- Человек определяется своими поступками, а не воспоминаниями.
Я посмотрел «Вспомнить всё» сейчас впервые, хоть и считал, что знаком с фильмографией Арнольда Шварцнеггера достаточно неплохо. Но есть такие фильмы, жанр которых мне не нравится по определению. Я не очень люблю космическую фантастику, да и просто фильмы, сюжеты которого так или иначе перекликается с космосом. А это как раз такое кино.
Пытаясь найти объяснение своим странным снам, строитель Дуглас Куэйд посещает компанию “Реколл”, которая может вживить в память человека фальшивые воспоминания. Но во время процедуры что-то пошло не так…
Пол Верховен, несмотря на то, что многие называют его культовым режиссером, очень нестабилен. Есть у меня даже такое подозрение, что с его главными хитами «Робокоп», «Основной инстинкт» и «Вспомнить все» ему попросту повезло. Видя, что он начал снимать после – это уже не кажется чем-то надуманным. Сплошные провалы. Хотя еще можно добавить к списку «Звездный десант», но и тут скорее сработал неплохой сценарий, нежели заслуга режиссера. Но конкретно «Вспомнить все» я не считаю таким уж великим кино, каким его хотят выставить.
Сюжетная составляющая мне не очень понравилась. Слишком уж всё путанно. На зрителя пытаются вывалить слишком много информации, но не все (и я в том числе) могут это всё удержать в голове одновременно. Завязка еще более-менее интересна, но пока сюжет стремительно разгонялся, постоянно подбрасывая новые детали, мой интерес постепенно начал снижаться. Несмотря на обилие экшена я заскучал. Досмотрел до конца лишь для того, чтобы узнать, чем всё закончится.
«Вспомнить всё» получил Оскар за особые достижения (по-нашему читай за спецэффекты) и я тоже мог бы с этим поспорить. В том же самом году вышло как минимум два фильма, с куда меньшим бюджетом, где визуал в большей степени заслуживает награды, чем «Вспомнить все». Это такие фильмы как «Дик Трейси» и сиквел «Робокопа». В этом же фильме всё выглядит халтурно и при просмотре глаз постоянно цепляется за весьма посредственную компьютерную графику.
Ну кому еще играть главную роль в фантастическом боевике, как не самому популярному культуристу Голливуда. В те годы Арнольд Шварцнеггер был одним из самых востребованных актеров и подобные роли сыпались на него как из рога изобилия. Несмотря на довольно-таки посредственный актерский талант он мог вытащить на себе любой фильм. Вполне возможно, что и «Вспомнить все» могло бы не выстрелить, если бы он отсутствовал в касте. Хотя тут и без него подобрался неплохой актерский состав. Шэрон Стоун, Рэйчел Тикотин, Майкл Айронсайд и еще куча актеров, некогда бывших популярными звездами своего времени. В фильме они не особо выделяются, отдавая почти всё экранное время главному герою.
Как я уже сказал, я не очень люблю фильмы связанные с космосом. «Вспомнить всё» хоть и не является космооперой в чистом виде, как, например, те же самые «Звездные войны», но всё равно мне не близка эта тематика и фильм оттолкнул меня.
Лет десять назад у этого фильма появился ремейк с Колином Фареллом. Я честно пытался посмотреть его, но меня не зацепило, и пришлось выключил после первого получаса просмотра. Думая, что оригинал со Шварцнеггером мне придется по душе, но и тут мимо. Хоть и досмотрел до конца. Смотреть тут нечего, кроме актерского состава достоинств я не нашел. Но это сугубо мое личное мнение. Накину пару лишних баллов за неплохой каст.
Помнится, недавно вышла книга одного русскоязычного исследователя «Постыдное удовольствие», посвященное коммерческому кинематографу и особому наслаждению интеллектуала от общения с ним. То, что прокатная компания «Иное кино» повторно выпускает в кинотеатры наряду с шедеврами авторского кино винтажную коммерцию, говорит о том, что в глазах синефила «Терминатор 2» и «Седьмая печать», «Вспомнить все» и «Любовное настроение» уравнены в правах и единым фронтом противостоят глянцево-бездушной информационной современности. Действительно, когда сейчас идешь смотреть фильм Верховена тридцатилетней давности, то понимаешь, что он инороден нашему времени, как и бергмановская «Персона», прежде всего потому, что это штучный, рукотворный, аналоговый товар.
Экранизируя, рассказ Филипа Дика, особенно любимого нестандартно мыслящими коммерческими режиссерами, среди которых – Спилберг и Ридли Скотт, Верховен ставит себе сразу несколько задач в оболочке экшна и интертеймента: 1) рассказать необычную историю, в которой подвергается сомнению нормальность главного героя (почти как в «Ребенке Розмари» мы почти до самого конца не понимаем, что перед нами – реальность или мнимые воспоминания); 2) концептуально противопоставить фашиствующий режим персонажа-злодея и социальное Другое, представленное мутантами и мятежниками; и наконец 3) дать возможность главному герою совершить головокружительный кульбит в своем развитии. И все это, опять же подчеркиваю, в оболочке крутого боевика, не лишенного, как и прошлая лента Верховена «Плоть и кровь» да и вообще все его ленты по большому счету, физиологичности и натурализма.
Есть несколько черт, которые выдают в ленте «Вспомнить все» черты аналоговой эры: прежде всего, это некая смехотворность спецэффектов, связанных с телесными модификациями (в те годы тот же Кроненберг лютовал в физиологическом плане в «Мухе», к примеру, и его придумки не устарели даже с технической точки зрения и сейчас); во-вторых, это рубленый монтаж, резко склеивающих эпизоды перестрелок, драк и взрывов, но не шинкующий их в капусту, как это делают, например, создатели фильмов о Бонде с Крэйгом; наконец, это отсутствие добродетельного лоска в облике главного героя, который неидеален и вообще в финале по сути бунтует против самого себя и себе предуготовленной участи.
«Вспомнить все», конечно, интересно смотреть, когда не помнишь поворотов сюжета, визуальных фишек и не ожидаешь от Арни тонкостей психологической игры, которая здесь, что удивительно есть. Тогда, к тому же если вы любите штучный аналоговый товар и коммерческий винтаж, вы будете удивлены, как много есть в этой картине неожиданного и необычного даже для сегодняшнего времени. Даже картонный Айронсайд и прочие безликие злодеи, включая главного, никакая Рэйчел Тикотин (кто это вообще?) не смогут вам тогда помешать насладиться фильмом, в котором есть лишь две хорошие актерские работы – Арни и Шэрон, репетирующая здесь роль обаятельного зла, которое она создаст спустя несколько лет в нетленном «Основном инстинкте». В конечном счете эта картина важна не ролями и не скудными спецэффектами, а способностью настоящего Автора от кино Пола Верховена упрятать в коммерческую оболочку, конечно, не серьезный мессидж (это все-таки Голливуд), но все равно кучу всего интересного (то же у него получится с некоторыми оговорками спустя годы и в «Звездном десанте»).
Я знаком практически со всеми работами в кино Арнольда Шварценеггера, но этот фильм как то прошел мимо меня. Я видел его урывками, и почему то никогда не возникало желания посмотреть фильм полностью. И вот я решил исправить эту досадную оплошность. Видимо зря.
Дуглас Куэйд, в поисках новых впечатлений, решает воспользоваться услугами компании «Реколл». Несмотря на предупреждение коллеги что это чревато потерей памяти, Дуглас все таки решается попробовать. И внезапно вживленные воспоминания сталкиваются в его голове с чем то другим...
Не цеплял он меня тогда, не случилось этого и сейчас. Может отчасти потому, что я не очень люблю космическую фантастику. А Вспомнить все яркий представитель этого жанра. Сказать что фильм плох я не могу. Здесь присутствует все, что требуется для качественного боевика. Но именно уклон в фантастику и стал для меня камнем преткновения.
Достаточно неплохие визуальные эффекты. Хотя для 1990 года это была вышка (Оскар не просто так получен). Но сейчас по понятным причинам выглядит слабо. За это оценку снижать не буду. Сделано качественно и смотрибельно даже в наше время. Есть пара моментов которые режут глаз своей старостью, но на это не особо уже обращаешь внимание.
Но в остальном фильм тащат относительно неплохой сюжет и актерская игра. Если по поводу первого ясно - хорошая адаптация романа Филипа Дика, то насчет второго можно долго говорить. Понятно что в те годы без Арни никуда снимать боевики, но здесь он прямо шикарно вписался в роль. Идеальное попадание в образ. Также можно отметить Рэйчел Тикотин и Шэрон Стоун.
Понравиться как любителям боевиков, так и любителям фантастики. К сожалению к последним себя отнести не могу, поэтому на меня фильм не зашел. Но на оценку это никак не повлияло.
Весьма закрученный сюжет, впечатляющий грим мутантов-марсиан и мрачный юморок все еще на месте. В отрочестве это мне все очень нравилось.
Сейчас мне понравились также марсианские пейзажи, пара 'фич' из будущего (одну из которых ненавязчиво стырил Бессон в 'Пятом элементе' - автоманикюр) и образ проститутки-карлицы. К чести Верховена, тут к образам женщин нет таких претензий, как в 'Робокопе' - обе главные героини не только горазды драться, но и действуют здраво и разумно.
Но, о боги, как же плохо тут играет Шварценеггер! Верховен явно не работал с ним, как следовало бы. Из Арнольда можно выжать приличный уровень игры, но для этого режиссеру надо поднапрячься. Верховен почему-то не стал. Из Шварценеггера что Куэйд, что Хаузер - как из бетономешалки самолет. Там и играть-то что, казалось бы, а все же так не в ноты попадает, что хочется закрыть глаза.
В том числе из-за этого сорвалась очень неплохая линия с начальником Хаузера. Идея с личной дружбой магната и его агента была заявлена, но не была сыграна и затерялась в экшене.
Это портит впечатление, и довольно сильно. Более убедительный главный герой, больший упор на неоднозначность финала - и это было бы круто по сей день, а не только в качестве ностальгии.
Кстати, судя по всему, на этом фильме здорово попаразитировала одна современная компьютерная игра про Марс. Ну раз плагиатят, значит, уважают...
Жаль, что 'перезапуск' фильма не очень-то удался. Воспроизвести этот грязноватый мирок мрачного будущего, такой характерный для фантастики восьмидесятых, современному автору почти невозможно. Сейчас на будущее человечество смотрит иначе. Будущее мы теперь видим таким, как в 'Облачном атласе' или как в перезапущенном 'Стартреке' - неважно, приятным или нет, но быстрым, высокотехнологичным, интерактивным, гламурным. А в таком будущем подобный сюжет, да и сама идея - просто невозможны.
Приключения простого работяги, попавшего в непростые передряги, по причине собственного любопытства.
По идее, такие фильмы должны, по истечении времени, освобождаться от любой занудной критики. Ведь как можно объективно взглянуть на ситуацию, когда прошло столько лет. Для своего времени это была классика жанра, особенно для детей. Сейчас это смотрится с полным пониманием всех провисаний и прочих многочисленных недочётов. Но как бы то ни было, всем больше хочется оставить положительное впечатление о проекте, хотя бы ради ностальгии.
Пол Верховен («Плоть + кровь', 'Робокоп') сделал всё возможное для девяностых годов, чтобы осуществить качественный перенос литературного творчества Филипа К. Дика на экран. Арнольд Шварцнеггер («Коммандос', 'Хищник'), Шэрон Стоун («Копи царя Соломона', 'Над законом') и Рейчел Тикотин («Форт Апач, Бронкс', 'Критическое состояние'), также потрудились на славу. В общем, сложно высказывать какие-либо претензии к картине, ведь все отлично понимают, что по тем временам всё выглядело и воспринималось куда лучше, чем сейчас. Однако, по сложившейся традиции, людская память сохранит только добрые впечатления об этом фантастическом эпосе, а мелочные придирки, всё-таки высказанные вслух, могут прозвучать лишь от более молодого поколения, у которого уже есть свои новые кумиры детства.
А в итоге, на повестке дня мы имеем экшн, ознакомиться с которым необходимо каждому киноману, ведь это, как-никак, целая веха в истории киноиндустрии (+ заслуженный Оскар за визуальные эффекты). Остальным же просмотр рекомендован, но не обязателен.
Посмотрев «Вспомнить всё» Лена Уайзмана, наполненного великолепной детализированной графикой и отличным действием, то бишь «экшеном», я решил обратиться к оригиналу 1990-го года. Многочисленные «кинокритики», поносящие римейк, часто сравнивают его с фильмом Пола Верховена, определяя последний как некий эталон или даже шедевр. Потребовалось освежить в памяти оригинальную картину, так как с течением времени многое успело забыться, а надо было вспомнить всё.
Начну с положительного. Системообразующий стержень фильма - Шварценеггер, вне всяких сомнений, намного более харизматичная фигура, нежели Колин Фаррелл. Одна фраза «Don’t bullshit me», произнесенная с фирменным австрийским акцентом, чего стоит. Перманентное удивление на лице и «бровки домиком» новоявленного Дугласа Куэйда отдыхают. Крепко засевшие в памяти образы, будоражившие живое детское воображение, радуют глаз до сих пор: адская машина-буравчик, выпучивающиеся сверх положенной нормы глаза, лидер марсианской оппозиции нетипичной наружности, башка-обманка, трехгрудая проститутка-мутант. Интересный сюжетный поворот, в отличие от упрощенного римейка, выглядит более оправданно, хотя и не делает особой погоды в контексте неотвратимо надвигающегося хэппи-энда. Виды Красной планеты дополняют положительную составляющую фильма. За сим всё.
В остальном «шедевр» Верховена безудержно проигрывает фильму 2012 года. Бездарная постановка экшн-сцен, поражающих своей топорностью; убогие декорации, сделанные либо на скорую, либо на нетрезвую руку; «футуристические» автомобили, бороздящие просторы трех съемочных павильонов, порой вызывают нешуточные переживания: вдруг такое чудо на кочку налетит и вся наклеенная непосильным трудом бутафория вмиг отвалится? Конфуз ведь будет. Прибор слежения – это вообще нечто (не в обиду старику Карпентеру). У реликтового Pac-man’а и то с графикой получше будет. Вся эта чушь методично, шаг за шагом, изничтожает главное – атмосферу будущего.
Если подробно разбирать что и как, то появляется ощутимый риск выйти за пределы рецензии. Важно одно: несмотря на присутствие Арни и некоторые несомненно удавшиеся образы, перечисленные выше, создается впечатление, что перед нами не заявленный блокбастер, а проходной B-Movie. И не надо говорить про далекий 90-й год. На момент наступления далекого 90-го года уже существовали успевшие стать культовыми «Терминатор», «Хищник», «Чужие», «Крепкий орешек». Так почему же «Вспомнить всё», обладающий бюджетом, в разы превышающим перечисленные фильмы, смотрится если не безнадежно, то сильно устаревшим? Почему любой из четырех упомянутых, при просмотре сейчас, много лет спустя, захватывает почти как в первый раз? Ответ прост: Верховен – не Кэмерон и не МакТирнан. Это просто не тот уровень, и никакие деньги здесь не помогут. Переоцененный голландский режиссер снял неплохой фантастический боевик – продукт своего времени, но не более того.
«Вспомнить всё» - типичный представитель печальной категории фильмов, воспоминания о которых намного лучше, чем они сами. По этой причине я, пожалуй, воздержусь от пересмотра «Робокопа», «Бегущего человека» и им подобных - слишком велик риск разочарования. Зачем разрушать светлые детские воспоминания? Пускай эти фильмы останутся такими, какими они запомнились в детстве. Иногда не стоит вспоминать всё.
На Марсе классно - красные пески, крутые горы и кратеры,
Безумно красивые каналы рядом с экватором,
Ничто не сравнится с тамошними закатами,
Правда, холодновато и давление, мягко говоря, низковатое...
(Noize MC)
Фантаст с большой буквы Ф.
Филипп К. Дик написал ряд великолепных произведений, часть из которых превратились в культовые футуристические ленты – «Бегущий по лезвию», «Крикуны», «Особое мнение». Картины по произведениям этого писателя отличает оригинальная идея, динамизм, приключенческая составляющая, загадки, неоднозначность концовки. «Вспомнить всё» (по произведению Филиппа К. Дика «Ради вас мы можем вспомнить всё») – яркий пример всего этого.
Двойственность.
На первый взгляд «Вспомнить всё» хороший, но не более того фантастический боевик. Именно так я и считал, пока внимательно не присмотрелся и увидел то, чего не видел раньше. Двойственность – вот главная изюминка этого фильма. Возможно, даже гениальность, потому что в фильме есть два абсолютно равных варианта трактовки событий…
Даг Квейд – обычный работяга, который всегда мечтал побывать на Марсе. К тому же он чувствовал, что его потенциал не реализован и его нынешняя жизнь проходит зря. Поэтому герой фильма обратился в компанию «Воспоминания», которая специализировалась на «загрузке» искусственных воспоминаний в мозг своих клиентов.
Ключевой момент фильма – когда герой в первый раз садится в то злополучное кресло. Потому что после того как вколотое ему снотворное подействует, уже практически невозможно определить, какая из двух реальностей реальней.
Реальность первая: Даг – суперагент, который забыл кто он. Который должен вспомнить всё. Именно первая реальность является основой фильма. Уже одной этой сюжетной линии было достаточно, чтобы получился классный фантастический фильм. Мастерски смоделирована ситуация когда человек теряет память и остаются лишь смутные образы и какие-то обрывки воспоминаний. Они как кусочки головоломки, которую нужно собрать, чтобы получить приз. К тому же поднимается вопрос: можно ли полностью стереть личность человека и заменить его другой?
Но есть и вторая реальность - виртуальная: всё что происходит с Дагом после того как он просыпается в кресле – всего лишь сон. Как ему и обещали, он получил заказанные воспоминания о пребывании на Марсе в качестве суперагента. Но проблема в том, что ему (его мозгу) так пришлась по душе новая личность, что он не захотел опять становится обычным рабочим. Мозг отказался просыпаться, а разыгравшееся воображение начало генерировать всё новые и новые образы… Фильм показывает, чем чревато вмешательство в человеческий мозг, который до сих пор полностью не изучен и является загадкой.
На самом деле, режиссер фильма Пол Верховен оставил в фильме ключи, позволяющие узнать, по крайней мере, какая из двух реальностей ему больше по душе. Основной ключ – это юмор, даже откровенный стёб. Ни в одном другом фильме Пола Верховена вы не найдёте юмора, его фильмы серьёзны и мрачны, будь то фантастика («Робокоп», «Звездный десант», «Невидимка») и тем более драмы. Зато в этом фильме стёба хоть отбавляй. Разве можно смотреть серьёзно на то, как герой отпускает шуточки направо-налево; без раздумий валит своего друга; дерётся со своей женой и отправляет её в нокаут; использует какого-то беднягу в качестве «живого» щита; переодевается в толстую женщину...Верховен тонко намекает, что подобные смешные и нелогичные ситуации могли возникнуть только в голове главного героя. Есть и другие подсказки, например, лицо Мелины на экране монитора компании «Воспоминания». Совпадение?
Очень интересно сравнить «Вспомнить всё» и следующий фильм Верховена – «Основной инстинкт». Они похожи не только тем, что Шэрон Стоун играет в обоих фильмах холодную и расчётливую, но очень сексуальную блондинку, а прежде всего тем, что режиссер повторил приёмы, связанные с двойственностью в своём новом фильме. Двойственность в «Основном инстинкте» в том, что главная героиня могла быть убийцей, а могла и не быть. Потому что нет ни одного прямого доказательства её вины, кроме того самого ножа под кроватью в самом конце фильма. Я знаю, что режиссер не хотел добавлять этот кадр в окончательный монтаж. Поэтому нож смотрится скорее как шутка (подобная финальной во «Вспомнить всё») или как уступка продюсерам, требовавшим однозначности. Ведь смысл «Основного инстинкта» не в том, чтобы узнать, была ли героиня Шэрон Стоун убийцей, как смысл «Вспомнить всё» не в том, чтобы понять, был ли герой Шварценеггера суперагентом…
Корпоративная модель.
К тому же Пол Верховен продолжил тему корпоративного общества, начатую им ещё в «Робокопе». В «Робокопе» частная корпорация владела целым районом Детроита, контролировала в нём всё включая полицию и устанавливала свои правила и законы. Во «Вспомнить всё» частная корпорация в лице могущественного Колхейгена контролирует уже целый город на Марсе. Колхейген мало того, что установил там свою власть, он продаёт людям воздух. То есть Верховен здесь довёл власть корпорации до абсолюта. И соответственно показал, чем это может закончиться.
___
Актерский состав.Арнольд Шварценеггер отлично смотрится как в роли простого парня, так и в роли суперагента. На рубеже 80-х и 90-х Арнольд был на пике популярности, а это один из самых успешных его фильмов. Блондинка Шэрон Стоун здесь противопоставлена брюнетке Рэйчел Тикотин и их вражда за «обладание» одним мужчиной становится бескомпромиссной и смертельной. Майкл Ааронсайд снова в своём обычном образе плохого парня. А Ронни Кокс наверно создан для того, чтобы играть больших боссов.
Атмосфера. Великолепно продумана и реализована модель будущего – от зданий, машин, оружия и вплоть до мелочей. Особенно красивы ярко-красные пейзажи Марса. Создание всего этого антуража при том, что главному герою по сюжету пришлось побывать в самых разных местах, потребовало очень большого по тем временам бюджета. Но затраты себя оправдали, потому что фильм отправляет не в мнимое, а в совершенно новое, реалистичное и интересное будущее со своим обществом и своими законами.
Музыка. Нельзя не отметить шикарный саундтрек от известного композитора Джерри Голдсмита. Особенно хороша динамичная главная тема под неслучайным названием «The Dream/Сон».
В результате «Вспомнить всё» - один из самых известных и лучших футуристических фильмов, сложный, но интересный, умный, но динамичный, кровавый, но весёлый, с великолепными актерами, музыкой и множеством запоминающихся моментов. Смотрится очень легко. Любители экшн получат своё в полной мере. А любители сложного кино найдут здесь почву для размышлений.
Фильм 'Вспомнить всё' - это не просто боевик, это одна из самых ярких экранизаций романов Филлипа Дика. Это великолепный визуальный ряд (что говорить, его мега-спецэффекты и сейчас достойно смотрятся). Ну и, разумеется, 'Вспомнить всё' - это Арнольд с непревзойдённым умением сворачивающий шеи и вышибающий мозги почти всем персонажам картины. Но, тем не менее, никак не могу сказать, что у фильма есть какие либо смысловые подтексты или какая-то философия.