К описанию сериала »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Когда я вспоминаю своё детство, то одни из самых лучших воспоминаний связаны у меня с 'Ералашем'. До сих пор я не могу точно определить для себя, чем именно он завоевал моё сердце. Наверно, здесь присутствуют в равной степени и социальная значимость этого проекта, и то, в какой манере преподносилось это для юного поколения, и прекрасная постановка большинства сцен.

Лично я не разделяю 'Ералаш' на какие-то конкретно-исторические отрезки. Для меня это - не главное. Объясню, почему. Просто, мне кажется не совсем уместным отождествлять тот период, когда 'Ералаш' только зарождался - середину 70-х годов и, скажем, эпоху после перестройки. Потому что, даже школьник понимает, что это - две большие разницы. Не скрою, что лично мне больше нравятся серии из 80-х и начала 90-х годов, но только потому, что я, в силу своего возраста, больше понимаю ту проблематику, что показывалась именно в этих сериях. Нынешний же 'Ералаш' - это дань своей эпохе, той, в которой мы живём сейчас.

Поэтому, я желаю всем поклонникам этого замечательного сериала смотреть и старые, и новые серии. Потому что это - живая легенда советского производства, одно из тех явлений, которые меняют жизнь человека в лучшую сторону, заставляют его думать над серьёзными вещами и, как бы громко это ни звучало, делают его добрее.

04 марта 2014 | 21:54
  • тип рецензии:

Длительное время юмористический детский «Ералаш» был самым долгоиграющим неновостным советско-российским сериалом, пока не закрылся в 2021 году и не уступил пальму первенства телешоу «Что? Где? Когда?». Мне, как и многим, доводилось смотреть новеллы «Ералаша» ещё в детстве, но есть одна проблема: если сейчас вы попробуете поискать выпуски «Ералаша», то скорее всего наткнётесь не на полные серии с песней «Мальчишки и девчонки», а на новеллы по отдельности. Таких миниатюрных сюжетов всего то ли тысяча, то ли в три раза меньше, поэтому разобраться с этим сериалом не так-то просто. Но ближе к делу…

Должен сказать, что особого восторга я к «Ералашу» никогда не испытывал. Многие сюжеты мне в детстве казались скучными. Пересматривая его сейчас… да, впечатления те же. Очень часто разные зрители утверждают, что советские выпуски «Ералаша» были на голову выше постсоветских, но я с этим вынужден не согласиться. Не претендую на авторитетное мнение, но на мой взгляд общее качество сценариев всегда было примерно одинаковым. И в советское, и в постсоветское время появлялись странные новеллы, где персонажи (в основном школьники из младших, реже старших классов) поступают очень нелогично, а серий с искромётным юмором всегда было мало. Есть, правда, одна тенденция, которую я тоже подмечаю: чем дальше, тем более стереотипным становится поведение персонажей. Девочки думают и говорят о моде и любви, а мальчики постоянно лезут в драки. Однако «Ералаш» — редкий случай, когда стереотипы ничего не портят. По большому счёту. Поскольку сериал комедийный, то стереотипы не просто показываются, а высмеиваются, и это даже хорошо! Одной из лучших новелл с такими стереотипами я считаю «Холостой выстрел», где красивая девочка пытается соблазнить типичного ботаника, но итог довольно неожиданный и искренне забавный.

Среди лучших новелл, которые вызывают взрывной смех, я бы назвал «Кроссворд», «Жених» и «Плохая память». Одной из «фишек» сериала является участие в нём широко прославленных актёров, среди которых Спартак Мишулин, Ирина Мурзаева, Геннадий Хазанов, Галина Данилова и др. Детские роли, как правило, исполняют непрофессионалы, и их игра вызывает немало нареканий. На лицах часто читается равнодушие, хотя внешность у некоторых юных актрис в лучшем смысле слова сногсшибательная, особенно в новелле «Ты не обиделась?». Думаю, все мечтают о таких красивых дочерях. Огромный интерес лично у меня вызывает серия «Чужой (наш ужастик)», где в образе Фредди Крюгера из четвёртого «Кошмара на улице Вязов» появляется Владимир Носик. Само собой, новелла лишена жестокости, и надо сказать, что получилось вполне неплохо. Особенно для 1994 года.

И всё-таки, какие у «Ералаша» главные недостатки? Их три. Первый имеет отношение только к советским выпускам: слишком слабое осуждение курения. Сегодняшняя российская «сигаретная» проблема напрямую вытекает из советского времени, когда эту вредную привычку вроде и осуждали, но вроде и не совсем. Второй уже связан только с постсоветскими выпусками: пропасть между поколениями, которые никак не могут друг друга понять. Порой кажется, что сценаристы сами не знают, как мыслят и чем интересуются дети. Только представьте: есть серия, где Александр Пушкин читает рэп на тематику интернета. И читает абсолютно бессмысленно, просто проговаривая фразы с терминологией XXI века. Но главный, третий недостаток сопровождал «Ералаш» всегда: персонажи постоянно обращаются друг к другу по фамилии. Это дико раздражает. В таких обращениях нет и намёка на уважение, а те, кто друг друга не уважает, не могут вызывать полного сочувствия.

На самом деле меня удивляет, что «Ералаш» просуществовал так долго. Всё указывало на то, что закрыть его следовало где-то на рубеже 2000-х и 2010-х гг. Но с другой стороны, смотреть на то, как менялись школьники на протяжении сорока шести лет, в принципе интересно.

6 из 10

P. S. Никогда не мог понять, для чего перед каждой новеллой появляются карикатурные анимации? Они не связаны с новеллами и вообще не несут смысловой нагрузки. Может, это такое «погружение» в общий тон повествования? Да не сказал бы.

08 марта 2023 | 01:08
  • тип рецензии:

В моей жизни Ералаш занимает значительное место. Его для меня ещё пытались записывать на кассеты, я пересматривал его десятки раз, и не глядя на экран только по звуку могу угадать серию. Даже это позволяет считать детище Грачевского явлением русскоязычной кинокультуры. Говоря о Ералаше нельзя не обойти его живучесть и прохождение через разные 'эпохи' в жизни страны. Многие рецензенты делали такую классификацию, но мне очень хочется изложить свою версию.

1. В классическую 'фазу' можно включить всё, что сняли с 1974-го по середину 80-х, хотя и здесь не всё было одинаково. Совсем ранние сюжеты, особенно использующие стихотворную форму, выглядят странновато, но журнал вскоре оформился в то, что мы знаем и любим. Ералаш - это чисто советский, социалистический проект, серьёзный (да да!) и основательный. Классические серии показывают, что даже увядший брежневский СССР имел признаки качественно иного общества, настолько искусным и незаурядным был юмор. Выкидывание арбуза из электрички, сравнение лыж с коньками, бильярд на щелбаны, 'Лукоморье' Хазанова, 'Вот я семь раз и отмерил!'... Потрясающее сочетание безусловной 'полезности' с яркостью.

2. В перестройку Ералаш стал мутировать в свою самую неоднозначную стадию. С одной стороны, оригинальность выдумок никуда не делась, а с другой появилась откровенно пугающая составляющая. Тревоги в обществе становилось всё больше и это нашло полноценное отражение в Ералаше. Серию с вызовом Сталина упоминают часто, но это только малая часть. Порой снимались сюжеты откровенно страшные, помимо всего прочего демонстрируя явный эротический подтекст. Это я имею ввиду наблюдение из окна в бинокль, шпаргалку на бедре и юных 'родителей' мальчика, которых не пустили в кино. А истории школьника, проглотившего часы, я просто боялся. Правда, и в этот мутный период вышло несколько действительно интересных и нестрашных сюжетов - про мышь в самолёте, 'волшебную' банкноту и вступление в комсомол, например.

3. Жизнь общества с 1992-го стала куда страшнее, но Ералаш почему-то быстро перешёл в новую фазу. К неоднозначным 'пугалкам' можно отнести сюжет про скелет в шкафу, но в остальном всё стало совершенно безобидным. Горести эпохи авторы журнала решили не отражать, и этот тот редкий случай, когда можно сказать, что 'к лучшему'. Я говорю именно о горестях, а не о 'фактуре эпохи', которая, безусловно, присутствует. В итоге мы получили много интересного - 'Крутая тусовка', 'Бомба', 'В пух и в прах', 'Делай - раз!' и так далее. Кстати, 'Чужой', тоже шедевральный сюжет, страшен только номинально - перестроечной жутью и не пахнет. 'Жуткая квартира' из той же серии. Было интересно, и, в основном, по-доброму.

4. В нулевых начались изменения в худшую сторону, но не сразу. Здесь всё стало каким-то более современным и 'причёсанным', чем в 90-е. Куда более бесхитростным, но пока ещё смотрибельным. Действительно весёлого хватало. Приятно вспомнить, скажем, 'Веник' с Булдаковым, серии с Казаковым-Полежайкиным, а в детстве я был в восторге от сюжета про тихий час. Юмор держался на неплохом уровне. По итогу можно выделить в отдельную фазу не все нулевые, а примерно их первую половину.

5. Ну и под конец последняя фаза, 'кринжовая'. Ералаш стал обретать черты сомнительного предприятия, нужного непонятно кому, и совершенно неинтересного. .. детям. В общем-то, будучи продуктом советской системы, он постепенно стал бессмысленным в обществе, не предполагающим большого, общего дела для всех и 'высокой теории воспитания'. Жизнь стала насквозь индивидуалистической, а Ералаш продолжал существовать, выдавая невообразимую, совершенно надуманную и неактуальную чушь. И совсем трудно понять, почему всё это продолжается. Возможно, что исключительно ради 'культурных грантов'.

Что в итоге? За хорошее хочется сказать искреннее спасибо, а по поводу кринжа только вежливо попросить прекратить. Мы ещё придём к 'высокой теории воспитания', но для неё нужно будет создавать новое. А Ералаш пускай останется в своём времени.

18 марта 2023 | 23:21
  • тип рецензии:

Ох, как же замирает сердце, когда слышу до боли знакомые и любимые ноты. Пабап парапам! Ералаш, сериал, с которым я росла и росту. Сериал, который я любила и люблю. Помню, как радовалась, когда показывали не один выпуск, а два, три, а четыре выпуска подряд - это же праздник! Любимый сериал детства.

10 из 10

19 января 2010 | 21:41
  • тип рецензии:

Наверное нет ни одного русского человека, который ни разу не видел ералаш. Сколько я себя помню его все показывают и показывают не переставая, причем что серий то было снято не настолько много, так что почти все я, будучи ребенком, помнил наизусть.

Самый лучший ералаш на мой взгляд это серии начала двухтысячных. Может конечно они мне нравятся потому что именно тогда я был ровесником большинства этих актеров, но мне все-таки кажется, что все последние серии это полное барахло, и даже рядом с теми не лежат. Серии из советского союза даже не заставляют улыбнуться. Я бы на месте первого канала закрыл бы это шоу после первого же выпуска, но видимо в то время и такое устраивало людей. Но сейчас видимо золотое время ералаша уже позади и думаю со временем он будет становиться только хуже, видимо за 35 лет они уже исчерпали все идеи, а границы та у них довольно узкие, если учесть что это детский журнал, а лучше всего сейчас идет пошлый, грязный юмор типа Камеди.

Думаю шоу себя полностью исчерпало и остается только закрываться и крутить серии золотого времени.

19 сентября 2009 | 22:42
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: