Такое кино в современном мире встречаешь очень редко
«Пять препятствий» — фильм, который надолго остается у тебя в голове после просмотра. Фильм, который ты обдумываешь вновь и вновь в своей голове.
Такое ощущение, что этот фильм писали сходу, на коленке. В нем будто совершенно нет сценария и это ни в коем случае не минус. Такое кино в современном мире встречаешь очень редко. Фильмы как «Пять препятствий» поражают тебя своей простотой и заманчивостью.
«Пять препятствий» позиционируется как пять ремейков фильма известного датского режиссера Йоргена Лета 'Совершенный человек', который вышел в прокат в 1967 году. Это документальная лента, которая охватывающая все важные темы в творчестве датчанина.
Я считаю, что фильм получился очень экспериментальным. От такого кино не ожидаешь совершенно ничего, но получаешь просто множество положительных эмоций и мыслей над которыми нужно порассуждать. Фильм, который не все поймут оказывает очень сильное влияние на понятие 'человек' и 'совершенство' в целом. Тут еле видна грань между человечностью и совершенством, но два этих блистательных режиссера обыгрывают это как истинные мастера своего дела. Очень интересно посмотреть как Ларс дает задания для каждого ремейка и с какими эмоциями даются они Йоргену.
Так же в фильме очень интересно показаны процессы создания кино и с каким трудом они могут даваться на самом деле. Каждая сцена разобрана до мелочайших деталей.
Одна из основных мыслей, которые я вынес из этой ленты - даже если трудности попадаются на пути, то не стоит опускать голову, ведь впереди может ждать успех.
Я бы не рекомендовал этот фильм людям, которые ходят увидеть какое-то откровение. Фильм для ценителей необычного и экспериментального. «Пять препятствий» для поклонников творчества Ларса фон Триера.
'Пять препятствий' - экспериментальное кино 2003 года режиссера Ларса фон Триера. В 1967 году датский режиссер Йорген Лет снял короткометражный фильм 'Совершенный человек', который повествует, главным образом, об основных аспектах поведения человека, которые так волнуют и интересуют Йоргена Лет. Документальный фильм 'Пять препятствий' выглядит как пять ремейков 'Совершенного человека', в каждом из которых персонажи должны преодолевать определенное Триером препятствие.
Йорген Лет, получив полную свободу в реализации каждого фильма, ограниченного каким - либо условием, выбился в итоге в первостатейные звезды. По моему мнению, каждый ремейк - это своеобразное искусство, которое многое может объяснить неискушенному зрителю, но в то же время ко многому обязывает и самого создателя.
Как и полагается артхаусному кино Йоргена Лет, камера подчеркнуто сохраняет эмоциональную дистанцию. Паузы у Йоргена Лет говорят больше слов, неторопливые эпизоды и прерывистые постановки то и дело прерываются лишними, на мой взгляд, деталями. Для солидности показаны кадры диалога Триера с Йорганом, смысл их сотрудничества, хитрую уловки Триера над Йорганом.
Незамысловатая цель всего фильма - пройти путь от совершенства к 'человеку'. На мой взгляд, фильм - это некая игра, игра, которая показывает проблему между совершенным и человеческим, потому что все люди далеко не совершенны. По мнению Йоргена Лет, кто такой совершенный человек!? ' Мы так говорим, когда модем сделать то, что мы говорим' - подчеркивает он. И Ларс фон Триер даже сам заключает: 'Не интересно, контроль определяет все. Пусть вещи выходят из под контроля'
Они оба нападающие. Ларс дает очень противоречивые сложные задания для съемок каждого ремейка, а Йорген их выполняет, но при этом в третьей постановке фильма он все таки нарушает правила: Йорген Лет воспринял условия Ларса творчески и интерпретировал в свободное действие. В итоге становится понятно, что Йорген Лет постоянно чувствует себя черепахой, опрокинуть на спину. А Триер чувствует себя на коне: ' Люди, которым подставляют подножки должны выглядеть разбитыми ?'
В заключение 'фильм- игра' закончился полной разгадкой хитрого замысла Ларса. Разгадкой оказалось наказание Йоргена Лет за его фильмографическую деятельность, наказание за то, каков он есть. Йорген Лет: ' Мои фильмы - блеф, Ларс, мое убежище. Спасибо, что наказал так красиво'
Пять препятствий - это короткий, документальный, концептуальный фильм об игре между Ларсом фон Триером и его старым другом, Йоргеном Летом. В шестидесятых Лет сделал короткий художественный фильм под названием 'Совершенный человек', которым фон Триер всегда восхищался. Ларс фон Триер предлагает снять своему товарищу 5 римейков своей короткометражки, при этом вводя трудные условия, препятствия.
Наблюдая эту игру, мы узнаем много нового о том, как фон Триер работает с другими людьми при создании фильмов. Такое происходит не только в рамках этой документальной работы, а всегда при работе над своими фильмами. Триер накладывает набор ограничений на себя и других, и преодолевая их создает свои высококачественные продукты. Этот фильм помогает осознать зачастую сложную и трудновыполнимую работу режиссера изнутри. Лет соглашается на этот эксперимент в силу своей дружбы с Триером. Но стоит отметить, что с подобными взглядами приходится мириться актерам, снимающимся у этого режиссера, ради конечного результата и искусства в целом.
Пять препятствий - это частично документальный фильм, частично психодрама. Мне этот фильм показался достаточно занимательным и пробуждающим интерес а просмотра других фильмов Ларса фон Триера, чтобы оценить к чему могут привести подобные взгляды на ограничение самого себя при производстве кино проекта.
Но для меня остался открытым вопрос, что же это? Фильм фон Триера или же фильм о фон Триере? Я затрудняюсь ответить.
«Пять препятствий» – фильм о взаимоотношениях двух не просто режиссеров, а двух людей. Эти взаимоотношения в данном фильме раскрываются в их совместной работе.
В далеком 1967 году датский режиссер Йорген Лет снял короткометражный фильм «Совершенный человек», повествующий, главным образом, об основных аспектах поведения человека, которые так волнуют Йоргена Лета.
В 2000 году всемирно известный арт-хаусный режиссер Ларс Фон Триер предложил Йоргену сделать совместную ленту. Но основным его условием было то, что фильм должен выглядеть как пять ремейков «Совершенного человека», причем, в каждом из которых персонажи должны преодолевать определенное Триером препятствие. Йоргену пришлось серьезно поразмыслить над сюжетной линией и характером персонажей своей первой работы. Ларс Фон Триер предоставляет своему коллеге полную свободу в создании фильма, оставляя лишь пять условий.
Понять содержание этого фильма и вообще многих других художественных произведений разных жанров помогают слова Б. Окуджавы:
У поэта соперников нету —
ни на улице и не в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
это он не о вас — о себе.
И в этом фильме речь идет не столько об 'идеальном человеке' и о задаче сократить дистанцию между 'идеальным человеком' и человеком реальным. Речь идет о работе художника-режиссера над задачами, которые ему ставит другой режиссер-художник. И этот первый режиссер - Ларс Триер ставит задачи перед режиссером вторым - Йоргеном Летом именно для того, чтобы последний рельефней показал грани своего таланта.
Потому что, как об этом уже прямо говорит Йорген Лет в последних кадрах этого фильма они с Ларсом Триером любят друг друга. Видят друг в друге прекрасное. Желают друг другу полного раскрытия их творческих способностей.
Фильм об 'Идеальном человеке' у этих режиссеров не получился и не мог получиться. Но вот фильм об их взаимной работе, дружбе и любви у них получился вполне.
«Пять препятствий» - фильм, в котором стараешься не упустить ни единого слова, фильм, который смотришь, склонившись вперед, чтобы быть как можно ближе к экрану и может быть – даже попытаться проникнуть внутрь всего происходящего…
«Пять препятствий» - документальная зарисовка на любителя. Довольно любопытно понаблюдать за диспутами двух мэтров датского кино, за соревнованием художественного и документального направлений. Но сложно представить себе человека, которого это удержит дольше 5 минут. Пожалуй, единственное, что заставляет продолжать смотреть этот фильм, - ожидание нового сюжета от Йогана Лета: каждый непохож на предыдущий, каждый тонок и изыскан по-своему и каждый покоряет зрителя заново
Совершенный человек пишет рецензию. Как он это делает? Вот так.
«Пять препятствий» — это фильм о противоборстве взглядов двух старых друзей, режиссеров: Ларса фон Триера и Йоргега Лета. Препятствия — это ограничения, которые Ларс фон Триер ставит перед Йоргеном в попытке создать пять ремейков фильма «Совершенный человек». Целью воссоздания самого известного фильма Йоргена является его перерождение как личности. Ларс фон Триер хочет сломать оболочку Йоргена, «пробиться через его броню», увидеть его истинное лицо, которое он так старательно скрывает под перфекционизмом и режиссерскими шаблонами.
Сначала препятствия кажутся случайными, подобранными таким образом, чтобы поиздеваться, усложнить творческий процесс Йоргена. Затем создается четкая картина, видимость и избирательность именно этих препятствий. Ларс фон Триер вводит ограничения постепенно, начиная от стиля режиссера и заканчивая глубинами его личности.
Кажется, что миссия фон Триера провалилась, Лет так ничему и не научился, ничего не понял. В течение всего фильма Йорген прибегает к различным уловкам, увиливая от ограничений Ларса, с помощью которых режиссер пытался сломить его, обнажить его личность. Но именно через свой защитный механизм Йорген и раскрывает своё истинное лицо. Он сам и его фильмы находятся в выдуманном мире, где уродство реальности скрывается за декорациями. Йорген боится потерять свой гений, показывая подлинную картину мира, ударить в грязь лицом. Сам Лет не прибедняется, говоря о своём таланте. Создается впечатление, что сам режиссер ставит себя выше обычного человека. Однако фон Триер видит Йоргена с другой перспективы: по его мнению, фильмы Лета наполнены ложью и притворством, в них мало эксперимента и много шаблонов, но самое главное — в них нет самого режиссера. Фильмы отвязаны от его личности, от событий его жизни и переживаний. После каждого испытания Ларс, кажется, терпит неудачу: он не видит изменений в Йоргене.
В конце концов, мы видим, что в результате данного эксперимента изменился не только Йорген Лет, но и сам Ларс фон Триер. Ларс считал, что Лет скрывает свое я, но на самом деле в этом и есть его личность. Йорген не совершенный человек, он обыкновенный трус, который боится оступиться и подвергнуть сомнениям свои идеалы, однако он прекрасно это понимает, как понимает и то, что он самый обыкновенный человек.
Фильм о фильмах или фильм-эксперимент – «Пять препятствий». Картина, безусловно, документальная. И это зритель понимает с первых кадров. Работа оператора как будто небрежная. Он просто ходит за именитым режиссером и наблюдает за процессом съемки. Главной идея фильма – показать, как творческая личность, которую поставили в жесткие рамки, творит, справляется с задачей. Йорген Лет, безусловно, гениальный режиссер, и доказывает это с каждым своим творением.
Что на счет всего фильма… Намного интереснее смотреть ремейки «Совершенного человека», чем главное действие. Здесь нет захватывающего сюжета и моментов, когда «останавливается» сердце. Всё происходит достаточно монотонно. Чтобы досмотреть его до конца, нужна выдержка. Картина получилась авторской. И найдет своего зрителя в лице почитателей Ларса фон Триера.
Несмотря на это идея фильма замечательная. Противостояние двух режиссеров, как двух титанов, похоже на борьбу добра и зла. И как замечательно, что в пятом ремейке Йорген Лету – «совершенный человек», выдержавший все препятствия. Добро восторжествовало! Гения не заточить в рамки и не испугать ограничениями.
Как же выглядит совершенный человек? Что он ест? Как одевается? Этими вопросами задался известный режиссер-документалист Йорген Лет и найденные ответы он изложил в своей картине 1967 года - 'Совершенный человек'. Спустя несколько десятков лет этими же вопросами заинтересовался и Ларс фон Триер. Первый в своей карьере документальный фильм он решается снимать при помощи одного из любимейший документалистов. И это оказывается не просто новый фильм, и даже не просто ремейк... А целых пять ремейков короткометражки в главной роли с создателем оригинала.
Анализируя сюжет, мы видим что Триер просто ставит перед Йойргеном какие-то немыслимые условия для переснятия фильма. То оправляя его в неимоверные места; то требуя снимать в Бомбее улицы, полные людьми, но только так чтобы этих людей не было видно; то заставляя Лета самого сыграть этого «Совершенного человека». Триер пытается включить его воображения, прося переснять свой фильм в виде анимации.
Не смотря на все сложности и все негодования Лета, он пытается возможно где-то пересилить себя и заставить, но однако каждый раз справляется с задачей и довольно успешно. Правда просмотрев всю картину до конца мы понимаем, что Ларсу по факту не сильно то и были важны те ремейки, он просто проводит, так сказать, пятиступенчатый курс «психотерапии» для усталого режиссера, выводя его из сезонной депрессии. В итоге, у Йоргена с каждой новой ступенью появляется юношеский энтузиазм и он как будто молодеет на глазах, выполняя даже то, в чем вроде бы признавался сам себе, что не сможет этого сделать.
Триер добился того, что задумал с самого начала - он создал своего Совершенного человека!
'Пять препятствий' это некая работа над ошибками, которую Ларс фон Триер поручил сделать Йоргену Лету. Подкидывая препятствие за препятствием, Триер заставляет Лета усовершенствовать его же короткометражку 'Совершенный человек'. В ходе этого процесса выражается истинная 'дьявольская' сущность Ларса он Триера, он как бы издевается над своим же учителем Йоргеном Летом, сковывая его во все большие рамки, чтобы достичь совершенства и перфекционизма. В итоге мы видим фильм о фильме, о погоне за идеалом, также пять необычных ремейков старой документалки.
Несомненно, Ларса фон Триера можно назвать провокатором, в чем он и сам признается в данной картине. Его слова: 'Мне нравится, когда зрители находят в моем фильме больше, чем я в него вкладываю', - сами по себе являются провокацией, но это не умаляет заслуг режиссера. Его фильмы о нем, о том, что его интересует, а главное, что характеры и герои в них живые.
Зрителю фильм может понравиться или не понравиться, но равнодушным он его точно не оставит, в этом вся суть картин Триера.
Ларс фон Триер... Загадочный, странный и непредсказуемый. Именно таким изначально показался мне сам режиссер. Познакомившись с картиной 'Пять препятствий', я еще раз убедилась, насколько необъятным и многогранным является мир режиссуры в целом. Решившись на столь отчаянный шаг - выворачивание наизнанку короткометражного фильма гениального Йоргена Лета 'Совершенный человек', господин Триер даже не подозревал, что сможет привнести нечто новое в мир документального кино.
Эксперимент всегда влечет за собой последствия: будь то создание чего-то нового или же, напротив, очередная победа консервативности. А что если эксперимент поставлен над работой мастера своего дела? И способен ли ученик вновь превзойти учителя? на эти вопросы зрителю смог дать ответ сам режиссер этой картины.
Зрителю, доселе не знакомому с творчеством Ларса фон Триера, фильм может показаться непонятным, скучным и местами даже странным. Качество съемки и монтаж на любительском уровне, непонятная суета в кадре, излишняя естественность происходящего. Но это лишь поверхностный взгляд.
Анализируя сюжетную идею 'Пять препятствий', можно заметить, что, отметая все недочеты (а может, напротив, умышленные уловки мастера), в картине ярко продемонстрирована сущность понятия 'гениальность бытия'. Лет совершенно не тушуется перед встающими на его пути 'препятствиями' и ловко маневрирует настроениями зрителей, создавая иной поворот его предыдущей картины. Как бы ни старался Триер изощриться в создании новых заданий мастеру, каждый раз Йорген достойно справляется с ними.
Он честно признается, что иногда задания сильно противоречат его внутреннему 'я' и, порой, кажутся ему абсурдными. Но стоит заметить, насколько мы все азартны от природы, и в последствии, эксперимент становится некой игрой, все сильнее и сильнее затягивая не только главных героев фильма, но и нас, зрителей. Интерес, движущий Летом и Триером, является смыслом их жизни - взглянуть иначе на очевидное. Казалось бы, есть фильм, есть идея, есть некий вывод. А для чего нам все это? Что же хотел сказать нам режиссер? И стоит ли смотреть то, в чем по сути, мы ничтожно субъективны?
Картина поразила меня своим стилем, своим непревзойденным характером. Ларс фон Триер не стремился собрать единомыслящую толпу зрителей перед экранами, снимая сей фильм. Его навязчивой идеей стало доказать, в первую очередь самому себе, что то, в чем ты можешь быть сто процентов уверен как мастер, может в одночасье подвергнуться изменениям и никогда уже не стать прежним. Гениальность - в простоте. Поразительное умение абстрагироваться от привычной ситуации и взглянуть иначе на привычное, выйти из зоны комфорта - вот то, чего не хватает иногда каждому из нас. Документальный фильм 'Пять препятствий', на мой взгляд, лучшее тому подтверждение.
Так чем же способен зацепить сей фильм нашего зрителя? Ответ прост: каждому из нас в жизни стоит пройти через эти 'пять препятствий', дабы измениться внутренне. Неважно, мастер вы или новичок, иногда стоит просто посмотреть на вещи иначе и, наконец, понять, что совершенство, оно не далекое и недостижимое... Человек Совершенство таится в каждом из нас.