Ты не должен делать выводы, ты должен записывать факты.
С одной стороны это добротно сколоченная фэнтезийная лента с претензией на историчность. Можно отметить, что режиссер больше поддерживает теорию Ласло Надь и доктора Ирмы Садецки-Кардош, желающих поверить в невиновность Батори.
В плюсы ленте смело можно записать желание открыть хотя бы несколько источников и посмотреть, что же это была за графиня. Атмосфера 16-17 го веков в целом передается, но немного по-голливудски все такие чистенькие и славненькие. Из героев можно отметить игру Батори, художника и двух монахов.
Автор добавляет вольностей, то Караваджо схватили на полпути к туркам, то монах почти как Леонардо изобретает роликовые коньки, держит в руках карту звездного неба и прыгает с парашютом. К искажению фактов относится даже смерть графини, число детей, но чего не сделаешь ради зрелищности. С другой стороны может не была она настолько кровавой, ведь историю пишет победивший.
К картине стоит относиться как к фэнтези, но не как к истории, но в таком случае сюжет могли раскрыть пополнее, чего увы не произошло. С другой стороны на пару часов окунуться в 17 век, пусть даже в альтернативный очень приятно.
Для любителей историчных и псевдоисторических картин с погружением.
Должен сказать, что нужно быть довольно смелым человеком, для того чтобы снимать фильмы о такой одиозной личности, как знаменитая венгерская графиня Эржебет Батори. Так что сразу хочу отдать дань уважения режиссеру Юраю Якубиско, который не побоялся взять на себя довольно 'тяжелый материал' в качестве идеи фильма и 'бросить вызов' истории (в хорошем смысле слова) показав свое видение биографии и жизни самой загадочной и 'кровавой' графини в истории человечества...
Сей фильм столь же многозначен и спорен, как собственно и его главная героиня.
Мне понравилось, что режиссер предоставил зрителю возможность посмотреть на персонаж графини с разных так сказать сторон: Эржебет предстает пред нами любящей и в то же время одинокой женой и довольно характерной и боевитой правительницей. Ангел или сущий Дьявол? А может и вовсе жертва политических событий? Правды увы не знает никто. А может это и не так плохо? Быть может к лучшему, что после смерти графини остались только легенды, домыслы и предположения, ведь именно наличие всего вышеперечисленного до сих пор вызывает у людей совершенно разные чувства и эмоции к персоне Батори и не ставит на ее имени клеймо.
Хотелось бы так же отметить музыкальное сопровождение фильма. Я как любитель эпохи средневековья, не мог не обратить внимания на данный аспект. Звуки флейты и свирели ласкали слух и очень точно дополняли тематику фильма.
Пейзажи так же подобраны профессионально. Отдельное спасибо за представленные красоты.
Итог. Ничем особенным фильм меня не поразил, а в каких - то моментах даже показался нудным. Для меня картина на один просмотр - не более. Но любителей жанра фильм не разочарует.
Первый раз этот фильм посмотрела еще в 2008, сразу после выхода, с субтитрами. Вчера внезапно наткнулась на него на просторах интернета и решила пересмотреть...
Не пожалела.
Красивый, качественный, динамичный фильм, представляющий особую точку зрения на известные всем события - чего еще желать?
Я могу понять людей, которые пишут, что в фильме 'мешанина' - и правда, в одну картину впихнули и исторические реалии, и мистику, и легкую эротику, и юмор... От 'перегруза' мой лично мозг спасло, наверное, лишь то, что фильм длится почти 2,5 часа. Мне ничто не показалось лишним.
2,5 часа чистого наслаждения. Невероятные пейзажи, свежий сюжет (вполне имеющий под собой исторические основания - даже без этого фильма я бы, пожалуй, склонилась к точке зрения о невиновности Батори, поскольку богатая и своенравная женщина в 16-17 веках и правда рисковала навлечь на себя обвинения в колдовстве, убийствах, вампиризме и бог еще знает в чем...).
И, конечно же, невероятная Анна Фрил. Всё пыталась вспомнить, где же ее видела! 'Мертвые до востребования'! Такие непохожие, такие разные роли. Но Фрил - выше похвал: Эржебет Батори у нее получилась просто восхитительная!
Мне понравилось, что героиню не пытались представить совершенным ангелом, чистой и невинной, несправедливо оклеветанной. Нам показали и темные стороны ее личности, и жестокость, и вспышки ярости, и помутнение сознания (впрочем, спровоцированное кознями врагов - но всё же!). И тем не менее, смотрящим фильм советую не забывать: речь идет о Венгрии 16-17 веков. В этом контексте графиня выглядит образцом доброты и милосердия - пытки, убийства и изнасилования крепостных тогда и грехом-то не считались (вспомните ответ короля Турзо: в пределах своих владения она имеет право казнить и миловать на свое усмотрение!).
Хороший и убедительный фильм.
Без черного и белого, без непреложных истин. С живыми персонажами, в которых хочется верить.
А еще стоит посмотреть это кино хотя бы ради последних слов Турзо. Сюрпризом открытое им в финале не является, но еще парочку 'почему?' и 'зачем?' порождает.
Эржебет Батори является, согласно Книге рекордов Гиннесса, одним из самых массовых серийных убийц. История повествует о том, что графиня убивала молодых девушек и купалась в их крови для того, чтобы сохранить свою молодость. Однако достоверных фактов, подтверждающих данную информацию, нет. А потому взгляды историков на личность Эржебет Батори расходятся.
В этом фильме представлена альтернативная версия жизни Эржебет Батори. Некоторые историки, а также создатели этого фильма, полагают, что графиня, которая была главой протестантов в Западной Венгрии и владела огромными территориями, подверглась гонениям, что улики против нее были сфабрикованы для того, чтобы убрать ее с дороги, завладеть землями и ослабить протестантов. Мы увидим историю любящей жены и матери, сильной и волевой женщины, но никак не жуткой убийцы.
Сюжет изобилует событиями, он весьма запутан, что, пожалуй, оказалось немного лишним, ибо под конец зритель начинает уставать от затянутости картины. В фильме встречаются и ляпы, связанные с историческими фактами, что приближает его к художественному.
Юрай Якубиско не ставил своей целью показать своему зрителю святошу, полностью противопоставив данный образ – образу, сложившемуся у большинства исследователей. Перед нами предстанет сильная и волевая женщина, которая тоже подвержена земным страстям, у которой также есть самые простые человеческие желания. Добро и зло тесно переплелись в ее жизни, графиня запуталась, чем не преминули воспользоваться противники.
Итак, во-первых, фильм получился замечательным благодаря своему интересному сюжету.
Во-вторых, одним из главных плюсов является актерский состав. В роли графини Батори выступает Анна Фрил. Эту актрису я впервые увидела именно в данной картине. После просмотра осталось желание ознакомиться и с другими работами Фрил, ибо с этой ролью она справилась великолепно. Эмоции, выражения, интонации всегда были переданы весьма точно. Ей веришь, ей сопереживаешь. Для Анны эта работа оказалась весьма сильной. Так же запомнились своей игрой Караваджо(Ханс Мэтисон), молодой и страстный художник, и знахарка Дирвулия(Диана Хорватова), которая одно время были очень приближена к графине. Да и другие актеры справились со своими ролями ничуть не хуже.
В-третьих, большой поклон костюмерам фильма. Я считаю, что костюмы стали одним из украшений картины. В какой-то степени они смогли еще больше показать величие графини Батори, подчеркнуть ее красоту.
Вот перед нами одна из версий истории Эржебет Батори. Воспринимать ее всерьез или же относиться к ней, как к художественной выдумке – решать вам. Но в любом случае фильм принесет эстетическое удовольствие и заинтересует любителей истории, а потому я советую его к просмотру.
Сколько фильмов было снято о кровавой графине? Батори, которая убивает своих слуг сотнями. Кто о ней только не снимал. Она была в фантазиях Хесуса Франко и Валериана Боровчика. И это еще далеко не все режиссеры, которые посвящали свои картины кровавому монстру.
А вот Юрай Якубиско пошел другим путем. Он проложил свой путь против стереотипов.
А что если предположить, а такие теории имеются в избытке, что Батори вовсе не преступник, а жертва. Клевета, оговор, отъем имущества. При таком раскладе многое меняется. Меняется и жанр ленты. И это не может не удивить зрителя. Это все равно, что включить картину о Жанне д'Арк, а вместо этого получить хоррор.
Так что, мы получаем историческую экскурсию. Тут будет много акцентов о влиянии Габбсбургов и католической церкви, будут жестокие сцены набегов со стороны Османской империи. Будут и интриги влиятельных людей. А вот ни одного намека на жанр ужасов Вы тут не встретите.
Создатели ленты создали красочное современное полотно с изящными декорациями и избытком красного цвета. Множество батальных сцен и исторических зарисовок выглядят не то, чтобы реалистично, но вполне приемлемо. Известная Анна Фрил в главной роли и исполняющий роль благородного монарха Франко Неро уже одним своим появлением привлекают интерес к этой картине.
Единственный, но существенный недостаток ленты состоит в том, что предлагая альтернативную историю Батори создатели фильма весьма подробно отмечают каждую деталь, связанную с обвинением и судом. Но, если верить их же версии и предположить подлог, то все эти кровавые истории об убийстве девушек не более, чем наговор. Тогда и не было необходимости в таких деталях заранее 'оправдывать' Батори. Куда эффектней было бы удивить зрителя в финале, а не поступательно подводить все к эпилогу.
«Вампирами не рождаются, вампирами становятся…» Глядя на постер фильма «Батори» и мельком читая аннотацию к фильму (Венгрия… Средневековье… вампиры), героиню Анны Фрил – венгерскую правительницу Элизабет (Эржебет) Батори (1560-1614) – можно принять за воинственную вампиршу вроде Кейт Бейкинсейл из «Другого мира».
Но нет – несмотря на сомнительную честь стать прообразом самого графа Дракулы в романе Брема Стокера, Элизабет предстает перед зрителем прежде всего гордой, сильной, независимой женщиной. Конечно, характер у нее не сахар – может и служанку вытолкнуть из окна (бум – насмерть!), может заколоть ножницами неловкую парикмахершу за мелкий порез, может распотрошить труп, подобранный на улице, и устроить с рабом-любовником сексуальную оргию подле него, может заточить в темницу любимую врачевательницу – но ведь, право же, не стоит из-за этого присваивать ей громкий титул «самой массовой серийной убийцы» из книги рекордов Гиннеса.
А всё феодалы-завистники виноваты – в частности, граф Турзо – играет его Карел Роден, которого вы могли недавно видеть в роли русского олигарха из гайричевского «Рок-н-рольщика». В фильме он, кстати, неуловимо похож на Гари Олдмена как раз в роли Дракулы… А еще в этом эпическом полотне нашлось место для обращенного в сексуальное рабство художника Караваджо (того самого?!) и парочки неуместно комических монахов в духе «Имя розы», изобретающих по ходу дела роликовые коньки, телефон, парашют, фотоаппарат и снегоход на моторном ходу (это в XVI-м веке!)
Итого, фильм неуловимо напоминает одновременно старые добрые костюмированные сказки чешской студии «Барандов», недавнего «Тараса Бульбу» и, местами, «Хостел» Эли Рота – ну, это там, где начинается расчлененка…
Одним словом, «красота требует жертв» - особенно, когда косметическое средство из корыта так подозрительно напоминает кровь юных девственниц…
Честно говоря, ожидала я увидеть эдакий мистическо-готический триллер, где в центре повествования женский вариант графа Дракулы. И, надо признать, к таким фильмам у меня заведомое предубеждение. Но получилось ещё хуже, чем я боялась.
Здесь даже нет стиля. Есть детальное воссоздание действительности того времени – но так это всё неинтересно, как будто энциклопедию читаешь: вроде всё есть… кроме какого-то вектора, общего знаменателя. Да и по правде говоря, ну что мы здесь не видели?
Повествование ведётся медленно и муторно, как в летописи. Я больше смотрела в потолок и в окно, чем на экран. Впрочем, вряд ли я что-то упустила. Ну муж у неё там был вначале, и была она самой красивой женщиной в своей стране… Немного насилия, немного запретной любви…Потом появилась колдунья и умопомешательство…Потом её признали убийцей. Вот и всё.
Только что бы всё это значило, в конце концов? Что я потратила впустую два с лишним часа? Режиссёр пытается оправдать свою героиню. Флаг ему в руки, но если он за свои два часа не смог внушить мне ровным счётом никаких чувств к ней, то мне, в принципе, наплевать, виновна она или нет…
Возможно, фильм будет более интересен тем, кто знаком с историей Батори и увлекается всей этой средневековой тьмой. А случайному зрителю лучше пройти мимо.
Что я ценю в историческом кино или кинолентах, который так или иначе желают называться историческими? Пира? Количество выделенных средств на съемку? Звездных актеров, которые решили воплотить в себе историю? Нет, нет, нет...
Я ценю, во-первых - желание и стремление режиссера и его команды прикоснуться к истории, а во-вторых - саму историю и темы историчности в фильмах.
Вот, примерно в таком ключе я и просмотрел картину Юрайа Якубиско - 'Кровавая графиня - Батори'. Режиссер рискнул представить народу историю, довольно таки, загадочной личности, как графиня Елизавета Батори.
Личность и правда загадочная. За долгие годы имя графини обросло страшными и ужасными историями. Обвинение в жестокости и садизме, а главное - обвинение в убийствах сотен молодых девушек в целях своего омоложения, посредством принятия ванн наполненных кровью девушек.
Так оно или нет... Сейчас уже достоверно никто сказать не сможет. Мне, как историку, было интересно посмотреть с какой стороны к личности Батори подойдет режиссер фильма? Будет ли в фильме затронута тема детства Елизаветы или нет? А ведь есть о чем сказать...
Родителями Елизаветы были Дьёрдь Батори и Анна Батори (сестра будущего короля Польши Стефана Батория и внучка Иштвана IV). Все свое детство провела своё в замке Эчед. В 11 лет она была обручена с дворянином Ференцем Надажди, а в 1575 Елизавета вышла замуж за Ференца Надажди (смотрителя императорских конюшен и венгерского генерала) во Вранове.
Интересно, что незыблемым фактом, который мог повлиять на саму графиню, было то, что ее муж был неистово жестоким человеком. За свою маниакальную жестокость по отношению к пленным, турки прозвали его «Чёрный бей». Уверен, что житие вместе с таких 'извергом' не могло не сказаться на психике самой Елизаветы.
Нельзя не отметить того факта, что графиня была прекрасной матерью, которая имела пятеро детей: Анну, Екатерину, Миклоша, Урсулу и Павла. Кто бы там не говорил, а детей своих графиня любила больше жизни...
Саму Елизавету Батори в фильме сыграла Анна Фрил. Как говориться, хоть верьте хоть нет, а роль Батори можно считать переломной в карьере Анны. Сразу после данной роли поступили хорошие предложение сыграть в 'Затеряном мире', 'Телохранителе' и 'Области тьмы'. Вот вам и таинственная личность Елизаветы, которая даже после своей смерти имеет власть изменять жизнь прекрасных девушек к которым без лишних вопросов можно занести и Анну Фрил. Достойно сыграла свою роль. Придраться, если бы и хотел, то не к чему...
Ну, а главная интрига фильма, а именно была ли Батори кровожадной убийцей молодых девушек или не была - остается без ответа.
Да, и в фильме мы видим неоднозначный ответ, вопреки словам некоторых историков. Они говорят, что точного времени, когда Елизавета начала убивать девушек, установить невозможно. Предполагают, что все эти ужасы происходили в период 1585 и 1610 гг. Вероятно, что муж и родственники знали об этом и старались её в этом ограничивать. Большинство жертв были местными крестьянками. В 1610 слухи об убийствах начали доходить до двора, и император Матвей поручил палатину Дьёрдю Турзо (Карел Роден) расследовать дело. 29 декабря 1610 Турзо с вооружённым отрядом ворвался в замок и застиг Елизавету Батори с подручными, пытающими очередных жертв. Нужно отметить, что несмотря на доказательства, и даже на то, что ее заперли в её же замке на некоторое время, якобы для ее же безопасности, пока она не предстанет перед судом, Елизавета так никогда и не предстала перед судом — громкое имя семьи Батори (брат Чахтицкой пани, Габор Батори, был правителем Трансильвании) сделало своё дело. Тем не менее, остаток жизни Елизавета провела в заточении в Чахтицком замке.
Единственный, б/м достоверный источник, которому можно доверять гласит, что боязнь утратить свою молодость и привлекательность, подтолкнула Елизавету каждую неделю купаться в ванне, наполненной кровью молодых девственниц. Она убила 650 человек...
Существует еще одна версия жизненного пути графини Батори, согласно которой она подверглась гонению как глава протестантов Западной Венгрии, а большинство улик фальсифицировано. Данная версия в большей степени и была основоположной в фильме, который был мной просмотрен.
Итог: Каждый человек волен принимать ту или иную версию жизненного пути Елизаветы Батори... Главный и неоспоримый факт - Елизаветы была личностью. Фильм достойный для просмотра. Советую, особенно, любителям исторического кино.
8 из 10
пс. Согласно легенде, Елизавета Батори один раз ударила свою служанку по лицу. Кровь из носа горничной капнула на кожу, и Елизавете показалось, что кожа стала лучше выглядеть после этого.
Средние века таят в себе много тайн и загадок. И хотя нам кажется, что мы знаем очень многое о том времени, но все равно остается много вопросов, на которые пока мы не можем получить ответы. Итак, 'Кровавая графиня - Батори'.
Можно было предположить, что мы увидим как минимум триллер, или даже ужасы. Все таки именно в таком виде мы представляем обстановку для рассказа об этой личности. Но на деле оказывается, что повествование происходит в манере исторического фильма-драмы, охватывающего период в 20 лет жизни Эржабет Батори. Порадовало то, что фильм не голливудского производства. От того и смотрится он более изысканно (даже перевод не всегда обязателен - многое понятно и так). Лично мне показалось, что в данном фильм Юрай Якубиско пытался оправдать Графиню. С его взгляда получается, что она попала под чары некой ведьмы, вследствии чего и перешла на темную сторону, далее же она просто уже не могла представить себя стареющей и все продолжала свои кровавые ванны. И в сцене смерти Эржабет молится именно Богу, прося забрать ее душу, хотя вроде бы тут даже и пытаться делать это не стоит. Все таки многое еще остается неясным.
Поражает масштабность картины. Все эти костюмы, средневековые замки и быт того времени завораживают. Сколько же было потрачен усилий, дабы суметь все это воссоздать. И немаловажную роль во всем этом играют актеры. В большинстве своем именно засчет их игры и создается атмосфера фильма, которая заставляет смотреть фильм до конца и восхищаться им.
Что-то сильно напомнил мне словацкий режиссер, нашего русского Бекмамбетова в попытках вывести отечественный кинематограф в коммерчески более выгодную жилу. Благородно. Но фильмы иногда получаются, что тут говорить, весьма спорные. Не Голливуд же, таких бюджетов здесь нет, чтобы снять даже приличную костюмированную драму с элементами эпика.
По различным сведениям, у создателей в руках был бюджет, плюс минус 10 млн. евро, не так и мало, в общем то. Чешское телевидение пригласило на главную роль звезду британского кино и ТВ Анну Фрил, видимо для того чтобы продвинуть свой продукт на другие рынки. В России тоже ожидается премьера, осенью.
Легенды о кровавой графине слышали наверно многие. О ее вечной молодости. О том что в подвалах Чахтицкого замка, стоят каменные, огромные ванны, заполненные кровью девственниц-служанок, где Батори купалась, чтобы как можно дольше не стареть. В совокупности с реальной историей, материал выглядит довольно любопытно. Режиссер решил действовать методом «и вашим и нашим», но в итоге получилась затянутая сказочная каша для взрослых. Впору только давать премию в соответствующей номинации.
Первое, что бросается в глаза, так это неуместные сражения, лучше бы чтоб их вообще тут не было. А то сразу встает вопрос: а где же они, эти знаменитые пресловутые битвы огромных армий? В 'Батори' сей момент выглядел примерно так: вышли пьяные хлопцы из трактира в ало-пестрых костюмах, как петухи на восходе, и давай хаотично набивать морды друг другу. Понятно, что ничего кроме сконфуженной улыбки это «зрелище» вызвать не может. Вспоминается удачный и неудачный опыт из фильмов про Елизавету с Бланшетт: когда в первой части сей момент просто опустили и показали итог битвы, а в «Золотом веке» решили все-таки показать морское сражение, где слова 'четкость' и 'внятность' постановщику не были известны. Тут похожая история. Ну да ладно, спасибо хотя бы на том, что битв не так много.
Режиссер решил вопреки всем легендам очеловечить Батори, и показать ее с другой стороны, о чем нам собственно и говорит слоган: «у легенд много лиц». Весьма спорный момент, но это ему скорее удалось, конечно же, не без помощи великолепной игры Анны Фрил в разнообразных красочных костюмах, париках, прическах, видах, положениях и эмоциях. Что говорить: бомба, она и в Африке бомба, и в Чехии. Но как известно, даже самым сильным актерам нельзя полностью вынести на своих плечах фильм, особенно когда у него слишком затянутый и местами плохо прописанный сценарий.
Кино поделено на три части. Это и утомляет, потому что даже с такой натянутостью фильм не идет плавно. В первой половине нас знакомят с Батори, окружением, с ее фаворитом - венецианском художником, показывают сильный характер графини. Во второй части кино переходит в планку «сказки», где уже прокрадываются сомнения о вменяемости главной героини. И в конце окончательные заговоры в лице Карела Родена, известного российскому зрителю по фильму «Беги без оглядки» (тот, кто вечно русских психопатов в Голливуде играет). Повествование ведется якобы от монаха и его ученика. Эти два персонажа прописаны ужасно и портят общее впечатление своими неуместными «походами».
Жестокости в фильме о «кровавой графини» хоть отбавляй, но можно было и больше показать, а вот от избыточной «открытой» эротичности лучше б и отказались, а то иногда создается впечатление о сильной озабоченности режиссера. Шутки не смешны, моменты саспенса, которых очень мало, не пугают. Однообразные показы камеры в совокупности с дешевыми интерьерами мозолят глаза. Режиссер наверно хотел показать многое, историю полную слез, и кино на грани сказки и сюрреализма, или все-таки костюмированную драму?
Этот фильм получился «неправильным», или я его не правильно понял?