'По крайней мере, она хотела, как лучше (для семьи).. . '
...таков слоган, представляющий данный фильм. По крайней мере, так его перевел я...
Скажу честно, черный юмор - не мой любимый жанр; хотя иногда, находясь в 'специфическом ' настроении, посмотреть подобное кино стоит: ну, как попробовать экзотический спиртной напиток, вроде Куантро, или съесть национальное чукотское блюдо. Потому что интересно и на языке пощипывает.
И знаете, чем хорош жанр черного юмора? Его сложно испортить. Ибо крови в нем не будет слишком много, а количество и качество травм и жертв не должно оцениваться с эстетической точки зрения. Юмор ведь. Черный ведь. Как черный перец: горько – так для того мы его и пробовали!
Однако, к примеру, Британия устанавливает для юмора вообще («Дживс и Вустер»), и для ЧЕРНОГО юмора в частности («Отсчет утопленников» - или Гринуэй не британец? – честно, не помню) – свою стилистику. Особую, размеренную, неторопливую.
Если человека и убивают, то вопрос упирается не в поиск убийцы (как правило, он известен почти сразу) и вообще, не в процесс расследования, а в некий психологизм ситуации.
Вот, кстати, пример типичного британского (ну, не нравится мне здесь употреблять слово «английского»!) черного юмора – сцена из фильма Карена Шахназарова «Курьер» - момент с утюгом. Сидят, значит, люди на работе и обсуждают: что будет, если утюг, стоящий на шкафу, свалится кому-нибудь на голову. Самое интересное в этот момент – смотреть на эмоции людей, на их искреннее любопытство, в попытке ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ МЕХАНИКУ ГИПОТЕТИЧЕСКОГО ЧЛЕНОВРЕДИТЕЛЬСТВА, С БОЛЬШОЙ ДОЛЕЙ ВЕРОЯТНОСТИ СПОСОБНОГО ПРИВЕСТИ К ЛЕТАЛЬНОМУ ИСХОДУ.
Лично для меня фильм «Serial Mom» (который в моем субъективном переводе звучит как «Серийная ма…муля») являет собой пример, как ни странно, американской эстетики в жанре черного юмора (при всем противоречии слов «эстетика» и «американский»). Фильм снят в безусловно Голливудской манере и показывает безусловно типичную американскую жизнь, типичную американскую психологию. Но именно то, как передана эта «типичность» и создает нужную атмосферу. Качественный стеб, качественная издевка, благодаря игре Кэтлин Тернер, актрисе с безусловным наличием здорового чувства юмора, сюжет сам по себе не заезженный становится еще и притягательным, не дающим зевнуть.
Показана женщина, искренне верящая (и это почти уже не смешно), что должны быть хоть какие-то стандарты, доведенные до священного трепета. Ибо если не будет таковых, то и семья, самоё основа общества, может рухнуть. И она – настоящая мамочка для своих птенчиков, эдакая заботливая наседка – никогда не предаст своего образа, своего идеала, никогда не бросит семью в беде. Пусть на достижение счастья в доме будут брошены человеческие жертвы – они того стоят!
Если в «Степфордских женах» «морализация» общества, «пуританизация» его под мужским углом зрения, доведенная до почти тоталитарного маразма, отображает некие шероховатые углы этого общества с чисто сатирической точки зрения, подспудно призывая нас возмутиться, поднимая в нас «волну негодования» – то «Ма…муля» (вспомнилось ни с того, ни с сего – «Муля, не нервируй меня…») не давит на нас столь же серьезным призывом к высмеиванию, желанием заклеймить – просто предлагает скабрезно полыбиться (если, конечно, Ваше чувство юмора Вам позволяет) над всеми этими псевдо ценностями, которые вроде как изначально истинными ценностями и были, но за время ОЦИВИЛИЗОВЫВАНИЯ современного общества, превратились в нечто вычурное, не поддающееся здравой воле и здравому смыслу.
Надо сказать, что смотрел я этот фильм достаточно давно, но впечатление от него у меня осталось с хорошим знаком плюс (хотя, как я сказал, в большинстве своем, ЧЕРНЫЙ ЮМОР – не мой любимый жанр).
И когда я говорю о впечатлении, то это в первую очередь – удовольствие и радость, которые я получил от сюжета, от картинки и от актерской игры, настоящий приятный вкус на языке от хорошо приготовленного блюда.
И если Вы спросите меня, может ли нормальный здоровый человек, без психических и психологических отклонений, испытать радость от просмотра фильма данного жанра – я отвечу: посмотрите фильм «Serial Mom» («Мамочка-маньячка»/«Серийная мА…муля»), постарайтесь акцентироваться не на точечных моментах происходящих в нем убийств, а на промежутках между ними, где актеры добавляют в свои диалоги ровно столько меда и патоки, чтобы мы не поперхнулись и не подавились от смеха – и возможно вы тоже испытаете удовольствие от настоящего эстетизма американского черного юмора.
На первый взгляд, беспрецедентным выглядел факт приглашения на Каннский фестиваль фильма короля трэша - 48-летнего Джона Уотерса, до того прославившегося разве что работами с самым толстым трансвеститом Америки - Дивайном. Это лишний раз свидетельствовало об активно продолжающемся в ту пору (на волне постмодернизма) сближении низкой и высокой культур, элитарных и массовых вкусов. Однако нельзя сказать, что «Мамочка-маньячка» являет собой пример типовой макулатуры, как правило, призванной удовлетворять запросы не самой взыскательной публики.
Уотерс получил известность благодаря особому умению доводить кич в своих картинах до некоего эстетического абсолюта, но на этот раз он попытался выступить в более значимой роли сатирика. В результате история домохозяйки Беверли Сатфин, убившей между делом шестерых человек, представляет промежуточный вариант типичного кино би-класса и одновременно попытки над ним поиронизировать. Не обладая предрасположенностью к последнему, Уотерс проявил себя более чем сдержано и в качестве, принесшем ему мировую известность. Выпирающий в его лентах кич обрёл впоследствии статус культового феномена и маргинального искусства.
Уотерс умудрялся снимать так вульгарно, что это с определённого момента начинало обретать оригинальное звучание. Причём его поиски в этой области доходили порой до абсурда. Так на одной из премьер он прибег к использованию запаха, напоминающего газы прямой кишки. Основанная на несколько иной художественной платформе «Мамочка-маньячка», даёт лишь приблизительное представление об особенностях предыдущих лент Уотерса. Однако это не умаляет некоторых достоинств картины, в частности стремления гротескно отразить царящие в американской семье нравы.
Шесть убийств вовсе не делают мамочку Сатфин, готовую зарезать кого угодно из-за сущего пустяка, неким духовным монстром. Но немногим привлекательнее выглядит и её муж-дантист, сладострастно сверлящий зубы пациентам, или сынок, готовый дни и ночи напролёт смотреть фильмы ужасов. Вывихнутая психика персонажей фильма, выдержанного в стилистике вульгарной мыльной оперы, так и не обретает значения гиперболы, что позволяет сравнить картину с улыбкой, застывшей на лице человека, собравшегося, было, засмеяться, но так и не нашедшего для этого достаточных оснований.