«Мародеры Меррилла» – первая большая постановочная военная картина Фуллера, посвященная реконструкции военной операции американской армии в Бирме в годы Второй Мировой. В отличие от «Запрещено!» и «Примкнуть штыки» внимание сосредоточено на специфике самой военной операции, напоминающей шахматную партию. Персонажи, конечно, не картонные, сделанные по всем правилам военного кино, то есть с неотъемлемыми юмористическими акцентами, но без психологического объема, свойственного, к примеру, великим антимилитаристским картинам Кубрика и Копполы.
Что касается формы, то Фуллеру есть, где развернуться: сцены взрывов, перестрелок впервые в его карьере сняты с размахом, хоть с каким-то нормальным бюджетом, что ему не было свойственно. Главный же конфликт напоминает проблематику советской «лейтенантской» прозы, того же «Горячего снега» Бондарева: любовь к солдату вступает в противоречие в жестокостью приказов, стремление сберечь жизни героев - с неумолимостью и сложностью военных императивов. Собственно, это главный конфликт любого военного фильма, если только это не патриотическая клюква. Фуллеру в этой картине не хватает философского охвата Малика в «Тонкой красной линии», мощного обличительного пафоса «Цельнометаллической оболочки», галлюцинаторного эффекта батальных сцен «Апокалипсиса сегодня».
«Мародеры Меррилла» – крепкая жанровая картина-середняк, ни на что не претендующая, Исполнитель главной роли, роли генерала Меррилла очень похож на Джана Марию Волонте, что помещает фильм в традицию антимилитаристских шедевров, например, картины Рози «Люди против» о Первой Мировой войне. Но «Мародерам» не хватает аллегоризма лучшей военной картины Фуллера «Большая красная единица», лаконизма «Запрещено!», сдержанного, уверенного монтажа «Примкнуть штыки». Данная лента из тех, которые посмотрел и забыл. К сожалению.
Для современного зрителя в этой ленте нет ничего удивительного, выдающегося и мало-мальски значимого. Ну, солдаты, сложное задание в Бирме, километр за километром. Ну, сценки из солдатской жизни, простые и незатейливые. А вот оказывается, что для того времени это был особый прорыв. Фуллер показывает нам неприглядные солдатские будни. Вместо восторженных речей солдат мы видим вопросы провианта или кормление ослика. Вместо героических портретов командиров нам показывают людей уставших, которые задумываются лишь об одном - балансе между заботой о вверенных им солдатах и поставленной боевой задачей.
Это потом была мощнейшая 'Большая красная единица' и множество других, реалистических лент про войну. Важно, что Фуллер избавился в изображении военных событий от героизма и пропаганды, которыми был так переполнен жанр военного кино в Голливуде. А потому, даже то, что в этой ленте сложно найти нечто особенное, выдающееся, цепляющее, фильм этот уже сам по себе интересен. Такая реальная фиксация эволюции жанра. К тому же вполне интересна и сама причина событий - история военных действий США в Бирме во Второй мировой не слишком известна. А фильм, уже как исторический артефакт, просто и скупо повествует о таком факте.