К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Чудес не бывает. Что для одних кажется чудом, для других – результат кропотливого труда. Снять по-настоящему трогательный рождественский фильм – задача настолько трудная, что каждый удавшийся проект, если верить народной молве, невозможен без толики волшебства. В лучшем случае, картина оставляет после себя мерцающий шлейф простых истин; в худшем – мы наблюдаем примитивные движения режиссёрской палочкой, не высекающие и слабой искры.

«Рождественское чудо Джонатана Туми» - картина слишком простая, чтобы обмануть даже самого неискушённого зрителя. До безобразия примитивная история, конец которой просматривается уже в прологе, не оставляет шанса ни интриге, ни воображению. Как в дешёвом цирке, механика действия ничем не прикрыта, и - вместо магии – на экране творятся всем известные фокусы. Режиссёр пребывает в заблуждении, что стоит показать пальчик – и все засмеются, стоит показать два – и расплачутся. Поэтому с самого начала зрителя маринуют сентиментальными кадрами с бородатым мужиком, одиноко сидящим у камина в канун Рождества. И если лицо кирпичом Тома Беренджера для кого-то недостаточно выразительно, в ход пойдут выцветшая фотография жены и пустующая колыбелька. Вы ещё не расчувствовались? Тогда мы идём к Томасу!

А Томас – десятилетний мальчишка, в одночасье потерявший отца, дом и набор рождественских игрушек. Последнее, кажется, удручает его больше всего, и ни режиссёру, ни зрителю невдомёк, что резной ангелок ценен не сам по себе, а как напоминание о папе. Минут пятнадцать уходит на предысторию, где молодой капитан ещё жив и строчит письма с фронта своей семье, но за это время не прорисовываются ни характеры, ни отношения, и приходится верить на слово, опираясь на общеизвестный факт, что потерять отца на войне и врагу не пожелаешь. Дальнейшие события настолько же условны. Томас в сердцах рвёт бейсбольные карточки, мотает матери нервы и капризничает из-за переезда. Детская игра естественна и очаровательна, но этого ничтожно мало для передачи настоящего горя. Небесно-голубые глаза Джоэли Ричардсон то и дело оказываются на мокром месте, но от образа скорбящей супруги ждёшь большего. Фортепьянные переливы и открыточного вида пейзажи вполне уместны, но ими уже давно никого не разжалобить. Второй план повествования занимает комедия, что – в отсутствие настоящей трагедии – выглядит нелепо.

Пожалуй, самый большой просчёт произошёл со сценарием, в котором не нашлось места раскрытию персонажей и решению конфликта. Герои безлики и безымянны, как маски в китайском театре. Одними стараниями актёров чуда не произошло, люди на экране не ожили и не вызвали сопереживания. Мы не так и не узнали, что же произошло с женой угрюмого мистера Туми, как плакала по ночам в подушку овдовевшая миссис МакДауэлл, на каком этапе у Томаса снова появился интерес к жизни. Что самое страшное – мы так и не увидели, что же помогло молчаливому плотнику и несчастному ребёнку обрести друг в друге спасение. Логично было бы и мать мальчика свести с одиноким мужчиной, но, видимо, это оказалось чрезвычайно «романтичным» для детской сказки. В любом случае, трансформация местного отшельника происходит слишком внезапно: в одной сцене он хмурится на брусок дерева, в другой – улыбается и наматывает цветной шарф вокруг шеи. Чудо, которое должно было произойти под Рождество, на поверку оказывается подтасовыванием событий, в которое крайне сложно поверить.

Говоря языком «Престижа», показать зрителю птичку и заставить её исчезнуть – недостаточно. Зритель хочет обмануться, он хочет поверить в чудо, и поэтому не будет лишний раз придираться, если птичка в итоге окажется жива. Но если – вместо полёта надежды и тихого щебетания сердца – мы видим груду косточек и перьев, представление вызывает лишь горькую досаду.

05 августа 2014 | 12:53
  • тип рецензии:

Книги С. Войцеховски 'Рождественское чудо мистера Туми' я не читала, но от фильма с таким названием ожидала чего-то волшебного. К тому же, кино было снято уже в 2007 году, а значит, возможностей создать отличную сказку у режиссера было достаточно.

Но, к сожалению, за полтора часа времени Биллу Кларку не удалось окунуть меня в рождественскую атмосферу. (Не подумайте, я не мистер Туми, но все же почувствовать приход праздника не получилось).

Фильм трогательный, качественный, если обратить внимание на съемку. Но какой-то уж он слишком нравоучительный. Можно, конечно, говорить, что речь идет о классической английской литературе, да и эпоха отражена несовременная. Но ведь 'Рождественская песнь' Ч. Диккенса великолепна как в экранизации, так и в книжном варианте! И ни грамма нудности!

А здесь все время было ожидание чего-то того, что так и не свершилось. К концу фильма чувствуешь себя в какой-то степени обманутым. Где же сказка?

Герои - истинные англичане. Ничего плохо заметить не удалось. Сыграно качественно и вдумчиво. Но, как сказал бы юный Томас: 'Мистер Туми, это красивая овца, но моя была радостной!'

Вот как раз этой радости фильму и не хватило. И даже рождественские гимны за заднем плане не спасли ситуацию.

Сирша Ронан появляется в эпизодической роли. Здесь она - простая фермерская девчонка, да и реплик у ее героини - раз, два и обчелся. Жаль.

Этот фильм часто рекомендуют к просмотру христианские сайты. Наверное из-за ненавязчивого морализаторства и воспитания чувств.

Однако вывод однозначный: детям будет скучно.

12 декабря 2011 | 19:57
  • тип рецензии:

Хороший и добрый фильм о взаимопомощи незнакомых друг другу ребенка и взрослого.

10-летний мальчик, потерявший отца на войне, вынужден переехать с матерью в деревню из-за необходимости продать дом. Туда же в деревню незадолго до этого переезжает угрюмый и молчаливый мастер резьбы по дереву - Джонатан Туми, потерявший жену и младенца.

Время идет к Рождеству, и сама судьба сводит этих двух мужчин - большого и маленького, сталкивает их с той единственной целью, чтобы они вновь нашли в себе силы жить и развиваться, а не окунувшись в боль своих утрат, замереть на месте.

Фильм по-настоящему английский, он размеренный и витиеватый. Может показаться скучным, если не попадет в настроение.

Но за выдержанность стиля и участие Тома Беренджера заслуживает оценки выше среднего.

25 декабря 2008 | 23:08
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: