Как легко в детстве сделать из стульев самолет, вторым пилотом посадить набитого ватой зайца и провести день в исследовании необитаемых земель. В детстве не скучно. Теперь нам нужно куда больше – целая индустрия развлечений не покладая рук старается хоть на мгновение поднять вверх нашу бровь от удивления, заставить дернуться уголок рта в подобие улыбки. В детстве мы могли весь день проплакать из-за «Белого Бима», теперь для нас высокобюджетно стирают с лица земли города, а мы переживаем лишь о том, чтобы хватило большого ведра попкорна до конца сеанса. Но при всем при этом мы с удовольствием смотрим «Карлсон вернулся» с нашими детьми и простаиваем в очередях за билетами на спектакли Е.В. Гришковца. Мы скучаем по детству. Так стоит ли торопиться взрослеть, стоит ли ТАК взрослеть, чтобы потом скучать?
Фильм Томаса Винтерберга «Дорогая Венди» - повесть о том, как дети становятся взрослыми, о том, как взрослые не хотят становиться детьми, и о пистолетах. Герой фильма - одинокий подросток озадаченный поиском своего места в жизни. Захудалый шахтерский городок, три улицы, площадь и самая радужная перспектива – добывать уголь, коротать вечера у телевизора или в баре. Но после гибели родителей у героя, которого играет молодой и талантливый Джэми Белл («Билли Эллиот», «Телепорт»), появляется выбор, он не знает, чего хочет, но он точно знает, чего не хочет. Случайно попавший в руки револьвер, который он называет Венди, меняет жизнь юноши. Он собирает таких же как он изгоев и неудачников, создает тайное общество, члены которого именуют себя Денди, носят при себе пистолеты, странно одеваются и все свободное время проводят в заброшенной шахте, переоборудованной под тир. Герои с головой уходят в придуманный мир, которого им так не хватало в скучном и однообразном мире взрослых, они целыми днями изучают книги о баллистике под музыку 70-х, обсуждают технику стрельбы за вином и при свечах, читают стихи с револьвером в руках. В их мире свои правила, свои законы, и, следуя им, Денди, конечно же, не вписываются в общую картину, и как результат неминуемо попадают в неприятности. В трагичном финале картины перед нами предстаёт уже не горстка городских лузеров, но личности, нашедшие свой путь, не жалеющие ни секунды о своем выборе, счастливые люди, обретшие себя.
Сценаристом фильма выступил небезызвестный датчанин Ларс фон Триер, его история отличается от традиционных для него сюжетов, она проста, бесхитростна, местами в ней есть откровенные нестыковки, но это не важно – мы не знаем, что за город, где происходит действие картины, она не привязана ко времени – это легенда, история. Винтерберг мастерски воплощает сценарий соплеменника и коллеги по цеху, сужая весь мир до одного затерянного городка, надежды и веру во что-то светлое до горстки подростков-аутсайдеров. История не выглядит реальной, но и утверждать, что такого быть не может, я бы не рискнул.
«Дорогая Венди» фильм светлый, вселяющий надежду, после просмотра не хочется разбить Триеру нос, как после его «Рассекая волны» или «Догвилль», а даже наоборот – пожать руку.
Сразу скажу, что данный фильм не предназначен для излишне рациональных, лишённых абстрактного мышления людей. Прочитав несколько рецензий на кинопоиске, мне стало даже как-то не по себе. Когда человек видит только поверхностные «бытовушные» моменты и при этом не замечает аллюзий и скрытого смысла, это уже его личная проблема, но никак не проблема создателей фильма.
Действие происходит в сером захолустном городишке, где все проживают скучную, однообразную жизнь. Это своего рода одна жизнь на всех. И вот, главный герой фильма и его напарник Стив всё-таки выбиваются из этой массы. Они следуют своей мечте до конца, хотя в сущности, почти и не представляют себе, какая она есть, эта их мечта.
Изначально оружие было для них чем-то вроде психологической опоры, средством от нерешительности и страха перед окружающим миром. Это больше чем личная вещь, пистолет – самый близкий друг. И, конечно же, они не собирались использовать его по назначению, но ведь, как известно, всякая вещь рано или поздно находит своё применение, точно так же, как и срытые наклонности человека когда-нибудь проявляют себя.
Мало кто заметил, что главным образом в фильме развёрнут конфликт между внутренним миром человека и суровой действительностью. Реальность не выносит отступлений от нормы, «взрослый» мир заживо пожирает мечтателей. Мне кажется, фильм именно об этом.
Особое внимание следует обратить на финальную сцену, ведь именно в ней заключена картина современного мира. Все эти плешивые глупые полицейские, жирные бородатые начальники с отвисшим брюхом – это и есть власть. Власть любого государства. Именно они готовы задушить и нейтрализовать всё самое лучшее в этом мире: фантазии, молодость, силу, волю и свободу. Столкнувшись с ними, любому пацифизму так или иначе приходит конец. Да и что в сущности представляет собой пацифизм? Отсутствие реакции на раздражители? Умение терпеть пинки и унижения? Именно это предлагает человеку само слово «пацифизм». Терпеть и ждать, что когда-нибудь всё изменится к лучшему. Конец этого фильма представляет собой конец пацифизма.
Венди – это не просто оружие смерти. Для главного героя это ещё и важная часть его мечты, его личный путь к освобождению. Это часть его самого.
Чья сторона победит? Пока что выигрывают те, кого больше. Может, когда-нибудь всё изменится. Хотя финальная сцена почти не оставляет на это надежды. Мир старый, больной и глупый, а мечты обречены на гибель под пулями невежд.
Художественное решение вполне неплохое, музыкальное сопровождение мне также понравилось.
Начало фильма заставляет вспомнить чеховский афоризм о том, что «если в начале пьесы на стене висит ружье, то до занавеса оно должно выстрелить»?
Однако тот факт, что в этом фильме его «повесили» буквально на наших глазах, ни в коей мере не делает развязку предсказуемой, ибо сценарий писал сам Маэстро Ларс фон Триер, который имеет полное право на титул «непредсказуемый».
Томас Винтерберг, снявший в свое время потрясающий фильм «Торжество». Догма № 1, по уровню таланта и оригинальности своему знаменитому коллеге подстать.
Эта пара достойных единомышленников создала картину, которая весьма убедительно показывает опасность фетишизма. Никакие внешние атрибуты не способны кардинально изменить личность, но некоторые способны создавать иллюзию такого изменения...
Впрочем, в фильме о подземном «храме» слишком много подводных русел для течения мыслей, чтобы чей бы то ни было спойлер смог ответить на все вопросы, которые рождаются по ходу просмотра и после него.
Вторая, после провального сумбура «Все о любви», американская картина Томаса Винтерберга, снятая через год после «Догвилля», по мнению многих критиков и зрителей, укрепила антиамериканскую репутацию Ларса фон Триера, сценариста этой ленты, однако, на мой взгляд, «Дорогая Венди» при всей кажущейся абсурдности нарратива – вовсе не «черная» комедия, как некоторые считают, а полноценная драма, даже трагедия о молодости, сошедшей с ума от своей всесильности. Совершенно неверно некоторые критики пытаются трактовать фильм Винтерберга как марксистское высказывание о помощи обездоленным и стихийном молодежном сопротивлении несправедливости. «Дорогая Венди» - кино все же об антигероях своего времени, по сути дела притча о «белой и пушистой» Америке, ради кажущихся благими целей проливающей кровь на разных континентах.
По сути дела Винтерберг при помощи действительно мощнейшего сценария Триера, написанного как большая литература (даже стилистически), смог показать, как в нашем мире перемешано добро и зло, и все попытки силовой защиты добра всегда оборачиваются кровью и страданиями. Действительно, еще в «Догвилле» Триеру удалось показать вошедшую в кровь американцев мнение о собственной непогрешимости и проистекающее от этого невероятное фарисейство и лицемерие. В этом смысле «Дорогая Венди» - безусловно, продолжение и углубление мессиджа «Догвилля». Подростки, влюбленные в оружие, изучающие механизмы смерти от него, упражняющиеся в стрельбе и при этом декларирующие себя пацифистами – это конечно саркастический оксюморон. Однако, помимо этой детали сарказма в картине нет, это почти античная трагедия, берущая высокую ноту взвинченного драматизма уже сначала – с писем главного героя своему оружию.
Винтерберг и Триер почти в духе психоанализа раскрывают сексуальность оружия, его фаллическую суть и проистекающую от обладания этим суррогатом фаллоса уверенность. Однако, авторы «Дорогой Венди» убедительным образом показывают, что это нагнетание сексуальности нуждается в разрядке, в демонстрации, и она обязательно произойдет самым кровавым образом. Собственно нагнетание саспенса в первых двух третях картины, в финале обернется почти боевиком. Мастерство создателей – в том, что смотреть фильм не скучно, даже когда в нем еще нет насилия, даже тогда когда оно еще на началось, но вот-вот разразится. В то же время «Дорогая Венди» - фильм не только о любви к оружию, почти сексуальной и оттого стопроцентно извращенной (как было в гениальной ленте Хотиненко «Макаров»).
Винтерберг и Триер сделали потрясающую картину о слепой вере в свою правоту, делающей фанатиками не только американских военных и политиков, но и простых жителей, населяющих США (вспомним, ведь Грейс в «Догвилле» конфликтует именно с обычными жителями городка). Этот великодержавный шовинизм, свойственен не только США, но всем, кто готов во имя кажущегося чистым и невинным добра проливать кровь. Казалось бы подростки хотят помочь чернокожей бабушке попасть к подруге, что тут плохого? Но кровавый гротеск не заставит себя долго ждать. «Дорогая Венди» - по сути очень актуальное кино о том, как погибают от меча те, кто взял этот меч. Это притча на все времена под кажущейся легкой музыку группы «Зомби» (что тоже не случайно): оружие, вера в свою правоту, кажущиеся благими цели превратили простых американских подростков в социально опасных зомби. Как это знакомо всем, пережившим идеологическое ослепление!
Однозначно может. Фильм про дружбу мальчика и его пистолета по определению является скучным. Но томящее ожидание чего-нибудь неожиданного заставляет досмотреть его до конца. И вы не пожалеете.
Страсть героев к огнестрельному оружию перерастает в безумную навязчивую идею. Сначала зритель думает, что оружие делает их уверенней в себе, даёт им чувство безопасности. Но буквально в один момент видение переворачивается. И вы начинаете смотреть на происходящее совершенно по-другому. Это больше не безобидный клуб по интересам, а зарождение группы психопатов.