Как быстро летит время.… Проходят дни, недели, годы, великие цивилизации рушатся, появляются новые. И в жизни каждого человека наступает такой период, когда он понимает, что детство, юность ушли, жизнь заканчивается. Он оглядывается назад, и перед его глазами проносится всё, что он когда-либо пережил.
А хотели бы вы узнать дату своей смерти? Что бы стали делать, если бы вам сказали, что жить остался всего лишь год? Наверное, многие бы предались отчаянию. Некоторые отдали бы последние деньги врачам в надежде, что все поправимо. А если все-таки чуда не случилось?
На эту тему было снято множество фильмов. Так что идея «Пока не сыграл в ящик» совсем не нова. Наверняка многим знакома драма «Достучаться до небес». Своим сюжетом и смыслом она невероятно схожа с этим фильмом. Разница только в одном: в «Пока не сыграл в ящик» оба главных героя уже не молоды - у каждого из них есть семья, дети, карьера. Им есть, что терять. Но разве возраст – это главное? Нет, вся суть в том, чтобы провести оставшееся время с пользой: нужно сделать то, что не удалось за всю жизнь. Часто кажется, что времени еще много, что вся жизнь впереди. Однако всему когда-то приходит конец, чаще всего он наступает неожиданно.
Самое сложное в фильмах, в этих отражениях нашей жизни, показать внутренние изменения героев. Очень трудно сыграть так, чтобы зритель поверил, чтобы он подумал: «И правда, я чувствую себя также в такие моменты». Здесь актерам это удалось. Джек Николсон и Морган Фримен сделали все, что было в их силах. Наверное, это невероятная удача, что эти два великолепных актера приняли участие в создании фильма.
Несмотря на все достоинства картины, фильм нельзя назвать шедевром. Режиссеру Робу Райнеру стоило бы добавить пару «изюминок», чтобы сделать свой «пирог» слаще. Тема смерти и времени банальна, избита. Снимать фильмы с такой идеей – трудная задача: критики и зрители непременно будут сравнивать новое произведение со старыми, искать его преимущества.
Всему рано или поздно приходит конец. Важно то, что человек успел сделать в жизни, сколько времени провел с близкими, сколько минут смеялся и плакал от счастья. Суть фильма до чрезвычайности проста: не нужно терять ни секунды, нужно жить! И если вы забыли об этом, то смело включайте «Пока не сыграл в ящик».
- Что это? Он плачет?!
- Надо же... он обычно такой забавный.
(Две удивленные подружки о герое Джека Николсона)
'Уверен, последнее пристанище ему бы понравилось: его похоронили на вершине горы, и это было незаконно'.
(Помощник героя Джека Николсона выполнил его последнее желание - быть похороненным на Эвересте.)
«Перед входом в египетский рай у тебя спросят две вещи. Первое – нашел ли ты радость в жизни? Второе – принес ли ты радость другим?»
(Герой Моргана Фримэна, подозрительно умный для механика, на верху пирамиды Хеопса.)
«Я в первый раз сижу в ванне без углов»
(Герой Моргана Фримэна впервые оказался в джакузи.)
Фильм достойный, но оставляет смешанные чувства. Что в картине хорошо? Диалоги, Джек Николсон. Что в картине плохо? Набившие оскомину семейные ценности по-голливудски, Морган Фримэн.
А теперь подробнее. Диалоги - в яблочко, задорно, остроумно, интересно. Есть что занести в персональный цитатник. Но - преимущественно из уст Джека Николсона и в сочетании с его неподражаемой мимикой. Постный, серьезный и правоверный афроамериканец Морган Фримэн (характерное амплуа - мудрый господь/президент) обычно ничем не запоминается, не стал исключением и этот фильм. Извините, но нет у него актерской харизмы. Жизненная драма его героя объясняется скупо: хотел стать учителем истории, жена «осчастливила» ребеночком, и пришлось хвататься за любую работу, поэтому интерес к истории сублимировался в каждодневный просмотр «Своей игры».
А герой Николсона… Он хозяин положения, хотя с семьей у него-то как раз не сложилось. («Деньги – это все, что у меня есть», «У меня браков было четыре, но свободным быть тоже здорово. Жаль, что это сложно совмещать».) Николсон в своем оскароносном репертуаре - хохмит, пошлит, берет от жизни всё, даже когда жизни-то осталось на полгода, имеет всех, не верит ни во что, – в общем, храбро стоит за штурвалом плывущего прямо на рифы корабля. И гипнотизирует зрителей, как удав кролика.
Фримэну гипнотизировать нечем и, по большому счету, некого. Кроме афроамериканцев. Так что в этом отношении – вынужденный мискастинг, обусловленный неизбежным в последнее время реверансом в сторону негритянского населения (напарники-полицеские, теперь вот – напарники по предсмертному турне). А вот если бы вместо Моргана Фримэна да Аль Пачино…
И наконец семейные ценности. Чувства к любимой некогда жене у героя Фримэна теперь едва теплятся, но из чувства долга надо что-то чувствовать, натужно раздувая слабо тлеющие угли в семейном очаге. Поэтому даже перед смертью нельзя изменить жене с понравившейся женщиной, нельзя оторваться на всю катушку, а надо на всех парах спешить домой, чтобы обнять многочисленную родню, на которую ты ишачил механиком 45 лет.
Само собой, фильм заставляет задуматься над выбором верной тактики ухода из жизни в тех случаях, когда более-менее известны сроки этого неприятного события. Из уст героя Фримэна (Картер) по традиции звучат душеспасительные притчи в духе Паоло Коэльо (в «Брюсе Всемогущем» их и так было более чем достаточно). Персонаж Николсона (Эдвард) держится бодрячком-хулиганом: заказывает в больничную палату деликатесы, которые, правда, недолго удерживаются в его изможденном химиотерапией организме; реализует детскую мечту пальнуть из винтовки (вообще-то изначально он хотел завалить льва, но гуманист-Картер ему запретил).
Эдвард привык жить вопреки и для себя; Картер – ради других и как все. Эдвард не верит ни во что; Картер верит в Бога и добродетель. Они отправляются по свету, где Эдвард будет ловить кайф, а Картер будет денно и нощно пытаться перевоспитать Эдварда и во французском ресторане, и у пирамиды Хеопса, и в предгорьях Эвереста, и в Тадж Махале, и в самолете - в промежутках между наводящими философскую оторопь достопримечательностями. Эдвард будет отчаянно сопротивляться, но семейные ценности в конце концов настигнут и его. Похоже, это предсмертный удел всех смертных.
Я знаю, что это правильный, нужный, добротный фильм. Но, во-первых, он у меня абсолютно не сочетается с бунтарем-Николсоном. А во-вторых, я вообще не перевариваю морализаторские фильмы. Врожденный дефект. «Не учите меня жить, парниша», – говорила в таких случаях Эллочка Людоедка.
Интересно, что думают об этом фильме обитатели хосписов.