Пятерых учеников Шермерской средней школы в качестве наказания за их проступки заставили провести субботний день в школе, а конкретнее – в школьной библиотеке, где они должны были написать сочинения на тему, кем они видят себя в будущем. Компания собралась максимально разношерстная: ботаник Брайан, красавица Клэр, спортсмен Эндрю, странная Элиссон и хулиган Джон. Учителю, который за ними присматривал, совсем не улыбалось сидеть и смотреть на школьников еще и в субботу, поэтому он пригрозил репрессиями, если молодые люди будут шуметь и ушел в другой кабинет. В отсутствии прямого надзора за ними, подростки вместо написания сочинений начали общаться и, постепенно, от обоюдных задирок и оскорблений перешли к более глубоким и откровенным социальным темам, которые волновали их всех, независимо от статуса и положения в школе.
Джон Хьюз известен прежде всего, как автор сценариев к таким сверхуспешным семейным франшизам, как «Один дома», «101 далматинец» и «Бетховен», а также режиссер «Кудряшки Сью» и нескольких неплохих комедий с Джоном Кенди. Однако, на заре своей туманной юности Хьюз не стеснялся обращаться к материям более тонким и более социально значимым. И обращения эти реализовали себя в картине «Клуб «Завтрак», которая стала если не гимном молодежи восьмидесятых, то, во всяком случае, поднимала много вопросов, которые ранее оставались без ответа.
Так уж исторически сложилось, что старшеклассники с трудом находят общий язык со своими предками. Многим кажется, что их не понимают, с их интересами и целями не считаются, и т.д. Иногда это действительно так и герои фильма как раз их таких. Эндрю не может сам решать, как ему жить, его подавляет властный отец, который говорит ему что и как надо делать. Родителя Брайана не поймут, если он принесет из школы плохую оценку и этим загоняют его в небесные высоты стресса. Родители Элиссон принципиально не замечают свою дочь, и она из кожи наизнанку выворачивается, чтобы хоть как-то привлечь их внимание. И самое страшное, что они ни с кем не могут поделиться этой тяжестью. Кажется, что друзья просто поднимут на смех, а незнакомцам на улице и вовсе наплевать. Поэтому, когда обстановка позволила, герои фильма раскрылись перед случайно оказавшимися рядом ребятами. Тем более, рассудили они, этот день однажды закончится, они вернутся обратно в свои привычные социальные группы и, возможно, больше никогда не увидят тех, с кем провели этот субботний день. А если даже и увидят, то не факт, что снова заговорят. Как говорится, все, что было в клубе «Завтрак» останется в клубе «Завтрак».
Пожалуй, если бы я посмотрел этот фильм в 16-18 лет, когда меня самого беспокоили эти вопросы, впечатление от картины было бы в разы сильнее. Сейчас же мне заметны некоторая банальность диалогов, слабоватая актерская игра, неопытность режиссуры, внезапное музыкальное сопровождение в некоторых моментах, чрезмерно идеализированная концовка и пропаганда легких наркотиков (извините). Но при этом же в фильме присутствуют живость молодости, искренность и чувствуется желание постановщиков донести мысли до аудитории.
Меня в этом фильме удручают две вещи, которые при этом невозможно вменить в вину съемочной группе.) Во-первых, эти чуваки провели целый день в библиотеке, лучшем помещении школы из всех возможных. И ни один из героев фильма даже не задумался о том, чтобы тупо почитать что-то от скуки. Понимаю, фильм был бы не очень интересный в этом случае, но тем не менее грустновато. А во-вторых, были же благословенные времена без смартфонов, когда люди пусть даже от безысходности, но разговаривали друг с другом вживую. Сейчас каждый тупо провел бы время в экране своего телефона и, возможно, даже не узнал бы, как зовут его товарищей по несчастью. И это печально.
P.S. 'Клуб 'Завтрак' - это на американском школьном жаргоне процедура удержания проштрафившихся школьников в выходной день в школе.
То, за что можно зацепиться по настроению в картине, так это достаточно простая архетипическая структура присутствующих в кадре общественных ролей. О последнем зрителю скажут не раз, с намёком на то, что именно в таком социальном институте, как школа, человек вырабатывает основные навыки взаимодействия с окружающим миром. А тут у нас и хулиган, и спортсмен, и отщепенец, и «ботаник», и первая красавица школьного бала. Целый мирок, который уже имеет нарицательный в американской системе образования термин - «Клуб “Завтрак”».
На деле всё просто и удивительно одновременно: несколько провинившихся школьников находятся в одном помещении в течении всего дня субботы, дабы написать никому ненужное сочинение и подумать над своими жизненными ошибками. Схема примитивная, но, как оказалось, попытка сделать подростковое диалоговое кино была достаточно успешна. Джон Хьюз вообще известен своими картинами как хороший детский психолог, который ещё только блеснёт перед широкой публикой через пять лет после оного фильма со своим «Один дома». Но если знаменитая рождественская сказка станет несколько наивной и по-домашнему доброй, то в «Клубе “Звтрак”» всё куда гиперреалистичнее и совершенно наболевшее. Потому и не удивительно, что в своё время фильм стал хитом - каждый пытался найти в этих ребятишках себя. И находили ведь.
Оно и не мудрено — вся эта система, которая, по всей своей сути устроена одинаково практически во всех странах, отражается в ленте. И в этом плане герой Пола Глисона служит как собирательный образ всех взрослых и образовательной программы в целом. Вам всучивают листок и ручку. Пишите и думайте. Сами по себе, конечно. А потом двери закрываются и дети, которые едва стоят на ногах, вынуждены самостоятельно разбираться со всем тем дерьмом, которое как в сумке у Эллисон Рейнольдс.
Печаль в том, что Хьюз надежду не отбирает, в то время, когда в жизни зачастую происходит совсем на оборот (о чём явно говорит стенд с лучшими учениками школы в зачине фильма). Но даже в этом, помимо милых перепалок таких разных героев и нахождения их точек соприкосновения, есть какой-то шарм.
Эта короткая крепко сбитая притча является, пожалуй, лучшим фильмом про школьную пору в жизни, что я видел, и, как мне думается, одним из лучших фильмов про школьную пору вообще. За всего лишь полтора часа я увидел очень самодостаточную и четко выраженную историю на вечные темы отцов и детей и принятия себя и окружающих. Но это то, что увидел я. Подростки восьмидесятых, в частности американские, увидели в фильме гораздо большее: оду молодежи, социальное высказывание, символ или даже образец для подражание, что сделало „Клуб «Завтрак»“ оправданно культовой картиной на все года.
Люблю короткое хорошее кино. В нем обычно не бывает ни единой лишней сцены, ни одного ненужного кадра, ни одной бесполезной фразы. Наверное из-за такого плотного и насыщенного построения сценарий 'Клуба' изначально воспринимался многими как сценарий для пьесы, а актеры разучивали свой материал именно так, как если бы они готовились к театральной постановке. За полтора часа повествование успевает пройти все необходимые стадии, представить всех и каждого, достичь кульминации и катарсиса, закончившись, как считается, открытым, но полноценным финалом истории, которая разворачивалась на протяжении всего восьми часов.
Хочется воспевать символы и стереотипы, из которых построен каркас фильма. Первая сцена под монолог одного из героев описывает наиболее яркие типажи американских школьников тех лет, представителями которых и будут являться главные герои. Описывают очень трепетно и досконально, в каждый отдельный кадр вкладывая образы целых социальных групп: школьная доска почета, раздевалка спортзала с инвентарем, плакат, посвященный школьному балу, кабинет психолога. Следующая же за ней сцена с лихвой обрисовывает главных героев, когда те прибывают в школу для отбывания своего наказания. Разница в автомобилях, на которых их привезли, в том, как они напоследок взаимодействуют с родителями, в их одежде: одного этого короткого фрагмента достаточно, чтоб знать о персонажах всё. Но в этом и заключается вся идея фильма: это 'всё' в дальнейшем активно критикуется как обесценивающие героев стереотипы, а сами герои раскрываются как личности. Образы и типажи присутствуют на протяжении всей картины: ими пронизаны поведение героев, их контакты друг с другом, их сленг, темы для разговоров, да даже их ланч. Заместитель директора же - это нечто большее, чем просто строгий и подлый надзиратель: он является олицетворением одушевленной системы, которая с презрением относится к любому нарушению порядка, к любым проявлениям личности у детей.
Стиль фильма очень тесно работает с описываемыми выше типажами, рисуя яркую картину американской школы и ее обитателей, которую не спутать ни с чем. 'Клуб' стильный во всех своих внешних проявлениях: от музыки и музыкальных сцен, до одежды и образов героев; его атмосфера насыщенная настолько, что невозможно не почувствовать себя словно в том же читальном зале, где происходит бОльшая часть действий киноленты.
Актеры поистине очаровательны в своих образах. Да, большинство из них были далеко не школьного возраста на момент съемки, но обладая опытом они смогли воплотить в каждом из них целые школьные касты, так разительно отличающиеся друг от друга. Каждый из юных героев получился очень живым, насыщенным эмоциями и характерными переживаниями. А кульминационная сцена с 'исповедью' разбивает даже самые каменные сердца своей искренностью и наивностью, учитывая даже то, что во многом она была сымпровизирована актерами.
Вкупе со всем этим, фильм несет в себе вечно важную идею. Во времена, когда молодежные фильмы в основном выставляли подростков легкомысленными и похотливыми повесами, „Клуб «Завтрак»“ смело заявил, что каждый из этих детей, которые кажутся на первый взгляд 'ботаником', 'хулиганом', 'спортсменом', 'школьной принцессой' или 'фриком', на самом деле является полноценной личностью, которая переживает самые противоречивые и комплексные годы своей жизни. Встречая друг друга именно такими, какими их видят родители и учителя, подростки открываются друг другу, выворачивают наизнанку души, достигают единения и понимания от тех, кто, казалось бы, очень далек от них: от друг друга. Но этот день рано или поздно закончится, они вернутся в свои такие разные круги общения, и Брайан 'Умник' Джонсон задает очень важный вопрос: 'А останемся ли мы друзьями и после?' На него не был дан единый ответ и все понимали, почему. Но герои, как и, я уверен, смотревшие этот фильм и ассоциирующие себя с ними зрители, больше не чувствовали себя одинокими и чуждыми друг другу. Они росли, учились понимать и быть понятыми. И заглавная тема фильма 'Don't You (Forget About Me)' так и призывала, чтоб никто не забывал о том, кто они есть на самом деле.
Еще в 1943-ем, Антуан де Сент-Экзюпери написал в маленьком принце: 'все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.'
Что же, с тех пор немного времени прошло, но эта фраза все также ненароком звучит в голове, когда смотришь на непонимание, пренебрежение и эксплуатацию своих же детей ради личного блага, мнения общества и целей. Это и есть одна из основных тем сего фильма. Он напоминает нам о том, что мы также когда-то были клише-подростками, имели желания, подвергались давлению и социальному делению. Рассказывает, что не стоит вешать ярлыки завидев хулиганов, спортсменов или наоборот, странных ребят, одевающихся и ведущих себя заурядно. Воскрешает угаснувшие чувства и дает пищу для размышлений: как быть со своим чадом впредь.
Сюжетная линия, в основном на этом и держится, она, в наше время, проста, как старый телефон от Nokia (предназначен лишь основным функциям и в тоже время имеет свою вишенку на торте): провинившиеся ребята попадают в субботний клуб, чтобы отбыть наказание в виде пропуска выходного дня в школе. Конечно, все они разные, представляют собой абсолютно противоположные личности и социальные классы. Однако, есть одно единственное явление, которое роднит их и объединяет. Как говорится: «перед лицом общей опасности, мы должны объединится.» Для них это опасность – взрослые, и в первую очередь, они не хотят быть похожими на своих родителей.
Говорить о персонажах отдельно – слишком долго и нудно. Достаточно лишь сказать, что весь фильм больше походит на театральную постановку, в которой каждый герой обладает особой притягательностью, да и упор в сценарных ходах делается исключительно на развитии характеров. Не зря Джон Хьюз потом и адаптировал сценарий для игры на сцене.
Общие впечатления: Это отличная школьная драма, навевающая воспоминания о собственных наивных днях, проведенных в одном злополучном месте, рядом с такими же детьми, как и ты. Актерская игра здесь бесподобна, отчего ты веришь во все происходящее и иногда забываешь о том, что все это всего лишь фильм. Музыка Боуи запоминается и идеально вписывается в происходящее на экране. А то, во что в итоге перерастет один день проведенный в субботнем клубе – завораживает, оставляя приятное послевкусие к концу киноленты и место для подумать.
Большая школьная библиотека. Пять школьников, не имеющих ничего общего. Учитель, похожий на надзирателя. И до дыр истертый сюжет.
Что делать режиссеру, если концепция фильма угадывается с первых сцен, обстановка остаётся неизменной по ходу фильма, да и актеры не отличаются красочными лицами? - Естественно, делать акцент на внутреннем мире героев, точнее на многокилометровой «пропасти», которая разделяет миры ребят.
Как только школьники остаются одни на зрителя выливается комнатная философия, обыденные проблемы поведения в неизвестной компании и своеобразная ненависть друг к другу, а позднее общее презрение в сторону родителей. Однако последнее не формирует глобальную драму. Фильм скорее состоит из минитрагедий, в которых каждый из сидящих за монитором пытается отыскать себя.
«Клуб завтрак» - фальшивый нравоучитель, называемый классикой, которую мы ценим, лишь по тому, что она есть!
Раскрытые не до конца образы мешают прочувствовать картину. Архетипы героев настолько списаны со стереотипов, что становится тошно! Слабоватый сюжет, оставляющий приторный осадок.
Спасает ли как таковая мораль всю картину? - Нет. Хоть идея того, что завтра от этой мимолетной искренности, откровенного разговора плохиша, принцессы, ботаника, спортсмена и серой мышки не останется и следа, не принесёт никаких изменений, да и забудется сразу же после того, как защелкнется за ними дверь школы. Однако как по иронии режиссёр демонстрирует желаемый зрителю финал.
Где реализм? Где осознание жестокости данного мира и стойкости межклассовых границ?
Зачем излишняя показушность в создании двух любовных линий, которые помимо своей нелепости ничего не несут?
Зачем давать надежду подросткам на то, что по щелчку пальцев, а точнее после 8 часов проведённых вместе сотрутся стереотипы, которые устанавливались годами?
Такими темпами, давайте верить в то, что жизнь как сладкая вата и из неё можно лепить что угодно, лишь немного испачкав руки сожженным сахаром!
Вряд ли режиссёр фильма рассчитывал создать нечто столь глубокое. Ведь по большому счёту, что я посмотрел. Это диалоги о вечных проблемах из уст школьников старшей школы. Но ведь то, о чем они говорят в фильме - сама жизнь! Плюс ещё немного музыки, наркоты и кайфовых оторванных танцев.
Это одна из причин, почему фильм стал культовым и открыл глаза многим подросткам, да и взрослым на их собственные проблемы и страхи. И претендует на нетленку и образец молодежного кино. То, как его нужно снимать, как показывать и раскрывать подростков.
Все, что я понял после просмотра фильма: каждый хочет быть собой, не соответствовать чьим-то представлениям и клише, а просто быть собой. Быть молодым - круто! У тебя столько энергии, у тебя подвижный, ещё незагнанный в узкие рамки общественных взглядов ум, ты открыт всему новому.
И совсем некруто, когда твои родители, твои друзья или общество, в котором ты живёшь, диктует тебе, что правильно, а что нет, с кем общаться, а с кем нет. И вообще каким человеком тебе быть.
В фильме есть персонаж взрослого (завуч). И очень показателен ход его мыслей. Если подросток ведёт себя как хулиган, то спустя несколько лет, скорее всего, окажется либо в тюрьме, либо его вовсе убьют (вольная интерпретация автора рецензии).
Это логично. Но это правильно лишь отчасти. Если человек бунтарь, или спортсмен (не уделяет время учебе), или ботан, или изгой, или prom queen в подростковом возрасте, это не делает их заложниками своего образа на всю жизнь. Это лишь их код в школьной жизни. Такими они запомнят друг друга.
А ещё именно в школе, да и в универе наверное, круто то, что ты можешь сблизиться с такими совсем непохожими на тебя людьми. Все эти люди рядом с тобой, но ты их не замечаешь или они тебя.
Но когда узнаешь их, понимаешь, что это не такие «далекие планеты». Они также не ладят с родителями, у них свои страхи и секреты, и переживания.
Рефреном фильма стала фраза Don’t you forget about me (из одноименного трека Simple minds).
Это же так просто и гениально. Ведь это время, этот опыт и эти люди - возможно самое ценное, что останется в памяти на долгие годы.
В общем, фильм очень душевный. Посмотрите, вспомните свои школьные годы и проблемы, своих друзей, улыбнитесь.
С творчеством Джона Хьюза я познакомился по фильму «Ох уж эта наука!» («Странная наука»), который мне очень понравился благодаря своей светлости и минимальному количеству пошлого юмора. Позже я познакомился с фильмом «Шестнадцать свечей», а затем и с картиной «Клуб «Завтрак»».
Когда фильм подходил к концу, я чувствовал грусть и одновременно воодушевление. По сюжету, главные герои – незнакомые друг с другом ученики старших классов – отбывают наказание в субботу в школе и вынуждены писать сочинение. Однако за время отбывания совершенно разные по мировоззрению старшеклассники сближаются настолько, что создаётся ощущение, что они знали друг друга всю жизнь. В один из моментов у них даже встаёт вопрос, смогут ли они остаться друзьями хотя бы до понедельника, когда снова увидят друг друга. Казалось бы, что это очень простой сюжет для хорошего фильма, однако снято и отыграно всё так, что, смотря данную киноленту, я чувствовал и понимал персонажей, словно находился рядом с ними. Ближе к концу фильма (как и в начале), когда главные герои расходятся по домам, произносится сочинение, которое за всех написал один из учеников. В нём говорится о понятии того, что взрослые (в лице их учителя) навешивают ярлыки на подростков, а также кроется то, что таких, казалось бы, разных людей, как они, что-то, да объединяет. Здесь становится, как я говорил ранее, печально, но и в то же время воодушевляюще. Печально из-за того, что главным героям было хорошо вместе, но они вынуждены расстаться до понедельника. Воодушевляюще – благодаря сочинению одного из учеников (достойное высшей оценки) и последнему кадру фильма, где ещё один ученик из их компании, идя домой, восторженно поднимает кулак. Для меня эти два момента являются победой молодёжи над взрослыми и ликованием этой победы.
Данный фильм Джона Хьюза отличается от его других картин большей глубиной и драматизмом. Режиссёр действительно чувствовал и понимал молодёжь в своих фильмах, однако в данной киноленте он достиг в этом своего апогея.
Вы видите в нас Умника, Атлета, Безнадёжный случай, Принцессу и Преступника. Ведь верно?
Что может объединить, хоть и временно, пятерых разных по статусу и интересам подростков - ботаника, спортсмена (почти задиру), красавицу, тихоню и крутого парня? Лишь наказание - принудительное нахождение в школе в выходной день с заданием написать сочинение.
У каждого из пятёрки своя причина быть здесь - всё это раскрывается позднее. Спортсмен, например, хотел впечатлить отца и прилепил скотч на зад другому школьнику, ботаник - распереживался из-за плохой оценки и чуть не застрелился из ракетницы, а тихоня просто захотела быть здесь без какого-либо проступка.
Все события происходят в одной локации - в стенах школы. За полтора с небольшим часа мы переживаем с ними их восемь часов наказания. Лицезреем их ссоры, нежелание быть здесь, а затем и зародившуюся дружбу. Слушаем их откровения и переживания. Складывается ощущение, что зритель не просто смотрит, а как бы является шестым наказанным, сидит с ними в кругу и тоже изливает душу.
Из взрослых основные действующие лица - заместитель директора и школьный уборщик, беседа которых в один момент перекликается с беседой учеников. Заместитель говорит, что сейчас дети изменились и он их не понимает, а уборщик наоборот говорит, что это не дети изменились, а он [заместитель] стал взрослее. Также и дети обсуждают, что не хотели бы стать такими, как их родители, но в беседе проносится мысль, что это неизбежно и рано или поздно они станут такими же. Вообще складывается ощущение, что взрослых выставили здесь неформальными антагонистами - озлобленный заместитель директора, родители, которые либо давят на своих детей ради достижений в спорте и хороших оценок либо совсем не замечают их. Но что поделать, такова точка зрения подростков.
Фильм прост, по-своему захватывающий. Стоит выкроить минутку и провести вечер за просмотром этого замечательного фильма.
Кино начинается с великолепного эпиграфа. Простите за слово – кино. Клуб “Завтрак” – выше всех фильмов. Джон Хьюз цитирует Дэвида Боуи. Кстати, если верить слухам, то это именно малышка Шиди во всем виновата. Она предложила Хьюзу послушать песенку Боуи “Changes”, так появилось вступление.
Дальше Хьюз знакомит нас с главными героями. Их пятеро – спортсмен, умник, безнадежный случай, принцесса и преступник. Две девочки и три мальчика. Родители (в субботу) привезли любимых отпрысков в школу, кроме преступника (этот пришел на своих двоих). Они все провинились. Почему, как, зачем? Не знаю.
Директор школы дает им задание, написать эссе на тему – “как вы думаете, кто вы”. Пять абсолютно разных подростков. Пять абсолютно разных характеров. Они остаются вместе наедине. К сожалению, я больше не могу рассказывать сюжет. Перед нами картина, которую стоит обязательно посмотреть. Ни одна рецензия в мире, я вам клянусь, не способна преподнести всю силу Хьюза, всю силу Клуба “Завтрак”.
По поводу (якобы) лживого финала. Он лживый только для тех, кто не верит в Хьюза. Я видел все фильмы Джона. Это самый лучший в мире режиссер. Это самый крутой в мире режиссер (писал уже нечто подобное в других рецензиях, готов повторить). Да я просто не могу ему не верить. Взрослые ополчились на Хьюза. Типа режиссер против родителей, выставил их уродами.
Ребят, режиссер показал подростков без каких-либо киношных примесей. Его дети – живые и настоящие, а значит реальные (да-да, со всеми горестями и проблемами). Шикарные диалоги, актерская игра. “16 свечей” – начало Хьюза. В Клубе “Завтрак” – мужик набирает максимальную скорость. Поэтому и текут слезы.
Правда или ложь, мне на самом деле все равно. Главное, Клуб “Завтрак” – сделал меня счастливым, он в прямом смысле помог. Я периодически его вспоминаю. О чем это говорит? Хьюз снял прекрасную ленту. Обожаю всех героев (Молли – любовь до гроба). Очень душевно. Клуб, который не хочется покидать. Мой любимый!
И в конце! На различных курсах молодых кинематографистов, умные дяденьки начнут вам рассказывать про великих режиссеров – от Тарковского до Нолана. Я не разбираюсь в кино, обычный киноман, но если вы спросите у меня, скажу только одно – Снимайте ваши фильмы так, как это делал Хьюз. Хотя бы попытайтесь…
P.S.
Уважаемый мистер Вернон… Мы признаем, что должны пожертвовать целой субботой за совершенный нами поступок. Да, мы виноваты, но заставлять нас писать сочинение о самих себе, это просто безумие. Какое вам дело, кто мы? Вы видите нас так, как вам хочется. Короче говоря, очень упрощенно. Мы обнаружили, что каждый из нас – умник, спортсмен, безнадежный случай, принцесса, преступник и Zombion. Это ответ на ваш вопрос? Искренне Ваши, Клуб “Завтрак”!
Если выбирать какой-то конкретный фильм, который бы отражал характер и образ молодежи середины 80-х, когда из динамиков вовсю гремела «новая волна», то таковым безусловно окажется «Клуб „Завтрак“» за авторством Джона Хьюза.
Хьюз был одним из тех, кто открыл всему миру такое понятие как «подростковое кино», когда на экране центральными персонажами стали школьники и старшеклассники. В это же время он снял «Шестнадцать свечей» и «Феррис Бьюллер берет выходной», которые тоже оказали определенное влияние на жанр, однако именно «Клуб „Завтрак“» стал настоящим событием в мире кинематографа. Поскольку Хьюз был дебютантом в режиссерском кресле в процессе съемок всех трех вышеперечисленных картин, к его замыслу относились с опаской, однако до проката все фильмы добрались без каких-либо проблем и имели успех.
Наверняка у многих при произношении словосочетания «подростковое кино» на ум придут молодежные комедии разного сорта качества, однако в случае с «Клубом „Завтрак“» ситуация кардинально иная — это серьезный взрослый фильм с соответствующим подтекстом, который по подаче сравним с великими «12 разгневанными мужчинами». Благодаря камерности и формату, который отлично бы смотрелся в виде пьесы (позже сценарий адаптировали и для этого направления), проблемы подростков тех лет раскрываются с особым драматизмом и вниманием к деталям.
Это стало возможно благодаря героям «Клуба „Завтрак“». Совершенно разных и непохожих друг на друга учеников наказали и заставили провести обычный субботний день в школьной библиотеке для написания эссе. На протяжении всего фильма они выясняют отношения, пытаются наладить контакт друг с другом, рассказывают о своих откровениях и причинах наказания, а также переосмысливают свои принципы, дабы школьное наказание достигло своего логического финала. Благодаря разношерстному набору персонажей, каждый из нас хотя бы частично может идентифицировать себя с героями картины, в результате чего возникает особая связь между зрителем и происходящим на экране.
Основным достоинством фильма являются диалоги, вокруг которых строится весь «Клуб „Завтрак“». Конфликт между персонажами случается практически сразу, так как юношеский максимализм, классовое неравенство и различия в характерах — сочетание опасное и «кровавое». В какой-то момент их разборки достигают такого апогея, который сравним с накалом страстей в тарантиновских фильмах. Только без убийств, само собой.
Мораль «Клуба „Завтрак“» актуальна по сей день, особенно с точки зрения альтернативной романтики. Вы можете не любить тех или иных персонажей картины или можете не воспринимать всерьез те или иные их поступки, однако вопросы взаимного уважения и самоопределения в современном мире трудно не замечать.
P.S. А еще этот фильм важен с точки зрения музыкальной «новой волны», начиная от саундтрека и заканчивая образами самих героев. Уверен, Don't You (Forget About Me) от Simple Minds слышали многие, даже если не смотрели «Клуб „Завтрак“».