фильм очень насыщен, но не экшеном к которому многие привыкли и не голливудскими спецэффектами, а совсем иным – душевными муками и болью. Поэтому кино – специфическое и явно не для каждого зрителя. Такое кино надо смотреть под нужное настроение, а не в любое время. Скажу от себя, - попал на этот фильм, когда и хотел посмотреть что-то тяжелое в эмоциональном плане и необычное в сюжетном. С этой стороны картина оправдала мои надежды.
Что касается визуального восприятия от картины, то фильм снят в плане кинематографии – стильно. Мрачный, нагнетающийся загробный антураж передается зрителю с изыском можно так сказать. Где фактически нет второстепенных персонажей. Действие картины сворачивается лишь к нескольким персонажам, благодаря чему фильм давит на психику. Но при этом кино интересно смотреть и если фильм смотреть внимательно, то он не будет напрягать мышление.
Игра актеров просто – восхитительная. Кристина Риччи смогла показать до аварии депрессивное состояние крайне естественно. После неподдельную же обреченность со смирением, а также и борьбу было видно в ней. Отдельно хочется упомянуть и о великолепной игре актера Лиам Нисон смотрящегося обаятельно и харизматично в роли гробовщика. То же самое касается и остальных - убедительно справились со своими ролями. Другими словами просто вжились в отведенные им образы и это похвально.
В своем роде это уникальное кино, необычное можно сказать. В наше время сделать необычное при этом кинематографическое и стильное кино – похвально. Давно известно, что придумать в кинематографе что-то новое – невозможно. А оригинальные вещи выходят крайне редко. При этом я понимаю людей, которые критикуют эту картину, так как она не без изъяна и идеальных вещей не бывает на свете. Понимаю, что картина неоднозначная и ее можно рассматривать под разным наклоном. Можно смотреть и критиковать, а можно смотреть и хвалить. Скажу от себя мне по нраву больше - замечать положительные вещи.
Фильм после просмотра в конце вызывает больше вопросов, нежели дает ответы. Это определенно не типичная ситуация для американского фильма. И это, на мой взгляд, хорошо благодаря всей своей не типичности кино выделяется в своем жанре по отношению к себе подобным - немногим. Хотя бы, потому что картина необычная и сделана с изыском и на любителя – это определенно.
Фильм будет интересен тем, кто не чужд, подумать и поразмышлять при просмотре. Для тех, кому не важны в фильме спецэффекты и экшен, для тех, кто видит и понимает душевные муки и страдания без натуралистичности. В общем, фильм на любителя и только. Сам попал на это кино тогда когда и хотел посмотреть что-то подобное. Мне фильм понравился.
Отношение к смерти - философский вопрос. Для большинства людей понятие 'смерти' неравнозначно биологической гибели организма, 'смерть' куда хуже - сопутствующее исчезновение внутреннего 'Я', этим обусловлен пресловутый страх смерти. Поскольку смерть как закономерная фаза конца жизни по своим свойствам априори неизбежна и неотвратима, рациональность наличия осознанного страха перед ней как перед абстрактным явлением уже ставится под сомнение.
Как правило, за редким исключением вроде приговорённых к казни, человеку не дано предугадать точный момент наступления смерти; даже безнадёжно больные не в состоянии посчитать, сколько часов им отмерено до кончины. Поэтому наиболее любопытен гипотетический тест: если кончина не была бы мгновенной, а человек бы попадал в 'промежуточное' состояние между двумя мирами - своего род лобби, где он мог бы подготовиться к неминуемому финалу. Тут возникает на первый взгляд парадокс, а на самом деле - очевидный ход вещей: те, кому есть чего терять, уходят спокойнее, нежели те, кому терять нечего. Прожившим полную, счастливую и интересную жизнь в гармонии с самими собой легче смириться с участью и встретить свет в конце тоннеля с достоинством, воспринимая его как просто переход в новый цикл. Нагруженные психологизмами и внутренними конфликтами пессимисты наоборот пребывают в ужасе и унынии, вроде Анны (Кристина Риччи), когда она попадает в руки Элиота (Лаим Нисон), сотрудника похоронного бюро.
В перерывах между наложением швов, ушивая морды, гримируя и всячески придавая трупам товарный вид, Элиот совмещает функции духовника и психотерапевта. Его прозекторский стол сродни известной кушетке Фрейда, на которой пациент изливает душу. Психоаналитик - одна из самых востребованных профессий в США, оно и понятно - стресс, неврозы, чувство неуверенности в сегодняшнем и завтрашнем дне. Страх смерти оказывается сублимацией страха перед жизнью, с экзистенциальной точки зрения зрения Анна давно была трупом, и только Элиот, открывший ей глаза, смог наконец ввести её в состояние душевного покоя. К сожалению, она смогла достичь его, лишь умерев по-настоящему.
35-летний режиссёр Агнешка Войтович-Восло снимает в атмосферой манере, чувствуется женский взгляд: плавное повествование, упор на диалоги, никаких резких образов и 'пугалок из-за угла', полное отсутствие физического насилия, главное оружие Элиота - дар убеждения, он абсолютно уверен, что жертвы не причинят ему зла, и оказывается прав. При этом леденящих душу моментов хватает, но они поданы в очень элегантной манере, без капли типичной для триллеров и ужастиков брутальности. Женщина-режиссёр в довольно артистичном и ненавязчивом ключе эксплуатирует известные готические атрибуты, основное время хрупкая, миниатюрная, бледная Кристина Риччи расхаживает по комнатам в холодных тонах в алом атласном платье. Фокус в том, что подобный классический клише-элемент фансервисной эротики вообще не воспринимается таковым, исходя из обстоятельств и стиля фильма, несмотря на его продолжительность, что весьма необычно.
Хоть нам показали шприц с гидробромидом, в финал остаётся открытыми, каждый сам может определить, является ли Элиот маньяком-морализатором с идеей-фикс, либо он действительно способен разговаривать с мёртвыми и из лучших побуждений пытается постфактум втолкать хотя бы какой-то смысл в их уже минувшую жизнь.
Все мы там будем. Вот курьёзно станет, если на похоронах кто-то подретушированный будет выглядеть куда более свежим и умиротворённым, чем когда ходил по земле ушами вверх, а выражение лица у него будет более осмысленным, чем когда-либо раньше. Се ля ви.
Вердикт: атмосферный, хорошо поданный фильм о вечных, волнующих каждого темах.