Философия экзистенциализма в произведении Роба Райнера «Пока не сыграл в ящик»
Экзистенциализм – философское течение середины 20-го века, одним из положений которого является утверждение, что человек раскрывает свою истинную сущность, только находясь в критической ситуации: например, во время войны, в состоянии болезни или на пороге смерти.
С такой точки зрения фильм «Пока не сыграл в ящик» – идеальное отражение этой философии. Два человека, будучи уже одной ногой в могиле, второй ногой предпринимают авантюрное путешествие, в корне изменившее жизни их обоих. Неважно, атеист ты или верующий, циничный миллиардер или праведный автомеханик, когда конец близко, ты обязательно захочешь провести переоценку своих идеалов и убеждений. Результаты подобной душевной борьбы могут оказаться самыми неожиданными: кто-то начинает варить метамфетамин в промышленных масштабах, а у кого-то возникает желание восстановить доверие дочери, с которой он когда-то поссорился и перестал общаться.
Единственное, что хотелось бы изменить – не в фильме, в окружающей действительности – тот факт, что люди решают реализовать свои самые сокровенные мечты, когда в буквальном смысле поджимает «deadline». Хотя, если бы было наоборот, все были бы абсолютно счастливы, и не было бы этой трогательной полуторачасовой истории о человеческих судьбах. Кино длилось бы всего пять минут: Фриман и Николсон узнают о своем диагнозе, а потом умирают с умиротворенными улыбками на лице.
Вариаций в кинематографе на тему 'что ты сделаешь, зная что скоро умрешь' не так уж мало. И список с желаниями, которые надо выполнить перед смертью, тоже неоднократно появлялся. Казалось бы удивить в этом плане уже ничем не получится. Но нет... Практически новичок - сценарист Джастин Закэм совершил невозможное, и создал один из самых вдохновляющих фильмов которые я видел.
Эдвард и Картер уже давно не молодые люди, перевалившие за шестой десяток. Один всю жизнь работал автомехаником, другой с нуля поднял огромную компанию. Но им обоим диагностируют рак, счет жизни пошел на месяцы. Прибегнув к давнему психологическому тренингу, Картер составляет список дел. которые хотел бы выполнить до заката жизни. Этот листок находит его сосед по палате, миллиардер Эдвард, и уговаривает его пуститься в финальное путешествие для исполнения этих желаний...
По сути ничего нового я тут не увидел на тему 'достучаться до небес', но сама задумка поставить в эту ситуацию людей на склоне жизни, уже интересна сама по себе. Выполнить то, что они не реализовали в молодости. Несбывшиеся мечты, утонувшие в бытовизме надежды. И эта проблема их обоих. Несмотря на то, что у одного есть все, а у другого ничего.
Также порадовал актерский состав, состоящий из звезд первой величины. Моргана Фримана я вижу достаточно часто, а вот на Николсона было вдвойне приятно смотреть. Он не так часто радует нас своим появлением в кино, в последнее время.
На глаза попалось несколько отзывов, в которых авторы сомневались в том, что фильм могут понять молодые люди, и что его лучше смотреть людям преклонного возраста. Меня расстраивает такое разочарование в современной молодёжи) Каждый из нас так или иначе задумывался о ценностях жизни. Но молодёжь (вы можете со мной спорить) задумывается об этом как раз чаще, ведь мы определяем свой будущий путь, выстраиваем парадигму, в рамках которой будем мыслить, и в рамках которой будет рождаться наше отношение к различным аспектам жизни, ситуациям, идеям. И такой фильм для нас как нельзя кстати. Фильм может понять буквально каждый, другой вопрос – каждый ли найдёт в нем для себя нечто важное.
Два разных персонажа, первый - верующий Картер, который всегда жил по совести, и Эдвард – миллионер, сменяющий жён, сталкиваются с одним и тем же обстоятельством – болезнь значительно сокращает отведенные им дни. Когда первый узнает, что жить осталось не так долго, то он решается согласиться на авантюру второго – следовать списку «предсмертных желаний». И когда жена праведного Картера узнает, что тот хочет покинуть больницу, то она задается вопросами: «Как можно перестать бороться за жизнь?», «Что ты скажешь детям?». И её, конечно, можно понять. Она не согласна мириться со смертью мужа, и он поступает отчасти эгоистично. Собирается лететь неизвестно куда, покидает дом, не думает о переживаниях детей. Его аргумент: «Я заслужил времени для себя».
Но, наверное, нельзя было иначе. В такой ситуации лучше быть или одному, или с тем, кто переживает то же, что и ты. Ситуация, при которой не хочется ловить на себе расстроенные, печальные взгляды родных, слушать их сожаления. Идея сценаристов прекрасна именно тем, что главные герои проводят время в компании друг друга, не с семьей и друзьями. Только они истинно могут понять, что чувствует каждый из них. «Если бы вы знали, как редко нас понимают правильно, вы бы чаще молчали», сказал великий Гёте.
Они нужны были друг другу. Ведь это люди с разными жизненными позициями и приоритетами. И уж точно, зрелые личности, в которых уже невозможно что-то изменить. Но у них получается повлиять друг на друга. Каждый из них знакомится с восприятием мира другого. И как мы видим в итоге, именно этого не хватало каждому, чтобы понять непонятое и вновь обрести радость. Герои без проблем рискуют на трассе, разбивают машины, и любой момент может быть последним, но праведный Картер кричит «А мне плевать!». После этих слов понимаешь, что главное не факт самой жизни, а её ощущения. Грубо говоря, если ты научился жить, то и умереть не жалко. Отличный фильм для тех людей, которые считают, что смысл жизни в том, чтобы жить.
Прекрасно в фильме и то, что мы видим, насколько человек преклонного возраста, который, казалось бы, уже многое повидал и хочет тихо мирно дожить свои последние дни, готов к новому. С каким волнением герой Моргана Фримана ожидает прыжка с парашютом, как легко он вообще согласился на предложение своего нового друга. Он впускает в свою жизнь нового незнакомого человека, открывает для себя совершенно другие эмоции, и мне кажется, этим создатели фильма хотели научить нас быть такими же открытыми к новому, призывали беспрестанно любить жизнь и изучать её новые грани.
Юмор в фильме на 10 из 10. Все выдержанно строго в одном направлении саркастической самоиронии, если можно так сказать. «Придется умереть в другой раз», «Жаль, что мы с тобой не познакомились при жизни», и моё любимое, когда Николсон спрашивает у героя Фримана в тату-салоне, не нашёл ли тот никакого эскиза по душе. На что тот ответил, что не нашёл ничего важного, чтобы он хотел набить на всю жизнь. «Ни флага конфедерации, ни чёрного Иисуса?» - уточняет Эдвард.
И так уже много написала, обойдёмся без выводов, лучше пусть каждый сделает его сам для себя. И последние пару слов: фильм советую.
- Мы живем, умираем, а стрелки часов продолжают бегать по кругу. (с)
Рак – что это? Большинство скажет, что это приговор, конец светлых дней, что пора попрощаться со своими близкими и безучастно ждать этот конец. И лишь немногие возразят и скажут, что это только начало, начало новой жизни, что это возможность попробовать то, что ты ранее не делал, испытать себя, испытать нереальные эмоции, ведь если не сейчас, то, когда еще? Если кто - то осудит…они просто глупцы, потому что думают, что у них еще вся жизнь впереди, и они все успеют. А что если после тебя останется только прах, в маленькой баночке из под кофе…
Здесь и сейчас – вот что должно стать главным принципом всех людей.
Охота на льва, желание увидеть чудо, прыгнуть с парашютом, стать первым чернокожим президентом Америки ( кстати, его все таки опередил в этом смысле нынешний президент, и осуществил тем самым мечту многих афроамериканцев), сделать добро незнакомому человеку, рассмеяться до слез, поцеловать самую красивую женщину, и Бог знает что еще, все это есть в списке важных дел наших героев.
- Последние месяцы его жизни стали лучшими моей…(с)
Двое пожилых мужчин оказываются помещенными в одну больничную палату. Два совершенно разных человека, единственное, что их объединяет, так это необратимая болезнь, и желание выполнить то, что они должны были выполнить на протяжении всей жизни. Вместе они решают исполнить свои сокровенные мечты и повидать мир. Незапланированное путешествие грозит быть увлекательным и многообещающим, откроются новые стороны своих возможностей, и новые чувства к старым вещам.
- Я хотел научиться, начать всё сначала… но, 45 лет пролетели слишком быстро…
Этот фильм из тех, что действительно заставляют задуматься и проанализировать свою жизнь. Они умиляют, заставляют сопереживать, вызывают слезы и, что удивительно смех, смех, сквозь слезы.
В данном фильме юмор и самоирония были на высоте. Мне очень нравится, когда человек, в каком бы состоянии он не находился всегда умеет посмеяться над собой, доставив тем самым удовольствие не только себе, но, и всем окружающим.
- Жаль, что мы с тобой не познакомились при жизни. (с)
В этом фильме нет ни одного пустого диалога или кадра, все минуты заполнены грамотно и с чувством. Разговоры о вечном, о нечто высоком, о том, о чем не принято говорить в нашей повседневной жизни.
Удивительный фильм, такой теплый и нежный, он окутан любовью и какой -то детской непосредственностью. Есть много фильмов на подобную тематику, конечно, самый яркий пример, это «Достучаться до небес», это уже классика в своем роде, из недавнего могу вспомнить «Сейчас самое время», тоже очень трогательный фильм, и очень схож с «Пока не сыграл в ящик». Каждый фильм запоминается своей сюжетной линией, своей изюминкой, своими потрясающими актерами.
Кстати, о них.
Морган Фриман, в роли Картера, был просто восхитителен. Повторюсь, он не снимается в плохих картинах, по крайней мере, я не видела ни одной плохой с его участием. Но, как же больно было видеть его лысым…
Джек Николсон, в роли богатеяЭдварда, вызывал лишь улыбку и умиление, даже, когда он нервничал по пустякам. Такой милый и забавный дедуля.
Их тандем вышел более чем удачно, они прекрасно взаимодействовали и дополняли друг друга. Сейчас никого не могу представить на их месте.
«Пока не сыграл в ящик» - философский фильм, с говорящим названием. Очень трогательный и добрый, он способен задеть за живое и изменить потребительское отношение к жизни многих жителей планеты.
Этот фильм из разряда тех, который должен увидеть каждый.
«Я думал, так будет легче, если знаешь, сколько времени тебе осталось. Оказалось, что нет».
Задумывались ли вы когда-нибудь о смерти? Глупый вопрос, ведь каждый хотя бы раз в своей жизни размышлял на эту тему. Весь этот мыслительный процесс всегда заходит слишком далеко, за рамки приличного: в твоей голове не просто мелькают образы в черных одеждах, идущих за процессией под выбранную тобой песню, а начинается жесткое «самокопание», анализ всей твоей пустой жизни, будто ты уже завтра будешь лежать в гробу, а над тобой будут плакать родственники и говорить о тебе прекрасные слова, которых ты, по большей мере, даже не заслуживаешь. Именно в этом состоит главная проблема фильма: заслуживаем ли мы этих любящих людей, которые сделали нас счастливыми, и принесли ли мы хоть кому-нибудь счастье?
За основу фильма взята весьма и весьма актуальная идея: показать человека в безвыходной ситуации, когда смерть поджидает его за углом. Именно в таком положении оказываются наши главные персонажи Эдвард (Джек Николсон) и Картер (Морган Фриман). Самое увлекательное в персонажах с такой судьбой – это их поведение. Каждый человек по-своему решает, что ему делать дальше: попрощаться со всеми и тихо ждать своей кончины или же взять поводья в свои руки и прожить остаток своих дней так, как ты этого хочешь.
Сюжет фильма хорош, но не оригинален. Все уже давно знают, что еще в 90-ых вышел немецкий фильм «Достучаться до небес», удостоившийся высоких оценок и двенадцатого места в топе-250 лучших фильмов планеты. Однако, несмотря на схожесть с версией 1997-ого года, «Пока не сыграл в ящик» цепляет за душу, не только из-за присутствия большого количества вау-импульсов, описанных в книге В. Пелевина «Generation П», но также из-за необыкновенной особенности главных персонажей.
Заметьте, люди, представленные в картине, ни молоды, ни красивы. Они уже пережили множество как ярких, так и печальных моментов своей жизни. Именно в этом их особенность. Где еще вы увидите мужчин в зрелом возрасте, так отчаянно цепляющихся за радости жизни? Вот именно, нигде. Таких людей должен был представить нам актерский состав: храбрых, отчаянных, мечтательных, двигающихся поступательно к своей цели, пусть немного безумных, но ведь всем давно известно, что «безумцы – всех умней». Морган Фриман и Джек Николсон блестяще справились со своей задачей, хотя кто-то мог сомневаться в их актерских способностях?
Как уже было упомянуто выше, сценарист Джастин Закэм уже позаимствовал самое важное – идею. Развил он ее хорошо, но будь я среднестатистическим гражданином, серьезно не увлекающимся киноиндустрией, посмотрев фильм, я бы не стала смотреть список работ этого сценариста, ведь самое сложное – это заложить фундамент, а цепляющий сюжет уже сам возникает из персонажей, будто бы они диктуют тебе, как они станут поступать, а как нет. Что касается режиссера, а именно Роба Райнера, я считаю, что он потрудился на славу, хотя зная его предыдущие фильмы, такие как «Несколько лучших парней», можно сказать, что этот человек может сотворить что-то намного грандиознее.
Костюмы, операторская работа, декорации, подборка музыки – все это примерно на одном уровне. Смотря картину, ты не обращаешь на это особого внимания, когда на экране происходит такая борьба. Хорошо это, плохо ли? С одной стороны, ты увлечен действиями, происходящими на экране, что прекрасно, а с другой стороны тебя легко могут надуть, сделав очередной «киноляп». Хотя, это невнимание к мелочам, может и есть профессионализм и показатель качества съемки.
Возвращаясь к цитате из фильма, где говорится об осознании приближающейся смерти, как о чем-то ужасно отягощающем, будто ты уже мертв, и двигаться дальше не имеет смысла. На это высказывание мне хочется привести слова Стива Джобса, человека, который не просто стал основателем одной из крупнейших компаний в мире, а который прошел через многие препятствия и трудности, стоявшие на его пути к цели. Джобс когда-то произнес легендарную речь о соединении точек, любви и потери, и, конечно, о смерти: «Никто не хочет умирать. Даже люди, которые хотят попасть на небеса, не хотят умирать ради этого. И все же смерть — пункт назначения для всех нас. Никто никогда не смог избежать ее. И так и должно быть, потому что Смерть, наверное, самое лучше изобретение Жизни. Она — причина движения Жизни. Она очищает старое, чтобы открыть дорогу новому. Помните, что вы умрете, - это великолепный инструмент, с помощью которого мне удалось принять все судьбоносные решения в жизни. Мысль о скорой смерти - лучший способ лишиться всех иллюзий, о том, что вам есть, что терять. Вы уже голые, у вас нет причины не идти за своим сердцем».
Эти слова находятся здесь не просто так, они непосредственно связаны с проблематикой фильма. Герой Моргана Фримана в начале фильма говорит нам о том, что узнать дату смерти – совсем не подарок судьбы. Однако, по мере продвижения фильма, главные персонажи доказывают своими действиями обратное. И даже если они не готовы признать этого, на подсознательном уровне они понимают, что именно приближение смерти истребило все их проблемы, на решение которых в полном здравии они были не готовы пойти. Именно смерть, которой все так боятся, сделала их жизнь лучше, а ожидание неизбежного - легче.
Так раскрывается смысл фильма. Так я заканчиваю свои рассуждения.
Прекрасной историей обделил нас Западный кинематограф. Картины, которые повествуют нам о судьбах людей, которые смертельно больны безусловно одни из самых трагичных, которые можно только придумать. Нет ничего хуже знать, что скоро тебя не станет.
Этот фильм прекрасен в двух вещах:
1. Сценарий. На самом деле задумка сценария очень хорошая. Да, она немного амбициозна, но сама история и как все продумано - невероятно.
2. Актерский состав. Морган Фриман и Джек Николсон. На мой взгляд самые противоположные актеры сами по себе. Они играют абсолютно по разному, да и скорее всего у сценариста сразу была задумка, что бы сделать одного из этого дуэта афроамериканцем, дабы показать то, что они абсолютно разные. На самом деле так и есть. Герой Моргана Фримена - Картер это человек очень семейный, честный трудяга, не смотря на его образ жизни очень любознателен и умен.
А герой Джека Николсона - Эдвард напротив. У него есть все. Он очень богат, но как говорится в то же время беден. У него есть все, и ничего.
Возможно мой отзыв выглядит цинично, но я честно хочу сказать, что этот фильм невероятен. Да, я бы сказал, что это почти шедевр. Создатели картины не старались сделать историю, от которой не будут лить слезы люди. Все не так. Этот фильм действительно трагичен. Готовьтесь плакать. Но не смотря на это картина очень добрая, трогательная, местами очень смешная. Я скажу одно: посмотрев эту картину, вы уж точно ничего не потеряете, напротив, что-то приобретете. Эта картина на самом деле многое открывает для человека, как мне показалось. По этому я настоятельно рекомендую ее увидеть. Смотреть и пересматривать!
Создается впечатление, что режиссер решил сделать ремейк фильма 'Достучаться до небес' для тех, кто пропустил его в 1997. С чистым сердцем могу сказать что уровень явно не тот. Да, Джек Николсон прекрасный актер, его персонаж смешон, но в то же время глубок. Морган Фриман тоже звезда первой величины. Но все, что вы можете увидеть в этом фильме, вы увидите в 'Достучаться до небес', с двойной порцией эмоций.
Хорошая музыка, хороший дуэт позволили сделать хороший фильм.