В моей жизни Ералаш занимает значительное место. Его для меня ещё пытались записывать на кассеты, я пересматривал его десятки раз, и не глядя на экран только по звуку могу угадать серию. Даже это позволяет считать детище Грачевского явлением русскоязычной кинокультуры. Говоря о Ералаше нельзя не обойти его живучесть и прохождение через разные 'эпохи' в жизни страны. Многие рецензенты делали такую классификацию, но мне очень хочется изложить свою версию.
1. В классическую 'фазу' можно включить всё, что сняли с 1974-го по середину 80-х, хотя и здесь не всё было одинаково. Совсем ранние сюжеты, особенно использующие стихотворную форму, выглядят странновато, но журнал вскоре оформился в то, что мы знаем и любим. Ералаш - это чисто советский, социалистический проект, серьёзный (да да!) и основательный. Классические серии показывают, что даже увядший брежневский СССР имел признаки качественно иного общества, настолько искусным и незаурядным был юмор. Выкидывание арбуза из электрички, сравнение лыж с коньками, бильярд на щелбаны, 'Лукоморье' Хазанова, 'Вот я семь раз и отмерил!'... Потрясающее сочетание безусловной 'полезности' с яркостью.
2. В перестройку Ералаш стал мутировать в свою самую неоднозначную стадию. С одной стороны, оригинальность выдумок никуда не делась, а с другой появилась откровенно пугающая составляющая. Тревоги в обществе становилось всё больше и это нашло полноценное отражение в Ералаше. Серию с вызовом Сталина упоминают часто, но это только малая часть. Порой снимались сюжеты откровенно страшные, помимо всего прочего демонстрируя явный эротический подтекст. Это я имею ввиду наблюдение из окна в бинокль, шпаргалку на бедре и юных 'родителей' мальчика, которых не пустили в кино. А истории школьника, проглотившего часы, я просто боялся. Правда, и в этот мутный период вышло несколько действительно интересных и нестрашных сюжетов - про мышь в самолёте, 'волшебную' банкноту и вступление в комсомол, например.
3. Жизнь общества с 1992-го стала куда страшнее, но Ералаш почему-то быстро перешёл в новую фазу. К неоднозначным 'пугалкам' можно отнести сюжет про скелет в шкафу, но в остальном всё стало совершенно безобидным. Горести эпохи авторы журнала решили не отражать, и этот тот редкий случай, когда можно сказать, что 'к лучшему'. Я говорю именно о горестях, а не о 'фактуре эпохи', которая, безусловно, присутствует. В итоге мы получили много интересного - 'Крутая тусовка', 'Бомба', 'В пух и в прах', 'Делай - раз!' и так далее. Кстати, 'Чужой', тоже шедевральный сюжет, страшен только номинально - перестроечной жутью и не пахнет. 'Жуткая квартира' из той же серии. Было интересно, и, в основном, по-доброму.
4. В нулевых начались изменения в худшую сторону, но не сразу. Здесь всё стало каким-то более современным и 'причёсанным', чем в 90-е. Куда более бесхитростным, но пока ещё смотрибельным. Действительно весёлого хватало. Приятно вспомнить, скажем, 'Веник' с Булдаковым, серии с Казаковым-Полежайкиным, а в детстве я был в восторге от сюжета про тихий час. Юмор держался на неплохом уровне. По итогу можно выделить в отдельную фазу не все нулевые, а примерно их первую половину.
5. Ну и под конец последняя фаза, 'кринжовая'. Ералаш стал обретать черты сомнительного предприятия, нужного непонятно кому, и совершенно неинтересного. .. детям. В общем-то, будучи продуктом советской системы, он постепенно стал бессмысленным в обществе, не предполагающим большого, общего дела для всех и 'высокой теории воспитания'. Жизнь стала насквозь индивидуалистической, а Ералаш продолжал существовать, выдавая невообразимую, совершенно надуманную и неактуальную чушь. И совсем трудно понять, почему всё это продолжается. Возможно, что исключительно ради 'культурных грантов'.
Что в итоге? За хорошее хочется сказать искреннее спасибо, а по поводу кринжа только вежливо попросить прекратить. Мы ещё придём к 'высокой теории воспитания', но для неё нужно будет создавать новое. А Ералаш пускай останется в своём времени.
Длительное время юмористический детский «Ералаш» был самым долгоиграющим неновостным советско-российским сериалом, пока не закрылся в 2021 году и не уступил пальму первенства телешоу «Что? Где? Когда?». Мне, как и многим, доводилось смотреть новеллы «Ералаша» ещё в детстве, но есть одна проблема: если сейчас вы попробуете поискать выпуски «Ералаша», то скорее всего наткнётесь не на полные серии с песней «Мальчишки и девчонки», а на новеллы по отдельности. Таких миниатюрных сюжетов всего то ли тысяча, то ли в три раза меньше, поэтому разобраться с этим сериалом не так-то просто. Но ближе к делу…
Должен сказать, что особого восторга я к «Ералашу» никогда не испытывал. Многие сюжеты мне в детстве казались скучными. Пересматривая его сейчас… да, впечатления те же. Очень часто разные зрители утверждают, что советские выпуски «Ералаша» были на голову выше постсоветских, но я с этим вынужден не согласиться. Не претендую на авторитетное мнение, но на мой взгляд общее качество сценариев всегда было примерно одинаковым. И в советское, и в постсоветское время появлялись странные новеллы, где персонажи (в основном школьники из младших, реже старших классов) поступают очень нелогично, а серий с искромётным юмором всегда было мало. Есть, правда, одна тенденция, которую я тоже подмечаю: чем дальше, тем более стереотипным становится поведение персонажей. Девочки думают и говорят о моде и любви, а мальчики постоянно лезут в драки. Однако «Ералаш» — редкий случай, когда стереотипы ничего не портят. По большому счёту. Поскольку сериал комедийный, то стереотипы не просто показываются, а высмеиваются, и это даже хорошо! Одной из лучших новелл с такими стереотипами я считаю «Холостой выстрел», где красивая девочка пытается соблазнить типичного ботаника, но итог довольно неожиданный и искренне забавный.
Среди лучших новелл, которые вызывают взрывной смех, я бы назвал «Кроссворд», «Жених» и «Плохая память». Одной из «фишек» сериала является участие в нём широко прославленных актёров, среди которых Спартак Мишулин, Ирина Мурзаева, Геннадий Хазанов, Галина Данилова и др. Детские роли, как правило, исполняют непрофессионалы, и их игра вызывает немало нареканий. На лицах часто читается равнодушие, хотя внешность у некоторых юных актрис в лучшем смысле слова сногсшибательная, особенно в новелле «Ты не обиделась?». Думаю, все мечтают о таких красивых дочерях. Огромный интерес лично у меня вызывает серия «Чужой (наш ужастик)», где в образе Фредди Крюгера из четвёртого «Кошмара на улице Вязов» появляется Владимир Носик. Само собой, новелла лишена жестокости, и надо сказать, что получилось вполне неплохо. Особенно для 1994 года.
И всё-таки, какие у «Ералаша» главные недостатки? Их три. Первый имеет отношение только к советским выпускам: слишком слабое осуждение курения. Сегодняшняя российская «сигаретная» проблема напрямую вытекает из советского времени, когда эту вредную привычку вроде и осуждали, но вроде и не совсем. Второй уже связан только с постсоветскими выпусками: пропасть между поколениями, которые никак не могут друг друга понять. Порой кажется, что сценаристы сами не знают, как мыслят и чем интересуются дети. Только представьте: есть серия, где Александр Пушкин читает рэп на тематику интернета. И читает абсолютно бессмысленно, просто проговаривая фразы с терминологией XXI века. Но главный, третий недостаток сопровождал «Ералаш» всегда: персонажи постоянно обращаются друг к другу по фамилии. Это дико раздражает. В таких обращениях нет и намёка на уважение, а те, кто друг друга не уважает, не могут вызывать полного сочувствия.
На самом деле меня удивляет, что «Ералаш» просуществовал так долго. Всё указывало на то, что закрыть его следовало где-то на рубеже 2000-х и 2010-х гг. Но с другой стороны, смотреть на то, как менялись школьники на протяжении сорока шести лет, в принципе интересно.
6 из 10
P. S. Никогда не мог понять, для чего перед каждой новеллой появляются карикатурные анимации? Они не связаны с новеллами и вообще не несут смысловой нагрузки. Может, это такое «погружение» в общий тон повествования? Да не сказал бы.
По поводу просмотренного появились некоторые соображения.
Первый выпуск был очевидно экспериментальным. Первый сюжет в нём - экранизация стихотворения, второй - с уклоном в юмористическую составляющую и приглашенной знаменитостью (Спартак Мишулин), третий - сделан в стилистике немого кино. Со временем стало ясно, что стиль второго сюжета будет пользоваться наибольшей популярностью у зрителей. Время от времени создатели экспериментировали со стилистикой, но именно сюжет: 'почему мы так говорим?' и подобные ему принесли журналу заслуженную популярность.
О персоналиях: 70-е - начало 80-х было временем Паши Степанова, начавшего сниматься, едва ли не дошкольником. Снимался он и позже. Замечен даже в 2010-х. Из известных артистов в это время наиболее часто снималась Ирина Мурзаева. Неоднократно появлялись Михаил Кокшенов, Геннадий Хазанов, Инна Ульянова, Юрий Медведев, Игорь Ясулович, Татьяна Пельтцер. Запомнились Георгий Вицин, Готлиб Ронинсон, Юрий Никулин.
В середине 80-х появляется целая россыпь ярких юных актёров: Федя Стуков, Володя Сычев (иногда и сейчас снимается), Сергей Шелгунов, Алёша Фомкин, Юра Шашурин, Максим Сидоров. В это же время снят, вероятно, лучший сюжет в истории Ералаша - '40 чертей и одна зелёная муха' с Геннадием Хазановым, Евгением Моргуновым и незабываемой песней в исполнении Челентано, а уже в следующем выпуске вышел ещё один хит - 'Бразильская система'. Сразу после этого друг за другом выходят знаменитые - 'Повесть о первой любви' с потрясающим Юрием Богатыревым и 'Чао, бамбино' со Стуковым, Шелгуновым и Николаем Парфеновым.
В конце 80-х появляются Саша Комлев, Павлик Гайдученко, Вася Бургман а также Станислав Садальский. Продолжают сниматься Стуков, Шелгунов, Сычёв.
Тем не менее, как примета времени, становится заметен общий упадок качества сюжетов.
И вот в самый трудный момент существования киножурнала, появляется едва ли не лучший актер за все время - Саша Лойе. Считаю, что 90-е он вытащил на своём таланте едва ли не в одиночку. Лойе снимается в лучшем, на мой взгляд, сюжете 90-х - 'Роковая встреча'с Семёном Фарадой, также неоднократно снимается с Мариной Дюжевой.
К сожалению, примерно в это же время создатели Ералаша начинаю создавать сюжеты на основе анекдотов, порой настолько 'бородатых', что появление их на экране вызывает не только недоумение, но и раздражение.
Из знаменитостей в этот период регулярно снимаются Садальский (всегда качественно), Людмила Аринина, Игорь Кашинцев. Иногда появляется Стуков, начинают сниматься Наташа Ионова (играет неплохо)и Юля Волкова (играет плохо).
Примерно в это же время умирает один из главных создателей Ералаша - Александр Хмелик, и Грачевский остается один. Казалось, что кризиса идей 90-х не повторится, ан нет - именно в 2000-х появляются наиболее слабые сюжеты, в которых дети, а иногда и знаменитости плохо играют, учащаются экранизации анекдотов, в которых Грачевский беззастенчиво ставит себя соавтором сценария.
И тут появляется очередной спаситель, не такой талантливый, как Лойе, но тоже вполне достойный. Это - Александр Головин. 2000-е были его временем. Играл он очень достойно, пару раз и во взрослом виде появлялся. Кроме него достойны упоминания Анна Цуканова, Катя Вьюжанина, Кирилл Ткачук (в какое-то время снимался едва ли не в каждом выпуске) и др. Из знаменитостей в это время снимаются, Александра Назарова (она ещё мальчишку из французской 'Игрушки' озвучивала), Илья и Юлия Рутберг, Валентин Гафт, Владимир Этуш, Владимир Зельдин, актеры из Комеди клаб, 'Аншлага' и многие другие, и даже Максим Галкин и Филипп Киркоров.
Тем не менее, несмотря на некоторое улучшение качества сюжетов в 2010-х они перестали быть запоминающимися. Кроме того сюжеты время от времени, и абсолютно зря, стали повторяться: 'хамелеон в кедах' и 'не угадал', например, по-прежнему экранизируются анекдоты. Также изрядная доля обаяния потеряна после того, как Елена Камбурова перстала петь в заставке.
Отдельного упоминания заслуживают некоторые режиссеры сюжетов - не комедиографы: Михаил Туманишвили, Геннадий Васильев, Юрий Кара, Вениамин Дорман, Василий Пичул и другие.
Итак, время расцвета Ералаша пришлось на середину 80-х., когда играли Стуков, Степанов, Шелгунов, Сычёв, Сидоров. 90-е спас Лойе, 00-е - Головин. Отдельного упоминания стоят Ирина Мурзаева (за количество появлений) и Станислав Садальский (за качество игры).
Будущее и настоящее же Ералаша представляется весьма туманным.
Так уж случилось, что я, на данный момент двадцатитрехлетний дылда, вырос на Ералаше, как и абсолютное большинство ребят моего возраста.
Ералаш был для меня оплотом позитива, радости, смеха и прочих положительных эмоций и я до сих пор люблю порой пересматривать некоторые выпуски этого по-настоящему культового детского сериала, но есть огромное, но.
Всё дело в том, что я, будучи пацаненком, мальцом, школотой, как модно сейчас говорить, — застал эпоху Ералаша примерно 2002-2008 годов, которая, несмотря на некоторые откровенно провальные и непонятные моему тогдашнему уму выпуски, была очень даже смотрибельной и вызывала в моей душе просто искренний восторг.
Когда я натыкался на очередной выпуск Ералаша по телевизору, моё сознание прочно ассоциировалось исключительно с предвкушением интересного зрелища и меня нисколько не смущало, что некоторые серии я видел и ни раз, и ни два, и ни три, и ни десять, и ни пятнадцать и порой даже больше.
Я точно был уверен в том, что получу эстетическое удовольствие от просмотра и ни в коем случае не разочаруюсь.
Прошло около десяти лет, я повзрослел, возмужал, новые серии и выпуски, разлива 2010-ых годов и позже, смотрел всё реже и реже, в сознании те редкие выпуски, которые мне довелось посмотреть, — надолго не задерживались и вспоминались поскольку-постольку, да и то если где-то на канале вдруг устроят повтор.
С юмором было хуже, намного, в редких случаях какая-нибудь серия вызывала на моей физиономии добродушную, снисходительную ухмылку, но не более того, и дело не в том что я изменился в душе, вовсе нет, просто контент, шутки, приколы, поднимаемые темы были уже немного иными.
Быть может Ералаш осовременили, в ногу с эпохой планшетов, интернета, смартфонов, залипания во всяких чатах и прочее-прочее-прочее, игромания, интернето-зависимость и множество подобных вещей, но на начало 2012 года еще можно было нет-нет и найти что-то более-менее забавное, я не говорю совсем смешное.
Не так давно, буквально несколько дней назад я наткнулся на совсем новые серии Ералаша, 2015-2016-2017 годов и первый же сюжет заставил меня просто ужаснуться через призму осознания, что это, к сожалению, реалистичное изображение нынешних школьников, нынешнего поколения. Быть может новый Ералаш пытался изображать детишек 2002, 2004, 2006 годов рождения с некоторой потугой на сатиру, но, признаться откровенно, даже по той серии, что попалась мне на глаза в моём нынешнем возрасте, — ничего у журнала не получается.
Если брать вкратце сюжет серии, то там рассказывается о типичной девчонке, которая страдает таким типичным для сегодняшних ребятишек, да и взрослых, недугом, как хроническая сэлфи-зависимость.
То есть девочка испытывала болезненное стремление снимать себя на сэлфи-палку на фоне всего вокруг, будь то дом, кухня, подруги за партой, даже глобус, макет скелета и так далее.
В итоге девочка чрезмерно увлекается своим занятием и получает двойку в журнал.
Мораль сей басни вроде, как и поучительная, и смысл даже есть, но вот смеяться над идиотизмом и тупостью девочки вот ни капли не тянет, нисколько, ни на йоту.
Потом осознаёшь, что, к сожалению, вот примерно такими же дебилами и вырастают современные дети и от этого не на позитив тянет, а на пессимизм.
Простите, все немногочисленные, ярые поклонники современного Ералаша, но то, что сейчас крутят в сюжетах, — никак нельзя назвать юмористическим контентом.
Плакать хочется и биться головой об стену.
Напрашивается логичный вывод.
Я, конечно, прилично здесь понаписал и по делу, и, возможно, не совсем, но по мне с каждым годом Ералаш теряет в своей былой привлекательности.
Ранее мы любили смотреть Ералаш за обилие комедийных, ситуационных моментов, юмора, душевной теплоты, потому что узнавали в героях себя, своё детство, косяки, проблемы, такие простые и незамысловатые, мы видели себя и смеялись, по факту, со своего же образа, потому что думали, — «вот да, я бы на его месте сделал бы тоже самое!»
И так со многими сериями восьмидесятых, девяностых, первой середины нулевых.
То, что показывает Ералаш сейчас — уже не юмор, но действительность.
Пора Ералашу или менять полностью формат, рискуя потерять оставшихся поклонников, или закрываться.
Всё, баста, приехали.
6 из 10
И только лишь за старые выпуски, которые приятно посмотреть и сейчас.
Помню, как я, в детстве, сидел в своей комнате и всегда, когда услышав в зале, где у нас стоял телевизор, музыку из Ералаша, я бегом бежал в зал и смотрел не отрываясь эту замечательную программу.
Всегда было интересно смотреть передачу о таких же детях, как и ты. Да ещё и с хорошим юмором и без пошлятины.
Но как уже выразились тут некоторые комментаторы, Ералаш был хорош, примерно, до начала нулевых. Потом он превратился в какой-то театр плохих анекдотов из дешевой газетенки и в 'минуту славы' безударных детей, чьи богатенькие родители постарались пропихнуть свое чадо, в надежде, что 'авось звездой станет'. Я был в шоке, когда на каком-то кабельном канале, увидел выпуск Ералаша за 2013 год. Дети не могу не то, что выдать нормальных эмоций, но и слова они произносят, как-будто у них во рту каша. Ни один из актёров мне ни запомнился.
10 из 10
Из уважения к старому Ералашу, который до
середины нулевых. Новый не заслуживает и единицы.
P.S. а вообще, как мне кажется, на Кинопоиске в подобных случаях должны сделать оценки по сезонам.
Стоит ли ещё раз говорить о том, каким замечательным достоянием является Советское кино? Именно частью Советского кинематографа и предстал 'Ералаш' в середине 1970-х годов! Это была его первая эпоха. Популярнейшие актёры тех лет, музыка из последних на тот момент кассовых фильмов, качественная постановка и продуманные, действительно остроумные и поучительные сценарии - это 'Ералаш' до начала перестройки. Также, в нём пробовали свои силы и начинающие, ставшие в дальнейшем известными режиссёры и сценаристы (тот же Владимир Алеников, снявший впоследствии 'Петрова и Васечкина'). Каждый сюжет тех лет - шедевр! Лично мне особо хочется выделить 'Сорок чертей и одна зелёная муха' с Хазановым и Моргуновым, и 'Миллион лет назад' с Леонидом Ярмольником.
Наступил 1986 год, проект берёт курс на телеэкраны (до этого выходил в кинотеатрах перед сеансом), меняет формат изображения на 4:3, выходит целыми сборниками под названием 'Наш 'Ералаш' (или ещё как-нибудь, вариаций было много) на Второй программе. Тут же и начинается перестройка, и 'Ералаш' становится частью Перестроечного кинематографа. Парнишка-юный техник вызывает из прошлого Иосифа Джугашвили, столпившиеся вокруг ребята отдают ему честь, а когда вождь пролетариата исчезает, бьют и пинают изобретателя. Девчонки развели костёр в лесу, танцуют вокруг него и поют песню про перестройку - прилетает на вертолёте бюрократ, и топит их в пожарной пене. Пацан срывает вещи в раздевалке, натыкается на старшеклассника, и старшой с ехидной улыбкой наносит ему непоправимые увечия. На контрольной мальчишка читает шпаргалку, которая написана под юбкой у его соседки по парте. Плюс к подобным 'диким', порою, совершенно не детским сюжетам добавляется низкое качество плёнки - в общем, всё как в тот лихой и голодный период! Это была вторая эпоха 'Ералаша'.
Третья эпоха наступила в 1992, начиная с выпуска под порядковым номером 91. Именно начиная с этого выпуска фирма 'Видеопроект' в 1997 году делала первый релиз 'Ералаша' на лицензионных VHS. Качество изображения заметно повысилось, сам по себе 'Ералаш' заметно остепенился. Исключением разве что стал сюжет 'Рыцарь' - когда школьницы заставили парня совершить суицид. Но в целом, в середине 90-х авторы проекта смогли выдать достаточно много шедевров, таких как 'Чужой (наш ужастик)', 'Стиморол - козёл!', 'Саша+Маша=?', 'Крутые парни' и многое другое! И снова отражение кинематографа и телевидения тех лет - встечается как хорошее, так и плохое (пока ещё хорошее есть).
Четвёртая эпоха 1997-2004. Тогда руководство 'Ералаша' уходит от попечительства киностудии имени Горького, и появляется 'Ералаш-Лэнд'. Чуть позднее уходит из жизни главред Александр Хмелик. Полностью отказываются от большинства композиторов, и оставляют одного Клевицкого - что на пользу не пошло, и стало первым шагом к порче 'Ералаша', особенно когда переделали вступительную тему. Музыка постепенно становится однообразной, но до начала 00-х ещё используют старые темы. Плохих (в плане качества сценария и юмора) сюжетов становится больше, жестокости исчезли полностью, и хорошее всё ещё снимают. Многие фразы из сюжетов даже уходят в народ! Это и сюжет 'Сумасшедший дом', и 'Опять двойка', 'Поганки', 'Сходил за хлебушком', 'Кто круче?', 'Полный отпад'...
И с середины 00-х наступает последняя, пятая, худшая эпоха жизни 'Ералаша'. Это именно то, из-за чего я делаю этот отзыв нейтральным! Я уж не знаю, что именно хотели этим сделать создатели киножурнала. Скорее всего, ещё более осовременить его! За это время не было снято ни единого действительно шедеврального сюжета! Рисованную мультипликацию сменили на компьютерную, полностью убрали старые музыкальные темы и сменили их на очень дешёвую электронную музыку. Исчезли из состава авторов и режиссёров какие-либо достойные люди, шутки стали ну очень несмешными, актёрская игра всех детей не дотягивает даже до тройки с минусом! Большинство сюжетов заканчиваются разинутым ртом и круглыми глазами детишек богатых мам и пап, в том числе сынка премьер-министра... И вот и снова отражение времени - каким стало нынешнее российское кино, таким стал и 'Ералаш'!
Какое будущее у него? Ну, даже до уровня конца 90-х, начала 00-х он не поднимется! Таким будет ещё около 10 лет, а потом, скорее всего, закроется. А люди что тогда, что и сейчас будут пересматривать выпуски 1974-2005 и радоваться...
В детстве я смотрел кучу серий из старого «Ералаша». Именно самые лучшие и любимые выпуски сделаны в 70-ых, 80-ых годах. Остальное продолжение – просто отстой. Самые старые и первые выпуски самые смешные и обаятельные. Они действительно комичные, в них есть некий шарм и приятная атмосфера. Зря Ералаш растянули настолько лет и просто убили весь юмор в нем.
Данный комедийный детский проект представляет из себя различные серии с забавными шутками, моментами, ситуациями и анекдотами на экране. Этот юмор для детей, и поэтому в Ералаше играют сотни самых юных актеров.
Я всегда с предвкушением смотрел выпуски Ералаша по телевизору. Некоторые из них были настолько смешные, что запомнились на всю жизнь. Много есть серий, которых можно с годами пересматривать и пересматривать. Есть и одноразовые выпуски, есть и не очень смешные. Но я могу точно сказать, что современный Ералаш – это просто полный провал и глупость. Совершенно не интересно, а главное совершенно не смешно.
Весь юмор и обаяние остались в старом Ералаше. Первые двадцать лет Ералаш выпускал действительно смешные и милые серии, которые смотрелись с улыбкой, и их помнишь посей день. Нужно было поставить жирную точку в 90-ых и снять жизнеутверждающий и очень смешной финал. Но Ералаш растянули на много лет и превратили из него в машину, выпускающую ненужные и совсем не смешные выпуски. Очень жаль.
«Ералаш» - советский, детский, комедийный подарок, который стартовал еще с 1974 года. Много лет он радовал и смешил нас своими шутками и приколами, но затем превратился в нечто посредственное и не смешное. Первой половине выпусков Ералаша я говорю «ДА», продолжению же твердо говорю «НЕТ».
Представить себе отечественное телевидение без замечательного развлекательного журнала «Ералаш» просто невозможно. Кажется, что он путешествует по экранам испокон веков и вовсе не собирается исчезать. Для всех нас данная программа является своеобразным путешествием в прошлое, ведь трудно найти человека, которому в детстве не показывали выпуски «Ералаша», так как его создатели постарались сделать все возможное, чтобы подстроить свой проект под отечественные реалии и выстроили весь юмор на обыкновенных, бытовых ситуациях, которые вполне могли бы произойти с любым ребенком. Ну за исключением нечастых сказочных выпусков, удачно обыгрывающих фольклор. Первый выпуск «Ералаша» увидел свет в далеком 1974 году благодаря стараниям режиссера Аллы Суриковой, которая посчитала, что раз у взрослой аудитории есть свой кинематографический журнал «Фитиль», то и дети не должны быть обделены. Направив соответствующую просьбу в высшие эшелоны власти, Сурикова довольно быстро получила утвердительный ответ, что и послужило началом продолжительной и славной истории «Ералаша». За разработку формата программы взялись драматург Александр Хмелик и Борис Грачевский, которые до мелочей продумали классическую концепцию проекта, которая до сих пор популярна и вовсе не собирается исчезать с экранов. Было принято решение, чтобы каждый выпуск «Ералаша» состоял из трех отдельных, независимых эпизодов с различными героями и съемочными группами. Хмелик и Грачевский также принимали участие в написании сценария своей программы, но в тоже время приглашали в «Ералаш» множество сторонних авторов, дабы те не давали ему увядать, так как рано или поздно любой, даже самый гениальный человек может утратить вдохновение и работать, что называется, на автопилоте, чего в контексте наиболее востребованного шоу для детей нельзя было допустить. Благодаря ответственному подходу к проработке программы, ее создатели удостоились множества телевизионных и кинематографических наград. Более того, «Ералаш», созданный в первую очередь для юной аудитории стал одной из излюбленных программ их родителей, так как рассказанные в ней истории понятны и интересны людям абсолютно всех возрастов. Борис Грачевский и Александр Хмелик навсегда вписали свои имена в Зал славы советского искусства и вовсе не переживали из-за того, что в сознании общественности они так и остались творцами одного-единственного культового проекта. Если у человека что-то получается на отлично, то этим и стоит заниматься. Возможно даже до конца своих дней… Однако безоблачной история «Ералаша» все же не была. К сожалению, с развалом Советского Союза, кардинальным изменением общественного устройства и ухода из проекта Александра Хмелика, популярный журнал начал существенно сдавать свои позиции. Нет, новые выпуски снимаются до сих пор и их количество даже возросло, только вот качество юмора и находчивые идеи у создателей окончились. «Ералаш» стал бледной копией самого себя. Возможно Борису Грачевскому стоило вовремя остановится, но он явно побоялся закрывать свое детище, из года в год приносящее ему популярность и немалый доход… Но не стоит судить по программе только-лишь по пост-советскому периоду ее существования. У «Ералаша» есть две стороны, и о них не стоит забывать.
Советская эпоха
На период с 1974 по 1991 годы пришелся расцвет славы «Ералаша». Первое десятилетие существования программы ее в первую очередь показывали в кинотеатрах перед началом полнометражных фильмов, что роднит «Ералаш» с «Фитилем». Конечно же, как и любому другому съемочному проекту, кино-журналу были необходимы запоминающиеся титры, призванные привлекать к нему внимание. Хмелик и Грачевский решили, что раз их детище создается в первую очередь для детей, то без заводной анимации обойтись никак нельзя. Таким образом вот уже который год подряд «Ералаш» начинается с простенькой, но такой милой заставки, в которой рисованные мальчишки и девчонки, а также их родители наблюдают за экраном, на котором образуется слово «Ералаш». И все это показано под аккомпанемент всем известной песни, которая дополнительно сообщает нам, что же мы будем смотреть последующие несколько минут. Как было отмечено ранее, каждый выпуск журнала состоял из трех отдельных историй, которые высмеивали пороки нерадивых школьников и наоборот хвалили образцовых отличников, как пример для подражания. На словах кажется, что «Ералаш» до боли прост, но его создатели на деле оказались замечательными психологами и показывали нам, что далеко не всегда «белое» остается «белым», а «черное» - «черным». Иногда недостаточно быть отличником, чтобы заслужить уважение общества, ведь главное в жизни – внимательность, любовь и сочувствие. Если вы обладаете подобными качествами, то сможете снести на своем пути любые преграды. Также стоит отметить, что «Ералаш» не стеснялся показывать своим юным зрителям любовные истории, в которых фигурировали их малолетние сверстники. В советскую эпоху режиссеры и сценаристы знали, каким образом нужно показывать столь сильную тему, чтобы не скатится в раздражающую банальность, и тем более пошлость. Сюжеты «Ералаша» выглядели одновременно милыми и острыми, благодаря чему его аудитории с каждым годом пополнялась все новыми и новыми зрителями. Причем популярность журнала подскочила в годы Перестройки, когда было принято решение перевести его с больших экранов на малые. Также стоит отметить, что в съемках шоу частенько принимали участие призванные мэтры советского кино, среди которых можно встретить Спартака Мишулина, Ольгу Аросеву, Михаила Боярского и многих других.
Пост-советская эпоха
Проходят годы, мир меняется. Не исключением стал и «Ералаш». И, к сожалению, время не стало благотворным для программы Хмелика и Грачевского. Популярный журнал стал частенько эксплуатировать свои собственные сюжеты на новый манер, но положительного эффекта подобное решение не принесло. Создатели «Ералаша» отчаянно стремились подстроится под новые реалии, что моментально сказалось на общем настрое шоу. Отныне милые школьницы превратились в роковых искусительниц, чьим основным занятием становится манипуляция возбужденными парнями. В эпизодах появилось много необязательной жестокости и открытых намеков на сквернословие. Некоторые моменты шоу так и вовсе вызывают недоумение и гнев. В качестве примера можно привести выпуск, в котором школьник случайно выронил из окна кабинета фотоаппарат, а потом бросился за ним на глазах у всего класса и учителя, безучастно наблюдающими за происходящим. И это при том, что кабинет находился на самом последнем этаже школы… Подобных жестоких сюжетов без морали в «Ералаше» нового времени хоть отбавляй. Конечно порой сценаристы все-же умудряются вытащить детище Хмелика и Грачевского из творческой ямы, но теперь это скорее редкая удача, нежели правило. Из позитивных моментов пост-советского «Ералаша» можно выделить участие теле- и кино-звезд новых поколений, включая Сергея Селина, Владислава Галкина, Юлию Рутберг и многих других.
Вот таким в общих чертах и является «Ералаш». Да, его историю ровной никак не назовешь. Новые выпуски скорее разочаровывают нас, а не радуют, но все же не стоит забывать, что в нашем распоряжении есть старые добрые серии журнала, которые никто у нас не отнимет.
'Ералаш' начинался, как и многое в Советском Союзе, очень правильно. В кинотеатре перед фильмом пускали небольшие киноистории для детей. Причём авторами были такие люди, как Агния Барто, Лион Измайлов, Аркадий Хайт и другие. И большинство лестных слов в адрес 'Ералаша', как мне кажется, приходится именно на ту пору - на 'Ералаш' 70-х-80-х годов. Но киножурнал старался идти в ногу со временем. Всегда. И он не стал хуже. Он просто стал современнее. Вернее, пытается стать. Но не понимает, что всё лучшее позади, а современным 12летним людям вряд ли он сейчас нужен.
Ближе к 90-м годам, 'Ералаш' стал показывать тех, кого видел сам и кого видели все. Появились сюжеты про панков, металлистов, про перестройку, про кооперативы, рэкет. Ряд сюжетов о нищих, о попрошайках. Были откровенно недетские истории, которые показывали, что 'Ералаш' не просто веселит детей школьными историями, но и кое-что понимает во взрослой жизни. Например, сюжет о девятикласснице, которая не имеет никаких увлечений, никуда не ходит, потому что ей ещё нужно сына из яслей забрать и уроки сделать. Для детского юмористического киножурнала довольно непривычная сценка. Или мальчик, который видит своего папу рядом с какой-то женщиной, хотя он должен быть по идее в командировке. 'Ералаш' позволял себе отходить от проповедования каких-либо семейных ценностей и высокой морали, если вообще когда-то проповедовал их.
Но всё-таки тот старый добрый 'Ералаш' есть за что ценить и любить. Было придумано и снято множество по-настоящему весёлых и интересных историй. Некоторые и вовсе были гениальными для простого детского киножурнала. Были свои актёры-любимчики. Более того, маститые актёры тоже снимались в 'Ералаше': Георгий Вицин, Борис Новиков, Михаил Боярский, Юрий Никулин, Юрий Богатырёв, Михаил Глузский, Геннадий Хазанов, Татьяна Пельтцер и многие другие. Да просто, что уж там греха таить, это было наше детство. Это была золотая пора 'Ералаша', которая логично завершилась, но не завершился сам 'Ералаш'. Его нынешнее воплощение насчитывает гораздо меньше поклонников - не выдерживает конкуренции.
Ералаш – это самый смешной сериал, который вышел в 1974 году. Много времени прошло, а его все еще выпускают. И это очень-очень плохо! Ералаш можно разделить на три этапа.
Первый этап (1974 – 1990). Замечательные, смешные выпуски, хорошо актерская игра (например, Павла Степанова, Сергея Шелгунова). (10 из 10)
Второй этап (1990 – 2003). В этом периоде надо было остановиться, потому что в этом периоде «Ералаш» Становился все хуже-хуже. Актерская игра становилась более простой. Наверное, в этом периоде, только Александр Лойе играл как – то по-настоящему. Сюжеты выпусков были более менее нормальные (так 7 из 10 можно натянуть).
Третий период(2004 - …). Самый худший. Актерская ужасна, выпуски стали предсказуемые. Сюжеты выпусков стали очень-очень плохими, как будто их писал 5 летний ребенок (2 из 10)
Вывод: надо вовремя остановится. И мне очень жаль, что сериал портится с каждым днем. Поэтому моя оценка: