Пожалуй, главной причиной выбора этого фильма стал Ларс фон Триер. Его картины и его личность. Из интервью актёров, работавших с датским режиссёром, складывалось впечатление, что фон Триер — злой гений и просто сумасшедший. После просмотра его фильмов впечатление укреплялось. И вот «Пять препятствий». Мы наблюдаем за тем, как фон Триер заставляет Йоргена Лета снять своего рода ремейки на фильм «Совершенный человек», фильм, являющийся Библией фон Триера. Он заключает Создателя в определенные рамки. Фон Триер признается, что смотрел фильм больше 20 раз, что он считает Лета гениальнейшим режиссером, но при этом режиссёр подвергает его своего рода пыткам. Датчанин пытается разрушить свой же идеал.
Препятствие первое. 12 кадров, ответы, Куба, никаких декораций. «Догма 95». Наверное, самое простое испытание для Лета, самое, я бы сказала, обычное, несмотря на всю сложность поставленной фон Триером задачи. Лет — совершенный режиссёр своего фильма.
Препятствие второе. Ужасное место, не показывать это, Йорган Лет — совершенный человек, еда. Йорган Лет не справляется с этим заданием. Именно во втором фильме он становится Совершенным человеком, играет его роль, находится на его месте. Из роли «режиссер» переходит в роль «актёр». Лет — совершенный актёр.
Препятствие третье. Не справившись с заданием, Йорган отправляется снимать фильм без препятствий. В этом фильме его роль — создатель чего-то нового, не по подобию «Совершенного человека» 1967 года, а сквозь подобие этого фильма. Лет — совершенный режиссёр нового фильма.
Препятствие четвёртое. Анимация. Лет должен снять мультфильм, т. е, работать в совершенно не свойственном ему жанре. Ему удаётся справиться и с этим препятствием. Лет — совершенный режиссёр анимации.
Препятствие пятое. Прочитать написанный Ларсом фон Триером текст. Здесь он выступает в роли Создателя совершенно нового фильма, он является Автором письма, адресованного фон Триеру, которое написал фон Триер. Он прикладывал меньше всего усилий к прохождению пятого препятствия, но влияние его больше всего остается на пятом фильме. Лет — совершенный человек.
Фон Триер считает себя Создателем, заранее зная, что он не прав. Он ставит себя выше Лета, но при этом признаёт в Лете гения, берёт на себя роль Бога, который поможет Йоргану Лету, откроет глаза, «поможет расправить крылья». Он признаётся, что знает Лета лучше, чем он сам. Вообще, чтобы выразить всю идею фильма, достаточно процитировать то самое письмо от начала и до конца.
«Гением надо управлять» - заявляет фон Триер. И мы действительно видим, что он дает Лету понять своё совершенство (совершенный режиссёр, актёр и т. д.), он пытается открыть в нём это совершенство. Фон Триер ставит препятствия, зная о своём будущем поражении, но, проигрывая, он выигрывает — открывает Лета. Сам признаётся, что задумал всё это с целью помочь Йоргану Лету.
Очень много мыслей после просмотра, и все они таковы, что, цепляясь друг за друга, хоть и составляют цельную композицию, но выражению не поддаются.
Непривычно наблюдать за Ларсом фон Триером, за его мимикой, за его дьявольской, безумной улыбкой, за его непоколебимостью. Непривычно видеть его на экране. Он — Хозяин, Создатель, а Йорган Лет — Совершенный человек. Не зная работ фон Триера, я бы думала, что он, как говорится, слишком много о себе возомнил. Но он прав.
«Добрый глупый Ларс». Лет читает письмо, написанное фон Триером, написанное якобы Летом. Говоря за Лета, Триер пытается открыть Лету глаза, сказать за него то, что должен сказать Лет, что должен понять. Именно Лет читает, потому что после этих препятствий он может сделать это, он расправил крылья. Хотя фон Триер и считает, что проиграл, но, зная о проигрыше заранее, он преклоняется перед Летом. Другой возможности нет. Все пять препятствий делают из Лета совершенного...
Пять препятствий – пять безобидных игр с Йоргеном Летом. Мы наблюдаем за этой игрой. Мы жаждем узнать итог игры. С нетерпением вглядываемся в каждую минуту фильма в ожидании очередного шедевра от Йоргана Лета. На первый взгляд это фильм о фильме, фильм о создании 5 ремейков шедевра 1967 года - «Совершенный человек». Йорган переснимает свой фильм 5 раз при определенных условиях поставленных Ларсом фон Триером. Каждый новый фильм снят через новое видение режиссера, через призму его прожитых переживаний за период от первого «Совершенного человека» до создания последнего. Каждый ремейк – целостное, интересное, интеллектуальное и душевное кино. Ко всему этому, зрители в роли наблюдателей могут видеть само создание кино, так сказать, посмотреть «изнутри» на процесс съемки, что тоже не оставляет равно душным.
Но дойдя до последнего ремейка, раскрывается вся суть фильма - противостояние двух гениев. Была ли это игра? Или это вся история о несовершенстве «совершенного» человека, будь то Йорган или Ларс? Оба гения раскрыли свое человеческое я, свои недостатки, каждый в своей манере, каждый из них упал «как падает совершенный человек». Но удалось ли им подняться? Стать лучше или хуже? Вывод за вами!
Жанр: Портрет Йоргена Лете, написанный Ларсом Фон Триером.
В данном фильме Ларс Фон Триер пытается показать плод творения через безумие препятствий. В этом эксперименте передаются мысли режиссера о том, что условия его друга изначально губят картину. Проходят Дни тяжелых раздумий.
из этого количества преград рождается культ Творца, который вынашивает идею каждого фильма, накапливая мыслительную энергию и аккумулируя визуальные образы.
Триер заставил друга обновить собственный киноязык, не только преодолевая те препятствия, что он создавал, но и изобретая для себя новые способы повествования. Йорген благодарен ему за то, что вынудил все это сделать, за его настойчивость и уверенность в том, что можно решить проблемы конструктивно, творчески.
В «Пяти препятствиях» сам процесс работы и есть драматургия. Это чудесно, что не только авторы, но и зрители могут воспринимать процесс работы над фильмом как драму. испытываю от этого большое удовольствие.
Путь от человека к совершенству. Передача драм. Смысл изображения сверх-задачи режиссера находится в симбиозе идей и визуальными эффектами, которые по мысли Триера должны сбивать с толку своего друга.
Проходя через все круги ада божественного творения Ларса Фон Триера, передается Проверка на нравственность своего товарища, который в загнанных условиях сопереживает своему детищу. На что он готов пойти ради воплощения мысли. Заставляют снимать в 12 кадрах, без декораций, самому сыграть главную роль. Ему предлагают выбор самому найти самое убогое место, создавая противоположность совершенному человеку. Поставить его на самое убогое место. Сохранит ли герой совершенство в извращенной форме повествования. Поставить себя на место совершенного человека, прочувствовать его сущность в себе. Прожить соц. трагедию на себе.
Издевательства Ларса над своим другом-учителем для большего осознания своего развития в подаче мысли, воплощения в кадре.
Должно быть разграничение в обязанностях. Если режиссер видит сцену он знает как раскрыть образ, затронуть ту идею, передать ее на языке кадра. Это не значит, что он сам в роли актера сможет сделать это. Пространство кадра заключенного в рамку реальности.
Невозможно представить, какое чувство стыда ощущал йорген, вкушая прекрасный дорогой обед перед нищими людьми. Йорген прекрасно вообразил сцену социального неравенства, передавая одну из идей фильма. В другом контексте звучало как оскорбление или было грубой сатирой, - здесь является блестящим противоречивым образом.
Двуличность людей, что скрывается за совершенным видом ? Индивидуальность человека - основная отличительная черта. Все мы особы внутри. Единственное доступное человеку совершенство - это совершенство формы, и оно необходимо человеку, внутренняя сущность которого никогда не совершенна, а часто - хаос. Человек изо всех сил стремится к совершенству и достигает его в его наивысшем проявлении - творчестве, искусстве. Искусство двигает мир вперед.
Ларс показал своего учителя гением не только в режиссуре, а также в актерстве, анимации и самое искренне - сверхчеловеком.
Режиссерскую мысль не убить. Создавая препятствия и обходя их мы становимся сильнее.
Сверх самолюбие, которое иронично показывает Ларс, разрушается в конце фильма, ведь никто не сможет вторгнуться в мысль режиссера, когда он рождал свою сверхзадачу фильма. Это словно вторгнуться в чужую крепкую семью. Перевоспитать чужого ребенка. Ларс не смог втоптать Йоргена. Он хотел спустить Лета от совершенного до обыденного, пропитанного человеческими пороками уровне.
Триер прекрасно показал всю внутреннюю сущность йоргена, который в виду своей скромности не сопоставляет себя с совершенным нравственным и духовным человеком. Пытаясь сломать Йоргена мы видим как Триер ломает себя, создавая свое искусство. Этими методами скорее всего так вдохновляется. Возможно ларс, пытался навязать свою свою методику йоргену, но качества настоящего творца всегда индивидуальны. В этом сила и уникальность искусства. Триер всегда задает себе препятствия. Это очень откровенный фильм.
Триер проигрывает в этом состязании, зная о том, что такой исход был неизбежен. Это прекраснейший поступок перед своим учителем, сущность которого он так и не смог сломать. Весь закон жизни искусства передан в этом документальном кинофильме. Триер лаконично передал основную идею этой картины- неуязвимость человека в определенных ситуациях. Созерцательность в этом фильме сможет найти только человек, любящий жанр независимого кино.
Данная документальная лента подходит начинающему режиссеру, как учебное пособие.
Пять препятствий… впервые столкнулась с таким родом фильмов. Кажется, что в этой ленте вообще нет сценария – это просто игра двух друзей-гениев кинематографа Ларса фон Триера и Йоргена Лета, снятая на камеру. В течение всех 90 минут я заставляла себя просто смотреть этот фильм. Монотонный фильм, где уже даже обычные звуки вызывали раздражение. Такой непривычный глазу монтаж ремейков… Я за традиционные фильмы, экспериментальное кино не для меня…
Так думала я до тех пор, пока после просмотра не переосмыслила все, что увидела.
Каждый поймет эту картину по-своему, кто-то вообще не поймет. Этот фильма – борьба. Ларс фон Триер пытается сломать те ограничения, которые поставил себе Йорген Лет. Что он и делает. Йорген Лет выполняя неприятные ему и кажущиеся нереальными задания для ремейков, ломает свои границы, устоявшиеся за такой большой период творчества.
Все в этом мире возможно, надо только поверить, что ты действительно это сможешь, и действовать.
«Сегодня я пережил опыт, который, надеюсь, пойму через несколько дней…»
«Пять препятствий» - это поединок двух личностей. Это фильм о фильме, вернее о фильмах.
«Совершенный человек» Йоргена Лета – некий абстракционизм, и на этот абстракционизм еще нужно создать ремейки, которые, к тому же, должны быть заключены в определенные рамки, которые придумал Ларс фон Триер. Задачка еще та, скажу я вам. Но Йоргену Лету она оказалась под силу. Он справился, без сомнений.
Лично мне больше всего понравились Брюссель и – ооо! – анимация.
Просто идеальная документальная лента не только для тех, кто интересуется процессом создания кино, но и для тех, кто считает, что жесткие рамки не способны пробудить вдохновение.
P.S. Небольшое пояснение к заголовку: просмотрев антологию фильмов Триера, поняла, что в полной мере смысл его творений доходит до меня лишь через несколько дней… Внимание, вопрос: мне просто нужно время, чтобы «дотумкать» или…я «Совершенный человек»?
Не стоит и говорить, что Ларс фон Триер, равно как и его творчество – одна большая провокация. И этот фильм является тому подтверждением.
Желая вывести своего коллегу по цеху – режиссера Йоргена Лета из депрессии, Триер предлагает ему пять раз переснять короткометражку «Совершенный человек», в соответствии с пятью различными препятствиями. С помощью них Триер хочет увидеть совершено человечного человека в Лете (или самом себе).
Препятствия или правила игры определяют степень свободы художника, у каждого свое табу, которое позволяет быть абсолютно свободным в указанных рамках, с одной стороны, и творчески обыгрывать препятствия, с другой. Это утверждением справедливо и для исследователя (Триера) и для исследуемого (Лета), достаточно вспомнить триеровскую Догму, сравнение препятствий с которой так и напрашивается.
Пусть это кино и рабочее, но то впечатление, которое оно оставляет, не сравниться ни с чем. Мне даже показалось это, чуть ли не лучшим, что я смотрела когда-либо. Ты наблюдатель, которому показывается, как все рождается. Процесс рождения, процесс создания, как все мучительно и далеко не просто. Препятствия… Скорей не препятствия, а некие ограничения, с помощью которых ты начинаешь искать что-то новое. Чем больше препятствий, тем интересней, таков закон жизни, таков закон искусства. Всем бы таких Ларсов, которые с помощью уколов, руганий, насмешек вдыхали бы в тебя жизнь. Это смерть, за которой новое рождение. Ощущения абсолютно невероятные. Ты следишь за созданием, за переживаниями, за мыслями, их намеками...- и вот! То есть это не игра, это реальность, но она прелестна и она подталкивает тебя тоже творить, срочно!
Пять препятствий - фильм, снятый Ларсом фон Триером на основе 12-минутной короткометражки 'Совершенный человек' 1967 г. датского режиссера Йоргена Лета, повествующей о жизни некоего гражданина, о том, как он занимался делами, ел, пил... Просматривая ленту 'Пять препятствий' не стоит забывать о том, что фон Триер и Лет друзья и возможно Ларс знает Йоргена так хорошо, как никто другой.
Этот фильм-противостояние, фильм-борьба, желание Триера сломать границы, смести стереотипы. Почему он выбрал именно 'Совершенного человека', что он увидел такого в фильме, перевернувшего ее сознание и побудившего создать ремейк, и не просто ремейк, а что-то совершенно новое, прошедшее через препятствия?Каждый раз он создает Йоргену новые ограничения, ставит в условия, которые неприятны, а порой совершенно выходят за рамки, которые установил себе великий Лет. Он кидает ему вызов, говоря о том, что получится барахло, но ожидая шедевр.
Фильм может показаться однотонным, даже муторным, здесь практически нет музыкального сопровождения, а лишь звуки, которые даже могут вызывать раздражение, щелки пальцами, шорох сигары, гул машин. Но мы видим, как постепенно меняется Йорген Лет, как он принимает каждый вызов, нескромно называя себя гениальным. Но кажется, что Ларсу нужно не совсем это, он просит сделать ему подарок, просит 'вымучивать свою роль, как актер', прочувствовать ее. Местами он заставляет Лета делать то, что тот ненавидит. Через весь фильм красной нитью виден вопрос 'А достаточно ли совершенен тот самый совершенный человек?', может наоборот, он обыкновенный 'человечный человек?'.
Некоторые обрывки фраз, слова показывают нам, что Триер действительно любит Лета, он восторгается его талантом и он хочет показать через этот фильм что-то важное, что-то, что сделает Йоргена счастливее.
Йорген Лет воспринимает это как игру, но все же он догадывается, он чувствует, для чего затеян этот большой эксперимент. В какой -то момент он говорит о том, стоит ли вызывать большую шумиху вокруг этого проекта? Возможно нет...
И хотя совершенный человек падает лицом на землю, он все равно поднимается...
В далеком 1967 году Йорган Лет снял свою 12-минутную короткометражку 'Совершенный человек', но вряд ли он знал, что в 2001 он и его работа подвергнется пяти испытаниям, а идея эта будет принадлежать Ларсу фон Триеру, который снял фильм «Пять препятствий».
Не случайно Триер выбрал именно Йоргена Лета для своего эксперимента. Как признался сам Ларс фон Триер, он смотрел 'Совершенного человека' не меньше 20 раз и знает Лета лучше, чем он сам знает себя. Весьма самонадеянное высказывание, которое после просмотра «Пяти препятсвий» можно подвергнуть сомнению.
С определенным хладнокровием и Триер заставлял Йоргена Лета переснимать 'Совершенного человека', раз за разом ставя новые условия, которые были для режиссера настоящей пыткой: снять ремейк в отвратительном месте, не показывая людей, использовать в одном фрагменте фильма только 12 кадров, создать мультфильм и другие. 87 минут зритель следит за режиссером, который задает себе вопрос: 'Как?'. Но всегда свои ремейки Йорген Лет демонстрирует с огромным удовольствием, явно собой гордясь. И тогда уже во взгляде Триера заметен вопрос: 'Как?'. Как сломать Лета? Как вывести его из зоны комфорта и пошатнуть его принципы? Ведь каждый раз Йорген обходит препятствия, доказывая свое мастерство, при этом не предавая себя самого и оставаясь загадкой для Триера.
Какова же идея фильма. Показать ли как рождается гениальное кино? Продемострировать ли творческие метания режиссера? Или доказать, что настоящий мастер сможет создавать в любых условиях и человеческих гений не имеет рамок и не сломается перед условностями? Так или иначе, но Триеру удалось заставить зрителя задуматься, и поставить в тупик и себя, и Йоргена Лета.
Фильм 'Пять препятствий' привлекает еще и тем, что Ларс фон Триер предстает в роли учителя и судьи. Весьма интересно слушать его критику в адрес мастеровитого и опытного режиссера, следить за тем, как он преподносит новые препятствия и выдвигает условия.
В итоге, после просмотра остается много вопросов, ощущение, что ты побывал на съемках фильма и близко познакомился с работой режиссера, и увидел Ларса фон Триера в непривычной для него роли. Как следствие, фильм будет интересен для будущих режиссеров или людей интересующихся кинематографом, не стоит обходить стороной эту картину и поклонникам фон Триера, да и любителям рефлексировать на досуге тоже будет полезно знакомство с 'Пятью препятствиями'.
Псевдодокументальный эксперимент двух знаменитых датских режиссеров.
Йорген Лет - культовый датчанин, когда-то ещё в 60-х снявший Совершенного человека - культовую короткометражку, врезавшуюся в молодое сознание его знаменитого земляка по имени Ларс фон Триер. И последнему приспичило поупражняться в остроумии, заставив старшего коллегу и учителя 5 раз переснять его шедевр.
Разумеется, просто переснять - неинтересно. Поэтому Триер придумывает ограничения для автора - съемки на Кубе и в Индии, короткие планы, мультфильм, наконец, съёмки самим Триером Совершенного человека. Кстати, фильм несовершеннен - зачин и первая половина куда как более динамичны, чем дальнейшее. Однако ж мысль Триера, как всегда провокационна - настоящего художника делает не свобода, а ограничения. Поэтому можно снять не только в Европе, но и на Кубе и в Индии - анклавах авторитаризма и дурновкусия. Не любишь мультфильмы? Не беда - ты прорвешься и через это, потому что собой быть не перестанешь.