К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильм о фильмах или фильм-эксперимент – «Пять препятствий». Картина, безусловно, документальная. И это зритель понимает с первых кадров. Работа оператора как будто небрежная. Он просто ходит за именитым режиссером и наблюдает за процессом съемки. Главной идея фильма – показать, как творческая личность, которую поставили в жесткие рамки, творит, справляется с задачей. Йорген Лет, безусловно, гениальный режиссер, и доказывает это с каждым своим творением.

Что на счет всего фильма… Намного интереснее смотреть ремейки «Совершенного человека», чем главное действие. Здесь нет захватывающего сюжета и моментов, когда «останавливается» сердце. Всё происходит достаточно монотонно. Чтобы досмотреть его до конца, нужна выдержка. Картина получилась авторской. И найдет своего зрителя в лице почитателей Ларса фон Триера.

Несмотря на это идея фильма замечательная. Противостояние двух режиссеров, как двух титанов, похоже на борьбу добра и зла. И как замечательно, что в пятом ремейке Йорген Лету – «совершенный человек», выдержавший все препятствия. Добро восторжествовало! Гения не заточить в рамки и не испугать ограничениями.

13 ноября 2014 | 02:25
  • тип рецензии:

«Пять препятствий» - фильм, в котором стараешься не упустить ни единого слова, фильм, который смотришь, склонившись вперед, чтобы быть как можно ближе к экрану и может быть – даже попытаться проникнуть внутрь всего происходящего…

«Пять препятствий» - документальная зарисовка на любителя. Довольно любопытно понаблюдать за диспутами двух мэтров датского кино, за соревнованием художественного и документального направлений. Но сложно представить себе человека, которого это удержит дольше 5 минут. Пожалуй, единственное, что заставляет продолжать смотреть этот фильм, - ожидание нового сюжета от Йогана Лета: каждый непохож на предыдущий, каждый тонок и изыскан по-своему и каждый покоряет зрителя заново

18 ноября 2014 | 00:30
  • тип рецензии:

Взгляните на совершенного человека. Сейчас вы можете смотреть за ним, как он ест, как он разговаривает, как трогает свой подбородок, как он совершенно падает, как он дышит. Совершенный человек. Сегодня он на арене, весь мир преклоняется перед ним. Совершенный человек, он не кажется чем-то необыкновенным. Совершенный человек снимает кино, совершенный человек выдумывает кино. Кто он такой, этот совершенный человек?

Похоже, сегодня совершенный человек - это Ларс фон Триер. Уже потому, что он уверен в том, что он - совершенный человек. Он уверен, что он может давать своему учителю - Йоргену Лету - давать указания о том, как надо снимать кино, более того, как надо снимать одну из лучших картин Лета - 'Совершенного человека'.

Собственно говоря, проявляет такое своеволие Триер в картине 'Пять препятствий'. Пять препятствий - это пять условий, которые дьявол Триер ставит Йоргену, условий для своего рода римейка 'Совершенного человека'.

Первым препятствием является ограничение монтажного куска до двенадцати кадров. 'Это просто невозможно,' - говорит Лет и принимает условие.

Что из этого получается? Судорожный фильм, чем-то напоминающий выходки дедушки Шванкмайера, видимо, своей картонностью, отрывистостью, когда в мультфильмах снимаются нерисованые персонажи и грань между анимацией и фильмом стирается. Триер говорит, что он будто бы смотрел старый фильм Лета и задаёт новую, куда более коварную задачу: в этот раз фильм должен сниматься в самом отвратительном на вкус Йоргена месте, самом нищенствующем, бедным до омерзительности. Лет должен снять там сцену пиршества.

Зачем Триер делает это? Он хочет пройти путь от совершенного до человечного, испробовать совершенное на прочность, побороть совершенное его же слабыми сторонами. Лет проваливает испытание, а может, Триер только говорит так. Ведь фильм на самом деле замечательный, даже сам по себе - это невозможное чувство стыда за то, что ешь роскошно сервированный обед перед этими нищими людьми, и ещё более ужасное чувство стыда за то, что если бы ты ел этот обед в ресторане, ты бы даже не задумался о них. Какое уж тут к чёрту равенство людей!

Как бы то ни было, в следующем эпизоде Триер 'наказывает' Лета и оставляет его вообще без условий.

Следующей 'соломинкой' на пути у мухи становится анимация. Оба ненавидят этот жанр, Триер желает Лету скорейшего провала. Тем не менее, тот выкручивается и делает анимацию, куда вклеивает куски и из предыдущих фильмов этой акции, и из своих старых лент.

И наконец, последнее препятствие заключается в том, что Лет читает нечто вроде письма-исповеди, написанного провокатором Триером и адресованного то ли самому Триеру от Лета, то ли наоборот.

Итак, пять препятствий пройдены. Зачем? Это вопрос.

Прежде всего, Триер говорит, и Лет признаёт это - это портрет Йоргена Лета.

Йорген Лет: «Это мой портрет, написанный Ларсом фон Триером. Все начиналось с дискуссии между нами, с поединка индивидуальностей, с диалога о творчестве. А потом — в процессе — ему захотелось сделать мой портрет. Я просто не сразу об этом догадался. Но это-то и хорошо».

Фон Триер: «Я всегда считал документальные фильмы Лета слишком умственными. Эти препятствия я разработал, чтобы сломать Лета, поместить его в контакт с его самыми потаенными эмоциями. У меня есть теория о том, что правда выходит, когда ты сломан. Не могу сказать, что сумел добиться этого с Йоргеном Летом, вряд ли он сломался. Зато результат – сам фильм – вполне отвечает моим ожиданиям».

Во-вторых, это фильм о том, как Триер снимает фильмы. Он ломает себя, выдумывает себе всякие мерзости и подвохи, потому что какой смысл снимать кино без этих подвохов? Мы не ищем лёгких путей, не берём то, что само идёт в руки.

В-третьих, этот фильм о том, что для настоящего кино нет препятствий - какими бы мудрёными они ни были, какими были невозможными не казались, они только украшают и оживляют фильм. Даже мультипликация, которая по мнению обоих должна была получиться дерьмом, была блестяща.

Главное препятствие этого фильма - деградация. Мораль так устроена, что человек должен эволюционировать, развиваться, идти вперёд. Триер же хочет, чтобы Лет спустился назад - от совершенного к человеку. Он говорит, что каждый следующий фильм должен быть хуже предыдущего, что он должен быть более человеческим, слишком человеческим, слишком грязным, слишком низким. И это препятствие - самое невыносимое.

Совершенный человек снимает кино о совершенном человеке, ставя над ним злокозненные опыты. Совершенный человек падает, но не ломается и не сдаётся. Совершенству нет предела.

05 апреля 2010 | 23:50
  • тип рецензии:

90-минутный сеанс садомазохизма между широко известным в узких артхаузных кругах Ларсом Фон Триером и менее известным в тех же кругах Йоргеном Летом. В роли садиста – первый, в роли мазохиста – второй. Каждый справляется со своей ролью блестяще. И пусть этот фильм анонсирован как документальный, в том, что он сыгран на четко прописанных ролях не приходится.

Начнем с «жертвы». Йорген Лет – как пишут в разных интернет-источниках, выдающийся датский документалист-экспериментатор, о существовании которого многие, однако, узнали благодаря Триеру.

Давным-давно (в 1967 году) Лет снял 12-минутную ленту «Совершенный человек», о достоинствах которой лучше каждому судить самостоятельно. Мнений на счет этого кинопроизведения существует множество, и все они очень разные – проще и быстрее составить свое собственное (12 минут все-таки). В общей сложности Лет снял около сорока киноработ, самые известные из которых «Жизнь в Дании» (1971), «Добро и зло» (1975), «66 сцен из Америки» (1982), «Гаити. Без названия» (1996). Также он пишет стихи и комментирует велогонки для телевидения. А еще он последние 20 лет живет на Гаити, что называет «экспериментом над собственной жизнью».

Вот там-то на Гаити и находит его Ларс фон Триер и в свою очередь предлагает еще один эксперимент. Точнее не один, а целых пять: снять пять римейков на «Совершенного человека». Причем римейки эти должны быть не простые, а снятые с учетом определенных условий, автором которых будет Триер. Лет же в свою очередь будет их беспрекословным исполнителем.

Лет: «Ларс признавался, что, когда был студентом, считал меня высокомерным, заносчивым сукиным сыном, и на этот раз ему хотелось отыграться. Ларс любит вспоминать свои личные травмы и превращать их в сюжеты». Вот из такого вот «сора» и произрастают некоторые кинематографические эксперименты.

Римейки получились, как римейки – сюрреалистические вариации на любителя. Тот же «Совершенный человек», только в профиль – в разные профили. Условия-препятствия от Триера – хитроумны и зловредны. Например, снять фильм на Кубе (почему нет? тем более Лет там никогда не бывал ранее), или снять сцену поедания пищи в самом отвратительном, по мнению Лета, месте на земле (Лет выбирает трущобы в Мумбаи и на глазах у – наверняка голодных – детей совершает изысканную трапезу с ножом и вилкой). И все это, по словам Триера, что бы «ухватить что-то человеческое».

Сценой, которая наиболее адекватно отображает суть происходящего в этой картине, является сцена «призрачного балета со стульями». Ее мы видим в третьем римейке, в котором Триер воплотил свой самый «дьявольский замысел» – оставил Лета без правил, предоставив полную свободу действий. Лет в ужасе: «Это удар ниже пояса!». Сцена выглядит следующим образом: какие-то люди передвигают красивые белые стулья на какой-то террасе, приговаривая: «Это стулья. Их можно передвигать как угодно, как захочется. Чтобы получилась новая, более интересная расстановка. И главное – никакой паники». И при этом «как стулья не передвигай, он придет и посадит свою задницу на любой стул». Кто он – непонятно, но концепция получилась стильная.

В перерывах между римейками Триер и Лет ведут беседы, пьют водку и прочие спиртные напитки, закусывают икрой и прочими снэками, которые для своего гостя приготовил Триер. Гостя, потому как сам он как бы является хозяином дома, беседы, места, положения – в общем, эксперимента в целом. Во время этих непринужденных реприз звучат фразы типа «сними какое-то дерьмо», «это лечение, а не киносоревнование», «это невозможно», «это еще одна суицидальная ситуация», «мне нужно наказать тебя». Наверное, это все – ирония. Очень слабо верится, что Лет на самом деле хотел, чтобы кто-то сделал ему больно. «Я же гений кинематографа», – не то утверждает, не то вопрошает он, заглядывая Триеру в глаза…

Да, кажется, это – ирония. Или попытка переставить какие-то стулья…

06 декабря 2010 | 17:46
  • тип рецензии:

Ларс фон Триер... Загадочный, странный и непредсказуемый. Именно таким изначально показался мне сам режиссер. Познакомившись с картиной 'Пять препятствий', я еще раз убедилась, насколько необъятным и многогранным является мир режиссуры в целом. Решившись на столь отчаянный шаг - выворачивание наизнанку короткометражного фильма гениального Йоргена Лета 'Совершенный человек', господин Триер даже не подозревал, что сможет привнести нечто новое в мир документального кино.

Эксперимент всегда влечет за собой последствия: будь то создание чего-то нового или же, напротив, очередная победа консервативности. А что если эксперимент поставлен над работой мастера своего дела? И способен ли ученик вновь превзойти учителя? на эти вопросы зрителю смог дать ответ сам режиссер этой картины.

Зрителю, доселе не знакомому с творчеством Ларса фон Триера, фильм может показаться непонятным, скучным и местами даже странным. Качество съемки и монтаж на любительском уровне, непонятная суета в кадре, излишняя естественность происходящего. Но это лишь поверхностный взгляд.

Анализируя сюжетную идею 'Пять препятствий', можно заметить, что, отметая все недочеты (а может, напротив, умышленные уловки мастера), в картине ярко продемонстрирована сущность понятия 'гениальность бытия'. Лет совершенно не тушуется перед встающими на его пути 'препятствиями' и ловко маневрирует настроениями зрителей, создавая иной поворот его предыдущей картины. Как бы ни старался Триер изощриться в создании новых заданий мастеру, каждый раз Йорген достойно справляется с ними.

Он честно признается, что иногда задания сильно противоречат его внутреннему 'я' и, порой, кажутся ему абсурдными. Но стоит заметить, насколько мы все азартны от природы, и в последствии, эксперимент становится некой игрой, все сильнее и сильнее затягивая не только главных героев фильма, но и нас, зрителей. Интерес, движущий Летом и Триером, является смыслом их жизни - взглянуть иначе на очевидное. Казалось бы, есть фильм, есть идея, есть некий вывод. А для чего нам все это? Что же хотел сказать нам режиссер? И стоит ли смотреть то, в чем по сути, мы ничтожно субъективны?

Картина поразила меня своим стилем, своим непревзойденным характером. Ларс фон Триер не стремился собрать единомыслящую толпу зрителей перед экранами, снимая сей фильм. Его навязчивой идеей стало доказать, в первую очередь самому себе, что то, в чем ты можешь быть сто процентов уверен как мастер, может в одночасье подвергнуться изменениям и никогда уже не стать прежним. Гениальность - в простоте. Поразительное умение абстрагироваться от привычной ситуации и взглянуть иначе на привычное, выйти из зоны комфорта - вот то, чего не хватает иногда каждому из нас. Документальный фильм 'Пять препятствий', на мой взгляд, лучшее тому подтверждение.

Так чем же способен зацепить сей фильм нашего зрителя? Ответ прост: каждому из нас в жизни стоит пройти через эти 'пять препятствий', дабы измениться внутренне. Неважно, мастер вы или новичок, иногда стоит просто посмотреть на вещи иначе и, наконец, понять, что совершенство, оно не далекое и недостижимое... Человек Совершенство таится в каждом из нас.

12 ноября 2014 | 23:06
  • тип рецензии:

'Пять препятствий' - экспериментальное кино 2003 года режиссера Ларса фон Триера. В 1967 году датский режиссер Йорген Лет снял короткометражный фильм 'Совершенный человек', который повествует, главным образом, об основных аспектах поведения человека, которые так волнуют и интересуют Йоргена Лет. Документальный фильм 'Пять препятствий' выглядит как пять ремейков 'Совершенного человека', в каждом из которых персонажи должны преодолевать определенное Триером препятствие.

Йорген Лет, получив полную свободу в реализации каждого фильма, ограниченного каким - либо условием, выбился в итоге в первостатейные звезды. По моему мнению, каждый ремейк - это своеобразное искусство, которое многое может объяснить неискушенному зрителю, но в то же время ко многому обязывает и самого создателя.

Как и полагается артхаусному кино Йоргена Лет, камера подчеркнуто сохраняет эмоциональную дистанцию. Паузы у Йоргена Лет говорят больше слов, неторопливые эпизоды и прерывистые постановки то и дело прерываются лишними, на мой взгляд, деталями. Для солидности показаны кадры диалога Триера с Йорганом, смысл их сотрудничества, хитрую уловки Триера над Йорганом.

Незамысловатая цель всего фильма - пройти путь от совершенства к 'человеку'. На мой взгляд, фильм - это некая игра, игра, которая показывает проблему между совершенным и человеческим, потому что все люди далеко не совершенны. По мнению Йоргена Лет, кто такой совершенный человек!? ' Мы так говорим, когда модем сделать то, что мы говорим' - подчеркивает он. И Ларс фон Триер даже сам заключает: 'Не интересно, контроль определяет все. Пусть вещи выходят из под контроля'

Они оба нападающие. Ларс дает очень противоречивые сложные задания для съемок каждого ремейка, а Йорген их выполняет, но при этом в третьей постановке фильма он все таки нарушает правила: Йорген Лет воспринял условия Ларса творчески и интерпретировал в свободное действие. В итоге становится понятно, что Йорген Лет постоянно чувствует себя черепахой, опрокинуть на спину. А Триер чувствует себя на коне: ' Люди, которым подставляют подножки должны выглядеть разбитыми ?'

В заключение 'фильм- игра' закончился полной разгадкой хитрого замысла Ларса. Разгадкой оказалось наказание Йоргена Лет за его фильмографическую деятельность, наказание за то, каков он есть. Йорген Лет: ' Мои фильмы - блеф, Ларс, мое убежище. Спасибо, что наказал так красиво'

6 из 10

21 ноября 2014 | 15:30
  • тип рецензии:

'Пять препятствий' это некая работа над ошибками, которую Ларс фон Триер поручил сделать Йоргену Лету. Подкидывая препятствие за препятствием, Триер заставляет Лета усовершенствовать его же короткометражку 'Совершенный человек'. В ходе этого процесса выражается истинная 'дьявольская' сущность Ларса он Триера, он как бы издевается над своим же учителем Йоргеном Летом, сковывая его во все большие рамки, чтобы достичь совершенства и перфекционизма. В итоге мы видим фильм о фильме, о погоне за идеалом, также пять необычных ремейков старой документалки.

Несомненно, Ларса фон Триера можно назвать провокатором, в чем он и сам признается в данной картине. Его слова: 'Мне нравится, когда зрители находят в моем фильме больше, чем я в него вкладываю', - сами по себе являются провокацией, но это не умаляет заслуг режиссера. Его фильмы о нем, о том, что его интересует, а главное, что характеры и герои в них живые.

Зрителю фильм может понравиться или не понравиться, но равнодушным он его точно не оставит, в этом вся суть картин Триера.

13 ноября 2014 | 01:05
  • тип рецензии:

«Пять препятствий» — это фильм о противоборстве взглядов двух старых друзей, режиссеров: Ларса фон Триера и Йоргега Лета. Препятствия — это ограничения, которые Ларс фон Триер ставит перед Йоргеном в попытке создать пять ремейков фильма «Совершенный человек». Целью воссоздания самого известного фильма Йоргена является его перерождение как личности. Ларс фон Триер хочет сломать оболочку Йоргена, «пробиться через его броню», увидеть его истинное лицо, которое он так старательно скрывает под перфекционизмом и режиссерскими шаблонами.

Сначала препятствия кажутся случайными, подобранными таким образом, чтобы поиздеваться, усложнить творческий процесс Йоргена. Затем создается четкая картина, видимость и избирательность именно этих препятствий. Ларс фон Триер вводит ограничения постепенно, начиная от стиля режиссера и заканчивая глубинами его личности.

Кажется, что миссия фон Триера провалилась, Лет так ничему и не научился, ничего не понял. В течение всего фильма Йорген прибегает к различным уловкам, увиливая от ограничений Ларса, с помощью которых режиссер пытался сломить его, обнажить его личность. Но именно через свой защитный механизм Йорген и раскрывает своё истинное лицо. Он сам и его фильмы находятся в выдуманном мире, где уродство реальности скрывается за декорациями. Йорген боится потерять свой гений, показывая подлинную картину мира, ударить в грязь лицом. Сам Лет не прибедняется, говоря о своём таланте. Создается впечатление, что сам режиссер ставит себя выше обычного человека. Однако фон Триер видит Йоргена с другой перспективы: по его мнению, фильмы Лета наполнены ложью и притворством, в них мало эксперимента и много шаблонов, но самое главное — в них нет самого режиссера. Фильмы отвязаны от его личности, от событий его жизни и переживаний. После каждого испытания Ларс, кажется, терпит неудачу: он не видит изменений в Йоргене.

В конце концов, мы видим, что в результате данного эксперимента изменился не только Йорген Лет, но и сам Ларс фон Триер. Ларс считал, что Лет скрывает свое я, но на самом деле в этом и есть его личность. Йорген не совершенный человек, он обыкновенный трус, который боится оступиться и подвергнуть сомнениям свои идеалы, однако он прекрасно это понимает, как понимает и то, что он самый обыкновенный человек.

16 ноября 2014 | 21:55
  • тип рецензии:

Кино, как и любое искусство, по своей сути должно быть свободным от рамок, ограничений и других барьеров. Единственным сдерживающим фактором может стать лишь фантазия автора, в данном случае режиссера или сценариста, которая, как правило, безгранично. Но что же произойдет, если искусственно загнать творца в жесткие рамки и заставить его выполнить даже самые нелепые условия?

В течение 90 минут просмотра картины «Пять препятствий» Ларса фон Триера мы наблюдаем фильм в фильме о фильме, прощу прощения за повторы. Оригинальная картина 1967 года «Совершенный человек» Йоргена Лета раскрывается спустя 36 лет самим же режиссером с совершенно других сторон. А всему виной изощренные препятствия, которые ставит Ларс фон Триер перед ним. Мы смотрим фильм о жизни кинематографиста, о его работе, о переосмыслении своего же творения. Мы погружаемся в атмосферу переживаний, связанных с процессом создания нового экранного продукта, видим, как режиссер ищет выход из непростых искусственно созданных ситуаций. И в конце концов мы видим собранный по кусочкам ремейк «Совершенного человека», который уже далеко не так совершенен. Каждое препятствие коварного Ларса меняет смысловую окраску фильма, делает его то футуристичным, то беспощадно капиталистическим, то нуарным.

Но после просмотра остается вопрос: «Кто с кем играл?». То ли Ларс фон Триер, грубо залезая в душу Лета, заставляя его пройти через самые страшные и неприятные для него эпизоды; то ли Йорген Лет, почти покорно выполняющий указания, но тем не менее поражая и собственноручно задавая тон эксперименту.

Если вы хоть чуточку заинтересованы в процессе создания кинокартин, хоть немного креативны и ищете что-то новое, то такая режиссерская игра придется вам по вкусу.

12 ноября 2014 | 22:45
  • тип рецензии:

Как же выглядит совершенный человек? Что он ест? Как одевается? Этими вопросами задался известный режиссер-документалист Йорген Лет и найденные ответы он изложил в своей картине 1967 года - 'Совершенный человек'. Спустя несколько десятков лет этими же вопросами заинтересовался и Ларс фон Триер. Первый в своей карьере документальный фильм он решается снимать при помощи одного из любимейший документалистов. И это оказывается не просто новый фильм, и даже не просто ремейк... А целых пять ремейков короткометражки в главной роли с создателем оригинала.

Анализируя сюжет, мы видим что Триер просто ставит перед Йойргеном какие-то немыслимые условия для переснятия фильма. То оправляя его в неимоверные места; то требуя снимать в Бомбее улицы, полные людьми, но только так чтобы этих людей не было видно; то заставляя Лета самого сыграть этого «Совершенного человека». Триер пытается включить его воображения, прося переснять свой фильм в виде анимации.

Не смотря на все сложности и все негодования Лета, он пытается возможно где-то пересилить себя и заставить, но однако каждый раз справляется с задачей и довольно успешно. Правда просмотрев всю картину до конца мы понимаем, что Ларсу по факту не сильно то и были важны те ремейки, он просто проводит, так сказать, пятиступенчатый курс «психотерапии» для усталого режиссера, выводя его из сезонной депрессии. В итоге, у Йоргена с каждой новой ступенью появляется юношеский энтузиазм и он как будто молодеет на глазах, выполняя даже то, в чем вроде бы признавался сам себе, что не сможет этого сделать.

Триер добился того, что задумал с самого начала - он создал своего Совершенного человека!

13 ноября 2014 | 01:44
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: