В киностудии Zentopa танк стоит посреди двора, комнаты названы в честь Маркса и Троицкого, а часть стен выкрашена в цвет тюремного «коридора смерти». Один из ее основателей эксцентричный режиссер Ларс Фон Триер как-то написал сценарий о двадцатилетних любителях оружия, живущим в месте не менее странном, чем интерьер студии Ларса, и отдал право срежиссировать его своему другу. Томас Винтерберг поколдовал немного и возраст главных героев с более-менее спокойных «слегка за двадцать» упал до критического подросткового. Так и появилась «Дорогая Вэнди».
В мире безымянного провинциального городка все вверх тормашками – пацифисты с оружием в руках и настоящий пистолет, продающийся как игрушка в маленьком магазинчике. И этот водоворот странностей, выстроенных на реальности без даже малой доли фантастики, так затягивает, что постепенно волна клуба юных любителей оружия настроена и финальные события уже не кажутся такими необычными. Логичное завершение безумной истории. А может и не втянуть и тогда это будет «издевательство над всеми киносвятынями, гротеск, абсурд». Тут нечего будет сказать в ответ, нечего возразить – действительно абсурдно. Все находиться внутри привычной реальности шахтерского городка, инопланетяне не прилетают, собаки не начинают танцевать, но все в жизни и одновременно вне нее. Однако когда тебя втягивает это все не важно, даже если после просмотра ты осознаешь все подводные камни.
Когда оружие заряжено, но никак не стреляет в этом есть что-то патологичное – такое ощущение, что нарушается важный закон вселенной типа силы гравитации. Но в пылу своего увлечения сборище «стиляг», как их называет автор клуба, тоже очень паталогично – они искренне уверены в том, что их милый железный друг никогда не выстрелит в свежую плоть и его пули будут только на черно-белой мишени. Однако природа пистолета все равно возьмет верх и он будет делать то, для чего предназначен – убивать людей. Наделив огнестрельное оружие именами, личностью и даже устроив импровизированную свадьбу, провинциальные подростки в конце концов вынуждены будут уступить «природному» зову своих сердечных друзей и быть с ними до конца, как и обещали, даже если идеи пацифизма будут рушиться у них на глазах их же оружием. Ларс Фон Триер как то сказал, что снимает кино о противоречиях – о том как все должно быть в теории и о том как бесполезна эта теория при столкновении с обстоятельствами реальной жизни. И пусть «Дорогую Вэнди» он не срежиссировал, но она тоже и об этом.
Однако все это – унылая жизнь в провинциальном городке, теория и практика, подростковый клуб по интересам и проблемы старушки-параноика, не так значимы про сравнению с тем, что выходит на передний план, пусть иногда и на минуты теряясь.«Дорогая Вэнди» - прежде всего история о любви одного паренька. Со всеми вытекающими – появлением в жизни смысла, долгими вечерами вместе, письмами в которых прошлое и сокрушительной ревностью. А когда ты любишь по-настоящему, тебя не волнует кто твой избранник – мелкий воришка или крупный трус, сорокалетняя женщина или пятнадцатилетний парень. Тебя не волнует даже когда твоя избранница это настоящий пистолет.
Очередная элегантная оплеуха современному извращенному миру, причем сделанная в такой тонкой форме, чтобы этот извращенный и больной современный мир ничего не понял и выглядел еще глупее. Пронзительная ностальгия по утерянной Силе. Эти подростки – не сумасшедшие, они просто вспомнили, что каждому из них от рождения Богом даровано свободу Воли, великое и неотъемлемое право самому делать выбор. Их отцы отказались от этого права в угоду собственному брюху и мнимой безопасности, превратившись из воинов в послушных овец. А защитить собственную честь (и когда-то, и сейчас) можно только с помощью собственных рук, крепко сжимающих оружие. Полностью доверив эту жизненно важную функцию неизвестным дядям, называющих себя государством, мы теперь её потеряли, и защищать больше нечего.
Человек - еще звучит гордо, но в принципе, уже сидит тихо. В основном, перед телевизором, популярно разъясняющим ему, что между Добром и Злом особенных различий как бы и нет… А ведь еще совсем недавно Человек эту разницу прекрасно понимал: ВСЕ, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ ПО СОБСТВЕННОЙ ВОЛЕ – ДОБРО, А ВСЕ, ЧТО ПО ЧУЖОЙ ВОЛЕ – ЗЛО. Был у него когда-то этакий атавизм - поведенческий императив, благодаря которому любое мурло, повысившее на него голос (будь оно хоть самим шерифом), могло через секунду получить в лоб пулю 52-го калибра.
Ричард — обычный американский подросток, живущий в Богом забытом городке с не очень счастливой семьей. Размеренно-скучная жизнь юноши меняется когда он, случайно, нехотя, покупает игрушечный пистолетик, оказавшийся настоящим оружием… Спустя время он понимает, что тогда купил вовсе не игрушку, и с того дня его жизнь глобально начнет меняться. Дик заведет друзей, сделает небольшой рывок на работе, но самое главное-он организует клуб любителей оружия, ведь старый револьвер для него уже непросто вещь, случайно купленная, для него оружие стало центром мироздания, он даже даст револьверу женское имя Венди. Дорогая Венди. Он обретет власть, он станет главным. Об этом все мечтают. Даже самый маленький и жалкий человек мечтает показать своё превосходство над другими. Но чем больше власть, тем больше ответственность. Об этом почему-то все забывают, забыл об этом и герой Белла. Думаю, на этом мой пересказ сюжета оборвется. Не интересно будет смотреть когда все карты раскрыты. Скажу только, что многие мои знакомые считают фильм бессмысленным, а концовку вообще абсурдом. Многих зрителей шокировало бессмысленность сюжета, других же привело в ужас как отвратительно снято.
Однако, думаю, последнее была задумка режиссера, которую я оценила и поняла. На первое обвинение мне нечего ответить. Фильм далеко не все поймут. Мне же он смог ответить на многие мучившие меня вопросы.
Серый городок идеально подошел к заднему фону фильма, хотя, на это я особо не обращала внимания. Меня больше заинтересовали живые и выразительные персонажи. Их было шестеро, шестеро отважных, каждый из которых меня чем-то поразил. Разочаровал герой Пуллмана, такой свиньёй, извиняюсь, надо ещё было быть. Ему так доверяли, а он так безжалостно предал. Однако, не признать таланта этого актера нельзя. Ведь от него и требовалось вызвать бурю негатива в зрителях, что у него получилось отлично сделать. Джейми Белл - прекрасный британский актер современности, что он мне в очередной раз доказал своей игрой, да и все актеры приятно удивили, все они идеально сыграли и дополнили друг друга. Музыка тоже неповторимо вписалась в жизнь фильма. Группа»«The Zombies»», которую так любили слушать Стиляги, как никто бы не смог, дополнили этот фильм, внесли свой особый вклад в картину. В фильме я нашла много достоинств, которые, быть может, никто и не заметит. Фильм не поднимет вам настроения, не удивит доблестью полицейских, но поразит шестеркой. Шестеркой отважных, которые долго после просмотра не выходили у меня из головы.
Как сказал один великий классик - 'Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него.'
Но вся сила этого фильма и должна быть в том, чтобы оружие показанное в кадре 'не стреляло'. Нет, сцены освоения оружия и мастерства - это понятно и гармонично, но заканчивать фильм заурядным вестерном - это провал. По моему мнению, создатели фильма не поняли ЧТО попало им в руки. Они - как ребёнок нашедший бриллиант, поиграли им, повертели в руках полюбовавшись игрой света на гранях, да и закинули его обратно в пыль. А может и поняли, но не смогли реализовать идею.
Идея этого фильма, так и не доведённая до конца, заключается в том, что неуверенные в себе и придавленные жизнью подростки, стали полноценными личностями благодаря владению оружием. Мастерства создателей фильма хватило, чтобы показать начало становления, но не хватило чтобы показать, как не применяя оружие «в деле», можно стать и быть по жизни сильной, цельной личностью. Я уверен, что если бы то о чём я говорю получилось, то вышел бы фильм, который можно было поставить в один ряд с культовым в своё время фильмом - «Бойцовский клуб». Хотя должен сказать, что концовка фильма «Бойцовский клуб», тоже мягко говоря – странная.
Подводя итог, хочу сказать, что рекомендую этот фильм к просмотру и очень надеюсь, что кто-либо «подберёт» идею. Я считаю этот фильм заготовкой из которой можно создать прекрасный Шедевр.