- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
Как же порой сложно понять будущий ход событий в твоей жизни. Ты пытаешься найти что-то сокровенное, живое или просто в один момент останавливаешься и пытаешься понять, а зачем вообще вести поиск чего-либо или кого-либо если, и так понимаешь, что всё безуспешно?… Об этом на мой взгляд фильм Валерио Дзурлини «Первая ночь покоя».
Главный герой фильма - это любой из нас, кто проходит через трудности жизни. Обман, ложь, отсутствие понимания добра и зла, а также любви - всё это проходит персонаж Алена Делона. Он учитель, который даёт детям знание о прекрасном. Главный герой занимается действительно бравым делом плюс он знает английский на достаточно приемлемом уровне, но при этом он нищий-неудачник, которому приходиться жить вместе с нелюбимой для него женщиной. И всё это противопоставляется беспечным и скучным по свой натуре людям, зато имеющим деньги и власть.
Но вдруг, он встречает ту, кто меняет его жизнь. Он, словно, прозревает и видит новый смысл жизни. Как в реальности своей мы тоже можем уцепиться за хотя бы маленькую возможность выбраться из ада, суеты и быстро летящего времени…
Фильм прекрасен и очарователен своей любовь к людям. Он так и стремится сказать нам: «Увидьте же наконец, что-то кроме окружающей вас мелочи! Найдите что-то новое! Узнайте и познайте те чувства, которые вы ранее не видели!». Душа и эмоция всё присуще данному шедевру, но только главное всё это нам заметить и понять. Каждый должен определиться, жить ли ему по-новому или сгинуть в пучину боли и беспечности…
|
прямая ссылка
08 декабря 2020 | 21:18
Molly Reilly
La prima notte di quiete (Первая ночь покоя), 1972
Очень грустный итальянский фильм с невероятно красивым в своей боли и разочарованности в жизни роскошным и таким хрупким Делоном в бежевом кашемировом пальто, цитирующим Писание.
Какие роскошные, нежные, тонкие фильмы снимали в 70-х! Проститутки с лицом Сикстинской мадонны (Соня Петрова), изменяющие истеричные, прерафаэлитски рыжие жены (Леа Массари) с угрозами самоубиться, если он ее бросит, много боли в прошлом…
Изящный Делон с вечной сигаретой, аристократическими манерами и ясными синими глазами, от которого глаз не отвести, картины эпохи позднего Ренессанса на стенах палаццо, Римини, бесконечный дождь, очаровательные blue movies 70х, красивые блондинки-сутенеры, нервные криминальные бизнесмены в прекрасно сшитых костюмах, OST в стиле позднего Майлза Дэвиса… жизнь как она есть в 70-е, интеллектуальная и чувственная.
Не выдюживший груза прошлого и погасший Делон, красиво врезающийся на красивой машине с последующим ее взрывом – очень грустный финал.
А всего и делов, что ему нужно было «вовремя со своими женщинами разбираться», как говорил мудрый и циничный Глеб Егорыч Жеглов. А то и просто плюнуть на баб и обратить все внимание на красивого, томного, умного, всегда готового помочь и смотрящего на него с термоядерной смесью любви и вожделения в глазах Джорджо «Spider'a” Моску (дивный Джанкарло Джаннини). Глядишь, и самоубиваться бы расхотелось, и бабы бы перестали его донимать, играя на чувстве вины.
Прекрасное трагическое кино. Таким тонким, чувственным и играющим на разрыв аорты экзистенциальный кризис невероятно красивого и невероятно несчастного Делона я, пожалуй, как-то и не припомню больше.
|
прямая ссылка
08 ноября 2023 | 17:40
'Сколько раз в жизни один человек встречает смерть?..' (с) Первая ночь покоя
Даниэлю Доминиче 37 лет, на его лице - печать усталости и разочарованности в жизни. Работая преподавателем литературы, он приезжает в небольшой городок, чтобы заменить одного из заболевших учителей. Он придерживается свободных нравов в преподавани, не выпускает сигарету из губ, а вечерами проигрывает свои (и без того скудные) средства в карты. У него есть постоянно изменяющая жена Моника, с которой они живут вместе уже двенадцать лет. Вместе они, как говорит Даниэль, - 'не по любви и даже не из привязанности, а от отчаяния'. Они нужны друг другу, чтобы окончательно не потерять самих себя, чтобы создать иллюзию жизни.
Ванине Абатти 19 лет, она очень красива и очень несчастна. Девушка учится в классе Даниэля и собирается бросить учебу. О своей жизни предпочитает не говорить, пряча свои 'скелеты в шкафу'. После занятий за ней каждый день приезжает самый богатый парень в городе, Джорджино Моска.
Казалось бы, их ничего не связывает, но на самом деле - связывает многое, и в первую очередь - боли прошлого (да и настоящего). У него - своя история (соблазненная им кузина, покончившая с собой в семнадцать лет), у нее - своя (мать, заставляющая ее с 14 лет заниматься проституцией, испытывающая удовлетворения от мысли, что дочь нашла себе 'солидного' жениха (каким бы он ни был!), готовая ради своего обогащения пойти на все, даже на предательство собственной дочери). Постоянный страх в ситуации, когда свободного выбора нет.
Для них жизнь - бессмысленна. Пока они не встречают друг друга...
Для Джорджио, своего молодого человека, Ванина - ничто, игрушка, которую можно оскорблять, унижать, использовать. Для Даниэля она - прежде всего человек, человек, с которым ему нравится разговаривать, который ему интересен. Противостояние Джорджио и Даниэля - это противостояние внутренней пустоты (при материальном благополучии) с материальным 'ничем' при душевном богатстве.
Тем не менее, нужно сказать, что в характере Даниэля сочетаются две противоположные грани - мягкость, нежность, а иногда и жесткость, подчас обращенная на жену Монику.
Решая оставить ее, герой Делона делает сложный душевный выбор, испытывая, с одной стороны, угрызения совести и чувство ответственности за Монику, и, с другой, встретив, наконец, свою настоящую любовь в лице Ванины. Даниэль поставлен жизнью в тупик...
- Знаешь, почему люди называют смерть 'первой ночью покоя'?
- Да, потому что ты первый раз в жизни не видишь сны.. (с)
Первоначально роль Даниэля Доминиче должен был играть Марчелло Мастроянни, однако, прочитав сценарий, Ален Делон сообщил Валерио Дзурлини о желании сняться в его новой картине. Что ж, персонаж нашел своего актера.
Умелая режиссура, прекрасные актерские работы, интересный сюжет о совсем непростых людях, встречающих настоящую любовь. Чудесный фильм!
10 из 10
|
прямая ссылка
25 января 2009 | 19:25
lilalilac
Мы все люди, с нами нужно разговаривать.
Какая удивительная вещь глаза — в них видно насколько человек низко пал, насколько он счастлив или несчастен, как много кроется в человеческих глазах. Профессор истории искусств, увидев в своей студентке что-то настоящее и прекрасное, влюбляется в нее. Он знакомится с молодыми и не очень, людьми, общается и крутится в том порочном кругу, в котором находится ему неприятно. Он скрывает свое прошлое, как и все, с кем он знаком. Его личная жизнь полна грубости, сухости и отчаянья. Он несчастен и потому легко смог распознать несчастья Ванины, он увидел те же, родственные ему глаза. Даниел начинает расспрашивать свою учащуюся, ведь она единственная, кто пишет сочинение о художнике, а не о своей жизни. Всеми силами он старается завоевать внимание неразговорчивой и чужой, далекой, но в то же время такой близкой девушке. И когда пропадает всякая надежда, ему это удается. Ничего более говорить о фильме не стоит, буду мусолить смысл. Ванина — дешевая, с самого своего детства приученная к мужчинам шлюха. Слухи о ней ходят то там, то тут, но никто всерьез ничего сказать и предположит не может, поэтому все только пустословят. Вся правда узнается потом. И посмотрите, что делает Даниел? Он не отворачивается от нее, он не бросает ее, у него не возникает к ней отвращения или презрения, он только больше начинает любить ее. Он знает, что это все в прошлом, что на Ванину никогда никто не смотрел, как на человека, у которого есть свои мысли, свое мнение. Она с рождения была приговорена к жизни проститутки, ей вдалбливали в голову, что с ее возможностями не нужно учиться, хотя у нее было желание и была потенция. Самое главное, что смог разглядеть в ней Даниел, это ее стремление к настоящей жизни, к настоящей любви, к настоящим чувствам. И как это важно. Вы только подумайте, как много в мире брошенных людей, мы часто твердим себе: «Это их вина.» но наверняка мы не знаем, чья это вина. И когда с нами случится что-то похожее, кто-то, точно так же, как мы в свое время, пройдет мимо нас, думая: «Это его вина.» А мы будем беспомощно ждать чьей-то поддержки. В этом и вина большинства людей. Стоит только посмотреть в глаза к неприглядным и падшим людям, как нам откроется их тайна. И все сразу станет понятно.
Ведь и у Даниела было не самое блестящее прошлое, как и у многих из нас, отличие лишь в степени этих потрясений и в последствиях, которые нам всем пришлось нести на своей спине. А если уж говорить о любви, то любовь — это то, когда ты любишь и принимаешь человека, таким, какой он есть, с его прошлым, с его проступками, преступлениями и со всем плохим, что в нем есть. Эта и есть настоящая любовь. Все остальное, лишь отчаянные попытки найти что-то совершенное в этом несовершенном мире.
А смерть — это лишь первая ночь покоя, которая приходит к каждому в свое время, в свое место и со своим особым обстоятельством и со своими особыми последствиями. И как жаль, что все, о чем мы мечтаем, все, что мы так старательно планируем, может в одну глупую и ничтожную секунду рухнуть. А еще больше страшно, понимать, в эту самую секунду, как много ты не успел сделать, как много ты не успел исправить и как мало ты смотрел людям в глаза.
8 из 10
|
прямая ссылка
21 января 2015 | 17:21
Смотрел эту картину несчетное число раз, и всегда она резонировала с моей внутренней пустотой, одиночеством и даже отчаянием. Всегда, но не сейчас. Осилил лишь минут сорок и бросил – все показалось чуждым мне сегодняшнему. Может быть, дело в том, что всегда смотрел французскую версию, а теперь взялся за итальянскую? Возможно, дело в монтажных различиях? Когда-то написал статью «Поэтика обреченности в фильмах Валерио Дзурлини», но обзор «Первой ночи покоя» туда не вошел: заранее он написал не был, а пересматривать его я не захотел. Что же можно сказать о фильме сейчас? Он покажется банальным, если, опять же подчеркну, не срезонирует с внутренним состоянием зрителя.
Предпоследний фильм Дзурлини, как никакой другой в его фильмографии проникнут суицидальными настроениями, обреченности поздней любви, идеей обманчивости любовной идеализации. Снятый всего через год после «Смерти в Венеции», фильм Дзурлини говорит и неспособности эстета спасти облюбованную им Красоту, только у Дзурлини она не столь абстрактна, как у Висконти, и, что важно, гетеросексуальна. Прекрасная Соня Петрова даже в большей степени, чем Бьерн Андерсен, запечатлила соединение двух лиц красоты в одном образе: греховность и святость. Казалось бы, идеал мужской красоты Ален Делон должен был бы перетянуть на себя внимание зрителя, но он здесь всего лишь субъект восприятия, а не прекрасный объект.
Делон здесь просто удивителен: маргинален, не причесан, его герой кажется опустившимся и отчаявшимся человеком, хотя он – нестандартный интеллектуал. Он уже ничего не ждет от жизни, живет по инерции и вот встречает воплощенную Красоту, которую только он умеет ценить, но это не непорочная красота Тадзио, а красота поруганная, оплеванная и оскверненная. Боль героя Делона, его удивительное исполнение пробуждения жизни внутри отчаявшейся души вкупе со стремлением очистить от скверны встреченную Красоту сообщают банальной истории любви преподавателя и студентки архетипический, общечеловеческий смысл.
Я сейчас пишу холодным умом, анализируя достоинства этой картины, но я помню, как сильно она взволновала меня при первом просмотре: я мечтал повторить судьбу Делона, мечтал встретить на пути воплощенную Красоту, оплеванную миром, мечтал ее спасти, очистить, полюбить. Но жизнь всегда распоряжается иначе. И даже теперь, бросив фильм на половине, хорошо помню ту самую ПЕРВУЮ НОЧЬ покоя и счастья героев Делона и Петровой. Как она вдохновенна, прекрасна! Какой тоской обреченности веет от нее! Какой невозможностью вылиться во что-то большее! Это удивительная картина, и пусть она уже ничего не пробуждает в моей мертвой душе, пусть то, что казалось раньше вдохновенным, предстало теперь банальным… Что с того?!
Если вы одиноки, если холод отчаяния и неверия в завтрашний день вымораживает вам душу, если вы мечтаете о страсти, которая поглотит вас целиком и погубит тогда, когда вы этого не ожидаете, если вы хотите счастья, смешанного с обреченностью и печалью, это ваш фильм. Более того, он всколыхнет в вас такие пласты тоски и в то же время радости от встречи с неописуемой Красотой, что вы будете смотреть его самозабвенно, забыв о времени и месте, прошлом, настоящем и будущем. Это «Первая ночь покоя», великий фильм Валерио Дзурлини. Торопитесь его смотреть, пока в вас еще есть резонаторы чувств и смыслов, смотрите, пока вы еще живы и не превратились в живых мертвецов с потухшими глазами, живущих на автомате и без веры во всепоглощающую встречу с Другим, которая только и может наполнить жизнь смыслом.
|
прямая ссылка
07 апреля 2021 | 12:51
Очень трогательный и печальный фильм. В нем нет особой глубины, философии, подтекста, замысловатого сюжета (всё на поверхности), зато смотрится легко, без надрыва, но, не отрываясь от экрана.
В этой картине так красиво, четко показано, как бездарно проживается жизнь многими людьми. Но, несмотря ни на что, приходит время и проявляется в человеке то лучшее, что заложено от природы, Творцом и заставляет круто изменить свою жизнь или хотя бы поступить с достоинством, по чести. Благодаря чему, кому, как, почему? У каждого героя картины это проявилось по-своему.
Главный герой, Даниэле, которого так трогательно сыграл А. Делон, учитель лицея (приехал всего на несколько месяцев). Потрясающий учитель, блистательно сыгранный Делоном. «Не теряйте времени, не пишите неправду…». Я знала и в жизни таких учителей, они сделали и делают невероятное, они формируют, вытаскивают на поверхность самое лучшее, что есть в глубоко спрятанных детских, подчас больных, душах, рождают уверенность в себе, умение бороться с невзгодами и обстоятельствами. Даниэле, настоящий учитель, затрагивающий душу подростков, видящий саму суть их, преподносящий своим примером урок тактичности, уважения к другому, чести. А. Делон сыграл так здорово, без надрыва, без нравоучений, спокойно, с достоинством. Одна из лучших, видимо, его ролей. Его глаза, выражение лица, мимика, даже молчание, просто завораживают. Столько трагизма в его взгляде. Столько понимания. Мягкости, сочувствия. Нет ни капли фальши. Потрясающе.
Но вернемся к учителю. Лицей, личная жизнь, немного странная на первый взгляд, его влюбленность в ученицу, а также шлейф загадочности, который тянется за ним …ну, всё как в жизни любого человека. Вот в одном описании фильма читала о нем: …безвольный, разочаровавшийся в жизни профессор филологии… Я лично этого не вижу. Вижу поэтическую, а потому глубоко страдающую, душу. Чтобы не сжечь себя изнутри, пишет массу поэм, облегчая тем самым свои страдания. Понять это может только тот, кто прошел через такие потери. Не все могут сразу с этим смириться. Усугубляется это и чувством вины, которое еще больше терзает Даниэля. Должно произойти что-то, что выведет человека из этого состояния. У Даниэля – это влюбленность в ученицу, девушку, скажем так - непростую…
Основная идея фильма в том, что наступает в жизни любого человека время выбора. Вот и для девушки, жизнь которой была уже, можно сказать, расписана наперед, и не только ей самой, вдруг разворачивается на 180 градусов. Но сможет ли она не сломаться, не вернуться к тому же образу жизни? Вот в чём вопрос. Но шанс ей в 19 лет был дан…
Но не только в 19 лет, но и в 37-38 – у человека наступает время экзамена в жизни, время проверки, не все его проходят (кстати, девушке было 19, а Даниэле 37-38). Как человек поступит, какой сделает выбор? И не наступит ли «первая ночь покоя» после такого выбора? Хотите разобраться? Смотрите фильм. Я разобралась…
10 из 10
|
прямая ссылка
01 августа 2012 | 10:24
У Даниэле Доминичи ужасная судьба. Когда он был молод, его невеста покончила жизнь самоубийством из-за него, чувство вины мучает и терзает Доминичи. Он живет с женщиной, которая в сущности также не может больше ощущать вкуса жизни из-за потери своего возлюбленного. Им обоим плохо, они одиноки, но не одни. Одиночество для них – путь к смерти. Даниэле Доминичи вовсе не опустившийся интеллигент. Это - человек просто уставший от жизни. Он чувствует себя потерянным, отчасти из-за поэтического склада его характера, отчасти из-за сложившейся судьбы. Он разочарован и равнодушен. Все, что у него есть – его бесконечная доброта.
Кажется, уже ничего не может вытащить его из того застоя, в который он себя сам загнал. Он приезжает в другой город, холодный, неприветливый Римини на севере Италии просто потому, что ему все равно куда отправляться. Человек в 40 лет уже видел в жизни многое, достаточно для того, чтобы полюбить ее или разочароваться в ней.
Кажется, что ничего не может заинтересовать Даниэле. Однако судьба преподносит Доминичи подарок. Он встречает девушку, красивую как богиню, но очень несчастную. Ее пустые глаза говорят Даниэле о многом. Он хочет помочь ей, но неожиданно для себя влюбляется в нее. Удел Ванины, по-моему, еще хуже, чем жизнь Доминичи. Это две раздавленные души, в объятиях друг друга они находят покой. Но абсолютного счастья не бывает. Человеческая натура низка и порочна. Чтобы вернуть себе Ванину, с которой ее бывший парень обращался хуже, чем с портовой шлюхой, или не потерять Доминичи и не остаться в одиночестве, Моника и Джерардо готовы на многое…
Это трагическая история любви. Она затрагивает самые потаенные струны души человеческой. Нельзя остаться равнодушным к горю Ванины и к судьбе Доминичи, жаль даже его жену, Монику, хотя она сама и развязала трагическую цепочку событий.
Музыка в этом фильме божественна, от первой и до последней ноты. Когда она звучит, хочется воспарить в небеса…
Памяти графа де Сассокорваро...
10 из 10
|
прямая ссылка
12 июля 2010 | 19:20
Так поздней осени порою
Бывает день, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенётся в нас…
(Ф. И. Тютчев)
Герой Делона, профессор филологии Даниэле Доминичи – замученный, уставший человек, приехавший работать в Римини, преподавателем в лицей. С первых же секунд ясно, что таких кадров нельзя подпускать к преподавательской деятельности на пушечный выстрел. Имеет ли право заниматься образовательным процессом человек, которому на само обучение и его результаты плевать с высокой вышки? Кто из нас не мечтал в своё время об эдаком идеальном учителе, толково преподносящем материал, заботящегося о том, чтобы его труды не пропали даром… Увы, со временем приходит разочарование с тягостной мыслью, что о своей образованности стоит печься самостоятельно. Но до того, что мы видим в классе, вверенном в руки Доминичи, даже у нас не докатились. Учитель разрешает курить на уроке, говорит, что незаинтересованные в предмете люди могут делать что им угодно, только не мешать ему (и не приходить на занятия они также вольны), при этом требует, чтобы они писали сочинения максимально искренне – короче, прямо «идеальный» педагог, «мечта» всех людей, которые обучаются ради образования. И в своём новом классе он замечает девушку, которая резко выделяется среди остальных.
Герой фильма «Первая ночь покоя» – человек, живущий в нищете с сожительницей. Усталость и равнодушие ко всему написаны у него на лице. В начале фильма его сожительница говорит ему: «Что меня в тебе раздражает – так это твоя доброта». Доброта Доминичи граничит с мягкотелостью и безволием. По каким-то непонятным причинам он начинает интересоваться своей новой ученицей, разговаривать с ней. И выясняется, что она связана с несколькими людьми, уголовниками.
И между ними двумя – учителем и ученицей – вспыхивает страсть. Страсть греховная. Их тянет друг к другу, как магнитами. Он – замороченный, уставший, равнодушный человек, ещё далеко не старый. Она – безотцовщина, махнувшая рукой на своё образование, в 19 лет имеющая довольно богатый опыт совместной жизни с уголовником, который, как она сама говорит, содержал её и бил, а она терпела это из-за денег. Они оба одержимы взаимной жаждой друг друга… и ещё – жаждой избавления от того, что их окружает…
________
Поздней осенью, в ноябре, бывают такие дни, когда очень пасмурно, температура воздуха чуть ниже нуля, и дует пронизывающий, ледяной ветер. В такие дни не хочется выходить на улицу, мучает какое-то расстройство печальных мыслей… Трудно согреться, трудно найти какой-то душевный уголок. В такие дни многие люди чувствуют себя подавленными, несчастными и одинокими.
«Первая ночь покоя» насыщена интонацией такого дня. Неизвестно, как бы долго переживал подобный период Даниэле Доминичи, если бы не спонтанное чувство, вспыхнувшее у него к девушке. Если поначалу он ведом только этим самопроизвольным увлечением, то потом у него появляется еще одно чувство. Это чувство сострадания. Сочувствия к более слабому человеку, к тому, кто нуждается в защите. В этом плане «Первая ночь покоя» оказывается очень близкой русскому зрителю. На смену коронной французской ценности – свободе – в «Первой ночи» приходит чувство милосердия.
Для главного героя девушка является своеобразным лучиком света, искоркой тепла, тем, что растапливает его окаменевшее равнодушное сердце. Даниэле тянется к ней, и в принципе, им обоим уже плевать на последствия. В дождливый вечер они оказываются наедине. И когда наступает утро, мы видим их спящими рядом, то можно заметить, что лицо Делона, до того отмеченное страдальческой миной, разглаживается и в нём просвечивается успокоение… Судьба дарует ему, задёрганному преподавателю, первую и единственную ночь покоя…
Своеобразной интонацией наполнен фильм. Чем-то неуловимым, что придаёт картине особый шарм. Делон здесь в очередной раз продемонстрировал, что красивая внешность не значит отсутствие таланта. Настолько он правдоподобен в роли заморенного неудачника, движимого стихийно вспыхнувшим чувством к ученице, что ему веришь, даже когда он начинает совершать не очень совмещающиеся с образом мягкотелого опустившегося интеллигента поступки. Он, «маленький человек», страдающий от трагичного чувства любви и депрессии, проявляет участие в судьбе своей ученицы.
Ключевой является фраза, которую пришедший домой Доминичи говорит своей сожительнице: «Так бывает: кажется, что не выдержишь, но в один прекрасный день всё проходит. По себе знаю». Да, прав был старик Время в шекспировской «Зимней сказке» - то, что царит теперь, увянет и сделается прошлым.
Трогательный, душевный фильм, проникнутый очень французской чувственностью и мелодраматизмом и затрагивающий чувство сострадания с милосердием. В целом, рискну порекомендовать всем любителям изящных интерпретаций любовной темы.
- Знаешь, почему люди называют смерть «первой ночью покоя»?
- Да, потому что ты первый раз в жизни не видишь сны. (с) «Первая ночь покоя».
|
прямая ссылка
11 января 2010 | 20:51
|
|