Мультфильм «Еще» занимает 7-ое место в рейтинге лучшых короткометражек на сайте IMDB. Это место по праву можно считать первым. В 1998 году мультфильм уступил свой Оскар за лучшую анимационную короткометражку в борьбе с другим мультиком «Банни» (что я лично считаю несправедливостью).
Никто так и не поймет, почему мультфильм-короткометражка «Еще» действительно смотрится на одном дыхании, так что сразу забывается длительность шедевра – всего 6 минут. За этот, казалось бы, небольшой промежуток времени режиссер «Панды Кунг-фу» и весьма популярного сериала «Губка Боб Квадратные Штаны» Марк Осборн показывает нам не так уж много, но сколько всего он будит в голове, заставляя часами размышлять над увиденным.
Сюжет на первый взляд не очень привлекательный. Изобретатель, робота, творческая криза, гениальная идея, слава и пустота… Таким я увидел этот мультфильм, прочитав аннотацию к нему.
Но на самом то деле все было значительно интереснее. Изобретателя, который, если честно, мало чем внешне отличался от других жителей большого серого города, все время преследовали видения с его Детства. Но почему? Он сам того не мог понять. Может, это просто какая-то ностальгия? Или послание свысока…
Внутри главного героя горел огонь (в прямом смысле), и из себя он доставал вещество, которое осуществило его мечту и сделало Изобретателя знаменитым и богатым. Что это за сияющая материя? Может быть, какой-то символ таланта; того, чего нет у других, неповторимого и уникального. Думаю, название этому веществу можем найти на упаковке «розовый очков», созданных «Самым большим изобретателем в мире». Там было написано: «Bliss», что значит «блаженство». Можно себя спросить: слишком ли отличается новое название от прежнего – «Happy»? Так мы доказываем, что слова на коробках ничего не значат…
И вот до меня именно только что дошло: вещество внутри нашего героя – скорее всего обыкновенная душевность. Получив славу и уважение, Изобретатель потерял все, что было в нем внутри, он рассеял всю свою искренность, которой так не хватает взрослым людям, в отличии от детей. Знаете, мне вспомнился Данте и его гениальное творение «Божественная комедия». Там рассказывалось о одном человеке (не помню имя – это был эпизодический герой), который ходил по земле, и ни у кого не возникало сомнения, что на самом деле он мертв, потому что его душа уже давно была в аду. Подумать только, сколько таких персонажей может быть в реальной жизни, которые сами себе создали иллюзию счастья, как в короткометражке «Еще».
Большими грустными глазами Изобретатель смотрит из окна, пытаясь увидеть что-то сквозь надоевшие небоскребы, и видит, как детство посылает ему краткие лучи света, указывая правильный путь в жизни, сохраняя последние остатки душевности. Вот и все, этим все сказано.
Но чего же хочет научить нас Осборн? За что его мини-шедевр считается без сомнения лучшей короткометражкой за всю историю, судя по рейтингам и рецензиям? Думаю, Марк показывает нам образ нашем будничности, как ми проводим день за днем, закрывая глаза на серый цвет всей жизни. К тому же все в этой жизни проходит по циклу: кто-то создал продукт «Счастье», но он надоел. Появился новый, и так до бесконечности. И только в детстве мы не ощущали такого; беззаботность и неугасимая энергия превращали каждый день в праздник.
Пусть у вас не возникает предвзятого впечатления от того, что «Еще» считается пластилиновой анимацией. Это гибкое вещество может творить чудеса: ничто лучше не отражает черты лица и мимику.
Рекомендую также обратить внимание на великолепный саундтрек к фильму, идеально подходящий к всему замыслу. Это песня «Elegia» исполнителей «New Order».
Сам Марк Осборн считает, что короткое кино творится не для финансового успеха, а для самоутверждения и эстетического удовлетворения. И хоть «Еще» принес ему тоже успех и славу, как и герою мультфильма, режиссер продолжает радовать глаз зрителя, то есть он ре растерял свой талант.
Анимацию «Еще» все время хочется смотреть еще раз, и еще, и еще… Интересно, может в этом смысл названия? Но, к сожалению, оценку я могу поставить только один раз…
Высокие серые небоскребы, пустые лица окружающих людей... и только лишь воспоминания о счастливом детстве спасали героя от суровой реальности. По ночам,в своей комнате, он придумывал чертёж устройства, способного изменить к лучшему этот безрадостный мир.
Его изобретению суждено увидеть свет и совершить революцию, подарив людям возможность взглянуть на окружающий их мир совершенно другими глазами, а изобретателю - богатство, успех и мировую славу. Но поплатится за это придётся частичкой своей души...частью себя самого.
Грандиозное изобретение осчастливило всех, кроме изобретателя...
Невероятно сильная работа. За 6 минут Марк Осборн раскрыл всю нашу жизнь, не стесняясь в выражениях.
Очень глубокая и тонкая работа... Здесь можно увидеть столько... Здесь вся наша жизнь.
Рутина, серость, матрица, люди-роботы, среди которых есть ты и твоя мечта, свет, льющийся изнутри... И ты чувствуешь, что ты не такой как все, у тебя есть цель и надежда. Ты идешь к ней, согреваясь своей же мечтой, своим теплом... И ты даже мысли не можешь допустить о том, что станешь таким же... Мечта реализована, цель достигнута. Ты подарил ее миру, но вместе с ней отдал себя - свою радость, свою надежду, свою сущность, свой свет. Ты окрасил мир красками внешними, раскрасив настоящую жизнь серыми тонами... И твои идеалы, мечты или чудесные воспоминания все так же резвятся на карусели, но уже в бесконечно пустом, тусклом и сером мире...
Мы живём, думаем, что кто-то счастливее нас и он выглядит цветным среди нас, серых, чёрно-белых. Кто-то, кто имеет больше, чем мы. Хотя этот кто-то на самом деле может оказаться не так уж и счастлив. А что такое это счастье? В чем оно заключается конкретно для меня? Как долго буду я счастлив, когда достигну всего, чего хочу?
Погружаясь в рутинные будни, мы забываем о простых радостях жизни и о том, что нас может радовать и чего мы хотим. Дети не забывают, они ничего не боятся, знают точно чего хотят и действуют без чувства стеснения. Что мешает нам?
На такие размышления натолкнул меня этот шестиминутный шедевр.
'В душной бетонной коробке
Можно быть просто счастливым.
И даже, наверное, нужно,
Иначе здесь невыносимо'.
'Lumen'.
Не зря говорят, что дети - цветы жизни. Именно детство чаще всего оставляет в памяти самые светлые и добрые воспоминания, самые искренние, наивные и сокровенные, раскрашенные всеми цветами радуги. И сколь бы трудными ни были детские годы (и это знают те, кто вырос в 90-е), таких впечатлений не может не остаться. Хотим мы того или нет, взрослея и все больше понимая всю сложность, порочность и несправедливость окружающей действительности, иногда, в жажде отвернуться от мерзкой реальности, мысленно улетаем в прошлое, в то беспечное время, когда деревья были зеленее, воздух чище, потрепанный плюшевый медведь, заяц или кот казался самым преданным другом, кривые качели во дворе - лучшим лекарством от скуки, а мороженое в вафельном стаканчике - самым вкусным яством на свете...
Он каждый день просыпается в своем сером мире и идет на ненавистную работу. Он и еще сотни, тысячи, миллионы таких же творцов серой обыденности. Смотрит из окна серого автобуса на серые коробки безликих домов, безрадостных серых пешеходов, по инерции спешащих по своим серым делам. Он трудится изо всех сил, создавая 'счастье' - для всех и каждого. Безустанный конвейер подбрасывает все новые и новые детали. Нет времени на отдых, злой начальник не потерпит промедления. Ведь 'счастливый продукт' должен быть у всех и вовремя!
День за днем, год за годом - бесцветная утомительная рутина. Лишь одно отличает его от рядового работяги. У него есть нечто особенное, нечто светлое и мерцающее, нечто волшебное, что еще живо внутри него. Потому что он помнит. Помнит, каким был и должен быть мир вокруг. И он хочет поделиться этим с другими, с теми, кто забыл. Прогнулся, устал, не вытерпел, обозлился, смирился, сломался, иссяк, разуверился и оттого - забыл. Огромная сила заключена в том, у кого есть мечта, цель, идея и, тем более - дар.
Короткометражка Марка Озборна - это маленький макет социума из пластилина и картона. Шестиминутная квинтэссенция бездушия, обывательства и бездуховности, всего того, чем пропитано рутинное существование современного общества, в котором все покупается и продается, а материальные ценности заменяют подлинные человеческие чувства.
'Еще' - это тот уникальный случай, когда картинка и саундтрек являют собой две неделимые части одного целого. Пронзительная композиция 'Elegia' группы 'New Order' доводит до мурашек. Немного странная, будто инопланетная музыка гипнотизирует, надрывные аккорды бьют оголенными высоковольтными проводами, то доводя до мертвенного опустошения, то, словно дефибриллятор, пробуждая к жизни. Пластилиновая мимика главного героя, на удивление трогательная и тонкая, заставляет искренне переживать. Да и вообще, фильм невероятно атмосферен. Мир пустотной серости крепко хватает зрителя, мультипликационной мясорубкой затягивая в свою пучину.
Ты можешь отдать миру свой гений во всех его ипостасях, положить свой дар на алтарь общего блага. Сотворить новую реальность, полную радости, красоты и блаженства. Получить за свои труды деньги, уважение, славу, просторный кабинет и много власти. Казалось бы, что еще нужно для счастья?.. Но стоит открыть маленькую дверцу вглубь себя - пусто. Снять 'розовые очки' и выглянуть в окно. Изменился ли мир, ради которого ты пожертвовал собой?..
Мы стремимся найти прибыльную работу, сделать евроремонт в квартире, приобрести надежный и красивый автомобиль (пусть и подержанный), обустроить свой быт удобными и полезными вещами, позволить себе каждый год отдыхать за границей и вкусно питаться. В погоне за комфортом, спокойствием и достатком мы часто забываем о том, что действительно важно. Так просты и банальны эти слова, но ведь если бы все мы и правда умели не забывать об этом, разве в таком мире нам приходилось бы жить?
Я постоянно пересматриваю эту короткометражку. Не только потому, что люблю ее, но и для того, чтобы не забыть, какой мир меня окружает. Чтобы помнить, что есть настоящее, а что - мнимое. Чтобы в очередной раз приоткрыть маленькую дверцу и не дать угаснуть тем искрам, которые еще тлеют.
Нет в искусстве, пожалуй, такой темы, которая цепляла и пробирала бы меня сильнее, чем тема неизбежности взросления. Сколько я себя помню, я никак не могла спокойно об этом размышлять или смотреть или слушать произведения, созданные на эту тему. Особенно созданные в подчеркнуто грустной манере. Я ревела белугой, когда взрослые на сцене или на экране телевизора начинали петь или читать стихи, в которых говорили, что детство кончилось и никогда больше не вернется, а так хотелось бы... Я просто всем нутром чувствовала в этом что-то... что если бы все было не так, они бы тогда так об этом не говорили. Сама мысль о том, что когда-нибудь я стану старше, казалась мне просто омерзительной. И я никогда в жизни не понимала детей, которые говорят, что хотят поскорее стать старше. В моем понимании это все равно, что пожелать прыгнуть с моста повыше. Не менее.
Наверное, люди, которые уже видели короткометражку 'More', о которой и поведу речь, поймут хоть немного, насколько трудно мне описать, что я чувствовала, когда смотрела ее впервые. Некоторые вещи практически не поддаются словесному описанию...
Бывает так, что человек, приобетая что-то во внешнем мире, обязательно теряет что-то во внутреннем. Но бывает... что и не теряет. (Заметим как бы между прочим, что именно второй случай, как правило, и способствует появлению настоящих гениев, деяния которых неподвластны времени. Они каким-то образом чувствуют себя изнутри сильнее... намного сильнее, и намного нерушимее их связи с лучшим, что в них есть, так, что и не потеряешь). Короткометражка 'More' представляет ярчайший пример первой, гораздо более трагичной, ситуации. Изобретатель, взрослый человек, живущий в бесцветном, не мрачном даже, а попросту равнодушном мире. Днем он выполнял тяжелую, однообразную, как и мир вокруг, работу. А вечерами работал над таинственным изобретением... Изобретением, которое изменило мир, которое позволило взглянуть на него по-новому... точнее, по-старому, но тем оно и ценнее, что новое - это часто очень давно позабытое старое.
Как создано, как представлено. Каковы решения... Как изящны... Стальные облака, огромные, уходящие ввысь, насколько хватает глаз, тяжелые, давящие небоскребы. Сжимаешься всем своим нутром при одном взгляде на них. Зачаровывающая музыка, вроде бы однообразная, но очень четко ухватывающая суть происходящего... в каких-то полутонах, в почти незаметных изменениях... Большие, добрые и грустные глаза Изобретателя... поразительно живые, чистые, похожие на пару жемчужин. Единственное, что здесь имеет цвет - это дети... и счастливые воспоминания о детстве.
Маленький, теплый огонек мерцает среди суровых, равнодушных небоскребов... такой далекий и такой родной... похож на маленькую звездочку. Каков Осборн. Дети все так же резвятся на карусели... И невольно задаешься вопросом: ну почему они так беспечны? Почему мы не можем видеть мир, как они? Чем мы провинились?
И почему, когда все плохо, ищешь хорошее в элементарных вещах? И ведь находишь, находишь! Бедствуя, не имея ничего, кроме мечты, которая вряд ли когда-нибудь сбудется, Изобретатель подсознательно спасает себя - в воспоминаниях о детстве. Просто о счастливом детстве.
'Нас тянет назад - туда, где мир был лучше, да и сами мы были лучше...' Такие маленькие, милые, в чем-то забавные мелочи - струящийся свет, Изобретатель, берущий его крохотную каплю, сияющую в комнате как в ночи, но она постепенно гаснет... Именно они, эти воспоминания, последнее, что осталось у взрослого человека от детства, и помогли ему создать те самые волшебные очки, через которые и можно увидеть мир иным.
Я понимаю людей, которые прославляли Изобретателя как величайшего во все времена. Точно так же и мы отоносимся к людям, которые дают нам прикоснуться к детству хоть ненадолго. Белоснежный кабинет, в котором гордо восседает Изобретатель, уже смущает, вызывает на душе какие-то тягостные чувства. Я уже молчу об ощущениях, которые испытываешь, когда он так же, как и раньше, распахивает дверцу и не обнаруживает за ней ни-че-го... Это не просто больно видеть, это физически больно видеть - еле удерживаешь вопль.
Я все никак не забуду, какой странный, беспокойный взгляд был у Изобретателя перед тем, как он в последний раз распахнул дверцу. В этом взгляде все - все, что у него на душе. Ведь было, правда? Было... Что-то чувствуешь, но чего-то не хватает... Хочется, да не можешь... Был в сердце укромный уголок - теперь он опустел. Навсегда... И ведь уже понимаешь, что увидишь, когда откроется дверца, и все равно чувствуешь зверскую боль и щемящую жалость к Изобретателю, будто он слепой или покалеченный.
И вот смотришь на такие вещи, и понимаешь, что все это - правда, что так бывает, и совсем нередко, и так обидно, так страшно... Ну чем мы провинились? За что? Почему, получая что-то во внешнем мире, ты расплачивашься внутренним? И почему детские годы так непродолжительны и мимолетны? Почему они так быстро заканчиваются?
Шесть минут чистейшего искусства, ничем не омраченного, ничем не скрытого. Прямое, непосредственное воздействие на человеческую душу, без каких бы то ни было окольных путей. Просто о жизни. О вечном. О неизбежном. Так безжалостно... и прекрасно.
Не знаю, что можно написать об увиденном. Все просто. Все ясно. И каждый волен расценивать смысл изложенного по-своему. Система. Одна сплошная цепь, состоящая из безликих звеньев. Каждое звено - то ли человек, то ли просто существо.
Не стоит искать мораль, лучше заглянуть внутрь самого себя. Ведь честным в первую очередь стоит быть даже не перед родными и близкими, а перед собственным отражением в зеркале.
До чего же проста человеческая жизнь, если ее можно показать без перемотки и монтажа за какие-то 6 минут. Вот и я обойдусь без километровых речей.
Нижестоящая оценка за этот хрупкий шедевр, великолепный саундтрек, гениальность режиссера и пластилинового человека с живыми грустными глазами. И то, ЧТО тронуло за душу.
Весьма занимательная короткометражка от режиссера 'Кунг-фу панды', выполненная в пластилиновом стиле.
Марк Осборн совершил, по меньшей мере, подвиг - он умудрился за 6 минут показать всю сущность жизни человека в 'розовых' очках, притом обошелся без лишних слов. И верно сделал - кому нужны слова, когда можно просто показать отрывки из жизни человека, решившего вернуть себе улыбку столь дешевым способом? И главное - как здорово он эти самые отрывки подобрал! Плюс включил на заднем плане великолепную музыку New Order, добавившую минора, и в итоге мы получили по-настоящему содержательную работу, которую хочется пересматривать вновь и вновь.
У меня есть лишь одна претензия: а почему так ма...? Только увлекся, понимаешь ли, и уже финальные титры... Шесть минут пролетают, как одна!
Конвейер, реклама, товары массового потребления, система. Это театр теней, театр безликих.
Человеки работают, работают не зная ради чего. И всё это день за днём. Что это? Наша обыденная скучная жизнь. Мнимую радость получаем через алкоголь, сигареты, наркотики. В мультфильме радость более гуманно преподнесена - через розовые очки.
Я в первый раз смотрю короткометражный фильм (далее- короткий метр). Я столько слышала, что проходят всякие кинофестивали, кинопремии, посвященных короткому метру. И вот 'Еще' - стал для меня первым короткометражным фильмом.
Сама прелесть короткометражек в том, что они идут от силы 5-10 минут. И эти фильмы наполнены смыслом не мнеьше, чем полнометражные фильмы, в которых говорят о смысле жизни почти 3 часа. А здесь - нам дают то, что нас окружает, представляют нам это все за 6 минут. 6 минут о счастье.
Отвлекитесь на пару минут от экрана монитора. Оглянитесь. Что Вас окружает? Вот у меня - стул, диван, книжные полки, платяной шкаф, спящий кот. А теперь выгляните на улицу. Что Вы видите? Я вижу двор: вот соседка в сером пальто гуляет с собой в забавном костюмчике. Дети катаються с горки. Кто-то идёт на рынок, кто-то - из него. А что я вижу напротив? Три серых девятиэтажек и красное здание рынка. Что же мне сейчас делать? Отвлечься от компьютера и отправиться на учебу. По той же дороге, каждую кочку которой я знаю наизусть. Я счастлива. А Вы? Конечно, всем хочется большего. Почти каждый из нас мечтает о доме, например на Багамах. Или о том, что выйдет замуж за состоятельного человека. Заметили, что мы стараемся купить счастье? А ведь в детстве, среди этого серого мира, мы были самыми счастливыми на Земле. Поэтому, у героя 'Еще' самые яркие воспоминания именно из детства - его тогда не мучали проблемы, ему не надо было 'делать счастье'. И чего же хочет главный герой? Да, этого заезженного цитатами..счастья. Герой изобретает идеальный мир. Именно это делают и дети, только им не нужны для этого волшебные очки.
Самое главное в этом маленьком фильме о самом главном - музыка. Музыка, которую Вы не забудете. Каждую нотку слышно, каждая нотка - просто идеальная атмосфера. Под эту музыку можно немного расслабиться, а можно задуматься.
За 6 минут в пластилиновом стиле Марк Осборн показал нам наш мир, наши желания, наши возможности, наши потребности. А в чем же счастье? Счастье - в жизни. Цените каждый момент, каждую минуту в этом мире.